Государственное регулирование и контроль финансовых рынков

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Государственное регулирование и контроль финансовых рынков". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (ст.ст. 76.1 — 76.9-3)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен главой X.1, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

>
Статья 76.1
Содержание
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

С 1 сентября 2013 года на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков

Законом вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестиционных фондах», «О несостоятельности (банкротстве)» и др. Основная часть изменений связана с передачей Банку России функций ФСФР России.

В соответствии с новыми положениями Банк России, в частности:

разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством РФ);

осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, НПФ, ПИФ и др.);

осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах;

осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.

Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет. Члены Национального банковского совета со дня вступления в силу Федерального закона осуществляют свои полномочия в качестве членов Национального финансового совета.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Государственное регулирование финансового рынка.

Государственное регулирование финансового рынка состоит в осуществлении государством комплексных мероприятий по упорядочению, контролю, надзору за рынком и предотвращение злоупотреблениям и нарушениям в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:

 создания условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;

 защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;

 контроля за прозрачностью и открытостью рынка;

 соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;

 предотвращения монополизации и содействия развитию добросовестной конкуренции на финансовом рынке.


Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются разные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка – инвесторов и эмитентов, государственное регулирование может обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. Основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:

 принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;

 регулирование выпуска и оборота финансовых активов;

 регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации про их выпуск, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска и продажи финансовых активов;

 регулирование прав и обязанностей участников рынка;

 создание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечение контроля за такой деятельностью;

 создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке;

 контроль за достоверностью информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;

 контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п..

С помощью законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и определенной мерой направляет развитие рынка в заданном направлении. К основным направлениям государственного регулирования финансового рынка относится регулирование:

• процедур выпуска и оборота финансовых активов;

• разных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;

• деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);

• деятельности иностранных участников рынка.

Все участники рынка принимают участие в создании информационного обеспечения рынка. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственным органам власти, которые формируют соответствующую законодательную базу и создают надлежащие условия для ее действующего использования.
С понятием информационного обеспечения рынка тесно связано понятие «прозрачности» рынка – чем более полной и достоверной информацией владеют участники рынка, тем «прозрачнее» этот рынок. Сегодня одним из «прозрачных» рынков считают финансовый рынок США, на котором участникам рынка доступна такая информация о финансовых активах и их эмитентах, которую в других странах не вменяют в обязанность делать достоянием гласности.

Читайте так же:  Сдать в аренду коммерческую недвижимость налоги

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9667 — | 7404 — или читать все.

Лекция 3. Государственное регулирование финансового рынка

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

· всех участников финансовых операций;

· все виды деятельности;

· все виды операций на финансовом рынке.

— государственное регулирование рынка, осуществляемое государствен-ными органами;

— регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;

— общественное регулирование или регулирование через обществен­ное мнение.

Цели регулирования финансового рынка:

* поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

* защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

* обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

* создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стиму­лы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

* в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начи­наний и нововведений;

* воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.

Процесс регулирования финансового рынка включает три стадии (Рис. 10.3.)

Рис. 10.3. Регулирования финансового рынка

Основными принципами регулирования РЦБ являются:

— разделение подходов в регулировании отношений между эмитен­том и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием про­фессиональных участников рынка — с другой;

— выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

— обеспечение конкуренции между участниками рынка;

— обеспечение гласности нормотворчества;

— соблюдение принципов преемственности российской системы регулиро-вания финансового рынка и учет опыта мирового рынка.

Регулирование финансового рынка осуществляется в форме государственного регулирования и саморегулирования (Рис. 10.4.).

Рис. 10.4. Механизмы регулирования финансового рынка

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему:

идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения);

концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития;

установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операцион­ных и учетных стандартов);

контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (ре­гистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением право­вых и этических норм, применение санкций);

создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютно­го, фискального, налогового).

Структуру органов государственного регулирования финансового рынка составляют:

1) Высшие органы государственной власти:

2) Специальные институты финансового регулирования:

* Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов Федерации и органов местного самоуправле­ния, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаги и регу­лирует их обращение;

* Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредит­ных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осу­ществления кредитными организациями операций, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к опе­рациям;

* Антимонопольный комитет устанав­ливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их ис­полнением;

* Департамент страхового надзора регулирует деятельности на финансовом рынке страховых компаний и страхование финансовых активов.

Косвенное

или экономичес­кое управление финансового рынка осуществляется через систему налогообложения, денежную полити­ку, государственные капиталы, государственную собственность и ресур­сы.

Основные направления косвенного регулирования:

* контроль за денежной массой в обращении и объемами предоставлен-ных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

* изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчисле­ний;

* гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора);

* внешнеэкономическая политика (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения) и

* внешнеполитическая деятельность – это развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия.

Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.

Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:

рыночное саморегулирование – это самонастройка процессов финансового рынка под влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;

административное саморегулирование посредство формирования саморегулирующих организаций.

Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками финансового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий под­держки, что выражается в присвоении им государственного статуса са­морегулируемой организации.

В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являют­ся организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Профессиональные участники финансового рынка — это юридические лица, в том числе кредитные организации, физические лица, зарегистрированные в каче­стве предпринимателей, которые осуществляют различные виды деятельности, вступая в определенные эконо­мические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относятся:

Читайте так же:  Приложение к декларации 3 ндфл реестр

· Организаторы финансового рынка (биржи);

Видами профессиональной деятельности на фондовом рынке являются:

-деятельность по управлению ценными бумагами;

Видео (кликните для воспроизведения).

-деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

— деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

-деятельность по организации торговли ценными бумагами.

Разновид­ностью организатора профессиональной деятельности является фондовая биржа. Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа организует куплю-продажу ценных бумаг, ее задачами является:

1. Предоставление места для рынка, т. е. места, где может происхо­дить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вто­ричная их перепродажа.

2. Выявление равновесной биржевой цены.

3. Аккумулирование временно свободных денежных средств и спо­собствование передаче прав собственности.

4. Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов.

5. Создание механизма для беспрепятственного разрешения споров.

6. Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в бирже­вом зале. Выполнение данной функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Это достигается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые прошли листинг, т. е. соответ­ствуют предъявляемым требованиям. Эти требования фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.

7. Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.

Выполнение функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые прошли листинг.

Листинг – это предпродажная проверка качества и надежности ценных бумаг, предлагаемых для включения в котировальный лист на фондовой бирже. Требования для проверки ценных бумаг фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.

В российской практике оценка качества ценных бумаг базируется на:

• рейтинговой оценке ценных бумаг;

• расчете ключевых, стандартных в международной практике показателей качества ценных бумаг.

Расчет ключевых показателей качества увязывает оценку биз­неса эмитента и рыночную стоимость его ценных бумаг (на­пример, курсы ценных бумаг могут сопоставляться с прибыль­ностью эмитентов и выплаченными дивидендами, количе­ством продукции, производимой эмитентом (сырья, нефти и т.д.) на единицу рыночной стоимости ценной бумаги).

В конечном итоге, саморегулирование финансового рынка направленно на достижение высо­коликвидного рынка и предполагает установление квалификацион­ных и эстетических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций.

| следующая лекция ==>
Лекция 2. Финансовые инструменты фондового рынка | Раздел 11. Бюджетный федерализм и основы

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 2060 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

47. Государственное регулирование финансового рынка.

Современный финансовый рынок (ФР) — сложная структура со множеством участников — финансовых посредников, оперирующих с разнообразными финансовыми институтами и выполняющих широкий набор функций по обслуживанию и управлению экономическими процессами. ФР многолик и разнообразен, но предмет купли — продажи по сути дела один — деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Хозяйственные субъекты, имеющие избыток средств, предоставляют их субъектам, испытывающими недостаток в средствах.

ФР — это денежный рынок + рынок капиталов.

Функции ФР: 1. Общерыночные: коммерческая (способность давать прибыль), ценообразующая, информационная; 2. Специфические: регулирование миграции капиталов, перераспределение рисков и страхования, повышение ликвидности долга.

Регулирование ФР — упорядочение деятельности всех участников рынка ценных бумаг, разработка и реализация правил, принуждение к исполнению правил.

Принципы регулирования ФР:

1. Единство нормативной базы, режимов и методов регулирования; непротиворечивость, преемственность.

2. Сочетание государственного и негосударственного регулирования.

3. Обеспечение конкуренции через равноправие, демонополизацию, свободу и открытость ценообразования.

4. Учет мирового опыта в интересах национальной экономики.

Методы регулирования ФР:

1. Прямые — нормативные, административные. Проявляется в принятии инструкций, законов, порядка регистрации и лицензирования, санкций в виде штрафов, исключений, отзывов лицензий — относится исключительно к компетенции государства.

2. Косвенные — экономические, т.е. через налоговую систему, денежную политику, деятельность государства в качестве эмитента и инвестора.

3. Институциональное регулирование — направлено на участников рынка. Цели: предотвращение массового банкротства, дестабилизации рынка; ограничение участия в рискованных операциях; воздействие на депозитариев и регистраторов.

4. Функциональное регулирование — направлено на операции с ценными бумагами. Осуществляется с помощью правил и требований к операциям.

Государственное регулирование ФР осуществляют:

1. Федеральное собрание; 2. Президент через указы, через работу администрации президента, может обращаться к правительству, министерствам и участвовать в регулировании; 3. Правительство; 4. Центральный банк (ЦБ).

Государство воздействует на ФР по следующим направлениям:

1. Выступает на ФР в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют: порядок и образование АО; порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг; ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами; деятельность биржи и разрешают (запрещают) отдельные виды ценных бумаг.

2. Выступает на ФР в качестве субъекта экономических отношений: в целях мобилизации финансовых ресурсов пускает в обращение государственные ценные бумаги.

3. Воздействует на состояние ФР через кредитно-денежную политику ЦБ. Состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении. ЦБ может продавать или покупать на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, то есть краткосрочные бумаги. Таким образом, уменьшаются или увеличиваются резервы банков на соответствующие суммы. Продажа или покупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Фондовый рынок реагирует на учетную политику ЦБ (увеличение или уменьшение %-ой ставки прямо пропорционально курсу ценной бумаги) , на изменение нормы обязательных резервных средств которые должны хранить банки в ЦБ, на введение ограничений кредита на покупку акций.

Читайте так же:  Когда подавать декларацию на возврат подоходного налога

Виды регулирования финансового рынка

Регулирование финансового рынка может осуществляться нескольким способами. Исходя из этого, на практике принято выделять следующие виды регулирования финансового рынка:

1. С точки зрения целей и способов регулирования деятельности участников финансового рынка страны:

2. В зависимости от стороны, осуществляющей регулирование:

· государственное регулирование финансового рынка;

· регулирование со стороны профессиональных участников финансового рынка или саморегулирование рынка;

3. В зависимости от методов осуществления регулирования:

· Прямое или административное регулирование;

· Косвенное или экономическое регулирование.

Внешнее регулирование основывается на выполнении всех законодательных и нормативных актов страны, обеспечивающих нормальное функционирование всех институтов рынка.

Внутренне регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка собственных нормативных документах: уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях. Кроме того, если рассматривать на макроэкономическом уровне, то для данной страны внутренним регулированием будет выполнение всех законов и нормативов самого государства, а внешним – выполнение нормативных актов международного характера.

Как уже было сказано, можно выделить также и такие виды, как: государственное регулирование, саморегулирование и общественное регулирование. Государственное регулирование финансового рынка — это регулирование отношений, складывающихся на финансовом рынке, уполномоченными органами государственной власти. В частности, государственное регулирование финансового рынка в Казахстане осуществляют Аппарат Президента РК, Правительство,Министерство Финансов РК; Государственный комитет по антимонопольной политике; Министерство юстиции РК и другие.

Государственные органы регулирования стремятся к формированию всеми участниками рынка принципа саморегулирования путем передачи ряда полномочий непосредственно участнику. Но в то же время, государство оставляет за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции.

В свою очередь государственное регулирование может осуществляться в виде прямого вмешательства в его функционирование (административное регулирование) либо в виде мер по косвенному воздействию на рынок (экономическое регулирование).

Методами прямого регулирования являются издание нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности cy6ъектов финансового рынка; регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и осуществление контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников, фондовых бирж, а также организаций, осуществляющих котировку и техническое обеспечение торговли финансовыми инструментами, обращающимися на внебиржевом рынке; контроль за деятельностью профессиональных участников финансового рынка и применения соответствующих санкций за нарушение законодательства; выявление и принятие мер по привлечению к ответственности лиц, нарушающих законодательство на финансовом рынке, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников финансового рынка.

Косвенное регулирование финансового рынка осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги, к которым относятся налоговая политика государства; денежная политика; государственные капиталы; государственная собственность и ресурсы; внешнеэкономическая политика, а также внешнеполитическая деятельность государства.

В соответствии с законом “О рынке ценных бумаг” органы государственного регулирования призваны решать такие задачи, как установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрация выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии и контроль над соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников финансового рынка; создание системы защиты прав владельцев и контроля над соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками финансового рынка; запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без лицензий, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников финансового рынка.

В некоторых странах регулирование финансового рынка является преимущественной функцией государства, и лишь небольшую часть полномочий передают объединениям профессиональных участников финансового рынка, как, например, во Франции. В других — максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующим организациям, а за государством сохраняются основные контрольные вопросы. Такая система сложилась, например, в Великобритании и Японии.

Саморегулирование — это регулирование финансового рынка со стороны объединений профессиональных участников рынка. Оно призвано осуществлять защиту интересов участников финансового рынка. Саморегулирование может включать в себе разработку обязательных правил осуществления профессиональной деятельности, осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на финансовом рынке и др.

Общественное регулирование также играет немаловажную роль. Оно представляет собой регулирование через общественное мнение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственное регулирование финансового рынка

Доступ к Trading Central

Зарегистрируйтесь и начните получать аналитические обзоры от Trading Central™.

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка — саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Читайте так же:  Подоходный налог в россии сколько

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2011 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на валютном рынке FOREX-услуг (от англ. FOReign Exchange — рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере. Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – один из видов упорядочения деятельности сферы и всех ее участников, совершаемых сделок со стороны определенных уполномоченных организаций (в данном случае государственных органов).

Регулирование рынка бывает двух типов: внутренним и внешним . Внутреннее предполагает подчинение всех участников рынка ценных бумаг (не только профессионалов, но и инвесторов, эмитентов) созданным ими же нормативным документам, в качестве которых могут выступать стандарты, правила ведения работы, устав и т.д. Внешним регулированием называется подчинение работы организации разного типа государственным нормативным актам, разного рода международным соглашениям.

Виды регулирования функционирования системы рынке ценных бумаг:

  • Государственное.
  • Общественное.
  • Саморегулирование.
  • Рыночный надзор.

На рынке ценных бумаг в РФ государство может выступать как:

  • Эмитент – в случае выпуска ценных бумаг государственных компаний.
  • Инвестор – когда управляет серьезными портфелями ценных бумаг промышленных предприятий.
  • Регулятор – когда пишутся и подписываются законы, акты.
  • Профессиональный участник – непосредственно в торговле акциями (например, при проведении приватизационных аукционов).
  • Верховный арбитр в появляющихся спорах – посредством системы судебных органов.

Регулирование с боку государства осуществляется путем:

  • Государственных нормативных актов.
  • Иных нормативных актов.
  • Работы госорганов контроля и регулирования.

Рынок ценных бумаг может регулироваться и управляться государством в прямой (административной) или косвенной (экономической) форме. Прямое управление рынком государство реализует через установку требований к участникам, их регистрацию и эмитируемые ценные бумаги, выдачу лицензий, обеспечение гласности и информированности, поддержание правопорядка в условиях рынка.

Косвенное управление рынком возможно выполнить через рычаги/капиталы экономического плана, которые есть у государства: система налогообложения (выгодные льготы, определенные ставки, освобождение от уплаты налогов), финансовая политика (минимальный размер зарплаты, процентные ставки), госкапиталы (бюджет, разные фонды), госресурсы и собственность (природные ресурсы, госпредприятия и т.д.).

Сущность и принципы регулирования

Регулирование рынка ценных бумаг имеет большое значение для эффективного развития сферы и ее нормального функционирования в рамках закона. Государство старается упорядочить деятельность участников рынка и процедуру проведения сделок, обезопасить.

Основные цели государственного регулирования:

  • Защита всех участников рынка от мошенничества и недобросовестных действий кого бы то ни было.
  • Поддержание порядка в сфере, создание оптимальных условий работы.
  • Защита прав/интересов инвесторов (на базе действующего законодательства).
  • Обеспечение условий для максимально прозрачного и свободного процесса образований цен под влиянием спроса/предложения.
  • Развитие эффективного рынка, который стимулирует предпринимательскую деятельность .
  • Внедрение разнообразных рыночных инноваций .

Основные принципы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Использование процедур открытия данных про участников рынка (крупных инвесторов, эмитентов, трейдеров), создание информационной системы про состояние рынка, гарантия ее открытости и доступности.
  2. Регулирование отношений эмитент/инвестор между собой и с участниками рынка. Речь идет об отношениях между владельцами ценных бумаг и обязанными лицами, про отношения между всеми в момент заключения сделки.
  3. Обеспечение конкуренции в качестве механизма объективного улучшения качества услуг, уменьшения их стоимости, способствование созданию равных комфортных даже конкурентных условий для работы.
  4. Эффективное распределение функций регулирования рынка наиболее оптимальным способом между органами управления государственного/негосударственного подчинения, развитие саморегулирования в сфере, взаимодействие саморегулируемых организаций с госорганами управления, власти.

Государственное регулирование и саморегулируемые организации

Успешное развитие и функционирование рассматриваемого рынка в Российской Федерации во многом зависит от степени и особенностей участия в нем государства.

Основные задачи, которые должно выполнять государство как регулятор:

  • Работа над законодательной базой.
  • Развитие инфраструктуры.
  • Создание системы информации касательно состояния рынка, обеспечение ее открытости.
  • Работа над системой защиты инвесторов (страхование).
  • Способствование развитию рынка ценных бумаг государственного типа.
  • Установка обязательных требований к работе профессиональных участников рынка, лицензирование.
  • Пресечение деятельности лиц, работающих на рынке без лицензии.
  • Формирование системы защиты прав собственников ценных бумаг, тщательный контроль за соблюдением прав инвесторов со стороны эмитентов, других участников.

Государство имеет право осуществлять прямое вмешательство в работу рынка ценных бумаг через уполномоченные органы. Основные государственные органы регулирования рынка: Правительство и Министерство финансов РФ, недавно сформированная Служба Центрального Банка РФ, ФСФР (до недавнего времени).

Правительство РФ осуществляет законопроектную деятельность, готовит проекты указов и разного типа распоряжений Президента, федеральных законов.

Читайте так же:  Внутренний контроль финансовых результатов организации

Министерство финансов осуществляет контроль и имеет такие полномочия:

  • Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме акций чековых инвестфондов, банков).
  • Ведение Единого государственного реестра всего объема ценных бумаг, зарегистрированных в РФ, осуществление публикации.
  • Формирование правил совершения операций, реализации учета, предоставление отчетности по сделкам (кроме депозитариев, банков, регистраторов, валютных ценностей).
  • Подготовка специалистов в сфере ценных бумаг (работают финансовые колледжи).
  • Аттестация специалистов для осуществления операций с акциями, контроль получения аттестатов, при необходимости применение санкций.
  • Контроль покупки больших пакетов акций, ведение реестра АО, инвестиционных институтов.

ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) долгое время была основным федеральным органом, имеющим исполнительную власть. В течение 2004-2013 годов служба реализовывала государственную политику в сфере ценных бумаг, принимала нормативные акты, контролировала деятельность всех участников рынка, обеспечивала права и защищала интересы.

Параллельно с ФСФР Центральный Банк реализовывал надзорные и контролирующие функции, был органом госрегулирования для коммерческих банков . Современная система регулирования предполагала наличие нескольких регуляторов, что вызывало сложности. В 2013 году Указ Президента под номером 645 упразднил ФСФР и все полномочия, касающиеся регулирования, контроля, надзора передал Банку России. Была создана Служба БР по финансовым рынкам.

Центральный аппарат СБР по финансовым рынкам включает 13 управлений и 1 отдел, которые занимаются: лицензированием, государственным реестром, организацией/проведением надзорных мероприятий, регулированием деятельности всех участников, корпоративными отношениями, анализом, раскрытием информации, эмиссионными ценными бумагами, мониторингом, отчетностью, стратегическим планированием, деятельностью на рынке страхования, юридическими вопросами и т.д.

Служба БР регулирует, контролирует и надзирает за некредитными финорганизациями, их работой. В сферу интересов РЦБ входят контроль, надзор за следованием эмитентами положениям действующего законодательства в сфере ценных бумаг, акционерных обществ, корпоративных отношений в АО, регистрации выпусков ценных бумаг и т.д.

Служба Банка России реализует нормативно-правовое регулирование в области финансовых рынков, в том числе вопросов работы негосударственных пенсионных фондов, разного типа инвестирования пенсионных накоплений, обязательного страхования.

Службой Банка России должны осуществляться такие функции:

  • Надзор.
  • Консультирование.
  • Регулирование в узаконенных рамках.
  • Контроль.
  • Правоустановление.

Задачи Службы Банка России:

  • Принятие участия в развитии финансового рынка РФ, инфраструктуры.
  • Работа по обеспечению стабильности рынка финансов, поиск и исключение кризисов.
  • Анализ состояния, развития, далекоидущих перспектив финансовых рынков в сфере работы некредитных финансовых организаций.
  • Создание конкурентной среды.
  • Регулирование, надзор, контроль за финансовыми организациями некредитного типа.
  • Защита прав/интересов инвесторов и акционеров, страхователей, выгодоприобретателей по страховому законодательству, пенсионному страхованию и т.д.
  • Контроль за четкостью следования требованиям законодательства РФ, устранение неправомерного его использования, исключение манипуляций и использования инсайдерской информации.

Мегарегулятор на базе ЦБ обеспечивает независимость его работы от органов власти и объектов регулирования, что дает возможность оперативно разрабатывать нормативно-правовую базу, устранять системные риски, реализовывать макропруденциальный надзор, мониторить всю систему, разрабатывать унифицированный подход к разным институтам, оптимизировать и минимизировать затраты из госбюджета на свою деятельность.

Также регулирование рынка ценных бумаг может выполняться на уровне саморегулируемых организаций либо профессиональных участников рынка. Действующее законодательство допускает передачу государством части его функций СРО (уполномоченным организациям профучастников рынка ценных бумаг).

СРО могут реализовать деятельность в формате:

  • Профессиональных союзов.
  • Разного типа ассоциаций.
  • Общественных организаций профессиональной направленности.

Функции СРО стандартные: саморегулирование работы участников, поддержание лучших профстандартов, обучение персонала, осуществление совместных научных разработок, развитие инфраструктуры рынка, коллективное предпринимательство, защита правинтересов инвесторов.

Сегодня статусом СРО в РФ обладают:

  • НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) – в нее входят дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии. В 1997 году стала первой СРО, признанной на официальном уровне, объединяла брокеров/дилеров. Членами ассоциации могут стать юридические лица, которые ведут профдеятельность на рынке, имеют лицензию. НАУФОР ведет электронную отчетность, может принимать экзамены для выдачи аттестатов квалифицированных специалистов финансового рынка. Цели и задачи объединения – развитие, улучшение системы регулирования, разработка правил и стандартов, контроль.
  • ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).
  • НФА (Национальная фондовая ассоциация) – объединяет обладающие лицензиями компании (дилеры, брокеры, депозитарная деятельности, доверительное управление).
  • НЛУ (Национальная лига управляющих) – 56 организаций-управляющих НПФ и ПИФ.
  • ПУФРУР (Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона) – 19 членов-участников рынка региона.
  • НАПФ (Национальная ассоциация пенсионных фондов) – объединяет 88 организаций.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут становиться членами не одного СРО одновременно. Более 30% участников рынка РФ входят в те или иные организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Регулирование рынка ценных бумаг наиболее активно осуществляется при условии использования различных систем контроля и надзора, которые реализуются как государством, так и саморегулируемыми организациями.

Источники

Государственное регулирование и контроль финансовых рынков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here