Финансовая политика государства финансовый контроль

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Финансовая политика государства финансовый контроль". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Тема 2. Финансовая политика государства. Управление финансами и финансовый контроль

Вопросы для обсуждения

1. Финансовая политика государства и ее особенности в современной России.

2. Управление финансами на микро- и макроуровнях. Объекты и субъекты управления финансами.

3. Понятие и состав финансового механизма.

4. Содержание и значение финансового контроля.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность финансовой политики государства?

2. В чем специфика фискальной и бюджетной политики государства? Сопоставьте два понятия “фискальная политика” и “бюджетная политика”.

3. Приведите примеры использования инструментов фискальной политики государства.

4. Приведите примеры применения инструментов бюджетной политики.

5. Каким образом воздействует фискальная политика на совокупное предложение? На совокупный спрос?

6. Как определяется мультипликатор государственных расходов?

7. Что такое налоговый мультипликатор?

8. Какие проблемы возникают при проведении фискальной политики?

9. Можно ли сказать, что политика в области государственных расходов и налогообложения проводится только с целью снижения уровня безработицы и инфляции?

10. Какие существуют концепции бюджетной политики?

11. В чем состоят результаты финансовой политики?

12. Каковы основные черты финансовой политики государства до кризиса 1998 года?

13. Дайте характеристику финансовой стратегии России в начале ХХ1 века.

14. Какая взаимосвязь существует между финансовой политикой и управлением финансами?

15. В чем заключаются изменения содержания финансового управления при переходе к рынку?

16. Что входит в сферу непосредственного государственного управления?

17. Какие функции по управлению финансами возлагаются на Правительство Российской Федерации?

18. Какова структура Министерства финансов Российской Федерации?

19. В чем специфика управления финансами на предприятиях?

20. Видите ли Вы разницу в понятиях “управление финансами” и “финансовый менеджмент”?

21. Какие индикаторы используются в макроэкономическом регулировании финансов?

22. Какие существуют способы воздействия финансовых отношений на хозяйственные процессы?

23. В чем заключается роль правового, нормативного и информационного обеспечения финансового механизма?

24. Какие существуют методы проведения финансового контроля?

25. Какие органы финансового контроля существуют в Российской Федерации?

26. Какие функции выполняет Счетная палата?

27. В чем специфика контрольных функций Казначейства РФ и департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ?

28. Какие контрольные функции возложены на Министерство по налогам и сборам РФ?

29. Каковы особенности аудиторской формы финансового контроля?

30. С какой целью проводится внутренний аудит и кто его осуществляет?

1.Финансы : Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. — М. : Финансы и статистика, 2008

2.Финансы : Учеб.для вузов / Под ред.Г.Б.Поляка. — 3-е изд.,перераб.и доп. — М. : ЮНИТИ, 2009.

3.Финансы.Денежное обращение.Кредит : Учеб.для вузов / Под ред.Г.Б.Поляка. — 3-е изд.,перераб.и доп. — М. : ЮНИТИ, 2008.

Тема 3. Государственные и муниципальные финансы

Вопросы для обсуждения

1. Сущность государственных финансов.

2. Экономическая роль государственных доходов и расходов.

3. Региональные финансовые ресурсы.

Контрольные вопросы

В чем заключаются функции государства?

В чем заключается сущность государственных финансов?

Какую роль в финансовой системе играют государственные и муниципальные финансы?

Какова структура государственных финансов?

Чем характеризуются межбюджетные отношения в Российской Федерации? В чем заключается их специфика?

Что понимают под финансами территорий?

Какую роль в настоящее время играют территориальные финансы в связи с переходом к формированию финансовой системе на принципе фискального федерализма?

Какую роль играет региональная политика в экономическом и социальном развитии регионов?

Что представляет собой принцип фискального федерализма?

Чем он отличается от принципа демократического централизма, который лежал в основе построения финансовой системы Советского Союза?

Как изменилась роль местных бюджетов в Российской Федерации?

Каковы общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации?

Какие права имеют местные органы власти в области финансовой деятельности?

Каким образом происходит распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы?

Какие элементы составляют структуру финансов на территориальном уровне?

Какие функции выполняют внебюджетные фонды?

Какие функции выполняет государственный кредит?

Почему в системе централизованных финансов выделяют финансы предприятий?

1.Финансы : Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. — М. : Финансы и статистика, 2008

2.Финансы : Учеб.для вузов / Под ред.Г.Б.Поляка. — 3-е изд.,перераб.и доп. — М. : ЮНИТИ, 2009.

3.Финансы Новгородской области, 2010 : стат. сб. / редкол.: Н. Е. Зимина [и др.] ; Новгородстат. — Великий Новгород, 2010.

Тема 4. Финансовое планирование и прогнозирование

Вопросы для обсуждения

1. Необходимость и содержание финансового планирования.

2. Финансовое прогнозирование, его содержание и значение.

3. Этапы и методы финансового планирования.

4. Виды финансовых планов.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение финансового планирования, сформулируйте его отличительные черты.

2. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирование.

3. Дайте определение финансового прогнозирования, охарактеризуйте его значение.

4. Дайте характеристику этапов и методов финансового планирования.

5. Перечислите специфические методы финансового прогнозирования.

6. Назовите виды финансовых планов и прогнозов, составляемых на общегосударственном и территориальном уровнях, охарактеризуйте их назначение.

7. Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями.

8. Перечислите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, сформулируйте их особенности.

1.Финансы : Учеб.для вузов / Под ред.:А.Г.Грязновой,Е.В.Маркиной. — М. : Финансы и статистика, 2008

2.Финансы Новгородской области, 2010 : стат. сб. / редкол.: Н. Е. Зимина [и др.] ; Новгородстат. — Великий Новгород, 2010.

3.Барулин С. В.Финансы : учебник / С. В. Барулин. — 2-е изд., стер. — М. : Кнорус, 2011. — 639, [1] с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/13x409e.html

Организация осуществления финансовой политики

Организация осуществления финансовой политики заключается в создании соответствующей системы финансовых органов и институций, предоставлении им достаточных функций и полномочий для реализации той или другой политики, четком разграничении функций с целью обеспечения полноты осуществления финансовой политики и достижения скоординированности действий всех субъектов.

Система управления финансами охватывает достаточно разветвленную совокупность финансовых органов и институций, которые наделены широкими полномочиями и выполняют разнообразные функции. Каждый из этих органов имеет свою сферу деятельности и несет ответственность за реализацию финансовой политики в определенном направлении. Координирующими центрами в этой системе являются министерство финансов и центральный банк.

Министерство финансов разрабатывает основы финансовой политики страны в целом и реализует и координирует фискальную политику. Оно

Читайте так же:  Заявление на возврат социального налогового вычета

составляет проект Государственного бюджета и обеспечивает его выполнение. Состав и структура расходов бюджета отражают содержание и направления финансовой политики на текущий год. В то же время бюджет как финансовый план складывается на основе бюджетной резолюции, что разрабатывается высшим органом законодательной власти, который и утверждает бюджет. Поэтому фискальная политика государства является отражением общих действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Законодательная власть определяет принципы этой политики, а исполнительная, в первую очередь в лице Министерства финансов, обеспечивает ее реализацию.

Центральный банк разрабатывает основы монетарной политики и обеспечивает ее реализацию. В отличие от министерства финансов, которое входит в состав правительства, центральный банк в большинстве стран мира действует как самостоятельная и независимая финансовая институция. В нашем государстве он не является составляющей правительства и не подчинен законодательной власти. В то же время Совет Национального банка Украины, который является высшим коллегиальным органом его управления, формируется наполовину по назначению Верховной Рады и наполовину по назначению Президента. Председатель правления Национального банка утверждается Верховной Радой. Такой статус центрального банка делает его относительно независимым в осуществлении монетарной политики. Т.о., Совет Национального банка Украины самостоятельно разрабатывает основы денежно-кредитной политики и обеспечивает ее реализацию.

Особенности статусов двух ведущих финансовых структур — Министерства финансов и центрального банка непосредственно отражаются на выработке и реализации финансовой политики и обеспечении взаимосвязи ее фискальной и монетарной составляющих. С одной стороны, отсутствие их единого подчинения и четко определенного соотношения функций может обусловливать и разновекторность монетарной и фискальной политики. Но, с другой стороны, в этом заключается присущая демократическому обществу система противовесов, которая способствует сбалансированности финансовой политики в целом. В то же время это требует обязательной координации действий министерства финансов и центрального банка. И фискальная, и монетарная политика должны быть направлены на решение основных заданий социально-экономического развития.

Финансовый контроль

Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особенная роль принадлежит финансовому контролю. Именно он обеспечивает обратную связь между намеченными и достигнутыми результатами. Финансы являются очень сложной системой отношений, они имеют четко выраженный противоречивый характер. Безусловно, в процессе выработки основ и направлений финансовой политики нужно максимально учесть все обстоятельства и специфику использования тех или других финансовых инструментов. Однако поскольку экономическая и политическая ситуация в стране постоянно изменяется, то это влияет на характер и направления действия финансовых инструментов. Необходимый постоянный мониторинг, который дал бы возможность отслеживать успеваемость реализации финансовой политики и действие и соответствие влияния на достижение запланированных результатов конкретных финансовых инструментов.

Финансовый контроль представляет собой совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе заданий финансовой политики.

Следовательно, финансовый контроль связан с реализацией финансовой политики как непосредственно, так и через контроль за финансовой деятельностью отдельных субъектов.

Основные функции контроля по реализации финансовой политики возложены на высшие органы законодательной и исполнительной власти. Непосредственный контроль осуществляют Министерство финансов и специализированный независимый орган — Счетная палата. При этом задания Счетной палаты важнее. Министерство финансов, разрабатывая основы и направления финансовой политики, контролирует только их реализацию. Счетная же палата должна контролировать как обоснованность и целесообразность осуществляемой финансовой политики, так и ход ее реализации. При этом, хотя Счетная палата может осуществлять и детальные проверки финансовой деятельности отдельных субъектов, основное ее внимание сосредоточено именно на контроле в сфере реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях и в сфере международных финансовых отношений.

Финансовый контроль за деятельностью отдельных субъектов имеет целью проверку ее соответствия действующему финансовому законодательству. В то же время ввиду того, что действующие законы отражают содержание финансовой политики, такой контроль также непосредственно связан с ее реализацией. Незаконность действий отдельных субъектов ведет к искривлению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в процессе контроля оказываются постоянные нарушения финансового законодательства многими субъектами, и это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересов. Необходимо внести определенные коррективы в такую политику, потому что никакое усиление контроля не даст желаемых результатов, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.

Финансовый контроль за деятельностью субъектов финансовых отношений предусматривает разнообразные его виды, формы и методы. Виды контроля определяют соотношение контролирующего и подконтрольного субъектов. Формы финансового контроля отражают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков. Методы контроля — это совокупность приемов и способов его осуществления.

Виды финансового контроля.

В зависимости от взаимосвязи объекта контроля — финансовой деятельности, и субъекта — органа контроля, финансовый контроль разделяется на два основных вида: внутренний и внешний. При внутреннем контроле финансовая деятельность каждого субъекта контролируется им самим через специальные подразделы – контрольно-ревизионные отделы, управления и тому подобное. Такой контроль имеет форму внутреннего аудита, целью которого является проверка целесообразности и обоснованности отдельных финансовых операций, их соответствия финансовой стратегии и тактике данного субъекта. Внешний контроль заключается в проверке финансовой деятельности того или другого субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Целью этого контроля является проверка соответствия финансовой деятельности действующему финансовому законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления разделяется на государственный, ведомственный, внутрикорпоративный, независимый и общественный.

Государственный – это контроль со стороны государства как за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, так и за собственными финансами. Он возлагается на специальные органы финансового контроля (в Украине это Счетная палата и Контрольно-ревизионная служба) и на органы управления финансами и финансовой системой (Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Государственное казначейство, органы управления государственными целевыми фондами). Это наиболее организованный и действенный вид контроля, который охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения созданного ВВП, а, соответственно, и реализацию общегосударственной финансовой политики. В случае выявления нарушений применяются финансовые санкции, а виновные лица могут призываться к административной, а в отдельных случаях и криминальной ответственности.

Ведомственный и внутрикорпоративный контроль заключается в проверке финансовой деятельности субъектов, которые подчинены министерствам и ведомствам или входят в состав корпоративных объединений. Этот контроль охватывает три направления. Во-первых, соответствие финансовой деятельности действующему финансовому законодательству. Во-вторых, ее согласованность с финансовой стратегией и тактикой министерств, ведомств, корпоративных объединений.

В-третьих, внутриведомственные (внутрикорпоративные) распределительные и перераспределительные отношения. Этот вид контроля направлен в первую очередь на выявление и устранение нарушений и недостатков в финансовой деятельности подведомственных предприятий и организаций. По результатам контроля принимаются административные решения в соответствии с действующим законодательством и уставными документами.

Читайте так же:  Сколько ждать возврата налогового вычета

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми контролирующими органами — аудиторскими фирмами. Этот контроль тоже направлен на проверку законности финансовой деятельности и целесообразности осуществления отдельных финансовых операций. Однако выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер. Они определяют соответствие или несоответствие финансовой деятельности действующему законодательству, реальность и полноту ее отражения в финансовом учете и отчетности.

Общественный финансовый контроль — это контроль со стороны общества за финансовой деятельностью государства. Он не имеет, как правило, организованных форм (в известной мере функции этого контроля выполняет Счетная палата) и осуществляется за счет открытости, гласности и прозрачности финансовой деятельности государства. Каждый гражданин должен иметь право на ознакомление, например, с процессом составления и выполнения бюджета, который формируется преимущественно за счет доходов юридических и физических лиц. Контрольные функции граждан реализуются также через избирательную систему – выбирая определенные партии или отдельных депутатов, избиратели избирают или отбрасывают и определенную финансовую политику.

Формы финансового контроля.

В зависимости от стадии осуществления контроля он разделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется к началу движения денежных потоков. Его цель – проверить целесообразность и надежность данной финансовой операции, выявить уровень риска, который связан с ней, и предусмотреть конкретные способы его хеджирования, выяснить соответствие данной операции действующему финансовому законодательству, интересам предприятия или физического лица. Важным направлением этого контроля является проверка контрагента — получателя средств: его юридического статуса, финансового состояния, деловых черт, партнерской ответственности и тому подобное.

Текущий контроль осуществляется в процессе движения денежных потоков. Его цель – обеспечить реальность прохождения денежных потоков, реализацию их адресности и целевого назначения и соблюдения установленных сроков проведения финансовых операций.

Последующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за определенный период. Его цель — проверка реализации стратегии и тактики финансовой деятельности того или другого субъекта, а в масштабах общества — процесса реализации финансовой политики. Следующий контроль дает полную и исчерпывающую информацию о финансовой деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом.

Методы финансового контроля

различаются по характеру его осуществления, по комплексности и технологии контроля, его направленности, оформлению результатов. Выделяются такие основные методы контроля: ревизии, тематические проверки, обследования.

Ревизия является методом комплексного контроля всей финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций относительно ее соответствия действующему законодательству. Тематические проверки заключаются в контроле за отдельными сторонами финансовой деятельности. В частности, это камеральные (в налоговой инспекции) и документальные (у плательщика) проверки налоговых деклараций и отчетов.

Обследование представляет собой ознакомление с отдельными направлениями финансовой деятельности с целью выявления проблем и путей их усовершенствования. По результатам ревизий и проверок складываются акты, по результатам обследования — справки.

http://infopedia.su/13×3701.html

§ 1. Понятие финансового контроля, его принципы

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и не-производственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение рас-точительности, бесхозяйственности.

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово- плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда РФ и иных государственных внебюджетных фондов. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета, баланс доходов и расходов — финансово- плановый акт производственных организаций.

Читайте так же:  Решение собственника о выплате дивидендов образец

Наряду с названными общими принципами осуществления фи-нансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов)1. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и глас-ность.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

финансовой самостоятельностью контрольного органа;

более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;

закреплением в Конституции РФ их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и СМИ..

Из этих базовых принципов вытекают и другие, имеющие более прикладной характер, в том числе:

результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

неподкупность субъектов контроля;

обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

превентивность; презумпция невиновности подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Принимая нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство должно ориентироваться на вышеназванные принципы.

Многообразие финансового контроля позволяет классифицировать его на различные виды.

http://knigi.news/finansovoe/ponyatie-finansovogo-kontrolya-ego-29207.html

Тема. Финансовая политика государства. Финансовый контроль

1. Сущность и значение финансовой политики

2. Типы финансовой политики

3. Составные части финансовой политики, их содержание

4. Финансовая стратегия и финансовая тактика

5. Понятие и виды финансового контроля

6. Органы государственного финансового контроля

7. Формы и методы финансового контроля

8. Аудиторский контроль, его сущность и особенности

1. Сущность и значение финансовой политики

Воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества осуществляется через финансовую политику, которая является составной частью экономической политики государства. В любом обществе государство использует финансовую политику для осуществления своих функций и задач, достижения намеченных целей.

Финансовая политика – это целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием для решения стоящих перед экономикой задач.

Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на перспективу, определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения.

Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих нормативных актах. Министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, основные направления денежно-кредитной политики, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам.

Основной целью финансовой политики государства является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства.

Для достижения своей цели финансовая политика решает ряд задач:

— обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

— определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлении;

— установление рационального с государственных позиций распределения и использования финансовых ресурсов;

— создание эффективной системы оперативного управления финансами;

— создание рационально обоснованных форм изъятий доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

В условиях рыночной экономики финансовая политика должна базироваться на долгосрочных научных прогнозах, опираться на систему обоснованных финансовых регуляторов.

Такими финансовыми регуляторами являются в первую очередь налоги, которые обеспечивают изъятие и перераспределение созданного валового внутреннего продукта и формирование централизованных фондов денежных ресурсов государства.

Функция регулирования используется государством в процессе использования средств госбюджета на различные цели: государственные капитальные вложения, развитие социально-культурной сферы, оборону, обслуживание государственного внешнего и внутреннего долга и т. д.

В качестве финансовых регуляторов могут выступать условия формирования прибыли, условия кредитования через учетную ставку, использование системы специальных налоговых льгот, регулирование ценами, таможенными пошлинами, уровнем заработной платы, другими инструментами финансовой политики. Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.

Для решения стоящих перед финансовой политикой задач к ней предъявляется ряд требований:

научный и комплексный подход при выработке концепции финансовой политики;

учет специфики конкретных исторических условий;

ориентация на повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

изучение опыта предшествующего финансово-хозяйственного строительства, новых тенденций и мирового опыта;

предвидение экономических и социальных последствий проводимой финансовой политики.

http://studfile.net/preview/3933987/

Система государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). В США — это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д.

В наиболее концентрированном виде подходы к организации финансового контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации и деятельности государственных органов финансового контроля различных стран в современных условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономической организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы. [25, с. 8]

Читайте так же:  Внутренний государственный финансовый контроль порядок осуществления

Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России. То есть в субъектах Российской Федерации также в указанных целях рекомендуется создавать высшие для данного государственно-территориального образования независимые органы финансового контроля.

Международный опыт показывает, что наличие такого органа тем более необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, и тем самым государство переступает традиционные рамки государственных финансовых действий. Для России это еще более актуально, поскольку если в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономические процессы, то в государствах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному, степень государственного регулирования экономики и государственной ответственности в социальной сфере неизмеримо более высоки.

Например, французская система внешнего контроля государственных финансов характеризуется наличием общенациональной структуры государственных бухгалтеров, работающих в административно-территориальных единицах страны (коммунах, департаментах и округах). Они наделены полномочиями управлять государственными денежными средствами, ответственны за правильность осуществляемых ими операций и обязаны возмещать за свой счет ошибочно выплаченные или невостребованные денежные средства. Учет государственных финансовых операций основывается на двух основных принципах: с одной стороны, на законом установленном разделении функций распорядителей кредитов (министры, руководители других государственных органов, председатели или мэры органов местного самоуправления, управляющие или директора государственных учреждений) и государственных бухгалтеров, а с другой стороны – на персональной денежной ответственности государственных бухгалтеров. [11, с. 2]

В развитых странах государственные органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику. В США суммарный экономический эффект от деятельности федеральных контрольных органов (Главное контрольное управление конгресса во главе с генеральным контролером; Административно бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных министерствах; президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях («Совет честности и эффективности»)), по данным исследовательской группы конгресса США, за последние 50 лет исчисляется примерно в 500 миллиардов долларов

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 502 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/15_14390_sistema-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.html

Тема 4 «Финансовая политика и управление финансами»

124. Финансовый механизм — это:

+ способы организации финансовых отношений, применяемых в целях мобилизации финансовых ресурсов и их использования в государстве;

Видео (кликните для воспроизведения).

— определение целей и задач, а также совокупностей государственных мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов;

— контроль за использованием денежных потоков внутри страны;

— система налогообложения, применяемая в настоящее время в государстве;

— совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

125. По степени участия государства в финансовых отношениях различают:

— финансовую стратегию и тактику;

+ регулирующий и директивный финансовый механизм;

— коммерческий, банковский и государственный кредит.

126. Система установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений, называется:

127. Выделите орган финансового контроля, регулирующего деятельность участников фондового рынка:

— Министерство финансов РФ;

— Центральный Банк РФ;

+ Федеральная служба по финансовым рынкам РФ.

128. Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется:

129. Идеи Дж. М. Кейнса лежат в основе финансовой политики:

130. Финансовая политика – это:

— деятельность Государственной Думы в области финансового законодательства;

+ деятельность государства в области финансовых отношений;

— действие рыночных механизмов хозяйствования;

— деятельность органов Федерального казначейства.

131. Законодательной основой планирования и проведения финансовой политики выступает:

— заявления Правительства РФ;

— бюджетное послание Президента РФ;

— Административный кодекс РФ.

132. Тип финансовой политики, при которой придерживаются принципа невмешательства государства в экономику:

133. Финансовая политика направлена на:

— мобилизацию финансовых ресурсов;

— распределение и перераспределение финансовых ресурсов;

— использование финансовых ресурсов;

134. Фискальная политика представляет собой:

— политику доходов и заработной платы.

135. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу – это:

136. Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год осуществляют:

+ Счетная палата РФ;

— Министерство финансов РФ;

— Министерство по налогам и сборам РФ.

137. В РФ используется следующая система исполнения бюджета:

138. Аудиторский контроль – это:

+ независимый финансовый контроль;

— государственный финансовый контроль;

139. Вид финансового контроля, осуществляемого в процессе составления отчета об исполнении бюджета:

140. Для регулирующего финансового механизма характерно:

— прямое непосредственное участие государства;

+ государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники;

— вся система отношений детально разрабатывается государством;

— каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие платить налоги.

141. Контрольная функция финансов осуществляется:

— только органами государственной власти;

+ и государством, и хозяйствующими субъектами.

Содержание финансовой политики включает:

разработку научно обоснованной концепции развития финансов

определение основных направлений использования финансовых ресурсов

разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в

рамках концепции развития финансов

+все ответы верные

Содержание финансовой политики не включает:

+разработку оптимальной траектории перемещений грузопотоков

определение основных направлений использования финансовых ресурсов

разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в

рамках концепции развития финансов

нет верного ответа

Выделите несуществующий тип финансовой политики:

Принцип «невидимой руки» А. Смита лежит в основе финансовой политики:

нет верного ответа

Государственные расходы, налоги и государственный кредит выступают инструментами финансовой политики:

нет верного ответа

Чрезвычайно высокая концентрация финансовых ресурсов в руках государства на основе государственной собственности является характерной чертой финансовой политики:

нет верного ответа

Выделите несуществующий тип финансовой политики:

Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления представляют собой:

В основе финансовой политики регулирующего типа лежат идеи

В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________ функция финансов:

Читайте так же:  Налоговая льгота по налогу на имущество пенсионерам

Финансовая политика является составной частью____________ политики

Содержание финансовой политики определяется: 1)концепцией роли государства в области финансов, 2) разработкой направлений и целей на текущий период и перспективу, 3) осуществлением практических мер с

Помощью финансовых инструментов

Выделите звенья государственной финансовой политики: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) приспособление финансовых институтов к меняющимся условиям рынка; 3) определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу; 4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей

Из данных категорий выделите финансовые рычаги государственного воздействия на экономические процессы: 1) государственный бюджет; 2) государственные цены и тарифы; 3) налоги; 4) экспортно-импортые пошлины: 5) ВВП; 6) валютный курс

Тема 5 «Финансовая система»

142. Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств – это:

143. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите базовое, являющееся источником финансовых ресурсов:

144. Основой выделения сфер и звеньев в структуре финансовой системы являются:

— различия в источниках ресурсов всех звеньев;

+ особенности в формировании и использовании фондов денежных средств.

145. Определите каналы получения предприятиями финансовых ресурсов из финансовой системы: 1) бюджетное финансирование; 2) банковские кредиты; 3) поступления из государственных внебюджетных фондов; 4) средства от продажи акций предприятия; 5) страховые возмещения по наступившим рискам:

146. Звеном финансовой системы НЕ является:

— финансы домашних хозяйств;

— внебюджетные фонды и финансы домохозяйств;

+ структурные подразделения предприятий.

147. Из перечисленных бюджетов НЕ является составной частью государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) государственные внебюджетные фонды; 4) бюджеты субъектов федерации; 5) семейные бюджеты; 6) государственный кредит:

148. В понятие “государственные финансы” входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) фискальная политика; 4) внебюджетные фонды; 5) финансовый механизм; 6) бюджетный дефицит; 7) государственный кредит; 8) консолидированный бюджет:

149. В сферу государственных финансов входит:

150. В понятие “государственные финансы” входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) внебюджетные фонды; 4) бюджетный дефицит; 5) государственный кредит:

151. Термин бюджетное регулирование относится к:

+ перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы;

— бюджетному управлению сферами и субъектами экономики;

— управлению государственным долгом.

152. Централизованные фонды денежных средств формируются:

+ на государственном уровне;

— на уровне субъектов хозяйствования;

— на всех уровнях.

153.Основой единства всех звеньев финансовой системы является:

— финансовая политика, проводимая государством;

+ единый источник ресурсов для всех звеньев – национальный доход;

— действие рыночных механизмов хозяйствования.

154. Финансы страхования относятся к:

— сфере централизованных финансов;

+ сфере децентрализованных финансов;

— и к централизованной, и к децентрализованной сфере.

155. Финансы населения относятся к:

— сфере централизованных финансов;

+ сфере децентрализованных финансов;

— и к централизованной, и к децентрализованной сфере финансовых отношений.

156. К государственным финансам относят:

+ сфера централизованных финансов;

— сфера децентрализованных финансов;

— централизованная и децентрализованная сфера.

157. Ранее в структуре финансовой системы не выделяли звено:

158. Через звенья финансовой системы перераспределяется:

— только прибыль предприятий;

159. К сфере централизованных финансов относят: 1) государственный бюджет; 2) государственный кредит; 3) финансы государственных предприятий; 4) финансы страхования; 5) внебюджетные фонды:

+ 1, 2 и 5;

160. В структуре финансовой системы выделяют:

— централизованные и децентрализованные государственные финансы;

+ централизованные и децентрализованные фонды;

— централизованные и децентрализованные предприятия.

161. Государственный кредит:

+ выделяют в отдельное звено финансовой системы;

— включают в состав внебюджетной системы;

— не включают в состав финансовой системы.

162. Финансы населения:

— не включают в состав финансовой системы;

+ выделяют в качестве звена финансовой системы;

— выделяют в составе централизованных фондов денежных средств.

163. Пенсионный фонд относится к:

— ни к централизованным, ни к децентрализованным финансам.

164. Финансы государственных предприятий относятся к:

— государственной бюджетной системе.

165. Финансовые отношения объединены в финансовую систему вследствие:

+ взаимосвязи ее отдельных звеньев;

— подчиненности звеньев единому центру;

— отсутствия взаимосвязи в отдельных звеньях.

166. К сфере децентрализованных финансов не относят:

167. К децентрализованным финансам не относят:

+ бюджеты муниципальных органов власти.

168. К централизованной сфере финансовой системы не относят:

169. Финансы страхования:

+ являются самостоятельным звеном финансовой системы;

— подчинены государственным финансам;

— включаются в состав внебюджетных фондов.

170. Выделите звено, в котором создается национальный доход государства:

171. К какому из звеньев финансовой системы можно отнести фонды обязательного медицинского страхования:

172. Компенсация ущерба, вызванного реализацией рисков, осуществляется в звене финансовой системы:

173. Выплата заработной платы позволяет формировать фонды денежных средств в звене:

174. На децентрализованном уровне формируются:

175. На централизованном уровне формируются:

176. Финансовая система связана с:

177. Особенности в организации финансовых отношений приводят к формированию:

+ сфер и звеньев финансовой системы;

— институтов финансовой системы;

178. Не является звеном финансовой системы:

179. Выделите звено финансовой системы:

180. Выделите правильное утверждение о структуре финансовой системы:

— децентрализованные финансы носят подчиненный характер по отношению к централизованным финансам;

— централизованные финансы носят подчиненный характер по отношению к децентрализованным финансам;

+ в структуре финансовой системы выделяют две равнозначные сферы: централизованную и децентрализованную.

181. Выберите верное утверждение:

+ финансы страхования относятся к децентрализованным финансам;

— финансы страхования входят в состав внебюджетных фондов;

— финансы страхования не имеют отношения к финансовой системе.

182. Выделите неверное утверждение:

— в составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий;

+ внебюджетные фонды входят в состав государственного бюджета;

— государственный кредит входит в состав государственных финансов.

Финансы муниципальных образований относятся к сфере финансов:

они находятся на стыке этих отношений.

Выделите верное утверждение:

+все звенья финансовой характеризуются различной ролью в общественном воспроизводстве

звенья финансовой системы не связаны с общественным воспроизводством

с общественным воспроизводством связаны только финансы предприятий

Фондом денежных средств не является:

фонд заработной платы

В настоящее время страховой фонд страховщика создается:

в централизованном порядке

и в централизованном, и в децентрализованном порядках

В широком смысле страховой фонд – это:

+часть ВВП, используемая для возмещения потерь, причиненных

страховой фонд самострахования

только государственный централизованный страховой фонд

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

http://infopedia.su/1x99c8.html

Финансовая политика государства финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here