Кто наказывает за нарушение валютного законодательства

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Кто наказывает за нарушение валютного законодательства". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Статья 25. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Статья 25. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

См. схему «Ответственность за нарушение валютного законодательства»

Банковский валютный контроль: нарушения и санкции

За что могут оштрафовать резидента, заключившего контракт с нерезидентом

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом, мы уже разобрались. Теперь на повестке дня вопрос, что грозит резиденту, если он, скажем, несвоевременно оформит паспорт сделки или несвоевременно отчитается за совершенную валютную операцию.

Штраф за поданные с опозданием «валютные» справки и документы взыскивает Росфиннадзо Сведения о нарушениях он получает от Центрального банка, который, в свою очередь, информируют уполномоченные банк

Для наглядности приведем размеры штрафов в таблице.

Нарушение валютного законодательства Размер штрафа
для организации для руководителя (предпринимателя)
Нарушения:
  • порядка представления форм учета по валютным операциям (то есть справок по валютным операциям и справок о подтверждающих документа например указание в справке неверных сведений;
  • порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, например их непредставление;
  • правил оформления паспортов сделок, например неоформление или несвоевременное оформление паспорта сделки, невнесение необходимых изменений
В первый
Повторно до истечения года со дня исполнения постановления о назначении штрафа за аналогичное нарушени
Нарушение сроков представления:
  • справки по валютным операциям и справки о подтверждающих документах;
  • подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций
Не более чем на 10 рабочих
  • предупреждение;
  • предупреждение;
Более чем на 10, но не более чем на 30 рабочих
Более чем на 30 рабочих

Можно ли оспорить штраф

Если Росфиннадзор вас оштрафовал, вы можете попробовать обжаловать постановление в суде или добиться хотя бы минимального размера санкции.

СПОСОБ 1.

Заявите в суде о малозначительности нарушения. То есть о том, что нарушение, с учетом размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношения К сожалению, никаких четких критериев малозначительности нет. В каждом конкретном случае суд признает (или не признает) нарушение малозначительным, оценивая конкретные обстоятельства его совершения. И даже в двух схожих ситуациях решения суда могут оказаться прямо противоположными. Но если вам повезет, то суд отменит штраф. Приведем несколько примеров.

Как правило, шансы на признание нарушения малозначительным существенны, если нарушение связано с техническими ошибками в заполнении справок о валютных операциях, о подтверждающих документах. Например, указан не тот код операции. Или, скажем, по контракту с отсрочкой платежа в справке не указана через разделительную черту сумма, на которую предоставлена отсрочка, а проставлена лишь общая сумма контракт Кстати, в отношении таких ошибок вы вообще можете заявить в суде, что неправильное заполнение справки нельзя рассматривать как «несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям». И суд может согласиться с тем, что штрафовать вас не за

А вот связи между длительностью просрочки и малозначительностью нарушения нет. В каких-то ситуациях суды, например, освобождают организации от штрафов при нарушении срока подачи справок о подтверждающих документах на 13 рабочих дней и даже на И в то же время при просрочке всего в 3 дня никакой малозначительности не усматриваю Отказывая, суды часто аргументируют свое решение тем, что фактор продолжительности просрочки уже учтен в размере санкций. Или же ссылаются на «пренебрежительное отношение» организации к обязанностям в сфере валютного контрол

СПОСОБ 2.

Обратите внимание суда на смягчающие обстоятельства. Например, на то,

  • вы подали все документы еще до привлечения вас к ответственности;
  • ранее нарушений у вас не было;
  • у вас тяжелое финансовое положение (штрафы в назначенном размере приведут к убыткам и долгам).

Суд может принять во внимание такие обстоятельства и снизить штраф до минимальног

«Пренебрежительное отношение» к обязанностям в сфере валютного контроля может обойтись организации очень дорого. Поэтому советуем вам не затягивать с представлением документов валютного контроля.

«Наличная» зарплата для мигранта = штраф для работодателя?

Суть нарушения и наказание

По валютному законодательству российские компании и ИП признаются резидентами, а иностранцы, у которых нет вида на жительство, то есть временно пребывающие и временно проживающие в РФ, — нерезидентам и подп. «а»—«в» п. 6, подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ) .

В свою очередь, выплата резидентом в пользу нерезидента каких-либо рублевых сумм, включая зарплату, считается валютной операцией, расчеты по которой должны производиться в безналичной форме — через банковские счета в уполномоченных банка х подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1, ч. 2, 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ . Это правило распространяется, в частности, и на тех мигрантов, которым для работы в РФ не нужны никакие разрешительные документы. Это, к примеру, граждане стран — членов Евразийского союза (Беларус и Письмо ФНС от 29.08.2016 № ЗН-4-17/15799 , Казахстана, Армении и Киргизи и п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) ).

Российские организации могут рассчитываться с иностранными гражданами наличными рублями только в следующих случая х ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ :

при розничной купле-продаже товаров;

при оказании иностранцам на территории РФ транспортных, гостиничных и прочих услуг, обычно предоставляемых населению.

Читайте так же:  Срок проведения выездной налоговой проверки декан

То есть наличная выплата зарплаты иностранным работникам — это незаконная валютная операция. За нее работодателям — фирмам и ИП грозит штраф в размере от 75% до 100% выплаченной сумм ы ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ . Наказывают за это нарушение налоговые инспекци и ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ . Ведь с начала прошлого года полномочия органа валютного контроля от упраздненного Росфиннадзора перешли к ФНС пп. 1, 2 Указа Президента от 02.02.2016 № 41 .

Привлечь к ответственности за названное нарушение могут в течение 2 лет с момента его совершени я ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ; п. 14 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5 .

Можно ли через суд избежать штрафа

Из судебной практики последних 2 лет видно, что ситуация с оспариванием названного штрафа может развиваться по трем сценариям.

Сценарий 1 (вероятный). Суд вообще откажется признавать выплату мигрантам «наличной» зарплаты правонарушение м Постановления ВС от 04.05.2016 № 305-АД15-19937 , от 20.04.2016 № 305-АД15-20223 ; 9 ААС от 18.07.2017 № 09АП-28244/2017 ; Решение АС г. Москвы от 07.06.2017 № А40-56837/17-122-431 (Внимание! PDF-формат) . А раз нет нарушения — нет и штрафа. Набор судейских аргументов таков:

• открытие нерезидентом банковского счета на территории РФ — это его право, а не обязанност ь ч. 1 ст. 13 Закона № 173-ФЗ ;

• все неустранимые противоречия и неясности актов валютного законодательства толкуются в пользу резидентов и нерезиденто в ч. 6 ст. 4 Закона № 173-ФЗ ;

• правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. А по Трудовому кодексу зарплата работнику выплачивается в рублях в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный им счет в банк е статьи 11, 131, 136 ТК РФ . То есть не предусмотрены обязанность и возможность работодателя самостоятельно открывать счета в банке для перечисления зарплаты нерезидентам, если те не подавали соответствующие заявления;

• за задержку зарплаты работодатель несет ответственност ь ст. 142 ТК РФ .

Сценарий 2 (наиболее вероятный). Суд скажет, что нарушение имело место. Ведь к работникам-иностранцам нормы трудового права должны применяться в совокупности с нормами иного законодательства и, в частности, Закона о валютном регулировании, а локальные акты работодателя не должны противоречить этому Закон у см., например, Постановление 6 ААС от 09.03.2016 № 06АП-7400/2015 .

Но поскольку отсутствовала угроза охраняемым общественным отношениям, не было вредных последствий, а также нарушения прав и интересов граждан, суд признает проступок малозначительны м Постановления 14 ААС от 23.05.2016 № А66-15472/2015 ; 6 ААС от 19.02.2016 № 06АП-7401/2015 ; 18 ААС от 15.12.2015 № 18АП-14096/2015 и вместо штрафа ограничится устным замечание м ст. 2.9 КоАП РФ . Причем этому не мешает даже то, что проверяющие выявили не одно, а множество фактов «наличной» выплаты зарплаты мигранта м Постановления ВС от 06.03.2015 № 307-АД15-691 ; 14 ААС от 25.04.2016 № А66-154/2016 .

Сценарий 3 (редко встречающийся). Суд поддержит проверяющих и оставит постановление о штрафе в силе, отказавшись признать нарушение малозначительны м Постановление АС ВСО от 25.08.2016 № Ф02-4483/2016 . Но хотим напомнить, что если нарушитель (компания или ИП) относится к субъектам малого и среднего бизнеса и впервые совершил такое правонарушение, штраф должен быть заменен на предупреждени е ст. 4.1.1 КоАП РФ ; Решение АС Амурской области от 05.12.2016 № А04-10097/2016 (Внимание! PDF-формат) .

Как видим, есть большие шансы отбиться в суде от штрафа за выплату иностранцам зарплаты через кассу. Но лучше не допускать даже саму вероятность предъявления таких претензий и рассчитываться с мигрантами через банковские карты.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютная политика России направлена, в т.ч., на обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д. Нормами российского законодательства установлен ряд правил, запретов и ограничений, составляющих основу регулирования в этой сфере правоотношений. Установлена государством и ответственность за нарушение валютного законодательства. Составы нарушений и виды соответствующей ответственности рассмотрим в данной статье.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

  • операции в валюте других государств вне уполномоченных банков;
  • ненаправление или нарушение срока направления резидентом сообщения о счете или вкладе в банке другого государства;
  • нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;
  • невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);
  • нарушение порядка отчетности за валютные операции;
  • рецидивы вышеуказанных правонарушений.

Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Рассмотрим для примера две ситуации.

Ситуация первая. Организация выдала иностранным работникам заработную плату, минуя банковский счет в уполномоченном банке. Подобные действия нарушают запрет, установленный ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003, и влекут ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление АС ВСО от 25.08.2016 по делу N А78-1056/2016 ).

Ситуация вторая. Российский институт взимает плату за участие в конференции. Нерезидент — представитель иностранного ВУЗа внес плату в кассу института, минуя уполномоченный банк. Подобная ситуация не является нарушением валютного законодательства, т.к. в данном случае плату внесло физическое, а не юридическое лицо, что допускается (Постановление ФАС ДВО от 05.09.2008 по делу N А51-5126/200820-90 ).

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

За преступления в рассматриваемой сфере правоотношений помимо штрафов предусмотрены и более суровые меры ответственности.

Часть 1 статьи 193 УК РФ за невыполнение обязанности по зачислению валюты на счет в уполномоченном банке и другие нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений, совершенные в крупном размере (т. е. свыше девяти миллионов рублей), предусматривает такие виды ответственности, как:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Частями 1.1 и 2 указанной статьи установлены квалифицирующие признаки.

Таким образом, властные полномочия государства в рассматриваемой сфере правоотношений реализуются, в т.ч., через применение различных мер ответственности к нарушителям.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Читайте так же:  Письмо о выплате дивидендов образец

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15.25 КоАП РФ

См. Административный регламент осуществления ФНС России контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утвержденный приказом ФНС России от 26 августа 2019 г. N ММВ-7-17/[email protected]

См. Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса, направленные письмом ФТС России от 10 января 2008 г. N 01-11/217

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ в часть 2 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 140-ФЗ статья 15.25 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по отдельным вопросам установления обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 28 сентября 2015 г. N 369

Информация об изменениях:

Часть 4.1 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

Читайте так же:  Квартира приватизированная до 1998 налоги

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возращенных # в Российскую Федерацию; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Статья 15.25 дополнена частью 5.1 с 14 мая 2018 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

5.1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.1 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.2 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.3 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.4 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 350-ФЗ в часть 6.5 статьи 15.25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 15.25, являются отношения в области валютного законодательства. При этом виновный нарушает нормы Закона о валюте и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты ЦБР в области валютного законодательства. См. также приказ Минфина РФ от 06.11.07 N 98н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы финансово бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля».

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1, 2 ст. 15.25, состоит в том, что виновный осуществляет валютные операции:

1) запрещенные валютным законодательством РФ, (например, вывозит одновременно более 10000 долларов, несмотря на то, что для данной операции необходимо получить специальное разрешение);

Читайте так же:  Условия получения имущественного вычета

2) с нарушением условий использования специального счета и требований о резервировании (эти условия и требования были до 01.01.07 предусмотрены в ст. 8, 16 Закона о валюте);

3) путем списания (зачисления) денежных средств, внутренних или внешних ценных бумаг со специального счета (на специальный счет) с невыполнением требований о резервировании. Достаточно совершения одного из указанных действий;

4) открывает счета (вклады) с нарушением действующего валютного законодательства Российской Федерации, в зарубежных банках (иных кредитных организациях). При этом нарушаются нормы ст. 12 Закона о валюте. В практике возникает вопрос: если лицо открыло валютный счет в российском банке, находящемся за пределами Российской Федерации, подпадают ли эти действия под объективную сторону данного административного правонарушения? Да, подпадают: впредь до уточнения законодателем своей воли нужно исходить из буквального текста ч. 1 ст. 15.25 (а в ней сказано «в банках за пределами Российской Федерации»). Для открытия счета за пределами Российской Федерации необходимо, в частности уведомлять налоговые органы, а также соблюдать порядок установленный ЦБР.

Оконченными данные деяния считаются с момента осуществления валютной операции. Они совершаются только в форме действий.

3. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч. 4, 5 ст. 15.25, состоит в том, что виновный не выполняет обязанности:

1) по получению на свои счета (открытые в уполномоченном банке) уплаченных иностранному партнеру денежных средств при отсутствии ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг, информации, далее — товары), стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денег. Речь идет о том, что импорт товаров отсутствует, хотя соответствующие валютные средства (указанные в контракте, паспорте сделки, заявлении о переводе и т.п.) зарубежному контрагенту были перечислены. Сказанное относится и к неполучению объектов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность по возврату валютных средств, переведенных иностранному партнеру за упомянутые товары (т.е. имеет место невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте). При этом нарушаются нормы ст. 19 Закона о валюте;

2) по получению на свои банковские счета (открытые в уполномоченном банке) валюты от иностранного партнера, которому виновный поставил товары (работы, услуги, и т.п.).

Эти правонарушения налицо и тогда когда нарушаются сроки получения валюты.

Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения (например, нарушения срока ввоза товаров). Они совершаются путем бездействия (лицо просто игнорирует свои обязанности).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 15.25, состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок по обязательной продаже части валютной выручки. Это правонарушение может иметь различные формы, например, незачисление на транзитные (а вслед за этим — на текущие) валютные счета в уполномоченном банке экспортной выручки, или виновный зачисляет на этот счет лишь часть экспортной выручки (а остальное ввозит в Российскую Федерацию наличными), или виновный вообще игнорирует обязанность по продаже установленной ЦБР части валютной выручки.

Оконченным анализируемое правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается либо в форме действий (например, нарушение правил продажи валютных средств), либо бездействия (например, нарушение срока зачисления экспортной валютной выручки). Следует иметь в виду, что с 01.01.07 ст. 21 Закона о валюте (она как раз и предусматривала обязательную продажу части валютной выручки) — утратила силу. В связи с эти к правонарушениям предусмотренным в ч. 3 ст. 15.25 совершенным после 01.01.07 — ее правила неприменимы. См. также Инструкцию ЦБР от 30.03.04 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ».

5. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6 ст. 15.25, состоит в том, что виновный не соблюдает (полностью или частично) установленный порядок ведения учета и составления отчетности по валютным операциям (например, нарушает Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утв. приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н) либо нарушает установленные сроки хранения учетных и отчетных документов (например, контрактов, паспортов сделок, учетных карточек), предусмотренные в правовых актах по бухгалтерскому и налоговому учету, а также в актах ЦБР, Правительства России т.п.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается либо путем бездействия (например, учет валютных операций не ведется совсем), либо в форме действий (например, отчетная документация уничтожается до истечения срока ее хранения).

6. Объективная сторона правонарушения предусмотренного ч. 7 ст. 15.25 состоит в том, что виновный, нарушает установленный (в нормах Закона о валюте, Таможенного кодекса, в актах ЦБР, ФТС и т.п.) порядок ввоза и пересылки в РФ; вывоза и пересылки из РФ валюты самой РФ, а также внутренних ценных бумаг в документарной форме (например, акции на бланке). Данное правонарушение совершается только в форме действия и считается оконченным с момента совершения любого из указанных действий. См. также письмо ФТС от 12.02.07 N 01-06/4703 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» и ст. 15 Закона о валюте.

7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1, 3-5 ст. 15.25 могут быть не любые должностные лица, а только ИП (напомним, что в ряде случаев КоАП приравнивает их к должностным лицам см. коммент. к ст. 2.4, 2.5),а также (наряду с ИП) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10), но и граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, не являющиеся ИП);

2) ч. 6 ст. 15.25 являются только должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5) и юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10), например экспортеры товаров;

3) ч. 2, 7 ст. 15.25 могут быть любые должностные лица, а также граждане и ЮЛ.

7. Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется умыслом, реже — неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

8. Статья 15.25 предусматривает назначение только административного штрафа, он налагается органами валютного контроля (см. коммент. к ст. 3.5, 23.60). Для правильного определения размера штрафа предусмотренного в ч. 1, 3-5 ст. 15.25 следует руководствоваться нормами примечания к данной статье.

Читайте так же:  Ифнс задолженность по налогам юридического лица

9. Данная редакция ст. 15.25 вступила в силу с 01.10.2004.

Как и для кого выросли штрафы за нарушения валютного законодательства

Изменения валютного законодательства коснулись и санкций за его несоблюдение.

Напомним, что закон № 325-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 14.11.2017 г.). Поэтому новации начнут действовать с 14.05.2018 г.

Ужесточение административной ответственности

Напомним, что в настоящее время за правонарушения, предусмотренные п.1 ст.15.25 КоАП, устанавливается наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции.

А за правонарушения, предусмотренные п.4 и п.5 ст.15.25 КоАП, также предусмотрена ответственность только в виде штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц. При этом административная ответственность в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Практика показывает, что указанная санкция малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий.

Законом №325-ФЗ расширено понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций.

  • на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
  • на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Таким образом, штраф в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции распространяется и на ИП.

А невыполнение резидентом по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (п.4.1 ст.15.25 КоАП РФ).

Нарушение валютного законодательства

Главами 2 и 3 Закона от 10.12.2003 установлены основные правила в части валютного регулирования. В их числе ограничения и запреты, направленные на:

  • предотвращение истощения золотовалютных резервов;
  • сильной волатильности (скачков) курса рубля;
  • стабильное состояние платежного баланса страны и др.

Неисполнение этих правил влечет ответственность. В России за нарушение валютного законодательства установлены штрафы, а за отдельные виды уголовных правонарушений (преступлений) ответственность вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Рассмотрим виды ответственности более подробно.

Судебная практика применения КОаП за нарушения в области валютного законодательства

Федеральным законом от 05.04.2016 г. №89-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» (вступил в силу 16.04.2016 г.) срок давности привлечения увеличен с одного года до двух лет.

При этом сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. А течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (п.1 ст.4.8 КоАП РФ).

При рассмотрении споров необходимо разграничивать действие новой и старой редакции ст.4.5 КоАП РФ.

При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа, заключенного с ZODIPOLJS LIMITED, компания не предоставила в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информацию, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, в срок, установленный п.8.4 Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а именно не позднее 29.01.2016 г. (пятница).

Однако действовавшая на момент правонарушения редакция п.1 ст.4.5 КоАП РФ, устанавливала, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, предельным сроком исполнения обязанности по представлению документов являлось 29.01.2016 г. (пятница), вследствие чего 30.01.2016 г. (суббота) являлся пропущенным сроком и именно в эту дату правонарушение являлось совершенным. Соответственно, с 30.01.2016 г. начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, вследствие чего привлечение к ответственности 31.01.2017 г. уже считается незаконным (Определение ВС РФ от 26.12.2017 г. №305-АД17-13725).

Немало судебных баталий в части законности применения административной ответственности разгорается по поводу переоформления паспорта сделки (например, Определение ВС РФ от 11.12.2017 г. №305-АД17-11035).

Компания была зарегистрирована в форме ЗАО и открыла паспорт сделки в уполномоченном банке. Впоследствии компания изменила форму на Непубличное акционерное общество, о чем внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО в части изменения наименования.

При этом паспорт сделки компания не переоформляла.

Суды трех инстанций поддержали решение об административном правонарушении. Однако Судебная коллегия отменила решение судов на основании следующего.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменение наименования компания в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. В рассматриваемой ситуации, изменение наименования общества с ЗАО на Непубличное акционерное общество в связи с приведением его в соответствие с нормами гл.4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование, в том числе в паспорт сделки.

Приведенная судебная практика рассматривала действие Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И, которая с 1 марта 2018 года утратит силу в связи с изданием инструкции Банка РФ от 16.08.2017 г. № 181-И (Указание Банка РФ от 29.11.2017 г. №4629-У).

Источники

Кто наказывает за нарушение валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here