Камеральная проверка вызывают в налоговую

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Камеральная проверка вызывают в налоговую". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Энциклопедия решений. Допрос свидетелей при проведении камеральной налоговой проверки

Допрос свидетелей при проведении камеральной налоговой проверки

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Ст. 90 НК РФ, регламентирующая участие свидетеля при осуществлении налогового контроля, не содержит запрета на допрос свидетелей в ходе проведения камеральных проверок.

Возможность использования допроса свидетелей при проведении камеральных проверок непосредственно в ст. 88 НК РФ не предусмотрена.

В то же время на основании п. 6 ст. 100 НК РФ проверяющие вправе назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. В качестве таких мероприятий может проводиться и допрос свидетеля. Основанием для этого служит решение налоговой инспекции о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

По мнению Минфина России, право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не ограничено (см. письма Минфина России от 19.06.2015 N 03-02-07/1/35776, от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).

И суды в большинстве случаев принимают свидетельские показания, полученные налоговым органом в ходе камеральной проверки, в качестве надлежащих доказательств (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2014 N Ф07-3010/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2011 N Ф02-2232/11).

Однако в некоторых случаях судьи признают неправомерным проведение допроса свидетелей в рамках камеральной проверки, указывая, что налоговый орган не вправе выходить за пределы полномочий, предоставляемых ему налоговым законодательством применительно к различным формам налогового контроля (постановления ФАС Центрального округа от 02.11.2012 N Ф10-3889/12, от 28.12.2011 N Ф10-4755/11).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Во время камеральной проверки вызвать в налоговую для дачи показаний могут любое физическое лицо

ginasanders / Depositphotos.com

ФНС России напомнила, что налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (Письмо Федеральной налоговой службы от 9 августа 2019 г. № ЕД-4-15/[email protected]). Кроме того, они вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, за исключением:

  • лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля,
  • лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Каких-либо ограничений по вызову в налоговые органы руководителя организации во время проведения камеральной проверки, который может быть привлечен в качестве свидетеля для дачи показаний, налоговое законодательство не предусматривает.

Допрос при камеральной проверке

Письмо Минфина от 19 июня 2015 года № 03-02-07/1/35776 не обрадовало бизнес. В нем ведомство разъяснило: при проведении камеральной проверки инспекция может вызвать свидетеля на допрос. Марина Скудутис внимательно изучила документ.

Минфин напомнил: согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 и пункту 1 статьи 90 НК, фискальные органы вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Ведомство пришло к выводу, что кодекс не запрещает этого делать и при камеральном мероприятии. Напомню, некоторых лиц контролеры допрашивать не вправе. К ним относятся:

  • во-первых, граждане, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не могут объективно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для проверки;
  • во-вторых, лица, которые получили информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к тайне. Тут речь идет, например, об адвокатах или аудиторах.

Отмечу, что Минфин ранее уже давал разъяснения, где уточнил, что кодекс не ограничивает право ревизоров проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки (Письмо Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411).

Непосредственно в сфере контрольной работы ФНС задействованы сотрудники отделов камеральных и выездных проверок и отделов оперативного контроля, штатная численность которых на 1 января 2015 года составила 53 774 единиц, фактическая – 45 917 человек.

Однако, несмотря на разъяснения ведомства, все не так однозначно. Дело в том, что некоторые арбитры придерживаются иного мнения. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 28 декабря 2011 года по делу № А08- 2014/2011. Тогда коммерсант в суде просил признать незаконным решение инспекции, которая доначислила ему ЕНВД, пени, штраф по статье 122 НК в связи с занижением физического показателя «площадь торгового зала (в квадратных метрах)». Индивидуальный предприниматель не включил в расчет площадь помещения, находящегося в торговом центре. А арбитры требование удовлетворили. Они пришли к выводу, что выездная налоговая проверка не проводилась, соответствующего решения о ее проведении налоговый орган не представил. А в рамках камерального мероприятия инспекторы не вправе были допрашивать свидетелей.

Но есть решения арбитров и с противоположным мнением судей. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 21 января 2013 года № А73-3214/2012 пришел к выводу, что налоговое законодательство не запрещает допрашивать свидетелей в рамках невыездных проверок. Суд решил, что НК РФ предусматривает последовательный порядок проведения камеральной проверки представленной декларации, направленный на достоверное установление обязанностей компании перед бюджетом. В частности, инспекция вправе потребовать у фирмы документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 кодекса правомерность применения вычетов. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) фискального органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. К ним, по мнению суда, может быть отнесен в том числе и допрос свидетеля.

Читайте так же:  Кто освобождается от уплаты налога на недвижимость

Допрос с пристрастием

Возникает вопрос: кого же фискалы могут вызвать для дачи показаний в рамках камеральной проверки? Ответ – любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления контроля, в том числе, конечно, и работников проверяемой фирмы. Например, главбуха иди генерального директора. Показания свидетеля фискалы могут получить по месту его пребывания, например, если свидетель из-за болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию, а по усмотрению должностного лица этого органа – и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ). Показания свидетеля контролеры занесут в протокол.

Перед получением показаний налоговый инспектор предупредит свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложной информации. Об этом в протоколе контролеры сделают отметку, которую удостоверит подписью свидетель.

Кстати, об ответственности. Статья 128 Налогового кодекса предусматривает, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей; неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – в размере 3000 рублей.

Количество проведенных контрольных мероприятий на 1 сотрудника отдела камеральных проверок составило 1222 оверки в 2014 году (в 2013 – 1324 проверки)

Когда могут запросить пояснения?

Налоговая инспекция вправе запрашивать пояснения, когда (п.п.3, 6 ст. 88 НК РФ):

  • или в результате камеральной налоговой проверки декларации или расчета выявлены ошибки, противоречия или несоответствия сведений;
  • или в уточенной налоговой декларации (расчете) заявлена меньшая сумма налога к уплате, чем в поданной ранее декларации (расчете);
  • или в декларации заявлен убыток;
  • или налогоплательщик заявил налоговые льготы.

Пояснения на требование налоговой нужно представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Напомним, что камеральная проверка проводится налоговым инспектором в течение 3 месяцев со дня представления декларации или расчета, при этом какое-либо специальное решение руководителя инспекции для проведения такой проверки не требуется (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если до окончания камеральной проверки конкретной декларации или расчета налогоплательщик представит уточненку за этот же период, то проверка по «старой» декларации прекращается и начинается новая проверка, которая также будет длиться 3 месяца.

Продление срока камеральной проверки по конкретной декларации или расчету законодательством не предусмотрено, и требование пояснений за рамками камеральной проверки неправомерно (Письмо Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 ). Поэтому на дачу пояснений за пределами камеральной проверки отказ налогоплательщика вполне законен. Хотя даже отказ как таковой организация может и не направлять, поскольку ответственности за это не будет. Но здесь нужно учитывать и возможные риски последующего включения такой организации в план выездных налоговых проверок, если инспекция сочтет, что организации все же есть, что скрывать.

Пояснения на требование налоговой нужно представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

Действия налогового органа в ходе камеральной проверки

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе осуществлять следующие действия (мероприятия налогового контроля):

  • истребовать документы у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных НК РФ, ст. 93 НК РФ);
  • истребовать документы и сведения у контрагентов и иных лиц (ст. 93.1 НК РФ);
  • проводить допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  • назначать экспертизы (ст. 95 НК РФ);
  • привлекать к участию переводчика (ст. 97 НК РФ);
  • проводить осмотр документов и предметов (ст. 91, 92 НК РФ)*;
  • вызвать налогоплательщика для дачи пояснений (п.п. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Вручение акта

На то, чтобы составить акт проверки, у инспекторов

В течение 5 рабочих дней после даты составления акта его экземпляр должны вручить руководителю или ИП либо их уполномоченному представителю лично под расписк Запись о получении акта делается на последней странице того экземпляра, который останется у налоговиков, и заверяется вашей подписью. Заметьте, что подписание вами акта вовсе не означает, что вы выразили свое согласие с теми фактами, что в нем изложены. Ваша подпись — лишь доказательство того, что акт вам вручен.

Как правило, налоговики заранее уведомляют налогоплательщика о возможности прийти и получить акт. Например, такое уведомление они могут вручить вместе со справкой о

Ответственность за непредставление пояснений

Если в ответ на требование налоговой инспекции дать пояснения налогоплательщик не отреагирует, он может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за повторное в течение года игнорирование требования налоговой штраф составит уже 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Обращаем внимание, что если инспекция в результате проверки выявила ошибки или противоречия, и налогоплательщик в этой связи подает уточненную налоговую декларацию, сдавать еще и пояснения не нужно.

Покажем на примере, как оформить по требованию при камеральной налоговой проверке пояснения налогоплательщика.

Во время камеральной проверки на допрос в ФНС могут вызвать и директора

ФНС в Письме от 09.08.19 № ЕД-4-15/[email protected] сообщила, что налоговое законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к вызову директора компании на допрос в качестве свидетеля во время камеральной проверки этой компании.

Собственно, само письмо:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение , сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Согласно статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно подпункту 4 и 12 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

В пункте 1 статьи 90 Кодекса определено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Вместе с тем согласно положениям пункта 2 статьи 90 Кодекса при налоговых проверках не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, а также лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Читайте так же:  Автомобильный налог на роскошь

Согласно пункту 3 статьи 90 Кодекса физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налоговое законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по вызову в налоговые органы руководителя организации во время проведения камеральной проверки, который может быть привлечен в качестве свидетеля для дачи показаний.

Одновременно сообщаем, что предлагаемые в обращении изменения в Кодекс противоречат смыслу проведения допроса свидетеля, так как представителю лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, могут быть известны не все обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

То есть, только представителей они не хотят видеть. Вспоминается год назад Письмо ФНС, согласно которому явку с представителем на допрос расценивали как признак компании-«однодневки».

Допрос директора в ходе камеральной проверки

В настоящее время нельзя не отметить формирование новых трендов проверок налогоплательщиков. Все больше налоговый контроль переносится на стадию предпроверочного анализа, для целей налогового контроля используется валютная и таможенная информация, проверки нацеливаются на выявление виновных должностных лиц.

При этом следует отметить, что около 30% жалоб налогоплательщиков удовлетворяются вышестоящими налоговыми органами, что говорит о росте эффективности досудебного урегулирования, при общем векторе на снижение выездных налоговых проверок. Налоговая службы все чаще выходит на выездную налоговую проверку, когда уже с большой вероятностью уверена в ее положительном для себя результате. В результате статистика оспаривания результатов выездных проверок в судебном порядке свидетельствует об уменьшении количества дел, разрешенных в пользу налогоплательщиков.

В таких условиях все больше возрастает роль подготовки бизнеса к предпроверочному анализу со стороны налоговиков и коммуникации с ними в ходе камеральных налоговых проверок.

ФНС России периодически представляет общественности разъяснения по вопросам организации и проведения проверочных мероприятий, вызывающие активное обсуждение в юридическом сообществе.

Так, например, 09.08.2019 года в приложении «Официальные документы» к журналу «Учет. Налоги. Право» № 36 за 2019 год опубликовано письмо ФНС России № ЕД-4-15/[email protected]

В нем сформулирована правовая позиция о том, что в нормах налогового права отсутствует вето на вызов в подразделения ФНС руководителей компаний в ходе камеральных проверок, и они вполне привлекаемы свидетелями для снятия показаний.

Право вызова свидетелей в ходе мероприятий налогового контроля предоставляет налоговикам статья 90 НК РФ. В соответствии с ней свидетелем может быть привлечен любой человек, если ему известны любые обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Письмом от N 03-02-07/1-411 от 30.11.2011 года Минфин России уже разъяснял, что НК РФ не табуирует права фискальных органов осуществлять допросы осведомленных лиц в пределах камеральной налоговой проверки.

Вынесенные судебные акты по данному вопросу противоречивы.

Так ФАС Центрального округа в постановлении от 28.12.2011 по делу N А08-2014/2011 высказался в том ключе, что выполнение допроса свидетелей в ходе камеральной проверки не соответствует ее природе.

Напротив, имеются акты, когда суды принимают в качестве надлежащих доказательных аргументов протоколы допросов сведущих лиц, сформированных в процессе камеральной проверки. Примерами могут служить Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2009 года по делу № КА-А40/7052-09, от 23.07.2009 по делу № КА-А40/5922-09.

Считаем, что нормы Налогового кодекса позволяют сотрудникам налоговой службы вызывать руководителя организации для дачи показаний в ходе камеральной налоговой проверки.

Более того, полагаем, что это полномочие служит не только обеспечению налогового контроля со стороны государства, но и отвечает интересам налогоплательщика, который может еще на стадии проверки, до принятия итогового решения, изложить проверяющим свою позицию по предмету проверки, дать необходимые пояснения и разрешить возможные сомнения проверяющих.

Да, иногда тактически, исходя из индивидуальных условий конкретной проверки налогоплательщика, дача пояснений налоговикам не возможна или не приемлема.

В такой обстановке менеджер, приглашенный в орган ФНС свидетелем, должен знать и помнить, что, он вправе не давать показания, но только по основаниям, разрешенным законодательством РФ. Это право заложено законодателем в пункте 3 статьи 90 НК РФ.

К числу таких оснований относится фундаментальное право, декларированное в статье 51 Конституции России, не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Вывод: в ситуации вызова на допрос к налоговикам, в процессе камеральной налоговой проверки, директор компании должен прибыть к вызывающему лицу. Он может воспользоваться правом дать необходимые налоговой службе пояснения. При необходимости имеется правовая возможность отказаться от дачи показаний со ссылкой на статью 51 Конституции РФ.

Энциклопедия проверок: ФНС (часть 3)

Кто подписывает акт налоговой проверки

По общему правилу со стороны инспекции акт должен быть подписан теми должностными лицами, которые проводили соответствующую проверк Например, в случае с выездной проверкой это все инспекторы, указанные в решении о проведении в составе проверяющей группы.

Однако подписание акта инспектором, не участвовавшим в проверке, — это малозначительный недочет. Ведь он никак не нарушает ваших прав как налогоплательщика и не мешает участвовать в процессе рассмотрения материалов проверк Так же как и отсутствие в акте выездной проверки подписей всех инспекторов, принимавших в ней участи Поэтому такие нарушения со стороны ИФНС вы вряд ли сможете использовать как повод для отмены решения по проверке.

Почему так плохо проводится камеральная проверка в налоговой?

Мне пришло требование в котором сказано что налоговая проверила мой расчетный счет (ИП) и выяснила что за 2017 год туда было перечислено 69 тыс. руб., а в декларации указана сумма доходов 0. И требуют предоставить документы из банка. Так вот эти деньги — это личные средства внесенные через кассу с отметкой «личные средства» которые в 100% объеме ушли на оплату налогов ИП. Вопрос — как они проверяют расчетных счет, при этом не видят отметки «личные средства» и запрашивают документы с этого же счета в банке которые они так «тщательно» проверяли?

Скорее всего эта информация не доходит до налогового органа в предоставляемой выписке либо должностное лицо проигнорировало эту формулировку. Да и в любом случае это должно было заинтересовать налоговиков, т.к. требование могло быть вполне резонным, если не учитывать нюансы Вашей ситуации.

Имеет смысл в такой ситуации дать объяснения относительно того, что за средства и для каких целей были положены на Ваш счет, которое у Вас отбирается на основании статьи 82 НК РФ, п.4 ст.101 НК РФ, чтобы снять вопрос и не доводить до санкций. Кроме того, не помешает приложить копии подтверждающих оплату налогов с данного счета документов.

Здравствуйте. Это вопрос нужно задавать непосредственно налоговой, почему они так делают, а не юристам. Нам как то не докладывают почему именно у вас они не видят отметки «личные средства».Не согласны обжалуйте. В соответствии с НК РФ Статья 137. Право на обжалование

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права

Здравствуйте. Письмо Минфина РФ от 31.05. 07 г. № 03-02-07/1-267 разъясняет, что, несмотря на отсутствие в НК понятия «повторная камеральная проверка», чиновники допускают ее проведение в случае представления уточненной налоговой декларации.

В соответствии со ст. 101 НК РФ по итогам проверки может быть вынесено решение о привлечении либо отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет через налоговую

1. Несвоевременное получение налоговым органом налоговой декларации, отправленной по почте.

Вины ни налогоплательщика, ни налогового органа в работе почты нет. Но нередко налоговики забывают о том, что датой представления налоговой декларации является дата ее отправки по почте с описью вложения (а не момент получения инспекцией).

В результате это может привести к блокировке расчетного счета налогоплательщика. Недоразумение улаживается в пользу налогоплательщика после его явки в инспекцию с почтовой квитанцией.

2. Инспектор, найдя нарушение, тут же пишет акт проверки.

Для него все понятно и никаких разъяснений со стороны предпринимателя не требуется. Такая ошибка инспектора может быть на руку налогоплательщику в суде. Нарушено требование п. 3 ст. 88 НК РФ. Конституционный суд РФ в своем определении от 12.07.06 № 267-О отметил, что налоговые инспекторы не могут произвольно отказаться от дополнительных сведений и объяснений.

3. Забыли «пригласить» на рассмотрение возражений по акту проверки.

Такая забывчивость может стоить налоговикам проигрыша в суде. Нарушено требование п. 2 ст. 101 НК РФ. Суд на основании п. 14

ст. 101 НК РФ может отменить любое решение по акту проверки.

4. Начислили штраф без камеральной проверки.

В последнее время налоговики наладили между собой обмен информацией, которую стараются использовать для доначисления налогов. Но какие бы компрометирующие документы ни были у инспекции, камеральная проверка начаться не может. Они могут стать основой для проверки, но сам процесс начнется только после получения от плательщика налоговой декларации. К такому же выводу пришел и Президиум ВАС в постановлении от 26.06.07 г. № 1580/07.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Привлечение налогоплательщика к ответственности в случаях, когда нормы налогового права не должны применяться.

Например, штраф за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (один экземпляр которой сдается в налоговую инспекцию). Однако НК не обязывает представлять налоговикам эту декларацию. Поэтому ее несвое-временное представление не является налоговым правонарушением.

Оформление результатов камеральной проверки

Если в декларации не выявлены ошибки и противоречия, инспектор просто подписывает документ с указанием даты проверки на титульном листе. На этом камеральная проверка заканчивается. Если выявляется налоговое правонарушение, то составляется акт проверки. Этот документ должен быть готов в течение 10 дней после проведения ревизии. В акте по «камералке» обязательно указывается дата представления в инспекцию деклараций и прочих документов.

ПАМЯТКА: В п. 3 ст.100 НК РФ поименованы обязательные реквизиты акта. Проверьте указанные в акте нарушения, выводы и предложения проверяющего, ссылки на статьи НК РФ.

Предприниматель (его представитель) принимает акт под расписку, в которой указывает дату его получения. Однако он вправе не подписывать и не принимать акт. Это обязательно протоколируется. В этом случае акт отсылается по почте по месту жительства предпринимателя. Датой его вручения будет считаться шестой день с момента отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если предприниматель не согласен с фактами, изложенными в акте, он вправе в течение 15 дней с момента получения акта представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК) РФ. Возражения можно составлять в произвольной форме.

Главное — кратко и четко изложить все претензии и представить веские аргументы (документы или ссылки на законодательство). Руководитель инспекции назначает дату рассмотрения представленных возражений. Об этом сообщают налогоплательщику, который может присутствовать на заседании. В итоге либо принимается решение о привлечении к ответственности налогоплательщика, либо нет. Оно вступает в силу через 10 рабочих дней с даты его вручения предпринимателю.

Привлечение к ответственности по итогам проверки

Согласно ст. 101 НК РФ по результатам КП налоговики могут привлечь налогоплательщика к ответственности. Несоблюдение налоговым органом требований ст. 101 НК РФ является основанием для отказа во взыскании с предпринимателя налоговых санкций.

Если налоговая инспекция не известит налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки и наложит штраф, у него есть право обжаловать действия чиновников. Арбитражные суды считают, что порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный ст. 101 НК РФ, следует применять и для камеральной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 1.04.03 г. по делу №А 26-5383/02-26).

Добиться отмены незаконного решения должностных лиц налогового органа можно, обратившись в арбитражный суд либо в вышестоящий налоговый орган.

Пока налогоплательщик может сам определять, идти сразу в суд или до этого обратиться в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ), но с 1 января 2009 года порядок досудебного обжалования решения инспекции станет обязательным (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, не пропустите срок, установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ. Он составляет три месяца со дня получения решения инспекции, а не его вынесения. Это касается и камеральной проверки. Однако налогоплательщики могут ходатайствовать о восстановлении срока в случае его пропуска.

НК РФ не запрещает налоговым органам вызывать директора во время камеральной проверки

Во время проведения камеральной проверки налоговые органы вправе вызвать руководителя организации для дачи показаний. Налоговое законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по вызову в налоговые органы руководителя организации во время проведения камеральной проверки, который может быть привлечен в качестве свидетеля для дачи показаний.

Об этом сообщает ФНС в письме от 09.08.2019 № ЕД-4-15/[email protected]

Ведомство поясняет, что статья 31 НК РФ разрешает налоговым органам вызывать по письменному уведомлению:

  • налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • иных лиц в качестве свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

При налоговых проверках не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Исключений в части вызова в налоговые органы руководителя организации во время проведения камеральной проверки в НК РФ не установлено.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. По общему правилу проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления декларации (расчета).

Но камеральная проверка декларации по НДС и документов, ее сопровождающих, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой декларации. Инспекторы могут увеличить срок проверки до 3 месяцев, если только выявят в декларации по НДС признаки налоговых нарушений.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете), об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию. Пояснения нужно будет представить в течение 5 дней.

При проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, ИФНС также вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей.

Читайте так же:  Формы и методы предупреждения налоговых правонарушений

Камеральная проверка: пояснения

С целью контроля за соблюдением организациями или предпринимателями налогового законодательства инспекции проводят проверки (п. 2 ст. 87 НК РФ). При этом в автоматическом режиме и, как правило, без участия налогоплательщика проводится камеральная налоговая проверка. Однако если в результате такой проверки у налоговой инспекции возникнут вопросы, она направит организации или ИП соответствующее требование и попросит дать необходимые пояснения. Как составляются пояснения на требование инспекции в рамках камеральной налоговой проверки, расскажем в нашей консультации и приведем пример таких пояснений.

Уклонение от получения акта

Если вы откажетесь расписываться в акте либо будете иным образом уклоняться от его получения, инспектор сделает на последней странице всех экземпляров акта соответствующую запись, заверив ее своей подпись И тогда акт проверки вам направят по почте заказным письмо

Сделать это должны также в течение 5 рабочих дней со дня составления В этом случае датой вручения акта будет считаться шестой рабочий день, исчисляемый со дня, следующего за днем отправки письм

Избегать получения акта или отказываться от его подписания смысла нет. На дальнейшее рассмотрение материалов проверки это никак не повлияет, а вот вызвать негативную реакцию со стороны налоговиков может.

Однако если ИФНС направит вам акт письмом, не имея доказательств того, что вы уклонялись от его получения, и, например, плохой работы почты вы не получите акт либо получите его слишком поздно, суд может признать решение по проверке незаконны Ведь было нарушено ваше право на ознакомление с актом проверки и представление на него возражени.

Камеральная налоговая проверка

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах на основе налоговых деклараций и отчетности, представленных им налогоплательщиком.

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Камеральная налоговая проверка. Основные параметры мероприятия

Норма, которой регулируется

статья 88 НК РФ

Документ, которым инициируется

Без какого-либо специального решения руководителя налогового органа

Уполномоченными должностными лицами налогового органа (налоговыми инспекторами) в соответствии с их служебными обязанностями

По месту нахождения налогового органа, в который налогоплательщиком предоставляется отчетность*

В течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)

Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия

Налоговые декларации и документы, которые налогоплательщик предоставил в налоговый орган, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа

Схема порядка проведения камеральной проверки представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема порядка проведения камеральной проверки

В каком виде направить пояснения?

В рамках камеральной налоговой проверки пояснения в общем случае могут представляться в электронном виде или на бумаге. И лишь по НДС пояснения должны отправляться всегда в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Содержание пояснений (кроме электронного формата НДС-пояснений) НК РФ не регламентирует. Поэтому составить такие пояснения можно в произвольной форме. Главное, чтобы налоговая инспекция смогла получить из таких пояснений ответы на вопросы, которые возникли у нее в ходе камеральной проверки.

Пояснения подписывает руководитель организации в двух экземплярах. Пояснения передаются в налоговую лично (тогда на экземпляре организации нужна отметка о приеме), по почте или ТКС.

В общем случае налогоплательщик вправе вместе с пояснениями сдать также выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или иные документы, которые бы подтверждали правильность указанных в декларации или расчете сведений (п. 4 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях инспекция вправе сама требовать представлять с пояснениями необходимые документы, а налогоплательщик не имеет права отказать ей в этом. Например, при проверке декларации по НДС инспекция в некоторых случаях может запросить у вас счета-фактуры и иные документы, подтверждающие право на вычет (п. 8 ст. 88 НК РФ). А, скажем, при проверке расчета по страховым взносам инспекция может затребовать документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).

Полный отказ

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Вручение акта налоговой проверки

Итак, налоговая проверка завершилась. То есть истекли 3 месяца со дня представления отчетности, если речь идет о камералке, или вы получили на руки справку о проведенной выездной налоговой проверке (ВНП).
По итогам проверки инспекция составляет Причем если при ВНП акт оформляется всегда, независимо от результатов проверки, то при камералке — только если в ходе нее были выявлены нарушения налогового законодательств
Именно из акта вы узнаете, что же налоговикам удалось «накопать», и уже на его основе будете готовить возражения.

Что следует знать:

1. Камеральная проверка по налоговой декларации (расчету) проводится инспекторами того налогового органа, в который налогоплательщиком была подана проверяемая декларация (расчет).

2. Камеральная проверка не проводится, если налоговая декларация не была представлена налогоплательщиком. Исключение составляют случаи, когда декларация (расчет) не представлена в налоговый орган в установленный срок налогоплательщиком — контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, признаваемой таковой в соответствии с главой 3.4 НК РФ.

3. Камеральная налоговая проверка за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, проводится в следующих случаях:

  • при представлении налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • при представлении декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • при представлении уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга.

4. Дата, когда должна начинаться камеральная проверка, налоговым законодательством не установлена. При этом четко регламентировано, что камеральная проверка должна быть завершена — не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Таким образом, фактически камеральная проверка может начаться в любой день после сдачи налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в пределах установленного трехмесячного срока. Следует иметь в виду, что, несмотря на то, что днем представления налоговой декларации (расчета), отправленной по почте, является дата отправки почтового отправления с описью вложения (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ), на практике налоговые органы исчисление трехмесячного срока проведения камеральной проверки производят с даты фактического поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, мотивируя это тем, что проведение проверки до даты фактического поступления декларации невозможно. Даная позиция налоговых органов поддерживается некоторыми судами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 по делу № А66-376/2012).

5. Если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (ст. 81 НК РФ), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается (то есть прекращаются все действия налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации) и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом те документы (сведения), которые уже были получены налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении камеральной проверки уточненной декларации*.

6. Составление каких-либо специальных документов, фиксирующих дату начала и окончания проверки, статьей 88 НК РФ не предусмотрено. Дата начала и окончания камеральной налоговой проверки указывается в Акте налоговой проверки (п.п. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ), в случае его составления.

Читайте так же:  Возмещение ндфл за лечение родственников

7. Данные налоговых деклараций (расчетов) вносятся сотрудниками налоговых органов в автоматизированную информационную систему налоговых органов АИС «Налог». Затем на основании этих данных проводится автоматизированный арифметический и камеральный контроли с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений**.

8. При выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверкой ошибок, несоответствий и противоречий налоговый орган направляет налогоплательщику Требование о представлении пояснений. Основания направления Требования, вид запрашиваемой информации и сроки ее предоставления приведены в таблице 2.

Основания направления Требования и вид запрашиваемой информации

Основания направления требования

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом обнаружены:

  • ошибки в налоговой декларации (расчете);
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля*

Направляется требование о предоставлении пояснения или внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет)

5 рабочих дней со дня получения требования

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

Направляется требование представить необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)

5 рабочих дней со дня получения требования

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка

Направляется требование представить необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка

5 рабочих дней со дня получения требования

9. В Требовании о представлении пояснений (форма по КНД 1165050 согласно Приложению №1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]) указывается причина его направления, действия, которые должен совершить налогоплательщик (дать пояснения, исправить ошибки) и срок, в течение которого эти действия должны быть совершены. При этом форма Требования не визируется ни сотрудниками, ни руководителями налогового органа. Требование должно быть направлено налогоплательщику до завершения проведения камеральной налоговой проверки.

10. Налогоплательщик одновременно с предоставлением пояснений на требование налогового органа вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), а лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы*.

11. Осмотр помещений в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы имеют право проводить только в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ (п. 1 ст. 92 НК РФ), а именно:

  • при проверке налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случае, если такие противоречия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению;
  • при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

В остальных случаях осмотр налоговыми органами помещений, принадлежащих налогоплательщику, возможен только с согласия последнего.

12. В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать только определенный перечень документов и только в определенных случаях. Перечень документов и случаи, когда они могут быть истребованы, приведены в Таблице 3.

Перечень документов, истребуемых при камеральной проверке

Перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать

Проверка налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога

Документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, в частности:

  • счета-фактуры;
  • документы, оформленные на бланках строгой отчетности;
  • электронные проездные документы;
  • документы, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, таможенные декларации;
  • документы, подтверждающие уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами;
  • первичные учетные документы, подтверждающие принятие налогоплательщиком к учету товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов и т. п.

Проверка налоговой декларации по НДС, в случае выявления налоговым органом несоответствий и противоречий в операциях, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению

Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к спорным операциям, в том числе книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества

  • Сведения о периоде участия налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества;
  • Сведения о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;
  • Налоговый орган также вправе использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в его распоряжении

Проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией

  • Первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета),
  • Аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений

Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков

Документы, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы

  • Документы, подтверждающие право налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы, на эти налоговые льготы;
  • Документы, которые в соответствии с положениями НК РФ должны быть представлены совместно с налоговой декларацией (расчетом), но ранее не были представлены налогоплательщиком. Например, документы, подтверждающие правомерность применения налогоплательщиком ставки 0 % по НДС (ст. 165 НК РФ)
Видео (кликните для воспроизведения).

По результатам проведения камеральной проверки Акт налоговой проверки (форма по КНД 1160098, приведенная в Приложении №23 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]) составляется только в случае выявления в ходе проведения камеральной проверки нарушений законодательства о налогах и сборах. Исключение составляет камеральная проверка декларации по НДС в случае применения налогоплательщиком заявительного порядка возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ). В этом случае налоговый орган в течение 7 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки обязан сообщить налогоплательщику в письменной, произвольной форме об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Источники

Камеральная проверка вызывают в налоговую
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here