Административное правонарушение и налоговое правонарушение сходства

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Административное правонарушение и налоговое правонарушение сходства". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Вопрос 28. Нарушение законодательства о налогах и сборах

Ответ: Нало­говым правонарушением признается виновно совершенное противоправ­ное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Деяние признается налоговым правонарушением, т. е. совершен­ным в нарушение законодательства о налогах и сборах, если:

— субъектами налоговых правоотношений не исполняются обя­занности, предусмотренные налоговым законодательством;

— нарушаются установленные налоговым законодательством за­преты и предписания;

— за его совершение Налоговым кодексом установлены меры ответственности.

В соответствии со ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, При этом физические лица могут быть привлечены к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Состав налогового правонарушения, как и любого другого правонарушения, включает в себя следующие элементы:

— объект налогового правонарушения — это общественные отношения, на которые посягает налоговое правонарушение. Объектом налогового правонарушения выступают, прежде всего, финансовые интересы государства, доходная часть бюджета и внебюджетных фондов, возможность осуществления налогового контроля и т. д.;

— субъект налогового правонарушения — физическое или юридическое лицо, нарушившее нормы налогового законодательства;

— объективная сторона налогового правонарушения — это само противоправное деяние, его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом.

— субъективная сторона налогового правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла неосторожности.

Важным условием привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является наличие вины в совершении налогового правонарушения. В настоящее время согласно ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности.

В соответствии со ст. 110 Налогового кодекса РФ различаются две формы вины:

— умысел, когда лицо, совершившее данное правонарушение, осознавало противоправный характер своих деяний, желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний;

— неосторожность, когда лицо, совершившее правонарушение, не осознавало противоправного характера своих деяний, хотя дол­жно было и могло это осознавать.

Важным условием являются нормы п. 6 ст. 108 НК РФ, в соответствии с кото­рыми, лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обя­занность по доказыванию виновности лица в совершении налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. Неустранимые со­мнения в виновности лица в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу этого лица (п. 6. ст. 108 НК РФ), а также все неустра­нимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7. ст. 3 НК РФ).

В зависимости от наличия последствий противоправных деяний

можно выделить два вида налоговых правонарушений:

— налоговые правонарушения, имеющие материальный состав, т. е. правонарушения, влекущие за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, и ответственность за совершение которых наступает только при наличии этих последствий;

— налоговые правонарушения, имеющие формальный состав, т.е. такие, когда для наступления ответственности достаточен только факт совершенного деяния, а наличие вышеуказанных следствий при этом не принимается во внимание.

Налоговая ответственность. Налоговое право является одной из тех отраслей права, где для ее защиты применяются практически все виды юридической ответственности, так как отдельные виды налоговых правонарушений могут одновременно повлечь и различную ответственность юридических или физических лиц.

Административная ответственность. Административная ответственность в сфере налоговых отношений применяется на основе Кодекса РФ об административных правонарушениях и Налогового кодекса РФ.

Граждане привлекаются к ответственности за отсутствие учета до-ходов или ведение его с нарушением установленного порядка, непредставление и несвоевременное представление декларации о доходах или включение в декларации искаженных данных, невыполнение законных требований налоговых органов.

Уголовная ответственность. За определенные неправомерные действия в налоговой сфере наступает уголовная ответственность, которая урегулирована ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.

Статья 198 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставле­ния декларации о доходах в случаях, когда подача декларации являет­ся обязательной. Нормы ст. 198 УК РФ распространяются и при вклю­чении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах. Условием применения уголовной ответственности является соверше­ние этого преступления в крупном размере.

Субъектом преступления всегда выступает только физическое лицо. В данном случае — налогоплательщик. Часть 2 ст. 198 УК РФ предусматривает ответственность за квалифицированный вид уклоне­ния от уплаты налогов — совершение преступления в особо крупном размере. Причем особо крупным размером признается неуплата нало­гов, превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 199 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские доку­менты заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные вне­бюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере.

Уголовная ответственность наступает только в случае уклонения от уплаты налогов в крупном размере. Статья 199 УК РФ признает раз­мер крупным, если сумма неуплаченного налога превышает одну ты­сячу минимальных размеров оплаты труда.

Дисциплинарная ответственность. За нарушение налогового зако­нодательства к дисциплинарной ответственности привлекаются две категории должностных лиц. К первой категории относятся должно­стные лица налоговых органов и органов налоговой полиции, ко вто­рой — должностные лица предприятий-налогоплательщиков. Дисцип­линарная ответственность регулируется трудовым и, частично, адми­нистративным законодательством.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение тру­довой или служебной дисциплины. Например, главный бухгалтер пред­приятия допускает действия, нарушающие налоговое законодательство.

Читайте так же:  Выплата дивидендов назначение платежа

Примером дисциплинарного проступка сотрудников налоговых органов, органов налоговой полиции может стать разглашение налоговой тайны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административное правонарушение и налоговое правонарушение сходства

Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ; ADMINISTRATIVE VIOLATIONS; ADMINISTRATIVE LIABILITY; TAX LIABILITY; A LEGAL FACT.

В настоящее время налоговые правонарушения — это не редкость. Прокуратура Российской Федерации, рассматривает противодействие налоговым правонарушениям, как одно из перспективных направлений обеспечения законности в стране [9, с. 39].

В науке существует много дискуссий по ответственности за данные правонарушения. Рассмотрим несколько точек зрения ученых по данному поводу, итак, А.А. Ткаченко отмечает, что «существует множество подходов о правовой природе налоговой ответственности:

— налоговая ответственность — это административная ответственность за налоговые правонарушения; какие-либо основания для выделения налоговой ответственности в качестве самостоятельного вида юридической ответственности;
— налоговая ответственность — это разновидность финансовой ответственности;
— налоговая ответственность — это новый, самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительной отраслевой спецификой;
— налоговая ответственность — это научная категория, раскрывающая специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых санкций за нарушение налогово-правовых норм действующего законодательства» [7, с. 282].

Другие ученые, такие как: А.П. Алехин, А.А. Гогин считают, что все нарушения законодательства о налогах и сборах не содержат признаков преступления и тем самым относятся к административным правонарушениям, то есть данные авторы налоговую ответственность не признают, как самостоятельный вид ответственности, а признают исключительно административный закон в части ответственности за нарушения в сфере налогообложения[1, с. 13].

Е.В. Морозова отмечает, что в настоящее время термин «налоговая ответственность» как самостоятельный вид юридической ответственности, обоснованным признать нельзя, поскольку ответственность, которая предусмотрена НК РФ, несмотря на отсутствие, на сегодняшний день, однозначного нормативного закрепления ее административно-правовой природы, целесообразней рассматривать как узкоспециальное обозначение административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения, без отделения ее от последней» [3, с. 9].

Перейдем к рассмотрению самой административной ответственности. Определение «административной ответственности» КоАП РФ не предусматривает, ученые административного права по этому поводу высказывают различные точки зрения.

Так, например, В.С. Четвериков отмечает, что «административная ответственность — применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании законодательства об административных правонарушениях и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за виновное административное правонарушение, предусмотренное КоАП и принятыми в соответствии с ним и законами субъектов Федерации, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание» [8, с. 246].

А.В. Юрковский в своем исследовании считает, что административная ответственность должна рассматриваться в двух аспектах: в широком (объективном) и узком (субъективном) смыслах [9, с. 183].

Продолжая дискуссии по данному вопросу профессор Б.В. Россинский считает, что «административная ответственность – это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение» [5, с. 603].

Подытоживая точки зрения ученых по понятию «административной ответственности», следует сказать, что административная ответственность — это прежде всего мера государственного принуждения, которая применяется как к физическим, так и юридическим лицам, которые совершили противоправные виновные деяния в сфере отношений, регулируемых нормами административного права.

Административное правонарушение выступает юридическим фактом, по применению административной ответственности. Пункт 1 статьи 2.1. КоАП РФ содержит понятие административного правонарушения, под которым понимается «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [2].

Налоговый кодекс в статье 106 содержит норму о понятии налогового правонарушения, под которым понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность» [4].

Исходя из содержания двух определений, следует, что данные правонарушения, как налоговое, так и административное – это противоправные виновные деяния, совершенные тем или иным субъектом, за которые предусмотрена ответственность соответствующим кодексом.

Пункт 2 статьи 17 НК РФ гласит о том, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста, в КоАП РФ в пункте 1 статьи 2.3 указано, что подлежит ответственности лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Ю.С. Сидорович в своей статье отметил следующее, если налоговую ответственность рассматривать с материального (отраслевого)или процессуального критериев ответственности, то существенных отличий по данным критериям между налоговой и административной ответственностью практически не наблюдается, а значит, налоговая ответственность от административной ничем не отличается» [6, с. 84-85].

Как правило, на нарушителей налагаются штрафы и как правило — это административные взыскания (ст. 3.2. КоАП РФ), поскольку НК РФ не предусматриваются специфические меры воздействия за нарушения налогового законодательства, то ими будут выступать и выступают меры административного взыскания, как правило в виде штрафа.

Подводя итог, следует отметить, что понятие налоговой ответственности входит в понятие административной ответственности. На законодательном уровне следует правонарушения, которые прописаны в Налоговом кодексе России, но не прописанные в Кодексе об административных правонарушениях, следует объединить в одном из нормативно правовом акте, а именно КоАП РФ и в нем же прописать и унифицировать ответственность за данные правонарушения.

Административные правонарушения в сфере налогов и сборов

Одним из видов административных правонарушений является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. В связи с этим нужно отметить, что согласно ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Читайте так же:  Подоходный налог сколько процентов зарплаты

Кроме того, согласно ст. 15.6 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. К ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены как граждане, так и должностные лица. Предположим, что руководитель организации не представил в налоговые органы сведения о своих доходах как физического лица, не связанных с работой возглавляемой им организации. Кроме того, им совершено правонарушение, касающееся непредставления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в отношении организации, в которой он работает (при условии, что это входит в перечень его обязанностей). Таким образом, руководитель организации может быть привлечен к ответственности за оба правонарушения.

В первом случае он будет отвечать как гражданин и должен будет заплатить штраф в размере от 1 до 3 МРОТ, во втором случае он будет отвечать как должностное лицо и должен будет заплатить штраф в размере от 3 до 5 МРОТ. В настоящее время такое нарушение влечет за собой наложение на виновников штрафа в размере 500 руб. При этом с указанной даты вводится административная ответственность гражданина за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ) в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. для должностных лиц, и в размере от 100 до 300 руб. для граждан.

64. Понятие налогового правонарушения и общие условия
привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Квалифицирующие признаки налогового правонарушения:

· противоправность действий (бездействия) лица;

· наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;

· наличие установленной НК РФ ответственности за совершение противоправных действий (бездействия).

Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения:

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Никто из налогоплательщиков или налоговых агентов не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Физическое лицо не может быть привлечено одновременно к налоговой и административной ответственности в том случае, если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, то есть когда совпадает состав правонарушений, предусмотренных налоговым и административным законодательством.

При рассмотрении споров, которые связаны с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, судебному органу необходимо исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в целях налогообложения только в трех случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 40 НК РФ:

· по сделкам между взаимозависимыми лицами;

· по товарообменным (бартерным) операциям (договорам мены);

· при совершении внешнеторговых сделок;

· при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

65. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к
ответственности за совершение налогового правонарушения.

Установлены следующие обстоятельства, которые исключают привлечение лица к ответственности:

· отсутствие события налогового правонарушения — то есть деяния, за которые НК РФ установлена ответственность, не имели места быть;

· отсутствие вины в совершении налогового правонарушения. В силу статей 106, 108 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение;

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста — статья 107 НК РФ устанавливает, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста;

· истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения — согласно статье 113 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

66. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за
совершение налогового правонарушения.

Виды смягчающих обстоятельств:

· совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

· совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

· тяжелое материальное положение лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

· иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подачу в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении также является смягчающим ответственность обстоятельством.

Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Привлечение ранее налогоплательщика к налоговой ответственности за иные правонарушения не создают отягчающего обстоятельства. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Читайте так же:  Выплата дивидендов срок давности по начислению дивидендов

При наличии отягчающего обстоятельства, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговая, административная, уголовная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения

Основными нормативными актами, регламентирующими в России ответственность за нарушения налогового законодательства, являются НК РФ, КоАП РФ и УК РФ.

Налоговая ответственность —это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Признаки:

1) основана на государственное принуждение и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово – правовыми нормами;

2) наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

3) субъектами ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

4) для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Все составы налоговых правонарушений зафиксированы в гл.15 НК РФ. В качестве меры ответственности НК РФ устанавливает и применяет налоговые санкции только в форме штрафа. Размеры штрафа определены статьями НК РФ либо в конкретных суммах, либо в процентах определенной величины.

Если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, сумма штрафа взыскивается в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (срок давности взыскания санкции).

Административная ответственность в сфере налогообложения — это ответственность организаций, их должностных лиц и ИП за налоговые правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (далее КоАП). Субъектами административной ответственности являются должностные лица организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица — по КоАП РФ.

Признаки административной ответственности:

-Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Видео (кликните для воспроизведения).

-Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

-Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

-Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

-Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

-Порядок привлечения к административной ответственности, урегулирован административно — процессуальными нормами.

Привлечение к административной ответственности (так же, как и к налоговой) допустимо только при наличии вины в форме умысла и неосторожности. Причинение вреда в состоянии крайней необходимости или физическим лицом, находящимся в состоянии невменяемости, исключают возможность привлечения к административной ответственности.

Уголовная ответственность.

Налоговое преступление отличается от правонарушения большей общественной опасностью.

В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:

– уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);

– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);

– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:

– невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;

– временного психического расстройства;

– иного болезненного состояния психики.

Формы вины при совершении налогового преступления.Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:

– в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;

– в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

– лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».

В тексте УК содержатся 4 статьи, посвященных налоговым преступлениям:

– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;

– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;

Читайте так же:  Порядок возмещения ндс из бюджета

– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговое преступление и налоговое правонарушение

Актуальность проблемы налоговых преступлений

Экономические и налоговые преступления для страны невозможно назвать новым явлением. Но, имевшее продолжительное время господство государственной собственности позволяло перераспределять доходы вне системы налогообложения. В 1930-1980-х гг. преступления в налоговой сфере имели эпизодический характер. Преимущественно они были сведены к нарушению порядка реализации обязательных бюджетных платежей гражданами.

Социально-экономические преобразования в стране обусловили необходимость кардинальных перемен налоговой системы. В этой связи в конце 1991 г. была проведена масштабная реформа. В ходе нее сформировано законодательство в бюджетной и налоговой сфере, которые регламентируют условия и порядок совершения обязательных платежей. В результате чего произошло формирование новой налоговый системы, соответственно, произошло существенное расширение практики налоговых преступлений.

Как считают эксперты, бюджет ежегодно недополучает порядка 1/3 поступлений. Уклонение налогоплательщиков от исполнения своих обязанностей приобретает все большее распространение. Возрастание количества налоговых преступлений характеризует высокая динамика.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Как правило, в больше части, налоговые преступления совершаются субъектами, которые заняты в сфере торговли. Организации стремятся получить оплату наличными деньгами, что позволяет использовать средства за пределами банковского оборота, это осложняет контроль и способствует сокрытию доходов от налогообложения.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).
  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

  1. Неуплата налогов.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Внимание! С 10 апреля 2016 г. штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 500 до 3 000 руб.
  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

Читайте так же:  Дарение близким родственникам не облагается налогом

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

Отличие налогового правонарушения от налогового преступления

В ст. 106 НК РФ содержится определение налогового правонарушения, как совершенного противоправного деяния плательщика, агента либо иных лиц, которые несут обязательства по отчислению платежей в бюджет.

У налогового преступления и налогового правонарушение существуют отличительные признаки. Одним из существенных свойств налоговых преступлений является общественная опасность, ответственность выражается в наказании (соответственно нормам УК). За деяние, не представляющее общественную опасность (налоговое правонарушение), субъекту грозит санкция (соответственно нормам НК).

Важная отличительная особенность среди рассматриваемых понятий – субъектный состав. Наказания за налоговые преступления в России применяются исключительно к гражданам. В свою очередь, санкции, могут налагаться на физических, и на юридических лиц.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Следует отметить, что привлечение юридического лица к ответственности не является препятствием в применении наказания к отдельным должностным лицам по соответствующим основаниям.

На основании норм Конституции РФ, у каждого субъекта имеется обязанность по уплате налогов, установленных законом. Глава 23 НК РФ устанавливает порядок, в соответствии с которым осуществляется выплата налогов и сборов. Наступление уголовной ответственности за налоговые преступления для граждан происходит при уклонении от исполнения ими обязательств перед бюджетом в крупном размере. Подобное уклонение может осуществляться следующими путями:

  • не предоставление декларации или иных документов, которые по действующему законодательству должны быть предоставлены в установленный срок;
  • включение в декларации, отчетность заведомо ложной информации, т.е. умышленное указание недостоверных данных о величине расходов и доходов.

Необходимо отметить, что законодательство предусматривает освобождение от предоставления декларации для определенной категории физических лиц. Все остальные плательщики должны обязательно составлять и подавать отчетность в установленных случаях. Ответственность предусмотрена ст. 198 УК.

Ответственность за неисполнение налоговых обязательств организациями установлена в ст. 199-199.4 УК.

Расследованием налоговых преступлений занимаются правоохранительные структуры в тесном взаимодействии с ФНС.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ответственность за налоговые правонарушения в 2019-2020 годах

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;

Об одном из них читайте здесь.

  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

Источники

Административное правонарушение и налоговое правонарушение сходства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here