Критерии отбора выездной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Критерии отбора выездной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Критерии отбора выездной налоговой проверки

Автор обучающих курсов «Бухгалтерский учет для продвинутых», «Бухгалтерия и налоги для руководителя. Как проверить бухгалтера?», «Финансовый анализ для экспертов кредитных организаций», «Управленческий учет и бюджетирование». Сооснователь и Генеральный директор ПрофиРост, стаж профессиональной деятельности более 20 лет.

ВЫЕЗДНАЯ – это проверка всей деятельности фирмы за определенный период (не более 3 лет).

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Связанный курс

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырёх месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки и вручает её налогоплательщику. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых.

Критерии для проведения ВНП:

Оценить вероятность включения организации в план выездных налоговых проверок помогут 12 общедоступных критериев.

Существует официальный документ от 14 марта 2011 года, в котором описано 12 критериев налоговых рисков.

В компьютерной системе налоговых органов заложена программа, которая автоматически отбирает налогоплательщиков.

Критерий
(приложение 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333)

Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли или виду деятельности

Сумма уплаченных налогов

Выручка (Показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведены в приложении 3 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Сумму уплаченных налогов берут из налоговой отчетности, а выручку – по данным Росстата.)

Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов

Компания работает с убытком не менее двух лет

Значительные суммы вычетов по НДС

Доля вычетов по НДС в сумме налога, начисленного за 12 последних месяцев, – 89 и более процентов

Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Расходы растут быстрее, чем доходы.

Например, в 2017 году компания отразила в отчетности:
– расходы – 100 000 руб.;
– доходы – 50 000 руб.
В 2018 году показатели такие:
– расходы – 1 000 000 руб.;
– доходы – 90 000 руб.

Среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности

Информацию о среднем уровне зарплаты можно получить на официальных интернет-сайтах Росстата (www.gks.ru) и ФНС России (www.nalog.ru) (проверяющие учитывают информацию от граждан, организаций, предпринимателей и контролирующих ведомств о выплате зарплаты «в конвертах» и о фактах отказа от заключения трудовых договоров)

Неоднократное приближение показателей, дающих право применять спецрежим, к их предельному значению

Если в течение года фактический показатель как минимум дважды отличается от предельного значения меньше чем на 5 процентов.

К примеру, средняя численность сотрудников компании на ЕНВД несколько раз за год превышала 95 человек

Заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин

Проверяющие учитывают обстоятельства, которые имеют признаки необоснованной налоговой выгоды (Признаки необоснованной налоговой выгоды приведены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Например, если среди контрагентов компании есть организации-однодневки или организации, предоставляющие услуги, которые они не могут оказывать из-за отсутствия необходимых ресурсов, мощностей, персонала

Непредставление пояснений о выявленных инспекцией несоответствиях показателей деятельности, и (или) непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.

Компания:
– не дает пояснений о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках или противоречиях;
– не обеспечивает сохранность учетных данных и документов, необходимых для расчета и уплаты налогов;
– не восстанавливает документы, утраченные при форс-мажорных обстоятельствах

«Миграция» между налоговыми инспекциями (организация часто меняет свое местонахождение и переходит из одной инспекции в другую)

Проверяющие обратят внимание:
– если после госрегистрации организация дважды меняла свое местонахождение;
– если организация сменила свое местонахождение во время выездной налоговой проверки

Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности (Показатели среднеотраслевой рентабельности по основным видам экономической деятельности Показатели на каждый год ФНС утверждает в приложении 4 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и публикует на официальном сайте)

Соотношение между прибылью и себестоимостью продукции (стоимостью активов компании) по данным бухучета меньше среднеотраслевого на 10 и более процентов

При отборе на выездную проверку налоговые инспекторы учитывают и другие обстоятельства. В частности, вероятность получения организацией необоснованной налоговой выгоды (разд. 4 Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Энциклопедия ПрофиРост 17.12.2018

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих, вопросы налоговой,
Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета, компенсации сотрудникам, Транспортный налог, ошибки бухгалтера, переходный период НДС, ставки НДС в 2019г, изменение НДС, инвентаризация, пересчет, в конце года

ОТБОР НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ДЛЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ

В результате освоения материала главы 3 студент должен:

  • • критерии отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, используемые налоговыми органами;
  • • основные положения Концепции системы планирования выездных налоговых проверок;
Читайте так же:  Заявление к декларации 3 ндфл бланк

• применять на практике общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок;

• основами методики организации и проведения предпроверочного анализа.

Принципы отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок

Основными принципами, определяющими основы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, являются принципы:

  • законности, состоящий в необходимости неукоснительного соблюдения должностными лицами налоговых органов при осуществлении отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, требований законодательства РФ;
  • комплексности, предполагающий использование при проведении анализа всего информационного массива данных (баз данных) о налогоплательщиках;
  • целенаправленности, предполагающий направленность проводимого анализа на получение максимума полезной информации, которая может быть использована при проведении мероприятий налогового контроля;
  • объективности, выражающийся в том, что анализ должен являться результатом тщательно проведенной работы, основываться на достоверной информации и обеспечивать объективность оценки состояния финансово- экономической деятельности налогоплательщика и возможном наличии нарушений им законодательства о налогах и сборах;
  • полноты охвата, заключающийся в необходимости обеспечения охвата проверкой соответствия определенным установленным критериям отбора для выездного контроля всех налогоплательщиков, состоящих на учете в отдельном налоговом органе.

Критерии отбора компаний для налоговых проверок

Первый критерий: налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).
Низкая налоговая нагрузка для инспекторов может означать, что компания по каким-то причинам платит меньше налогов, чем принято платить в ее отрасли. И поскольку эти причины могут оказаться не совсем законными, то налоговая инспекция вынуждена назначить выездную налоговую проверку. Чтобы оценить свой риск по данному критерию определите налоговую нагрузку за истекший год и сравните ее со среднеотраслевым показателем за аналогичный период. Показатель по компании не должен быть ниже среднеотраслевого.

Второй критерий: отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более налоговых периодов (лет).
По мнению налоговиков отражение в отчетности убытка на протяжении нескольких лет без явной тенденции к его уменьшению или погашению является признаком искажения показателей деятельности. Однако не всегда наличие убытка говорит о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика. Организация (предприниматель) может работать с убытком несколько лет подряд, если у нее на это имеются объективные причины, например, открытие бизнеса или развитие производства. При этом в отчетности должны наблюдаться признаки, указывающие на эти причины – наличие убытка при одновременном росте капитальных вложений или расходов будущих периодов.

Третий критерий: доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.
По этому критерию оцениваются только плательщики НДС. Завышенные вычеты по НДС могут означать, что компания уклоняется от уплаты НДС. Для оценки своего риска по данному критерию определите долю вычетов по НДС за каждый налоговый период (квартал), используя суммы налога, отраженные в декларации по НДС. За четыре последовательно идущих квартала она не должна быть равна либо превышать 89%.

Четвертый критерий: опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Для проверяющих такое опережение будет означать, что налогоплательщик завышает расходы и тем самым уклоняется от уплаты налогов. Кроме того, подозрения у налоговиков могут возникнуть, если темпы роста налоговых и бухгалтерских расходов не совпадают.

Пятый критерий: среднемесячная зарплата на одного работника в компании ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Для проверяющих низкая зарплата может означать, что организация (предприниматель) скрывает истинные заработки и тем самым экономит на НДФЛ и других зарплатных налогах.
С 2012 года в «зоне риска» могут оказаться не только компании с низкой заработной платой, но и организации (предприниматели), о которых налоговой инспекции стало известно, что они выплачивают зарплату «в конвертах» или не оформляют (оформляют с нарушениями) трудовые отношения. Источником информации при этом могут являться жалобы и заявления граждан, организаций, предпринимателей, полиции и прочих субъектов (приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/[email protected]).

Шестой критерий: неоднократное приближение к предельному значению показателей деятельности, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
При этом во внимание принимается приближение менее чем на 5% на протяжении двух и более лет.
По этому критерию оцениваются компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), уплачивают единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД).
Предельные значения показателей приведены в Налоговом кодексе РФ. Неоднократное приближение к этим значениям, по мнению проверяющих, говорит о том, что компания искусственно создает условия для применения специальных режимов налогообложения, которые отличаются более сниженной налоговой нагрузкой и упрощенной системой отчетности.

Седьмой критерий: расходы предпринимателя, отраженные в декларации по налогу на доходы физических лиц, составляют более 83% от его доходов.
Этот критерий актуален только для предпринимателей.
Завышенные расходы предпринимателя могут говорить о том, что он уклоняется от уплаты НДФЛ.

Восьмой критерий: сотрудничество с перекупщиками и посредниками (построение цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических причин (деловой цели).
По данному критерию налоговики, прежде всего, обращают внимание на получение необоснованной налоговой выгоды.
Если, по мнению проверяющих, компания сотрудничает с контрагентом лишь с целью получения необоснованной налоговой выгоды, то вероятнее всего она окажется в числе кандидатов на проверку. Обстоятельствами, указывающими на «фиктивность» сделки могут быть, например, закупка товара у производителя через цепочку контрагентов (которые вероятнее всего являются фирмами-«однодневками»), или приобретение товара через посредников, находящихся в разных регионах страны, тогда как компания и основной поставщик находятся в одном городе (при этом, все документы на поставку подписываются одним днем).

Девятый критерий: компания не дает пояснений налоговой инспекции о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках в отчетности или несоответствиях в документах. Налоговой инспекции стало известно о фактах уничтожения или порчи документов.
Если в ходе камеральной проверки были обнаружены ошибки в декларациях (расчетах) и иные противоречия в документах налоговый инспектор направляет компании письменное уведомление с просьбой дать пояснения об обстоятельствах таких нарушений или внести соответствующие исправления в отчетность. Если организация (предприниматель) без объективных причин не отреагировала на запрос налоговой инспекции, то вероятнее всего ей грозит выездная налоговая проверка.
Кроме того, с 2012 года компания может стать кандидатом на проверку по данному критерию, если проверяющие обнаружат, что она не обеспечивает сохранность документов бухгалтерского и налогового учета. В частности, выездную проверку могут назначить тем, кто по причине форс-мажора (пожара, наводнения и пр.) утратил документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, уплату (удержание) налогов и не предпринимает попыток их восстановить.

Читайте так же:  Возврат налога за лекарства пенсионерам

Десятый критерий: компания два и более раз с момента регистрации меняла свое местонахождение и переходила из одной инспекции в другую («миграция» между налоговыми органами).
Тщательному анализу со стороны налоговой инспекции подвергаются причины перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую. Поскольку смена места учета два и более раз с момента регистрации может указывать на то, что компания пытается избежать выездной проверки либо уклоняется от уплаты налогов. Данное положение усугубляется, если переход в другую инспекцию произошел во время выездной проверки. Информацию о перемещениях налогоплательщика налоговая инспекция может получить при помощи федеральных ресурсов ЕГРН и ЕГРЮЛ.

Одиннадцатый критерий: отклонение уровня рентабельности в сторону уменьшения более чем на 10% от среднеотраслевого показателя рентабельности.
Чтобы оценить риск по данному критерию определите рентабельность продаж и рентабельность активов за истекший год и сравните их со средним уровнем рентабельности по виду экономической деятельности за аналогичный период. Показатели по компании не должны отклоняться в сторону уменьшения более чем на 10% от среднеотраслевых показателей рентабельности. При расчете используйте данные Отчета о прибылях и убытках и Бухгалтерского баланса.

Двенадцатый критерий: ведение бизнеса с высоким налоговым риском.
Ведение бизнеса с высоким налоговым риском означает, что компания сотрудничает с фирмами-«однодневками», осуществляет сомнительные сделки и участвует в схемах с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, во избежание выездных налоговых проверок в случае соответствия одному или нескольким критериям, рекомендуем обратиться к нам – в «Аудиторскую фирму «Зеркало». Мы своевременно устраним все возможные нарушения.

Выездная налоговая проверка. Критерии отбора.

Ежегодно в Федеральной Налоговой службе составляется график выездных налоговых проверок. В список вносятся те организации, которые попадают своими действиями под пункты «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». При этом, если на организацию поступили жалобы или она своими действиями вызвала подозрения у сотрудников налоговой службы, готовый график проверок может быть изменен.

Каким образом можно избежать налоговых проверок?

По данным ФНС за первое полугодие 2011 года, выездные налоговые проверки были проведены в 33 тыс. компаний. При этом доначисления по итогам одной проверки в среднем составили 4,6 млн. рублей, что на 5% превышает показатели 2010 года. В ходе проверки изучается весь холдинг, доходы и расходы руководителей, бухгалтеров и их семей. Поэтому данная процедура отнимает много времени и сил у налогоплательщика и сотрудников, а также у членов их семей.

Для выявления недобросовестных плательщиков налоговые органы руководствуются «Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок».

Концепция была разработана в 2007 году для того, чтобы систематизировать работу налоговиков и направить ее в нужное русло. Контроль над деятельностью организаций, осуществляемый в неустановленном порядке, попирал бы принципы законности.

Как правило, налоговые органы не предупреждают организацию или предпринимателя о предстоящей проверке. Можно догадаться о возможности выездной налоговой проверки, когда контрагенты сообщают о том, что у них запрашивают документы общих сделок. Ведь при планировании анализируются все существенные аспекты: как отдельные сделки, так и деятельность предприятия в целом.

Концепция выделяет следующие критерии отбора объектов для проведения выездных проверок:

В Разделе №2 Концепции отмечается, что «налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов». Авторы Концепции подчеркивают то, что «систематическое проведение самостоятельной оценки рисков позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства». Предполагается, что налогоплательщик способен рассчитать все эти показатели своими силами, однако сделать это не так просто.

Выездная налоговая проверка: 12 критериев отбора

Есть мнение, что участие в налоговой проверке укрепляет профессиональные навыки бухгалтера. Исходя из этого суждения, смеем предположить, что основательная подготовка к ней придется весьма кстати. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (в редакции от 10.05.2012) была утверждена Концепция, согласно которой, организация попадает под проведение выездной налоговой проверки в том случае, если она соответствует одному из двенадцати критериев, прописанных в ней.

Согласитесь, сам факт налоговой проверки – событие отягощающее. Еще более неприятное явление – это ее ожидание. ФНС, когда издавала Приказ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», не предусмотрела возможность для юридических лиц знать наверняка, состоится эта проверка или нет. Критерии, прописанные в ней, являются своего рода ориентиром для компаний. Если вы движетесь в «нужном» для ФНС направлении (в каком – поговорим ниже), то вы, возможно, не будете встречать налоговых инспекторов на пороге и угощать их чаем с печеньем. При этом ФНС не дает никаких гарантий, что полное соответствие этим 12 критериям вас от чего-то обезопасят.

Дюжина критериев как «гарант» стабильности

С точки зрения штатного работника бухгалтерии, неискушенного в общении с контролирующими органами, скорее всего, следует, что соблюдение всех правил ведения хозяйственной деятельности станет залогом положительных отношений с ними. Как бы не так.

Налоговая нагрузка должна равняться или же превышать среднеотраслевые показатели в регионе.

Другими словами, налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов к обороту (выручке) по показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. В большинстве своем, этот критерий применим к компаниям, применяющим ОСНО. Если показатель будет ниже среднеотраслевого, то ФНС это будет принято к сведению и, вполне возможно, инспекторы нагрянут именно к вам. Возможно, вас заинтересуют предельные величины отклонений, на которые

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая может «закрыть глаза»? Скажем так, они существуют, но знает их только избранный круг людей из числа сотрудников ФНС. Дело в том, что эти показатели не опубликованы в открытом доступе по понятным причинам, ибо велик соблазн хозяйствующим субъектам ориентироваться только на них. Эта ситуация чем-то схожа с правилами ПДД, в которых прописан скоростной режим в населенных пунктах. Так, разрешенные 60 км/ч (среднеотраслевое значение) могут быть превышены без наказания не более чем на 20 км/ч (показатель предельно допустимого отклонения). Отличие в том, что про 20 км/ч знают многие, чего нельзя сказать о величине отклонений.

Читайте так же:  Налог на недвижимость в испании для иностранцев

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких лет

Этот критерий можно признать, как верный повод посетить именно вашу компанию. С точки зрения ФНС может показать весьма подозрительным, что организация осуществляет свою хозяйственную деятельность «в минус» на протяжении нескольких лет. Между прочим, в эти 2 и более года не входит 2008 год, если бесприбыльная деятельность организации имеет под собой объективные причины. Странно то, что тот самый кризис длился еще и в 2009 году, однако, его Налоговая служба все равно проверяет.

Налоговые вычеты за текущие 12 месяцев «зашкаливают»

Если быть точными, то речь идет о 89% вычетов по НДС к сумме начисленного налога. Многие компании активно применяют практику возврата НДС с организациями, применяющими ОСНО, что позволяет вернуть им до 18% своих затрат с каждого проведенного платежа. К сожалению, если эта практика имеет место быть в вашей компании, то выездной налоговой проверки будет не избежать с наибольшей долей вероятности.

Растущие расходы и уменьшающиеся доходы с реализации товаров, работ и услуг

В данном случае проблема может усугубиться, если налоговая отчетность будет иметь несоответствия с вашей финансовой отчетностью. Скажем прямо – именно это допущение может стать поводом для серьезных разбирательств в вашей хозяйственной деятельности. Если же у фирмы всего лишь «переходный период» и она проводит у себя структурные изменения (например, ищет новые рынки сбыта, а для этого ей требуется больших штат сотрудников, но пока «много не заработали», поэтому и траты существенно превышают доходы), то для налоговых инспекторов потребуются документальные подтверждения этим процессам.

Зарплаты сотрудников ниже среднего показателя по региону

В данном случае, речь идет о каждой отдельно взятой должности. К примеру, бухгалтер в вашем регионе получает в среднем 25000 рублей в месяц, а в вашей компании по едва ли объективным причинам – 18000 рублей в месяц, то налоговая инспекция имеет право усомниться в «порядочности» фирмы. Разумеется, несоответствие в уровне заработных плат должно носить массовый характер по всей компании, а не выплаты для отдельных сотрудников. Ответственное лицо, в чьем ведении находится установка этого уровня, может получить достоверную информацию о среднестатистических показателей по региону из разных источников. Перечислим их:

Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) ;

Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);

По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Обороты организации, применяющей спецрежим, граничат с максимально допустимым пределом.

Для недопущения налоговой проверки по данному критерию потребуется освежить в памяти сведения о максимальном объеме денежного оборота в вашей организации. К примеру, если вы применяете УСН, то с 2017 года его максимальный уровень составляет 20 млн. рублей против 6 млн., которые имели место до вступления в силу соответствующих изменений. Следовательно, тем, кто был вынужден перейти на менее выгодный ОСНО еще в 2016 году, смогут при желании вернуться на «упрощенку». Не стоит забывать, что если ваши обороты при УСН приближаются к 20 млн., то как раз по этой причине вашу фирму может посетить инспектор для проверки финансовой документации.

Критерий для ИП: соотношение расходов и доходов от ведения хозяйственной деятельности.

Для ФНС будет важно понимать, сколько денег заработал индивидуальный предприниматель и сколько он потратил. Момент: доля профессиональных налоговых вычетов, поименованных в ст. 221 НК РФ, в общей сумме доходов не должна превышать 83%.

Построение «сложных» схем хозяйственной деятельности

Сотрудники Налоговой инспекции могут узреть намек на «отмывание денег» или уклонение от уплаты налогов еще и в том случае, если ваша организация выстраивает так называемые «цепочки контрагентов» без очевидной на то причины. Речь идет в данном случае о перекупщиках.

Игнорирование обращений ФНС

Если в вашу организацию неоднократно поступали письма от ФНС или прочих уполномоченных органов, и они остались с вашей стороны без ответа, то вероятность внеплановой выездной налоговой проверки возрастает в разы.

Частые смены инспекций

При образовании юридического лица ваша организация была зарегистрирована в ИФНС. В случае, когда смена территориального органа происходила более двух раз, к вам могут нагрянуть сотрудники Налоговой, ибо сам факт этих «миграций» для фискального органа выглядит более, чем сомнительным.

Существенные отклонения рентабельности продаж или активов от среднеотраслевых показателей

С показателями рентабельности можно ознакомиться в Приложении №4 описываемой нами Концепции. Имейте в виду, что максимальное отклонение этого показателя не должно превышать 10%.

Ведение хозяйственной деятельности с высоким уровнем риска

Достаточно понятно и наглядно «высокорискованную» хозяйственную деятельность описали на сайте ФНС в 2015 году. Данный критерий априори применим к вашей организации, если такая деятельность имеет место.

О чем «молчит» Концепция

Мы озвучили и разобрали с вами все 12 критериев, на которые опирается ФНС в принятии решения об осуществлении выездной налоговой проверки, и теперь подводим итоги. С одной стороны сам факт вышеупомянутого нами приказа говорит о том, что Налоговая служба всячески помогает фирмам избежать лишнее внимание к себе. Можно ли такую «помощь» назвать настоящей? Отчасти, конечно, да. Но что мы имеем на деле? Как вы успели обратить внимание, организация начинает вызывать «интерес» у Налоговой службы, когда ее финансовые показатели в большую или меньшую сторону выделяются из общей картины.

В Концепции ни слова не сказано о том, как избежать проверки, когда дела в фирме «идут в гору» и прибыль стремительно растет из квартала в квартал. Если руководствоваться этой логикой, то любая благополучная компания автоматически становится объектом для подозрений, а со стороны это выглядит крайне неприятно. Собственно, чему мы удивляемся, когда зарубежные инвесторы не хотят иметь дела в России?

Также Концепция ни в коей мере не сообщает, скольким критериям необходимо соответствовать, чтобы быть включенным в список на «выездную», что также наводит на мысли, что ФНС выгодно, когда хозяйствующие субъекты ошибаются. Это все было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Все же рекомендуем нашим читателям следить за последними изменениями в законодательстве, в частности, по вопросам налоговых проверок. Любое нововведение может однажды напрямую коснуться именно вашей организации и тогда будет необходимо предпринимать какие-то действия

Читайте так же:  Бюджетный кодекс государственный финансовый контроль

Желаем нашим клиентам по услуге «аренда 1С Бухгалтерия» успешной сдачи всех проверок, а еще лучше, чтобы их не было!

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

С 2007 г. ФНС России принципиально изменила систему отбора налогоплательщиков для мероприятий налогового контроля, разработав Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333®.

Основными целями разработки Концепции явились создание единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных НК РФ.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, который базируется на выборе объектов для выездных налоговых проверок с применением определенных критериев риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступных. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось исключительно внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Для того чтобы был реализован системный подход к отбору объектов выездных налоговых проверок, ФНС России определила в Концепции алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем глубоком анализе всей информации о налогоплательщиках, имеющейся в распоряжении налоговых органов, получаемой как из внутренних, так и внешних источников. На основании указанной информации выявляются так называемые зоны риска совершения налоговых правонарушений.

В ходе разработки Концепции ФНС России пыталась решить задачу по взаимоувязке процесса планирования выездных налоговых проверок с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов (приложение 1 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Общими целями разработки Концепции явились:

  • • создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;
  • • повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
  • • обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
  • • сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в так называемом теневом секторе экономики;
  • • информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Кроме того, Концепцией определены основные принципы планирования выездного налогового контроля, такие как:

  • • режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
  • • своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
  • • неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • • обоснованность выбора объектов проверки.

Помимо этого, новый подход, применяемый ФНС России в отношении процесса планирования выездного контроля, позволяет налогоплательщикам использовать свое право на независимую оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов (приложение 1 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Очевидно, что решение налогового органа о включении того или иного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок в первую очередь теперь зависит от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты им налогов.

В соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе обеспечения двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, когда первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Для реализации целей налогового контроля налоговым органом на основании Концепции определяются критерии отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике, в частности:

  • • о суммах исчисленных налоговых платежей и их динамике, что позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • • суммах уплаченных налоговых платежей и их динамике по каждому виду налога (сбора), что позволяет оперативно контролировать полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;
  • • показателях налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, что позволяет определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, или несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • • факторах, влияющих на формирование налоговой базы.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок

являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

В настоящее время общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для включения в план проведения выездных налоговых проверок, являются следующие.

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Налоговая нагрузка сравнивается с показателями, приведенными в приложении 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], из расчета на одного налогоплательщика по основному виду экономической деятельности. Данные о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности размещаются на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Налоговая нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налогоплательщика, представляемой в налоговые органы, и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Выручка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности (за вычетом НДС и акцизов).

ООО «Фунтик» в 2014 г. уплатило налоги и сборы в сумме 190 тыс. руб. При этом выручка организации составила 6,5 млн руб., следовательно,

Основная сфера деятельности организации «Фунтик» — оптовая торговля. Средняя налоговая нагрузка для данной отрасли (приложение 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]) в 2014 г. составляла 2,4%.

Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Фунтик» в 2014 г. выше среднеотраслевого уровня и, соответственно, у налоговых органов нет формального повода для включения данного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок.

  • 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Под убытком в целях Концепции понимается именно превышение расходов над полученными доходами, а не убытки прошлых лет, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Убыток выявляется на основании соответствующих налоговых деклараций и отчетов о прибылях и убытках за два последних календарных года.
  • 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Указанный критерий предусматривает превышение доли вычетов по НДС над суммами начисленного НДС на 89%. Доля вычетов от суммы начисленного с налоговой базы НДС определяется за период 12 мес.
Читайте так же:  Организация учреждением внутреннего финансового контроля

Для определения доли вычетов в общем размере исчисленного налога за четыре квартала необходимо:

  • • сложить суммы начисленного НДС (до применения вычетов) за четыре последних оконченных квартала;
  • • сложить суммы вычетов за четыре последних оконченных квартала;
  • • разделить общую сумму вычетов на общую сумму начисленного НДС.

Источником информации о размере исчисленного налога и размере вычетов являются налоговые декларации по НДС.

По критерию значительных налоговых вычетов проверяются только плательщики НДС. Кроме того, если налогоплательщик является 100%- ным экспортером и применяет нулевую ставку НДС, то данный критерий не позволит определить наличие потенциального риска совершения указанным налогоплательщиком налогового правонарушения.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Указанный критерий относится только к организациям, которые применяют общий режим налогообложения и уплачивают налог на прибыль организаций. В связи с этим его не применяют ИП и организации, перешедшие на применение специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД).

Чтобы сравнить темпы роста доходов и расходов, необходимо рассчитать темп роста:

  • • доходов по налогу на прибыль организаций;
  • • расходов по налогу на прибыль организаций;
  • • доходов по бухгалтерской отчетности;
  • • расходов по бухгалтерской отчетности.

Для определения темпов роста доходов и расходов используются налоговая декларация по налогу на прибыль организаций и отчет о прибылях и убытках за последний отчетный или налоговый период, а также налоговая и бухгалтерская отчетность за аналогичный предыдущий период.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

Для расчета средней заработной платы за 2014 г. организация «Воронья слободка» использовала следующие данные: фонд оплаты труда — 3090 тыс. руб.; средняя численность работников — 15 человек.

Таким образом, средняя заработная плата за 2014 г. составила

Средняя заработная плата по отрасли оптовой торговли в 2014 г. по данным Росстата составляла 25 601 руб. Таким образом, среднемесячная заработная плата организации значительно ниже среднеотраслевого уровня. Это служит основанием для налогового органа запросить соответствующие пояснения у налогоплательщика и при отсутствии обоснованных причин данного факта включить его в план выездных налоговых проверок.

В Концепции не указано, соответствие скольким критериям позволяет налоговым органам включить налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Поэтому даже при соответствии хотя бы одному из критериев налогоплательщик может быть включен в план проведения выездных налоговых проверок.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке обязан определить наличие возможности извлечения необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Включенные на сегодняшний день в состав действующих критериев показатели, с одной стороны, безусловно, позволяют налогоплательщикам самостоятельно оценить потенциальный риск быть подвергнутым выездной налоговой проверке. С другой стороны, они не всегда позволяют дать объективную оценку деятельности налогоплательщика. Так, например, рассматривая среднеотраслевые показатели, нельзя не отметить тот факт, что наличие существенных отклонений показателей рентабельности, налоговой нагрузки, заработной платы и т.д. от средних значений не всегда вызвано применением так называемых серых схем уклонения от налогообложения. Оно может быть вызвано и объективными причинами, такими как размеры бизнеса. Достаточно сложно сравнивать между собой показатели деятельности крупной торговой сети и небольшого торгового павильона. Например, уровень заработной платы на небольших предприятиях и в крупных компаниях в одной отрасли значительно различаются между собой. Или более низкий среднемесячный заработок на одного работника по сравнению со средним уровнем по виду экономической деятельности может быть дополнен иными преимуществами для сотрудника: условиями труда и отдыха, медицинской страховкой, обучением за счет компании и т.д.

Кроме того, приведенные критерии не учитывают возможного изменения экономической ситуации в стране в целом. Экономический кризис привел к вполне обоснованному снижению отраслевых показателей налогоплательщиков, не только начинающих свою деятельность, но и таких, которые давно занимаются бизнесом.

Низкие показатели могут наблюдаться и у компаний, стремящихся к интенсивному развитию. Организация может расширять производство и с этой целью модернизировать оборудование или осуществлять большие капиталовложения в объекты недвижимости. Помимо этого она вправе применять механизмы ускоренной амортизации, и, следовательно, сумма исчисленных налогов будет меньше среднестатистической. Также возможна ситуация, при которой для освоения новых рынков сбыта и увеличения спроса на продукцию устанавливается минимальная наценка или предоставляются скидки и бонусы. Соответственно, именно стремящиеся к развитию компании окажутся в поле зрения налоговых органов и попадут в область наибольшего налогового риска.

Также весьма неоднозначным представляется критерий, относящийся к размерам налоговых вычетов по НДС. В отношении данного показателя необходимо отметить, что он не может рассматриваться как универсальный, так как не учитывает наличие различных ставок НДС. Например, отдельный налогоплательщик может осуществлять только операции, облагаемые по ставке 10%, при этом он использует при производстве и реализации своей продукции сырье, работы и услуги, облагаемые НДС по ставке 18%. Это приводит к значительному отклонению значения рассматриваемого показателя от рекомендуемого.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такие же проблемы могут возникать и при использовании других критериев самостоятельной оценки рисков. Кроме того, данные критерии оценки рисков носят методический характер и их реализация налоговыми органами в условиях отсутствия соответствующей комплексной автоматизированной аналитической системы требует значительных временных и трудовых затрат. В связи с этим проблема создания, внедрения и постоянного совершенствования автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок является насущной необходимостью для эффективного функционирования налоговой системы РФ.

Источники

Критерии отбора выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here