Избежании двойного налогообложения ндфл

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Избежании двойного налогообложения ндфл". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Энциклопедия решений. Подтверждение резидентства РФ во избежание двойного налогообложения по НДФЛ

Подтверждение резидентства РФ во избежание двойного налогообложения по НДФЛ

Двойное налогообложение устраняется, в том числе, в отношении налоговых резидентов РФ, которые заплатили налог с доходов за границей России.

Согласно п. 1 ст. 232 НК РФ фактически уплаченные физическим лицом — налоговым резидентом РФ за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в РФ суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 — 4 ст. 232 НК РФ.

Резиденту РФ может понадобиться подтвердить свой налоговый статус во избежание двойного налогообложения таких доходов. Физическое лицо может это сделать, получив соответствующую справку для представления в налоговые органы иностранных государств.

Внимание

С 1 июля 2017 года налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента РФ, в порядке, по форме и формату, которые утвердит ФНС России (пп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Выдачу таких справок осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) (см. информационное сообщение ФНС России от 12.10.2011 «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации»).

Справка, подтверждающая статус физического лица в качестве налогового резидента РФ, выдается в одном экземпляре и действительна в течение календарного года, в котором выдана. Справка может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переведены непосредственно в экспедицию ФНС России. Срок подтверждения статуса налогового резидента РФ составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД.

Для получения справки, подтверждающей статус физического лица как налогового резидента РФ, российские и иностранные физические лица представляют:

а) заявление в произвольной форме с указанием:

— календарного года, за который необходимо Подтверждение;

— наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется Подтверждение;

— фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса;

— ОГРНИП — только для ИП;

— перечня прилагаемых документов и контактного телефона.

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

— решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

— документы, подтверждающие право на получение пенсии из-за границы;

В случае, если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи Подтверждения уже представлялась, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

— копии документа, удостоверяющего личность;

— копии всех страниц заграничного паспорта (при наличии) — гражданами РФ;

— таблица расчета времени нахождения на территории России (кроме индивидуальных предпринимателей) по форме, приведенной в Приложении к Порядку;

— документы, обосновывающие фактическое нахождение лица (кроме ИП) на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение налогового периода — календарного года, — физическими лицами, являющимися гражданами иностранных государств (лицами без гражданства, прибывшими с территории иностранных государств), с которыми у РФ существуют действующие соглашения о безвизовом режиме (справка с места работы в России, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и др.).

Соглашение об избежании двойного налогообложения

Порядок налогообложения в РФ доходов, полученных в иностранном государстве, и заграничного имущества зависит не только от того, в какой стране возник объект налогообложения и является ли лицо, получившее доход или владеющее имуществом, налоговым резидентом РФ. Порядок этот зависит и от того, заключен ли между РФ и иностранным государством договор об избежании двойного налогообложения.

Договор как метод устранения двойного налогообложения

Рассматривая принципы налоговой системы, мы отмечали, что одним из них является принцип однократности, т. е. недопустимости повторного взимания налога с одного и того же объекта за один и тот же период времени.

Однако исходя из особенностей налогового законодательства в разных странах, один и тот же объект может одновременно подпадать под обложение налогом в обеих странах. К примеру, дивиденды, полученные в иностранном государстве физическим лицом, являющемся налоговым резидентом РФ.

Для избежания двойного налогообложения РФ заключает с иностранным государствами специальные соглашения. И, например, уплаченный в иностранном государстве налог с дивидендов в указанном выше случае может быть зачтен при исчислении налога в РФ. Но сделать это можно только при наличии с иностранным государством соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения (п. 2 ст. 214 НК РФ).

При этом такие международные договоры имеют высшую юридическую силу по сравнению с российским налоговым законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ).

В этих соглашениях указываются лица, к которым договоры применяется, налоги, на которые распространяется соглашения, а также порядок их применения к конкретным налогооблагаемым объектам.

Такие договоры или соглашения также часто именуются конвенциями.

Порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом

По общему правилу, предусмотренному действующим законодательством, налог, уплаченный налогоплательщиком-резидентом за рубежом с полученных там доходов, не засчитывается при уплате НДФЛ в России. Исключение составляют случаи, когда возможность такого зачета установлена международным соглашением (п. 1 ст. 232 НК РФ).

Между Россией и Республикой Беларусь заключено Соглашение от 21.04.95 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Данным Соглашением предусмотрено, что если гражданин России (налоговый резидент) получил доходы от работы в Белоруссии и уплатил там подоходный налог, то сумму этого налога можно вычесть из НДФЛ, подлежащего уплате в России (п. 20 Соглашения).

С 2016 года в статье 232 НК РФ по-прежнему будет указано, что уплаченный за рубежом налог можно зачесть, если это предусмотрено международным договором РФ. Порядок проведения такого зачета прописан в новой редакции статьи 232 НК РФ. Рассмотрим его.

Читайте так же:  Борьба с неуплатой налогов

Подтверждающие документы

Чтобы зачесть уплаченный за рубежом налог, физическое лицо должно представить в России налоговую декларацию по НДФЛ. В ней, в частности, следует указать подлежащую зачету сумму налога. К налоговой декларации нужно приложить документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с него налога. Такие документы выдаются (заверяются) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В них должна быть отражена следующая информация:

  • вид дохода;
  • сумма дохода;
  • календарный год, в котором был получен доход;
  • сумма налога и дата его уплаты в иностранном государстве.

Вместо названных документов гражданин вправе приложить к налоговой декларации по НДФЛ копию налоговой декларации, которую он представил в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога.

Если налог за резидента заплатил иностранный «налоговый агент», то нужно предъявить документ, подтверждающий суммы дохода, полученные в каждом месяце соответствующего календарного года, а также удержанные суммы налога.

Если указанные документы составлены на иностранном языке, то их следует перевести на русский язык и заверить перевод у нотариуса.

Таким образом, с 2016 года для зачета уплаченного за рубежом налога налоговый резидент должен представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие полученный доход и уплаченный налог. Тем самым резидент, по сути, предъявит этот налог к вычету. Заметим, что возможность вернуть налог, уплаченный в иностранном государстве, комментируемым законом не предусмотрена. Также закон не позволяет зачесть налог через налоговых агентов.

Срок представления декларации

Декларацию с заявленной к зачету суммой налога можно представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором получены доходы. Поскольку новая редакция статьи 232 НК РФ вступит в силу с 2016 года, это значит, что налоговые резиденты смогут предъявить к зачету налог, уплаченный за рубежом в 2015 году, в декларации за 2015 год.

Отметим, что ранее для зачета налога нужно было подать заявление о зачете (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 16.10.12 № 03-08-05). Комментируемый закон не содержит такого требования.

Если Россия не имеет с тем или иным иностранным государством действующего договора об избежании двойного налогообложения, то налог с одного и того же дохода придется заплатить дважды: в России и за рубежом (письмо Минфина России от 02.11.11 № 03-04-05/8-852). С перечнем международных договоров об избежании двойного налогообложения можно ознакомиться на сайте ФНС России.

Россия и США: применяем Договор об избежании двойного налогообложения правильно

Даны разъяснения по применению Договора между Россией и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17 июня 1992 г.

НК РФ освобождает ИП, являющихся плательщиками ЕНВД, от уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физлиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательства, облагаемого единым налогом) и НДС. Договор не касается системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, т. к. эта система не является аналогичной налогам, на которые он распространяется.

Международный акт устанавливает возможные критерии определения постоянного местопребывания (резидентства) лиц, на которых распространяется его действие. Но применение того или иного критерия устанавливается национальным законодательством каждого конкретного государства. В частности, НК РФ, определяя плательщиков НДФЛ, признает налоговыми резидентами физлица, фактически находящиеся в нашей стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Согласно Договору, если физлицо имеет постоянное местожительство и в России и в США, его статус определяется по особым правилам. Это касается только случая признания лица налоговым резидентом обоих Договаривающихся государств.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная часть налогового законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Читайте так же:  Документ органа государственного финансового контроля

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Читайте так же:  Валютный контроль получение денег от нерезидента

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Двойное налогообложение доходов физических лиц: что изменится с 2016 года

На этой неделе (3 июня) Совет Федерации одобрил федеральный закон о внесении изменений в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Данный закон, в частности, вносит поправки в статью 232 НК РФ, посвященную устранению двойного налогообложения доходов физических лиц. Со следующего года в этой статье будут прописаны порядок проведения зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом, а также правила применения налоговых ставок к доходам нерезидентов.

С какими странами РФ заключила соглашения?

В соответствии с Информационным письмом Минфина России на 01.01.2018 действуют 83 международных договора об избежании двойного налогообложения между РФ и другими государствами. По сравнению с данными на 01.01.2017 перечень пополнила Бразилия. Список международных договоров приведен на сайте Минфина РФ по ссылке.

Приведем некоторые из них:

№ п/п* Государство Дата подписания Дата вступления в силу Применяется с
1 Австралия 07.09.2000 17.12.2003 01.01.2004 8 Белоруссия 21.04.1995 20.01.1997 01.01.1998 12 Бразилия 22.11.2004 19.06.2017 01.01.2018 13 Великобритания 15.02.1994 18.04.1997 01.01.1998 17 Германия 29.05.1996 30.12.1996 01.01.1997 21 Израиль 25.04.1994 07.12.2000 01.01.2001 29 Казахстан 18.10.1996 29.07.1997 01.01.1998 34 Китай 13.10.2014 09.04.2016 01.01.2017 37 Корея 19.11.1992 24.08.1995 01.01.1996 40 Латвия 20.12.2010 06.11.2012 01.01.2013 66 Соединенные Штаты Америки 17.06.1992 16.12.1993 01.01.1994 67 Таджикистан 31.03.1997 26.04.2003 01.01.2004 72 Украина 08.02.1995 03.08.1999 01.01.2000 75 Франция 26.11.1996 09.02.1999 01.01.2000 83 Япония 18.01.1986 27.11.1986 01.01.1987

* по Списку на 01.01.2018, приведенному в Информационном письме Минфина России.

Избежании двойного налогообложения ндфл

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Вводная информация

Проблема двойного налогообложения доходов может коснуться как налоговых резидентов РФ, так и лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Действующая редакция статьи 232 НК РФ не отвечает на все вопросы, которые возникают в таких ситуациях. Приведем несколько примеров.

Налоговые резиденты (то есть физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) платят НДФЛ не только с доходов, полученных от источников в РФ, но и с доходов, полученных за пределами РФ. Это предусмотрено статьей 209 НК РФ. Может случиться так, что налог с полученного за границей дохода нужно заплатить дважды (за рубежом и в России). Соответственно, возникают вопросы: можно ли зачесть налог, уплаченный за рубежом, в счет уплаты НДФЛ в России и какова процедура зачета налога?

Налоговые нерезиденты (то есть физические лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) могут получать в России различные доходы. Например, вознаграждения от российских организаций. Бухгалтер такой компании может столкнуться, в том числе, с такими вопросами: можно ли применить пониженную ставку НДФЛ к доходам нерезидента, если это предусмотрено международным договором, и нужно ли получать разрешение на применение пониженной ставки в налоговой инспекции?

Законодатели сочли, что положения статьи 232 НК РФ требуют уточнений, и изложили ее в новой редакции, которая начет действовать с 2016 года. В ней установлены порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за пределами РФ, и особенности удержания НДФЛ с доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами. Расскажем об этом подробнее.

Особенности удержания НДФЛ с доходов нерезидентов

По общему правилу, к доходам нерезидентов применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Но если международным договором РФ установлены иные нормы (в том числе полное освобождение доходов нерезидента от налогообложения в РФ), то действуют положения международного договора (ст. 7 НК РФ).

С 2015 года НДФЛ с зарплат граждан республик Беларусь, Казахстан и Армения удерживается по ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ. Это связано с началом действия Договора о Евразийском экономическом союзе (см. «Доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов с первого дня их работы в России»).

Таким образом, перед тем как удержать НДФЛ с дохода иностранца, бухгалтер компании должен выяснить, заключила ли Россия соответствующее международное соглашение с государством, гражданином которого является этот работник, а также запросить у него документы, подтверждающие его статус.

Подтверждение статуса нерезидента

Для подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, с которым у России подписан международный договор о полном или частичном освобождении от налогообложения, физическое лицо представляет налоговому агенту документ, удостоверяющий личность (например, паспорт). В общем случае для налогового агента этого должно быть достаточно.

Однако бывают ситуации, когда подтверждение налогового статуса вызывает трудности. Комментируемый закон предусмотрел, что если представленные документы не позволяют подтвердить наличие у гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, то налоговый агент вправе запросить официальное подтверждение его статуса. Оно выдается компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора РФ. Таким документом является, например, сертификат о подтверждении налогового статуса налогоплательщика (письмо ФНС России от 14.01.14 № ОА-4-13/[email protected]).

Срок представления подтверждения

Документ, подтверждающий налоговый статус работника, лучше получить до того, как ему будет выплачен доход. Если же соответствующее подтверждение будет представлено позже даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения, и удержания с него налога, то налоговый агент должен будет вернуть излишне удержанный налог в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 НК РФ. Об этом сказано в новой редакции статьи 232 НК РФ.

Читайте так же:  График выплаты дивидендов мрск

Заметим, что комментируемый закон предписал представлять документ, подтверждающий статус нерезидента, именно налоговому агенту. И налоговый агент принимает решение о том, по какой ставке удерживать налог (либо не удерживать вовсе). Ранее встречались разъяснения о том, что налоговый агент должен направить документ, подтверждающий налоговый статус иностранного работника, в налоговую инспекцию, которая примет решение о том, по какой ставке рассчитать и удержать налог. А до этого времени следует применять ставку 30% (письмо УФНС РФ по г. Москве от 04.03.10 № 20-14/3/022678).

Общение с налоговой инспекцией

Возможна ситуация, когда на основании международного договора доход иностранца освобождается от уплаты налога в России. Комментируемый закон обязал налогового агента сообщить о таком иностранном физическом лице и выплаченном ему доходе в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это нужно сделать в тридцатидневный срок с даты выплаты дохода. В этот же срок нужно уведомить инспекцию о суммах налога, которые были возвращены иностранцу (если осуществлялся возврат).

Также в законе предусмотрено, что налоговый резидент иностранного государства вправе обратиться за возвратом налога напрямую в налоговую инспекцию по месту жительства (месту пребывания) в России. Это возможно, если нерезидент получил подтверждение своего статуса (о котором мы говорили выше), а взаимоотношений с налоговым агентом на территории РФ у него уже нет. Если иностранец не имеет места жительства (места пребывания) в России, то документы на возврат налога он может представить в инспекцию по месту учета налогового агента, от которого ранее был получен доход.

Устранение двойного налогообложения по НДФЛ

«Аудит и налогообложение», 2013, N 7

Нередко возникают ситуации, когда доход налогоплательщика — резидента РФ, полученный им за рубежом, может облагаться дважды — один раз за границей и второй раз уже в РФ. Схожая ситуация может произойти и для нерезидентов РФ, а также резидентов РФ — иностранных граждан. Посмотрим, как можно избежать двойного налогообложения по НДФЛ.

Обязанность заплатить налог возникает тогда, когда есть объект налогообложения. Для НДФЛ объектом налогообложения признается доход, полученный физическим лицом — налогоплательщиком (ст. 209 НК РФ).

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Доходы могут быть получены как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ. Причем налогоплательщики — налоговые резиденты РФ должны платить НДФЛ с двух вышеуказанных доходов, а налогоплательщики, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, — только с доходов, полученных от источников в РФ.

Вопросы устранения двойного налогообложения при уплате НДФЛ регулируются ст. 232 НК РФ.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, не засчитываются при уплате налога в РФ, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Следовательно, при выплате дохода иностранному работнику налоговый агент должен узнать, заключила ли РФ с государством, гражданином которого является иностранный работник, соответствующий договор. Если такой договор заключен, то необходимо ознакомиться с его положениями, регулирующими порядок налогообложения тех доходов, которые работодатель выплачивает иностранному работнику.

Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующий по состоянию на 1 января 2013 г., приведен в Информационном письме Минфина.

Разъяснения по вопросам применения договоров (соглашений) об избежании двойного налогообложения даны в Письмах Минфина России от 31.08.2010 N 03-04-08/4-189, от 09.07.2010 N 03-08-05, от 13.10.2009 N 03-08-05, от 08.10.2008 N 03-08-05/5; от 08.10.2008 N 03-08-05/4 (Германия); от 21.08.2008 N 03-08-05 (Израиль); от 12.08.2008 N 03-08-05 (Италия); а также УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613, от 28.04.2009 N 20-15/3/[email protected]; от 10.06.2008 N 28-11/056333 (Республика Армения).

Многие соглашения содержат положения о недискриминации граждан договаривающихся государств. Определение недискриминации, указанное в соглашениях с учетом международной практики, означает, что, если налог взимается с иностранных и с собственных национальных лиц при тех же обстоятельствах, он должен иметь одинаковую форму как в отношении налоговой базы, так и метода его оценки, и ставка налога должна быть одинаковой. Формальности, связанные с налогообложением (декларация, платежи, предписываемые сроки и т.д.), не должны быть более обременительными для иностранных граждан, чем для собственных национальных лиц.

Разные ставки НДФЛ применяются в зависимости от налогового резидентства, а не от гражданства лица и не являются дискриминационными. Это означает, что доходы гражданина РФ и, например, гражданина Казахстана, которые находятся на территории РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (то есть не являются налоговыми резидентами РФ), одинаково облагаются НДФЛ по ставке 30% (Письма Минфина России от 14.08.2009 N 03-08-05, от 15.07.2009 N 03-08-05, от 31.12.2008 N 03-04-06-01/397).

В Письме Минфина России от 02.11.2011 N 03-04-05/8-852 указано, что налогоплательщик, являющийся налоговым резидентом РФ, при получении дохода от источников за пределами РФ обязан включить такой доход в налоговую декларацию по НДФЛ, при этом сумма налога, уплаченная в другом государстве, при уплате налога в РФ не засчитывается.

Таким образом, налогоплательщик — резидент РФ не вправе зачесть налог, который он заплатил за рубежом, в счет уплаты НДФЛ в РФ.

Однако если положение о таком зачете предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения, то зачесть налог можно.

Так, в Письме Минфина России от 04.05.2008 N 03-04-05-01/145 рассматривается ситуация, когда индивидуальный предприниматель — резидент РФ получает доход от источника в Республике Беларусь.

Минфин разъясняет, что Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» предусматривает зачет налога, уплаченного в иностранном государстве. Поэтому суммы налога с доходов, получаемых резидентом РФ от источника в Республике Беларусь, уплаченные в Республике Беларусь, могут быть зачтены при уплате налога в РФ в соответствии с указанным Соглашением и НК РФ.

Аналогичные выводы сделаны в Письмах Минфина России от 21.11.2012 N 03-04-05/4-1325, от 16.10.2012 N 03-08-05, ФНС России от 27.03.2009 N 3-5-04/[email protected], от 01.06.2009 N 3-5-04/[email protected], УФНС России по г. Москве от 08.04.2009 N 20-14/4/033584.

Читайте так же:  Услуги банка по валютному контролю

Если в России доход освобожден от налогообложения, то оснований для проведения зачета уплаченного «иностранного» налога не имеется (Письмо Минфина России от 07.05.2010 N 03-04-06/6-90).

В силу п. 2 ст. 232 НК РФ, если иное не установлено НК РФ, для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы:

  • официальное подтверждение, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения;
  • документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий.

Такие разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 31.08.2010 N 03-04-08/4-189, от 09.07.2010 N 03-08-05, от 13.10.2009 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613.

Допустим, российская организация, осуществляющая брокерскую деятельность, выплачивает резидентам Украины доход от продажи ценных бумаг. Обязана ли выступать данная организация налоговым агентом по НДФЛ для резидентов Украины? Если нет, то является ли нотариально заверенная карточка с указанием идентификационного номера налогоплательщика, выданная налоговым органом Украины, официальным подтверждением того, что указанные лица являются резидентами Украины?

Ответы на эти вопросы даны в Письме Минфина России от 28.01.2008 N 03-04-06-01/23, в котором разъясняется, что п. 1 ст. 13 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» установлено, что доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от отчуждения недвижимого имущества, как оно определено в ст. 6, расположенного в другом договаривающемся государстве, а также акций, выпущенных под такое имущество, или паев в товариществах, активы которых состоят из такого имущества, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 13 Соглашения между РФ и Украиной доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от отчуждения, в частности, ценных бумаг, не упомянутых в п. 1 ст. 13 данного Соглашения, подлежат налогообложению только в этом договаривающемся государстве.

Таким образом, в случае если доход, полученный резидентом Украины от продажи ценных бумаг, не подпадает под действие п. 1 ст. 13 Соглашения между РФ и Украиной, такие доходы могут облагаться налогом только на Украине.

Что касается подтверждения, то в нем должно быть указано, что налогоплательщик является налоговым резидентом Украины.

Нотариально удостоверенная карточка с указанием идентификационного номера налогоплательщика, выданная налоговым органом Украины, таким документом не является.

Подтверждение должно быть представлено в налоговый орган, а также налоговому агенту, для которого оно служит основанием для неудержания НДФЛ при выплате доходов или их налогообложения по предусмотренным в соответствующем соглашении ставкам.

Действие указанного документа не зависит от количества и регулярности выплат физическому лицу и вида доходов, полученных от источников в РФ, и распространяется на календарный год, в котором он выдан (Письмо Минфина России от 03.07.2007 N 03-04-06-01/208).

Несколько иной подход к порядку представления документов изложен в Письме Минфина России от 29.10.2007 N 03-08-05.

По мнению Минфина России, пакет документов, указанный в п. 2 ст. 232 НК РФ, можно представить непосредственно налоговому агенту (Письмо от 21.08.2008 N 03-08-05). А уже налоговый агент, согласно п. 2 ст. 230 НК РФ, должен представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и удержанных в соответствующем налоговом периоде налогов, прилагая полученный от налогового резидента иностранного государства пакет документов, утвержденный п. 2 ст. 232 НК РФ.

Подтверждение вместе с налоговой декларацией, отражающей доходы, полученные от источников в РФ за истекший налоговый период, должно быть представлено в налоговый орган по месту учета физического лица либо по месту его жительства (пребывания) в РФ (Письмо Минфина России от 24.10.2007 N 03-04-05-01/341).

Если иностранный гражданин более не проживает на территории РФ, то подтверждение вместе с налоговой декларацией может быть представлено в налоговый орган по месту учета российской организации, с которой он работал по договору о предоставлении персонала (Письмо Минфина России от 16.10.2007 N 03-08-05).

Если привилегией пользуется налоговый резидент РФ, то он не должен представлять подтверждение резидентства. Достаточно к налоговой декларации приложить документ о полученном доходе и уплаченном налоге, подтвержденный налоговым (финансовым) органом соответствующего иностранного государства (Письма Минфина России от 27.01.2009 N 03-04-06-01/7, ФНС России от 30.03.2006 N 04-2-03/62).

Обратите внимание: столичные налоговики в Письмах от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613 указывают, что налогоплательщик кроме подтверждения должен также представить заявление о получении налоговых привилегий. Однако действующее налоговое законодательство не содержит такого требования.

Выдачу документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ, осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных (Письма ФНС России от 24.08.2012 N ОА-3-13/[email protected], УФНС России по г. Москве от 21.10.2009 N 13-11/110015).

В Информационном сообщении ФНС России «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации» (далее — Информация) установлен порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ.

Согласно Информации подтверждение выдается в одном экземпляре, за исключением следующих случаев:

  • если в соответствии с законодательством иностранного государства требуется одновременное представление в налоговый орган иностранного государства двух и более экземпляров подтверждения, то при условии, что компетентные органы указанного государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о соответствующих положениях законодательства, выдается необходимое количество экземпляров подтверждения;
  • если налогоплательщику необходимы два и более экземпляров подтверждения за один календарный год для направления нескольким контрагентам, то при наличии соответствующего пакета документов по каждому из контрагентов выдается по одному экземпляру подтверждения на каждого контрагента.

Подтверждение может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ осуществляется:

  • выдачей справки установленного образца;
  • заверением подписью и печатью формы документа, установленной законодательством иностранного государства (при наличии таких форм и информировании об этом ФНС компетентными органами соответствующего государства).
Видео (кликните для воспроизведения).

Срок рассмотрения заявлений о выдаче подтверждения составляет 30 календарных дней с момента поступления всех необходимых документов в МИ ФНС России.

Источники

Избежании двойного налогообложения ндфл
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here