Камеральная налоговая проверка основание представление

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Камеральная налоговая проверка основание представление". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Камеральная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка является одним из видов налоговых проверок, целью которой является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Декларации, по которым проводится камеральная проверка

Налоговая декларация – это заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация может быть составлена в простой письменной форме, подписана уполномоченным представителем налогоплательщика и представлена непосредственно в налоговый орган или в электронной форме и передана по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщиком могут быть представлены следующие декларации:

— по налогу на прибыль, в том числе декларации по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков;

— по налогу на добавленную стоимость (НДС);

— по налогу на имущество;

— по налогу при применении Упрощенной системы налогообложения (УСН);

— по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД);

— по транспортному налогу;

— по земельному налогу;

— единая (упрощенная) декларация по налогам;

— по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);

— декларации по прочим налогам.

При представлении уточненной декларации по указанным выше налогам, также проводится камеральная проверка, при этом если не завершена проверка первичной декларации, то она прекращается и начинается камеральная проверка уточненной декларации (в соответствии со статьей 81 и пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации.

При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении дальнейших мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Кем и когда проводится

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, к которому прикреплен налогоплательщик. Об этом сказано в пункте 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

То есть, налоговым органом проводиться камеральная проверка каждой поданной налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом декларации, без исключений. Проведение данных проверок является непосредственной обязанностью налогового органа.

Камеральная проверка может быть проведена на основании иных документов, представленных налогоплательщиком (например: пояснения к декларации, обязательные документы, представляемые с декларацией и другие) и (или) документов о деятельности налогоплательщика, которые имеются у налогового органа (например: документы о проверках контрагентов налогоплательщика, разъяснения и прочие документы).

Порядок проведения камеральной проверки

Камеральную проверку проводит налоговая инспекция, в которую подана декларация. Проверка проводится по месту нахождения налогового органа, налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (согласно п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Налоговые органы при камеральной проверке проверяют представленную налогоплательщиком отчетность, соответственно проверка охватывает только тот налог и тот налоговый или отчетный период, за который подана декларация.

По другим налогам и периодам камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующей отчетности.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (исходя из положений ст.6.1 и ст.88 НК РФ). Налоговики не вправе требовать документы за пределами установленного срока проведения проверки.

Как указывалось ранее, камеральной проверке подвергается каждая декларация. Для этого данные представленной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налогового органа. Далее проводится сверка и анализ по следующим пунктам:

— сверяют данные представленной декларации с показателями декларации за предыдущий период;

— сверяют данные представленной декларации с данными декларации за этот же период, но по другим налогам;

— анализируют сроки представления декларации;

— анализируют насколько показатели представленной декларации и иных документов и сведений, которые есть у налоговой инспекции, соответствуют друг другу, нет ли противоречий, ошибок или несовпадений;

— анализируют прочие основания для проведения расширенной камеральной проверки.

Если при анализе и сверке полученной декларации налоговый орган не выявил ошибок, противоречий, несовпадений, несоответствий с другими документами, имеющимися у инспекции, то камеральная проверка заканчивается. В этом случае акт проверки не составляется, а налогоплательщик об окончании проверки не уведомляется.

РАСШИРЕННАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

В Налоговом кодексе Российской Федерации не фигурирует такое понятие как расширенная (углубленная или усиленная) камеральная проверка. Для целей настоящей статьи под этими терминами будет подразумеваться камеральная налоговая проверка, которая проводится в совокупности с мероприятиями налогового контроля.

Причины проведения расширенной камеральной проверки

Налоговый орган обязан проводить камеральную проверку каждой декларации, представленной налогоплательщиком.

Обычно проверка исчерпывается сверкой контрольных соотношений по данным декларации, но налоговый орган может так же провести и расширенную камеральную проверку с проведением различных мероприятий налогового контроля.

Такими мероприятиями могут быть: запрос пояснений, истребование документов, а с 01.01.2015г. даже осмотр территорий и помещений компании в случаях, предусмотренных законодательством.

Такие расширенные (углубленные) камеральные проверки проводятся, как правило, в следующих случаях:

— при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки, неточности, погрешности в налоговой декларации, а также противоречия между сведениями, содержащимися в документах, представленных налогоплательщиком, или обнаружены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, информации, содержащейся в документах, имеющихся у ИФНС;

— при проведении проверки налоговой декларации, в которой отражена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка;

— при проведении камеральных налоговых проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;

Читайте так же:  Пенсионер сдает квартиру в аренду налоги

— при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие, в соответствии со ст.172 НК РФ, правомерность применения налоговых вычетов;

— при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, если в декларации уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

Зачастую проверка проводится, если декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период;

— при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной с нарушением установленных законодательством сроков;

— если в отношении налогоплательщика поступили запросы из других налоговых органов (при встречной проверке контрагента и т.д.), органов внутренних дел, судебных и прочих инстанций;

— если организация числится в так называемом «черном списке» недобросовестных контрагентов;

— если суммы уплачиваемых налогоплательщиком налогов существенно разняться со средними показателями выведенными местными налоговыми органами.

Например: негласно, в 2014г. по г. Москва сумма НДС, уплачиваемая организациями, в среднем составляла 7% от суммы НДС от реализации и авансов. Уплата НДС менее этого процента сулили в 95% случаев проведением расширенной (усиленной) камеральной налоговой проверки.

Конечно это не полный список причин, по которым налоговый орган может провести расширенную (усиленную) камеральную проверку, ведь она может быть осуществлена в полном объеме по любой декларации.

Проведение расширенной камеральной проверки

Если при анализе и сверке полученной от налогоплательщика налоговой декларации налоговый орган выявил ошибки, противоречия, несовпадения, несоответствия с другими документами, имеющимися у налогового органа, то налоговики направляют требования представить пояснения или внести исправления в декларацию.

При этом нужно уложиться в установленный законодательством срок — пять рабочих дней с момента получения требования (согласно принципам, изложенным в статье 6.1 и статье 88 НК РФ).

Если камеральная проверка проводится, например, при заявлении льготы или НДС к возмещению, то в первую очередь налоговый орган проанализирует представленные документы и проведет мероприятия налогового контроля.

Это совершается для подтверждения того, что декларация и документы не содержат признаков, которые указывают на злоупотребление налоговой выгодой и прочие нарушения налогового законодательства.

При обнаружении таких признаков, налоговый орган обязан потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в отчетность.

Камеральная проверка и мероприятия налогового контроля

При расширенной камеральной проверке налоговые органы могут провести следующие мероприятия налогового контроля (исходя из положений ст.86, ст.90-97 Налогового кодекса РФ):

— истребование документов у налогоплательщика, у его контрагентов (в том числе у банка, в котором обслуживается налогоплательщик) и иных лиц, обладающих документами или информацией о налогоплательщике и его деятельности;

— привлечение специалиста, переводчика ;

— осмотр помещений и территорий , документов и предметов (начиная с 01.01.2015г. на основании пункта 1 статьи 92 Налогового кодекса). Данное мероприятие распространяется только на налогоплательщиков, подавших налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

Акт камеральной проверки

Документом, свидетельствующим об окончании камеральной проверки, является акт камеральной проверки, который налоговый орган обязан составить в течение 10 дней после завершения проверки (на основании ст.100 НК РФ).

Акт камеральной проверки составляется только при выявлении нарушения налогового законодательства.

Если после проведения проверки нарушений не обнаружено, налоговый орган акт не составляет и налогоплательщика об окончании проверки не уведомляет.

Если налогоплательщику важно получить информацию об окончании проверки, то ее лучше уточнять непосредственно в инспекции.

Обжалование результатов камеральной проверки

Если налогоплательщик не согласен с результатом проведения камеральной проверки, то он имеет право представить в налоговый орган возражение в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (согласно ст.100 НК РФ).

Акт налоговой проверки, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены представителем налогового органа.

Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней, указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (в соответствии со статьей 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с решением, вынесенным налоговым органом, он может его обжаловать в досудебном или в судебном порядке (статьи 137 -142 НК РФ).

В настоящей статье освещены лишь общие принципы проведения камеральных налоговых проверок. В каждом конкретном случае нужно учитывать нюансы финансово-хозяйственной деятельности организации и причины проведения углубленной (усиленной) камеральной проверки.

За консультацией, а также по вопросам подготовки документов для налоговых органов при проведении камеральной проверки и (или) обжалования результатов камеральной проверки Вы можете обратиться к специалистам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Смотрите также:

Камеральная налоговая проверка: порядок проведения и последствия

Камеральную проверку проводит налоговый инспектор на основании отчетностей бухгалтерской, налоговой и прочих прилагаемых к ним документов. В документы бухгалтерской и налоговой отчетности входят декларации, расчеты по авансовым платежам, заявления, справки и др. документы, которые служат основанием для начисления налогов и сборов.

Отчетность представляется в налоговую в установленной форме на бумаге или в электронной версии. Налогоплательщики со среднесписочной численностью работников от 100 человек с 01.01.2008 г. предоставляют только электронные виды отчетов.

Цели и задачи камеральной проверки

Цель камеральной проверки – соблюдение налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах. Во время камеральной проверки перед налоговыми органами ставятся следующие задачи:

  • контроль над представлением отчетности в налоговую инспекцию в полном объеме и определенные законом сроки;
  • определение достоверности налоговой отчетности на основе отчетов за прошлые периоды, других документов, имеющихся у налоговой, и на основании информации о похожих налогоплательщиках;
  • выявление, предупреждение и недопущение налоговых правонарушений;
  • сбор информации для выбора налогоплательщиков с целью проведения выездных проверок.
Читайте так же:  Получение налогового вычета при строительстве жилого дома

Порядок проведения

Проверка начинается после подачи налоговой декларации проверяемой стороной. Документ отображает сведения о величине и источниках доходов, расходов, льготах и сумме налога, подлежащего выплате в госбюджет. Налоговая декларация может быть подана:

  • Лично или через официального представителя;
  • Заказным письмом по почте;
  • Электронными каналами связи (факс, e-mail).

Последующая проверка проводится в несколько стадий:

  1. Контроль за полнотой и сроками предоставления документов по месту расположения налогового органа;
  2. Проверка правильности заполнения реквизитов;
  3. Арифметический анализ сумм, указанных в декларации;
  4. Анализ величины налога к уплате.

Когда могут запросить пояснения?

Налоговая инспекция вправе запрашивать пояснения, когда (п.п.3, 6 ст. 88 НК РФ):

  • или в результате камеральной налоговой проверки декларации или расчета выявлены ошибки, противоречия или несоответствия сведений;
  • или в уточенной налоговой декларации (расчете) заявлена меньшая сумма налога к уплате, чем в поданной ранее декларации (расчете);
  • или в декларации заявлен убыток;
  • или налогоплательщик заявил налоговые льготы.

Пояснения на требование налоговой нужно представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Напомним, что камеральная проверка проводится налоговым инспектором в течение 3 месяцев со дня представления декларации или расчета, при этом какое-либо специальное решение руководителя инспекции для проведения такой проверки не требуется (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если до окончания камеральной проверки конкретной декларации или расчета налогоплательщик представит уточненку за этот же период, то проверка по «старой» декларации прекращается и начинается новая проверка, которая также будет длиться 3 месяца.

Продление срока камеральной проверки по конкретной декларации или расчету законодательством не предусмотрено, и требование пояснений за рамками камеральной проверки неправомерно (Письмо Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 ). Поэтому на дачу пояснений за пределами камеральной проверки отказ налогоплательщика вполне законен. Хотя даже отказ как таковой организация может и не направлять, поскольку ответственности за это не будет. Но здесь нужно учитывать и возможные риски последующего включения такой организации в план выездных налоговых проверок, если инспекция сочтет, что организации все же есть, что скрывать.

Пояснения на требование налоговой нужно представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

В каком виде направить пояснения?

В рамках камеральной налоговой проверки пояснения в общем случае могут представляться в электронном виде или на бумаге. И лишь по НДС пояснения должны отправляться всегда в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Содержание пояснений (кроме электронного формата НДС-пояснений) НК РФ не регламентирует. Поэтому составить такие пояснения можно в произвольной форме. Главное, чтобы налоговая инспекция смогла получить из таких пояснений ответы на вопросы, которые возникли у нее в ходе камеральной проверки.

Пояснения подписывает руководитель организации в двух экземплярах. Пояснения передаются в налоговую лично (тогда на экземпляре организации нужна отметка о приеме), по почте или ТКС.

В общем случае налогоплательщик вправе вместе с пояснениями сдать также выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или иные документы, которые бы подтверждали правильность указанных в декларации или расчете сведений (п. 4 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях инспекция вправе сама требовать представлять с пояснениями необходимые документы, а налогоплательщик не имеет права отказать ей в этом. Например, при проверке декларации по НДС инспекция в некоторых случаях может запросить у вас счета-фактуры и иные документы, подтверждающие право на вычет (п. 8 ст. 88 НК РФ). А, скажем, при проверке расчета по страховым взносам инспекция может затребовать документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).

Сроки проведения камеральных проверок

Срок проведения такой проверки – три месяца с момента подачи налоговой декларации и последнего документа с подтверждением правильности расчетов и законности запрашиваемых вычетов. Возможны случаи, когда налоговики считают, что дата начала проверки – это дата получения документов или дата принятия решения о ее проведении (для камеральных проверок такого не требуется). Такое поведение налоговиков неправомерно, что уже подтверждалось арбитражной практикой.

Ответственность за непредставление пояснений

Если в ответ на требование налоговой инспекции дать пояснения налогоплательщик не отреагирует, он может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за повторное в течение года игнорирование требования налоговой штраф составит уже 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Обращаем внимание, что если инспекция в результате проверки выявила ошибки или противоречия, и налогоплательщик в этой связи подает уточненную налоговую декларацию, сдавать еще и пояснения не нужно.

Покажем на примере, как оформить по требованию при камеральной налоговой проверке пояснения налогоплательщика.

Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки

Процедура проведения камеральной налоговой проверки

Камеральные налоговые проверки проводятся налоговым органом в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Срок ее проведения — в течение трех месяцев с момента представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Внимание

На основании п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации или расчета, но при условии, если они представлены налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленным форме или формату.

Нарушения, служащие основанием для отказа в приеме налоговых документов, установлены в п.п. 28, 194 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н. При наличии таких оснований налоговым органом формируется уведомление об отказе в приеме с указанием выявленных нарушений.

Проверка контрольных соотношений

Начинается камеральная налоговая проверка представленных налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) и документов (как на бумажных носителях, так и в электронном виде) с ввода их показателей в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее — АИС) в соответствии с регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 25.02.2016 N ММВ-7-6/[email protected]

Читайте так же:  Финансовое планирование и контроль на предприятии

На этой стадии осуществляется автоматизированный контроль взаимоувязки показателей представленных налоговых деклараций (расчетов) между собой, а также с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим налогам, показателями бухгалтерской отчетности и с информацией, полученной из внешних источников.

В случае, если возникнает необходимость уточнения реквизитов налогового документа, налогоплательщику направляется уведомление об уточнении налогового документа, представленного на бумажном носителе.

Контроль показателей налоговых деклараций (расчетов) осуществляется с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений , разработанных налоговыми органами. Результаты такого контроля анализируются при проведении камеральной проверки.

Внимание

Контрольные соотношения показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, используемые налоговыми органами в своей работе, ранее являлись закрытой служебной информацией (за исключением отдельных контрольных соотношений, перечень которых был представлен ФНС России в письме от 21.04.2006 N ММ-6-06/[email protected]).

Однако в целях повышения качества заполнения налоговых деклараций, сокращения количества уточнённых налоговых деклараций, а также оптимизации работы налоговых органов, ФНС России снята пометка «Для служебного пользования» с писем, устанавливающих контрольные соотношения к налоговым декларациям (письма ФНС России от 27.11.2012 N ЕД-4-3/[email protected], от 03.04.2014 N ГД-4-3/[email protected]).

Разработаны также контрольные соотношения:

— показателей новой формы расчета сумм страховых взносов, представляемой с 2017 года в наловую инспекцию (письмо ФНС России от 13.03.2017 N БС-4-11/[email protected]);

— проверки реестров сведений, представляемых для подтверждения «нулевой» ставки по НДС (письма ФНС России от 07.02.2017 N ЕД-4-15/[email protected], от 19.12.2016 N ЕД-4-15/[email protected]).

Протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций ежедневно формируются и при необходимости распечатываются. Они хранятся в базе данных и используются при проведении проверок отделом камеральных проверок.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки инспектор производит:

— контроль своевременности представления налоговых деклараций (расчетов);

— проверку сопоставимости показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;

— взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;

— проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

Кроме того, проверке подвергается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся у налогового органа информации, а также полнота и качество документов (информации), представленных налогоплательщиком и иными лицами.

По результатам проведенного автоматизированного контроля, сопоставления данных, информации из внешних источников, документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией (расчетом), данных информационных ресурсов и т.п. инспектор принимает решение о необходимости проведения других мероприятий налогового контроля (так называемой углубленной камеральной проверки).

При отсутствии необходимости проведения других мероприятий налогового контроля камеральная налоговая проверка заканчивается. При этом акт проверки не оформляется и решение по акту не принимается (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Проведение углубленной камеральной проверки

Если в результате автоматизированного арифметического контроля выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования необходимые пояснения или внести в установленный срок соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Запросить необходимые пояснения инспекторы могут и в случае проверки:

— уточненной налоговой декларации (расчета), в которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере, меньшем ранее заявленного — в части обоснования изменений соответствующих показателей налоговой декларации (расчета);

— налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка — в части обоснования размера полученного убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В этих случаях проводится дальнейшая проверка представленной декларации (расчета) с истребованием документов и проведением иных мероприятий налогового контроля, так называемая углубленная камеральная проверка (см., например, письмо ФНС России от 08.12.2011 N АС-4-2/20776).

Углубленная камеральная проверка в обязательном порядке также проводится при представлении:

— налоговой декларации (расчета), в которой заявлено право на применение налоговых льгот;

— налоговой декларации (расчета), в которой сумма налога (авансового платежа) заявлена к уменьшению или к возмещению, в частности, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога;

— налоговой декларации (расчета) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

— налоговой декларации (расчета), вместе с которой представлены подтверждающие и иные документы.

Приведенный перечень случаев осуществления камеральной проверки с проведением мероприятий налогового контроля не является исчерпывающим. Налоговый орган может провести углубленную проверку любой представленной налогоплательщиком декларации.

Внимание

Очередность и перечень необходимых мероприятий налогового контроля определяется налоговыми органами также с учетом группы налогового риска, присвоенной в автоматическом режиме системой управления рисками «СУР АСК НДС-2» налогоплательщикам — юридическим лицам, представившим декларации по НДС, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков. Согласно письму ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/[email protected] в настоящее время такие налогоплательщики распределены на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

В группу с низким налоговым риском отнесены налогоплательщики, которые ведут реальную финансово — хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, а также обладают соответствующими ресурсами (активами). Их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

В группу с высоким налоговым риском относены налогоплательщики, обладающие признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами. Они не обладают достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства или исполняют в минимальном размере.

К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Результаты оценки «СУР АСК НДС-2» используются:

— при определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения);

Читайте так же:  Налоги индивидуального предпринимателя енвд

— при определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.

— при определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).

Свидетельством проведения углубленной камеральной проверки представленной налоговой декларации является, в частности, выставление инспекцией требования о представлении документов и пояснений и/или назначение иных мероприятий налогового контроля.

Представленные налогоплательщиком пояснения и документы инспектор, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан рассмотреть. И если после рассмотрения таких пояснений и документов (либо при их отсутствии) будет установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется акт проверки (п. 5 ст. 88 и п. 1 ст. 100 НК РФ).

Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки

Согласно российскому законодательству налоговые органы обязаны проводить проверку деятельности физических и юридических лиц в установленные сроки. Один из видов контроля – камеральная налоговая проверка. Она проводится на основе отчетности, которую предоставляет налогоплательщик.

Основные направления ведения камеральной проверки

Такими направлениями являются:

  • проверки сопоставимости отдельных показателей отчетности текущего и предыдущего периодов;
  • взаимная увязка показателей деклараций, находящихся на проверке, с показателями в декларациях по другим налогам и отчетности;
  • определение достоверности отчетности с использованием анализа всей информации, которой располагает налоговая инспекция;
  • проверка полноты заполнения, качества документов и информации, содержащейся в них, от налогоплательщика, банков, контрагентов и других источников.

Если ошибки взаимной связи показателей не найдены, камеральная проверка не делается. Исключения составляют следующие случаи:

  • при заявлении налогоплательщика на право налоговых льгот;
  • когда сумма авансового налогового платежа заявлена к уменьшению (возмещению);
  • когда предоставлена декларация (расчет) налогов, связанных с добычей (использованием) природных ресурсов;
  • когда к декларации или расчету приложены подтверждающие или другие документы.

Налоговые инспектора камеральную проверку всегда предпочитают выездной. Такая проверка проводится прямо в кабинете, а все документы, необходимые для нее, могут быть затребованы. В ходе выездной проверки такое не всегда возможно, поскольку есть ограничения во времени. Но требования налоговиков не всегда законны. Как вести себя, чтобы избежать штрафа?

Итак, согласно НК РФ инспектор имеет право запросить необходимые документы для проведения проверки, направив письменное требование. Подпись главы инспекции в этом случае не нужна, достаточно подписи инспектора. Уточним некоторые нюансы:

Налоговику совсем необязательно отдавать оригиналы документов, ему вполне достаточно ксерокопий с подписью директора и печатью. На подготовку документов для проверки фирме дается 5 дней, после чего ей грозит штраф в 50 рублей за каждые просроченный день. Нужно отметить, что увеличение штрафа в зависимости от срока не предусмотрено.

Налоговый Кодекс не предусматривает ограничений запрашиваемых на проверку документов, но на практике инспектор может запросить только документы, имеющие отношение к камеральной проверке. Камеральная проверка не может превратиться в проверку всей деятельности фирмы.

Фирма может не выполнять требований предоставления документов без конкретного перечня запрашиваемого. К примеру, требование предоставить «расшифровку налогооблагаемой базы» может быть не выполнено, поскольку не указаны конкретные позиции. В этом случае можно отправить в налоговую встречное требование с просьбой уточнения. Это, кстати, даст вам возможность лучше подготовиться к проверке. Время до получения уточнения от налоговиков в 5-дневный срок при этом не войдет.

Фирма может не предоставлять инспектору документы повторно. Такой запрос от инспектора можно попросту проигнорировать.

Итак, на основании изложенного выделяем главное:

  • представлять нужно только документы, касающиеся проверяемой декларации;
  • инспектор не вправе требовать несуществующие в фирме документы;
  • вы не обязаны готовить расшифровки и справки специально для проверки;
  • если вас оштрафовали, не торопитесь оплачивать штраф. В этом случае налоговики подадут в суд, который может решить в вашу пользу.

Камеральная проверка: пояснения

С целью контроля за соблюдением организациями или предпринимателями налогового законодательства инспекции проводят проверки (п. 2 ст. 87 НК РФ). При этом в автоматическом режиме и, как правило, без участия налогоплательщика проводится камеральная налоговая проверка. Однако если в результате такой проверки у налоговой инспекции возникнут вопросы, она направит организации или ИП соответствующее требование и попросит дать необходимые пояснения. Как составляются пояснения на требование инспекции в рамках камеральной налоговой проверки, расскажем в нашей консультации и приведем пример таких пояснений.

Действия налогового органа

Во время камеральной налоговой проверки инспекция имеет право требовать необходимые документы от второй стороны. При этом запрещено повторное требование уже поданных деклараций, кроме двух случаев:

  • Налогоплательщик предоставил подлинники, которые вскоре ему вернули;
  • Переданные документы были уничтожены из-за непредвиденных и непреодолимых обстоятельств (стихийное бедствие, пожар, теракт и т. д.).

Эта процедура регламентируется 93 статьей НК РФ. Требования к проверяемой стороне подаются в письменной форме, электронным письмом или почтовой пересылкой. Пересланное по почте заказное письмо считается принятым через шесть дней после отправки.

Еще одна мера контроля – допрос свидетелей. Процесс и предпосылки к нему описаны в статье 90 НК РФ. Перед проведением допроса уполномоченное должностное лицо уведомляет свидетеля об ответственности за дачу ложных показаний. Уклонение от дачи показаний также является нарушением российского законодательства. Согласие свидетеля утверждается его подписью. Полученные сведения заносятся в протокол допроса. В случае нарушения требований свидетель несет налоговую ответственность, предусмотренную статьей 128 НК РФ.

После выявления серьезных нарушений, налоговая может провести экспертизу. Решение о её проведении принимается после постановления налогового органа. Затем составляется протокол об ознакомлении проверяемого лица с его правами во время экспертизы. Налогоплательщик имеет право:

  • Подавать прошение о самостоятельном выборе эксперта;
  • Потребовать разъяснения результатов экспертизы;
  • Присутствовать лично во время проверки и давать объяснения эксперту;
Читайте так же:  Оформление налогового вычета на лечение через госуслуги

В отдельных случаях налоговики могут привлечь переводчика для понимания иностранного языка или знаков глухонемого физического лица. За неправильный перевод или искривление сведений переводчик несет налоговую ответственность, предусмотренную статьей 129 НК РФ.

Последняя мера контроля – осмотр зданий, помещений и предметов хозяйственной деятельности проверяемого лица. Для законности процесса привлекаются понятые, налогоплательщик или его доверенное лицо и специалисты. При необходимости ведётся видеозапись действий налоговой инспекции.

Этапы камеральной проверки

Что делается поэтапно в ходе камеральной проверки?

  • проверяется полнота предоставления документов налоговой отчетности налогоплательщика;
  • проводится визуальная проверка полноты и правильности оформления отчетов (заполнения всех реквизитов, правильности, четкости заполнения и т. д.);
  • проверяется своевременность подачи налоговой отчетности;
  • проверяется правильность арифметического подсчета данных отчетности;
  • проверяется обоснованность применения различных ставок налогов и льгот;
  • проверяется правильность исчисления налогооблагаемой базы.

Регламент камеральных проверок устанавливает порядок их проведения. В нем указывается, что налоговая проводит автоматизированный арифметический контроль отчетности с применением внутри- и междокументных соотношений. По результатам такого контроля составляются протоколы ошибок связи показателей сданных налоговых деклараций. В результате такого контроля выявляются ошибки в отчетности, противоречия между сведениями, указанными в представленных на проверку документах.

Также определяется несоответствие сведений, которые предоставил плательщик налогов, сведениям, которые имеются в распоряжении налоговой. Такие сведения могут отражаться в документах, полученных налоговой службой в ходе налогового контроля.

Сроки и место проведения

Крайний срок окончания проверки – три месяца от следующего дня после предоставления отчётности.

Налоговая не направляет налогоплательщику уведомлений о начале процесса.

Если во время анализа отчётности инспекция выявляет ошибки или неточности в декларации, она имеет право потребовать пояснений или внесения изменений в сам документ.

Неявка налогоплательщика по требованию комиссии тянет за собой штраф в размере до 2000 рублей. Юридическое или физическое лицо может предоставить разъяснения в письменном виде, почтовой пересылкой или электронным письмом. В последнем варианте требуется поставить специальную электронную подпись. Пояснения нужно предоставить в течение 5 рабочих дней с момента ознакомления с требованиями налоговой.

В случае внесения определенных изменений в пакет документов, налогоплательщиком подается уточненная декларация. Инспекция имеет право потребовать этот документ в четырех случаях:

  • Заявлена новая сумма НДС для выплаты;
  • Поменялся порядок предоставления льгот;
  • Хозяйственная деятельность налогоплательщика связана с пользованием природными ресурсами;
  • Декларация по налогу на прибыль физических лиц подана инвестиционным товариществом.

Налоговые органы не имеют право выходить за рамки этих постановлений, требование предоставить другие документы незаконно. Подобные случаи должны рассматриваться в арбитражном суде, где вердикт, как правило, в пользу налогоплательщика.

Если юридическое или физическое лицо по уважительной причине не может предоставить уточненную декларацию, оно посылает письменное уведомление в налоговый орган. В течение 2 дней оно рассматривается руководством инспекции. За это время принимается решение о продлении сроков предоставления уточненной декларации.

Налоговики имеют право проверять хозяйственную деятельность предприятия или физического лица только за указанный в декларации период времени. Требования о предоставлении дополнительных документов не обоснованы законом. Однако, по результатам камеральной проверки может быть принято решение о проведении более глубокого анализа деятельности фирмы. Тогда проводится выездная проверка.

Правовое регулирование

Главное отличие от других видов контроля – декларации юридического или физического лица проверяются по месту расположения налогового органа. Весь процесс длится до трёх месяцев с момента предоставления отчётности. За это время налоговики анализируют декларации и ищут возможные нарушения законодательных актов НК РФ. Камеральная проверка регламентируется 88 статьей Налогового кодекса.

Камеральная проверка является одним из самых частых видов контроля. Это обусловлено меньшими затратами на её проведение и высокой степенью автоматизации. С помощью неё можно охватить почти всех налогоплательщиков, тогда как выездные проверки проводятся лишь у четверти юридических лиц. Общая эффективность такого вида контроля повышается благодаря комплексному анализу всех показателей налоговой отчетности.

Камеральная проверка делится на четыре вида по направлениям:

  • Формальная. Учёт наличия всех предписанных налоговых законодательством документов. Обязательно наличие необходимых подписей налогоплательщика и отметки о получении отчётности;
  • Арифметическая. Контролируется подсчёт итоговых арифметических сумм в декларации;
  • Нормативная. Анализируется правильность содержания документов согласно законодательным актам. Этот вид позволяет найти возможные нарушения в виде необоснованных затрат предприятия;
  • Непосредственно камеральная. Заключительная проверка корреспонденции и суммы налога для внесения в госбюджет.

Результаты проверки

По итогам камеральной налоговой проверки руководством налогового органа выносится вердикт о соблюдении законодательных норм налогоплательщиком. Если за время работы комиссии не было выявлено никаких нарушений, проверка завершается. Налоговики не обязаны уведомлять вторую сторону об отсутствии нарушений в её работе.

Второй вариант менее благоприятен. При выявлении нарушений налогового законодательства в течение десяти дней после завершения контроля составляется акт камеральной проверки. Его структура указана в статье 100 НК РФ. В акте указываются выводы процедуры и конкретные нарушения в действиях проверяемой стороны. В течение пяти дней документ доставляется до проверяемого юридического или физического лица.

Если налогоплательщик возражает фактам, представленным в акте, он в праве подать письменные возражения в налоговый орган. В таком случае, он обязан прикрепить документы, которые обосновывают возражения. Сделать это нужно не позднее пятнадцати дней с момента получения результатов проверки.

Важно! Несмотря на отсутствие законодательных норм для продления камеральной проверки, Минфин России указал на возможность расширения срока процесса еще на один месяц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства происходит через десять дней после вручения соответствующего акта второй стороне. Оно может быть обжаловано через подачу апелляционной жалобы.

Источники

Камеральная налоговая проверка основание представление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here