Финансовый контроль в республике беларусь

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Финансовый контроль в республике беларусь". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Государственный финансовый контроль в Республике Беларусь, пути его совершенствования

Сегодня в условиях динамичного развития современного общества, всех его отраслей и сфер контроль как социальная и государственная функция должен находиться в состоянии непрерывного развития, которое невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого процесса, без выбора его новых направлений.

Актуальность исследования заключается в том, что финансовый контроль, являясь важнейшей функцией государственного управления, содействует успешной реализациибюджетнойи налоговой политики, соблюдению законности и целесообразности, созданию условий для сохранения и укрепления финансовой безопасности государства. Необходимость финансового контроля обусловлена сущностью финансов, которые обеспечивают эффективную систему прямой и обратной связи в экономических процессах и представляют, механизм воздействия на производственные ираспределительныеотношения. Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значения.

Тема так же является актуальной, поскольку, во-первых, сегодня у большинства людей слово «контроль», как правило, вызывает отрицательные ассоциации и связывается с ограничением, принуждением, отсутствием самостоятельности и тому подобным – в общем, со всем тем, что противоположно нашим представлениям о свободе личности, что, в свою очередь, не может не сказаться на отношениях, возникающих между контрольными органами и подконтрольными субъектами. Во-вторых, контроль как социальное явление представляется достаточно изученным и в связи с этим его дальнейшие исследования, выявление его новых характеристик, свойств связаны с необходимостью поиска новых методологических подходов, выработки новой парадигмы, которая была бы в состоянии описать, объяснить и в идеале спрогнозировать его развитие.

Родоначальник науки управления А. Файоль определял контроль как заботу о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям [1, с. 74]. Финансовый контроль же в свою очередь представляет собой основную форму государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

Государственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляют Национальное собрание и его палаты – Палата представителей и Совет Республики, а также Комитет государственного контроля.

Важная роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Комитету государственного контроля, Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам.

Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь. Комитет государственного контроля и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, иными организациями, в том числе иностранных государств, международными организациями и гражданами [2].

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевом назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах. Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств осуществляет Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь.

Весьма эффективным является контроль, осуществляемый Министерством по налогам и сборам. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Банки осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью клиентов с точки зрения возможности и целесообразности предоставления кредита, предотвращения риска потерь кредитных ресурсов по причине неэффективного ведения хозяйства заемщиками, повышения эффективности использования кредитных ресурсов и кредитования, а также собственных средств.

Новой структурой государственного финансового контроля в Республике Беларусь является Таможенный комитет, основная функция которого – контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Необходимость исследования государственного контроля продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится нам сталкиваться ежедневно. От их правильного решения зависит успех общества и государства, эффективность работы контрольных органов. Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства.

В настоящее время перед государственным финансовым контролем стоит ряд проблем:

1. В современной научной литературе нет единого, общепринятого определения категории «финансовый контроль», раскрывающего его объективную природу и обусловленность действием контрольной функции финансов и принципа обратной связи в экономических процессах.

2. Очевидна необходимостьреорганизацииструктуры органов государственного финансового контроля с целью ликвидации дублирования,сокращениязатрат на их содержание.

3. Проблема оценки эффективности финансового контроля является сложной, неоднозначной, ее пытаются решить многие специалисты. Пока нет единых правил оценки, так как само понятие эффективности имеет разные трактовки. В научной литературе эффективность финансового контроля характеризуется критериями и показателями. Такие критерии эффективности финансового контроля, как: экономичность,результативность, действенность, интенсивность позволяют судить об эффективности в общей форме, на практике не всегда представляется возможным их применять. Более объективно можно оценить результаты финансового контроля можно при помощи конкретных измерителей: показателей критериев и показателей оценки эффективности.

Читайте так же:  Снизить налог на имущество

В результате исследования приходим к следующим выводам:

1. Государственный финансовый контроль обеспечивает функционирование и развитие государства, и особую свою значимость государственный финансовый контроль приобретает в период проведения экономических преобразований.

2. Оценкабюджетногопроцесса, программ социально-экономического развития, проверка финансовой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций различных формсобственностис целью соответствия целевого назначения, полного и своевременного использования полученных ими государственных финансовых ресурсов и собственности – вот основная сфера, куда направлена деятельность государственного финансового контроля.

3. Государственный финансовый контроль охватывает полноту исвоевременностьрасчетов с бюджетами всех уровней ивнебюджетнымифондами, выявляет резервы повышения эффективности деятельности и роста доходовбюджетов.

4. Процесс получения ирасходованияфинансовых ресурсов требует пристального внимания государственного финансового контроля.

5. Как установленный факт, государственный финансовый контроль является важнейшей функцией государства, обеспечивающей оптимальное функционирование финансово-кредитной системы.

Таким образом, необходимо принять такие меры по совершенствованию государственного финансового контроля, как:

1. Дальнейшая теоретическая разработка и обоснование принципов государственного финансового контроля, построения эффективной системы, позволяющей воплотить разработанные принципы на практике.

2. Решение проблемы согласованной работы субъектов контроля, направленной на обеспечение эффективного использования доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также государственной и муниципальной собственности.

3. Осуществление комплексного анализа эффективности проводимых контрольных мероприятий с целью повышения качества управленческихрешений по использованию денежных и материальных ресурсов страны.

4. Законодательное закрепление основных постулатов государственного финансового контроля, имеющих конструктивный характер, для всеобъемлющего контроля по соблюдению финансовой дисциплины.

5. Одним из важных условий государственного контроля должна быть его «прозрачность», доступность результатов проверок для ознакомления государственным учреждениям и организациям, гражданам, налогоплательщикам.

6. Повышение качества и «удешевление» государственного контроля может быть связано и с использованием института аутсорсинга в сфере контрольных услуг [3, с. 125].

7. В целях дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля необходимо дополнить и развить его нормативно-правовую базу как на республиканском, так и на региональном уровне. А для этого необходимо разработать и принять республиканский закон о государственном финансовом контроле.


Недостаточное внимание к проблемам государственного финансового контроля может усилить негативные тенденции при формировании и использовании денежныхи материальных ресурсов, ослабить ответственность должностных лиц соответствующего уровня и, как следствие, негативно скажется на социально-экономическом положении страны.

Использование вышеуказанных результатов позволит поднять эффективность работы контрольных органов и повысить качество управленческих решений по использованиюбюджетныхсредств. В этом заключается значение совершенствования государственного финансового контроля.

1. Кузнецова, Н.В. История Менеджмента / Н.В. Кузнецова. – Владивосток: Дальневост. ун-т, 2001. – 216 с.

2. Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» от 1 июля 2010 г.№ 142-З [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?gu >

3. Мах, И.И. Теоретические и организационно правовые проблемы административного надзора / И.И. Мах. – Минск: БГУ, 2004. – 218 с.

http://be5.biz/ekonomika1/r2014/2541.htm

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Тема 5. Полномочия органов, осуществляющих

Финансовый контроль.

1. Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

2. Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

3. Министерство финансов Республики Беларусь.

4. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

5. Национальный банк Республики Беларусь.

1. Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. (с изм. и доп.) «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах». Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике, которые в своей деятельности подчинены органам Комитета государственного контроля по вопросам, относящимся к его ведению.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

1) исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2) расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

3) законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

4) состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

5) соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиту потребительского рынка и прав потребителей;

Читайте так же:  Возмещение ндфл за квартиру документы

6) исполнением государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

7) соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь и др.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной безопасности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством.

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля и его территориальные органы осуществляют свою деятельность на основании Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», в соответствии с которым выполняют следующие полномочия:

1) предупреждает, выявляет и пресекает правонарушения в сфере предпринимательской деятельности и налогообложения;

2) разрабатывает и осуществляет меры по пресечению налоговых органов;

3) взаимодействует с правоохранительными органами Республики Беларусь и других государств и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11025 — | 7452 — или читать все.

http://studopedia.ru/19_22412_departament-finansovih-rassledovaniy-komiteta-gosudarstvennogo-kontrolya-respubliki-belarus.html

Финансовый контроль в Республике Беларусь

Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

В зависимостью от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль может быть:

1.Общегосударственным или вневедомственным – осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание Республики Беларусь и местные Советы депутатов осуществляют фи­нансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюдже­тов, заслушивании отчетов органов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии парламента в процессе своей деятельности анализируют и прове­ряют финансовую информацию. До представления на рас­смотрение парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соот­ветствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.Ведомственным – осуществляют минис­терства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны ре­гулярно проводить на подведомственных предприятиях доку­ментальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления.

3.Внутрихозяйственным — осущест­вляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспе­чении сохранности денежных средств и материальных ценнос­тей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

4.Независимым (аудиторским) – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых опера­ций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и кли­ентом заключается соответствующий договор.

5.Общественным — осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному отно­сятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.

Значение финансового контроля заключается в том, что он является одним из важнейших средств обеспечения законности в финансовой деятельности. Финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, страхования и т.д.

Формами финансового контроля являются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на:

1.Предварительный — предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы — она позволяет предупредить нарушения законов, неправильное, нецелесо­образное расходование средств, устранить излишества, вы­явить резервы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансировании по бюджету.

2.Текущий — осуществляется в процессе совер­шения хозяйственных и финансовых операций. Он позволяет оперативно «замерять» отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины.

3.Последующий — проводится после совершения опе­раций, т.е. после того, как выполнены планы, поступили дохо­ды, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Последующий контроль проводится путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий на месте.

Под методами финансового контроля понимают приемы, средства и способы его осуществления. Основными методами финансового контроля являются: обследование, анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов фи­нансовых планов, проверки и ревизии.

Ревизия – это основной метод финансового контроля, который представляет собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.

Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. По способу назначения ревизии делятся на плановые и внеплановые. По степени охвата данных ревизии делятся на сплошные и выборочные. По объему ревизуемой деятельности они подразделяются на комплексные и тематические.

Читайте так же:  Коммерческая недвижимость налоги на физ лиц

Государственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляется органами, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органами, специально созданными для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и управления общей компетенции (Совет Министров Республики Беларусь, Служба контроля администрации Президента Республики Беларусь), для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения.

К специальным органам финансового контроля относятся:

1.Комитет государственного контроля — осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Комитет государственного контроля в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в Республике Беларусь.

2.Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь — создается Президентом Республики Беларусь в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.Национальный банк Республики Беларусь — осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства, осуществляет регулирование их деятельности и надзор за этой деятельностью.

4.Министерство финансов Республики Беларусь, областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. Они осуществляют контроль за исполнением республиканского бюджета, своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов, состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах и др.

5.Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов (ГКРУ) осуществляет контроль за использованием бюджетных ассигнований, контроль за работой нижестоящих финансовых органов по составлению и исполнению местных бюджетов, а также за состоянием внутриведомственного контроля. В про­цессе своей работы ГКРУ взаимодействует с другими контролирующими и правоохранительными органами.

6.Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, его управления, отделы, инспекции по областям и городу Минску, районам, городам, районам в городах. В их функции входит: учет предприятий и граждан в Государственном реестре налогоплательщиков; обеспечение поступления налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве; взыскание в бюджет недоимок по налогам; обеспечение в пределах своей компетенции взыскание штрафов и других зачисляемых в бюджет санкций; обеспечение учета, оценки и реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов и имущества, перешедшего по наследству государству и др.

7.Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, департамент страхового надзора Министерства финансов и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


http://studopedia.ru/8_127381_finansoviy-kontrol-v-respublike-belarus.html

Финансовый контроль в республике беларусь

4.2. Виды финансового контроля

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

1. Государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президент и Правительство Республики Беларусь; Министерство финансов Республики Беларусь; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

2. Ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств в отношении подотчетных им предприятий, организаций и учреждений. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности.

Ведомственный финансовый контроль регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 352 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (в ред. от 25 февраля 2013 г.)[1].

Для осуществления ведомственного контроля в органе государственного управления создается контрольно-ревизионная служба, которая является самостоятельным структурным подразделением данного органа. В случае если в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионная служба не может быть создана, организация и осуществление ведомственного контроля возлагаются на руководителя службы бухгалтерского учета (главного бухгалтера) соответствующего органа управления.

Задачами контрольно-ревизионной службы являются:

  • координация деятельности структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении им ведомственного контроля;
  • организация и проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав;
  • разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;
  • проведение работы по изучению и распространению в соответствующей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;
  • внесение предложений по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;
  • ведение учета проведенных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, их результатов и принятых по ним мер, составление и представление отчетности о проделанной контрольно-ревизионной работе.

При Министерстве финансов Республики Беларусь создан Методологический совет по ведомственному контролю, который осуществляет свою деятельность на основании Положения о методологическом совете по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 186 «О создании методологического совета по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь»[2]. Методологический совет является научно-консультативным органом по методологическим вопросам организации и осуществления ведомственного контроля министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Читайте так же:  Таможенные органы в системе валютного контроля

3. Внутрихозяйственный контроль проводится финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерия, финансовый отдел и т. д.) и направлен на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и бесхозяйственность.

Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»[3].

Основными задачами ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
  • обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и денежных средств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного бухгалтера, в компетенцию которого входят:

  • постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
  • формирование учетной политики организации;
  • составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

При осуществлении своих функций бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.

4. Аудиторский (независимый) контроль. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности», аудиторская деятельность – это проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершаемых финансово-хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника; оказание помощи субъектам хозяйствования в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности[4].

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов хозяйствования и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Республики Беларусь.

Аудит может быть внутренним и внешним. Внутренний аудит создается по решению субъекта хозяйствования и осуществляется подразделениями для проведения внутренних проверок. Внешний аудит проводится независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Внутренний аудит не может заменить внешний в тех случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение аудиторской проверки.

Аудит можетбыть обязательным (проводится в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь) и инициативным (по решению субъектов хозяйствования или собственника).

Юридические лица с долей государственной собственности, у которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок в соответствии с Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (в ред. от 25 февраля 2013 г.).

Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторы и аудиторские организации, получившие лицензию на осуществление аудиторской деятельности и включенные в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций. Для получения лицензии необходимо иметь высшее юридическое или экономическое образование, стаж работы по специальности не менее пяти лет, а также сдать квалификационный экзамен (программа квалификационных экзаменов для получения (продления срока действия) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в Республике Беларусь.

Порядок выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности регламентировано Положением о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1999 г. № 1862 «О государственном регулировании аудиторской деятельности»[5].

Лицензия выдается Министерством финансов сроком на пять лет. Срок действия лицензии может быть продлен при условии прохождения курсов повышения квалификации в Институте повышения квалификации и переподготовки экономических кадров при Белорусском государственном экономическом университете в период действия лицензии.

Для проведения внешнего аудита банков и небанковских финансовых (кредитно-финансовых) организаций необходимо наличие дополнительной лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Национальным банком, а для проведения внешнего аудита страховых и перестраховочных организаций – дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной департаментом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов Республики Беларусь.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности не выдается лицам:

  • в отношении которых принято решение об аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в течение пяти лет со дня принятия такого решения;
  • занимавшим со дня подачи заявления на получение лицензии по день принятия решения о ее выдаче должность, время работы на которой засчитывается в стаж службы в государственном аппарате;
  • в других случаях, предусмотренных актами законодательства.
Читайте так же:  Период получения имущественного налогового вычета

Аудиторы не имеют права заниматься другими видами деятельности, кроме преподавательской или научной.

Для создания аудиторской организации необходимо наличие в штате не менее трех аудиторов, имеющих лицензию (в том числе и руководитель).

Аудиторская проверка не может проводиться:

  • являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования;
  • состоящими с заказчиками в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери и др.).

2. Аудиторскими организациями:

  • в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;
  • в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций.

3. Аудиторами и аудиторскими организациями, оказывающими данному субъекту хозяйствования услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудиторской организации, которое состоит из двух частей: аналитической и итоговой. В аналитической части аудиторского заключения указываются:

заказчик и период проверенной деятельности предприятия, приводятся результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и состояния внутреннего контроля, отмечаются факты не устраненных в ходе аудиторской проверки нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также случаи нарушения законодательства Республики Беларусь при совершении финансово-хозяйственных операций. В итоговойчасти аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.

[1] НРПА. 2010. № 157. 1/11733; 2013. 1/14093; 2013. 1/14639.

[2] Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 186 «О создании методологического совета по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь», с изм. и доп. // НРПА. 1999. № 70. 8/644. Утратил силу.

[3] НРПА. 2013. 2/2055.

[4] Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII «Об аудиторской деятельности», в ред. от 18 декабря 2002 г. № 184-З, с изм. И доп. // НРПА. 2003. № 2. 2/913; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 157. 2/1337; 2008. ; 172. 2/1466; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 1. 2/1878.

[5] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1999 г. № 1862 «О государственном регулировании аудиторской деятельности», с изм. и доп. // НРПА. 1999. № 95. 5/2145. Утратило силу.

http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/4-2-vidy-finansovogo-kontrolya.htm

Финансовый контроль в республике беларусь

4.6. Органы, осуществляющие финансовый контроль

4.6.1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь

Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь образован в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В состав Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства но налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного таможенного комитета. В состав Совета могут быть включены представители и других государственных органов.

Для координации деятельности контролирующих органов, созданных на территории соответствующих административно-территориальных единиц, Совет по координации контрольной деятельности Республики Беларусь создает советы по координации контрольной деятельности в областях.

Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:

  • обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;
  • планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;
  • организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;
  • обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);
  • анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;
  • организация обмена опытом контрольной работы;
  • обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов.

Совет в соответствии с направлениями своей деятельности вправе в пределах своей компетенции:

1) давать поручения контролирующим органам;

2) рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности на необоснованное назначение проверок (ревизий) и по результатам рассмотрения этих жалоб выносить решения о приостановлении или отмене проведения контролирующими органами проверок (ревизий);

3) запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций, субъектов предпринимательской деятельности необходимую информацию;

4) заслушивать сообщения и отчеты должностных лиц контролирующих органов, субъектов предпринимательской деятельности, советов по координации контрольной деятельности в областях;

5) вносить в установленном законодательством порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц контролирующих органов, не обеспечивших надлежащую организацию контрольной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/4-6-organy-osushchestvlyayushchie-finansovyj-kontrol.htm

Финансовый контроль в республике беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here