История финансового контроля в россии

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "История финансового контроля в россии". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Зарождение финансового контроля

Тема 2. История развития аудита

Что еще почитать: Ник Никольская Ю. П.. Глава 1. История становления и развития аудита. http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook086/01/index.html?part-002.htm

2.1. Зарождение финансового контроля. 1

2.2. Финансовый контроль в странах Древнего мира. 2

2.3. Финансовый контроль в Средние века. 4

2.4. Финансовый контроль 17-19 веков. 6

2.5. Финансовый контроль ХХ века. 10

Зарождение финансового контроля

Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что история контроля за ресурсами начинается с момента возникновения системы владения, то есть возникновения субъекта и объекта владения. Так, в животном мире существует контроль за неприкосновенностью территории и добычей, который, скорее всего, существовал и в первобытнообщинном обществе.

Финансовый контроль, как специальная область или направление контроля, выделяется из контроля за ресурсами в период возникновения самих финансов, как специального объекта контроля. В. М. Родионова и В. И. Шлейников[1] отмечают, что «финансовый контроль возник… одновременно с зарождением финансов, то есть практически с возникновением разделением труда, товарообмена и денежных отношений».

Исторически существует контроль за личными финансами и общественными (государственными). На более позднем этапе появляется контроль за финансами организаций, который по сути сводится либо к контролю за личными финансами (вклады акционеров – физических лиц), либо к контролю за государственными финансами (вклады, принадлежащие государству). Эти две системы –контроль за частными и контроль за государственными финансами — возникли с возникновением денежных отношений и существуют по настоящее время.

Внутри каждой из этих систем существует внутренний контроль. Например, первобытная община имела систему контроля распределения ресурсов внутри членов общины, эта система — внутренняя. С выделением семьи внутренняя организация контроля была сохранена. Однако, контроль за частными финансами характеризуется отсутствием специального контрольного органа, в этом случае функции контроля выполняет субъект, основные функции которого не являются контрольными (примером является система контроля за бюджетом семьи). С появлением рабовладельческих, частных хозяйств внутренняя система контроля сохранялась, так как контроль является обязательным инструментом эффективного управления. Однако, в этой системе уже появлялись специальные лица, наделенные либо только функциями контроля, либо совмещающие контрольные функции с другими.

В силу специфики построения государства, первоначально функции финансового контроля осуществляли должностные лица, основные функции которых не являлись контрольными, но по мере развития государства, наряду с сохранением контрольных функций должностных лиц, появляются и специальные органы государственного финансового контроля.

В системе государственных финансов исторически первоначально выделились два направления контроля:

контроль за уплатой налогов, формирующих доходную часть бюджета (казны);

контроль за расходами бюджета.

Эти два объекта имели специфику проверки, поэтому и контрольные органы к каждому объекту создавались свои. При этом формирование доходной части бюджета имело приоритетное значение, поэтому контрольные органы по этому направлению появились раньше. Впоследствии из налоговой системы выделилась как самостоятельная таможенная служба.

В этой части исторически возник внешний контроль: контроль государства за частными хозяйствами по поводу правильности уплаты налогов (сборов, дани и т.д.). Эта система контроля сохраняется до настоящего времени.

Контроль за расходами бюджета формировался сначала фрагментарно, только в части контроля за действиями чиновников, при этом расходы высших должностных лиц (короля, правителя) контролю не подвергались. Некоторым прообразом возникшего позднее парламентского контроля (а в некоторых странах и общественного контроля) за бюджетом страны являлся контроль народного собрания республик древнего мира.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 890 | Нарушение авторских прав

История финансового контроля России

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов — Русской Правде (11 в.). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего должностного лица — князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12–14в.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

В правление Ивана III для управления государством были созданы Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 в. на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения — «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Первый орган государственного финансового контроля России — Большая Казна — действовал с конца 15 в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям ее деятельность не принесла заметных результатов. . для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь . Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанностью было «усмотерть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям . Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что несомненно давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля — В. А. Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Читайте так же:  Земельный налог для ветеранов труда

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом . роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля — Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их защита.

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 года был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные органы . В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101–103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995 г. был принят федеральный закон «О Счетной палате РФ» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.

Начиная . в соответствии с Бюджетным кодексом РФ органы были образованы почти во всех субъектах РФ.

История финансового контроля

Предпосылки зарождения финансового контроля в России берут свое начало в XI веке. Тогда в «Русской Правде» — первом известном сборнике норм права (своде законов), дошедшем до нашего времени, было закреплено ключевое право – привилегия князя как высшего должностного лица на осуществление денежного контроля.

Финансовые вопросы в той или иной степени решались как в Боярской Думе на Совете князя, так и на народном вече. Позднее функции финансового контроля были возложены на даньщиков, собиравших не только прямые налоги, которые выплачивали лишь некоторые крестьяне и ремесленники, но и отдельные торговые и заставные пошлины.

В период раздробленности и отсутствия государственного суверенитета практическая реализация функций финансового контроля осуществлялась через Золотую Орду, которая взимала с завоеванных земель военную контрибуцию – десятину.

С началом централизации России после распада Золотой Орды встала задача обновления финансового законодательства и создания новых государственных учреждений, приспособленных к изменяющимся условиям. В этом значительную роль сыграло Соборное Уложение 1649 года, в котором были выделены финансовые преступления, а также общерусский «Судебник Ивана III» 1497 года. Реализация положений Судебника привела к формированию государственных учреждений как системы Приказов – прообразов министерств, каждый из которых в той или иной степени разрешал финансовые вопросы.

Царь Иван III для более эффективной работы системы управления создал орган государственного финансового контроля – Большую Казну, предназначение которой как государственного ведомства состояло в хранении драгоценностей и эмиссии денег.

В целях совершенствования финансового управления 10 марта 1656 года были созданы самостоятельные звенья управления – отраслевые Приказы Большого прихода и Приказ счетных дел, который и стал первым в стране государственным контрольным финансовым инструментом. Учреждение постоянных приказов положило начало развитию государственного финансового контроля уже на новых принципах, что на том этапе во многом упорядочило учет казенных средств.

Губернская реформа 1708 года, сломав этот приказной стиль управления, в определенной степени децентрализовала финансовое управление и контроль, когда ряд полномочий были переданы в ведение губернаторов, которым было поручено изыскивать денежные средства.

Функции высшего финансового контроля были возложены на Правительствующий Сенат, учрежденный Петром I 22 февраля 1711 года. Непрерывный же контроль царь возложил на фискалитет, который был учрежден в марте этого же года как особый орган сенатского управления наряду с Сенатом.

Организационно фискальная служба представляла трехуровневую вертикаль. Глава службы – обер-фискал – находился в подчинении у Правительствующего Сената. В крупных губернских городах работали провинциальные службы, в провинциях – нижестоящие городовые фискалы.

Деятельность фискальных органов материально стимулировалась. Они получали половину штрафов от взыскиваемых по суду, а повышение качества работы подкреплялось кадровой всесословностью, что было в то время невероятной редкостью. Тем самым петровская фискальная служба имела некоторое сходство с современными налоговыми органами и органами общего надзора за соблюдением законности.

До определенного периода деятельность фискального ведомства оправдывала себя. Однако в 1722 году, когда была образована прокуратура, фискалы влились в новое ведомство, а в мае 1830 года фискальная канцелярия была распущена.

Дальнейшие структурные изменения, продиктованные, в том числе, неупорядоченностью бюджета, привели к введению системы коллегий, которая была выбрана Петром I по образцу шведской модели как четкой и единообразной. Три из сформированных коллегий носили финансово-экономическую направленность. Ревизион-коллегия занималась контролем над расходами путем инспекции всех счетов, а также в судопроизводстве в отношении лиц, уличенных в злоупотреблениях при сборе доходов и использовании расходов. Камер-коллегия занималась сбором доходов. А Штатс-контор-коллегия заведовала государственными расходами.

Позднее статусное значение Ревизион-коллегии было повышено. Она вошла в состав Сената в виде Ревизион-конторы. Инструкция о правах и обязанностях Ревизион-конторы, которая состояла из десяти статей, открыла новую схему финансового контроля, став первым опытом проведения ревизий.

Впоследствии при Анне Иоановне Ревизион-конторе было дано право взыскивать недоимки, налагать крупные штрафы, вызывать для объяснений членов нижестоящих коллегий. В целом, законодательство Анны Иоановны продолжало осуществлять идеи Петра I. В период ее правления была начата административная реформа, которая заложила основы формирования системы финансового контроля на уровне территорий.

Следующей важной вехой в формировании системы финансового контроля Российской Империи следует считать принятые 22 мая 1862 года Высочайше утвержденные правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений. Этот документ собрал воедино все операции финансового контроля и кодифицировал правила ведения финансового учета в Российской Империи.

Читайте так же:  Административный кодекс уклонение от уплаты налогов

31 декабря 1863 года было Высочайше утверждено Положение о временной ревизионной комиссии. В его развитие 3 января 1866 года было введено в действие Высочайше утвержденное Временное положение о местных контрольных учреждениях. Были образованы контрольные палаты во всех губерниях и областях империи (за исключением Закавказского края). Они подчинялись напрямую Государственному контролеру и на них не могли оказывать влияние местные губернские власти. В обязанности контрольных палат входило наблюдение за правильностью движения и сохранностью денежных и материальных капиталов; составление особых соображений о выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства; осуществление ревизий и местного контроля за действиями управлений, распоряжающихся кредитами и сбором государственных доходов, действиями касс, исполняющих распоряжения управлений.

В состав контрольных палат входили: управляющий, помощник управляющего, старшие и младшие ревизоры, их помощники, секретарь. Отчеты контрольных палат направлялись в Совет государственного контроля для рассмотрения и утверждения.

Введенная в период 1862-1866 годов система финансового контроля в определенной степени отвечала современным требованиям прозрачности и гласности, что обеспечивало институциональную устойчивость системе государственного управления, что сказалось, в том числе, на экономическом развитии страны.

В 1892 г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля — Государственный контроль стал самостоятельным государственным ведомством.

Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела.

В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий всех союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993 году Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст. 101–103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995 г. был принят федеральный закон «О Счетной палате РФ» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.

Первое заседание Коллегии Счетной палаты Российской Федерации состоялось 18апреля 1995 года.

Начиная с 1995 г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы во всех субъектах РФ.

7 февраля 2011 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который установил базовые основы их работы и полномочия. Согласно закону контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Одним из направлений деятельности контрольно-счетных органов, закрепленных Федеральным законом, является право вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации. Данное право реализовано путем создания Союза муниципальных контрольно-счетных органов (Союз МКСО).

Видео (кликните для воспроизведения).

Союз МКСО создан решением первой Всероссийской конференции, которая состоялась 13 мая 2002 года в городе Светлогорске Калининградской области. В Декларации, принятой конференцией, провозглашено, что Союз МКСО имеет целью объединение усилий муниципальных контрольно-счетных органов на решении задач социально-экономического развития муниципальных образований, повышении эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами муниципальных образований.

Деятельность Союза МКСО направлена на решение задач по развитию единой системы внешнего муниципального финансового контроля и ее совершенствованию в условиях реформирования бюджетного процесса, на реализацию положений, содержащихся в бюджетном Послании Президента Российской Федерации, выполнение решений, принятых Общим Собранием членов Союза МКСО.

Приоритетным в деятельности Союза МКСО является помощь муниципальным контрольно-счетным органам в формировании и актуализации единой методической базы внешнего финансового контроля и реализации положений Федерального закона от 07.02.2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

На 01.01.2016 г. в Союз МКСО входило 312 членов.

На ежегодных Собраниях определяются приоритетные направления деятельности Союза МКСО, подводятся итоги работы, проделанной Союзом МКСО, вскрываются недостатки и формулируются задачи по совершенствованию муниципального финансового контроля. Перед участниками ежегодных Собраний с тематическими докладами, как правило, выступает Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Подоходный налог маленький ребенок

Материалы проведенных Союзом МКСО мероприятий регулярно публикуются в журнале «Вестник АКСОР», издаются отдельными брошюрами и размещаются в разделе Союз МКСО портала Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Союз МКСО принимает активное участие в подготовке предложений, направленных на формирование и развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, совершенствование законодательства в сфере бюджетного процесса и бюджетного устройства, муниципального финансового контроля.

Опыт работы контрольно-счетных органов в регионах и муниципалитетах, который обобщается Союзом МКСО, показывает, что их роль с каждым годом увеличивается.

В 21 веке, по-прежнему, главными в развитии финансового контроля в России остаются принципы, заложенные историей государства – беречь общественной богатство, действуя по правде на основе объективности, независимости и гласности.

История финансового контроля в России

Понятие финансового контроля

Финансовый контроль – это последовательность мероприятий, проводимых специализированными органами надзора с целью выявления рациональности методов накопления, распределения и применения финансов экономических агентов и их соответствия закону.

Экономические и финансовые системы находятся во взаимодействии друг с другом. Они оказывают прямое влияние на функционирование. Отслеживание эффективности работы финансов позволяет регулировать экономическое положение хозяйственных систем различного уровня организации. Контроль финансов действует в двух направлениях:

  1. Обеспечение соблюдения финансовой дисциплины всеми участниками финансового рынка.
  2. Защита интересов каждого субъекта, вступившего в финансовые отношения.

Применение методов финансового контроля позволяет оптимизировать поступление финансов в бюджет, а также соответствие его расходов заранее запланированным статьям. Контроль в сфере налогово-бюджетного финансирования производится силами государственных надзорных органов. Ключевые организации финансовой системы подвергаются обязательным ежегодным проверкам. Государство уделяет особое внимание ценообразованию, которое находится в сфере его регулирования.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что проверки могут быть инициированы экономическими субъектами. Чаще всего они применяются предприятиями реального сектора с целью выявления нарушений, мошенничества, слабых мест в работе своей хозяйственной системы. Финансовый контроль на предприятиях направлен на исследование финансовых документов, а также данных бухгалтерского и управленческого учета.

Для получения независимого экспертного мнения о работе финансовой системы предприятия его руководство может пользоваться услугами сторонних аудиторских компаний, либо отдельных лиц, осуществляющих услуги аудита. Таким образом, предприятие может повысить доверие будущих и текущих партнеров, увеличить свою инвестиционную привлекательность.

История финансового контроля в царской России

Первые законы, регламентирующие осуществление финансового контроля на Руси, были приняты еще в 11 веке. Они давали право князю право на денежный контроль. Разработка законодательного свода главной целью ставила справедливое распределение и управление финансами между знатью и простым народом. При Владимире Мономахе «Русская правда» была доработана, и приобрела более упорядоченный вид. Новгородская республика отдала право управления финансами и осуществления контроля в руки Веча.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Далее финансовый контроль перешел к созданным специально для управления и распределения денег Приказам. Казна стала основой средневекового бюджета государства, в ней хранились деньги и драгоценности. Она получила общегосударственный статус. Система налогообложения была введена при Иване Грозном.

В семнадцатом веке законы в области регулирования финансов приобрели более четкую форму. В них указывались меры ответственности за нарушение финансовой дисциплины, злоупотребления, а также действия, направленные против установления государственной монополии. При Петре I система финансов и контроля снова изменилась. Сам Император и Канцелярия занимались утверждением крупных расходов, а также отслеживали правомерность расходования средств казны. Сенат занимался распределением и контролем над целесообразностью использования выделенных денежных средств.

Вплоть до 19 века особых изменений в системе контроля финансов не происходило. Менялись названия ответственных надзорных органов. В 19 веке финансовый контроль обрел независимость от центральной власти. Было создано Управление, имеющее широкие полномочия при проведении финансовых ревизий. Новый подход к ведению финансового контроля требовал пересмотра организации государственной отчетности. Была изменена сама структура контроля в сторону выявления рациональности, законности использования финансов, от простой проверки контрольных цифр.

Финансовый контроль в СССР и в современной России

При установлении советской власти происходила реорганизация всех органов аппарата управления. Любые их действия осуществлялись под контролем коммунистической партии СССР. Главным надзорным органом в сфере финансов России стало Министерство финансов РФ. Сама партийная система надзора предполагала комплексный подход. Контроль осуществлялся со стороны:

Слабой стороной советской системы надзора была ориентированность на выявление нарушений и растрат, но не для поиска оптимальных решений преодоления слабых мест в работе системы. Развал СССР требовал пересмотра методов финансового контроля, однако, принятый в 1993 году закон не внес существенных изменений. Лишь в 1995 году была создан принципиально новый орган финансового контроля в России. Счетная палата РФ была наделена особыми полномочиями в части проведения независимого финансового контроля, регламентированные федеральным законодательством и Конституцией.

Этот орган государственной власти выполняет поручения Федерального собрания, а также выполняет контрольную функцию при утверждении и исполнении бюджета. Она имеет организационную, функциональную и финансовую независимость. Действует в качестве юридического лица, а ее аудиторы имеют статус министров федерального уровня. Формально Счетная палата не относится к судебной, исполнительной и законодательной власти в России.

В ее полномочия входит осуществление оперативного контроля по статьям исполнения бюджета, мониторинг состояния внешнего и внутреннего долга РФ. Так же Счетная палата отслеживает применение кредитных средств, целевое использование денег внебюджетных фондов. Она имеет право проводить проверки, ревизии, экспертизу и давать заключения. К ее обязанностям относят контроль банковской системы, в том числе работы Банка России.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов — Русской Правде (XI в.). Именно в этом документе закреплялось право высшего должностного лица – князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (XII в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (XII — XIV вв.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений – Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну – общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины XVI в. на Руси не существовало единой системы налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения – «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Читайте так же:  Закрыть ип не сдав отчетность

Первый орган государственного финансового контроля России – Большая Казна — действовал с конца XV в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В XVIII веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие.

Лишь в XIX веке при реформах М.М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанностей было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности.

Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям. Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля – В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу XIX века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

В 1892 г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля — Государственный контроль (Госконтроль) был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале XX века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 года был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В статьях 101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в статье 101 Конституции указано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995 г. был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля, независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Таким образом, с 1995 г. в соответствии с законодательством контрольно-счетные органы были образованы во всех субъектах Российской Федерации.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

магистрант, кафедра финансы и кредит ВСГУТУ,

канд. экон. наук, доцент ВСГУТУ,

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

Krasikova Anastasya Andreevna

Undergraduate, Department of «Finance and Credit» East-Siberian state University of technology and management,

Kuklina Sayana Kimovna

PhD in Economics, Associate Professor East-Siberian state University of technology and management,

Аннотация. Сегодня механизмы финансового контроля направлены прежде всего на выявление резервов для эффективного использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы. Данная статья посвящена анализу развития и роли механизма государственного финансового и бюджетного контроля в современных условиях. За последние десятилетия механизм финансового контроля в Российской Федерации претерпел ряд существенных институциональных изменений.

Abstract. Today, financial control mechanisms are aimed primarily at identifying reserves for the effective use of budgetary funds at all levels of the budget system. This article is devoted to the analysis of the development and role of the mechanism of state financial and budgetary control in modern conditions. Over the past decades, the financial control mechanism in the Russian Federation has undergone a number of significant institutional changes.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, бюджет, механизм финансового контроля.

Keywords: state financial control, budgetary control, budget, mechanism of financial control.

На сегодняшний день в Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, создана и функционирует система государственного финансового контроля. Однако ее современное состояние является результатом долго и сложного периода становления и преобразования самого государственного финансового контроля, а также многих политических и экономических процессов.

Читайте так же:  Внешний государственный финансовый контроль осуществляет

Современный этап развития действующей системы государственного финансового контроля в РФ стартовал в 1991 году. Были сформированы различные ведомства по финансовому контролю всех направлений финансовой деятельности государства. Финансовый контроль строился исходя из структуры всей финансовой системы страны, структура которой представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансовой системы Российской Федерации 8

Законом 2013 года предусматривалось введение понятий внешнего и внутреннего финансового контроля. Внешний контроль для правительства вменен в функции Счетной палаты РФ, внутренний – главного распорядителя бюджетных средств, т.е. Федерального казначейства. Кроме того, закон закрепил за Счетной палатой полномочия по проведению аудита эффективности расходования бюджетных средств. Общую структуру системы государственного финансового контроля можно представить в следующем виде (Рисунок 2).

Рисунок 2. Структура системы государственного финансового контроля

В период осуществления рыночных реформ в России активно развивался внутриведомственный финансовый контроль, созданный практически в каждом государственном учреждении и в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ уполномоченный оценивать эффективность и результативность расходования бюджетных средств. Одновременно с этим, учреждения, участвующие в формировании доходной части, осуществляют прямой или косвенный контроль поступлений средств в казну. К данным государственным органам относятся Минфин России, Федеральное Казначейство, Счетная Палата РФ и другие органы государственного управления финансами, в т. ч. государственные внебюджетные фонды. Последние выполняют функции контроля страхователей по начислению и уплате страховых взносов.

На сегодняшний день создано огромное количество контрольных органов финансовой системы страны. Они имеют статус независимых федеральных и территориальных структур, каждая из которых самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия (Рисунок 3).

Рисунок 3. Система органов государственного финансового контроля РФ

На рисунке 3 видно, что система государственного контроля в РФ представляет собой сложную структуру, разветвленную, как по типам контроля и уровню власти, так и по компетенции уполномоченных органов. При этом комплексный, системный подход к проведению государственного контроля на сегодняшний день не обеспечен.

Рассмотрим более подробно функциональные особенности построения системы ГФК. Задачей государства является контроль за соблюдением субъектами финансовой системы государства норм финансового и налогового права, прежде всего в части уплаты налогов, а также иных обязательных платежей в бюджет РФ и внебюджетные социальные фонды.

Следовательно, ГФК призван устранять и предотвращать ошибки в деятельности объектов контроля, выполнять следующие задачи:

  • контроль целевого и эффективного расходования денежных средств государственными и муниципальными организациями, находящихся в их оперативном управлении;
  • проверка соблюдения бухгалтерских и финансовых правил при совершения кассовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявление несоблюдений законодательства при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности субъекта проверки;
  • профилактика возможных нарушений финансового и налогового законодательства.

Основные положения и принципы проведения ГФК (независимости, гласности, законности, объективности, системности, сбалансированности и т.д.) были приняты еще в 1977 году. При практическом применении финансового контроля, наряду с перечисленными выше, законодательно закрепились и другие принципы, например, эффективность и оптимизация.

Рассмотрим современные модели систем финансового контроля в таких зарубежных странах, как США, Канада и Франция. Эти модели, по мнению экспертов, эффективны и имеют существенные отличия друг от друга.

На сегодняшний день в мировой практике выделяют две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Главные их отличия состоят в том, что в англосаксонской модели субъекты контроля осуществляют только непосредственно сам контроль, а полномочия наложения санкций делегированы исключительно административным и судебным государственным органам. Французская модель предоставляет возможность органам государственного контроля самостоятельно определять степень виновности лиц в нарушениях финансового законодательства, а также наделяет их полномочиями выставлять требования к возмещению ущерба.

Особенности ведения разными государствами финансово-хозяйственной деятельности явились причинами построения множества систем ГФК. Каждая из них, так или иначе, имеет черты англосаксонской или французской модели.

Как правило, создаются органы парламентского контроля, а также правительственного и президентского контроля, осуществляющих контроль по линии законодательной и исполнительной систем власти.

Данные системы контроля финансовых потоков государства характерны для каждой из рассматриваемых стран. В связи с разделением уровней власти на законодательную и исполнительную везде без исключения созданы соответствующие органы парламентского и правительственного контроля.

Современные мировые тенденции развития системы ГФК нашли свое отражение и в РФ, который также построен на международных принципах Лимской декларации и имеет органы парламентского и правительственного контроля.

Органами, осуществляющими в РФ парламентский контроль, являются Счетная палата РФ и территориальные контрольно-счетные органы.

Система правительственного контроля в РФ реализуется органы исполнительной власти — (Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Федеральное казначейство, таможенные и налоговый органы и т.д.) [1].

Рассуждая об уровне контроля за эффективным исполнением бюджета и расходованием государственных средств, правомерно заключить, что парламентский и правительственный контроль есть ничто иное, как системы внешнего и внутреннего ГФК [2]. Несмотря на наличие в системе внешнего финансового контроля нескольких контрольных структур, принято считать, что главным субъектом контроля единолично выступает Счетная палата РФ. Её деятельность регламентируется Федеральным законом (далее — ФЗ) от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Приоритетными задачами являются организация и осуществление финансового аудита, аудита эффективного использования средств федерального бюджета.

Счетная палата осуществляет путем проведения внешнего государственного аудита (контроля). Система внутреннего ГФК представлена Минфином России, Федеральным Казначейством, таможенными и налоговыми органами и т.д. До недавнего времени ключевым органом внутреннего контроля выступала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор). Однако с 2016 года осуществилась передача полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в Федеральное казначейство. При этом органом валютного контроля были назначены Федеральная таможенная служба (далее – ФТС) и Федеральная налоговая служба (далее — ФНС).

Исходя из норм Положения о Росфиннадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77, Росфиннадзор проводил контроль в форме ревизий и проверок, которые ныне проводит Федеральное казначейство. Аналогичный вид контроля используют также ФНС и ФТС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Чепус А.В. Парламентская ответственность правительства Российской Федерации: современное состояние и перспективы // «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал». – М. : NOTA BENE, 2014. – С. 66-69.
  2. Юдина Я.Е. «Юридическая наука и правоохранительная практика», № 1 (19) / 2012, – С.114-117.
  3. Ильин А. Ю. Проблемы и перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля //Финансовое право. – 2017. – №. 10. – С. 12-16.
  4. Минитаева А. М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России //Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – №. 2. – С. 76-80.
  5. Носова Е. А. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля //Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях. – 2017. – С. 172-175.

Источники

История финансового контроля в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here