Формы и методы предупреждения налоговых правонарушений

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Формы и методы предупреждения налоговых правонарушений". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 1683 раза

Библиографическое описание:

Галиева А. А. Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11773/ (дата обращения: 19.02.2020).

В работе автор выделяет особенности профилактики как меры по предупреждению налоговых правонарушений, определяет цели и методы предупреждения налоговых правонарушений, отмечает направления профилактической деятельности.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, профилактика, предупреждение правонарушений, налоговые деликты, налоговые проверки

Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю, сознание и поведение налогоплательщика (плательщика сборов). Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

В настоящее время в качестве методов предупреждения налоговых правонарушений налоговыми органами преимущественно используются меры, направленные на пресечение налоговых правонарушений. Однако, система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Установлено, что даже значительное увеличение количества проводимых налоговых проверок и доначислений по ним не способствует сокращению задолженности и увеличению объема поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. К основным недостаткам мер пресечения можно отнести непосредственную направленность санкций на последствия уже совершенного налогового правонарушения, не затрагивая при этом причин совершения данных деяний. Тем самым предоставляя налогоплательщику возможность повторного совершения налогового правонарушения, отделавшись лишь уплатой недоимок, пеней и штрафов.

Предусматривается необходимость создания комплекса мер предупреждения, включающего в себя профилактику, пресечение и предотвращение налоговых деликтов. При этом следует основываться на всестороннем анализе причин совершения налоговых правонарушений и оценке деятельности налоговых органов [1, с. 65].

Важнейшим направлением профилактики налоговых правонарушений можно считать устранение пробелов налогового законодательства. Главным правовым источником предотвращения налоговых правонарушений является Налоговый Кодекс Российской Федерации, так как он содержит описание основных моментов, на основе которых налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы. Следовательно, чем точнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. Для этого создаются Федеральные Законы, Положения, Инструкции, которые уточняют спорные или неясные моменты из Налогового Кодекса Российской Федерации. Совершенствование законодательства о налогах и сборах, должно осуществляться в сторону его максимально возможного упрощения, доступности содержания и легкости усвоения. Противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений [2, с. 47].

Целями предупредительной деятельности в налоговой сфере является укрепление финансовых основ государства, профилактика, стимулирование должного поведения участников налоговых правоотношений, сокращение видов неправомерного поведения и их количества. При этом поддерживается точка зрения тех ученых-исследователей, которые считают, что цель предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов может оставаться неизменной, а направления предупредительной деятельности могут изменяться в зависимости от различных условий и обстоятельств [3, с. 149].

Учитывая публичную природу налогов, их роль в формировании доходов бюджетов, все мероприятия должны проводиться преимущественно в общегосударственном масштабе. Деятельность по предупреждению правонарушений в сфере налогов и сборов должна осуществляться как в части преодоления объективно-негативных факторов в развитии экономики, так и субъективного фактора — формирования качеств добросовестного налогоплательщика.

Политика государства в сфере налогового контроля исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям: гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств и выявлять и расследовать любые случаи налоговых злоупотреблений. Иначе говоря, налоговые органы при исполнении своих обязанностей в сфере налогового контроля должны помогать и оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам, но для тех, кто склонен к налоговым правонарушениям, налоговые проверки должны действовать как инструмент принуждения и наказания.

Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

В развитых западных странах все большее распространение и все большую поддержку получает точка зрения, что концентрация усилий налоговых органов на непосредственной борьбе против нарушителей налоговых законов малоперспективна и недостаточно эффективна и что необходим перенос внимания на использование мер профилактического характера — реформирование учетной работы, укрепление и совершенствование механизмов превентивного контроля, воспитание налоговой этики и самодисциплины налогоплательщиков. Радикальное улучшение ситуации в этой сфере, как показывает опыт передовых развитых стран, достигается за счет обеспечения большего равенства и справедливости в системе налогообложения, за счет общего упрощения налоговой системы и применяемых методов обложения и отчетности и в результате снижения неоправданно высоких ставок отдельных налогов и сокращения общего налогового бремени населения [4, с. 237].

Таким образом, эффективность предупреждения правонарушений в области налогов и сборов в полной мере зависит от правового регулирования налоговых отношений, соблюдения участниками налоговых отношений предписаний Налогового кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, правовых принципов, а также целей и задач предупредительной деятельности. Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

Система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Читайте так же:  В какой строке баланса отражается выплата дивидендов

Предупредительная деятельность должна быть обеспечена, с одной стороны, мерами государственного принуждения к лицам с девиантным поведением, с другой — ответственностью должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей, за строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, подпадающих под сферу предупредительной (профилактической) деятельности [4, с.63].

Правовое воздействие непосредственно на волю, сознание, поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, предотвращение совершения новых правонарушений, сокращение нарушений законодательства о налогах и сборах посредством совершенствования налоговых отношений, правовой регламентации предупредительных мер, использования средств убеждения (профилактика, пропаганда, обучение, критика и др.), изучения международного опыта предупредительной работы и др. является целью предупреждения налоговых правонарушений [4, с. 134].

Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам. Развитие налоговой системы требует совершенствования контроля за уплатой налогов и создания полноценной системы предупреждения налоговых правонарушений путем выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.

  1. Чайковская Н. В. «Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений» // Интеграция учетно- аналитических и налоговых процессов на макро- и микроуровнях; под общ. ред. Л. В. Поповой. — М.: Финпресс, 2010. — 430 с.;
  2. Бугаевская Н. О. «Некоторые проблемы предупреждения налоговых преступлений» // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 46–49;
  3. Кобзарь-Фролова М. Н. «Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии»: Монография. — М.:ВГНА Минфина России. 2009. — С. 147–155;
  4. Аронов А. В., Кашин В. А. «Налоговая политика и налоговое администрирование»: учеб. пособие. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. — 544 с.;
  5. «Административная юрисдикция налоговых органов»: учебник / Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов и др.; под ред. М. А. Лапиной. — М.: ВГНА Минфина России, 2012. — 346 с.;
  6. Головин А. Ю. «Налоговый контроль как инструмент предупреждения налоговых правонарушений»: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МГЮА; 2005. — С. 134.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Характеристика налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

  • Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).
  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;
  • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;
  • Статья 128. Ответственность свидетеля;
  • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

    1. штраф в конкретно определенном размере;
    2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;
    3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;
    4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected] «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России)

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/[email protected] “О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации”

Характеристика налоговых правонарушений

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важньж юридических признаков налогового правонарушения.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Читайте так же:  Ип отчетность упрощенка с работниками

Виновность

Налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше­ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому
деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений, и большинство составов
налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины.

Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на­ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра­щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле­изъявления на совершение налогового правонарушения, он не­сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

Наказуемость деяния

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.

Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен­та:

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако­нодательства препятствуют полноценному формированию до­ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос­лушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового пра­вонарушения могут являться императивно установленные отно­шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ­лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду­смотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона — совокупность признаков противоправных деяний, предусмот­ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за­конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки противоправности деяний, предусмот­ренных нормами налогового права:

Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать:

  1. само противоправное деяние и его результат,
  2. наличие причинной связи между деянием и резуль­татом (последствиями).

Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Факультативными признаками объективной стороны налого­вых правонарушений являются:

  1. место,
  2. способ,
  3. обстановка,
  4. время,
  5. систематичность и
  6. повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква­лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа­щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати­ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак­тивов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесе­на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра­вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей­ствии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за­ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера­тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи­нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри­дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъект налогового правонарушения — лицо, совер­шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот­ветствии с действующим законодательством может быть привле­чено к ответственности.

Общий субъект определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть ФЛ и ЮЛ:

    • налогоплательщики — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • плательщики сборов;
    • налоговые агенты — российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
    • законные представители налогоплательщика — физического лица;
    • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
    • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Читайте так же:  Сайт налоговой инспекции проверка контрагента

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Формы и методы предупреждения налоговых правонарушений

Работ в текущем разделе: [ 2883 ] Дисциплина: Налоги На уровень вверх

Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 38 | Формат: doc | Год: 2012 | Купить

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 1.1 Понятие и виды налоговых правонарушений

1.2 Формы и методы предупреждения налоговых правонарушений

1.3 Зарубежный опыт предупреждения налоговых правонарушений

2 АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Нормативно-правовое регулирование налоговых отношений

2.2 Контрольно-экономическая деятельность налоговых органов по предупреждению налоговых правонарушений

2.3 Анализ выявления налоговых правонарушений за 2006-2008 гг

3 МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

3.1 Проблемы предупреждения налоговых правонарушений

3.2 Перспективы развития выявления и предупреждения налоговых правонарушений

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти; с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств; вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного, а не гражданского права. [1]

Современное правовое государство с развитой экономикой невозможно представить без отлаженной системы налогообложения, функционирующей на основе учета интересов налогоплательщиков и государства, а также снабженной системой правовых гарантий, обеспечивающих их эффективность. В числе последних, важнейшее место занимают положения об ответственности за несоблюдение налогового законодательства, что указывает на актуальность исследования темы настоящей работы.

За последние десятилетия в Республике Казахстан произошло определенное реформирование системы налогообложения, в результате чего налоги стали основным источником пополнения государственного бюджета.

Налоговые правонарушения в современном Казахстане достаточно распространенные противоправные деяния, которые существенно тормозят проведение социально-экономических реформ и ставят под угрозу интересы личности, общества и государства.

Актуальность выбранной темы исследования предопределяется тем, что подходы к пресечению налоговых правонарушений помогают дать прогноз эффективности использования соответствующих форм и методов профилактики налоговых правонарушений. Самый эффективный способ профилактики данных правонарушений — предупреждение налоговых правонарушений, которое до настоящего времени не стало доминирующим в налоговой и административной политике государства.

Отсутствие научно обоснованной методологии изучения причин налоговых правонарушений не позволяет успешно решать и прикладные аспекты их предупреждения. Очевиден и недостаток методических рекомендаций по организации профилактики данных правонарушений правоохранительными и налоговыми органами.

Процесс формирования норм налогового и административного законодательства выявил особую актуальность правовой регламентации ответственности за совершение налоговых правонарушений, поскольку происходит заметное снижение эффективности профилактической деятельности налоговых органов, что в определенной степени является следствием недостаточно проработанного и обоснованного решения некоторых вопросов налогового права. Использование в предупреждении этих правонарушений только санкционных средств не всегда приносит ожидаемого положительного эффекта.

Значимость проблемы предупреждения налоговых правонарушений, с одной стороны, и недостаточная ее научная разработка, с другой, определили выбор и направление настоящего исследования.

Таким образом, целью курсового проекта является исследование форм и методов предупреждения налоговых правонарушений в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Достижение цели исследования обеспечивалось постановкой и решением следующих задач:

Видео (кликните для воспроизведения).

— раскрыть сущность и виды налоговых правонарушений;

— рассмотреть основные формы и методы предупреждения налоговых правонарушений;

— исследовать зарубежный опыт предупреждения налоговых правонарушений;

— изучить законодательную базу налоговых отношений в Республике Казахстан;

— осветить организацию контрольно-экономической деятельности налоговых органов в Республике Казахстан;

— охарактеризовать основные проблемы предупреждения налоговых правонарушений и пути их преодоления в налоговой системе Республики Казахстан.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения норм налогового и административного законодательства, регулируемые системой мер предупреждения и реализации ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Предметом исследования выступают такие стороны объекта, характеристика причин и условий налоговых правонарушений; классификация административных мер; нормативная база по предупреждению и пресечению указанных видов правонарушений; практика субъектов по предупреждению налоговых правонарушений (информационное обеспечение, организационные формы); освещение объекта исследования в научных и иных источниках.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

1.1 Понятие и виды налоговых правонарушений

Необходимо различать налоговые преступления, уголовную ответственность, которая предусмотрена Уголовным кодексом Республики Казахстан, и налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых наступает согласно Налоговому кодексу Республики Казахстан.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом Республики Казахстан установлена ответственность. [2]

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее соответствующее противоправное деяние как умышленно, так и по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). И напротив, налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших в результате этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. При этом привлечение к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц организаций от административной, уголовной и иной ответственности, а также от обязанности уплатить причитающие налоги и пени.

Читайте так же:  Декларация на возврат налога на детей

Основные налоговые правонарушения:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

непредставление налоговой декларации или иных документов;

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

неуплата или неполная уплата сумм налога;

невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;

несоблюдение порядка владения, пользования и

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.)

2. Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV.

3. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. N 155-II

4. Есберген Алауханов, Кайрат Ахмедин. Налоговые преступления: аспекты борьбы и профилактики. Учебное пособие. — Алматы, 2008. — 130 с.

5. Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. — М.: УКЦ ЮрИнфоР, 2006. — с. 350.

6. Булатов P.M., Шеслер А.В. Криминологическая характеристика и профилактика преступности в сфере экономической деятельности. — Казань, 2006. — С. 240.

7. Криминология: Учебник // Под ред. Д.Н. Ветрова и А.Д. Чернова. — СПб.: НОРМА, 2005. — С.405.

8. Кучеров И.И. Преступления в сфере налогообложения. — М., 2005 — с. 360

9. Ларичев В.Д., Бимбетов С.Б. Налоговые преступления. — М.: Экзамен, 2001. — С. 320.

10. Дернберг Р.А. Международное налогообложение./Перевод с анг. М.: «ЮНИТИ», 2007. — с. 210

11. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. — М.: Экзамен, 2006. — 526 с.

12. Назарбаев Н.А. Утверждение духа предпринимательства в обществе — залог прогресса // Казахстанская правда. 12.11 2007. С.1.

13. Кошаева Т.О. Некоторые вопросы ответственности за налоговые преступления // Фемида. — 2008. — № 1. — С. 21-25

14. Маметов Г.Е. Ответственность за налоговые преступления // Правовая реформа.. — 2008. — № 1. — С. 34-35.

15. О состоянии преступности за 2006-2008 гг. // Юридическая газета. 2009. — 31 января. № 15. С.1

16. Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2008 гг. / сайт Налогового комитета Республики Казахстан — www.salyk.kz

17. Статистические данные Агентства по статистике РК (2008 г.). / www.stat.kz

18. Литвинов А.Н., Гаврин Т.С. Профилактика преступлений: От теории к практике. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. — С.470.

19. Каликов А.Н. Использование специалиста при расследовании квалификации налоговых преступлений // Юрист. — 2007. — № 3. — С.41-44

20. Проблемы борьбы с коррупционными преступлениями. Учебное пособие // Коваленко С.Б., Кожамкулов М.Т., Онгарбекова Ж.В., Рахметова А.С. — Алматы: ООНИР и РИР Академии МВД РК. 2004. С.480.

21. Халыков Е.У. Налоговые правонарушения: пресечение и предупреждение. / Налоговый эксперт, № 7, 2008 — с. 26-28

Таблица 1 — Анализ контрольной работы налоговых органов по г. Семей за 2007 г. (тыс.тенге)

№ п/п Наименование платежей Состоят на учете по данному налогу Привлечено к уплате Налогоплательщики, охваченные налоговыми проверками Из них кол-во налогоплательщиков, у которых выявлены нарушения До начислено за отчетный период после налоговых проверок

В том числе: 69183 11256 753 208 13950,4

ИПН по доходам, облагаемым у источника выплаты 59344 3785 278 75 14570,0

ИПН с бюджетных учреждений 179 149 13 0 0,0

ИПН по доходам, не облагаемым у источника выплаты 9660 7412 480 40 3568,3

2 Земельный налог 81096 74258 58 34 87,1

3 Налог на имущество 81991 54896 92 55 278,6

4 Налог на транспортные средства 24118 17584 24 14 275,6

Таблица 2 — Анализ контрольной работы налоговых органов по г. Семей за 2008 г. (тыс.тенге)

№ п/п Наименование платежей Состоят на учете по данному налогу Привлечено к уплате Налогоплательщики, охваченные налоговыми проверками Из них кол-во налогоплательщиков, у которых выявлены нарушения До начислено за отчетный период после налоговых проверок

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ИНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

магистрант, юридического факультета Российского государственного гуманитарного университета,

Для осуществления государством своей внешней и внутренней политики необходимо наличие определенных социально-экономических программ, финансовых ресурсов и непосредственного контроля за их законным формированием и расходованием. Финансам свойственна контрольная функция, реализуемая с помощью такого института как финансовый контроль. Налоговый контроль в свою очередь выступает одной из форм государственного финансового контроля в зависимости от сферы его осуществления.

Налоговый контроль – это деятельность государства в лице уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах хозяйствующими субъектами.

Предупреждение правонарушения – это комплекс различных мер превентивного характера, оказывающий правовое воздействие на сознание, волю и поведение потенциального нарушителя. В рамках налоговых правонарушений таким нарушителем может быть налогоплательщик или плательщик сборов, плательщик страховых взносов, а также сами налоговые органы, их должностные лица и иные субъекты налогового права. При осуществлении деятельности по предупреждению налоговых правонарушений, налоговыми органами используются меры, направленные на их пресечение и недопущение.

Основной инструмент предупреждения налоговых правонарушений – налоговый контроль, а в частности камеральные и выездные налоговые проверки.

Налоговые проверки направлены на выявление и предупреждение налоговых правонарушений. Данная форма предупреждения налоговых правонарушений способствует оперативному реагированию и направлена на предотвращение недоимки налогов в бюджет государства, так как многие налоговые правонарушения возможно выявить в ходе проведения налоговых проверок.

Думается, что увеличение числа налоговых проверок и доначислений по ним не сильно сократит задолженности и не сможет в значительной степени увеличить объемы поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

В связи с этим следует создать комплекс мер предупреждения налоговых правонарушений, включающих в себя профилактику, пресечение и предотвращение налоговых деликтов. [1, с. 65] Для этого необходимо проанализировать причины совершения налоговых правонарушений и дать оценку деятельности налоговых органов. Ученые юристы среди основных причин совершения правонарушений данного вида выделяют несовершенство законодательства, недостаточное теоретическое обоснование правовой базы, влияние политической и экономической ситуации, желание оптимизировать расходы и сэкономить, недостаток правовой культуры, недостаточная информированность.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за строительные материалы

Основным направлением профилактики выступает устранение пробелов налогового законодательства. Главный источник предотвращения налоговых правонарушений – это Налоговый кодекс Российской Федерации, поскольку он содержит в себе описание основ налогообложения, руководствуясь которыми налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги и сборы. То есть, чем конкретнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. [2, с. 47] Для этих целей принимаются федеральные законы о внесении изменений в НК РФ, уточняющие спорные моменты, уже содержащиеся в кодексе. Налоговый кодекс Российской Федерации на сегодняшний день и так является самым объемным, что говорит о недоступности и усложнению налогового законодательства. На наш взгляд, необходимо постараться сократить объемы налогового законодательства в связи с тем, что оно недоступно для понимания налогоплательщиками, являющимися субъектами налогового права. Совершенствование законодательства о налогах и сборах должно заключаться в его упрощении и доступности понимания. Также, пробелы налогового законодательства порождают правовой нигилизм среди налогоплательщиков.

В целях профилактики необходимо донести до сведения налогоплательщиков измененный нормативный правовой акт, а также обеспечить его единообразное понимание и последующее применение всеми субъектами права. Следует сформировать правильное отношение к налоговым обязанностям путем консультаций со стороны государственных структур и пропагандой в СМИ.

Также эффективным способ профилактики налоговых правонарушений может стать поощрение добросовестных налогоплательщиков. Этого можно достичь путем снижения налоговой нагрузки некоторым категориям налогоплательщиков.

Важным инструментом предупреждения налоговых правонарушений выступает индивидуальная профилактика, которая предполагает взаимодействие правоохранительных и налоговых органов в рамках проводимой налоговой политики по осуществлению воздействия на лиц, совершавших налоговые правонарушения и лиц, которые систематически нарушают налоговое законодательство. Наиболее действенными методами в этом направлении могут стать метод убеждения, принуждения, оказания помощи и так далее.

Многие ученые полагают, что цель предупредительной деятельности в данной сфере неизменна, а направления такой деятельности могут изменяться в соответствии с различными условиями и обстоятельствами. [3, с. 49] Поскольку налоги, сборы и страховые взносы относятся к публичной сфере, то и все меры, рассматриваемые в рамках данной статьи, должны применяться на общегосударственном уровне.

Среди недостатков мер пресечения налоговых правонарушений можно выделить то, что санкции направлены именно на последствия совершенного правонарушения, не учитывая при этом обстоятельства, побудившие на совершение такого деяния. Таким образом, недобросовестный налогоплательщик, понеся наказание в виде уплаты пени, штрафов и недоимок может снова совершить налоговое правонарушение.

Налоговый контроль в Российской Федерации направлен на стабилизацию функционирования системы самостоятельного определения налогоплательщиками и плательщиками сборов и взносов своих налоговых обязательств, а также выявление и расследование налоговых злоупотреблений. Таким образом, на налоговые органы, осуществляющие налоговый контроль, налагается обязанность оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам и плательщикам сборов и взносов, а для тех, кто совершает налоговые правонарушения, должны более тщательно проводиться налоговые проверки налоговыми органами в качестве инструмента принуждения и последующего наказания.

Для улучшения ситуации в сфере уплаты налогов и сборов необходимо обеспечить максимальное равенство и справедливость при налогообложении путем упрощения налоговой системы и методов обложения, а также отчетности и соответственного снижения высоких ставок отдельных налогов.[4, с. 237] Следовательно, эффективность мер по предупреждению налоговых правонарушений зависит от правового регулирования налоговых отношений, а также соблюдения участниками налоговых правоотношений налогового законодательства, целей и задач предупредительной деятельности.

Как было отмечено ранее, развитие налоговой системы и ее эффективное функционирование напрямую зависит от отношения налогоплательщиков и плательщиков сборов и взносов к своим обязанностям по уплате налогов, сборов и взносов соответственно. Большинство налогоплательщиков совершают правонарушения в сфере налогов и сборов по причине незнания налогового законодательства или неверного его толкования, а также по причине сложности составления налоговой отчетности и иных видов взаимодействия с налоговыми органами. Таким образом, если упрощение налогового законодательства невозможно, то существует необходимость создать систему налогового образования граждан, а также расширить спектр инструментов информационно-разъяснительной работы. Помимо этого, необходимо повысить лояльность и образованность должностных лиц в налоговых органах и упростить процедуру оформления уплаты налогов и сборов в связи с тем, что признаком налогов является удобство его уплаты.

С развитием налоговой системы появляется необходимость совершенствования контроля за уплатой налогов, сборов и взносов, а также создания системы предупреждения налоговых правонарушений или преступлений с помощью выявления и последующего устранения причин, способствующих их совершению.

Необходимо заметить, что на сегодняшний день налоговое правосознание и правовая культура граждан оставляет желать лучшего. В связи с этим стоит признать, что налоговый контроль является лишь одним из способов предупреждения налоговых правонарушений, который на сегодняшний день помогает, но не решает проблему огромного количества недобросовестных налогоплательщиков, а значит, существует необходимость разработки и утверждения новых инструментов по предупреждению налоговых правонарушений.

Относительно новой формой налогового контроля и предупреждения налоговых правонарушения соответственно выступает налоговый мониторинг, позволяющий осуществить проверку правильности исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и иных обязательных платежей. Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, при которой налогоплательщик добровольно раскрывает информацию налоговому органу.

Данное сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов основывается на стимулировании плательщика налогов самостоятельно исполнять свои обязанности. Считается, что этот инструмент положительно повлияет на формирование законопослушности налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. С. 237
  2. Бугаевская Н. О. «Некоторые проблемы предупреждения налоговых преступлений» // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 47.
  3. Кобзарь-Фролова М. Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2009. С. 149
  4. Чайковская Н. В. Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений. — М.: Финпресс, 2010. – С. 65

Источники

Формы и методы предупреждения налоговых правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here