Инструкция при выездной налоговой проверке

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Инструкция при выездной налоговой проверке". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Как вести себя при выездной налоговой проверке.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Известный приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (ред. от 10.05.2012) “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.

Определил критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, данными критериями могут являться:

(п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

  1. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).
  2. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  3. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Нужно ли представлять документы, если проверка приостановлена

Выше мы рассказали о сроках представления документов, запрошенных в рамках налоговой проверки. А нужно ли соблюдать сроки представления документов, если они запрошены в период приостановления проверки или после ее окончания? Ответим на эти вопросы.

На период приостановления выездной проверки налоговый орган обязан (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • приостановить действия по истребованию у вас документов;
  • вернуть все истребованные у вас подлинники, за исключением документов, полученных в ходе выемки;
  • приостановить все связанные с проверкой действия на вашей территории (в помещении).

В то же время вы обязаны представить контролерам те документы, которые были запрошены до момента приостановления (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Обратите внимание, документы безопаснее представить в обычном порядке, в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Ведь чиновники считают, что течение срока на их представление на период приостановления проверки не приостанавливается (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Какие документы налоговики могут запросить в рамках выездной проверки, а какие нет

В ходе налоговых проверок инспекторы вправе запрашивать у вас документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Причем в рамках выездной проверки это могут быть любые документы, которые связаны с предметом проверки и проверяемым периодом. Из общей массы документов, которые мы привыкли передавать налоговикам во время проверки, в настоящее время исключены:

  • бумаги, которые уже были ранее представлены инспекторам;
  • документы, содержащие сведения, имеющиеся в распоряжении госорганов и в официальных госреестрах (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения о численности работников и т. д.).

Изучайте нюансы законодательства с помощью материалов нашего сайта:

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.
Читайте так же:  Текущий финансовый контроль это

Требования налоговых органов о предоставлении документов (пояснений информации).

Готовьтесь к тому, что документов будут запрашивать «тонны» и мы будем все ну или «почти все» предоставлять.

  • Предоставляйте сразу то что вы можете представить.
  • Если запрашивают такой объем, что его не реально представить в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования то,

ВАЖНО: в этот же день или следующий за днем получения требования, письменно уведомить налоговый орган о невозможности предоставления в указанные сроки документов с указанием причин, и о сроках в течение которых проверяемое лицо может предоставить истребуемые документы (п.3 ст.93 НК РФ).

Это еще важно и потому, что бы вас не привлекли к ответственности за несвоевременное представление документов по ст. 126 НК РФ.

  • Передавать обязательно с сопроводительным письмом и с перечнем (описью) передаваемых документов. Это позволит вам доказать, что именно вы представляли и в какие сроки. Это «железное» правило для любого объема документов, даже если это коробки передаваемых документов. Вам тогда не придется предоставлять запрашиваемые документы повторно.
  • Даже если Вы передаете документы электронно, опись не отменяются.
  • Налоговый орган может запрашивать документы, которые имеют очень отдаленное отношение к расчету налогов, например, копии трудовых книжек или табели учета рабочего времени и т.д.

В силу положений подпункта 11 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам. Так как запрашиваемые документы должны относится к проверяемому налогу в рамках проверки. Конечно, понятие связанности или не связанности того или иного, какие документы считать необходимыми для проведения контроля, является оценочным. И предоставлять или не представлять нужно решать исходя каждого конкретного случая индивидуально с учетом судебной практики.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Доступ проверяющих на территорию и в помещения налогоплательщика.

Исходя из положений ст.89 и 91 Налогового кодекса РФ, доступ должностных лиц на территорию и в помещение налогоплательщика осуществляется при проведении выездной налоговой проверки при предъявлении проверяющими служебных удостоверений и разрешения руководителя (заместителя) налогового органа о проведении налоговой проверки.

Прежде чем поставить подпись на решении об ознакомлении с ним, внимательно проверяйте:

  • Вас ли проверяют? Совпадает ли ваше полное наименование или сокращенное, ваш ли ИНН или ОГРН указан?
  • Те ли сотрудники проверяют (все ли сотрудники, явившиеся на проверку, указаны в решении)?
  • Период проверки и налоги, по которым вас будут проверять? И т.д.

Если есть не соответствия:

  1. Просим исправить решение. Навряд ли налоговый орган «обидится», так как речь идет о правомерности результатов проверки в целом.
  2. Обжаловать решение о проведении выездной проверки, либо при оспаривании результатов проверки приберечь этот факт в качестве аргумента неправомерности действий проверяющих и незаконности результатов проверки.

    В какой срок нужно представить документы

    О сроках представления документов налогоплательщику необходимо знать следующее (п. 3 ст. 93 НК РФ):

    • 10 дней отводится на представление документов, истребованных в ходе обычной налоговой проверки;
    • 20 дней – при налоговой проверке КГН (консолидированной группы налогоплательщиков);
    • 30 дней – при проверке иностранной компании, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

    Отсчет срока начинается с момента получения от налоговиков требования о представлении документов.

    Если налогоплательщик не может в указанные сроки представить документы, ему необходимо в течение 1 дня после получения требования письменно уведомить налоговиков о невозможности представления документов в установленные сроки и причине, по которой истребуемые документы не могут быть представлены, а также сообщить срок, в течение которого документы будут переданы контролерам.

    Читайте так же:  Подать декларацию на возврат подоходного налога

    Решение о продлении срока или об отказе в его продлении налоговики принимают в течение 2 дней после получения уведомления от налогоплательщика.

    При проведении налоговой проверки КГН продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

    Право ИФНС на выездную проверку

    Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

    Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

    Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

    Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

    Апелляционное обжалование решения налогового органа.

    Если вы не согласны с каким-либо решением ИФНС, вынесенным в отношении вашей организации (в т.ч. с решением по налоговой проверке), его следует сначала обжаловать в региональное управление ФНС (УФНС) и только потом – в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 1 Приложения N 1 к Приказу Минфина от 17.07.2014 N 61н).

    Сразу обжаловать решение ИФНС в суд, минуя УФНС, нельзя.

    В какой срок обжаловать решение

    Это зависит от того, о каком именно решении ИФНС идет речь.

    Решение по камеральной или выездной проверке.

    До вступления в силу решения, т.е. в течение месяца со дня его вручения представителю организации, на решение может быть подана апелляционная жалоба (п. 9 ст. 101 НК РФ).

    Дата вручения решения зависит от способа, которым оно вам передано.

    Способ передачи решения Когда решение считается врученным (п. 9 ст. 101 НК РФ, пп. 27, 28 п. 1, п. п. 11, 14 Порядка направления документов, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 N ММВ-7-2/[email protected])
    Представителю организации под расписку На дату получения решения, указанную представителем организации на экземпляре решения ИФНС
    По почте заказным письмом На наиболее раннюю из следующих дат:

    – или день фактического получения заказного письма с решением;

    – или 6-й рабочий день, считая со дня отправки заказного письма. Например, решение, направленное организации по почте 01.02.2016, считается полученным 09.02.2016

    В электронной форме по ТКС На дату принятия решения, указанную в квитанции о приеме. Ее вы должны направить в ИФНС в течение шести рабочих дней со дня отправки решения по ТКС. Например, если решение направлено вам по ТКС 02.02.2016, то квитанцию о приеме нужно отправить в ИФНС не позднее 10.02.2016

    Если вы подадите апелляционную жалобу, то вступление решения в силу будет отложено, а значит, ИФНС не сможет его исполнить (взыскать с вас доначисления) до принятия региональным УФНС решения по жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

    Если же вы не подали апелляционную жалобу в течение месяца с даты вручения решения, то по истечении этого срока оно вступит в силу. Например, решение, врученное организации 01.02.2016 и не обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу 02.03.2016.

    Обжаловать решение, вступившее в силу, можно в течение года со дня, когда оно вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).

    В статье использованы материалы: Право Ру, Автор Евгений Ефименко. Материалов Консультант плюс по налоговым рискам и Как обжаловать решение налогового органа (Издательство “Главная книга”, 2017) . Статья Праворуб: Тактика налогового спора –юрист Борисенко О.А.

    2017г. (с) Руководитель юридического бюро Араменко О.В.

    При перепечатке ссылка на автора и сайт первоисточник обязательна.

    Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

    СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

    Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

    Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

    Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected]) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

    — налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

    — есть поручение правоохранительного органа,

    — есть поручение вышестоящего налогового органа,

    — организация представляет «нулевые балансы»,

    — организация не представляет налоговую отчетность,

    — необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

    — налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

    — налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

    — налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

    Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

    Читайте так же:  Возмещение ндфл за квартиру документы

    Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

    Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

    Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

    В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

    Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

    При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

    Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

    Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

    По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

    • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
    • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

    Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

    Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

    Истребование документов при выездной проверке: что нужно знать о сроках

    Передача налоговикам документов по требованию в срок означает избавление налогоплательщика от штрафов. Что нужно знать о сроках в такой ситуации, узнайте из нашего материала.

    Проверка закончена – выполнять ли требование налоговиков по представлению документов и в какой срок

    Инспекция не вправе истребовать документы по окончании срока налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

    На неправомерность учета при принятии решения по проверке налоговыми органами документов, истребованных после истечения сроков, предусмотренных для проведения проверки и допмероприятий, указал Пленум ВАС РФ в п. 27 постановления № 57.

    При этом ФНС РФ уточнила, что инспекция вправе использовать доказательства, полученные после окончания налоговой проверки и до составления акта, если требование о представлении документов было направлено в пределах указанных сроков (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

    Поэтому если контролеры направили требование до окончания срока проверки, а срок исполнения требования выходит за эти рамки, его лучше исполнить. Иначе ответственности по ст. 126 НК РФ не избежать.

    Допрос свидетеля.

    Достаточно часто показания свидетеля «играют основную роль» в доказательствах налогового органа при привлечении проверяемого к ответственности.

    Допросить могут не только руководителей или главного бухгалтера, но и менеджеров, работников склада, цеха, водителей, любых сотрудников вашей организации.

    Что нужно знать при допросе:

    Если сотрудник предоставляет вам протокол допроса и вы уверены, что вы так не говорили, просите исправить данное предложение, абзац и т.д. Не подписывайте протокол пока не убедитесь, что они изложены в «вашей редакции». Не подписывайте раздел «с моих слов записано верно», зачеркните и напишите «с моих слов записано не верно»

    Читайте так же:  Декларация 3 ндфл долевое строительство

    Сотрудник заинтересован подписать протокол, по этому сложностей не должно возникнуть.

    Если сотрудник отказывается вносить изменения, то вы имеете право принести замечания на протокол. Лучше это сделать сразу.

    То же, самое применимо и к объяснениям, если вы не согласны с изложенным, то не подписывайте.

    Если все таки, сотрудник не исправляет ваши показания, то тогда сразу после всего текста перед вашей подписью дополняете: «Вышеуказанные объяснения записаны с моих слов не верно. Свои пояснения от числа излагаю в приложениях на 2 (двух листах) и прилагаю к данному протоколу» и далее «нудно» и «медленно» пишите все, что вы хотите сказать в двух экземплярах (что бы один оставить себе).

    • Могут задаваться провокационные вопросы «Являетесь ли Вы номинальным директором?», «Вы считаете себя добросовестным налогоплательщиком?». Такие провокации незаконны: они основаны на субъективной оценке проверяющего.
    • Не поддавайтесь на устрашение тапа угрозы «уголовного» преследования свидетеля. За не явку предусмотрена ответственность от 1000 до 3000 руб. (ст. 128 Налогового кодекса РФ).

    Итоги

    На представление документов в рамках налоговой проверки отводится 10 дней со дня получения требования (20 дней для консолидированной группы налогоплательщиков, 30 – для иностранной компании, подлежащей постановке на учет по п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

    Если в указанные сроки документы представить не получается, письменно уведомите об этом налоговиков. Сделать это нужно не позднее следующего дня после получения требования. Контролерам отводится 2 дня с момента получения от вас уведомления на то, чтобы принять решение о продлении сроков или отказать налогоплательщику в удлинении сроков представления документов.

    Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

    Руководитель коллегии адвокатов
    «Комиссаров и партнеры»

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

    Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

    Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

    При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

    Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

    Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

    Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

    Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

    Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

    Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

    Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

    Налоговый орган имеет право:

    • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
    • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
    • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
    • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
    • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
    • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
    • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
    • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
    • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
    • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
    • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

    Налоговый орган не имеет права:

    • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
    • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
    • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
    • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
    • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
    • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
    • производить выемку документов и предметов в ночное время;
    • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
    • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
    • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.
    Читайте так же:  Налоговый вычет как часто

    Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

    • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
    • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
    • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
    • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
    • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
    • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
    • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

    Последствия проверки

    По итогам проверки составляется акт.

    В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

    Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

    На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

    В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

    По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

    В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

    Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

    В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

    В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

    Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

    Какие мероприятия проводим до налоговой проверки?

    Как это не банально звучит, вести документацию в соответствии с законом о бухучете и требованиями других норм. Особое внимание уделяем документам, которыми вы будете подтверждать льготы, так как их будут проверять с особой тщательностью.

    Не ленитесь, проверяйте добросовестность контрагентов.

    Посмотрите его сайт и поищите в интернете любую информацию о нем. (Сделайте скриншот и сохраните его в его досье).

    Сохраните переписку с контрагентом в том числе электронную. Их коммерческие предложения, журналы пропусков в офис или на территорию и т.д.

    – зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ https://egrul.nalog.ru/ ;

    – платит ли налоги и сдает ли отчетность https://service.nalog.ru/zd.do ;

    – не заявлял ли директор о том, что не имеет к фирме отношения https://service.nalog.ru/svl.do .

    Воспользуйтесь другими официальными ресурсами и узнайте:

    – является ли фирма действующей http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/;

    – насколько часто она судится и по каким вопросам https://kad.arbitr.ru/;

    – есть ли у фирмы долги по исполнительным документам http://fssprus.ru/iss/ip/.

    Если сделка крупная и вам нужны официальные документы на контрагента – получите на него выписку из ЕГРЮЛ (Письма Минфина от 10.08.2017 N 03-12-13/51750, ФНС от 16.03.2017 N ГД-3-14/[email protected], от 07.04.2017 N ГД-3-14/2324):

    – бесплатную электронную – на сайте ФНС https://service.nalog.ru/vyp/, зарегистрировавшись на нем или войдя в личный кабинет;

    – бумажную – в любой ИФНС за 200 руб., а срочно – за 400 руб.


    Можете запросить у контрагента заверенные копии (Письмо ФНС от 11.02.2010 N 3-7-07/84):

    – устава, свидетельств о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;

    – решения о назначении руководителя, второй и третьей страниц его паспорта. Паспорт можно проверить на сайте МВД http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?s >

    – последней бухотчетности. Годовой отчет по запросу бесплатно выдадут в Росстате.

    Создайте досье на контрагента: распечатайте найденную информацию и сохраните в компьютере скриншоты интернет-страниц (Письма Минфина от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340, ФНС от 23.03.2017 N ЕД-5-9/[email protected]). Заведите на проверенного контрагента карточку.

    В налоговой и в суде не поверят на слово, а потребуют подтверждения, что вы проверяли контрагента.

    Возьмите за правило самим себя проверять. И если вы выявили «ошибки» подайте уточненную декларации, лучше все исправить до проверки, это позволит избежать штрафов

    Итоги

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

    Источники

    Инструкция при выездной налоговой проверке
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here