Государственный финансовый контроль темы

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Государственный финансовый контроль темы". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 4360 раз

Библиографическое описание:

Шепелев Д. Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 53-57. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12104/ (дата обращения: 19.02.2020).

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ

В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый контроль. Его задача состоит в том, чтобы эффективно распределить и использовать государственные средства, разработать успешную финансовую тактику и стратегию. Также с его помощью происходит контроль соблюдения органами государственной власти, физическими и юридическими лицами требований финансового законодательства, проводится бюджетно-финансовый контроль, а также анализ финансового состояния государственных организаций.

В условиях текущей экономической ситуации появилось множество проблем, которые привели к снижению и качеству государственного финансового контроля. Так, в настоящее время в России функционируют разрозненные звенья финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, которые слабо взаимодействуют между собой [5]. Действия контролирующих органов не имеют единого ритма и четкой координации, что приводит к отсутствию общей цели — сохранности, эффективности и целевому расходованию государственных средств, законности и высокой результативности их использования, обеспечению своевременности и полноты формирования ресурсов государства [3].

Механизм осуществления государственного финансового контроля рассмотрим на примере деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015 гг. Счетная палата РФ является единственным конституционным контрольным органом, внешним по отношению к исполнительной власти, осуществляющий от имени общества контроль за деятельностью власти в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом [4].

В таблице 1 представлен анализ основных показателей деятельности Счетной палаты РФ.

Основные показатели деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015гг. [10].

Показатель

2015

2014

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

Количество объектов, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями/количество юридических лиц

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям, обращениям и запросам

из них на основании:

постановлений и поручений Совета Федерации, обращений и запросов комитетов, комиссий и членов Совета Федерации

постановлений и поручений Государственной Думы, обращений и запросов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы

Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), млрд. рублей/количество

Обеспечен возврат средств в федеральный бюджет и бюджет Союзного государства, млн. рублей

в ходе проведения контрольных мероприятий

по завершении контрольных мероприятий, по результатам рассмотрения представлений Счетной палаты

Количество участников бюджетного процесса, в отношении которых Минфином России применены меры бюджетного принуждения на основании уведомлений Счетной палаты

сокращены лимиты бюджетных обязательств, по результатам рассмотрения уведомлений Счетной палаты о применении мер бюджетного принуждения, млн. рублей

Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты

Количество заключений, подготовленных по результатам проведения экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов

Всего следственными органами возбуждено уголовных дел по материалам контрольной деятельности Счетной палаты

Штатная численность сотрудников Счетной палаты в том числе:

По итогам 2015 года Счетная палата проверила более 2 тысяч объектов во всех субъектах РФ. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палата информировала Совет Федерации и Государственную Думу РФ, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций. При этом особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства [2].

В 2015 году Президент Российской Федерации был проинформирован о результатах многих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, среди них:

– мониторинг реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году;

– проверка деятельности Федерального космического агентства, осуществляемой в целях международного сотрудничества;

– проверка целевого и эффективного расходования средств, направляемых на развитие Керченской паромной переправы между портами Кавказ и Керчь;

– проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на подготовку к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;

– анализ реализации в 2014–2016 годах Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и оценка основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

Следует отметить, что общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы в 2015 году составила 516,5 млрд. рублей (524,5 млрд. рублей в 2014 году). В 2015 году Счетной палатой обеспечен возврат в федеральный бюджет более 10 млрд. рублей (в 2014 году — 977 млн. рублей).

При осуществлении контрольной деятельности Счетная палата принимает различные меры, которые направлены на устранение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы не только государственных структур, но и иных участников бюджетного процесса [6].

Итоги деятельности Счетной палаты в 2014–2015 годах свидетельствуют о том, что ее работа по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств и подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков эффективна. Это означает, что сегодня Счетная палата РФ стала важнейшим инструментом осуществления аудита обществом своего государства.

Читайте так же:  Справка о задолженности по налогам и сборам

Роль государственного финансового контроля в современных непростых экономических условиях трудно переоценить. Поэтому важное значение приобретает необходимость его совершенствования. Рассмотрим основные направления, по которым должна осуществляться трансформация государственного финансового контроля [1].

Во-первых, необходимо составить единую концепцию государственного финансового контроля в России, определяющая систему органов, которая будет осуществлять финансовый контроль, и устанавливающая четкие единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в России. В связи с этим важно разработать научные и методические основы для оценки деятельности органов государственного финансового контроля.

Во-вторых, важным аспектом совершенствования государственного финансового контроля в РФ может стать разработка национальных российских стандартов ГФК. Данные стандарты должны базироваться на конкретном описании отчетных рабочих документов, куда также будет включаться перечень всех нарушений и отклонений от действующих нормативных актов [9]. Там должны предлагаться все возможные решения, которые принимает контролер по итогам проверки. Всё это позволит установить единые нормы и правила осуществления контроля.

Стандарты должны быть разработаны по отдельности для каждого контрольного органа, который осуществляет какой-либо вид контроля и который функционирует в определенном регионе. Разработанными стандартами должны быть определены вопросы, подлежащие обязательной проверке. К примеру, для проведения ревизии компании (любой формы собственности), работающая с государственными бюджетными средствами, обязательный анализ должен проводиться по следующем показателям:

– Структура капитала компании;

– Бизнес-планирование в компании;

– Анализ финансовых результатов деятельности компании за последние три-четыре года;

– Размер привлечения внешних финансовых ресурсов;

– Объем капитала компании, вложенный в основные средства;

– Анализ системы бюджетирования;

– Статистика использования оборотных средств компании;

– Анализ безналичных расчетов и кассовых операций.

Данные показатели должны отвечать определенным параметрам, которые предметно будут расписываться стандартом. Разработка национальной системы стандартов государственного финансового контроля приведете к повышению качества контроля и разграничению прав и обязанностей контролирующих органов.

В настоящее время в России отсутствует орган, обладающий статусом высшего контрольного органа. В связи с этим необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, при этом важно, чтобы законом был закреплен их приоритет в вопросах методологии финансового контроля [8].

Для успешного решения задач, стоящих перед государственным финансовым контролем, необходима его четкая классификация и систематизация. Классификация государственного финансового контроля необходима при разработке законодательных и нормативных актов для того, чтобы определить структуру и состав контролирующих органов, а также чтобы разработать задачи и функции органов финансового контроля. Систематизация государственного контроля необходима для повышения эффективности финансового контроля и распределения объектов контроля между субъектами [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня органы государственной власти Российской Федерации должны уделять серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля, т. к. наличие развитой системы контроля является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности контрольных мероприятий, улучшению общей социальной и экономической ситуации в стране, снижению количества правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности страны.

http://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12104/

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Читайте так же:  Принципы внутреннего финансового контроля

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

  • • основы государственного финансового контроля;
  • • методы осуществления государственного финансового контроля;
  • • цели и сущность внутреннего финансового контроля;
  • • особенности внешнего аудита;
  • • организацию службы внутреннего финансового контроля;
Читайте так же:  Налог за квартиру сколько

уметь

  • • определять основные цели проведения финансового контроля;
  • • выявлять специфику организации, влияющей на структуру службы внутреннего финансового контроля;
  • • акцентировать внимание на основных задачах внутреннего финансового контроля;

владеть

  • • основными понятиями, применяемыми в финансовом контроле;
  • • навыками выполнения процедур обязательного аудита.

Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль организован и реализуется на всех уровнях формирования и функционирования финансовых отношений: федеральном, региональном и местном. Государственный финансовый контроль занимает особое место в экономической системе, являясь ее важным составляющим звеном, представляя своеобразный инструмент управления финансами.

Государственный финансовый контроль — это система мер, направленных на обеспечение экономической обоснованности использования финансовых ресурсов в государстве, предупреждения и выявления финансовых нарушений. Это непрерывная, объективно обусловленная деятельность специализированных организаций и работающих в них служащих по выявлению отклонений фактически установленных показателей использования государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также в целях планирования процессов социально-экономического развития.

Государственный финансовый контроль призван обеспечить:

  • • правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
  • • соблюдение финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного и налогового законодательства;
  • • эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
  • • выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
  • • успешную реализацию межбюджетных отношений;
  • • эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • • пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление ошибок и финансовых злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами;
  • • улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Бюджетный контроль

Особое место в системе государственного финансового контроля занимает бюджетный контроль.

Бюджетный контроль — составная часть финансово-экономического контроля, рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления для выявления резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшения бюджетно-налоговой дисциплины. Задачами бюджетного контроля являются:

  • • обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
  • • соблюдение налогового и бюджетного законодательств;
  • • контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • • проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
  • • улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
  • • выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
  • • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений, формированием и распределением целевых бюджетных фондов, а также финансовой поддержки регионов;
  • • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
  • • пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
  • • выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
  • • проведение профилактической информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Объектом бюджетного контроля выступают не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетная система на всех стадиях бюджетного процесса, но и финансово-хозяйственная деятельность субъектов рыночных отношений при их взаимодействии с государством. Этим и определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного управления финансами.

Непосредственным предметом бюджетного контроля выступают бюджет на разных этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении) и его составляющие: поступление налоговых, неналоговых и других платежей, отчисления в государственные внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, государственные расходы, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей, таможенная стоимость и т.д.

Бюджетному контролю государство придает большое значение и рассматривает его как один из эффективных рычагов проведения рыночных преобразований в стране.

Как уже отмечалось, в зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

Основными методами бюджетного контроля являются документальная и камеральная проверка, экономический анализ, анализ исполнения доходов и расходов бюджетов всех уровней смет бюджетных учреждений, ревизия, наблюдение, обследование, анализ финансового состояния, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц. Рассмотрим некоторые из этих методов более подробно.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам, декларации и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещена законом. В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли или сокрытии иных объектов налогообложения, о расхищении или не целевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах. Основными ее задачами являются:

  • • получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;
  • • прием налогоплательщиков и распорядителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей;
  • • составление индивидуальных и общих (сводных) смет расходов бюджетных учреждений, соблюдение установленных законодательством норм и нормативов и по другим вопросам;
  • • осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.
Читайте так же:  Какой подоходный налог

Важный метод проведения бюджетного контроля — анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает. При этом анализу должна подвергаться и бюджетно-налоговая система сама по себе, и ее влияние на различные стороны жизни общества.

Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой для выработки долгосрочной политики в Российской Федерации, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.

Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Осуществляется с помощью приемов документального и фактического контроля, направлена на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения госсобственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

http://studme.org/1259060519104/finansy/gosudarstvennyy_finansovyy_kontrol

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.06.2015 2015-06-15

Статья просмотрена: 6185 раз

Библиографическое описание:

Леверьева Е. В. Финансовый контроль. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 445-448. — URL https://moluch.ru/archive/92/20280/ (дата обращения: 19.02.2020).

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы — это финансовый контроль.

Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются не менее актуальными, чем год или несколько лет назад. Однако нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Представляют интерес действия субъектов Российской Федерации, осуществляющих финансовый контроль за составлением и исполнением федерального, региональных и местных бюджетов, также роль финансового контроля в обеспечении развития общественного и частного производства, ускорении темпов модернизации промышленности, развитии научно-технического прогресса, повышении качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Финансовый контроль охватывает все сферы жизни общества и должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных и природных ресурсов, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечении фактов бесхозяйственности и расточительства.

В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.

В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.

Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.

Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.

По поводу построения системы государственного финансового контроля в России существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», т. е. многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.

Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

— уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;

— конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;

— введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;

— принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;

— наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

В последнее время нередко высказывается идея сосредоточения функций финансового контроля в стране исключительно в руках Счетной палаты РФ. Вряд ли, однако, она справится с задачей всеобъемлющего контроля за всеми финансовыми потоками. Сегодня в России насчитывается более 150 тыс. главных распорядителей, распорядителей и получателей средств только федерального бюджета. С учетом же получателей средств из бюджетов различных уровней, а также хозяйствующих субъектов, использующих госимущество, суммарное количество соответствующих контрагентов достигает 3,5 млн.; экономическую деятельность с применением налоговых преференций ведут свыше 2,5 млн. значимых налогоплательщиков юридических лиц. Разумеется, Палата не в состоянии контролировать каждого получателя бюджетных средств и каждого конкретного налогоплательщика.

Читайте так же:  Облагается ли налогом квартира пенсионера

С учетом вышесказанного Счетную палату РФ некоторые экономисты предлагают превратить в компактный, мобильно реагирующий на изменения социально-экономических условий развития орган независимого контроля за эффективностью формирования государственных ресурсов, использования бюджетных средств и распоряжения госсобственностью. Для этого Палата должна прежде всего составлять и выполнять комплексные программы финансового контроля стратегически важных государственных мероприятий и направлений народнохозяйственного развития. Также предлагается включить в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» норму об обязательной координации с ней деятельности контрольных органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью.

Принятие этих решений в первую очередь позволило бы, возможно, в значительной мере ликвидировать разобщенность, несогласованность и дублирование в деятельности Главного контрольного управления Президента России, Контрольного управления Министерства финансов РФ и правоохранительных органов.

Согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать неоправданного множества проверок одних и тех же объектов различными структурами, значительно более эффективно использовать имеющиеся возможности и ресурсы. И, что еще более важно, — повысить эффективность мер по устранению выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами федеральной собственности, а также обеспечить наказание виновных и возмещение ущерба государству в случае выявления фактов и признаков хищения государственных средств и имущества.

Действующее законодательство не обеспечивает адекватных действий Генеральной прокуратуры России в случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств и иных злоупотреблений. В этой связи целесообразно урегулировать в законодательном порядке ряд вопросов взаимодействия Палаты и Генеральной прокуратуры. В данном контексте заслуживает внимания опыт работы высшего органа финансового контроля США: там с момента выявления нарушений к проверкам привлекаются сотрудники прокуратуры. Соответственно можно было бы придать обращениям Палаты в Генпрокуратуру об участии представителей последней в контрольных мероприятиях первой статус обязательных к исполнению поручений. Важно также предусмотреть нормы, обязывающие Генпрокуратуру возбуждать уголовные дела по выявленным Палатой и содержащим признаки преступления фактам нарушения финансового и имущественного права или нанесения ущерба государству.

В настоящее время не обеспечена скоординированность действий органов финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.

Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи и поэтому их сфера деятельности четко ограничена.

Подобную специфику имеют налоговые, таможенные органы, органы валютного контроля. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации в чистом виде можно достаточно условно отнести к органам финансового контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов, распоряжений Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только, и даже не столько, финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов.

Основная проблема состоит главным образом в распределении контрольных полномочий в организации последующего контроля между Счетной Палатой, контрольно-ревизионными органами Минфина, ревизионными аппаратами главных распорядителей бюджетных средств и в определенной степени — органами федерального Казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями последующего контроля.

Представляется целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается, не должен входить в функции казначейских органов. Контрольно-ревизионные органы Минфина при этом должны получить полномочия проверять территориальные органы федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности исполнения обязательств перед конкретными бюджетополучателями. Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за

законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты РФ.

1. Асташова Н. Гос. фин. контроль: приоритетные направления развития// Пробл. Теории и практики упр.- 2012.-№ 3.-с..52–61

2. Аудит: учебник для бакалавров/ под ред. Р. П. Булыги. — М: ЮНИТИ-Дана, 2012.- 431 с.

3. Контроль и ревизия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ [Е. А. Федорова и др.]; под ред. Е. А. Федоровой.- М.:ЮНИТИ-Дана. 2014- 239 с.

4. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С. И. Лушина, проф. В. А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2013. С.604.

5. Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2011. С. 67–68.:

6. Методы государственного финансового контроля Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2012. С. 68–69.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/92/20280/

Государственный финансовый контроль темы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here