Лица подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Лица подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Лица подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 107 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 107 НК РФ

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

>
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 108 НК РФ. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 108 НК РФ

Ни налоговое, ни административное законодательство не содержит положения, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности. Однако если налоговая и административная ответственность — это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным (уголовным) законодательством.

Статья 107 НК РФ. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений (действующая редакция)

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к Статье 107 НК РФ

Налоговые правонарушения в полной мере содержат признаки административных нарушений, что, в свою очередь, характеризует юридическую природу ответственности за налоговые правонарушения как административную ответственность.

Административно-правовые налоговые отношения, связанные с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, имеют свои особенности. Важнейшие из них следующие:

1) обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства по реализации своих имущественных (денежных) интересов;

2) в этих отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями);

3) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством.

Существенные особенности административной имущественной ответственности по Налоговому кодексу заключаются в том, что:

1) государственный орган теряет право самостоятельного применения мер ответственности к правонарушителю (только через суд);

2) в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает юридическое лицо.

Административная ответственность юридических лиц появилась в российском налоговом законодательстве с выходом в свет Закона РФ «О Государственной налоговой службе Российской Федерации».

Приступим к более подробному разговору о приведенной выше статье Налогового кодекса.

В соответствии с правилами п. 1 комментируемой статьи, субъектами налоговых правонарушений признаются:

а) организации. При этом речь идет:

— о российских организациях, включая коммерческие (АО, ООО, ОДО, ПК, ПТ, КТ, унитарные предприятия) и некоммерческие (например, учреждения, союзы, ассоциации, фонды, общественные объединения, потребительские кооперативы ит.д.). Российские организации, не обладающие статусом юридических лиц (например, ими могут быть профсоюзы, ст. 8 Закона о профсоюзах), не признаются субъектами налоговых правонарушений (в отличие от аналогичных иностранных организаций);

— об иностранных организациях, т.е. об иностранных юридических лицах, а также о компаниях, других корпоративных образованиях, обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организациях, филиалах и представительствах иностранных организаций, созданных на территории РФ (ст. ст. 11, 123, 126 НК РФ);

Читайте так же:  Надо ли платить торговый сбор

б) физические лица. При этом речь идет о:

— лицах без гражданства;

— индивидуальных предпринимателях и приравненных к ним для целей налогообложения лицах (ст. ст. 11, 83, 85 НК РФ).

Толкование правил п. 1 ст. 107 НК РФ и правил п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 4 ст. 110 НК РФ позволяет сделать ряд важных выводов:

— ответственность за совершение налогового правонарушения могут одновременно нести как сама организация, так и лица, осуществляющие в ней управленческие функции;

— привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в организации) — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной, материальной, дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной законами РФ (на это указано и в Постановлении Верховного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2);

— вина организации в совершении налогового правонарушения определяется виной ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в ней).

Анализ правил п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать ряд важных выводов:

а) не всякое физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, а лишь то, которому исполнилось 16 лет к моменту совершения такого правонарушения.

Толкование норм ст. ст. 51, 106, 107, 111 НК РФ показывает, что физическое лицо, которое в момент совершения деяния находилось в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе отчета в своих действиях (или руководить ими вследствие болезненного состояния), не подлежит ответственности;

б) физическое лицо (как и организация) может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения только в случаях, предусмотренных в Налоговом кодексе (ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ).

Комментарий к ст. 107 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает круг лиц, подлежащих ответственности в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ответственность за совершение налоговых правонарушений (налоговую ответственность) несут как организации (юридические лица), так и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса РФ.

Субъектами налогового правонарушения являются:

а) коллективные субъекты права — юридические лица (т.е. российские и иностранные организации, международные организации, их филиалы и представительства), организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации);

б) индивидуальные субъекты права — физические лица (т.е. граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, в том числе индивидуальные предприниматели).

Для того чтобы юридическое или физическое лицо было признано субъектом налогового правонарушения, это лицо должно иметь статус налогоплательщика или налогового агента либо являться представителем налогоплательщика и налогового агента либо может быть иным лицом, на которого возложены обязанности в соответствии с законодательством о налогах и сборах (например, свидетелем, экспертом, переводчиком, специалистом).

Ответственность специальных субъектов установлена главой 18 Налогового кодекса РФ. Согласно ст. 136 Налогового кодекса РФ штрафы, указанные в главе 18 Налогового кодекса РФ (ст. 132 — 135.2), взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному Налоговым кодексом РФ порядку взыскания налоговых санкций, установленных за налоговые правонарушения в соответствии со ст. 116 — 129.4 главы 16 Налогового кодекса РФ. Указанные виды штрафов предусмотрены для специальных субъектов ответственности в сфере налоговых отношений — банков, выполняющих кассовое обслуживание бюджета. Законодатель разграничил налоговые правонарушения и иные правонарушения, совершаемые банками в связи с нарушением обязанностей по законодательству о налогах и сборах. Составы налоговых правонарушений включены в главу 16 Налогового кодекса РФ, а составы нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, — в главу 18 Налогового кодекса РФ.

Однако необходимо учитывать, что привлечение организации к административной ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной и иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, в комментируемой статье указан один обязательный признак (свойство) физического лица, при наличии которого индивидуальный субъект права может быть привлечен к налоговой ответственности. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности, если оно достигло к моменту совершения налогового правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Способность человека отдавать отчет в своих действиях и руководить ими определяется не только его возрастом. Другим признаком (свойством) физического лица как субъекта юридической ответственности является его вменяемость. Под вменяемостью понимается способность человека осознавать значение своих действий и руководить ими. Невменяемый не может нести ответственность за любое, в том числе налоговое правонарушение, поскольку в его совершении не участвует его сознание или воля. Отсутствие у физического лица в момент совершения налогового правонарушения способности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить своими действиями является согласно подп. 2 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ обстоятельством, исключающим вину физического лица в совершении налогового правонарушения.

Из анализа ст. 107 и 111 Налогового кодекса РФ можно сделать следующий вывод в отношении нарушителей, являющихся физическими лицами. Субъектом ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой ответственности) является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Понятие налоговых правонарушений, лица, подлежащие ответственности за их совершение

Раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» части первой НК РФ посвящен правовому описанию сущности понятия «налоговое правонарушение» и регламентации системы санкций за совершение налоговых правонарушений.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное, про­тивоправное (совершенное в нарушение законодательства о на­логах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ ус­тановлена ответственность.

Читайте так же:  Получение налогового вычета при строительстве жилого дома

Состав налогового правонарушения представ­ляет собой законодательно построенную юридическую модель ти­пичных признаков виновного противоправного деяния, нарушающего законодательство о налогах и сборах и за которое Налоговым ко­дексом РФ установлены меры ответственности.

Элементы состава налогового правонарушения:

  1. Объект на­логового правона­рушения — урегулированные и защищенные законом общест­венные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием (без­действием):
    • установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;
    • порядок осуществления налоговой отчетности;
    • порядок учета налогоплательщиков;
    • порядок осуществления налогового контроля.
  2. Объектив­ная сторона — противоправное действие (бездействие) субъекта пра­вонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность, его юридически нежелательные ре­зультаты для публичного правопорядка в сфере нало­гообложения и юридически значимая причинная связь между ними.
  3. Субъектив­ная сторона — юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности.
  4. Субъект — лицо, совершившее правонарушение (физическое лицо с 16 лет), при этом банки (кредитные организации) выступают в качестве особого субъекта нало­гового правонарушения.

Субъекты налоговых правонарушений подразделяются на общие и специальные.

Общий субъект налогового правонарушения определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть:

    • налогоплательщики — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительст­ва иностранных и международных организаций, граждане
      РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • плательщики сборов;
    • налоговые агенты — российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
    • законные представители налогоплательщика — физического лица;
    • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
    • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальный субъект налогового правонарушения — только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Общая и специальная правосубъектность взаимосвязаны и взаимообусловлены. В определенных составах налоговых правонарушений специальная правосубъектность дополняет, развивает или конкретизирует общую, но не изменяет сущности общей правосубъектности.

По общему правилу ст. 107 НК РФ ответственности подлежат общие субъекты, если норма НК РФ, описы­вающая определенный вид налогового правонарушения, не со­держит требований о наличии у субъекта специальных призна­ков, отражающих какие-либо характерные особенности.

Физические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах по достижении 16-летнего возраста; привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т.е. понимать значение своих действий и руководить ими. Кроме того, на момент совершения налогового правонару­шения физическое лицо должно обладать гражданской дееспо­собностью, необходимой для исполнения обязанности по уплате налогов. По общему правилу, установленному ст. 21 ГК РФ, спо­собность гражданина своими действиями приобретать и осущест­влять гражданские права, создавать для себя гражданские обязан­ности и исполнять их возникает в полном объеме с 18-летнего возраста. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным в случае, если он работает по трудовому договору, контракту или занимается предпринима­тельской деятельностью. Одновременно следует учитывать, что несовершеннолетний может быть ограничен или лишен дееспо­собности на основаниях, предусмотренных п. 4 ст. 26 ГК РФ. Таким образом, недееспособность влечет отсутствие вины в дей­ствиях правонарушителя и, следовательно, отсутствие субъек­тивной стороны налогового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушение на­логового законодательства невозможно.

Законный представитель налогоплательщика — физического лица может являться субъектом налогового правонарушения только в случае несовершения тех действий, которые он обязан был осуществить в силу приобретенного статуса представителя.

Например, законный представитель несет ответственность за не­своевременное представление налоговой декларации, несоблюде­ние порядка использования арестованного имущества и т.д.

Основные принципы ответственности за со­вершение налоговых правонарушений:

  • законности;
  • однократности наказания;
  • персональной ответственности руководителя органи­зации за нарушение налогового законодательства;
  • неотвратимости уплаты законно установленного на­лога;
  • презумпция невиновности налогоплательщика.

Комментарий к Ст. 107 НК РФ

В комментируемой ст. 107 НК РФ указаны субъекты, которые подлежат ответственности за совершение налоговых правонарушений: это организации и физические лица. Понятия «организация» и «физическое лицо» раскрыты в п. 2 ст. 11 НК РФ:

а) ответственность в общем виде можно определить как систему мер, устанавливающую последствия за содеянное. Правоотношение ответственности в соответствии с комментируемой статьей порождается совершением организацией или физическим лицом только налоговых правонарушений, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ;

б) организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Российские организации включают в себя коммерческие (АО, ООО, ОДО, ПК, ПТ, КТ, унитарные предприятия) и некоммерческие (например, учреждения, союзы, ассоциации, фонды, общественные объединения, потребительские кооперативы и т.д.).

Физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Причем индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и приравненные к ним для целей налогообложения лица (ст. ст. 11, 83, 85 НК РФ). Кроме того, налоговой ответственности подлежит физическое лицо, которому исполнилось 16 лет к моменту совершения такого правонарушения, а толкование норм ст. ст. 51, 106, 107, 111 НК РФ показывает, что физическое лицо, которое в момент совершения деяния находилось в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе отчета в своих действиях (или руководить ими вследствие болезненного состояния), не подлежит ответственности.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений: понятие, лица, подлежащие ответственности за их совершение. Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

См. также Письмо ФНС России от 09.01.2018 N СА-4-18/[email protected] «О направлении для использования в работе постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 N 39-П»

См. также Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected] «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России)

Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены ст. 108 НК РФ:

    1. никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
    2. основание — установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;
    3. привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
    4. привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
Читайте так же:  Платежное поручение подоходный налог

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора.

Единственной мерой ответствен­ности за совершение налогового правонарушения названа налого­вая санкция, которая устанавливается и применяется в виде де­нежных взысканий (штрафов). Наложение налоговой санкции но­сит имущественный характер и связано с принудительным изъяти­ем части собственности налогоплательщика. Согласно Конститу­ции РФ и Налоговому кодексу РФ взыскание штрафов за совер­шенные налоговые правонарушения производится только в судеб­ном порядке.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить на­логоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санк­ции . Если эта процедура не выполнена, то суд возвращает иско­вое заявление согласно п. 1 ст. 108 АПК РФ по основанию несо­блюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 104, 105, 115 НК). Исковое заявление в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции

Статья 107 НК РФ. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Новая редакция Ст. 107 НК РФ

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 107 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 107 Кодекса указаны лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений, т.е. субъекты налоговых правонарушений: организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса.

Определения понятий организаций и физических лиц для целей Кодекса даны в п. 2 ст. 11 Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).

В статье 117 Кодекса в качестве субъекта налогового правонарушения прямо указан индивидуальный предприниматель, определение понятия которого для целей Кодекса также дано в п. 2 ст. 11 Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).

В ряде статей гл. 16 Кодекса указаны или подразумеваются в качестве субъектов налоговых правонарушений налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов, определены в ст. 19 Кодекса, а лица, признаваемые налоговыми агентами, — в п. 1 ст. 24 Кодекса (см. комментарии к ст. 19 и 24 Кодекса).

В статье 128 Кодекса установлена налоговая ответственность свидетеля, в ст. 129 Кодекса — налоговая ответственность эксперта, переводчика и специалиста как лиц, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля (см. комментарии к ст. 128 и 129 Кодекса).

Статья 129.1 Кодекса предусматривает налоговую ответственность органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 129.1 Кодекса).

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с введением в действие КоАП Пленум ВАС России в п. 2 Постановления от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что при решении вопроса о соотношении положений КоАП и Кодекса судам необходимо иметь в виду следующее:

статья 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признала утратившими силу лишь п. 4 ст. 91, ст. 124 и п. 3 ст. 126 Кодекса (см. комментарии к ст. 91, 124 и 126 Кодекса);

ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций;

поскольку в силу гл. 15, 16 и 18 Кодекса в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Кодексом.

2. Пункт 2 ст. 107 Кодекса устанавливает возраст, по достижении которого наступает налоговая ответственность физического лица: с шестнадцатилетнего возраста. Аналогично ч. 1 ст. 2.3 КоАП установлен возраст, по достижении которого наступает административная ответственность физического лица.

Однако положение ч. 1 ст. 2.3 КоАП сформулировано более определенно, чем правило п. 2 ст. 107 Кодекса: согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Представляется очевидным, что п. 2 ст. 107 Кодекса подлежит применению в том же значении, что и ч. 1 ст. 2.3 КоАП. Это следует и непосредственно из положения подп. 3 ст. 109 Кодекса, согласно которому в случае совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста, это лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. комментарий к ст. 109 Кодекса).

Читайте так же:  Выплата дивидендов назначение платежа

ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 106. Понятие налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)

7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено настоящим Кодексом.

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения

1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

2. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

4. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Читайте так же:  Налог отмена дарения

2. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ)

2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

О конституционно-правовом смысле статьи 113 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П.

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 114. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

7. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 115. Срок давности взыскания штрафов

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

1. Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11025 — | 7452 — или читать все.

Источники

Лица подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here