Грачева финансовый контроль

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Грачева финансовый контроль". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Электронно-библиотечная система

Болтинова Ольга Викторовна:

Арзуманова Лана Львовна

Налоговое право (общая часть) в схемах и таблицах : учебное пособие для бакалавриата / под ред. Е. Ю. Грачевой, Л. Л. Арзу-мановой. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 36 с. — ISBN 978-5-16-107397-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1010392 читать

В рамках учебного пособия рассматриваются теоретические вопросы и практика применения обшей части налогового права. Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей учебной программой «Налоговое право (общая часть)» и предназначено для студентов третьего и четвертого курсов всех форм обучения.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

Болтинова Ольга Викторовна

Болтинова, О. В. Бюджетное право: Учебное пособие для магистратуры / Болтинова О.В., — 3-е изд. — Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 256 с. ISBN 978-5-91768-862-6. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/915909 читать

В учебном пособии раскрывается понятие бюджетного права. Содержатся сведения по истории возникновения и развития бюджета и бюджетного процесса в Российской Федерации, анализируется бюджетное устройство Российской Федерации, рассматриваются бюджет ныйконтроль как вид финансового контроля, бюджетныйпроцесс в Российской Федерации и зарубежных странах, ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Для студентов, аспирантов и преподавателейюридических вузов.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

Болтинова Ольга Викторовна

Болтинова, О. В. Налоговый контроль. Налоговые проверки : учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой, Ю. К. Цареградской. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 160 с. — ISBN 978-5-16-106103-9. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/934384 читать

В пособии рассматривается один из основных институтов налогового права — налоговый контроль. Раскрываются этапы становления и развития налогового контроля в России, его виды, формы и методы, детально освещаются налоговые проверки, которые являются всеобъемлющей формой налогового контроля, приводится материал по регулированию налогового контроля в ряде зарубежных стран. Издание адресовано магистрантам, обучающимся по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», изучающим вопросы становления и развития налогового контроля, а также аспирантам и преподавателям юридических и экономических образовательных организаций.

Арзуманова Лана Львовна

Налоговое право (общая часть) в схемах и таблицах : учебное пособие для бакалавриата / под ред. Е. Ю. Грачевой, Л. Л. Арзумановой. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 36 с. — ISBN 978-5-16-107397-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1084960 читать

В рамках учебного пособия рассматриваются теоретические вопросы и практика применения обшей части налогового права. Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей учебной программой «Налоговое право (общая часть)» и предназначено для студентов третьего и четвертого курсов всех форм обучения.

Грачева финансовый контроль

Грачёва Е.Ю. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. Актуальные проблемы российского права. 2016;(9):57-66. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2016.70.9.057-066

For citation:

Gracheva E.Y. FINANCIAL ACTIVITIES AND FINANCIAL CONTROL AS THE CONTROL SYSTEM. Actual Problems of Russian Law. 2016;(9):57-66. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2016.70.9.057-066

Е. Ю. Грачёва
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия

125993, город Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 9
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
тел.: 84992448888 687
e-mail: [email protected]

Использование куки-файлов

Для оптимальной работы сайта журнала и оптимизации его дизайна мы используем куки-файлы, а также сервис для сбора и статистического анализа данных о посещении Вами страниц сайта. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование куки-файлов и указанного сервиса.

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Налоговый контроль. Налоговые проверки : учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой, Ю. К. Цареградской. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 160 с. — ISBN 978-5-16-106103-9. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/996135 читать

В пособии рассматривается один из основных институтов налогового права — налоговый контроль. Раскрываются этапы становления и развития налогового контроля в России, его виды, формы и методы, детально освещаются налоговые проверки, которые являются всеобъемлющей формой налогового контроля, приводится материал по регулированию налогового контроля в ряде зарубежных стран. Издание адресовано магистрантам, обучающимся по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», изучающим вопросы становления и развития налогового контроля, а также аспирантам и преподавателям юридических и экономических образовательных организаций.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

Арзуманова Лана Львовна

Правовое регулирование финансового контроля в РФ: проблемы и перспективы: Моногр./ Л.Л.Арзуманова, О.В.Болтинова, О.Ю.Бубнова; Отв. ред. Е.Ю.Грачева. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 384 с.: 60×90 1/16. (п) ISBN 978-5-91768-403-1 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415373 читать

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

Арзуманова Лана Львовна

Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации : учебник для магистратуры / отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 272 с. — ISBN 978-5-16-105119-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1020225 читать

Учебник подготовлен преподавателями кафедры финансового права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) в рамках магистерской программы «Налоговый юрист». Раскрываются принципы построения системы налогового права, включая специальные налоговые режимы, а также бюджетной системы Российской Федерации. Показано, как в результате того, что каждый налог закреплен за бюджетом соответствующего уровня бюджетной системы России и обеспечивает наполнение бюджета доходами, происходит перераспределение денежных средств между бюджетами разных уровней, что подчеркивает тесную взаимосвязь бюджетной системы и системы налогов и сборов в Российской Федерации. Для слушателей магистратуры юридических и неюридических вузов, изучающих магистерскую программу «Налоговый юрист», а также для практических работников.

Болтинова Ольга Викторовна

Правовое регулирование бухгалтерского учета: Учебник / Отв. ред. и сост.Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л., Болтинова О.В., Бубнова О.Ю. — М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — ISBN 978-5-16-104662-3. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1011095 читать

Учебник подготовлен преподавателями кафедры финансового права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, на которой впервые в юридических вузах был разработан учебный курс «Правовое регулирование бухгалтерского учета». Структура учебника состоит из общей и особенной частей. Общая часть включает такие наиболее значимые разделы правового регулирования бухгалтерского учета, как история и теория его становления и развития, методология его ведения, знакомит с системой бухгалтерского учета, его правовыми основами, особенностями правового регулирования инвентаризации, калькуляции и бухгалтерской отчетности. Особенная часть посвящена вопросам специфики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, кредитных организациях, организации налогового учета и правовому регулированию аудита. Для слушателей магистратуры юридических и неюридических вузов, изучающих правовые основы бухгалтерского учета и аудита, а также для практических работников.

Читайте так же:  Текущая задолженность по налогам это

Болтинова Ольга Викторовна

Болтинова, О. В. Бюджетный контроль : учебное пособие для магистратуры / О. В. Болтинова, И. В. Петрова ; под ред. О. В. Болтиновой. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 160 с. — ISBN 978-5-16-106547-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/960151 читать

Правовая природа бюджетного контроля в Российской Федерации раскрывается на основе общетеоретических представлений и нормативных правовых актов. Особое внимание уделено бюджетно-контрольным полномочиям органов внутреннего и внешнего государственного (муниципального) контроля, также рассмотрен порядок проведения внутриведомственного бюджетного контроля. Учитывая сложносоставной характер контрольных отношений в бюджетной сфере, рассмотрены виды и методы бюджетного контроля применительно к полномочиям, закрепленным за государственными органами власти и органами местного самоуправления. Структура пособия показывает видовую принадлежность реализуемых контрольных мероприятий, направленных на соблюдение бюджетного законодательства. Для слушателей магистратуры, аспирантов и преподавателей юридических и неюридических вузов, а также для практических работников.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Право. Юридические науки

Арзуманова Лана Львовна

Правовое регулирование бухгалтерского учета: Учебник / Отв. ред. и сост.Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л., Болтинова О.В., Бубнова О.Ю. — Москва :Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 320 с. ISBN 978-5-91768-740-7. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/550148 читать

Учебник подготовлен преподавателями кафедры финансового права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, на которой впервые в юридических вузах был разработан учебный курс «Правовое регулирование бухгалтерского учета». Структура учебника состоит из общей и особенной частей. Общая часть включает такие наиболее значимые разделы правового регулирования бухгалтерского учета, как история и теория его становления и развития, методология его ведения, знакомит с системой бухгалтерского учета, его правовыми основами, особенностями правового регулирования инвентаризации, калькуляции и бухгалтерской отчетности. Особенная часть посвящена вопросам специфики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, кредитных организациях, организации налогового учета и правовому регулированию аудита. Для слушателей магистратуры юридических и неюридических вузов, изучающих правовые основы бухгалтерского учета и аудита, а также для практических работников.

Грачева Елена Юрьевна

Полный текст:

Аннотация

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. — М., 1973.

2. Горбунова О.Н. Проблемы основных финансово-правовых институтов в современных условиях перестройки управления народным хозяйством: дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1989.

3. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. — М., 1986.

4. Новик И. Кибернетика. Философские и социологические проблемы. — М., 1963.

5. Пискотин М.И. Социализм и государственное управление. — М., 1984.

6. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. — М., 1972.

7. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. — М., 1971. — С. 143.

8. Философский энциклопедический словарь. М., 1976. С. 610

Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.03.2016 2016-03-20

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Башкатов И. В., Мироненко А. П., Ковалев А. А., Мигачёв А. В. Финансовый контроль в системе силовых структур Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 391-393. — URL https://moluch.ru/archive/110/27226/ (дата обращения: 19.02.2020).

В работе рассмотрены вопросы финансового контроля в процессе финансового планирования и финансирования силовых структур, имеющих большое значение при построении эффективной системы финансового обеспечения всех элементов силовых структур.

Ключевые слова: финансовый контроль, эффективность, объект контроля, ответственность.

Финансовый контроль в силовых структурах выражается в бюджетном контроле, который является частью государственного контроля в целом и представляет собой установленную нормами права деятельность уполномоченных организаций по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в сфере образования, распределения и использования бюджетов и повышения бюджетной дисциплины.

Доктор юридических наук, профессор Е. Ю. Грачева отмечает, что роль финансового контроля в процессе формирования рыночных отношений многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы» [1, с.188].

В свою очередь, эффективность финансового контроля можно рассматривать с различных ракурсов — социального, экономического, экологического и т. д. Важно отметить, что анализ теории экономического управления не даёт единого общепринятого понимания эффективности по конкретным категориям [8]. В одном случае эффективность можно рассматривать как экономичное продуктивное использование всех имеющихся ресурсов, в другом как степень результативности достижения целевых установок.

Для ведомственного финансового контроля в первую очередь характерна результативность, действенность, выражающаяся в выявлении органами финансового контроля в ходе проверочных мероприятий имеющихся нарушений и тем самым компенсации государству понесённых потерь. Однако, несмотря на возможность в количественно выразить данные показатели, оценку эффективности финансового контроля можно дать лишь в общем виде.

Проведя исследование практики применения ведомственного финансового контроля, В. В. Бурцев пришёл к выводу, что до сих пор не выработано универсального подхода к оценке эффективности финансового контроля [2, с. 118]. Поэтому подход к оценки эффективности финансового контроля в силовых структурах должен носить многоаспектный характер, исходя из целевых установок и соответственно конкретных задач того или иного ведомства.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц дома

Выделим основные критерии эффективности финансового контроля в силовых структурах:

 непрерывность и динамичность деятельности;

 активность и интенсивный характер деятельности;

В числе основных задач финансового контроля в силовых структурах стоит:

 соблюдение бюджетного законодательства;

 правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;

 проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;

 повышение бюджетной дисциплины;

 выявление финансовых злоупотреблений, принятие мер наказания к виновным лицам;

 проведение профилактической работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Объектом финансового контроля является не только бюджетная сфера деятельности силовых структур и бюджетный процесс, но и процесс ее финансово-хозяйственной деятельности [3, с.13]. Это объясняется тем, что федеральный бюджет — основной источник финансовых средств силовых структур. Для оценки результативности кругооборота бюджетных средств, целесообразности и эффективности их использования необходимо контролировать определенный комплекс хозяйственных отношений.

Предметом финансового контроля в силовых структурах является их участие в бюджетном процессе, бухгалтерский учет и отчетность.

Финансовый контроль в системе силовых структур России подразделяется на:

 государственный контроль, осуществляемый органами государственной власти;

 ведомственный контроль. Осуществляется в силовых министерствах и ведомствах в рамках работы контрольно-ревизионных подразделений под контролем Министерства финансов Российской Федерации;

 внутрихозяйственный контроль. Осуществляется руководителем и финансовой службой хозяйствующего субъекта.

Составной частью финансового контроля является финансовый мониторинг. Финансовый мониторинг — это совокупность мер по анализу информации о финансовых операциях, а также мер по проверке такой информации в соответствии с законодательством. В основе функционирования финансового контроля и финансового мониторинга лежат общие организационно-правовые принципы. Основным из них следует считать принцип независимости, объективности, компетентности органов финансового контроля [7, с. 576–586].

Как и в случае с финансовым контролем, при проведении мероприятий в сфере финансового мониторинга также условно можно выделить предварительный, текущий и последующий финансовый мониторинг [4, с. 29–37].

Предварительный финансовый мониторинг осуществляется на этапе сбора и проверки информации о состоянии финансовой (хозяйствующей) системы [5].

Текущий финансовый мониторинг осуществляется при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций. Последующий финансовый мониторинг направлен на перепроверку (дополнительную проверку) операций, на предмет выявления нарушений, которые не были обнаружены на этапе текущего финансового мониторинга.

Такое правовое и экономическое явление как финансовый мониторинг в российском государстве появилось сравнительно недавно. Значимость рассмотрения данного вопроса объясняется тем, что определение отраслевого содержания общественных отношений в сфере финансового мониторинга должно обеспечить согласованность различных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу деятельности в части субъектно-объектных отношений, их содержания и цели [6, с. 105–108].

Основными задачами финансового мониторинга являются: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для проведения подобного мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которое регулирует финансовую деятельность государства, т. е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств.

В настоящее время основной проблемой финансового контроля, как в масштабе государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов, является отсутствие законодательного акта, посвященного вопросам государственного финансового контроля, так как эффективная деятельность финансового контроля требует наличия комплекса законодательно урегулированных условий.

Рассматривая механизм функционирования финансового контроля, необходимо также изучить вопрос установления ответственности получателей бюджетных средств за конкретные нарушения в сфере их освоения, а также основные вопросы материальной ответственности военнослужащих, так как сущность финансового мониторинга определяется деятельностью по мониторингу операций на предмет выявления противоправной деятельности. В этом случае финансовый контроль не имеет никакого управляющего воздействия на операции, являющиеся объектом финансового мониторинга, так как результатом данной деятельности является только сбор и анализ информации, а не документальная и фактическая ее проверка, вынесение окончательного решения о причастности данной операции к противоправной деятельности и привлечении ее участников к юридической ответственности.

Меры материальной ответственности к военнослужащим применяются в соответствии с Федеральным законом от 12.07.1997 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», в соответствии с которым должностные лица подразделений силовых структур несут материальную ответственность в размере причиненного государству ущерба.

Таким образом, система финансирования силовых структур России является составной частью системы государственного финансирования и требует финансового контроля на всех ее уровнях. Система финансового контроля, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования ее теоретико-правовых основ.

  1. Аудит Монтгомери / Филип Л. Дефлиз, Генри Р. Дженик, Винсент М. О’Рейлли, Маррей Б. Хирш / Пер. с англ. под ред. Я. В. Соколова. -М.: ЮНИТИ. Аудит, 1997. — 542 с.
  2. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и Ко, 2011. 412 с.
  3. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. 336 с.
  4. Демидов M. B. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010. — № 1. — С. 29–37.
  5. Приходько Н. М. Финансовый контроль: необходимость законодательной базы. М. Военно-экономический вестник. 2004. № 2. — 112 с.
  6. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В. С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004.
  7. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля. М.: Право. 2009. № 9. — 611 с.
  8. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора; Основы теории государственных финансов. Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 1996. — 448 с.

*Грачёва Елена Юрьевна

[Профессор | Кафедра административного и финансового права]

Образование высшее — закончила вечерний факультет ВЮЗИ в Москве в 1977 г.

В настоящее время работает первым проректором Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), с 2006 г. — заведующий кафедрой финансового права.

Стаж работы в МГИМО: 1999–2017 гг.

Елена Юрьевна — известный специалист в области финансового права. В 2000 г. в диссертационном совете МГЮА защитила докторскую диссертацию на тему «Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля».

Читайте так же:  Виды формы и методы налоговых проверок
Видео (кликните для воспроизведения).

Она автор более 200 научных работ, общим объемом свыше 400 п.л., посвященных проблемам правового регулирования финансового контроля, теории финансового права в целом, а также отдельных его подотраслей и институтов, в частности, налогового, бюджетного, страхового и валютного права. Лично и в соавторстве ею опубликовано около 60 учебников и учебных пособий по финансовому, налоговому, бюджетному, банковскому и страховому праву, 12 из которых рекомендованы Министерством образования и науки РФ для студентов юридических высших и средних специальных учебных заведений России. Профессор Е.Ю.Грачёва является автором двух монографий, а также соавтором 8 коллективных монографий.

Елена Юрьевна активно участвует в подготовке научных и педагогических кадров. Под ее научным руководством успешно защищены 43 кандидатских и 13 докторских диссертаций по различным проблемам финансового права.

Е.Ю.Грачёва является членом диссертационного совета в Университете имени О.Е.Кутафина, а также членом диссертационных советов в МГИМО (Университет) МИД России и Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Е.Ю.Грачёва является членом: Президиума Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Экспертно-аналитического совета при Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России, с 2015 г. — член Высшей квалификационной коллегии судей, с января 2016 г. — заместитель председателя ВККС.

В ноябре 2016 г. назначена председателем экспертного совета по праву ВАК России.

Е.Ю.Грачёва — заместитель главного редактора журналов «Налоги и налогообложение», «Финансовое право и управление», председатель редсовета журнала «Актуальные проблемы российского права», а также член редколлегий и редакционных советов многих известных, авторитетных научных изданий и журналов, включенных в перечень ВАК: «Банковское право», «Российское право: образование, практика, наука», «Евразийский юридический журнал», «Финансовое право», «Вопросы правоведения», «Lex Russica», член редсовета журнала «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей».

Она избрана президентом Международной ассоциации финансового права, объединяющей ученых шести государств.

Е.Ю.Грачёва — заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный работник науки и техники РФ, награждена иными наградами министерств и ведомств. В декабре 2016 г. ей присуждена премия «Юрист года» Ассоциацией юристов России.

Gracheva Elena Yurievna

Doctor of Law, professor
Professor for the Chair for Administrative and Financial Law

Graduated in 1977.

Currently holds the position of the First Vice-Rector of the Moscow State Law Academy. Starting from 2006 is the Head for Chair of financial law.

She joined MGIMO in 1999.

In 2000 proved doctorate thesis “Problems of legal regulation of financial control”. Authored more than 200 articles and books on theory of financial law, as well as tax law, budget law, banking law, etc.

Member of dissertation council in MGIMO, MSAL, Institute of Legislation and Comparative Law.

Member of Scientific Expert committee for the Federation Council, as well as analytical expert council for State Corporation “Agency on Insurance of Deposits”, etc. Starting from 2015 – member and from 2016 – Deputy Chair of Higher Attestation Board for Judges.

Starting from November 2016 – Head of Law Expert Council for the Higher Attestation Commission.

President of International Association of Financial Law. Honored Lawyer of Russia.

К вопросу о месте аудиторского контроля в структуре финансового контроля Российской Федерации

Дата публикации: 07.11.2017 2017-11-07

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Шевяков Э. С. К вопросу о месте аудиторского контроля в структуре финансового контроля Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 137-141. — URL https://moluch.ru/archive/178/46252/ (дата обращения: 19.02.2020).

В настоящее время в научной общественности и на практике практически не вызывает сомнений тот факт, что аудиторский контроль является частью, видом финансового контроля, проводимого как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Это объясняется тем, что аудиторская деятельность регулируется большим количеством правовых норм, носящих публичный характер, она строго регламентирована государством и подлежит проверки со стороны государственных органов власти.

В условиях плановой, централизованно управляемой экономики в Росси не было необходимости в независимом финансовом контроле, его заменяла система ведомственного и вневедомственного финансового контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Развитие же рыночных отношений обусловили необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих вопросы деятельности предприятий, бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции, что повлекло первые нарушения законодательства в данной сфере. Органы, которые должны были оказывать помощь предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, иногда сами были не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы финансового контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг, таким контролем и стал аудиторский финансовый контроль.

Следует согласиться с Н. И. Химичевой в том, что создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон — государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность [1, с. 161].

Ученые по-разному определяют аудит в системе финансового контроля, так, О. В. Шинкарева рассматривает муниципальный аудит как одну из форм муниципального финансового контроля [2, с. 227]. Также как форму финансового контроля представляют аудит Д. Ю. Филипьев, Н. В. Пислегина [3, с. 11]. Н. С. Столяров пишет, что аудит эффективности — это тип финансового контроля [4, с. 373]. Многие ученые, изучающие проблемы финансово-правовой науки относят аудиторский контроль к разновидности финансового контроля (например, Н. И. Химичева [1, с. 160], Е. Ю. Грачева [5, с. 52], Ю. А. Крохина [6, с. 187] и др.). А. Д. Шеремет и В. П. Суйц определяют аудит как метод осуществления вневедомственного финансового контроля [7, с. 20–21].

Читайте так же:  Налоговая ставка водного налога

Для того, чтобы определить место аудиторского финансового контроля в системе финансового контроля России следует рассмотреть классификации контроля в зависимости от субъектов, проводящих контроль.

Так, Е. Н. Кондрат по субъектам, осуществляющим контроль выделяет [8, с. 789]:

а) государственный (на уровне Российской Федерации и ее субъектов):

– надведомственный, или внешний (осуществляется органами государственной власти, не входящими в структуру контролируемого субъекта);

– парламентско-бюджетный (осуществляется законодательными (представительными) органами власти);

– внутриведомственный, или внутренний (осуществляется структурным подразделением контролируемого субъекта);

– внутренний (внутренний финансовый аудит) (осуществляется органами исполнительной власти);

б) муниципальный (осуществляется органами местного самоуправления):

– внутренний (внутренний финансовый аудит) (осуществляется органами местной администрации);

в) общественный (осуществляется гражданами или их объединениями, общественными организациями);

г) аудиторский (осуществляется специализированными негосударственными организациями).

С. В. Запольский предлагает следующую классификацию в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, при которой он может быть подразделен на: государственный; муниципальный; внутрифирменный (внутрихозяйственный) и аудиторский [9, с. 59].

Н. И. Химичева обращает внимание на то, что в зависимости от правового статуса субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются: государственный (федерального и регионального уровней), муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль [1, с. 133].

Таким образом, анализируя классификации финансового контроля, предлагаемые в законодательстве и литературе можно заключить, что аудиторский финансовый контроль является разновидностью финансового контроля России. Он является негосударственным вневедомственным контролем. Он не заменяет государственный финансовый контроль, но дополняет его, поскольку подконтрольными субъектами указанного вида контроля являются организации и предприятия, которые не входят в имеющуюся в стране систему министерств и ведомств и, следовательно, не охватываются ведомственным контролем.

Стоит согласится с мнением А. Н. Зевайкиной в том, что, осуществляя свои функции, аудиторы действуют в публичных интересах, оценивая деятельность хозяйствующих субъектов для всеобщего знания, однако они действуют и в частных интересах самого проверяемого лица [10, с. 12]. Что еще раз подтверждает комплексный характер такого института законодательства — как института аудиторского финансового контроля, в котором содержатся нормативно-правовые акты, регулирующие публично-правовые и частноправовые отношения.

Основным отличием аудиторского финансового контроля от иных видов финансового контроля является независимость аудиторов, проведение контроля на профессиональном уровне и осуществление данного вида контроля на основе предпринимательской деятельности. Однако не в полной мере в этой связи можно согласится с мнением Л. Л. Арзумановой в том, что «существенным отличием аудита от государственного контроля является его подлинная независимость, в среднем более высокий уровень квалификации, обеспечиваемый периодическими аттестациями аудиторов и лицензированием аудиторской деятельности» [11, с. 15], поскольку автор косвенно намекает о том, что государственный финансовый контроль является не независимым и ставится под сомнение квалификация сотрудников контролирующих органов.

Д. Ю. Филипьев и Н. В. Пислегина отличают аудит от иных видов контроля по следующим основаниям: преследуемым целям; принципам осуществления; целью и задачами контроля; видом деятельности и управленческими связями; подходом к организации и проведению проверки; взаимоотношениями с клиентами; выводами, формируемыми по результатам проверки и т. п. [3, с. 26].

Как отмечает А. А. Ершов, аудит как вид финансового контроля проводится в форме проверки, которая по времени проведения является последующей [12, с. 133]. Ученый отмечает, что аудит как разновидность финансового контроля является одной из функций финансового управления хозяйствующими субъектами, способом обеспечения законности их деятельности. Обслуживая другие функции управления через предоставление им необходимых финансовых данных, аудит при этом не утрачивает своего самостоятельного значения.

Кроме того, следует согласится с мнением А. А. Ершова в том, что специфика аудиторского финансового контроля проявляется в том, что между аудитором и аудируемым лицом складываются как частноправовые, так и публично-правовые отношения, опосредуемые различными отраслями права [12, с. 133]. Похожей точки зрения также придерживается А. Н. Зевайкина, указывающая, что аудит сочетает частноправовые и публично-правовые начала и при регулировании данного вида деятельности используются как диспозитивный, так и императивный методы [10, с. 4].

В свою очередь, следует обратить внимание, что не все ученые относят аудит к финансовому контролю. Так некоторые авторы, опровергая отнесение аудита к финансовому контролю, зачастую проводят его отличие от ревизии [13, с. 1041–1042]. Как указывает И. В. Федоренко и Г. И. Золотарева при проведении аудита применяются приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, а при проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов могут быть использованы нормы и стандарты аудита [14, с. 43]. В данной связи стоит согласится с А. А. Ершовым, в том, что приводимые учеными доводы не являются аргументом, поскольку ревизия и аудиторская проверка — это разные формы финансового контроля, различающиеся по ряду критериев, в том числе цели проведения [12, с. 132].

Таким образом, аудиторский контроль является разновидностью финансового контроля и, как отмечают И. В. Федоренко и Г. И. Золотарева государственный финансовый контроль и аудит представляют две стороны одной медали, которые имеют общую задачу — способствование укреплению благосостояния Российской Федерации [14, с. 44]. Думается, что и аудиторский финансовый контроль, и государственный финансовый контроль направлены на одну общую цель поддержание финансовой дисциплины.

Понятие финансового контроля: проблема определения

Дата публикации: 06.06.2015 2015-06-06

Статья просмотрена: 3391 раз

Библиографическое описание:

Филимонова К. А. Понятие финансового контроля: проблема определения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1120-1122. — URL https://moluch.ru/archive/91/19827/ (дата обращения: 19.02.2020).

Читайте так же:  Налоги для ип упрощенка

В статье рассматриваются научные подходы к определению финансового контроля. На основании изложенных определений составлено авторское понятие финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственные и муниципальные органы, общественные организации, хозяйствующие субъекты, законность, финансовая деятельность.

На современном этапе становления российского общества проблема определения понятия «финансовый контроль» является весьма актуальной и требует незамедлительного принятия решения. Понятие финансового контроля не имеет единого значения и законодательного закрепления, что и порождает обширное количество точек зрения в российской науке по поводу его определения. Каждая из них является познавательной, обоснованной и достаточно интересной для рассмотрения и изучения.

Похожий подход к финансовому контролю у профессора Ю. А. Крохиной. Она рассматривает его по большей части как контроль, осуществляемый государственными и муниципальными органами. Финансовый контроль, по ее мнению, призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государственные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов [3, с. 129]. То есть Ю. А. Крохина связывает финансовый контроль в основном с деятельностью государственных и муниципальных органов, которая является частью осуществления финансовой политики государства. Таким образом, данное понятие финансового контроля является также достаточно узким, так как охватывает определенный круг субъектов.

Понятие финансового контроля, охватывающее более широкий круг субъектов, предлагает профессор Е. Ю. Грачева. Она дает следующее определение понятия «финансовый контроль» — это «регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач» [4, с. 35]. Е. Ю. Грачева считает, что финансовый контроль могут осуществлять не только государственные органы, но и муниципальные, а также общественные организации. Однако объектом финансового контроля, по ее мнению, является только проверка законности осуществления финансовой деятельности.

Вышеуказанное понятие финансового контроля немного уточняется и дополняется в учебном пособии по финансовому праву, написанном Е. Ю. Грачевой совместно с профессором Э. Д. Соколовой и доцентом М. Ф. Ивлиевой. Они дают такое определение финансового контроля: это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, хозяйствующих субъектов и иных лиц по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [5, с. 42]. Такое понятие финансового контроля расширяет предмет проверки, осуществляемой субъектами финансового контроля. В проверку включается не только соблюдение законности, но и непосредственное осуществление финансовой деятельности, например, финансовое планирование или использование денежных средств.

Хотелось бы обратить внимание на еще одно интересное и достаточно обширное определение понятия «финансовый контроль», данное доцентом А. Ю. Ильиным и доцентом М. А. Моисеенко. «Финансовый контроль можно определить как особую форму деятельности специально уполномоченных государственных органов и хозяйствующих субъектов, основанную на властных предписаниях правовых норм, направленную на проверку своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, осуществление принудительных изъятий в бюджетную систему, установление оснований для применения мер ответственности за нарушение финансового законодательства» [6, с. 17]. Такое определение данного понятия не включает в себя полный перечень субъектов, осуществляющих финансовый контроль. Но дает наиболее полное представление по поводу того, что включается в предмет проверки при осуществлении финансового контроля.

Таким образом, все научные определения понятия финансового контроля имеют свои положительные стороны. Некоторые из них включают достаточно узкий круг субъектов или объектов финансового контроля, а некоторые являются более широкими и включают в себя полный перечень всех возможных элементов.

На основании вышеизложенных понятий можно составить следующее определение финансового контроля: это урегулированная нормами права деятельность государственных и муниципальных органов, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и иных уполномоченных лиц, связанная с проверкой правильности, точности и своевременности формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью установления законности и эффективности осуществления финансово–экономической деятельности.

Так как понятие финансового контроля не имеет законодательного определения, это порождает разнообразие мнений и суждений по этому вопросу, что неизбежно приводит к появлению споров между российскими учеными. Но самое главное то, что возникают сложности при применении данного понятия на практике. Поэтому для более точного понимания и единообразного осуществления финансового контроля, все-таки необходимо выделить единое понятие финансового контроля и закрепить его в нормативном правовом акте на федеральном уровне. Это существенного облегчит применение данного понятия всеми субъектами, имеющими отношение к осуществлению финансового контроля, и повысит эффективность обеспечения финансовой деятельности в целом.

1. Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование / под ред. А. А. Ялбулганова. — М.: Библиотечка РГ, 2014. — 176 с.

2. Финансовое право: учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 1996. — 400 с.

3. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 720 с.

4. Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М.: Проспект, 2013. — 576 с.

5. Финансовое право в вопросах и ответах: учебное пособие / Е. Ю. Грачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2014. — 200 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Правовая доктрина финансового контроля / А. Ю. Ильин, М. А. Моисеенко // Финансовое право. — 2014. — № 4. — С. 14–23.

Источники

Грачева финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here