Элементы системы финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Элементы системы финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Элементы финансового контроля

Элементы финансового контроля:

1. Основные элементы:

2. Вспомогательные элементы (инфраструктура):

Обязательными элементами финансового контроля являются:

Метод (методики) контроля;

Техника и технология контроля;

Сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;

Результат контроля и затраты на его осуществление;

Субъект, принимающий решение по результатам контроля (может быть и субъектом контроля);

Принятие решения по результатам контроля.

Все элементы контроля в процессе установления истинных результатов взаимодействуют как единое целое. Э. А. Вознесенский считает, что «субъекты контроля не являются раз и навсегда данными, поскольку предмет их деятельности – объекты контроля – находятся в постоянной динамике. Весьма важной в этой связи является своевременная модификация деятельности субъектов контроля».

Субъект контроля (кто контролирует) – соответствующая организация – носитель контрольной функции. Субъект контроля в своей деятельности определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля и объект контроля. Обязанности, возложенные на субъекты контроля, должны вытекать и полностью соответствовать целям, которых стремятся достичь при создании контрольных органов.

Объект контроля (кого контролируют) определяется в зависимости от субъекта контроля. Например, объектами государственного финансового контроля в масштабе страны должны быть независимо от организационно-правовых норм и видов деятельности получатели (пользователи) средств федерального бюджета, федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию государственной финансовой политики, кредитно-денежные учреждения, инвестиционные институты, привлекающие и использующие средства государства и граждан.

Предмет финансового контроля – основные характеристики состояния и поведения объекта контроля или то, что контролируют. Непосредственно предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и др.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 2447 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/8-121708.html

Основные элементы содержания финансового контроля

Содержание финансового контроля раскрывается через совокупность его элементов, составляющих механизм организации и осуществления финансового контроля, к которым относятся следующие:

предмет финансового контроля (что контролируется);

цель финансового контроля (что должно быть достигнуто по результатам финансового контроля);

задачи финансового контроля (что необходимо решать для достижения цели финансового контроля);

принципы финансового контроля (основные исходные положения, которым должны соответствовать организация и осуществление финансового контроля);

методы финансового контроля (способы решения задач финансового контроля);

объекты финансового контроля (кого контролируют, где осуществляются контрольные действия);

субъекты финансового контроля (кто осуществляет финансовый контроль).

Рассмотрим содержание каждого из указанных элементов финансового контроля.

В качествепредметафинансового контролявыступают:

организация, процессы, деятельность и результаты формирования и использования денежных средств финансовой системы государства;

финансовые документы и отчетность, отражающие операции с ними;

использование государственной собственности и имущества субъектов хозяйствования;

налоговые, таможенные и иные финансовые льготы и преимущества, а также финансовые и имущественные гарантии (поручительства), предоставленные государством субъектам хозяйствования.

Цельфинансового контроля заключается в обеспечении законности и эффективности формирования и использования денежных средств финансовой системы государства, защиты финансовых интересов хозяйствующих субъектов и государства, а также экономической безопасности страны.

Достижение указанной цели осуществляется посредством реализации следующих основных задач финансового контроля:

а) определение соответствия формирования и использования денежных средств финансовой системы государства требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также документов субъектов хозяйствования, регламентирующих их финансовую и хозяйственную деятельность;

б) оценка правильности ведения бухгалтерского учёта и достоверности финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, государственных органов, организаций и учреждений;

в) оценка эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, находящихся в собственности государства и хозяйствующих субъектов, а также выявление возможностей для ее повышения;

г) предупреждение, выявление и пресечение нарушений и недостатков в формировании и использовании денежных средств финансовой системы государства, а также в финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;

д) определение и применение мер ответственности к юридическим и физическим лицам, допустившим нарушения финансово-экономического законодательства Российской Федерации.

Основными принципамиорганизации и осуществленияфинансового контроля являются законность, ответственность, независимость, объективность и гласность.

Принцип законности предусматривает создание качественной нормативной правовой базы для осуществления финансового контроля, соответствующей целям общественного развития, укрепления и наращивания финансовой системы государства.

Соблюдение принципа законности означает осуществление финансового контроля в строгом соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством, и касается деятельности не только субъектов финансового контроля, но и его объектов, а также третьих лиц, имеющих непосредственное отношение к принятию решений по результатам финансового контроля.

Субъекты финансового контроля могут действовать только в пределах их компетенции, в рамках определенных им задач, функций и полномочий и в соответствии с правами и обязанностями, которыми они законодательно наделены.

При осуществлении финансового контроля должны строго соблюдаться предусмотренные нормативными правовыми актами права и интересы объектов контроля, то есть контролеры не должны допускать какого бы то ни было произвола в отношении них.

Все взаимоотношения субъектов финансового контроля с государственными органами и организациями, хозяйствующими субъектами и физическими лицами, касающиеся результатов финансового контроля (вынесение и исполнение решений, принятие необходимых мер и т.п.) также должны основываться на положениях соответствующих нормативных правовых актов.

Принцип законности прямо корреспондирует с принципом ответственности субъектов, проводящих финансовый контроль, за соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность, а также за достоверность информации о результатах финансового контроля.

Наряду с субъектами финансового контроля ответственность должны нести также объекты контроля и третьи лица, имеющие непосредственное отношение к принятию решений по результатам финансового контроля. Объекты контроля (их должностные лица) должны нести ответственность за допущенные ими нарушения норм финансового права (прежде всего, наносящие ущерб государству) и недостатки в их финансово-хозяйственной деятельности.

Третьи лица, имеющие отношение к процессу осуществления финансового контроля, обладающие правом принятия решений (и их исполнения) по его результатам, должны нести ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей (например, исполнение документов по результатам контроля, предоставление субъекту контроля необходимой информации и т.д.), что должно быть предусмотрено в соответствующих нормативных правовых актах.

Реализация принципов законности и ответственности осуществляется, в частности, в случае возникновения споров между субъектами и объектами контроля, через возможность обжалования в судебном порядке действий субъектов контроля и представленной ими информации по результатам финансового контроля.

Принцип независимости означает, что субъекты финансового контроля должны обладать независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. То есть, должно быть исключено любое влияние на них со стороны объектов контроля, а также третьих лиц, тем или иным образом связанных с последними.

Субъекты контроля должны обладать организационной, функциональной и финансовой независимостью.

Независимость субъекта финансового контроля должна быть выражена в его праве самостоятельно определять:

а) предмет своей контрольной деятельности;

б) объемы, сроки и методы контроля;

в) содержание и форму отчетов о результатах контроля;

г) меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Независимость субъектов финансового контроля должна быть формально закреплена в законодательстве или в иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в соответствующих документах хозяйствующих субъектов.

Так, независимость субъектов государственного финансового контроля определяется их статусом в системе государственных органов. Организационную и функциональную независимость также должны иметь структурные подразделения в органах исполнительной власти и в хозяйствующих субъектах, осуществляющие функции финансового контроля.

Независимость требует наличия четких и адекватных, формально определенных прав и обязанностей финансовых контролеров, что позволяет им работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения по результатам контроля.

При этом каждый финансовый контролер должен быть независим при выполнении своих профессиональных обязанностей от коллег, включая руководство, и должны быть исключены возможности проявлений конформизма.

Кроме того, важным фактором, влияющим на независимость субъектов финансового контроля, являются объем и источники финансирования их деятельности, которые должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать их финансовую независимость. Для обеспечения независимости финансовых контролеров необходимы достаточно высокий уровень оплаты их труда, соответствующее социальное обеспечение, гарантии правового статуса, меры государственной защиты, компенсации и т.п.

Принцип объективности финансового контроля означает, что планирование, проведение и результаты финансового контроля должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.) субъектов контроля.

Выводы в отчетах по результатам финансового контроля должны быть беспристрастными и обоснованными, подтверждаться соответствующими фактическими данными и доказательствами, содержащими качественную информацию о предмете и деятельности объектов контроля.

Принцип гласности (публичности или открытости) финансового контроля является необходимым атрибутом современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности субъектов финансового контроля, доступность заинтересованных юридических и физических лиц, общественности к информации о результатах их контрольной деятельности.

Вместе с тем, при реализации принципа гласности необходимо соблюдать требование о защите конфиденциальной информации о деятельности объектов контроля, полученной в ходе осуществления финансового контроля, а также соблюдении государственной и иной охраняемой законом тайны.

Реализация принципа гласности имеет свои пределы и особенности, определяемые характером задач, решаемых субъектами финансового контроля в его различных видах, а также обусловленные организационно-правовой формой и сферой деятельности объектов контроля. Поэтому степень открытости деятельности тех или иных субъектов финансового контроля, доступности результатов контроля для общественности, а также процедуры их обнародования должны устанавливаться в законодательном порядке.

Методами финансового контроля являются проверка, ревизия, анализ, обследование, экспертиза и мониторинг, применяемые в процессе осуществления финансового контроля в различном сочетании в зависимости от содержания задачи, для решения которой они используются.

Проверка – целенаправленное контрольное действие по определению состояния и установлению соответствия конкретного вопроса в сфере предмета или деятельности объекта финансового контроля положениям нормативных правовых актов.

Ревизия – комплексная проверка деятельности объекта финансового контроля в целом за определенный период, которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Анализ — исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объектов финансового контроля.

Обследование – анализ и оценка состояния определенных вопросов в сфере предмета или деятельности объекта финансового контроля.

Экспертиза – исследование конкретных вопросов в сфере предмета или деятельности объекта финансового контроля, основанное на профессиональных знаниях и специальных методах.

Мониторинг – сбор и анализ информации о предмете или деятельности объектов финансового контроля на системной и регулярной основе.

В качествеобъектовфинансового контроля могут выступать органы исполнительной власти; государственные и муниципальные органы, организации и учреждения; физические лица; хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность и использующие денежные средства финансовой системы государства.

Субъектыфинансового контроляявляются ключевым элементом в системе финансового контроля, так как они в соответствии с законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с конкретными функциями и полномочиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Следует иметь в виду, что содержание каждого из перечисленных элементов, составляющих в совокупности механизм организации и осуществления финансового контроля, имеет свои особенности в различных видах финансового контроля, которые должны регламентироваться нормативными правовыми актами, образующими финансовое (бюджетное) право.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.net/3-37858.html

4. Финансовый контроль

4.1. Содержание финансового контроля

4.2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля

4.3. Органы финансового контроля

4.1. Содержание финансового контроля

Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма лю­бого звена системы финансов.

Финансовый контроль — это многогранная управленческая дея­тельность, принимающая разнообразные виды и формы государствен­ного и частнохозяйственного финансового контроля.

Контрольная де­ятельность осуществляется на основе специальных методов, включая различные виды проверок и наблюдений. Такое разнообразие видов, форм и методов финансового контроля лишь подтверждает его боль­шое значение как элемента механизма управления финансами.

Таким образом, финансовый контроль представляет собой управ­ленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов пуб­личной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйствен­ных доходов.

К задачам финансового контроля относятся:

■ обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

■ обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяй­ственных финансов;

■ создание условий и контроль за соблюдением субъектами пуб­личной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;

■ контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

■ повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

■ оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

Читайте также:
  1. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  2. C) при ослаблении сознательного контроля
  3. I) Верно ли утверждение: «В РФ существует единый орган государственного финансового контроля».
  4. I. Основные богословские положения
  5. I. Основные положения
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  7. I. Основные формы исследования ППО
  8. I. Основные характеристики финансовых активов
  9. II. Основные положения по организации практики
  10. II. Основные права и обязанности обучающихся
Видео (кликните для воспроизведения).

Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система.

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам:

— инвестиционный и др.;

2) негосударственный (частнохозяйственный) финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам:

— общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.

Формы финансового контроля ха­рактеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной де­ятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и др.

Элементы финансового контроля наполняют его конкретным со­держанием. К ним относятся: объекты и субъекты, методы, информа­ционная база и стандарты контроля, ответственность и меры воздей­ствия на объект и субъект контроля.

Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств.

Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты — органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц;

контролирующие субъекты — уполномоченные органы публич­ной власти и их должностные лица (парламент, правительство, мини­стерства и ведомства, администрации территорий и их структурные под­разделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (орга­ны государственного контроля, специальные контролирующие подраз­деления, создаваемые органами публичной власти и органами управ­ления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие конт­рольную деятельность на законных основаниях (независимые аудито­ры, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.).

Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, мониторинга, надзора и различных типов проверок и ре­визий, проводимых контролирующими субъектами.

Важным элементом финансового контроля является его инфор­мационная база, т.е. совокупность фактов финансово-хозяйственной жизни. Информационную базу составляют показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого, налогового учета и другая информация.

Финансовый контроль осуществляется в соответствии со стандартами. Стандарты финансового контроля — это утвержденная уполно­моченными органами совокупность правил и норм осуществления кон­трольной деятельности.

Стандарты государственного финансового кон­троля и аудиторской деятельности зафиксированы в законодательных и нормативных актах, регламентирующих основы организации и пра­вила проведения финансового контроля (в том числе отдельных его видов) и аудита.

Стандарты внутрихозяйственного финансового контроля раз­рабатываются самими организациями и утверждаются их руководите­лями. Субъекты финансового контроля могут также пользоваться стандартами, не имеющими прямого отношения к контрольным проце­дурам, но отклонения, от которых приводят к различного рода финансо­вым нарушениям. Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональ­ной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работ­ников с должности, ареста имущества и др.

К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка опера­ций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа акти­вов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взи­мание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п.

Как любая система, финансовый контроль строится на определен­ных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организа­ции финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.

Законность контроля — один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. Законность контроля обес­печивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Рос­сийской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.

Объективность финансового контроля обеспечивается достовер­ностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролиру­ющих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализ­мом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченно­стью контрольных действий.

Независимость контроля, обычно заявляемую в специальной ли­тературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в фи­нансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимы­ми.

Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понима­ются публичность (общедоступность) его результатов с учетом соблю­дения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и иска­жение информации. На практике этот принцип реализуется путем пуб­ликации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства инфор­мации и результатов контроля, нормативно-правового и методического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.

Принцип разграничения функций и полномочий предполагает чет­кое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномо­ченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуще­ствляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.

http://studfile.net/preview/1976521/

Основные элементы финансового контроля:

· В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, сумма налоговых платежей, сумма неналоговых доходов государства, налоги и др.)

· Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, т.к. они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия. Субъект финансового контроля — это специально уполномоченные органы, а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права (например, Министерство финансов, Счетная палата, аудиторские компании)

· Информационное, правовое и методическое обеспечение. К нему можно отнести финансово-правовые акты, стандарты, кодексы профессиональной этики, методические документы

· Принципы финансового контроля. Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

Основными принципами финансового контроля являются следующие:

1. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

3. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

4. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

5. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.

6. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.

7. Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

8. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Таким образом, финансовому контролю как неотъемлимой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно — правовых актах. Виды финансового контроля, объекты и субъекты финансового контроля, принципы финансового контроля. — Режим доступа: http://www.finansistio.ru/finansy/ — заглавие с экрана.

1.3 Значение финансового контроля

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. Грязновой А. Г. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2008. — С. 139-144.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку:

· соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;

· составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

· финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

1) содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

2) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

3) выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

4) содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

5) обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

6) содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

http://fin.bobrodobro.ru/70037

Характеристика основных элементов финансового контроля.

Финансовый контроль- это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных кредитных, валютных операций требований законодательства, норм, правил, установленных государством и собственниками. Существуют общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность.Финансовый контроль, как и другие виды контроля, характеризуется такими элементами:- субъект контроля;- субъект, принимающий решение по результатам контроля;- объект контроля;- предмет контроля;- цель контроля;- задачи контроля;- принципы контроля;- методы контроля;- техника и технология контроля;- процесс контроля.

Субъект контроля (кто контролирует) – соответствующая организация – носитель контрольной функции. Субъект контроля в своей деятельности определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля и объект контроля. Обязанности, возложенные на субъекты контроля, должны вытекать и полностью соответствовать целям, которых стремятся достичь при создании контрольных органов. Субъектами контроля, как и субъектами, принимающими решение по результатам, являются субъекты, в интересах которых проводится контроль. Они, в зависимости от уровня, могут быть:

— государственными;- муниципальными;- внутрихозяйственными;- независимыми.

Объект контроля (кого контролируют) определяется в зависимости от субъекта контроля. Например, объектами государственного финансового контроля в масштабе страны должны быть независимо от организационно-правовых норм и видов деятельности получатели (пользователи) средств федерального бюджета, федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию государственной финансовой политики, кредитно-денежные учреждения, инвестиционные институты, привлекающие и использующие средства государства и граждан. Объектом финансового контроля всегда являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств, т.е. с использованием финансовых ресурсов.

Предметами контроля являются отдельные аспекты деятельности субъекта хозяйствования. Предмет финансового контроля – основные характеристики состояния и поведения объекта контроля или то, что контролируют. Непосредственно предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и др.

Все элементы контроля в процессе установления истинных результатов взаимодействуют как единое целое.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

11. Финансовая политика, ее содержание, типы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/11×5228.html

2. Формы и элементы финансового контроля.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.

Формы финансового контроля следующие: непосредственный контроль и опосредованный контроль.

Непосредственный контроль характеризуется тем, что проверка ведется на самом объекте контроля, и проверяющие лица изучают и анализируют первичную документацию, производят перерасчет денег, товарно-материальных ценностей, осуществляют осмотр помещений и территорий.

Опосредованный контроль характеризуется тем, что субъект находится вне границ объекта контроля, и проверяющие лица имеют дело с отчетной или плановой финансовой документацией

По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль подразделяется на :

Исходя из характера и правового статуса субъектов, финансовый контроль подразделяется на :

Специализированный контроль — это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства. Например, контроль, осуществляемый Министерством финансов, Министерством государственных доходов, Национальным Банком РК.

Функциональный контроль — это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль, в частности, представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности. Например, «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции»

Финансовый контроль также делится на внутренний (внутри ведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.

Любой контроль состоит из следующих элементов:

Предмет (что контролируют)

Объект (кого контролируют)

Субъект (кто контролирует)

Метод (методика)техника и технологии

Сбор и обработка исходных данных (информации) для проведения контроля

Субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть и субъект контроля)

Принятие решения по результатам контроля.

Механизм – совокупность принципов, методов и процесса контроля.

Система контроля – элементы контроля, взаимодействующие как единое целое в процессе достижения его целей.

Организация системы контроля – это создание системы контроля в соответствии с заданными требованиями.

Финансовая информация – бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность.

Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, его предприятиями и организациями.

Результат финансового контроля – документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.

Субъекты управления, принимающие решения по результатам контроля — руководители проверяемого объекта или вышестоящей организации, органы исполнительной, представительной или судебной власти, а иногда и сами контрольные органы.

Принятие решения по результатам контроля – субъекты управления и имеют целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Именно устранение выявленных недостатков и нарушений, а также проведение мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений или недостатков в будущем являются конечной целью контроля, основными факторами, определяющими его эффективность.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/5024144/page:2/

Элементы системы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Когда ввели налог на недвижимость в россии