Инструменты государственного финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Инструменты государственного финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Тема 1. Теоретические основы государственного финансового контроля

Понятие и сущность государственного финансового контроля

Виды государственного финансового контроля

Органы государственного финансового контроля

1.1. Понятие и сущность государственного финансового контроля

Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств. Оно является главным заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации.

Инструментом финансового контроля государства в материально-финансовой сфере является организуемый им государственный финансовый контроль. С его помощью контролируется полнота выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (посредством налогового, таможенного, валютного контроля); проверяется соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; осуществляется контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств; анализируется финансовое состояние государственных организаций и организаций с государственным участием, эффективность использования ими государственных финансовых и материальных ресурсов; проводится бюджетно-финансовый контроль и др.

Обязанность государственного финансового контроля состоит в обеспечении органов государственной власти и общества всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

В современном законодательстве легитимное определение ГФК содержится в указе Президента РФ от 25.07.1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению ГФК в РФ», где указано государственный финансовый контроль – это контроль за:

исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

организацией денежного обращения;

использованием кредитных ресурсов;

состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

По мнению В.М. Родионовой, ГФК – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому и эффективному экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения, установленной государством в финансовой дисциплины.

Э. А. Вознесенский, выделяя объект и цель контроля, под финансовым контролем понимает «деятельность государственных и общественных органов, состоящую в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве» 1 .

По мнению Ю. А. Данилевского «финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций и неотъемлемой составной частью общего механизма управления экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включаются производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении» 2 . Так же он считает, что контроль осуществляется в целях обеспечения проводимой государством финансовой политики и реализуется через систему организационных, административных, правоохранительных и других мер, соответствующих современным условиям и перспективе развития российской экономики и государства 3 .

Н. И. Химичева считает, что «финансовый контроль – это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов». При этом «значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности».

А. Н. Козырин определяет финансовый контроль как «осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности» 4 .

По мнению Е. Ю. Грачевой «финансовый контроль необходимо рассматривать в двух аспектах: а) как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; б) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Оба аспекта взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами его осуществления. Если в первом случае преобладают правовая и «количественная» характеристики, то во втором упор делается на аналитическую сторону финансового контроля».

По мнению Н.Д. Бровкина, государственный финансовый контроль – функция государства, представляющая собой систему прав, обязанностей и действий государственных органов по проверке в установленных законом пределах финансовой и связанной с ней хозяйственной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, законно установленных норм финансового права и (или) оценки совершенных ими операций на предмет соблюдения финансовых интересов государства.

В модельном законе «О государственном финансовом контроле» предлагается следующее определение:

Государственный финансовый контроль – это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов

Синтезируя данные определения, можно вывести следующие обязательные признаки ГФК:

Рассмотрим каждые из них.

С.В. Степашин в работе «Государственный финансовый контроль» определяет объект государственного финансового контроля как отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу производства и распределения национального дохода и его эффективного использования.

Читайте так же:  Переходящий остаток имущественный вычет

Следовательно, объектом финансового контроля является деятельность контролируемого субъекта, течение и (или) последствия осуществления которой имеют денежную оценку.

В большинстве случаев существует контролируемый субъект и объект контроля. Но в некоторых случаях существует либо только контролируемый субъект, либо только объект контроля. Например, организация зарегистрирована, но деятельности нее осуществляет. В отношении нее может быть назначена налоговая проверка, но объект финансового контроля отсутствует.

В другом случае может существовать процесс, сопровождаемый движением материальных и денежных ресурсов, а контролируемый субъект отсутствует. Например, обнаружено подпольное производство: оборудование, сырье, готовая продукция, наличные деньги. Однако никаких документов, позволяющих установить организацию, или лиц, которым принадлежит это имущество, нет.

Некоторые специалисты приводят более детализированный печень объектов. Например, по мнению А.В. Нестерова, к объектам проверки относятся:

— хозяйственная или иная деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которая может быть изучена путем осмотра территорий и помещений, учета продукции, проверки системы учета и отчетности, назначения или проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности;

— процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

— документы и сведения;

— субъекты, например, физическое или должностное лицо может быть подвергнуто личному досмотру или устному опросу;

— предметы, например, продукция, отходы, пробы природной окружающей среды могут быть подвергнуты досмотру и исследованию;

— др. объекты, предусмотренные законом.

Например, таможенный контроль подразумевает контроль следующих объектов: документов и сведений, необходимых для таможенных целей; субъектов путем личного досмотра и опроса; товаров и транспортных средств путем досмотра, учета; системы учета и отчетности путем проверки; территорий и помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность путем осмотра, а также в других формах, предусмотренных законодательством России.

С.П. Опенышев и В.А. Жуков считают, что целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

Другие авторы считают, что целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

Таким образом, подытоживая вышеперечисленные точки зрения, можно предложить следующее определение государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль – это функция государства, представляющая собой систему правовых обязанностей и действий государственных органов по проверке в установленных законом пределах финансовой и связанной с ней хозяйственной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц законом установленных норм финансового права и (или) оценки совершенных ими операций на предмет соблюдения финансовых интересов государства.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Ревизия как инструмент финансового контроля в бюджетных учреждениях

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2014, N 1

Реформирование бюджетного процесса затронуло многие области деятельности и сферы управления государственного сектора. Исключением не стал и финансовый контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств [1].

Как известно, финансовым контролем является проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Если с этой позиции рассматривать государственный финансовый контроль, то различные авторы трактуют его как финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и граждан [4].

С позиции бюджетного права государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации.

В отечественной практике существуют такие виды финансового контроля, как:

  • внешний и внутренний;
  • предварительный и последующий.

Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства.

Предварительный контроль проводится в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Методами осуществления финансового контроля являются:

  • проверка;
  • ревизия;
  • обследование;
  • санкционирование операций.

Из представленного спектра методов ревизия является основным контролирующим инструментом и представляет наибольший интерес, в связи с чем остановимся на рассмотрении понятийного аппарата и порядка ее проведения.

Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с административным регламентом цель ревизии заключается в определении правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности [5].

Читайте так же:  Задолженность по земельному налогу физических лиц

Проведение ревизионной проверки включает в себя комплекс задач, которые сводятся к изучению контрольных действий по элементам:

  • соответствие деятельности учреждения учредительным документам;
  • обоснование (расчеты) плановых сметных показателей;
  • исполнение бюджетных смет;
  • использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров (работ, услуг) для государственных нужд;
  • использование средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
  • использование средств государственных внебюджетных фондов;
  • поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • использование федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
  • устранение нарушений, выявленных предыдущей ревизией и т.д.

Государственная функция по проведению ревизии возложена на Росфиннадзор. Такие проверки, как правило, осуществляются в соответствии с планом, в котором указывается обязательный для исполнения перечень ревизий с указанием проверяемых учреждений (объектов контроля), сроков проведения и ответственных исполнителей [5]. Внеплановые проверки также имеют место в случае обращений правоохранительных органов, постоянных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов.

Как показывает практика, о проведении ревизионной проверки Росфиннадзор сообщает подконтрольному учреждению за несколько дней, тем самым уточняя некоторые организационные моменты.

При проведении проверки руководитель ревизионной группы обязан:

  • предъявить руководителю учреждения удостоверение на проведение ревизии;
  • ознакомить его с программой проверки;
  • представить участников ревизионной группы;
  • решить организационно-технические вопросы проведения ревизии.

В случае работы с документами, содержащими сведения о государственной тайне, участники ревизионной группы, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы ревизии, предъявляют следующие документы:

  • документы, удостоверяющие их личность;
  • справки о допуске;
  • предписания на выполнение соответствующих заданий.

В соответствии с темой ревизии и ее программой руководитель ревизионной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в конкретный период. Контрольные действия направлены на документальное изучение финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов проверяемого экономического субъекта, а также проведение анализа и оценки полученной информации [5].

Основными методами контрольных действий по фактическому изучению являются:

  • осмотр;
  • инвентаризация;
  • наблюдение;
  • пересчет;
  • экспертиза;
  • контрольные замеры и т.п.

Состояние системы внутреннего контроля в проверяемом учреждении определяется наличием и состоянием текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг.

Проведение ревизионной проверки может осуществляться сплошным и выборочным методами. Сплошной способ применяется для всех операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также для расчетных операций за проверяемый период при проведении ревизии. Кроме этого, такой способ применим к тем операциям, которые имеют отношение к моментам, представленным в программе проверки. Право принятия решения о целесообразности применения тех или иных действий остается за руководителем ревизионной группы.

Со стороны проверяемого экономического субъекта должны быть соблюдены действия, обеспечивающие своевременное и объективное проведение проверки. В свою очередь ревизоры не должны мешать привычному функционированию подконтрольного учреждения и обязаны обеспечить сохранность проверяемых документов.

При осуществлении ревизии нередко проводятся встречные проверки по отношению к коммерческим организациям. Такой контроль устанавливает руководитель Росфиннадзора.

Встречная проверка должна строго соответствовать установленным требованиям и проводиться только в рамках сличения записей, документов и данных, имеющихся в одной организации, с соответствующими записями, документами и данными, имеющимися в другой организации.

В случаях неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в учреждении либо в случаях, установленных законодательством, ревизия может быть приостановлена.

Согласно действующей практике наиболее распространенными ошибками, выявленными в ходе проверок, являются следующие:

  • ошибки при оформлении кассовых операций (неиспользование счета 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», отсутствие кассовой книги на бумажном носителе);
  • ошибки при расчетах с подотчетными лицами (выдача денег под отчет при ситуации неполного расчета по предыдущему авансу, отсутствие положения о выдаче наличных денег под отчет, непредоставление подотчетному лицу расписки о приеме авансового отчета, скрытое кредитование работников через предоставление подотчетных сумм и др.).
Видео (кликните для воспроизведения).

Данные нарушения свидетельствуют о том, что работники бухгалтерии учреждения не информированы должным образом о нормах и правилах бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора.

Результаты ревизии отражаются в акте, который состоит из трех частей:

По усмотрению руководства акт может составляться в двух или трех экземплярах. Каждый экземпляр подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем учреждения.

Сроки ознакомления с актами ревизии и встречной проверки устанавливаются по согласованию руководителей ревизионной комиссии и проверяемого экономического субъекта, при этом они не должны превышать пяти рабочих дней с момента вручения документов руководителю учреждения.

Если у последнего возникли возражения по содержанию актов, то об этом делается соответствующая отметка, которая проставляется перед подписью. В этом случае руководству ревизионной группы представляется не только подписанный акт, но и письменное возражение, которое рассматривается в течение 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения возражения составляется письменное заключение (два экземпляра), утвержденное руководителем Росфиннадзора. Один экземпляр заключения направляется учреждению, второй экземпляр приобщается к материалам ревизии и встречной проверки.

Читайте так же:  Повышающий коэффициент на земельный налог

Согласно ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет [3].

В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами уполномоченными должностными лицами Росфиннадзора (территориальных органов) составляются протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. ст. 28.1 — 28.9 КоАП РФ, и рассматриваются дела об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. ст. 29.1 — 29.13 КоАП РФ.

Не стоит забывать, что ревизия государственного сектора направлена не только на выявление нецелевого использования бюджетных средств, но и на установление эффективного и экономного их расходования. В этой связи актуальность внедрения аудита эффективности бюджетных расходов в плане развития реформ государственного управления не вызывает сомнений.

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Заявление о выдаче справки на возврат госпошлины

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Профессиональная переподготовка по программе «Государственный финансовый контроль»

Руководители государственных органов Российской Федерации должны владеть инструментами государственного финансового контроля, которые включают в себя знание и соблюдение всех законодательных актов и нормативов в ходе осуществления практического руководства. Государственные чиновники различных уровней должны знать и соблюдать действующие стандарты и правила использования государственного бюджета, понимать механизм движения финансов, проводить контроль за расходованием государственных денежных средств.

Знание финансового контроля требуется каждому руководителю для понимания и осуществления стоимостного контроля, который действует во всех сферах общественного производства. С его помощью должна проводиться оценка движения денежных средств, в том числе и эффективность конечного результата по их использованию. С помощью финансового контроля обеспечивается соблюдение интересов государства и других субъектов экономического процесса.

Для овладения инструментами такого контроля руководители разного уровня, сотрудники контрольно-ревизионных организаций, государственных органов и местного самоуправления, главные бухгалтеры и сотрудники государственных органов и муниципалитетов должны пройти курс финансового контроля.

Программа профессиональной переподготовки по программе «Государственный финансовый контроль»

Программа курса включает в себя изучение самого финансового контроля, его классификацию, изучение специфических черт и элементов. На курсах изучают также проблемы и дискуссионные вопросы, существующие в сфере финансового контроля сегодня и тенденции его развития.

Кроме теоретических базовых знаний на занятиях также рассматриваются практические вопросы, связанные с изучением предварительного, текущего и последующего финансового контроля. Курсанты также будут изучать направления основных трендов и стандартов, осваивать практические приемы и инструменты финансового контроля, включающие в себя расчетно-аналитические и документальные методики. Только комплексное освоение теоретической и практической части позволит курсантам хорошо изучить государственный финансовый контроль, диплом по которому является важной частью профессиональной пригодности работника государственных и муниципальных органов.

В учебный курс входит освоение информационной базы финансового контроля в полном объеме, обучение всем способам финансового контроля, которые позволяют проводить:

Читайте так же:  Критерии упрощенной системы налогообложения

  • контроль,
  • обследование,
  • аудит,
  • ревизии.

Отдельно выделены темы аудиторского контроля и правовые основы государственного финансового контроля, на которых будут изучаться этапы административной реформы, конституционные статьи, регламентирующие проведение финансового государственного контроля, а также все законодательные и нормативные акты, но основе которых осуществляется такой контроль. Будут изучены международные институты финансового контроля, а также сфера ответственности, предусмотренная за финансовые нарушения.

На занятиях будут рассказывать и обучать тому, как проводится финансовый контроль, обучение подразумевает индивидуальный подход и получение системы знаний по государственному финансовому контролю в полном объеме.

Студенты научаться проводить планирование контрольных мероприятий и внедрять их на практике, составлять отчеты по итогам проверки, правильно проводить ревизию денежных и иных средств. В рамках обучающего курса по основам финансового контроля даются знания по проверке и контролю составлений и использования бюджетов государственных организаций, аудиту эффективности самого контроля, обучают налоговой форме финансового контроля. В ходе обучения также будут пройдены темы, связанные с контролем за государственной казной и формами противодействия преступным доходам.

Дистанционное обучение на курсах в МАСПК

Программа «Государственный финансовый контроль» адаптирована для дистанционного обучения, что позволяет совмещать обучение с основной деятельности и учиться в удобное время. Такой формат курсов дополнительного образования повышает и качество обучения, и доступность учебных материалов для самого широкого круга слушателей. МАСПК предлагает комфортные условия:

  • прием на курсы без экзаменов;
  • учиться можно, имея диплом об оконченном высшем или средне-специальном образовании;
  • персональное сопровождение на всех этапах обучения;
  • продолжительность программ — от 250 до 520 часов на выбор;
  • итоговый документ — диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Узнать подробную информацию и записаться на курсы вы можете по телефону 8-499-271-57-64 или через форму заявки.

Инструменты государственного финансового контроля

Библиографическая ссылка на статью:
Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5502 (дата обращения: 07.02.2019).

Контроль – функциональный элемент управления государственными и муниципальными финансами. Государственный финансовый контроль является инструментом финансовой политики и направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля (см. Табл.1).

Таблица 1 – Определение государственного финансового контроля

Понятие «государственный финансовый контроль»

Бабич А.М., Павлова Л.Н.

совершение контрольной деятельности за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов[1]

система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений[2]

установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц) по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов[3]

как подотрасль финансового права[4]

совокупность мероприятий по проверке полноты и своевременности формирования и использования бюджета на уровне как Федерации, так и субъектов Федерации, а также международных финансовых обязательств, организации денежного обращения и рынка ценных бумаг, состояния государственного долга, эффективности использования государственных ресурсов всех видов[5]

деятельность контрольных органов по проверке законности, целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов[6]

межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в целях объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности финансовых операций и выявления резервов роста государственного бюджета[7]

осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, экономической эффективности деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности[8]

Анализируя мнения разных авторов, можно сделать следующие выводы: государственный контроль – это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства; контроль осуществляется с помощью специфических приемов и методов; целью контроля является проверка законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств.

В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов Федерации) и внешний (осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами исполнительной власти субъектов Федерации, которые имеют контрольные полномочия).

  • бюджетный контроль – контроль за соблюдением бюджетного законодательства, законности на всех стадиях бюджетного процесса, законности при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, законности при обслуживании и управлении государственным долгом;
  • налоговый контроль – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за соблюдением законности при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет.

В БК РФ установлены виды проведения финансового контроля, который отличаются друг от друга целью и периодом осуществления. (Табл.2)

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 2 – Предварительный и последующий финансовый контроль

Источники

Инструменты государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here