Финансовый контроль в условиях рыночной экономики

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Финансовый контроль в условиях рыночной экономики". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АУДИТА

Целью изучения данной главы является формирование представления о месте аудита в системе современного финансового контроля, истории его возникновения и развития, принципах и современном состоянии аудита как общественного института и тенденций его развития, выработка компетенций и навыков классификации аудиторских услуг.

В ходе изучения этой главы решаются следующие задачи:

  • • формирование представления об основных этапах развития, роли и месте аудита в современной системе финансового контроля в России;
  • • получение знаний, выработка навыков и формирование компетенций классификацией видов аудита и аудиторских услуг;
  • • формирование представления о тенденциях развития рынка аудиторских услуг в России.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ экономики

Переход к рыночной экономике предоставил предприятиям с разными организационно-правовыми формами и формами собственности возможность самостоятельно организовывать производство продукции и ее реализацию, выбирать систему оплаты труда, методы ведения бухгалтерского учета и другое.

Однако это не означает, что государство не контролирует деятельность этих предприятий. Напротив, в современных условиях финансовый контроль и обязательные аудиторские проверки на предприятиях приобретают важное значение. Финансовый контроль имеет следующие концепции:

  • • контроль как функция управления;
  • • контроль как непременное свойство управленческого процесса на каждой его стадии.

В первом случае контроль — это обязательный и заключительный этап любого процесса принятия решения.

Во втором случае контроль делится по времени проведения на предварительный, текущий и последующий. В этом случае контроль рассматривается как постоянный процесс, характерный для каждой стадии его реализации, включающий:

  • • планирование хозяйственной деятельности;
  • • выполнение хозяйственной деятельности;
  • • анализ хозяйственной деятельности.

В данном случае контроль — это заключительный и обязательный этап любого процесса принятия решений. Контроль в рамках данной концепции — одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта, с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений и неблагоприятных ситуаций.

Контроль, осуществляемый на каждой стадии управленческого процесса, рассматривается как непрерывное его свойство; при этом контроль разделяется по времени его проведения:

  • предварительный—до начала проведения хозяйственной операции; цель предварительного контроля — предупреждение на ранних стадиях незаконных и неэффективных действий, поэтому он носит профилактический характер (лицензирование);
  • текущий — в ходе совершения операций; это оперативный контроль, который реализуется материально ответственными лицами и бухгалтером;
  • последующий — после совершения хозяйственных операций (аудит, ревизия); он позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля.

При всем разнообразии видов контроля принято группировать его определенным образом (табл. 1.1.1).

Виды экономического контроля

Субъект и характер деятельности

  • • Государственный
  • • ведомственный ? независимый

Организация осуществления контроля

  • • ревизия
  • • аудит

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России). В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют Федеральная налоговая служба России, Федеральное казначейство, Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основными задачами государственного финансового контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им организациям. Для такого рода контроля в министерствах, ведомствах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами.

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяя повысить эффективность функционирования рынка капитала, и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Система внутреннего контроля — это система мер, направленных на выявление и устранение финансовых, правовых, производственных и прочих рисков, а также на выявление фактов хозяйственной деятельности, связанных с преднамеренным или непреднамеренным нарушением сотрудниками своих обязанностей, повлекшим за собой ухудшение финансового состояния предприятия или его деловой репутации.

Элементами системы внутреннего контроля предприятий являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационнотехнический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, вовторых, на специальные контрольные подразделения — управления (отделы) внутреннего аудита.

Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

Внешний контроль может осуществляться в форме аудиторских проверок и ревизий.

Ревизия — это обследование финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений.

Аудит — это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса или продукта. Чаще всего термин применим к проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторская деятельность может охватывать все коммерческие предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов. Независимость — необходимое условие деятельности аудиторов. Причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров. При проведении аудита наряду с аудиторскими процедурами применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

Читайте так же:  Понятие упрощенной системы налогообложения

Главное отличие аудита от ревизии в том, что он обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рациональности расходов и увеличения прибыли. Аудит и ревизия различаются принципами оформления результатов. По результатам ревизии, как правило, издается определенный распорядительный документ, на основании которого к проверяемому субъекту или должностному лицу этого субъекта могут быть применены штрафные и финансовые санкции. По результатам аудита могут разрабатываться рекомендации и предложения в целях совершенствования систем учета и контроля в организации.

Таким образом, аудит — это элемент рыночных отношений, который возник в связи с усложнением производства и развитием рынка. Группы инвесторов и кредиторов оказались не в состоянии самостоятельно проверить отражение хозяйственных операций в учете и отчетности в отсутствие специальных знаний и опыта и доступа к финансово-хозяйственной документации организаций.

10.Государственный финансовый контроль, его значение в рыночной экономике.

Финансовый контроль в РФ яв-ся основным элементом системы управления финансами. Финансовый контроль делится на государственный и негосударственный контроль. Государственный представляет собой комплексную целенаправленную систему эконом-ких , правовых действий конкретных органов власти и управления. Определяющую роль в организации фин-го контроля играет Конституция страны. Финансовый контроль со стороны гос-ва затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед гос-вом, включая налоги и др. обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности бюджетных субсидий, а также соблюдение установленных правительством правил организации учета и отчетности. Финансовый контроль в каждом гос-ве устанавливается самостоятельно, но принципы организации едины. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный и аудиторский контроль.

Формы контроля классифицир.по след.критериям: 1)регламент осуществления- обязательный(внешний), инициативный (внутренний); 2)время проведения- предварительный, текущий, последующий; 3)субъекты контроля – президентский, законодат.органов власти и местного самоупр., контроль исполнит.органов власти, контроль финансово-кредит.органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский; 4)объекты контроля-бюджетный; контроль за внебюдж.фондами, налоговый, валютный,страховой; контроль за денеж.массой.

К органам осуществляющим финансовый контроль относятся: Счетная палата РФ, Государственная дума, Федеральное казначейство, Минфин, Банк России, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, КРУ, Таможенный комитет, исполнительные органы на местах. Устанавливаются следующие формы фин-го контроля : 1) в зависимости от времени проведения: предварительный, текущий, последующий фин.контроль. 2) в зависимости от субъектов контроля: президентский, ведомственный, контроль финансово-кредитных органов, представительных органов власти, внутрихозяйственный, аудиторский. 3) в зависимости от сферы фин.деятельности : бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Сайт рентгенологической и…не только литературы

Видео (кликните для воспроизведения).

сайт поможет советом в трудных ситуациях

Главные записи

Онлайн просмотр документа «162845»

Текст 6 страницы из документа «162845»

Ближняя канцелярия (до 1719 года) и Ревизион-коллегия (начиная с 1720 года) В обязанности Коллегии входило заведование счетами всех государственных доходов и расходов и суд над лицами, изобличёнными в злоупотреблениях по части собирания доходов и использования расходов. После её подчинения Сенату, Коллегия получила инструкцию для своих действий, представлявшую первый опыт сколько-нибудь систематического изложения обязанностей государственного контроля. Во главу ревизионных требований по отношению ко всякого рода операциям распорядителей казенными средствами инструкция ставит принцип законности — соответствия операций законным основаниям для их производства. 20

При Елизавете Петровне Ревизион-коллегия вновь становится единственным для всех мест и лиц Российской империи ревизионным учреждением. При этом весьма остро ставилась задача повышения эффективности ее работы. Например, в 1756 году Сенат обнаружил, что на содержание чиновников Ревизион-коллегии расходуются большие суммы и что эта Коллегия, обязанная представлять годовые генеральные табели о приходе, расходе и остатках денежных средств, а также месячные ведомости о ходе ревизий, «ни об одном годе вышеписанной табели и рапортов не подавала». В связи с этим Сенат решил принять своеобразные меры: «той Ревизион-коллегии с конторою, членам, секретарям и приказным людям жалованье производить из взысканных по счетам начетных денег, а из Штатс-конторы более уже не производить». Однако эти и другие попытки улучшить контрольное дело не устраняли основной причины застоя ревизионного дела — неналаженности местного счетоводства и отчетности.

3.2 Нормативно правовое закрепление деятельности Счетной палаты РФ в современных условиях и особенности осуществления функций в условиях рыночной экономики

Правовой статус счетной палаты Российской Федерации определен Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 14 августа, 1 декабря 2004 г.), другими законами РФ.

Согласно части 5 статьи 101 Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» состоит из четырех глав, имеющих следующее содержание: общие положения, состав и структура Счетной палаты, порядок деятельности счетной палаты, заключительные положения. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ О Счетной палате Российской Федерации» счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Содержание данного Федерального закона излагается в работе далее. 21

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

3.3 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации

Основываясь на изложенных выше положениях, сформулируем критерии и показатели эффективности деятельности Счетной палаты.

Критерии, как было сказано выше, это:

Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом, так и ее отдельных подразделений. В этой связи предлагаются следующие критериальные показатели эффективности финансового контроля.

Критерий результативности включает показатели:

выявленный объем средств, использованных с нарушениями законодательства;

выявленный объем неэффективно использованных средств;

выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;

количество подготовленных представлений и предписаний.

В 2006 году Счетной палатой выявлено нецелевое использование государственных средств в сумме 14026,9 млн. рублей, возмещение государственных средств осуществлено в объеме 2762,2 млн. рублей. В 2005 году эти показатели составили 23,2 млрд. рублей и 4,6 млрд. рублей соответственно. Снижение выявления нецелевого использования государственных средств в первую очередь связано с дальнейшим внедрением казначейского исполнения федерального бюджета, приведшим к существенному сокращению нарушений бюджетного законодательства.

Выявленный ущерб федеральному бюджету и федеральной собственности составил в 2006 году 241,3 млрд. рублей.

По результатам контрольных мероприятий в 2001 году в соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты органам государственной власти, предприятиям и организациям было направлено 451 представление и 2 предписания. По выявленным фактам нарушения законодательства 38 материалов были переданы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Динамика соответствующих показателей по годам работы Счетной палаты представлена на графике:

Рис. 3.1. Динамика представлений Счетной палаты в Генеральную прокуратуру

Критерий действенности включает показатели:

количество исполненных представлений и предписаний;

объем средств, возвращенных в федеральный бюджет и на бюджетные счета организаций;

количество структурных преобразований в экономике, министерствах, ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям Счетной палаты;

увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части, полученные по представлениям Счетной палаты;

количество поправок в действующее законодательство;

количество постановлений Правительства Российской Федерации, принятых по представлениям Счетной палаты;

количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты), принятых по представлениям Счетной палаты;

количество уголовных дел, открытых по представлениям Счетной палаты.

В 2001 году Генеральной прокуратурой было возбуждено 49 уголовных дел по материалам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой (с учетом возобновленных уголовных дел). Количественные данные о рассмотрении и выполнении представлений Счетной палаты в 2006 году приведены в таблице.

Табл.3.1. Количественные данные о рассмотрении и выполнении в 2006 году представлений, направленных Счетной палатой Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий

Кому направлены представления

В стадии рассмотрения (срок исполнения не истек)

Не рассмотрено (ответ не получен, срок исполнения истек)

Тема 10. Финансовый контроль

Описание файла

Поделитесь ссылкой пожалуйста:
Видео (кликните для воспроизведения).

Документ из архива «Финансовый контроль в условиях рыночной экономики», который расположен в категории «курсовые работы». Всё это находится в предмете «финансовые науки» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «курсовые/домашние работы», в предмете «финансовые науки» в общих файлах.

Популярные статьи

Сущность финансового контроля в условиях рыночной экономики

Контроль- неотъемлемая часть системы регулирования , одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект , управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное , выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий

В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности Финансовый контроль имеет ту особенность ,что его объектом всегда являются отношения , связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств , то есть с использованием финансовых ресурсов

Для успешной деятельности организации , повышения уровня рентабельности , сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает внутренний контроль В отечественной литературе внутренний контроль в рамках отдельного хозяйствующего субъекта часто называют внутрихозяйственным , внутренний контроль в рамках отдельного министерства или ведомства –внутриведомственным

Понятие «финансовый контроль» , как ранее было сказано , впервые было упомянуто в «Трактате о счетах и записях» (1494г) Луки Пачоли (1445-1517гг) ,который писал : «Доброе дело сделали , когда для наблюдения за ними (неисправными маклерами и бухгалтерами) назначили лицо, которому поручили расследовать , хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях» Но в жизни финансовый контроль применялся значительно раньше , поскольку объективная необходимость в нем возникла одновременно с зарождением финансов, то есть практически с возникновением разделения труда, товарообмена и денежных отношений

Современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач В настоящее время финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования , распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально- экономического развития страны и отдельных регионов

Функциями государственного финансового контроля является контроль:

-за источниками поступления бюджетных средств и их расходованием ;

-за использованием государственной и муниципальной собственности , ее приватизацией;

-за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов ;

-за использованием средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

– эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению и полученных дотаций

Пресечение нарушений и злоупотреблений в бюджетно-финансовой сфере –является одной из основных функций всех контрольно-счетных органов на всех этапах контрольно-ревизионной деятельности

Финансовый контроль в условиях рыночной экономики

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории. Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микро-уровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.[14,стр.23]

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль над состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. [11, стр. 144]

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. [14, стр. 22]

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку:

— соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;

— составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

— финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль;

— другие направления. [8, стр. 199]

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др. [16, стр. 148]

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к таким органам относятся:

— Государственный таможенный комитет,

— Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Существуют следующие функции государственного финансового контроля, к ним относятся:

— анализ — включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

— корректировка — включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

— предупредительная функция — состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок. [16, стр. 208]

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии.

Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

Сущность финансового контроля, его развитие в условиях перехода к рыночной экономике

Финансовый контроль — это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль является одним из составных элементов осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории, присущи две функции: распределительная и контрольная.

Контрольная функция финансов — это, прежде всего контроль рублём в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублём как функция финансов — это только контроль реального денежного оборота.

Объектом финансового контроля является распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели — выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость, оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены и тарифы, прибыль, доходы от прочей реализации, внереализационные доходы и расходы, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, использование прибыли и др. Сущность финансового контроля, в конечном счете, сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их финансовыми посредниками законодательно-правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и другой нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль; проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации вначале 90-х гг. привели к существенной перестройке, действовавшей в стране системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов.

Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России. Если в условиях планово-распределительной системы преобладал государственный финансовый контроль со стороны государственных органов власти и управления, отделений Государственного Банка СССР и специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением роли государства в экономике.

  • 1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства.
  • 2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем демократическому государству.

162845 (Финансовый контроль в условиях рыночной экономики), страница 6

10.1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике

Финансовый контроль — контроль законодательных и испол­нительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех эко­номических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законода­тельства в процессе формирования и использования фондов де­нежных средств; оценку экономической эффективности фи­нансово-хозяйственных операций и целесообразности произве­денных расходов.

Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарно­го, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Конкретные формы и методы организации финансового конт­роля есть практическое воплощение объективно присуще­го финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансо­вый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других эко­номических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реа­лизации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего, разработка, утвер­ждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государ­ственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны госу­дарства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение за­конности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установлен­ных правительством правил организации денежных расчетов, ве­дения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий вклю­чает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционе­ров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесо­образности использования денежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансо­вым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый «постаудит», который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии произ­водственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение при­чин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

Система финансового контроля в странах с развитой ры­ночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением правительству или ми­нистерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осуществ­ляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляю­щие на коммерческой основе проверку достоверности отчет­ной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых — поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.

Экономические и политические преобразования в Россий­ской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной пе­рестройке действовавшей в стране системы финансового конт­роля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная па­лата, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Мини­стерства финансов России, изменились его функции.

Возник аудиторский контроль.

Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление ком­мерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятель­ностью самого ЦБР со стороны законодательных органов.

Наблюдаются новые тенденции в развитии финан­сового контроля в России. В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные измене­ния, вызванные изменением роли государства в экономике.

1. Сужается сфера государственного финансового контро­ля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономичес­ких процессов, включая контроль за стоимостными пропорция­ми движения ВВП, денежной массой, формированием и ис­пользованием фондов денежных средств, поступающих в рас­поряжение государства. Одновременно расширяется сфера дей­ствия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание.

2. Происходит определенный сдвиг от последующего конт­роля в сторону предварительного. Развитие демократии и пар­ламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углуб­ленному анализу целесообразности и экономической эффек­тивности расходования средств при утверждении проектов го­сударственного бюджета и внебюджетных фондов. Этому спо­собствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому об­следованию инвестиционных проектов с привлечением специа­лизированных консультационных фирм, инвестиционных бан­ков и финансовых корпораций.

Важную роль в осуществлении финансового контроля игра­ет уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюд­жетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффек­тивность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качест­венно новом уровне, присущем демократическому государству.

Источники

Финансовый контроль в условиях рыночной экономики
Оценка 5 проголосовавших: 1