Формы методы и виды валютного контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Формы методы и виды валютного контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Формы методы и виды валютного контроля

Формы и методы валютного контроля и валютного регулирования.

Валютное регулирование направлено и на оптимизацию денежных потоков. С позиции воздействия на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации.

http://www.tamognia.ru/faq/detail.php?ID=1574515

Формы и методы валютного контроля

Форма валютного контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой валютного контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления валютного контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущийи последующий.

1. Предварительный валютный контроль проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования. Например, до выдачи разрешения на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие счета в банке-нерезиденте орган валютного контроля обязан проверить достоверность представленной резидентом документации; до осуществления банковских операций по обслуживанию валютного счета клиента уполномоченный банк должен проверить соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

2. Текущий валютный контроль проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д. Текущий валютный контроль реализуется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля.

3. Последующий финансовый контроль проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Методы валютного контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

В валютном контроле наиболее распростра­нены методы наблюдения, анализа и проверки.

1) наблюдение в данной сфере представ­ляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов по­лучения и оценки информации;

2) анализ характе­ризуется обработкой информации с использова­нием специальных аналитических математичес­ких приемов;

3) проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений валютного законодатель­ства.

Методы валютного контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов валютного контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Заключение

Вопрос расчетов является одним из ключевых вопросов в международном торговом обороте.

Значительную часть внешнеэкономических отношений составляет внешняя торговля. Международные расчеты охватывают расчеты по внешней торговле товарами и услугами, а так же некоммерческим операциям, кредитам и движению капиталов между странами.

От выбора форм и условий расчетов зависят скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведение операций через банки.

Формы международных расчетов, которые разработаны международной практикой, являются своего рода защитными методами от валютных рисков и отличаются друг от друга механизмом, степенью гарантированности и формой участия в расчетах банков. Поэтому необходимо выбрать такую форму расчета, которая независимо от экономической и политической стабильности страны-контрагента давала бы возможность защитить интересы как экспортера так и импортера.

В данной курсовой работе была раскрыта сущность международных расчетов рассмотрены применяемые основные формы международных расчетов (аккредитив, инкассо, банковский перевод, а также расчеты с использованием переводного векселя) как наиболее распространенных формах международных расчетов, и которые в наибольшей степени удовлетворяют требования проведения расчетов как экспортеров, так и импортеров.

Также был изучен механизм государственного регулирования операций по международным расчетам.

В современных условиях, когда страны вынуждены приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям; в период активного международного экономического сотрудничества особое значение приобретает система валютного контроля.

Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства; осуществляется в целях реализации государственной валютной политики. Валютный контроль является одной из форм нетарифного регулирования внешней торговли; вынужденной мерой, принимаемой государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты.

К основным целям валютного контроля в России можно отнести: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Список используемой литературы.

1. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» (в последней редакции от 05.04.2016)

2. Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в последней редакции от 30.12.2015)

3. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в последней редакции от 09.02.2016)

4. Деньги. Кредит. Банки: учебник О.И.Лаврушин [и др.].-9-е изд., стер.- М.:КноРус,2010

5. Жуков Е.Ф.Банковское дело: учебник/под ред. Е.Ф.Жукова, Н.Д.Эриашвили- 3-е изд., перераб. и доп.-М.:Юнити-Дана,2012.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций какой процент

6. Кроливецкая Л.П.: Банковское дело. — М.:КноРус,2009.

7.Михайлов Д.И. Международные расчеты и гарантии. Москва, 2007г.-245 с.

8. Абрамов В. Валютное регулирование и валютный контроль. //Закон. – 2001. – № 6. – С. 94-97.

9. Валютное регулирование и валютный контроль за экспортно-импортными операциями. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 280 с.

10. Платонов И. И. Валютный рынок и валютное регулирование. — М., 2006

http://mydocx.ru/11-75345.html

Формы, принципы и методы валютного контроля

Форма валютного контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля — предварительный, текущий, последующий. Все формы находятся в тесной взаимосвязи, в единой системе и отражают непрерывный характер контроля.

Основными принципами валютного контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются:

  • ? законность;
  • ? объективность;
  • ? независимость от должностных лиц проверяемого объекта;
  • ? гласность;
  • ? разграничение функций и полномочий между органами, осуществляющими валютный контроль;
  • ? подотчетность органов государственного валютного контроля соответствующим вышестоящим государственным органам.

Методы валютного контроля — это приемы и способы его осуществления. Методами валютного контроля являются наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия.

Наблюдение — ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.

Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования и т. д..

Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Метод может применяться как дополнительный.

Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.

Ревизия — изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.

Контрольные действия субъектов валютного контроля в зависимости от источников используемых данных можно разделить на две группы:

  • 1. Документальный контроль — (формальная и арифметическая проверка финансовых документов; юридическая оценка отраженных в документах финансово-хозяйственных операций; логическая проверка возможности проведения документально оформленных финансово-хозяйственных операций и др.).
  • 2. Фактический контроль — все те контрольные действия, которые направлены на изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре: инвентаризация, экспертная оценка, визуальное наблюдение.

Наиболее распространенными методами, используемыми органами и агентами валютного контроля в Российской Федерации, выступают наблюдение и проверка.

На ведомственном уровне наиболее полное нормативное закрепление получил метод наблюдения за валютными операциями (указы Президента Российской Федерации, инструкции и другие нормативные акты ЦБ России, адресованные уполномоченным банкам как агентам валютного контроля, которые определяют методику наблюдения за операциями клиентов в форме предварительного контроля (наблюдение за соответствием валютной операции требованиям валютного законодательства до ее совершения), нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы России).

Методика проверок, как правило, в общедоступных нормативных актах не раскрывается и носит закрытый характер.

Различие между наблюдением и проверкой с точки зрения открытости методик объясняется тем, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, которые обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях, и несут ответственность за своевременность и достоверность сообщения сведений. Проверки направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.

Наблюдение и анализ преследуют цель не столько выявления правонарушений, сколько получения общей информации о ситуации в валютной сфере. Наблюдение призвано в первую очередь констатировать правомерное поведение участников валютных операций и во вторую — предупреждать совершение нарушений, которые становятся очевидными «автоматически» в силу самой процедуры наблюдения.

Особенности метода наблюдения, используемого органами и агентами валютного контроля:

  • 1) постоянность наблюдения (например, в течение всего периода осуществления валютной операции или деятельности, подлежащей контролю; оно охватывает, как правило, все операции определенного рода одного субъекта хозяйствования);
  • 2) всеобщность наблюдения (контролю подлежат все без исключения лица, совершающие валютные операции, если это предусмотрено законодательством);
  • 3) нейтральность наблюдения (процедуры наблюдения должны по возможности быть удобными для контролируемых объектов, не препятствовать совершению разрешенных законодательством валютных операций, не создавать дополнительных издержек для подконтрольных лиц).

Проверка как метод валютного контроля чаще всего используется в тех случаях, когда возникает необходимость установить факт нарушения валютного законодательства. Проверка отличается более глубоким исследованием обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации. Метод проверки вступает в действие в связи с информацией о неправомерном поведении лица, нарушившего порядок проведения в стране какой-либо валютной операции. Проверки не носят сплошного характера и осуществляются выборочно. Преимущественно проверкам подвергаются юридические лица-резиденты, а также действующие на территории Российской Федерации отделения иностранных юридических лиц. Физические лица проверяются редко.

По субъектам проверок можно выделить три их вида:

  • ? проверки, осуществляемые органами валютного контроля;
  • ? проверки, осуществляемые агентами валютного контроля;
  • ? проверки, осуществляемые органами валютного контроля во взаимодействии с иными государственными органами, в первую очередь правоохранительными.

Принципиальные правовые требования к процедуре проверок:

  • ? производимые органами валютного контроля мероприятия по выявлению нарушений валютного законодательства не должны перерастать в ведомственный произвол;
  • ? законность;
  • ? презумпция невиновности лица;
  • ? экономичность (затраты государственных органов на проведение проверок, количество проверок должны быть оправданы экономическим эффектом от их проведения).[2]

http://vuzlit.ru/1541029/formy_printsipy_metody_valyutnogo_kontrolya

Виды и формы валютного контроля

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.

Под валютным регулировании традиционно понимается система мер, предпринимаемых государством по целенаправленному воздействию в целях ограничения, прекращения, изменения или стимулирования общественных отношений по поводу владения, пользования и распоряжения валютными ценностями с помощью специальных юридических и экономических средств. Валютное регулирование является формой валютной политики государства.

Читайте так же:  Сколько получу налоговый вычет за квартиру

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ в России валютное регулирование отнесено к исключительному ведению РФ. Ст. 75 Конституции РФ определяет, что «защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция ЦБ РФ», поэтому он и является основным органом валютного регулирования в России.

Ст. 3 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» — принципы:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования (первоочередное использование в валютной политике государства мер общеэкономического регулирования и обращение к административно-ограничительным способам регулирования только в крайних случаях);

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов (например, в целях защиты экономической безопасности государства – ст. 55 Конституции РФ);

3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ (органы валютного регулирования согласовывают между собой предложения об установлении требований по осуществлению валютных операций);

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля (этот принцип основан на принципе единства экономического пространства, установленном в ст. 8 Конституции РФ);

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (право собственности на валютные ценности в РФ относится к категории вещных прав и охраняется государством в соответствии со ст. 35 Конституции РФ наряду с правами на иное имущество. Вещно-правовые способы защиты права собственности (виндикационный и негаторный иски) предусмотрены в ст. 301 – 305 ГК РФ).

Основным нормативно-правовым актом, закрепившим механизм такого контроля и содержание сделок, подпадающих под признаки фиктивности или подозрительности, является указа ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерное осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

В соответствии с названным Указанием уполномоченный банк обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в ЦБ РФ информацию о валютных операциях, проводимых клиентом и договорам, имеющим любой из следующихпризнаков:

1. в договоре не предусмотрена уплата контр агентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров и не предусмотрено обес­печение ими своих обязательств;

2. в договоре предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, луг, результатов интеллектуальной деятельности) в польз) нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на терри4 ториях, предоставляющих льготный налоговый режим

3. в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импорти­руемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную к 100 тыс. долларов США;

4. в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентовки иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности не превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа);

5. по договору (контракту) нерезидент не исполнил своих обязательств и возвратил ранее произведенную резидентом предоплату (аванс);

6. получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являет­ся нерезидент, не являющийся стороной по договору (кон­тракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной дея­тельности);

7. договоры (контракты) заключены от имени резидента — юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает трех месяцев.

формы валютного контроля.

Уполномоченный банк обязан направлять в Банк России информацию о выявленных нарушениях валютного законода­тельства и о проводимых клиентом валютных операциях, об­ладающих вышеуказанными признаками, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушения или представле­ния клиентом в уполномоченный банк документов, являющих­ся основанием для проведения валютных операций, обладаю­щих перечисленными выше признаками.

Указанная информация направляется уполномоченным банком (его филиалом) в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации (Управле­ние валютного регулирования и валютного контроля) для обоб­щения, анализа и учета при проведении проверок, а также для возможной передачи в правоохранительные органы или ВЭК России по их запросам.

Это новое направление валютного контроля имеет боль­шие перспективы, поскольку является средством обнаруже­ния не только собственно валютных правонарушений, но и многих иных — налоговых, финансовых и др. Однако дальней­шее его регламентирование требует законодательных усилий. Так, в целях законодательного закрепления соответствующих полномочий органов валютного контроля, наделения резиден­тов и уполномоченных банков адекватными обязанностями Правительство РФ в феврале 2000 г. внесло в Государствен­ную Думу законопроект об изменениях в Закон (в ст. 5 и 7), в частности, устанавливающих право Правительства РФ и ЦБ РФ определять признаки валютных операций, подлежащих обязательному контролю, а также подразумевающих обязан­ность уполномоченного банка приостанавливать валютную oneрацию.

| следующая лекция ==>
Правовые основы валютного контроля | Вопросы для семинарского занятия по теме 6

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 424 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/2_65729_vidi-i-formi-valyutnogo-kontrolya.html

Валютный контроль (понятие, виды, формы осуществления).

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля .

I. Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Как и в большинстве развитых стран мира, одними из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями . Участники внешнеторговой деятельности совершают операции, связанные с движением валютных средств. Такие операции подлежат особому государственному контролю.

Читайте так же:  Валютный контроль продление срока контракта

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

Основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Сущность валютного контроля заключается в том, что уполномоченные на то субъекты, используя организационноправовые способы и средства, выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных субъектов законам и поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения; принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах .

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого-или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Например, установив правило репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании), органы и агенты валютного контроля обязаны контролировать соблюдение этого требования через систему паспортов сделок (ст. 20 Закона о валютном регулировании).

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах.

В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях.

В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

Законом о валютном регулировании были впервые на законодательном уровне закреплены принципы валютного контроля, к которым ст. 3 отнесены:

1) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

2) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

3) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

4) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Необходимо обратить внимание, что Закон о валютном регулировании объединяет и принципы валютного регулирования, и принципы валютного контроля. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом посредством контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства РФ и Банка России функциями не только по валютному регулированию, но и по осуществлению валютного контроля.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Организационная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом субъекты каждого уровня указанной системы имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

II. Форма валютного контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой валютного контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления валютного контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

§ Предварительный валютный контроль проводится до совершения валютных операций в целях их санкционирования. Например, до выдачи разрешения на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие счета в банке-нерезиденте орган валютного контроля обязан проверить достоверность представленной резидентом документации; до осуществления банковских операций по обслуживанию валютного счета клиента уполномоченный банк должен проверить соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

Читайте так же:  Узнать налог на имущество

Предварительная реализация органами и агентами валютного контроля своих функций имеет большое значение для предупреждения валютных правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Результаты предварительного валютного контроля внешне могут быть оформлены в виде разрешений на осуществление валютных операций, заключений о соответствии представленной документации действующему законодательству и т.д.

§ Текущий валютный контроль проводится во время осуществления каких-либо валютных операций: купли-продажи иностранной валюты и валютных ценностей, открытии резидентом валютного счета, осуществлении международных расчетов и т.д. Текущий валютный контроль реализуется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля.

Например, при пересечении таможенной границы РФ таможенные органы проверяют правильность оформления декларации на вывоз наличной валюты; во время совершения расчетов по валютному счету уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления справки о валютных операциях, установленного Банком России.

Особенностью текущего валютного контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, поэтому иначе его называют оперативным контролем. Он основывается на документах и информации, предоставляемых резидентами органам и агентам валютного контроля, на данных бухгалтерского учета, первичных документах, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения валютного законодательства.

§ Последующий финансовый контроль проводится после завершения валютных операций путем сопоставления документов и информации, подтверждающих совершение валютных операций, выполнение обязательств по валютным контрактам, проведения проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Результатом последующего валютного контроля являются: выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании); отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Главной целью последующего валютного контроля является предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений.

Последующий контроль отличается углубленным анализом валютных операций какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

III. Классификация валютного контроля

1) В зависимости от субъектов, его осуществляющих, выделяют контроль :

— органов валютного контроля (Банка России и Росфиннадзора);

— агентов валютного контроля (уполномоченных банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных органов, налоговых органов).

2) В зависимости от специфики контрольных полномочий государственных органов в валютной сфере выделяют :

— опосредствованный валютный контроль (осуществляет Правительство РФ, задача которого состоит в определении статуса органа исполнительной власти как органа валютного контроля и издании нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность в валютной сфере);

— непосредственный валютный контроль (осуществляют иные органы и агенты валютного контроля).

3) В зависимости от специфики объекта валютного контроля выделяются :

— валютный контроль за операциями резидентов;

— валютный контроль за операциями нерезидентов;

— валютный контроль за операциями, связанными с открытием и ведением счетов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8636 — | 7465 — или читать все.

http://studopedia.ru/12_189908_valyutniy-kontrol-ponyatie-vidi-formi-osushchestvleniya.html

Виды, формы и методы валютного контроля

Код работы: W002656
Тема: Виды, формы и методы валютного контроля

Очень удобно то, что делают все «под ключ». Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44

http://vip-study.ru/w-vidy-formy-i-metody-valyutnogo-kontrolya.htm

Введение

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»№173.

Настоящий Закон определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Валютный контроль — это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Целью данной курсовой работы является изучить Фомы, принципы и методы валютного контроля.

В данной курсовой работе было рассмотрено следующие:

  • ? Понятия и задачи валютного контроля;
  • ? Формы, принципы и методы валютного контроля;
  • ? Права и обязанности органов валютного контроля;
  • ? Таможенные органы как агент валютного контроля.

Понятие валютного контроля

Понятие и задачи валютного контроля

Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения правил валютных операций (валютных ограничений). Тем самым валютный контроль есть способ поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютные операции, совершаемые резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации, подвергают валютному контролю независимо от того, установлены ли законодательством ограничения на совершение тех или иных действий с валютой (валютные ограничения), однако наличие валютных ограничений сказывается на степени активности государственного контроля. Наиболее жестоко контролируют валютные операции, связанные с вывозом капитала. Как правило, совершение таких операций возможно только с согласия Центрального банка РФ. Получение разрешения Банка России всегда предполагает проверку сведений, заявлений лицом, обратившегося за разрешением.

Операции, проведение которых не ограниченно, тщательно документируются и подвергаются выборочным проверкам, преследующим цель выявить операции, ошибочно или умышленно отнесенные к текущим, но фактически направленные на вывоз капитала из страны. Кроме того, свободное совершение валютных операций, как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. Следовательно, предметом валютного контроля выступают любые валютные операции.

Читайте так же:  За какой год платим налог на имущество

Субъекты валютного контроля — это те государственные органы, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.

По законодательству РФ субъекты валютного контроля делятся на две группы.

  • 1. Органы валютного контроля — государственные органы исполнительной власти специальной компетенции, наделенные полномочиями:
    • ? Устанавливать на основе законодательных норм правила совершения отдельных видов валютных операций и предоставления информации о них;
    • ? Проверять законность валютных операций;
    • ? Самостоятельно принимать решения о привлечении к ответственности лиц, нарушивших валютное законодательство.

Органами валютного контроля в настоящее время являются Центральный банк РФ, Федеральная служба России по валютно-экспортному контролю и Государственный таможенный комитет РФ. Законодательством к органам валютного контроля причислено также Министерство РФ по налогам и сборам.

2. Агенты валютного контроля — как правило, негосударственные организации и учреждения, на которые законом возложена обязанность осуществления контрольных функций. Полномочия агентов исчерпываются правом вести наблюдение за валютными операциями и проверять исполнение валютного законодательства. Например, агентами валютного контроля выступает негосударственные банки, имеющие право на выполнение валютных операций. Совершая валютные операции по поручению клиентов, банки обязаны контролировать законность этих операций.

Полномочия агентов валютного контроля по проведению проверок ограничиваются операциями, совершаемыми с их участием. Так, банк не вправе и не обязан проверять законность валютных операций своего клиента, осуществляемых через другой банк.

Подконтрольными объектами выступают физические и юридические лица, совершающие валютные операции. В системе управления валютными отношениями эти лица являются адресатами властных предписании, что вызывает необходимость контроля за выполнением таких предписаний.

Лица — участники валютных отношений подразделяются на две группы в зависимости от их связи с государством:

  • 1) резиденты страны;
  • 2) нерезиденты страны;

Валютные операции резидентов подчиняются нормам валютного законодательства РФ независимо от территории их совершения. Например, действует правило, согласно которому резидент может открыть счет в иностранном банке за пределами РФ только при наличии разрешения Центрального банка РФ. Что касается нерезидентов, то российские правила о валютных операциях распространяются на них лишь постольку, поскольку они совершают операции на территории РФ. При этом режимы операций, адресованные нерезидентами, отличаются от режимов, установленных для резидентов.

Соблюдение нерезидентами таких специальных режимов и правил может проверяться российскими органами и агентами валютного контроля, хотя на практике это достаточно сложно. Тем не менее, нерезиденты наряду с резидентами могут быть признаны объектами валютного контроля (подконтрольными субъектами) при совершении ими валютных операций, подпадающих под действие российских правил валютного регулирования.

Цель валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь, это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не подпадающих под запреты или ограничения. Речь идет об уже упоминавшихся нормативных требованиях по предоставлению информации о валютных операциях, совершаемых свободно (например, ведение паспорт внешнеэкономической сделки).

Следует особо отметить, что целью контроля не являются воздействие на режим осуществления той или иной валютной операции. Выполнение требований контролирующий субъектов по предоставлению информации не должно затруднять или делать невозможным проведение законных операций с валютой.

По своим целям валютный контроль может быть назван скорее «валютным надзором», так как контролирующие органы не решают вопросов целесообразности проверяемых операций и не наделены правом вмешательства в оперативную деятельность проверяемых объектов. Например, уполномоченный банк как агент валютного контроля может отказаться выполнить поручение клиента на проведение незаконного платежа, однако он не может ни дать указание руководителю организации об отзыве поручения, ни повлиять на решение о заключении валютной сделки.

Для выполнения своей основной цели — обеспечение правопорядка в валютной сфере, валютный контроль направлен на решение определенных задач, зависящих от проводимых государством мер валютного регулирования:

  • ? обеспечение соблюдения режимов операций, связанных с движением капитала;
  • ? обеспечение наблюдения за экспортом, проверка соблюдения требований, направленных на репатриацию экспортной валютной выручки и формирование валютного резерва страны;
  • ? проверка соблюдения правил совершения операций с валютной и валютными ценностями внутри страны;
  • ? обеспечение соблюдения правил перемещения валюты и валютных ценностей через границу.

К валютному контролю относится проверка исполнения валютных требований экономического (а не юридического) характера, а также различных правил, хотя и влияющих на состояние платежного баланса страны, но не относящихся к валютному регулированию.

Используемые субъектами валютного контроля методы — это, как правило, наблюдение и проверка. Наблюдение состоит в сборе информации, регулярно предоставляемой участниками валютных операций. Проверка предполагает привлечение дополнительных источников информации. Метод наблюдения позволяет реализовать функцию контроля как элемента обратной связи в системе валютного регулирования. Метод проверки используется там, где контроль направлен на пресечение нарушений валютных правил.

Валютный контроль представляет собой вид государственного контроля, состоящий в осуществлении органами валютного контроля и их агентами мероприятий, направленных на обеспечение законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

http://vuzlit.ru/1541028/ponyatie_valyutnogo_kontrolya

Формы методы и виды валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here