Финансовый контроль органов исполнительной государственной власти

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Финансовый контроль органов исполнительной государственной власти". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

http://roskazna.ru/kontrol/vnutrenniy-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol/

28. Финансовый контроль органов общей компетенции в системе исполнительной государственной власти и местного самоуправления.

К органам исполнительной государственной власти общей компетенции относятся: Правительство РФ, правительства, администрации субъектов Федерации. Они:

— непосредственно сами проводят финансовый контроль;

-координируют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых.

Правительство РФ принимает правовые акты, регулирующие порядок финансовой деятельности.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции России (ст. 114) и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.

Кроме того, в компетенцию Правительства РФ входит руководство и контроль федеральных министерств, государственных комитетов и других организаций, которые подотчетны ему, включая органы федеральной службы финансовой сферы.

Также Правительство РФ осуществляет контроль за дельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство Российской Федерации выполняет такие важнейшие функции:

• обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• разрабатывает Федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

• представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

• разрабатывает и реализует налоговую политику;

• обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

• принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

• осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

• осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

• руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

• разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен

29. Финансовый контроль финансово-кредитных органов.

В число субъектов, осуществляющих государственный финансовый контроль, входя банки и другие финансово-кре­дитные органы.

Банковский контроль представляет собой гибкую и все­объемлющую форму денежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью, который осуществляется банками и иными кредитными учреждениями в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

В число основных целей данного вида финансового контроля входят повы­шение эффективности использования банковских ссуд и ук­репление платежной дисциплины. Осуществление банковс­кого контроля (предварительного и текущего) происходит в процессе проведения денежных операций посредством про­верки представленных документов, установления права хо­зяйствующего объекта на получение ссуды, проведение пла­тежей ссудных счетов. При оформлении кредита банк вправе проверить наличие у предприятия собственных оборотных средств, ознакомиться с финансовыми документами, показа­телями хозяйственной деятельности субъекта и т. д. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т. е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтер­ского учета, отчетным балансам хозяйственных органов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кре­дитуемых ценностей.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Ком­мерческие банки в соответствии с Постановлением Президиу­ма Верховного Совета РФ от 13 января 1992 года № 2167-1 «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации» и Положением о пра­вилах организации наличного денежного обращения на тер­ритории РФ, утвержденным Советом директоров Банка России 5 января 1998 г. № 14-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 21 ян­варя 1999 г. № 488-У) обязаны контролировать порядок веде­ния кассовых операций и работу организаций с денежной на­личностью. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организа­ции, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар либо произведенные работы в соответствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, основании. Объектом банковского конт­роля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных доку­ментов поставщиком и оплату их покупателем в установлен­ные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, в противном случае причитающиеся суммы списываются со счетов заказчика.

Особое место в системе банковского контроля занима­ет Центральный банк РФ. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)» (в ред. ФЗ от 8 июля 1999 г. № 139-Ф3) одной из функций Банка России называет осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.

Центральный банк РФ решает данную задачу следую­щим образом:

♦ путем проверки законности и целесообразности созда­ния кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о ре­гистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций;

♦ путем установления экономических нормативов, изда­ния нормативных актов, регулирующих деятельность кредит­ных учреждений;

♦ путем осуществления непосредственного контроля за законностью операций кредитных учреждений.

Банк России вправе осуществлять проверку операций банков своими силами либо поручить проведение таких про­верок аудиторским организациям. Он устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора за деятельностью кре­дитных учреждений. У него есть право давать банкам обяза­тельные для исполнения предписания об устранении обнару­женных нарушений. В случае неисполнения предписаний Центробанк может предъявить требования о проведении ме­роприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательства Банк Рос­сии может применить следующие меры: взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков,нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его оздоровления, и т. п.

http://studfile.net/preview/11058335/page:12/

Полномочия органов представительной и исполнительной власти в области финансового контроля

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным Законом РФ от II января 1995г. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ и наделенный широкими полномочиями:

џ организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

џ подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

Читайте так же:  Схемы уклонения от уплаты налогов

џ оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

џ финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

џ регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

џ контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Финансовый контроль органов исполнительной власти общей компетенции реализуется через Правительство РФ, правительства, администрации, мэрии субъектов РФ и администрации муниципальных образований, которые осуществляют контрольные полномочия как самостоятельно, так и посредством организации деятельности специализированных контролирующих структур.

Правительство РФ контролирует разработку и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет контроль валютных отношений.

В целях повышения эффективности проведения финансового контроля Правительство РФ имеет право образовывать специализированные комиссии.

Контроль за финансовой сферой Правительство РФ осуществляет и посредством правотворчества, принимая нормативные и индивидуальные акты. Например, постановлениями Правительства РФ определен порядок и установлены размеры сумм, выплачиваемых участникам налогового контроля, утверждено положение о Министерстве финансов РФ и т. д.

Большое значение в финансово-контрольной деятельности имеют специально образованные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, федеральные службы по финансовым рынкам, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и т. д.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В определенных случаях Министерство финансов РФ имеет право осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников финансовых правоотношений. В процессе проведения финансового контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) была создана Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этим Указом она осуществляет

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Положением о Федеральной службе страхового надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330) устанавливается, что Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Также, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

В Положении о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506) указано, что Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации (утверждена приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н) КРУ Министерства финансов РФ имело право осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности АО «Тандем» только в случае получения последней средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов (п.6 Инструкции). В п. 11 данной Инструкции говорится, что составлению программы ревизии и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии изучают необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. То есть либо был некорректно проведен подготовительный период контролером-ревизором, либо факт неполучения АО бюджетных средств был зафиксирован, но ревизия была проведена в обход этого обстоятельства. Таким образом, Контрольно-ревизионное управление нарушило законодательство и права юридического лица.

На основании ст.93.3 БК РФ бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Читайте так же:  Расчет налога на имущество юридических лиц

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Приказом Минфина РФ №104н от 12.11.2007г. «Об утверждении общих требований к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов РФ и муниципальных районов», за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет (ст.93.4 БК РФ).

При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет:

  • — удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в порядке, установленном Министерством финансов РФ;
  • — взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам), в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Министерству финансов РФ предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности субъектов Российской Федерации по денежным обязательствам перед РФ с привлечением агентов Правительства РФ.

Исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие:

в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;

в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;

по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;

из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.

Порядок открытия операционной кассы вне кассового узла регулируется главой 2 Инструкции ЦБ от 28 апреля 2004г.. №113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».

Операционная касса вне кассового узла вправе проводить кассовые операции с юридическими и физическими лицами, а также отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками, в том числе дорожными, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, — операции, установленные пунктами 3.1 и 3.2 Инструкции Банка России №113-И. Такая операционная касса может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала).

Прием наличных денег кассовым работником от физических лиц для зачисления на банковские счета, счета по вкладам (депозитам), для осуществления операции по переводу на территории РФ денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета в кредитной организации, ВСП (внутреннее структурное подразделение), в том числе для уплаты коммунальных, налоговых и иных платежей осуществляется на основе Положения ЦБ РФ №318-П от 24.04.2008г. «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ» вместо упраздненного Положения ЦБ РФ № 56 25 марта 1997г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории российской федерации (часть 1)».


http://vuzlit.ru/1286347/polnomochiya_organov_predstavitelnoy_ispolnitelnoy_vlasti_oblasti_finansovogo_kontrolya

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

Читайте так же:  Штраф за неуплату налогов физ лицом
Видео (кликните для воспроизведения).

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

Со стороны исполнительных органов

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законом «О Совете Министров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О Министерстве финансов» (на основании Положения от 6 марта 1998г.), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993 г.). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Читайте так же:  Признаки камеральной налоговой проверки

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г., является преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета I государственных внебюджетных фондов;

документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

  • 1. контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
  • 2. контроль состояния государственных финансов в целом (предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
  • 3. контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
  • 4. контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г., призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.

Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О Государственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующие санкции и механизм их применения.

http://vuzlit.ru/801955/storony_ispolnitelnyh_organov

21. Финансовый контроль органов исполнительной власти

© Федеральные и местные исполнительные органы власти реализуют кон­трольные функции через следующие финансовые органы:

е> Федеральное казначейство;

е> финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, финансовый контроль осуществляют главные распоряди­тели и распорядители бюджетных средств. Этот контроль проводится методом проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций.

Министерство финансов РФ (Минфин России) — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансо­вой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федера­ции и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Для исполнения своих полномочий Минфин России создает свои территориальные органы. © Минфин России:

е> осуществляет контроль за целевым использованием средств федераль­ного бюджета, главными распорядителями, распорядителями и полу­чателями бюджетных средств;

е> в случаях, специально оговоренных Бюджетным кодексом РФ, кон­тролирует исполнение бюджетов субъектами Федерации; е> организует проверки и ревизии юридических лиц — получателей га­рантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

© Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России:

е> совместно с контрольно-ревизионными управлениями субъектов РФ обеспечивает осуществление в пределах своей компетенции возло­женных на Минфин России функций государственного финансового контроля;

е> организует развитие аудиторской деятельности в Российской Федера­ции (кроме аудита в банковской системе);

е> осуществляет контроль за целевым использованием средств федераль­ного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и дру­гих федеральных средств;

е> участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступ­лением доходов от имущества, находящегося в федеральной собствен­ности;

«> проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и те­матические проверки поступлений и расходования средств федераль­ного бюджета;

е> организует и проводит самостоятельно и с привлечением контрольно-ревизионных управлений субъектов Федерации документальные реви­зии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, обращениям органов госу­дарственной власти субъектов Федерации и органов местного само­управления;

е> осуществляет руководство деятельностью контрольно-ревизионных уп­равлений субъектов Федерации и контроль за организацией этой дея­тельности;

«» участвует в разработке единой политики в области аудита и обе­спечивает формирование, функционирование и развитие системы ау­дита в Российской Федерации.

Э Федеральное казначейство:

Читайте так же:  Штраф за просрочку налоговой декларации

е> осуществляет предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюд­жетам государственных внебюджетных фондов;

е> взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контроля и координирует их работу.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России в субъекте РФ —

является территориальным контрольно-ревизионным органом Министер­ства финансов РФ и создается по его решению в установленном порядке. Основная задача деятельности управления — осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контро­ля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. © Управление в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие основные функции:

«а> осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федераль­ного бюджета, государственных внебюджетных фондов и других феде­ральных средств;

«> проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические про­верки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности; «> проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйс­твенной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов; е> проводит в установленном порядке по обращениям органов государ­ственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на договорной основе ревизии и финансовые проверки поступления

и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности, при условии выполнения в полном объеме ревизий и проверок. Рас­ходы по проведению таких ревизий и финансовых проверок возме­щаются соответствующими органами государственной власти субъек­тов РФ и органов местного самоуправления;

в соответствии с поручениями Минфина России осуществляет кон­троль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организа­циями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банков­ской системе);

участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по во­просам, относящимся к компетенции управления; анализирует практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции управления, представляет в установлен­ном порядке предложения по совершенствованию этого законода­тельства;

осуществляет в необходимых случаях контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной дея­тельности проверенных управлением организаций, а также возмеще­ния ими причиненного ущерба;

координирует свою деятельность с деятельностью других органов фи­нансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизий и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности.

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Фе­дерации и Государственная Дума. Для этих целей создана Счетная палата* РФ, которая по указанию Совета Федерации и Государственной Думы про­водит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях провер­ки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. Счетная пала­та РФ ежеквартально представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.

© Она также готовит ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета, которое включает в себя:

е> заключение по каждому разделу и подразделу функциональной клас­сификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому на­значению, а также указание случаев нецелевого использования бюд­жетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства РФ, допустивших осуществление платежа;

е> заключение по каждому разделу и подразделу функциональной клас­сификации и главному распорядителю бюджетных средств сверх бюд­жетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов; е> заключение по каждому случаю финансирования расходов, не преду­смотренных в утвержденном федеральном бюджете, либо росписи бюджетных расходов.

© Бюджетно-финансовый контроль со стороны органов законодательной

власти всех уровней осуществляется в формах:

е> предварительного контроля — в ходе обсуждения и утверждения проек­тов законов (решений) о бюджете, а также других законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам;

е> текущего контроля — при рассмотрении отдельных вопросов испол­нения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

е> последующего контроля — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Прави­тельство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета. Отчет за прошедший финан­совый год представляется в форме федерального закона и соответствует структуре и бюджетной классификации утвержденного федерального

iv бюджета. Одновременно на утверждение вносятся отчеты об исполнении ! * бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении феде-.1 рального бюджета за отчетный финансовый год в течение полутора ме-^ сяцев после представления отчета в Государственную Думу. При этом

используются результаты проведенных проверок и ревизий. © По окончании проверки выносится заключение Счетной палаты, которое

е> заключение по каждому разделу и подразделу функциональной клас­сификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распоря­дителю средств федерального бюджета;

е- заключение по каждому разделу и подразделу функциональной клас­сификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распоря­дителю бюджетных средств, по которым допущен перерасход средств федерального бюджета;

е> заключение по каждому случаю финансирования расходов, не преду­смотренных Федеральным законом о федеральном бюджете либо бюд­жетной росписью;

е> анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджет­ных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюд­жетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

е> анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного ко­декса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;

е> анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инве­стиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;

е> анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государст­венных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на пре­доставление государственных услуг;

е> иные материалы, определенные постановлениями Государственной Думы или Совета Федерации.

Руководители и аудиторы Счетной палаты несут ответственность за полноту и достоверность фактов и сведений, содержащихся в заклю­чении.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/5254780/page:13/

Финансовый контроль органов исполнительной государственной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here