Финансовый контроль общественных организаций

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Финансовый контроль общественных организаций". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Государственный финансовый контроль (стр. 1 из 12)

Глава 1. Теоретические и правовые основы государственного финансового контроля, осуществляемого в процессе исполнения федерального бюджета

1.1 Финансовый контроль, его сущность и роль в исполнении федерального бюджета

1.2 Формы, виды и методы финансового контроля

1.3 Полномочия органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации

ГЛАВА 2. Организация текущего контроля, осуществляемого органами федерального казначейства (на примере УФК по Калужской области)

2.1 Характеристика деятельности органов Федерального казначейства

2.2 Организация обслуживания лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, и осуществление текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета

2.3 Анализ результатов деятельности УФК по Калужской области в части осуществления текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств

ГЛАВА 3. Совершенствование государственного финансового контроля на современном этапе его развития

3.1 Мероприятия, проводимые по совершенствованию государственного финансового контроля в РФ

3.2 Внутренний контроль и аудит в органах Федерального казначейства

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 Изучить теоретические основы государственного финансового контроля;

2 Провести анализ результатов контрольных мероприятий, проводимых органами Федерального казначейства, при осуществлении текущего контроля;

3 Предложить мероприятия по совершенствованию финансового контроля за исполнением федерального бюджета по расходам.

Предметом исследования является организация текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета.

Объектом исследования являются документы, отражающие деятельность органов Федерального казначейства в части осуществления контрольных мероприятий. Субъектом исследования является Управление Федерального казначейства по Калужской области.

Источниками информации при написании работы послужили: нормативные правовые акты РФ, труды отечественных авторов по ведению государственного финансового контроля, периодические издания по вопросу финансового контроля, отчётность Управления Федерального казначейства по Калужской области за период 2006 – 2008 годы. При написании работы были использованы следующие методы исследования: монографический, расчётно-конструктивный, аналитический, сравнительный.

По структуре дипломная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и изложена на 71 странице машинописного текста (не включая приложения). Работа содержит 2 рисунка, 8 приложений. Библиографический список составляет 52 литературных источника.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Финансовый контроль, его сущность и роль в исполнении федерального бюджета

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, принятой на каждом историческом этапе. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества, сфокусированная с помощью политико-правовых мер в государственном бюджете. Бюджет любой страны обеспечивает выполнение целей государственного управления, поэтому государственное управление, с финансовой точки зрения, и есть выполнение государственного бюджета, из задач которого может быть выведено понятие финансового контроля, осуществляющего проверку правильности исполнения государственного бюджета.

Финансовый контроль – это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, регулирующая, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов граждан.

Среди учёных нет единства в трактовках понятия «государственный финансовый контроль». На этот счёт самые разные точки зрения.

В официальном документе Министерства финансов РФ государственному финансовому контролю даётся такое определение: «государственный финансовый контроль в РФ представляет собой систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств».

По мнению Зыряновой Т.В. государственный финансовый контроль – это одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений – на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер [41].

Овсянников Л.Н. считает, что «государственный финансовый контроль – это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер» [45]. Данное определение несёт в себе излишнюю обобщённость, имеет отвлечённый характер и не раскрывает деталей предмета исследования. Также это определение позволяет взглянуть на государственный финансовый контроль лишь с точки зрения права.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государственный финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями.

Государственный финансовый контроль в РФ является формой государственного регулирования финансово-производственных отношений всех хозяйствующих субъектов, содействующей проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов РФ. Будучи обязательным элементом управления общественной собственностью, «государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения проведения в РФ единой финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, валютной и инвестиционной политики, обеспечения экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства, а также его граждан и субъектов хозяйствования» [47, c.21].

Цель финансового контроля – это осуществление мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступлений средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, законности и правильности их расходования, сохранности и повышение эффективности использования государственной собственности, предотвращение финансовых нарушений в государственном и негосударственном секторах экономики и обеспечение экономической безопасности РФ.

Читайте так же:  Валютные операции законодательство

Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

http://mirznanii.com/a/234510/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol

Финансовый контроль

Органы негосударственного финансового контроля различаются по его видам: аудиторский, внутрихозяйственный и общественный. Наиболее регламентируемыми в финансово-правовом отношении в своей деятельности являются органы аудиторского конт­роля. К ним относятся профессиональные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, функционирующие без образования юридического лица. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и инициативного аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и в определенных случаях государственных унитарных предприятий и организаций. По всем прочим организациям аудит носит инициативный характер, т.е. проводится по инициативе заказчика, которым могут быть и органы государственной власти (для проверки организаций, использующих бюджетные средства).

Основной целью ауди­та является составление (со стороны аудитора) и получение (со сторо­ны аудируемого лица) независимого квалифицированного мнения о правильности и законности совершения бухгалтерских записей, от­ражающих финансово-хозяйственную деятельность субъекта и ее ко­нечные результаты и о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению недостат­ков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и до­стоверность показателей отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется ад­министрацией и специальными подразделениями организаций с целью контроля результативности и эффек­тивности использования финансовых ресурсов, предотвращения и выявления финансовых нарушений и злоупотреблений в собственном хо­зяйстве. Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются: органы управления субъекта хозяйствования (дирекция, совет директоров и т.д.), администрация организации, специализированные контролирующие службы, отделы или работники (например, отделы внутреннего контроля или аудита), ревизионные комиссии (являются обязательными для акционерных обществ и некоторых небюджетных некоммерческих организаций). Состав и структура органов внутрихозяйственного контроля определяются, как правило, решением собственников организации или ее руководителя, за исключением финансовых институтов, для которых органы внутреннего контроля являются обязательными (напри­мер, коммерческие банки). Внутрихозяйственный контроль органи­заций может осуществляться по инициативе их руководства сторонней аудиторской фирмой (аудитором) на договорных условиях.

Еще одна разновидность негосударственного финансового конт­роля — общественный финансовый контроль, который осуществляется представителями общества: общественными организациями и объеди­нениями. Такими контролирующими субъектами в России являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федера­ции, профессиональные союзы, религиозные организации, обществен­ные организации и союзы инвалидов, Союз промышленников и пред­принимателей и др. Целью общественного финансового контроля является защита финансовых интересов граждан, а его объектом — де­нежные отношения, возникающие в процессе нарушения финансовых прав и ущемления финансовых интересов граждан, их отдельных со­циальных и профессиональных групп со стороны органов государственной (местной) власти и работодателей.

http://www.funansust.ru/financemainmenu/finansovyj-kontrol/154-organizacziya-negosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.html

Организация финансового контроля (стр. 1 из 7)

Тема: Организация финансового контроля.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов……………………………………………………………………………….5

2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля……………….11

3. Государственный финансовый контроль РФ………………………………..15

4. Негосударственный финансовый контроль…………………………………34

Список используемой литературы……………………………………………. 38

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.

Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, его цели, задачи, значение и классификация. Во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена государственному финансовому контролю. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля — объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Читайте так же:  Снизить налог на имущество

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

· правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

· соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

· эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

· выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

· успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

· улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс, денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

http://mirznanii.com/a/241826/organizatsiya-finansovogo-kontrolya

Организация финансового контроля (стр. 2 из 7)

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на казначейство.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Иногда такого рода классификацию представляют в виде деления на государственный контроль, аудит и общественный контроль. Поясним понятие общественного контроля. Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты и на основе законов, обязывающих власть предоставлять информацию обществу. Поскольку в демократическом обществе важное значение придается неуклонному соблюдению принципа свободы слова, то большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность является важнейшим принципом работы.

Принцип гласности, который законодательно определен как базовый принцип деятельности счетных палат, реализуется через представление отчетов об их деятельности органам представительной власти, проведение открытых слушаний по материалам этих отчетов на заседаниях органов законодательной или исполнительной власти с участием заинтересованных граждан, публикацию отчетов о проведенных контрольных мероприятиях в средствах массовой информации, размещение этих материалов в Интернете (на официальных сайтах этих органов)[1]. Таковым является официальный сайт Счетной палаты РФ, где размещена информация о деятельности контрольного органа и отчеты по выполненной работе[2].

Читайте так же:  Когда ввели налог на недвижимость в россии

2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля.

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных действий.

По характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга[3].

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

предварительный контрольпроводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.

текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов. Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

http://mirznanii.com/a/241826-2/organizatsiya-finansovogo-kontrolya-2

133. Общественный финансовый контроль.

Общественным— осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному отно­сятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.

Также Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информациювсем заинтересованным лицам (юридическимифизическим). В организации общественного контроля важную роль играютсредства массовой информации, выражающие интересы различныхобщественных организаций,политических партийи других структур.

Общественный контроль осуществляется профсоюзами:

1. в соответствии с принципами:

– социального партнерства между профсоюзами, государственными органами и иными организациями;

– законности при осуществлении общественного контроля и ответственности профсоюзов, их представителей за нарушение законодательства при его осуществлении;

Видео (кликните для воспроизведения).

2. в форме проведения:

– проверок в случаях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»;

– мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг).

По результатам осуществления общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, профсоюз вправе в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке выдать контролируемому субъекту рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения), если иное не установлено Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 года № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами». Контролируемый субъект обязан рассмотреть данную рекомендацию и информировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.

Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за:

– соблюдением законодательства о труде;

– соблюдением законодательства об охране труда;

– соблюдением законодательства о профсоюзах;

– выполнением коллективного договора (соглашения).

Планы проведения профсоюзами проверок размещаются на официальных сайтах республиканских объединений профсоюзов в глобальной компьютерной сети Интернет.

134. Независимый коммерческий финансовый контроль.

http://studfile.net/preview/5270326/page:65/

Статьи по предмету Финансовое право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

http://justicemaker.ru/view-article.php?id=23&art=3325

8. Виды финансового контроля

Различают следующие виды финансового контроля:

1. Бюджетный контроль состоит в проведении комп­лексных ревизий и тематических проверок с целью конт­роля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначей­ства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использо­вания государственных средств.

2. Налоговый контроль — система контроля за соблю­дением налогового законодательства, правильностью ис­числения, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением нало­гового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налого­вого контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; обследуются производ­ственные, складские и торговые помещения. Налогопла­тельщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну).

Читайте так же:  Ооо агентство финансового контроля

3. Внутрифирменный финансовый контроль осущест­вляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отде­лом, службой финансового менеджмента и др. — за фи­нансовой деятельностью своего предприятия, его филиа­лов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление факти­ческих финансовых результатов с прогнозируемыми, фи­нансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

4. Аудиторский контроль — деятельность по установ­лению достоверности бухгалтерской и финансовой отчет­ности и соответствия произведенных финансовых и хозяй­ственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторская проверка может быть:

инициативный — осуществляется по запросу самого экономического субъекта;

обязательный — проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством. Все аудиторские услуги являются платными. Отноше­ния аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридичес­кую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Общественный финансовый контроль выполняют отдель­ные физические лица или общественные организации на доб­ровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудитор­ские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

9. Финансы коммерческих организаций

Финансы предприятия — это система денеж­ных отношений, возникающих в результате его производ­ственно-хозяйственной деятельности.

Финансы предприятий с материальной точки зрения представляют собой денежные накопления предприятий или финансовые ресурсы.

Финансы предприятия заключаются в денежных отношениях при:

расчете с поставщиками по поставкам сырья, матери­алов, комплектующих изделий;

расчете с банками, возникающими при получении и погашении кредита, при покупке и продаже валюты, по расчетам за банковские услуги;

в отношениях со страховыми компаниями и органи­зациями по страхованию имущества, коммерческих и финансовых рисков;

расчетах за реализованную продукцию;

отношения с персоналом по выплате зарплаты, диви­дендов, с акционерами;

отношения с налоговой службой при уплате налогов, с аудиторскими фирмами, с внебюджетными органи­зациями и т.д.

Характерной особенностью финансовых отношений предприятия является то, что они:

выражаются в денежной форме;

представляют собой совокупность платежей и поступ­лений.

Финансы коммерческих организаций выполняют следу­ющие функции:

Воспроизводственная состоит в обслуживании денеж­ными ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности пред­приятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.

Распределительная заключается в обеспечении опти­мальных пропорций распределения прибыли (дохода) между предприятиями и государством, между различными фондами предприятий.

Контрольная — это финансовый контроль за производст­венно-хозяйственной деятельностью предприятия с точки зрения потребления и расходов необходимых ресурсов, а также контроль взаимоотношений предприятия с бан­ками, государством и другими предприятиями.

С помощью денежных отношений определяются важные показатели финансового состояния предприятия, такие, как:

1) самоокупаемость — способность предприятия по­крывать свои расходы (затраты) результатами производ­ства. В процессе достижения самоокупаемости решаются две проблемы:

борьба с убыточностью;

2) самофинансирование — способность предприятия из заработанных средств не только возмещать свои затраты, но и финансировать расширение производства и решение социальных задач. Источником самофинансирования является, чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Финансы предприятий представляют собой совокупность финансовых отношений, функциониру­ющих в рамках самостоятельного субъекта хозяйствова­ния и направленных на удовлетворение его потребностей в финансовых ресурсах для:

возмещения затрат, связанных с уставной деятель­ностью;

реализации внешних и внутренних финансовых обя­зательств;

обеспечения дальнейшего развития по уставным на­правлениям деятельности (производственному, ком­мерческому, кадровому и т.д.).

Важнейшей составляющей финансов предприятия являются его денежные фонды. Через них осуществляется процесс модернизации производства, расчетов с постав­щиками и заказчиками, выплачивается заработная плата рабочим и ведутся расчеты с бюджетом.

Денежные фонды предприятия составляют его баланс, который в укрупненном виде приведен ниже.

http://studfile.net/preview/5299472/page:7/

Финансовый контроль общественных организаций

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Лобкова Наталья Сергеевна

студент 5 курса юридического факультета ВятГГУ, г. Киров

Коротаева Ольга Анатольевна

научный руководитель, ст. преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВятГГУ, г. Киров

В настоящее время финансовый контроль играет важную роль при осуществлении финансовой деятельности.

В законодательстве отсутствует определение финансового контроля. Исходя из анализа литературы, под финансовым контролемследует понимать регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Роль финансового контроля выражается в том, что при проведении финансового контроля проверяется соответствие финансовой деятельности органов и организаций законодательству Российской Федерации.

Можно выделить признаки финансового контроля:

·определенная сфера отношений, связанная с формированием, распределением и использованием денежных фондов;

·определенный круг субъектов, наделенных законодательством Российской Федерации контрольными полномочиями;

·целью является проверка законности, достоверности и эффективности финансовой деятельности.

В зависимости от контролирующего субъекта финансовый контроль подразделяется на государственный и негосударственный.

Государственный контрольосуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Наибольший интерес представляет негосударственный финансовый контроль.

Негосударственный финансовый контроль — это урегулированная нормами права деятельность по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования, осуществляемая уполномоченными на то субъектами: муниципальными органами власти, общественными и иными негосударственными организациями и объединениями, гражданами.

Можно выделить следующие виды негосударственного финансового контроля:

·муниципальный финансовый контроль, который осуществляют представительные и исполнительные органы местного самоуправления а счет контролирующего субъекта;

·внутрихозяйственный финансовый контроль, производимый за счет собственных средств хозяйствующих субъектов;

·аудиторский контроль — за счет контролируемого субъекта;

·общественный финансовый контроль, который проводится за собственный счет общественной организации или безвозмездно, а также за счет третьих лиц.

По мнению В.В. Котова, негосударственный финансовый контроль осуществляется правомочными негосударственными органами, организациями, включая общественные, их подразделениями, а также гражданами-предпринимателями без образования юридического лица [4]. Автор в данном случае определил круг субъектов негосударственного финансового контроля.

Читайте так же:  Заявление в налоговую о неуплате налогов образец

Общественный финансовый контроль является разновидностью негосударственного финансового контроля.

В настоящее время не существует нормативно закрепленного понятия общественного контроля. В связи с этим правоведы предлагают различные трактовки рассматриваемого понятия.

Так, С.М. Зубарев предлагает ввести в научный оборот определение этого понятия и под общественным контролем подразумевает системную деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению [2]. Однако данную позицию необходимо уточнить, поскольку в данном определении общественному финансовому контролю могут подвергаться только государственные органы, но, по нашему мнению, данный вид контроля распространяется на все органы и организации независимо от организационно-правовой формы.

Можно сформулировать признаки общественного контроля и его отличие от государственного контроля:

· отсутствие властного характера;

· общественный контроль не является обязательным;

· ограниченный круг субъектов, который не могут входить органы государственной и муниципальной власти;

· осуществление от имени общества и отдельных граждан.

Некоторые авторы подчеркивают конституционную основу общественного финансового контроля. С данной точкой зрения нельзя не согласиться, поскольку Конституция РФ предоставляет всем гражданам право участия в управлении делами государства. В свою очередь, органы государственной и муниципальной власти обязаны обеспечить возможность соответствующего участия и возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы граждан и не содержащих охраняемую законом тайну. Общественный финансовый контроль могут осуществлять отдельные граждане, трудовые коллективы, общественные объединения.

На наш взгляд очевидны преимущества именно общественного финансового контроля, поскольку он исходит со стороны общества, тем самым снижается вероятность возникновения такой проблемы, как коррупция. Однако, как уже отмечалось, в нормативно-правовых актах отсутствует определение общественного финансового контроля. Это является существенным недостатком, который следовало бы устранить.

Таким образом, под общественным финансовым контролем следует понимать урегулированную нормами права деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования, осуществляемая посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению.

Данное определение наиболее четко определяет сущность рассматриваемого понятия и, кроме того содержит конкретные направления рассматриваемого вида финансового контроля.

Необходимо отметить, что общественный финансовый контроль осуществляется на основе определенных принципов. Среди них выделяются как принципы, присущие всему финансовому контролю, так и принципы, которые характеризуют лишь общественный финансовый контроль. К первой группе относятся:

·принцип законности, т. е. неукоснительное проведение финансового контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

·принцип независимости, предполагающий неподчинение субъектов, осуществляющих финансовый контроль каким-либо интересам, кроме защиты прав, свобод общества и граждан;

·принцип объективности, который предполагает, что процесс финансового контроля должен быть абсолютно беспристрастным.

Ко второй группе относятся два принципа:

·принцип компетентности, предполагающий применение эффективных методов финансового контроля, профессиональные навыки по анализу финансовой деятельности и проверке финансовой отчетности;

·принцип гласности — это непосредственное информирование общества о результатах общественного финансового контроля.

Мы уже говорили об ограниченном перечне субъектов общественного контроля. Среди них можно выделить следующих: Общественная палата РФ и региональные общественные палаты; общественные советы, создаваемые при государственных и муниципальных органах; общественные объединения, специализирующиеся на деятельности по осуществлению общественного финансового контроля; контрольно-ревизионные органы внутри общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющие внутренний финансовый контроль; отдельные граждане.

Субъекты общественного контроля не наделены властными полномочиями, они действуют либо через соответствующие государственные органы, либо обращаются к общественному мнению.

В большинстве развитых стран активно используется данный вид общественного контроля. Применительно к Российской Федерации такой тенденции не наблюдается, поскольку граждане зачастую не располагают информацией о такой возможности и не используют соответствующие права.

Таким образом, общественный финансовый контроль может стать эффективным методом контроля за всеми сферами финансовой деятельности как государственных, так и иных органов и организаций.

В заключение можно отметить, что общественный финансовый контроль только зарождается. Значение общественного финансового контроля в системе финансового контроля Российской Федерации пока незначительно, что вызвано, главным образом, недостаточным развитием гражданского общества.

Неотъемлемым условием успешного функционирования общественного финансового контроля будет являться нормативное закрепление и регламентация всей контрольной деятельности, в частности, определение границ и направлений данной деятельности, методов и форм осуществления рассматриваемого контроля, установление правового статуса контрольных органов, объема их прав, обязанностей и ответственности.

Список литературы:

  1. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля // Юридический мир. — 2010. — № 3. — С. 32—39.
  2. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. — 2011. — № 5
  3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  4. Котов В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. М.: ВГНА, 2007. — С. 107.
  5. Лапина М.А., Лапин А.В. Общественный финансовый контроль как показатель развития гражданского общества // Финансовое право. — 2012. — № 4. — С. 2—6.
  6. Огнева Н.И. Общественные институты финансового контроля // Шестаев Н.Т., Лапина М.А. Государственные и общественные институты финансового контроля: история и современность: Монография. М.: ВГНА Минфина России, 2011. — С. 192.
  7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 21.06.2006 г. // СЗ РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060.— Режим доступа: [Консультант Плюс]. — Загл. с экрана.
  8. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. — С. 168.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://sibac.info/studconf/hum/iv/29229

Финансовый контроль общественных организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here