Как уточняется водный налог

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Как уточняется водный налог". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Водный налог

«Советник бухгалтера», 2006, N 4

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с гл. 25.2 НК РФ. Правда, касается это только тех, кто осуществляет специальное или особое водопользование. Об этом мы и поговорим.

Напомним, что водный объект — это то место, где сосредоточена вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли. К водным объектам относятся:

  • поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды, ледники и снежники);
  • подземные воды;
  • внутренние морские воды;
  • территориальное море РФ.

Способы водопользования

Всего существует три способа использования водных объектов — особое, специальное и общее водопользование.

Постановка на учет плательщиков водного налога

Довольно часто возникает вопрос о том, нужно ли плательщикам водного налога вставать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения водного объекта? На него дали ответ специалисты ФНС России в своем Письме от 02.06.2005 N 09-02-04/2348.

Они напомнили, что налогоплательщики встают на учет в налоговых органах в соответствии со ст. 83 НК РФ:

  • организации — по месту своего нахождения, по месту нахождения обособленного подразделения;
  • индивидуальные предприниматели — по месту жительства.

Но, кроме того, налогоплательщики должны встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности.

А специальное водопользование осуществляется с применением сооружений, технических средств и устройств (ст. 86 Водного кодекса РФ). Как правило, такая техника (например, артезианские скважины или иные водозаборные сооружения) относится к объектам недвижимого имущества. То есть если техническое средство водопользования (недвижимость) находится вне места постановки на учет организации или ее обособленного подразделения, то надо встать на учет в налоговой и по месту его нахождения. А вот обязанности вставать на учет там, где расположен сам объект водопользования, Налоговый кодекс не предусматривает. Причем неважно, состоит ли по другим основаниям плательщик водного налога на учете в этой налоговой инспекции или нет.

Дело в том, что органы, лицензирующие использование природных ресурсов, обязаны передавать информацию о природопользователях в налоговые органы (п. 7 ст. 85 НК РФ). Делать это они должны в течение 10 дней после выдачи лицензии. На основании этих сведений налоговый орган самостоятельно поставит на учет организацию, получившую лицензию на водопользование, и присвоит ей код причины постановки на учет (КПП). А затем проинформирует об этом налоговые органы по месту нахождения предприятия. При постановке на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика водного налога в КПП после кода налоговой инспекции указывается код 41. Например, КПП организации, которая состоит на учете в налоговой инспекции по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга (код инспекции 7817) в качестве плательщика водного налога под номером 542, будет выглядеть следующим образом: 781741ХХХ.

Уведомлять налогоплательщика о постановке на учет и присвоении КПП налоговая инспекция не должна (Письмо МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410).

Если информация о выданной лицензии в налоговые органы не поступила, то налогоплательщик может в первой декларации по водному налогу и в платежном поручении на его перечисление указывать основной КПП. То есть тот КПП, который присвоен ему в инспекции по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Налоговая база по видам водопользования

Ставки водного налога установлены отдельно по видам водопользования и по экономическим районам, бассейнам рек, озер, морей.

Обратите внимание! С 1 января 2005 г. льготы по водному налогу предоставляются пользователям водных объектов только в соответствии с гл. 25.2 НК РФ. Субъекты РФ не могут уменьшить или увеличить те ставки водного налога, которые приведены в ст. 333.12 НК РФ.

Если водопользователь превысил установленный лимит, то ставки водного налога для такого превышения увеличиваются в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ предусмотрена льгота для организаций, которые забирают воду для снабжения населения. Они платят водный налог по единой ставке 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличивать эту ставку в 5 раз не нужно (Письмо ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32). Тому, какие именно водопользователи имеют право на эту льготу, посвящено недавнее Письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64.

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, водный налог необходимо перечислить по месту нахождения водного объекта (ст. 333.14 НК РФ). Водный налог относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ) и полностью зачисляется в доход федерального бюджета (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ).

Как рассчитать водный налог

Водный налог рассчитывают ежеквартально (ст. 333.11 НК РФ). Для этого необходимо умножить налоговую базу по каждому водному объекту на ставку водного налога, а затем сложить полученные результаты (ст. 333.13 НК РФ).

Налоговую базу по водному налогу определяют отдельно по каждому виду водопользования следующим образом:

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Читайте так же:  Нкнх дивиденды дата выплаты

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Подача декларации по водному налогу

Статья под номером 80 Налогового кодекса Российской Федерации описывает подачу письменного заявления от налогоплательщика, который должен отразить в нем полученные доходы и расходы. В заявлении необходимо указать основные источники дохода, налоговые льготы, исчисленную сумму налога, а также другие важные данные. Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает предоставление в соответствующие налоговые органы по месту учета всех необходимых деклараций. Каждый человек обязан сделать выплаты по требуемым налогам и сборам.

Декларация включает в себя следующие пункты:

  • Титульный лист.
  • Раздел 1. Тут необходимо указать сумму налога, которую нужно заплатить в местные органы управления. Все суммы указываются по точным данным.
  • Раздел 2. В нем отображаются данные расчета налоговой базы, а также суммы по водному налогу. Каждый пункт расчетов должен указывать в дополнительных разделах.

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять в своей декларации титульный лист и разделы № 1 и № 2. Стоит отметить, что раздел № 2 может включать в себя только необходимое для плательщика количество строк.

Общее водопользование

Общее водопользование осуществляют граждане в личных целях без применения сооружений, технических средств и устройств, а также без получения лицензии на водопользование. При таком использовании воды они не являются плательщиками водного налога.

Объект налогообложения

Водным налогом облагаются отдельные виды специального или особого водопользования, которые перечислены в п. 1 ст. 333.9 НК РФ.

Платить водный налог необходимо организациям и физическим лицам, которые:

  • забирают воду из водных объектов;
  • используют акваторию;
  • используют водоем без забора воды для целей гидроэнергетики, лесосплава.

Виды пользования водными объектами, которые не признаются объектами налогообложения, приведены в п. 2 ст. 333.9 НК РФ. От уплаты водного налога освобождены:

  • любители рыболовства и охоты, огородники и садоводы, которые поливают свои дачные участки;
  • сельскохозяйственные организации, которые орошают свои земли или используют воду для животноводства и птицеводства;
  • суда, которые используют воду для работы своего технологического оборудования;
  • организации и учреждения, которые используют воду для нужд обороны страны и безопасности государства;
  • государственные и муниципальные санатории, пансионаты и т.п., которые предназначены исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

Обратите внимание! К объектам налогообложения не относится сброс сточных вод в водные объекты. С 1 января 2005 г. такой вид водопользования оплачивается в составе платежей за загрязнение окружающей среды, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Экономическая сущность водного налога

На территории Российской Федерации придется платить налоги на воду, потому что это ограниченный и уязвимый природный ресурс. Главная задача государства – это полное обеспечение и поддержание оптимального уровня водного обеспечения целой страны. При этом необходимо позаботиться об эффективном распределении водных ресурсов, а также повышении качества применения воды в хозяйственных системах.

Водный налог – это плата, которая способна возместить все затраты на восстановление и постоянную охрану водного объекта. Стоит отметить, что ограниченные показатели водных ресурсов страны смогут предопределить возможное появление рентного дохода в использовании воды.

Благодаря такому налогу его плательщики смогут позаботиться о рациональном и эффективном применении уникальных источников воды. Этот вид налогообложения способен повысить ответственность за сохранность водного объекта, а также постоянно поддерживать экологическое равновесие.

Кто платит, кто не платит и особенности уплаты водного налога

Все водоемы принадлежат государству. На праве собственности оно может передать только водный объект небольшого размера, не имеющий влияния на общую водяную систему страны. Так, нельзя продать кому-либо реку или море (можно лишь получить разрешение на их использование), а вот пруд или карьер с водой вполне можно купить.

Водный налог – федерального значения, является прямым.

С 2005 года он заменил собой налог «На пользование водными объектами», который утратил силу. Теперь уплата за использование водоемов на договорной основе отнесена к неналоговым платежам. А водный налог должны платить те физлица и юрлица, которые по лицензии занимаются:

  • забором воды из водоемов (учитывается объем);
  • лесосплавом (налог зависит от объема древесины и расстояния, на которое она сплавляется);
  • гидроэнергетикой (рассчитывается объем полученной электроэнергии);
  • эксплуатацией акватории (используемая площадь).

За пользование какими водоемами берется налог?

Водные запасы страны и их ресурсы, используемые предпринимателями подлежат налогообложению за производимую с ними деятельность. К таким водоемам закон относит:

  • моря и их части (проливы, бухты, лиманы);
  • реки;
  • озера;
  • болота;
  • родники;
  • ледники;
  • гейзеры.

Кому не надо беспокоиться

Не относятся к базе плательщиков водного налога предприниматели, чья деятельность:

  • неотъемлема от водной стихии (рыболовство, судоходство, разведение рыбы, орошение. Купание, катание на водном транспорте и т.п.);
  • подпадает под другой налог (например, использование полезных ископаемых);
  • имеет отношение к водоохране;
  • может претендовать на льготы (оборонные нужды, отдых детей, инвалидов и др.).

Если вода берется для полива, тушения пожара или ликвидации других стиийных бедствий, конечно, о налоге речь не пойдет.

Обратите внимание: льгот по водному налогу нет.

Особенности уплаты

Сумму налога нужно вычислить самостоятельно, перемножив налоговую ставку и соответствующую ей базу.

ВАЖНО! Если плательщик производит разные виды деятельности, облагаемые водным налогом, то по каждой нужно брать свою ставку и базу, а полученные суммы сложить.

Перечислять деньги нужно раз в квартал, не позже 20 числа следующего месяца.

Заполняем поле 104 корректно

Цифры КБК для уплаты водного налога 182 1 07 03000 01 1000 110

Для того, чтобы перечислить пени, которые будут начисляться, если вы просрочили этот платеж, нужно вписать КБК 182 1 07 03000 01 2100 110.

Штрафы за недоимку по этому виду налога платятся с КБК 182 1 07 03000 01 3000 110, а проценты – 182 1 07 03000 01 2200 110.

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

Читайте так же:  С какой суммы взимается подоходный налог

КБК для уплаты водного налога

НАЛОГ КБК
Водный налог 182 1 07 03000 01 1000 110

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Специальное водопользование

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен Письмом Минприроды России от 19.03.1998 N 11-2-19/55, а Перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам установлен Приказом Минприроды России от 23.03.2005 N 70.

Специальное водопользование — это пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хозяйства, а также для сброса сточных вод.

Специальное водопользование осуществляют с применением различных сооружений, технических средств и устройств. При этом не имеет значения, принадлежат ли используемые сооружения и устройства водопользователю на праве собственности или нет.

К исключениям относятся случаи, когда водный объект используют для плавания на маломерных плавательных средствах или для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Виды деятельности, связанные со специальным водопользованием, а также перечень специальных сооружений, технических средств и устройств приведены в Приказе Минприроды России от 23.03.2005 N 70.

Организации и предприниматели могут использовать водные объекты в коммерческой деятельности только после получения соответствующей лицензии (ст. ст. 27 и 28 Водного кодекса РФ). Лицензированием водопользования занимается Министерство природных ресурсов РФ (МПР России).

Правила предоставления в пользование водных объектов и выдачи лицензии на водопользование установлены Постановлением N 383. В п. 5 Правил перечислены те виды использования водных объектов, когда получать лицензию не нужно.

Во всех остальных случаях за безлицензионное водопользование организации и физические лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ. Штраф для организаций составляет от 50 до 100 МРОТ (в настоящее время — от 5000 до 10 000 руб.), а для предпринимателей — от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.).

Если срок старой лицензии на водопользование истек, а новая находится на стадии оформления, то организация (предприниматель) могут продолжать использовать водный объект до получения новой лицензии, но только в том случае, если она включена в график выдачи лицензий, который установлен лицензирующим органом. В своем Письме от 24.02.2005 N 03-07-03-02/9 специалисты Минфина России подчеркивают, что в этом случае деятельность организации не считается безлицензионной. Основанием для такого водопользования является старая лицензия, полученная в соответствии с водным законодательством РФ.

На основании лицензии на водопользование водный объект может передаваться в краткосрочное пользование сроком до 3 лет или же в долгосрочное пользование на срок от 3 до 25 лет. Для получения права на специальное или особое использование водного объекта необходимо заключить договор на это с региональными органами исполнительной власти.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Кто должен платить налог на воду?

Российское законодательство постановило, что все водные налоги уплачиваются физическими лицами и организациями, которые осуществляют забор воды из источника. Закон, который регулирует правовое использование пресной воды, начал действовать 1 января 2005 года. Но действующее законодательство Российской Федерации 1 января 2007 года ввело новый Водный кодекс.

Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь правило уплаты налогов распространяется только на тех, кто заключил правовые отношения и использует водные объекты. Водный налог НК РФ распространяется на пользователей, которые получили соответствующие лицензии или договора на дальнейшую эксплуатацию природного водного объекта. Они имеют полное право пользоваться поверхностной или подземной водой в соответствии с действующим кодексом Российской Федерации.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Читайте так же:  Возмещение ндфл за частный детский сад

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Как отчитаться перед налоговой

За I квартал текущего года водный налог нужно уплатить не позднее 20 апреля.

В эти же сроки необходимо отчитаться по водному налогу (ст. 333.15 НК РФ). Налоговую декларацию можно представить лично, послать ее по почте или передать в электронном виде по телекоммуникационным связям в налоговую инспекцию по месту нахождения водного объекта.

Форма налоговой декларации по водному налогу утверждена Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н.

Главой 25.2 НК РФ не установлено, каким уровнем административно-территориального деления определяется местонахождение объекта налогообложения водным налогом. Поэтому у налогоплательщиков Москвы и Санкт-Петербурга возникает вопрос: в каком порядке они должны представлять декларацию по водному налогу, если осуществляют водопользование на территории одного или нескольких административных районов города, если они состоят на учете в разных налоговых органах этого города, в том числе и не по месту водопользования?

По мнению специалистов ФНС, контроль по водному налогу в этом случае целесообразно проводить централизованно в каком-либо из налоговых органов по месту учета налогоплательщика (Письмо ФНС России от 24.05.2005 N 21-3-05/35).

Поэтому обычные налогоплательщики должны представлять декларации по водному налогу:

  • в инспекцию по месту своего нахождения, если они зарегистрированы на территории Москвы или Санкт-Петербурга;
  • в инспекцию по месту водопользования, где налогоплательщик состоит на учете по иному основанию;
  • в межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по городу, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших.

Для иностранных водопользователей установлено еще одно требование. Они должны представить копию декларации в налоговую инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

КБК для уплаты пени по водному налогу

ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ КБК
Пени, проценты, штрафы по водному налогу пени 182 1 07 03000 01 2100 110
проценты 182 1 07 03000 01 2200 110
штрафы 182 1 07 03000 01 3000 110

Кто платит?

Объекты водного налога – это граждане и организации, которые осуществляют специальное водоиспользование. Иностранные лица также в обязательном порядке должны уплачивать этот налог, если они попадают под все обозначенные условия. Плательщиками налога признаются те субъекты хозяйственной деятельности, которые заключали договора до введения нового Водного кодекса Российской Федерации.

  1. На местном уровне могут принимать решения органы самоуправления и исполнительные комитеты.
  2. На федеральном уровне принятием решений занимается Правительство Российской Федерации.

Использование воды общего назначения, где нет сооружений, устройств и технических средств, не попадает под налогообложение.

Водный налог применяется к таким разновидностям водоиспользования:

  1. Забор воды из водного объекта.
  2. Эксплуатация природного ресурса без сбора воды для гидроэнергетических целей.
  3. Применение акватории водного объекта.
  4. Использование водного объекта для сплавов древесины в плоту или кошеле.

Бухгалтерский и налоговый учет

Начисление и уплату водного налога отражают в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44. )

Кредит 68, субсчет «Расчеты по водному налогу»

  • отражена сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам квартала;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по водному налогу»

  • водный налог перечислен в бюджет.

Что касается налогового учета, то согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы начисленных налогов и сборов нужно относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Эти расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в полном объеме.

Данное положение справедливо и для суммы платежей, которые начислены по повышенным ставкам при заборе воды из водных объектов сверх установленных лимитов (Письмо Минфина России от 21.04.2005 N 07-05-06/114).

ФНС разъяснила, как определить налоговую базу по водному налогу при его исчислении по различным ставкам

Вопрос: О порядке определения налоговой базы по водному налогу при исчислении налога по различным налоговым ставкам в случаях отсутствия распределения потерь забранной воды по видам водопользования, а также о применении ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров при осуществлении безлицензионного водозабора для водоснабжения населения.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 8 июля 2010 г. N ШС-37-3/[email protected]

Федеральная налоговая служба по вопросу определения налоговой базы по водному налогу при исчислении водного налога по различным налоговым ставкам в случаях отсутствия распределения потерь забранной воды по видам водопользования и по вопросу применения ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров при осуществлении безлицензионного водозабора для водоснабжения населения разъясняет следующее.

1. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.9 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования — забор воды из водных объектов.

Согласно п. 2 ст. 333.10 Кодекса при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Пунктом 1 ст. 333.10 Кодекса установлено, что в случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Читайте так же:  Налог енвд сроки уплаты

Таким образом, в налогооблагаемую базу по водному налогу налогоплательщик водного налога должен включать весь объем забранной воды из водного объекта вне зависимости от того, как и в каких целях в дальнейшем был использован забранный объем воды.

Главой 25.2 Кодекса не предусмотрены возможности распределения объемов потерь (утечек) забранной воды для целей исчисления водного налога пропорционально объемам подачи воды конечным потребителям (населению и прочим потребителям).

Вместе с тем, в случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке (п. 1 ст. 333.10 Кодекса), то есть налогоплательщику дано право самостоятельно определять объем забранной воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и прочих потребителей.

Имея приборы учета забранной воды, зная общий объем забранной воды и применяя различные налоговые ставки, налогоплательщик ведет учет объемов отпущенной воды населению и прочим потребителям, израсходованной на технологические нужды, и исчисляет объем потерь (утечек) воды. Так как объемы воды для технологических нужд используются налогоплательщиком водного налога для подготовки к подаче воды в общую водопроводную сеть и утечки воды происходят в общей водопроводной сети, то налогоплательщик вправе распределить объемы воды, потраченные на технологические нужды и потери воды в водопроводных сетях, пропорционально объемам подачи воды населению и прочим потребителям.

Исходя из изложенного, ФНС России считает правомерным определение налогоплательщиком налоговой базы по водному налогу для исчисления водного налога по различным налоговым ставкам (при отсутствии технической возможности определения потерь по видам водопользования) самостоятельно с учетом пропорционального распределения объемов потерь забранной воды и объемов воды, использованной на технологические нужды, пропорционально объемам отпущенной воды различным потребителям.

Данная позиция согласована с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (Письмо от 28.05.2010 N 03-06-05-02/9).

2. ФНС России сообщила Минфину России о многочисленных спорах с налогоплательщиками, возникающих при применении разъяснений Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24 о неправомерности применения ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров при осуществлении безлицензионного водозабора для водоснабжения населения.

Тем не менее Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Письмом от 28.05.2010 N 03-06-05-02/9 подтвердил ранее выработанную позицию по данному вопросу.

В этой связи ФНС России считает, что УФНС России по субъектам Российской Федерации, в которых складывается отрицательная арбитражная практика по данному вопросу, следует руководствоваться Письмом ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/[email protected]

Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН

Как уточняется водный налог

Налоговый консультант
О.А. Воропаева

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Если в своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, то ему придется платить водный налог в соответствии с главой 25.2 НК РФ. Правда, касается это только тех, кто осуществляет специальное или особое водопользование. Об этом мы и поговорим.
Напомним, что водный объект — это то место, где сосредоточена вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли. К водным объектам относятся:

поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды, ледники и снежники);
подземные воды;
внутренние морские воды;
территориальное море РФ.

Способы водопользования

Всего существует три способа использования водных объектов — особое, специальное и общее водопользование.

В особое водопользование водные объекты предоставляются только ограниченному кругу лиц (ст. 21 Водного кодекса РФ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Например, для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое и оздоровительное значение, и т.д. (пункты 7 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 № 383 ).

Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом Минприроды России от 19.03.1998 № 11-2-19/55, а перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам установлен приказом Минприроды России от 23.03.2005 № 70.
Специальное водопользование — это пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хозяйства, а также для сброса сточных вод.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Водный налог

Вопрос: По какой ставке исчислять водный налог, учитывая потери воды, если вода доставляется как населению, так и иным потребителям?

Ответ: У организаций, добывающих воду для передачи ее потребителям, как правило, не организован отдельный учет забранной воды, предназначенной для разных категорий потребителей (по которым установлены разные налоговые ставки). Вода поступает в сети централизованного водоснабжения, и учет объемов воды, переданной тем или иным потребителям, реализуется уже на границе сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства и потребителей. Между тем налогообложению подлежит объем воды, не доставленный потребителям, а забранный из водного объекта. Как известно, потери воды при ее транспортировке составляют весьма существенную величину.

Минфин разъяснил: учитывая, что гл. 25.2 Кодекса не предусмотрен порядок налогообложения водным налогом указанных потерь, полагаем возможным в целях налогообложения учитывать потери забранной воды пропорционально объемам воды, переданной различным потребителям, применяя в отношении них соответствующие ставки водного налога (Письмо от 19.10.2010 № 03-06-06-02/4). Имея приборы учета забранной воды, зная общий объем забранной воды и применяя различные налоговые ставки, налогоплательщик ведет учет объемов отпущенной воды населению и прочим потребителям, израсходованной на технологические нужды, и исчисляет объем потерь (утечек) воды. Так как объемы воды для технологических нужд используются налогоплательщиком водного налога для подготовки к подаче воды в общую водопроводную сеть и утечки воды происходят в общей водопроводной сети, то налогоплательщик вправе распределить объемы воды, потраченные на технологические нужды и потери воды в водопроводных сетях, пропорционально объемам подачи воды населению и прочим потребителям (Письмо ФНС РФ от 08.07.2010 № ШС-37-3/[email protected]).

Читайте так же:  Финансовый контроль образовательных учреждений

Однако такое мнение контролирующие органы высказывали не всегда. Ранее (см. Письмо Минфина РФ от 14.09.2006 № 03-07-03-04/34) чиновники разъясняли, что налоговая ставка в размере 70 руб. за 1 000 куб. м воды должна применяться только в отношении реализованной воды для населения. И лишь после формирования обширной судебной практики в пользу налогоплательщиков контролеры поменяли свою позицию (постановления ФАС МО от 21.10.2009 № КА-А41/11108-09, ФАС СКО от 01.04.2009 № А63-675/2008-С4-17, от 10.12.2008 № Ф08-7518/2008, ФАС ЦО от 11.03.2008 № А14-11367/2007/604/24).

Водный налог. Расчет водного налога. Объекты водного налога

Россия является страной, где имеется достаточное обеспечение населения и промышленных организаций водными ресурсами. По этой причине действующее законодательство применяет к этим объектам водный налог. На долю государства приходится почти 22% всех мировых запасов пресной и подземной воды. Но при таких показателях жители используют меньше 4% речных стоков каждый год.

Какие перспективы у водного налога?

Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы. Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей. Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.

По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования. С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации. Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок расчета и уплаты водного налога

Многие специалисты считают, что расчет налога на воду является проблематичным. Исходя из полученных сумм, предприниматели должны выполнить анализ всех объектов налогообложения, чтобы рассчитать водный налог. Ставка устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и зависит от вида использования водного ресурса. Сегодня в НК РФ содержится подробное и четкое перечисление фиксированных ставок для каждого объекта налогообложения. Сейчас законодательством Российской Федерации не предусматривается наличие льгот по водному налогу для субъектов.

Бухгалтерский учет налогообложения должен осуществляться по аналогичным правилам, что и любые другие налоговые отчисления. Во время составления перечисления необходимо брать во внимание, что расчет водного налога будет проверяться установленными надзорными органами. Все платежи перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с КБК.

Требования к заполнению налоговой декларации

Существуют общепринятые требования к оформлению налоговой декларации. Первым делом объекты налогообложения должны позаботиться о заполнении титульного листа. На первых страницах нужно указать вид декларации, которая предоставляется в соответствующие органы (первичная или корректирующая). Также тут должны быть зафиксированы такие данные, как номер квартала, отчетный год, полное название налоговой инспекции, в которую сдается декларация. После этого указываются сведения о налогоплательщике – ОГРН, а также код основной разновидности деятельности. Титульный лист должен подписываться руководителями и главным бухгалтером, которые работают в организации. Подпись может поставить физическое лицо, которое является плательщиком водного налога.

В разделе под номером 1 отображаются все данные по суммам налога, которые подлежат уплате. Раздел под номером 2 заполняется налогоплательщиками, которые осуществляют забор воды из природного водного объекта.

КБК для уплаты водного налога

Использование природных ресурсов: налоговая база

В отношении водных объектов для каждого налогоплательщика определяется водный налог. Объект налогообложения определяется при помощи пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство определяет полный объем воды, которая была взята из источника за отчетный период. Чтобы точно определить объем, необходимо полагаться на показания измерительных приборов для воды. Их необходимо регулярно фиксировать в соответствующем журнале первичного учета использования водных ресурсов.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем использованной воды будет определяться при помощи таких показателей, как общий период работы, а также производительность технических средств. Налоговым периодом считается квартал. Для каждого объекта налогообложения устанавливают твердые и фиксированные налоговые ставки, которые могут дифференцироваться по таким параметрам, как объем озера, моря, экономический район, а также площадь бассейна реки.

Особое водопользование

В особое водопользование водные объекты предоставляются только ограниченному кругу лиц (ст. 21 Водного кодекса РФ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Например, для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных и других водных биоресурсов, сохранения водных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое и оздоровительное значение, и т.д. (п. п. 7 и 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383).

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

Видео (кликните для воспроизведения).

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Источники

Как уточняется водный налог
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here