Агенты валютного контроля имеют право

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Агенты валютного контроля имеют право". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Органы и агенты валютного контроля их права и обязанности

Органы валютного контроля :

1. Банк России – ст. 5 ФЗ;

2. Правительство РФ – ст. 5 ФЗ;

3. Специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004г. № 278):

a. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,

b. Федеральная таможенная служба,

c. Федеральная налоговая служба.

Агенты валютного контроля:

1. уполномоченные банки, подотчетные Банку России;

2. уполномоченные банками профессиональные участники рынка ценных бумаг;

3. территориальные таможенные органы ;

4. территориальные органы вышеупомянутых федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретный механизм валютного контроля со стороны уполномоченных банков предусмотрен Инструкцией Банка России от 15июня 2004г. № 177 – И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Права органов и агентов валютного контроля (ст. 23 ФЗ):

1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

4. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

5. применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Обязанности агентов валютного контроля и их должностных лиц (ст. 23 ФЗ):

1. осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Вопросы для семинарского занятия по теме 6

  1. Правовые основы направления и формы валют­ного контроля
  2. Понятие валютного регулирования
  3. Принципы валютного регулирования
  4. Виды валютного контроля
  5. формы валютного контроля
  6. Органы и агенты валютного контроля
  7. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9667 — | 7404 — или читать все.

Органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, права и обязанности которых определены в п.5 ст. 4, ст. 22 и ст. 23 Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органы валютного контроля издают нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного контроля. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля. Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право:

— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

— запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции и их должностные лица наделены правом:

— рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», и принимать решение о предварительной регистрации либо отказе в предварительной регистрации;

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля;

— применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, виновные в нарушении положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность).

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

К агентам валютного контроля в соответствии с законом относятся:

Читайте так же:  Налоговый вычет за операцию ребенка

а) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;

б) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на регулирование рынка ценных бумаг;

в) таможенные органы;

г) налоговые органы.

В системе валютного регулирования и валютного контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного контроля определена в статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (2003 г.). Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

— полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;

— обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

— эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

— законностью операций неторгового характера — перемещения наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;

— соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

Функции по осуществлению валютного контроля реализуются:

— на таможенном посту – сотрудниками, ответственными за осуществление соответствующего этапа таможенного оформления;

— на таможне – отделом (отделением) валютного контроля;

— в региональном таможенном управлении (РТУ) – отделом валютного контроля;

— в Федеральной таможенной службе России – Управлением валютного контроля.

При этом вышестоящий таможенный орган полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

Управление валютного контроля осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроль за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

Отдел валютного контроля регионального таможенного управления организует и координирует деятельность и методологическое руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним и контроля за перемещением валюты и валютных ценностей.

Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятий по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

Основными задачами отделов таможенного оформления и таможенного контроля являются:

— таможенное оформление товаров при их ввозе на таможенную территорию РФ либо вывозе с нее;

— контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через указанную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг.

Отделы таможенного оформления и таможенного контроля осуществляют документальный контроль, т. е. проверяют соответствие установленным требованиям документов, необходимых для валютного контроля (внешнеторгового договора, грузовой таможенной декларации (ГТД), паспорта сделки и др.), и выявляют на этом этапе нарушения валютного и таможенного законодательства.

Информационную основу валютного контроля во внешнеторговом обороте составляют следующие документы:

— таможенная декларация, в том числе предшествующая таможенная декларация, если в отношении товаров изменяется (завершается) ранее выбранный таможенный режим;

— коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенного режима;

— договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;

— паспорт сделки или паспорт бартерной сделки, оформленный в установленном порядке, если в соответствии с законодательством РФ при таможенном оформлении товаров требуется представление соответствующего паспорта сделки;

— разрешение уполномоченного органа на выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, если товары вывозятся в счет исполнения обязательств по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической бартерной сделки, предусматривающей выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11025 — | 7452 — или читать все.

Уполномоченные агенты валютного контроля

В России именоваться агентами валютного контроля могут банки, получившие специальную лицензию, госкорпорация Внешэкономбанк, а также федеральные органы таможенного и налогового контроля.

Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации

Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.

В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:

  • любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
  • вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
  • исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.

Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.

Банки

Основная нагрузка в сфере ВК ложится на коммерческие банки. Помимо технического обслуживания всех валютных операций, банковские учреждения, имеющие функции агента ВК, обязаны:

  • проверять законность всех операций, проводимых с использованием денежных средств иных стран;
  • отслеживать сроки и объемы доходов от экспорта товаров;
  • осуществлять продажу иностранной валюты на внутреннем рынке.

Банки, помимо контролирующих функций, выполняют сбор и обработку информации, формируют специальные базы данных об участниках валютных операций. Будучи агентами ВК, банковские организации отправляют в Комитет по финансовому мониторингу информацию о следующих операциях:

  • возврате аванса, уплаченного резидентом нерезиденту по разовым контрактам на поставку товаров (особенно если сделка не связана напрямую с основной деятельностью резидента — например, завод по производству железобетонных конструкций получил аванс за поставку мягких игрушек);
  • оплате штрафов, начисляемых резиденту со стороны иностранного партнера за нарушение пунктов договора (если неустойка более 10 % от суммы контракта);
  • переводе денег (а также предоставлении товаров и услуг) нерезиденту, который не является участником контракта;
  • экспорте товаров или услуг нерезидентам, зарегистрированным в странах с льготным режимом налогообложения (проверяется на факт «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов);
  • импорте или экспорте товаров без четкого описания по ТН ВЭД или с различными наименованиями в сопроводительных документах (когда одни и те же товарные позиции пытаются провезти под разными названиями).
Читайте так же:  Возмещение расходов на медосмотр и ндфл
Видео (кликните для воспроизведения).

Ранее на банки возлагалась функция оформления паспорта сделки, однако с марта 2018 года (в связи с упрощением валютного контроля) банки обязаны лишь регистрировать контракты на сумму более 3 миллионов рублей.

Кроме этого, банкам предписывается сообщать не только о факте наличия ошибок в валютных договорах, но и об их местоположении, содержании, а также способах исправления.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и органов валютного регулирования;

проверять полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе:

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и органов валютного регулирования;

применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и органов валютного регулирования

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации, а для представления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.

Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы или их копии, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

документы, удостоверяющие личность физического лица;

документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе для нерезидентов, которым на основании статьи 11 Налогового кодекса является документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. Порядок постановки на учет в налоговом органе и выдачи свидетельства об этом регулируется статьей 84 НК РФ;

документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

документы, предусмотренные законодательством иностранного государства, удостоверяющие права нерезидентов на ведение валютных операций, открытие счетов (вкладов). Это позволит наиболее полно соблюсти принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;

уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами Российской Федерации;

регистрационные документы, необходимые, когда предварительная регистрация предусмотрена законодательством;

документы или их проекты, служащие основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения), подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; подтверждающие совершение валютных операций;

таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

Даже в пределах приведенного перечня документов агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Закон также устанавливает требования к представляемым документам в отношении их действительности, перевода и легализации в установленном порядке.

Легализацию иностранных документов осуществляют консульские учреждения Российской Федерации. При этом следует учитывать Конвенцию от 5 октября 1961 г., отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, которая вступила в силу для Российской Федерации 31 сентября 1992 г. Этот документ определяет перечень документов, освобожденных от легализации.

Непредставление физическим или юридическим лицом требуемых документов или представление недостоверных документов становится причиной отказа уполномоченных банков от проведения валютной операции.

Перечисленные выше документы должны быть представлены агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, то может быть представлена заверенная выписка из него. Если представляются копии документов, агент валютного контроля имеет право потребовать оригинал для ознакомления.

Все документы участников валютных операций должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. Документы, исполненные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, должны быть по требованию агента валютного контроля переведены на русский язык.

Читайте так же:  Получение налогового вычета после рефинансирования ипотеки

Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств и подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы для установления и засвидетельствования подлинности подписей, поставленных на них, и соответствия их законам государства происхождения. Вместе с тем Российская Федерация является участницей межправительственных соглашений, которые отменяют или существенно упрощают порядок легализации документов. К таким соглашениям относятся:

а) Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, заключенная в Гааге 5 октября 1961 г. (вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 17 апреля 1991 г. N 2119-1 «О присоединении СССР к Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов»);

б) Конвенция стран-членов СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенная в Минске 22 ноября 1993 г. (вступила в силу для России 10 декабря 1994 г. в соответствии с Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ).

в) двусторонние соглашения Российской Федерацией с иностранными государствами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В настоящее время участницами Гаагской конвенции являются более 80 стран. Согласно статье 3 указанной Конвенции «единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление стандартизированного сертификата или штампа, именуемого «апостиль». Текст апостиля может быть выполнен на языке государства, его выдавшего, однако «заголовок Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке».

Минская конвенция ратифицирована всеми 12 странами-членами СНГ. Согласно статье 13 Конвенции «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».

Система валютного контроля построена таким образом, что предполагает постоянное взаимодействие и обмен информацией между ее органами и агентами, без которого функционирование системы становится невозможным. Например, органы и агенты валютного контроля, согласно части 9 статьи 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», получив информацию о нарушении актов валютного законодательства и органов валютного регулирования лицом, к которому санкции применяются иным органом валютного контроля, передают такому органу, имеющему право применять санкции к нарушителю, следующую информацию:

1) о юридическом лице — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) о физическом лице — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения.

Одним из основных инструментов, обеспечивающих проведение валютного контроля и взаимодействие между его органами и агентами, является так называемый паспорт сделки, который оформляется резидентами в уполномоченных банках при совершении валютных операций. Этот документ должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Оформление паспортов сделок ведется в порядке, установленном Банком России: паспорт оформляется на каждый контракт и содержит все основные условия сделки.

Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о такой регистрации и провести ее или отказать в этом.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

контролировать соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и органов валютного регулирования;

представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства и органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством по согласованию с Центральным банком; несут ответственность, предусмотренную законодательством, за неисполнение функций и за нарушение прав резидентов и нерезидентов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Валютный контроль

В России основной платежной валютой является рубль. Лишь для определенных операций предусмотрено использование денежных единиц других стан. Все они подпадают под действие валютного законодательства и, как следствие, контроля.

Документы для валютного контроля

Изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в марте 2018 года, предусматривают, что банки могут потребовать дополнительные документы по любым сделкам, вне зависимости от суммы расчетов. Но при этом в перечне официальных бумаг будут только те, что непосредственно относятся к конкретной сделке:

  • справки о государственной регистрации участников договора;
  • таможенная декларация и иная документация;
  • контракты, инвойсы, счета;
  • доверенность на проведение валютной операции.

С 2019 года при сделках до 200 тысяч рублей отправлять документы в банк не нужно (исключение составляют особые случаи, при которых есть повод усомниться в законности сделки). Достаточно указать сведения, необходимые для совершения банковской операции:

  • наименование зарубежного партнера и страну его регистрации;
  • реквизиты счета получателя, сумму сделки и валюту, в которой она проводится;
  • данные по контракту — его номер, дату подписания;
  • вид сделки — товарная (экспортная или импортная), оказание услуг, предоставление или возвращение займа и т. д.;
  • особенности платежа (например предоплата).
Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет какие документы нужны

Специфика оформления сведений зависит от требований банка: в некоторых случаях достаточно отправить письмо на электронную почту или по пунктам перечислить нужные сведения консультанту в банковском чате.

По новому закону банк обязан указывать, какие ошибки найдены в валютных договорах, чтобы заинтересованные стороны могли их оперативно устранить. До этого банковские компании лишь фиксировали факт наличия ошибок, но искать их приходилось самостоятельно.

Также среди нововведений имеет место обязательное условие для резидентов и нерезидентов указывать сроки оплаты по договору, а также срок выполнения всего контракта в целом.

Важно, чтобы все документы, предоставляемые в банк, были необходимым образом легализованы, а при необходимости сопровождались переводом на русский язык (лучше — нотариально заверенным).

Этапы валютного контроля

В зависимости от специфики проводимой сделки, этапы валютного контроля могут незначительно различаться. Однако практически всегда процесс выглядит следующим образом:

  • подготавливается пакет документов, необходимых для легализации сделки (конкретный перечень можно получить в банке, через который планируется провести расчеты);
  • при необходимости открываются валютные и транзитные счета;
  • агент ВК проверяет подлинность документов, и если всё в порядке, то проводит операцию;
  • если сумма контракта превышает 3 млн рублей, банк регистрирует договор;
  • информация о совершенных операциях заносится в базы данных;
  • по окончании сделки составляется отчетность, а сама операция закрывается.

Обратите внимание! С 1 марта 2018 года произошла отмена паспортов сделки для контрактов, касающихся импорта или экспорта. Теперь банк уполномочен самостоятельно регистрировать сделку, если сумма в договоре по ней превышает 3 млн рублей или эквивалент в иной валюте.

Права и обязанности агентов ВК

Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок. При этом для выполнения возложенных на них функций агенты ВК имеют право осуществлять предусмотренные законом контрольные и надзорные процедуры в рамках своих полномочий:

  • инициировать и проводить проверки по выполнению норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  • вести учет и формировать отчеты по валютным операциям;
  • получать уведомления об открытии или закрытии валютных счетов (в том числе за рубежом), регулярно получать сведения о движении средств по ним;
  • требовать представления документов для подтверждения законности сделок, связанных с валютными операциями.

При этом правки 2019 года оговаривают, что агенты ВК имеют право требовать только ту документацию, что имеет отношение к текущей сделке. В частности, в этот список попадают:

  • документ, удостоверяющий личность резидента или нерезидента;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, ООО и т. д.;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документы, подтверждающие права собственности на недвижимость;
  • доверенность на право распоряжения средствами;
  • свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка (нужны, если перевод за границу осуществляется близким родственникам — в этом случае нет ограничений по размеру суммы);
  • таможенные документы (при сделках, связанных с экспортом или импортом продукции);
  • другая сопроводительная документация (договора, инвойсы, счета и т. п.).

Кроме этого, в законе отдельно оговаривается, что агенты ВК имеют право затребовать от резидентов и нерезидентов:

  • заверенные переводы документов на иностранном языке;
  • ранее представленные документы, если в них произошли изменения;
  • документы взамен тех, чей срок действия истек.

Обратите внимание: в некоторых случаях документы по международным сделкам придется легализовать — заверить в посольстве иностранного государства, консульстве России за рубежом.

Операции, подпадающие под валютный контроль

ВК проводится в отношении российских и иностранных граждан, юридических лиц (в том числе зарегистрированных в зарубежных странах), осуществляющих любые операции, перечисленные в п. 9 ч. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЗ):

  • покупку и продажу валюты;
  • оплату денежными единицами других стран любых сделок, заключенных между резидентами РФ;
  • сделки по продаже валюты, акций, облигаций и иных ценных бумаг (а также платежные операции в валюте) на территории страны с участием нерезидентов;
  • ввоз в Россию или вывоз за рубеж денег и ценных бумаг;
  • переводы между счетами одного владельца, если они расположены в разных странах (например, в России и Швейцарии);
  • денежные переводы между счетами нерезидента, открытыми в российских банках;
  • переводы со счета одного владельца на счета другого, в том числе и за границу.

В остальных случаях операции проводятся без внимания со стороны агентов валютного контроля.

Операции, подлежащие валютному контролю

Согласно законодательству РФ, валютный контроль касается только трех видов операций:

  • сделки с ценными бумагами, если номинал последних выражается в иностранной валюте;
  • любые денежные операции между резидентами и нерезидентами РФ;
  • расчеты с использованием денежных единиц зарубежных стран (например, в соответствии с контрактом, заключенными между российской и иностранной компанией).

Обратите внимание! Если Российская компания закупает товар у иностранного поставщика, но в Россию его не ввозит, то сделка не попадает в фокус валютного контроля.

Федеральная налоговая служба

Основной перечень полномочий ФНС перечислен в постановлении Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 года. В частности, ФНС имеет право контролировать:

  • соблюдение требований валютного законодательства всеми участниками финансового рынка;
  • соответствие транзакций, проводимых с денежными средствами зарубежных стран, условиям, перечисленным в сопровождающих документах, лицензиях, контрактах;
  • выполнение требований по информированию ФНС об открытии или закрытии счетов, изменении их реквизитов;
  • своевременное представление отчетов о движении средств на зарубежных счетах.

Таким образом, ФНС отслеживает только те операции, что связаны непосредственно с ее сферой. К примеру, перевод денег за рубеж — это уже «вотчина» таможни, и ФНС проверять подобные сделки не будет.

Читайте так же:  Как подать декларацию на возврат налога

Агенты валютного контроля

Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.

В своей деятельности агенты ВК имеют право:

  • оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
  • проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
  • регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
  • закрывать операции, если это предусмотрено договором;
  • составлять отчеты по всем проведенным расчетам.

Федеральная таможенная служба

Полномочия службы закреплены постановлением Правительства РФ № 809 от 16 сентября 2013 года. К ним относятся:

  • контроль за валютными расчетами, осуществляемыми при перемещении товара через границу;
  • надзор за финансовыми операциями, относящимися к ввозу товаров из-за рубежа;
  • контроль соответствия проводимых операций в сфере импорта и экспорта тем условиям, что оговорены в лицензиях, разрешениях и сопроводительной документации.

Помимо постановления Правительства РФ, все вышеперечисленные функции также отражены в Федеральном законе № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года.

Что такое валютный контроль

Сам термин «валютный контроль» обозначает ряд действий со стороны специальных органов по соблюдению законодательных норм, связанных с валютными операциями. В России за сделками с участием иностранных денежных единиц следят Центробанк, Министерство финансов, местные исполнительные власти, а также правительство и таможенная служба.

Впрочем, конкретные действия по осуществлению контроля проводят специальные агенты — коммерческие банковские учреждения с соответствующей лицензией. Они добровольно берут на себя обязанности по контролю за операциями с валютой, а взамен получают вознаграждение за каждую проведенную транзакцию.

Помимо контроля за соблюдением норм действующего законодательства, агенты отслеживают легальность операций, достоверность сведений, указанных в сопроводительных документах, а также следят за выполнением обязательств, указанных в договорах.

Интересно, что многие европейские страны отказались от какого-либо надзора в сфере валютных операций — сегодня около 50 стран мира, включая Россию, используют механизмы ВК.

Принципы валютного контроля

В нашей стране валютный контроль позволяет отсекать неправомерное вмешательство государственных и муниципальных властей в операции, связанные с использованием валюты. Защита прав всех участников — резидентов и нерезидентов — гарантируется на государственном уровне.

В своей работе агенты валютного контроля вправе использовать различные проверки, информационные запросы в разные инстанции, а также анализ собранных сведений. При этом сам ВК делится на три вида:

  • первичный — до момента совершения транзакции проверяется легальность документов и источников дохода;
  • текущий — выполняется в ходе осуществления перевода;
  • последующий — выполняется уже после завершения валютных транзакций.

Важным принципом функционирования ВК, помимо законности и обязательности к исполнению для всех, является и соблюдение коммерческой тайны. То есть законом гарантируется, что детали валютных операций не станут достоянием общественности и не будут переданы третьим лицам.

Нарушения валютного законодательства

Контролирующие органы строго следят за исполнением требований закона, касающихся валютных операций. Нарушениями при этом считаются:

  • нарушение сроков, определенных для подачи отчетов или уведомлений (например, об открытии валютного счета нужно сообщить налоговой службе в течение 14 календарных дней);
  • использование заведомо ложных сведений в документах, относящихся к сделке;
  • нарушение сроков, указанных в договоре (штрафы начисляются даже в том случае, если виновником задержки валютных средств является зарубежный партнер);
  • игнорирование обязанности по возврату средств, поступивших от нерезидентов, на территорию РФ (проще говоря, если деньги от иностранного партнера «затерялись» на оффшорных или иных счетах).

За нарушение валютного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности:

  • гражданско-правовая — сделку могут просто приостановить или вовсе аннулировать;
  • административная — накладываются штрафы в зависимости от характера нарушения (обратите внимание, что при повторных нарушениях размеры штрафных санкций резко возрастают);
  • уголовная, включая лишение свободы.

Основные денежные штрафы накладывает ФНС. Если речь идет о нарушении закона во время проведения таможенных операций, то вправе подключиться и ФТС.

Подробнее о размере штрафных санкций можно узнать из статьи 15.25 КоАП РФ. В частности, юридические лица могут получить «письма счастья» за просроченные или вовсе не предоставленные отчеты, неправильное хранение или оформление документов.

Статья 193 УК РФ предусматривает крупные денежные штрафы (до 1 млн рублей) или ограничение свободы на срок до 10 лет за фальсификацию документов, предоставление неверных сведений, незаконный вывод средств за границу (в том числе группой лиц или с использованием подставных компаний).

Важно! Срок исковой давности по нарушениям административного характера составляет 2 года. Это значит, что в 2019 году можно получить штрафы по нарушениям, совершенным в 2017 и 2018 годах.

Можно ли оспорить штраф

Российским законодательством предусмотрена возможность снизить сумму штрафа в связи с малозначительностью нарушения или наличием ряда смягчающих обстоятельств.

В первом случае речь идет, например, об ошибках в оформлении справок — например, часто допускаются неточности в написании ФИО, адреса или наименования компании.

Во втором случае суд может обратить внимание на хорошую репутацию компании или ИП, финансовые трудности (имеющие документальное подтверждение), исправление ошибки по истечении сроков, оговоренных банком или иным агентом ВК (но до назначения штрафа за эти действия).

Следует понимать, что полностью «списать» ответственность не удастся — можно лишь уменьшить сумму штрафа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратите внимание! Несоблюдение установленных законом сроков (даже в случае просрочки на 1 день) считается серьезным нарушением.

Источники

Агенты валютного контроля имеют право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here