Аудит эффективности финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Аудит эффективности финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Аудит эффективности как методическая основа совершенствования государственного финансового контроля (А. Бликанов, «Бюджет», N 7, июль 2008 г.)

Аудит эффективности как методическая основа
совершенствования государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления и представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов власти.

Аудит эффективности — один из основных методов финансового контроля, позволяющий оценить эффективность управления финансовыми потоками и государственной собственностью, а также результативность налогового администрирования, выявить возможности улучшения реализации властных решений, выработать рекомендации по дальнейшим действиям.

Переход организации бюджетного процесса в России на принципы результативности бюджетных расходов требует от контролирующих органов создания адекватных механизмов финансового контроля, позволяющих определять степень достижения запланированных социально-экономических результатов, тем самым давая оценку эффективности использования государственных средств органами исполнительной власти.

Однако единая методика осуществления государственного финансового контроля до сих по не разработана. Требуется соответствующая база для внедрения оценки эффективности использования государственных средств, дает о себе знать слабая реализация функций предварительного контроля, который носит во многом формальный характер и не подкреплен мерами по устранению выявленных недостатков. Следствием данной проблемы является сужение диапазона контроля за поступлением доходов в тот или иной бюджет, что в первую очередь сказывается на уровне его наполнения на последующий период.

Эффективность использования государственных средств может характеризоваться с разных сторон и включать, в зависимости от целей проверки, определение экономности и продуктивности использования, а также результативности деятельности по выполнению поставленных задач. Экономность означает достижение проверяемой организацией заданных результатов с помощью минимального объема государственных средств или наилучшего результата посредством заданного объема государственных средств и может определяться на основе сравнения объема затраченных средств на покупку ресурсов с аналогичным показателем предыдущего года или с аналогичным показателем других организаций. При этом организация должна произвести установленный объем продукции или предоставить необходимое количество услуг соответствующего качества.

Более трудной методической задачей является оценка социальной результативности, которая связана с выявлением конечного социального эффекта для общества в целом или определенной части населения, который получен в результате выполнения проверяемой организацией возложенных на нее функций и задач. Для этого необходимо наличие совокупности конкретных и количественно измеримых показателей, отражающих выполнение той или иной функции или задачи, а также характеризующих запланированные социальные результаты. Отсутствие таких показателей требует проведения дополнительной работы по созданию методик и критериев, на базе которых можно было бы оценить социальную результативность использования государственных средств.

Основой единой методики контроля, на наш взгляд, способен стать аудит эффективности, предполагающий главным образом проверку качества управления, а также разграничение понятий «контроль эффективности» и «эффективность контроля». На практике это позволит свести к минимуму число комплексных выездных ревизий и тематических проверок.

В российском законодательстве, в том числе региональном, отсутствуют определения целого ряда понятий, широко используемых в контрольной деятельности. В результате часто возникает терминологическая путаница, подтверждением чему являются выступления в периодической печати и на конференциях, когда каждый толкует термин «аудит эффективности» по-своему.

Эффективность финансового контроля предполагает двойственное толкование: с одной стороны, эффективность использования бюджетных средств, с другой — эффективность методов государственного финансового контроля. Контроль эффективности расходования бюджетных средств и использования государственной собственности предполагает:

организацию и контроль за своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджетов и государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение целесообразности расходов и использования государственной собственности;

оценку обоснованности доходных и расходных статей бюджетов.

Таким образом, эффективность исполнения бюджета является ведущим показателем качества расходования государственных средств. Количественно эффективность бюджетной политики измеряется отношением полученных результатов к сумме произведенных расходов.

Эффективность методов государственного финансового контроля в большей степени обусловлена системой его организации. Мерой эффективности служит отношение результата (эффекта проверки) к затратам, связанным с получением этого результата. При рассмотрении категории эффективности применительно к финансовому контролю выделяется одна методическая особенность, отличающая ее от категории эффективности применительно к производству.

Экономным является такое использование ресурсов, когда фактическая стоимость единицы ресурса будет меньше плановой либо меньше стоимости аналогичного ресурса, применяемого иными организациями для производства аналогичных услуг. Типичным примером экономности использования государственных средств является сокращение расходов на покупку товаров и услуг путем проведения конкурсов. Таким образом, экономной считается такая деятельность, при которой на приобретение необходимых ресурсов требуемого качества тратится меньше средств, чем, например, в аналогичный период предыдущего года.

Результативность использования государственных средств характеризуется степенью соответствия фактических результатов деятельности проверяемой организации запланированным и с учетом их двойственности также должна определяться с двух сторон: производственной (экономической) и социальной.

Необходимо научиться прогнозировать ситуацию с минимальными погрешностями, контролировать эффективность принимаемых решений с точки зрения экономической или социальной выгоды в настоящее время и в перспективе, даже если решения принимаются в рамках действующего законодательства. Это новый подход к государственному финансовому контролю, и он должен иметь соответствующее законодательное обеспечение, которого сегодня нет.

Разработкой методики аудита эффективности занимаются В.А. Жуков, Р.Е. Мешалкина, С.П. Опенышев, С.Н. Рябухин, А.Н. Саушин и др. Так, В.А. Жуков и С.П. Опенышев отмечают, что «общей целью единого механизма государственного финансового контроля является обеспечение четкого, бесперебойного функционирования каждого органа управления, каждого должностного лица, аппарата государственного управления в целом на основе соблюдения законодательства, определяющего их задачи, функции и правомочия».

Читайте так же:  Коммерческая недвижимость налоги на физ лиц

Андрей Валентинович Бликанов,

специалист-эксперт Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Родился 3 января 1984 г. в Нальчике.

Имеет два высших образования.

2004-2005 гг. — генеральный директор ООО «КавИнТек».

2005-2006 гг. — специалист первой категории, затем ведущий специалист Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.

В октябре 2007 г. назначен специалистом-экспертом Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.

В Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на девятом конгрессе ИНТОСАИ в октябре 1977 г., подчеркивается: контроль не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, которая должна вскрывать отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности, эффективности и экономности расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить возмещение причиненного ущерба или осуществить мероприятия по предотвращению таких нарушений в будущем.

Аудит эффективности по всем основным параметрам контрольного мероприятия имеет более сложную методологию, требует проведения значительно больших по объему процедур, а также серьезных затрат времени и ресурсов по сравнению с традиционным финансовым аудитом, поскольку выбор тем и объектов аудита эффективности, их предварительное исследование и особенно формирование аудиторских доказательств требуют получения обширной информации и изучения множества документов и материалов.

Возникновение аудита эффективности, с одной стороны, является следствием процесса развития финансовой системы государства, а с другой — одним из факторов, способствующих ее реформированию в целях повышения эффективности управления государственными финансами. В процессе аудита эффективности применяются разнообразные аналитические и оценочные методы и процедуры, нередко проводятся различные опросы и анкетирование, которые требуют тщательной подготовки и значительного времени.

Полный цикл аудита эффективности включает этапы непосредственной организации и проведения аудита эффективности (планирование, проверка и подготовка отчета), а также этапы контроля использования результатов аудита (выполнение рекомендаций и определение полученного социально-экономического эффекта).

Критерии оценки эффективности можно рассматривать как качественные и/или количественные характеристики деятельности проверяемого объекта по использованию государственных средств, которые показывают, что должно быть в проверяемой сфере и какие результаты являются свидетельством эффективного расходования государственных средств.

Аудит эффективности, как правило, охватывает вопросы, имеющие огромное значение для общества, защищает финансовые интересы государства, позволяет определить причинно-следственные связи их несоблюдения, дает возможность своевременно внести предложения по устранению причин невыполнения установленных законодательством требований. Аудит эффективности не подменяет другие методы государственного финансового контроля; его востребованность как метода государственного финансового контроля особенно велика в той бюджетной системе, которая ориентирована на достижение конкретного конечного результата.

Как известно, формы финансового контроля, осуществляемого законодательными и представительными органами власти, установлены Бюджетным кодексом РФ. Исходя из сути определений, данных законодателем предварительному, текущему и последующему финансовому контролю, трактовать аудит эффективности в качестве особой или новой формы государственного финансового контроля достаточно трудно, однако, на наш взгляд, придание аудиту эффективности такого статуса все же необходимо.

С практической точки зрения аудит эффективности — сложная процедура, охватывающая значительные временные рамки и требующая, кроме всего прочего, высокого профессионализма кадрового состава контрольных органов.

специалист-эксперт Контрольно-счетной палаты

«Бюджет», N 7, июль 2008 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ежемесячный финансово-экономический журнал

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом «Бюджет»

Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 — 50718 от 17.07.2012 года.

107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.

подъезд 6, а/я 104

Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,

Представителем автора публикаций в журнале «Бюджет» является издатель.

http://base.garant.ru/5589001/

Государственный аудит в системе государственного финансового контроля: сущность и экономическое содержание

Государственный аудит – это целостная и независимая оценка эффективности деятельности объектов аудита, охватывающая не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками.

Целью государственного аудита является выработка рекомендаций для повышения эффективности управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита и использования государственных средств и активов государства на основе оценки деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора с использованием Системы управления рисками в развитии экономики или отдельных ее отраслей, а также анализ эффективности деятельности государственных органов.

Внедрение государственного аудита должно означать не искоренение действующего государственного финансового контроля, а его гармонизацию с государственным аудитом.

Отличие аудита от контроля заключается в том, что аудит носит больше предупредительный характер.

Государственный финансовый контроль будет направлен на выявление нарушений и принятие мер реагирования (возбуждение административного производства, понуждение к восстановлению (устранению) ущерба, привлечение к дисциплинарной ответственности, передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений), а государственный аудит будет введен в качестве оценки управления, направленной на совершенствование и повышение эффективности деятельности объекта аудита.

Читайте так же:  Подоходный налог при рождении ребенка

Государственный аудит должен не просто констатировать те или иные несоответствия, а выявлять резервы и потенциал использования, управления государственными финансовыми ресурсами с большей отдачей, эффективностью.

Государственный аудит позволит также оценить качество деятельности государственных органов и организаций по управлению финансовыми ресурсами.

В целом государственный аудит будет предполагать оценку деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей, сфер государственного управления, позволяющую своевременно выработать рекомендации для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов.

Под сферу государственного аудита подпадут функциональный анализ деятельности государственных органов и их подведомственных организаций, оценка эффективности реализации стратегических целей и задач, программных документов по их достижению, качество оказываемых государственных услуг, а также управление кадровыми, финансовыми, природными и иными ресурсами, принимаемые меры по оптимизации управленческих процессов, в том числе с использованием современных информационных технологий[1].

В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний аудит.

Основной задачей внешнего аудита будет анализ (оценка) эффективного использования национальных ресурсов (финансовых, природных, производственных, трудовых, информационных) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны.

Миссией внутреннего аудита станет анализ достижения государственным органом прямых и конечных результатов, предусмотренных в стратегических и программных документах, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, в том числе исполнения закрепленных за ними функций, качества оказываемых услуг.

Государственный аудит включает аудит финансовой отчетности, аудит соответствия (финансовый контроль) и аудит эффективности.

Аудит финансовой отчетности будет предполагать изучение и анализ финансовой отчетности и учетной системы объекта аудита, позволяющие аудитору выразить мнение о соответствии финансовой отчетности требованиям законодательства и бухгалтерских стандартов.

Аудит соответствия (финансовый контроль) заключается в оценке соблюдения объектом аудита законодательства, в том числе правовых актов, регламентирующих его деятельность.

Аудит эффективности будет предполагать изучение и анализ деятельности объекта аудита на предмет экономичности, эффективности и результативности. При этом аудит эффективности будет основан на усовершенствованной действующей оценке эффективности деятельности государственных органов. Государственный финансовый контроль является составной частью системы управления национальной экономикой, служит основой финансовой стабильности и реализации установленных политических целей правительства. Предпосылкой возникновения государственного финансового контроля (ГФК) выступает контрольная функция финансов за формированием, распределением и использованием финансовых средств всех административных уровней. Определение финансового контроля нашло различное отражение в трудах ряда российских ученых. Так Н.Д. Погосян считает, что «контроль в сфере финансов можно определить, как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также иных хозяйствующих субъектов» [2].

С.О. Шохин под финансовым контролем понимает многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета[3].

Ковалев В.В. определяет финансовый контроль не только как оценку правомерности финансовых действий, но и дополняет их аналитическим аспектом: финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов[4].

В научной литературе советского периода, да и в настоящее время, финансовый контроль формулируется, как одна из форм контроля рублем.

Однако это не в полной мере соответствует действительности. Поэтому трудно согласиться со знаком равенства между финансовым контролем и контролем рублем.

Л.Н. Овсянников считает, что государственный финансовый контроль — это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер[5]. В определенном смысле государственный финансовый контроль — это деятельность, контролирующая кругооборот финансовых ресурсов государства.

В связи с принятием Бюджетный кодекса Республики Казахстан 4 декабря 2008 года был сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансовой деятельности государства и государственного финансового контроля, в частности.

Государственный финансовый контроль – это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, регламентированная правовыми нормами по контролю над формированием, распределением, целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, государственной и муниципальной собственности, основной целью которого является выявление и предупреждение финансовых нарушений на подконтрольных объектах для экономической стабилизации в стране[6].

Расходы при осуществлении деятельности государственного финансового контроля могут быть оправданы путем результативной и экономически эффективной его деятельностью.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основными целями государственного финансового контроля являются прежде всего обеспечение законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, а также стремление наладить действенное управление экономикой, и соответствующей установленным нормам административной деятельности, которые необходимы для стабильности и дальнейшего развития государства в смысле постулатов, лежащих в основе идеологии Организации Объединенных Наций.

В литературе трактуется финансовый контроль как синтез практического опыта и знаний таких дисциплин, как бухгалтерский учет, финансы, анализ хозяйственной деятельности. Поэтому финансовый контроль правомерно рассматривается как межотраслевая, многофункциональная дисциплина. Финансовый контроль осуществляется путем проведения совокупных действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением определенных форм и методов его организации.

Следует выделить такие составные элементы ГФК как бюджетный финансовый контроль и финансово-хозяйственный контроль. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов, всех уровней смет бюджетных учреждений один из важнейших методов бюджетного контроля в управлении госфинансами субъектов хозяйствования, в регулировании социально — экономических процессов в обществе и их развитии. Анализу подвергается бюджетно — налоговая система и ее влияние на различные стороны жизни общества. На основе такого анализа разрабатываются направления долгосрочной политики государства[7].

Читайте так же:  Сколько рассматривается декларация на возврат подоходного налога

Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово — хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций по составлению и исполнению бюджета с применение документального и фактического контроля и направлена на выявление экономической эффективности, целесообразности и обоснованности использования бюджетных и внебюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения госсобственности, достоверности ведения бухгалтерской отчетности. [8].

http://articlekz.com/article/21377

Аудит эффективности и финансовый аудит

Аудит эффективности государственных расходов является одним из наиболее действен­ных механизмов государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Это деятельность, направленная на анализ результативности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования, выявление причин отклонений фактических параметров от запланированных результатов в целях достижения максимально положительного общественного эффекта.

Аудит эффективности и финансовый аудит, базируясь на ряде общих принципов финансового контроля, имеют при этом различное содержание, которое обусловлено двойственным характером проверяемых результатов использования государственных средств. Именно это дает основание рассматривать аудит эффективности и финансовый аудит как разные типы финансового контроля.

Особенностью аудита эффективности, в отличие от финансового аудита, является то, что его объектами могут быть не только организации, предприятия и учреждения, но и социальные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных ресурсов.

Если предметом финансового аудита являются результаты расходования бюджетных средств, характеризующие правомерность их использования и отражаемые в соответствую­щих финансовых документах и отчетности, то предметом аудита эффективности является результаты использования государственных ресурсов по удовлетворению общественных потребностей.

Аудит эффективности и финансовый аудит, отличаясь по содержанию, осуществляемого ими финансового контроля как разные его типы, тем не менее, имеют ряд общих характерис­ тик, присущих финансовому контролю как таковому (таблица 1). Оба они проводятся в форме последующего контроля формирования и использования государственных средств, который направлен на выявление и устранение имеющихся проблем и недостатков.

Аудит эффективности является направлением финансового контроля в сфере использо­вания государственных средств и включает следующие элементы: анализ деятельности орга­низаций по использованию бюджетных средств в целях повышения их эффективности, вскрытие недостатков и содействие принятию решений по их ликвидации. Орган государст­венного финансового контроля, осуществляющий аудит, должен выражать интересы государства, действовать независимо, адекватно интерпретировать реальную ситуацию.

Развитие аудита эффективности является следствием закономерного процесса развития финансовой системы государства и становится фактором реформирования системы внеш­него финансового контроля в направлении повышения эффективности использования бюджетных средств.

В системе государственного финансового контроля аудит эффективности характеризует­ся следующими особенностями:

  • — является особым типом государственного финансового контроля в целях определения эффективности формирования и использования финансовых средств государства;
  • — как форма финансового контроля формирования и использования государственных средств основывается на ряде общих с финансовым аудитом основных принципов и методов осуществления, присущих финансовому контролю как таковому;
  • — как тип государственного финансового контроля имеет существенные различия с финансовым аудитом в методологии проведения, специфике целей, задач и предмета.

Аудит эффективности представляет собой проверку деятельности органов государствен­ной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования и выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

Проверка эффективности использования бюджетных средств имеет множество различных целей, поэтому требуется разработка соответствующего им множества критериев оценки эффективности. Аудит эффективности каждого субъекта является единичным заказом, поэтому критерии оценки эффективности, установленные для одного субъекта могут не подходить для другого при проверке эффективности в этой же сфере.

Критерии оценки эффективности использования государственных средств представляют собой единство качественных и количественных характеристик организации деятельности контролируемого объекта. На их основе осуществляется проверка и анализ результатов достижения проверяемыми организациями установленных ими целей и задач, выполнения возложенных на них функций.

Критерии — это качественные и количественные характеристики некой «нормативной модели» организации деятельности проверяемого объекта по использованию государствен­ных средств. Они представляют обоснованные и выполняемые стандарты качества контроля, на основе которых возможна проверка и анализ результатов достижения поставленных целей.

Поскольку контроль эффективности использования бюджетных средств может иметь множество различных целей, требуется разработка соответствующего им множества критериев.

Любые критерии оценки эффективности являются одновременно аналитически задан­ными — потому что определяются по результатам анализа тех аспектов использования государственных средств, которые зафиксированы в целях проверки; формализованными -так как выбираются на основе положений нормативных документов, стандартов, установ­ленных показателей результатов деятельности проверяемых организаций; и субъективно определенными — поскольку решение об их выборе и использовании для оценки эффектив­ности использования государственных средств принимают субъекты проверки, то есть сами проверяющие.

Критерии являются достаточными в том случае, если позволяют сделать обоснованные заключения и выводы об эффективности использования государственных ресурсов в соответствии с поставленными целями проверки.

Понятие эффективности выражает относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Поэтому оценить эффективность финансового контроля можно только с помощью системы показателей, в которую включаются:

  • — абсолютные размеры выявленных в результате контроля недостач, незаконных расходов и хищений запасов и денежных средств;
  • — уровень возмещения причиненного государству материального ущерба в абсолютных суммах и в процентах к общей величине выявленных незаконных расходов, недостач и хищений, ущерб от невозврата или несвоевременного возврата бюджетных средств, выделенных на возвратной основе, потери от неперечисления в бюджет налоговых и неналоговых платежей, потери от искажений в финансовой отчетности, а также от ошибок в управлении и ведении учета хозяйственной деятельности объектов контроля.
Читайте так же:  Оплата штрафа на сайте налоговой

Набор критериев оценки эффективности, их сочетание, соотношение количественных и качественных, относительных и динамических значений при аудите эффективности могут быть различными в зависимости от целей и специфики проверяемой сферы использования государственных средств. Содержание критериев зависит от предмета проверки и конкретных вопросов эффективности использования государственных ресурсов. На рисунке 1 представлены общие критерии эффективности государственного финансового контроля и их характеристики.

Аудит эффективности определяется как проверка соответствия критериям экономич­ности, продуктивности и результативности использования ресурсов при выполнении той или иной организацией своих задач и обязательств.

Экономичность трактуется как минимизация расходов на ту или иную цель при обеспечении требуемого качества работы. Продуктивность рассматривается по схеме «вход-выход» — как соотношение результатов деятельности организации и использованными на их производство ресурсами. Результативность характеризуется уровнем выполнения организацией поставленных задач в виде соотношения между запланированными и фактическими результатами ее деятельности.

Аудит эффективности — это финансовый контроль, подчиненный определению экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств для выполнения функций бюджетных структур и решения поставленных задач.

В деятельности контролируемых органов можно выделить некоторые элементы управления качеством контрольных мероприятий. Однако, определенной системы, включающей необходимые механизмы и процедуры обеспечения и контроля качества контрольной деятельности не создано. Отсутствие теоретических работ по определению содержания качества и формированию системы управления качеством в государственном финансовом контроле объективно тормозят использование аудита эффективности.

Основные требования, предъявляемые к качеству контрольной деятельности в процессе осуществления государственного финансового контроля, следующие:

  • — высокое качество планирования контрольных мероприятий, их осуществление и подготовка отчета о результатах;
  • — применение адекватных информационных ресурсов, которые обеспечивали бы ясное понимание и выполнение аудиторских задач и других требований всеми имеющими к ним отношение лицами;
  • — процедуры контрольных мероприятий должны обеспечивать строгое соблюдение установленных стандартов и методологии, создавать реальную возможность применения инструментальных средств;
  • — соответствие процедур аудита законодательным актам, определяющим деятельность органа финансового контроля;
  • — надежная защита информации, связанной с аудитом.

Внедрение системы управления качеством позволит получить надежные и легко защищаемые заключения органов государственного финансового контроля по результатам контрольных мероприятий и, тем самым, уменьшить риски возможных судебных исков, вызванных ошибками при проведении аудита. Кроме того, это повысит ответственность аудиторов и более высокой степени их удовлетворения работой.

Деятельность любой организации включает две основные функции: функциональную, то есть связанную с выполнением возложенных на нее функций и решением поставленных перед ней задач; экономическую, характеризующуюся материальными, трудовыми и финансовыми затратами на выполнение ее функций. Результативность использования государственных средств характеризуется степенью соответствия фактических результатов деятельности проверяемой организации запланированным результатам и определяется в двух аспектах — социальная и производственная (экономическая).

Результатом функциональной деятельности организации является социальный эффект для общества, какой-либо части населения или определенной группы людей выполнения возложенных на нее функций или задач. Социальная результативность характеризует использование государственных средств с точки зрения удовлетворения потребностей. Она характеризует пользу или выгоду от предоставления бюджетной услуги для ее получателей. Социальная результативность является одной из основных проблем аудита эффективности и предполагается при любой проверке эффективности. Возможны ситуации, когда бюджетные средства израсходованы на оказание определенных услуг, а результативность оказывается весьма низкой, если эти услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены.

Итогом экономической деятельности являются результаты в виде продукта деятельности, полученного в процессе использования государственных средств. Эффективным является использование ресурсов, при котором фактическая стоимость единицы ресурса будет меньше плановой, либо меньше чем стоимость аналогичного ресурса, используемого иными организациями для производства аналогичных услуг. Эффективность использования государственных средств определяется соотношением между выпуском продукции, объемом оказанных услуг и другими результатами деятельности проверяемой организацией и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Оценка продуктивности является более сложной процедурой по сравнению с оценкой экономичности. Для расчета продуктивности использования ресурсов требуется специальная информация, которая в настоящее время накапливается и не анализируется.

В общем виде методика аудита эффективности включает проведение определенной совокупности процедур получения доказательств, необходимых для формирования заключения относительно экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств. Проведение любого контрольного мероприятия включает три основных этапа: планирование, непосредственное проведение и подготовка отчета о результатах. Это относится и к аудиту эффективности (рисунок 2).

Как показывает опыт многих зарубежных стран (Великобритании, Канады, США, Швеции и др.), аудит эффективности обычно проводится в течение от 12 до 16 месяцев.

Существенным критерием выбора темы и объектов проверки является оценка возможных результатов аудита эффективности. Результаты проверки одной организации могут иметь широкий резонанс и оказать позитивное влияние на деятельность других организаций в данной сфере или на другие сферы использования государственных средств.

При выборе темы аудита эффективности необходимо учитывать объем государственных средств, используемых в возможной сфере проверки (например, в федеральной целевой программе) и/или предполагаемыми объектами проверки на осуществление определенных функций. Чем выше объем государственных средств, подлежащих проверке, тем больше должна быть значимость данного критерия.

Основные требования к результатам аудита эффективности следующие: информация, содержащаяся в отчете, должна быть точной, объективной, убедительной, ясной и исчерпы­вающей. Оценка результатов мероприятий, принятых и реализованных проверенными организациями в соответствии с рекомендациями по итогам аудита эффективности, может иметь качественные характеристики или же выражаться в количественных показателях повышения эффективности использования государственных средств, которые представляют собой, по сути, полученный эффект от проведенного аудита эффективности. Проверяемые организации должны быть ознакомлены с результатами проверки и иметь возможность сделать свои замечания по отчету.

Читайте так же:  Проценты по имущественному вычету

  1. Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года (с изменениями и дополнениями).
  2. Колчеева О. О. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля //Вестник Московского университета МВД России, 2006, № 7. — 0,3 п.л. — Издание рекомендованное ВАК РФ.
  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: Инфра— М, 2001. — С. 404.

http://articlekz.com/article/8091

Аудит эффективности как методическая основа совершенствования государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления и представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов власти.
Андрей БЛИКАНОВ, специалист-эксперт Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Рекомендуем посмотреть

Финансы

«Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

http://bujet.ru/article/41803.php

Роль и развитие аудиторского контроля в современных условиях

Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Дата публикации: 11.07.2017

Статья просмотрена: 741 раз

Библиографическое описание:

Берсенева Г. А., Царегородцева Г. Ю. Роль и развитие аудиторского контроля в современных условиях [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12764/ (дата обращения: 19.02.2020).

В данной статье рассматривается роль аудиторского контроля в современных условиях и выявляются основные тенденции развития аудиторского контроля в России.

Ключевые слова: аудиторский контроль, аудиторская деятельность, аудит, аудитор, аудиторская организация, аудит эффективности

С развитием рыночной экономики в России повышается роль финансового контроля, проводимого на основе существующих законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К такому виду контроля относится и аудиторский финансовый контроль.

Аудиторский контроль регламентируется Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности».

Аудиторский финансовый контроль согласно российскому законодательству — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности (аудиторской деятельности). [1]

В условиях рыночной экономики значение аудита неуклонно возрастает Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решение вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что, в конечном счете, отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. [2, с. 45]

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — это предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. [1]

Аудиторская деятельность обеспечивает защиту имущественных интересов хозяйствующих субъектов и выгоду собственников путем независимого финансового контроля.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудит подразделяется на инициативный (проводится по желанию экономического субъекта) и обязательный (проводится в случаях, установленных законодательством).

Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц, характером их функций либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т. е. такими обстоятельствами, которые требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.

Обязательный аудит назначается по инициативе государства, выраженной в законодательной форме, поэтому для аудируемого субъекта он является обязанностью. Обязательный аудиторский контроль проводится в случаях, прямо установленных законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным вне-46 бюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами. [1]

В конечном счете, роль аудита — защита прав и законных интересов субъектов финансовых отношений, а также обеспечение экономической безопасности государства.

Субъектами аудиторской деятельности являются аудитор и аудиторские организации. Аудитор — лицо, имеющее установленное законом право независимого финансового контроля и оказания услуг по обеспечению законных имущественных интересов. Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Рассмотрим количественное изменение субъектов осуществления аудиторского контроля за период 2014–2015 годы.

Распределение субъектов аудиторской деятельности вРФ [3]

Субъект

Аудиторские организации, тыс.

Аудиторы— всего, тыс.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12764/

Аудит эффективности финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here