Местная налоговая проверка

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Местная налоговая проверка". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Налоговые проверки и их виды в 2019-2020 годах

Налоговая проверка — это словосочетание вызывает волнение даже у опытных специалистов. Что уж говорить о тех, кто сталкивается с ней впервые. Но налоговой проверки не нужно бояться. Следует представлять, как она проходит, знать свои права и обязанности и в случае чего отстаивать свою позицию перед проверяющими. А помогут вам материалы этого раздела нашего сайта.

Плановые проверки налоговой инспекции на 2018–2019 годы: список организаций

Планирует ли инспекция налоговые проверки? Конечно! Существует целая концепция такого планирования (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). В ней же приведены и критерии, используя которые сами налогоплательщики могут попытаться оценить риск попадания в план налоговых проверок. Всего таких критериев 12. Среди них:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
  • продолжительная убыточность;
  • большие НДС-вычеты;
  • низкие зарплаты;
  • миграция между инспекциями и др.

Чем больше совпадений, тем выше риск попасть в контрольный список.

Критерии, конечно, штука полезная. Но все же они дают только вероятность налоговой проверки. Гораздо лучше знать о ней наверняка, к примеру, с точностью до квартала. Поэтому желание найти план-график налоговых проверок своей ИФНС и заглянуть в него свойственно практически каждому налогоплательщику.

Возможно ли это? А если возможно, то как это сделать?

Прочтите данную статью и будете знать, реально ли это — подсмотреть план налоговых проверок.

А мы продолжим рассказывать о налоговых проверках дальше. Какие же они бывают?

Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов

08.10.2018

Виды налоговых проверок

Формально по НК РФ налоговые проверки бывают только 2 видов:

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Третье контрольное мероприятие, которое мы привыкли именовать встречной налоговой проверкой, правильно называется истребованием документов или информации о налогоплательщике.

Если вам нужна более подробная информация по видам проверок, ищите ее здесь.

Где найти более подробные разъяснения по каждой разновидности налоговых проверок, расскажем далее.

А если вам нужно узнать какие-либо нюансы их проведения, сразу переходите к рубрике «Проведение налоговых проверок».

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами пре­доставленных контрольных полномочий возможна только в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Виды налоговых проверок:

    1. камераль­ные;
    2. выездные.

Основная цель налоговых про­верок:

  • контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.
    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при прове­дении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда . На­званный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников нало­говых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, на­ходящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реа­лизация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причи­ненных такими действиями. Неправомерными действиями со­трудников налоговых органов следует считать поступки, совер­шенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Документ, который закрывает все вопросы по должной осмотрительности

Документы для налоговой проверки

Мы уже говорили, что при камеральной налоговой проверке истребование допускается лишь в строго ограниченных ситуациях, а при выездной проверке от него никуда не деться. И в том и в другом случае представление документов по требованию является вашей безусловной обязанностью, а за отказ назначается штраф.

Учитывая всю важность этой процедуры, мы посвятили ей отдельную рубрику.

Вы знаете, в каком виде сдавать истребуемые документы в ИФНС? А как правильно их заверить перед отправкой? Все рекомендации вы найдете в этой рубрике нашего сайта.

Читайте так же:  Уфнс узнать задолженность по налогам

Прочтите, например, эту публикацию и узнаете, когда документы можно сдать в виде сканированных копий.

Из этой заметки вы узнаете, когда документы можно подать в электронном виде.

Здесь есть ответ на вопрос о том, в каких случаях допускается представлять документы в виде подшивки.

А в этой статье мы приводим подробные разъяснения Минфина о том, как такую подшивку правильно сформировать и заверить.

Все это чрезвычайно важно при налоговой проверке. Ведь неправильно заверенные копии документов налоговики могут счесть непредставленными и оштрафовать вас. Если объем истребуемой документации велик (а при налоговых проверках, как правило, так и бывает), сумма штрафа будет существенной. А лишние траты вам ни к чему.

Что еще важно знать при истребовании? С недавних пор Налоговый кодекс предусматривает запрет на повторное истребование у налогоплательщика документов, которые он уже представлял инспекции для камеральной или выездной налоговой проверки либо для налогового мониторинга.

С камеральной и выездной налоговыми проверками тут все понятно. А как быть со встречной налоговой проверкой? Например, при повторном истребовании для камералки тех документов, которые вы когда-то подавали для проверки встречной. Или наоборот, если для встречки просят документы, сданные в рамках прошлых камеральной и выездной налоговых проверок.

В одном из этих случаев требование можно не исполнять. О нем читайте здесь.

В другом подать документы придется — см. эту публикацию.

И таких нюансов при истребовании масса.

Еще партия неоднозначных вопросов об истребовании документов для налоговых проверок ждет вас в этой статье.

Следите за материалами данной рубрики и всегда будете в курсе всех новостей и разъяснений.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?

Проведение налоговых проверок – это осуществление надзора специалистами ИФНС за выполнением налогового и бухгалтерского законодательства организациями и ИП. При проведении налоговых проверок это подразумевает ревизию правильности начисления и уплаты налогов.

Встречаем встречку во всеоружии

Если 2 предыдущие налоговые проверки проводятся непосредственно в отношении самого налогоплательщика, то встречная налоговая проверка касается его контрагентов — поставщиков, покупателей, заемщиков, займодавцев и пр.

Читайте так же:  Понятие и содержание валютного регулирования валютный контроль

Проверяют в данном случае этих лиц, а чтобы убедиться в том, что их налоги посчитаны верно, данные их учета сопоставляют с документами или сведениями других участников сделок. Отсюда и название «встречная проверка».

Подробнее о встречных налоговых проверках узнайте из этой статьи.

В то же время истребовать у вас документы будет не чужая ИФНС. Она будет действовать через вашу. Именно от нее вы получите требование и именно ей должны будете сдать документы или сообщить об их отсутствии. Отдельный случай — если у вас с контрагентом одна инспекция на двоих.

Ответить на требование следует обязательно. Отказ, в том числе молчание, от представления документов является нарушением и будет караться штрафом.

О том, по какой статье и в каком размере штрафуют за непредставление документов по встречной налоговой проверке, рассказывает данный материал.

9 из 10 компаний разоряются после выездной налоговой проверки . В среднем с 1 января по 1 июля 2018 по результатам выездной проверки компаниям в Москве доначисляют 56 млн руб. Но многие директора во время проверки действуют очень странно: они никак не пытаются повлиять на результаты проверки.

Защищая компании во время выездных проверок, мы заметили, что многие директора необоснованно надеются, что их «пронесёт»: что доначисления будут небольшими, что контрагенты докажут свою реальность, что свидетели подтвердят хозяйственные операции и т.д.

Но мы скажем честно: выездная проверка — это смерть 9 компаний из 10. Надо смотреть правде в глаза, а не уговаривать себя, что всё нормально.

4 идеи, которыми успокаивают себя директора во время выездной. Не попадайтесь на это

Камералка же прошла нормально, значит, беспокоиться не о чем. Посредники, предоставляющие компаниям определённые услуги, успокаивают, говоря, что директор — нормальный, если у ФНС будут вопросы, он пойдёт в инспекцию и подтвердит операции и свою реальность . Договоры, счета-фактуры, накладные, акты и т.д. настоящие. Вроде бы можно работать, кажется, что риска нет.

Это иллюзия. Она вызвана недостатком информации. Получив деньги, этот контрагент обналичивает их, и инспекция это видит . Реальной деятельности компания не ведёт. У контрагента нет расходов — он не платит зарплату, не отчисляет страховые взносы, не покупает канцелярские товары, не платит за аренду, транспортные услуги и т.д. Налоговая всё это отлично видит и идентифицирует такого контрагента как однодневку. С соответствующими последствиями для компаний, которые с таким контрагентом связаны.

Почему же ФНС не реагирует на уровне камералки ? Потому, что для доначислений не хватает информации, которую налоговая получает в рамках камеральной проверки. Чтобы доначислить, нужно допросить директоров фирм-контрагентов, сотрудников проверяемой компании (водителей, кладовщиков и т.д.). Сделать это можно во время выездной проверки, что инспекция и делает.

Доначислят, но немного, мы потянем. Повторимся: по статистику ФНС с 1 января по 1 июля 2018 года на одну компанию в Москве приходилось 56 млн руб доначислений.

Разве выездной проверке можно противостоять? Многие директора компаний словно не задумываются, что к выездной проверке можно подготовиться (начинать необходимо, когда пришло решение о назначении проверки, хотя лучше, конечно, проводить профилактическую работу ранее).

Подготовка включает работу со свидетелями (вашими сотрудниками и сотрудниками контрагентов), электронными носителями информации и документами. Можно абсолютно законно и безопасно для вас предотвратить получение инспекцией информации из этих трёх источников.

Зачем что-то делать раньше времени? Вот когда будет акт проверки, будут доначисления, тогда и позовём адвоката.

Налоговая проверка завершается составлением акта. Это когда инспекция уже выяснила всё, что ей надо было, сделала выводы и доначислила (те самые 56 млн руб). На этом этапе адвокат тоже может помоч ь , но… Если есть возможность законно и безопасно ограничить доступ инспекции к столь необходимой ей информации, то зачем тянуть?

Что лучше — проводить профилактику или бросаться решать проблему, когда игнорировать её уже невозможно и очень трудно исправить? Ответ очевиден.

Из сказанного выше вывод только один: выездная налоговая проверка — это очень серьёзно. Директора, которые не реагируют на решение о назначении проверки и занимают позицию «пусть сначала будет акт, а там будем думать» своими руками заколачивают крышку гроба своей компании.

Принимать меры необходимо сразу, как только директору вручено решение о выездной проверке.

Какую информацию и как собирает ФНС во время выездной проверки?

Цель инспекции во время выездной проверки — собрать (и закрепить уже имеющуюся) информацию о связях с недобросовестными контрагентами, через которые компания по разным схемам получает необоснованную налоговую выгоду.

У инспекции есть три источника столь желанной для неё информации:

  • свидетели (ими могут быть все сотрудники проверяемой компании и контрагентов, и не только работающие, но и уволившиеся);
  • документы;
  • электронные носители информации (флешки, жёсткие диски компьютеров, серверы и тд.).

Как ФНС получает информацию от свидетелей?

С помощью допросов. Например:

  • если по документам какую-либо работу провели сотрудники контрагента (компания понесла расходы и уменьшила налог на прибыль), но инспекция считает, что эти работы были проведены силами сотрудников проверяемой компании, то будут допрашивать и сотрудников проверяемой компании и сотрудников контрагента, если они у него есть. Инспектор будет искать противоречия в показаниях, чтобы сделать вывод — сделка фиктивна, значит, расходы компании не обоснованны;
  • если по документам компания получила товар, но инспекция считает, что поставка товара «липовая», то она будет допрашивать водителя, кладовщика, экспедитора и менеджера, обсуждавшего условия сделки;
  • будут заданы вопросы о поиске этого контрагента, о причинах, почему выбрали именно его, о том, кто ответственен за подбор контрагентов, что именно привлекло в этом контрагенте, как оценивалась деловая репутация и возможность исполнения обязательств силами этого контрагента и т.д.

Если свидетели будут давать противоречивую информацию или не смогут ответить на какие-то вопросы, ФНС сделает вывод нереальности операций. Мысленно можно прощаться с 56 млн руб: доначислят НДС и налог на прибыль.

Что надо сделать? Подготовить свидетелей. У них должен быть перечень вопросов, которые будут задаваться инспекторами (для директоров, бухгалтеров, прорабов, кладовщиков вопросы разные). Свидетели должны не просто знать ответы, но и:

  • быть готовыми к «внезапному» допросу. Это когда инспектор «ловит» нужного ему человека в нерабочей обстановке. Караулит у подъезда дома, например;
  • быть готовым подтвердить работу с контрагентами, подробно рассказав о том, когда, кем и каким образом эта работа выполнялась.
Читайте так же:  Выплата дивидендов назначение платежа

И конечно, ответы всех свидетелей не должны противоречить друг другу. Они должны создавать общую непротиворечивую картину.

Как налоговая доказывает необоснованную налоговую выгоду с помощью документов?

О, здесь у ФНС много возможностей поставить сделку под сомнение. С этой целью налоговая:

  • анализирует подписи в документах;
  • сравнивает данные о товаре или работах в разных документах: договорах, актах, товарных накладных, ТТН и т.д.;
  • проверяют возможность перевозки данного товара и его объёма указанным транспортом;
  • сверяют госномера и марку авто, на которой осуществлялась перевозка, с базой данных ГИБДД (а вдруг авто, которое перевозило щебень, является легковушкой?).

Что сделать, чтобы минимизировать этот риск?

Сначала нужно оценить, следует ли налоговой инспекции знать всё о всех хозяйственных операциях. Бывают разные варианты.

В тех документах, которые проверяемая компания предоставляет налоговой, не должно быть никаких расхождений и противоречий. Надо ещё раз проанализировать содержание документов и суть хозяйственных операций, которые в этих документах отражены.

Здесь же нужно обосновать проявление должной осмотрительности, которая выражается в следующем:

  • вы запросили учредительные и регистрационные документы контрагента;
  • вы встречались с руководителем контрагента или представителем компании;
  • вы готовы пояснить, как заключался и подписывался договор, как происходил обмен документами;
  • вы знаете, как контрагент исполнял договор (у него есть офис, склад, сотрудники, производственные мощности и вообще всё, чтобы исполнить свои обязательства по договору);
  • вы готовы представить маркетинговое (коммерческое) обоснование, почему вы выбрали именно этого контрагента;
  • вы готовы представить инспектору максимально возможную информацию о деловой репутации, наличии материально-технических ресурсов, квалифицированного персонала в штате контрагента.

Что с компьютерами?

Выемка компьютеров происходит в 8 из 10 выездных проверок. Информация, найденная на жёстких дисках (а инспекторы изучают эту информацию действительно скрупулезно) часто ложиться в основу доначислений.

Судите сами. Если на жёстком диске хранятся счета-фактуры или другие документы, изготовленные от имени контрагента или бланки с его печатями, значит, контрагент нереальный, а вся работа с ним ведётся только на бумаге. Можно попрощаться с вычетом по НДС и уменьшением расходов.

Также, если в свойствах файла дата создания документа будет позднее, чем хозяйственная операция, инспекторы также сделают вывод о создании фиктивного документооборота.

Видео (кликните для воспроизведения).

Об информации, которая хранится удалённо, тоже нужно подумать. Что будет, если инспекция получит доступ к электронной почте, где директор с главбухом обсуждают ту или иную схему? Или размер «серой» зарплаты за текущий месяц?

Что делать, чтобы обезопасить электронную информацию?

  • убрать «лишние» компьютеры из офиса;
  • хранить всю информацию в «облаке» или на удалённом сервере (и позаботиться о надёжности пароля);
  • «почистить» электронную почту. И опять же помнить, что надёжный пароль — это правильно;
  • не обмениваться чувствительной информацией в соцсетях и мессенджерах.

Нам известны случаи, когда десятки миллионов рублей были начислены из-за одного неубранного из офиса компьютера.

Выводы

Ошибка многих директоров в том, что они не готовятся к выездной проверке и бездействуют, когда она уже идёт. Компания должна начинать готовиться к выездной проверке сразу же, как только директор получил решение о её назначении (хотя на самом деле надо готовиться раньше). Позиция «привлечём адвоката, когда будет акт, потому что сейчас адвокату и делать-то нечего» — это ошибка, которая может стать роковой.

У инспекции есть три источника информации о компании и её контрагентах — свидетели (может быть любой сотрудник компаний и даже уволенные сотрудники), документы и носители электронной информации. С ними нужно серьёзно и комплексно работать. Только так можно обеспечить сохранность информации и защититься от налоговых доначислений.

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Камеральная налоговая проверка — в списке каждый

Камеральной налоговой проверке подвергается почти вся налоговая отчетность (декларации и расчеты), которая попадает к инспекторам. Порядок проведения проверки закреплен в ст. 88 НК РФ.

Ответы на самые острые вопросы по проведению камеральных налоговых проверок ищите здесь.

Проходит такая налоговая проверка в инспекции, начинается без какого бы то ни было решения. На начальном этапе проверяется:

  • соблюдение срока подачи декларации;
  • корректность отражения показателей (происходит в автоматизированном режиме, в том числе с использованием контрольных соотношений, при этом выявляются ошибки, нестыковки, противоречия и т. п.);

О положительном результате камеральной налоговой проверки свидетельствует молчание налоговиков. Если 3 месяца (установленный срок проверки) истекли, а из инспекции вас не потревожили, значит, декларация прошла камеральный контроль.

Камеральная налоговая проверка может закончиться и до истечения 3 месяцев. Об этом см. здесь.

Если что-то пошло не так, например, вы ошиблись в декларации или ваша информация не стыкуется с той, которой владеют налоговики, ИФНС запросит у вас пояснения или потребует исправить отчет. Пояснения сняли все вопросы? Проверка заканчивается без последствий. А если нет?

О планах Госдумы в отношении камеральных проверок узнайте из сообщения.

О негативном варианте развития камеральной налоговой проверки читайте здесь.

В отдельных случаях в рамках камералки налоговики могут истребовать у вас документы. Например, при подаче декларации по НДС с налогом к возмещению, использовании льгот, нестыковке данных из вашей НДС-декларации с декларациями ваших контрагентов и др. Истребование — процесс сложный, и споры здесь нередки. Поэтому так важно знать порядок.

Все о том, как истребуются документы для налоговых проверок, вы можете найти в рубрике «Документы для налоговой проверки».

Камеральная налоговая проверка по разным налогам имеет особенности. В данном разделе сайта вы можете узнать:

  • как подготовиться к камералке по прибыли;
  • как проверяют декларации упрощенцев;

ФНС: мы не проконтролировали вашего контрагента, а виноваты вы

Мы добились отмены решения инспекции в УФНС и сохранили компании 30 млн руб

Главный вывод из судебной практики по должной осмотрительности

Налоговые проверки и их разновидности

Ни одно государство не может существовать без взимания налогов. Налоги обеспечивают поступление денежных средств в бюджет, используя которые государство выполняет свои функции. Правильность исчисления налогов и их своевременную уплату контролирует налоговая служба (ФНС). Таким образом, проведение налоговых проверок — это существенное подспорье для пополнения бюджета государства.

Читайте так же:  Возмещение ндс россия

Для осуществления такого контроля все организации, ИП и физические лица должны быть зарегистрированы в ИФНС по месту их нахождения (ст. 83 НК РФ). Это фиксируется в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно.

Как налоговики обеспечивают достоверность содержащейся в ЕГРЮЛ информации, узнайте из сообщения.

Проведение налоговых проверок — это контроль за соблюдением законодательства по налогам. Согласно ст. 31 Налогового кодекса ФНС вправе получать от налогоплательщиков документы, подтверждающие начисление и уплату налогов. Основными обязанностями сотрудников ФНС являются контроль поступающих документов и проведение налоговых проверок.

Проведение налоговых проверок – это служебные обязанности инспекторов ИФНС. Сотрудники налоговой службы вправе затребовать от проверяемых организаций документы (декларации, балансы, платежки, расчеты по налогам). При налоговой проверке производят сопоставление данных из полученных ИФНС деклараций по налогам с информацией из других источников, которые предоставил налогоплательщик. Налоговые проверки подразделяют:

Кого могут включить в план налоговых проверок, узнайте из материала.

Какие аргументы не сработают при доказывании должной осмотрительности?

Выездная налоговая проверка: действуем по плану

Если так случилось, что к вам пришла выездная налоговая проверка, не паникуйте. Для начала ознакомьтесь с ее общими правилами: где и кем она проводится, как начинается и т. п.

Как проходит налоговая проверка такого типа, читайте в этом материале.

Затем определите, сколько будет продолжаться выездная налоговая проверка. Общий срок — 2 месяца. Однако она может приостанавливаться и продлеваться.

В каких случаях возможно изменение срока выездной налоговой проверки и каков его максимум, мы рассказываем здесь.

Подготовьтесь к истребованию документов — в данном случае оно неизбежно.

Помните, что потребовать бумаги контролеры могут вплоть до последнего дня налоговой проверки.

Можно ли не исполнять такое требование, узнайте из публикации.

А о том, как реагировать, если для выездной налоговой проверки ИФНС просит расшифровку строк бухочетности, читайте здесь.

Окончанием выездной налоговой проверки является день, когда составлена справка о ней. Вы получите от контролеров акт, из которого узнаете, что не понравилось налоговикам в вашем учете, что они считают нарушением и что нужно поправить.

Подробнее об акте выездной налоговой проверки читайте в статье.

Составьте возражения и подайте их в инспекцию.

Но это еще не итог выездной налоговой проверки. Ее результаты будут определены в ходе рассмотрения руководителем ИФНС (или его замом) всех материалов, включая акт и возражения. По окончании вы получите решение, которое и должны будете исполнить. Или обжаловать, если не согласны с ним.

Все нюансы рассмотрения материалов налоговых проверок ищите в рубрике «Результаты налоговых проверок».

Оформление результатов налоговых проверок

Оформление результатов проведения налоговых проверок — это выполнение требований Налогового кодекса. Рассмотрим, как оформляются результаты в обоих случаях:

Камеральная проверка

По результатам проверки могут быть 2 варианта дальнейших действий:

  1. Отсутствие выявленных нарушений в ходе проведения налоговой проверки — это основание для ее завершения, проверка прекращается. Налогоплательщику об этом не сообщают. За исключением случая, когда камеральная проверка проводилась для возврата налога. По ее результатам выносится решение о возврате, о чем налоговики сообщают налогоплательщику.
  2. При обнаружении нарушений инспектор ИФНС составляет акт в течение 10 дней (ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику его вручают в течение 5 рабочих дней. После этого налогоплательщик может предоставить свои возражения в ИФНС в течение месяца. По результатам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, нужно или нет привлекать его к ответственности. Для вынесения решения инспектору дается 10 дней. Он может предложить руководству ИФНС проведение выездной проверки.

Выездная проверка

  1. По результатам проведения этой налоговой проверки должна быть составлена справка о проверке (приложение 7 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]), а затем в течение 2 месяцев — акт (приложение 23 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]). Заполнение акта проводят в соответствии с приложением 24 к этому же приказу.
  2. При оформлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нём должны быть приведены факты нарушений со ссылками на документы, в которых они обнаружены. К акту прилагают документы, подтверждающие факты нарушений. Также приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
  3. Акт в течение 5 дней должен быть вручен представителю проверяемой фирмы под расписку. Налогоплательщик вправе после получения акта в месячный срок предоставить в ИФНС свои мотивированные возражения.

Кстати, доначисления по проверкам теперь можно оплатить в рассрочку.

Подробнее см. здесь.

«Учредитель контрагента массовый и торгует наркотиками? Нормально, вычет по НДС можно зачесть» — решил суд. 4 интересные судебные истории о налоговых вычетах

Напишите нам письмо

Наши услуги

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Проведение камеральной проверки

Сотрудники ИФНС проводят камеральную проверку на своей территории. В этом случае анализу подвергают документы, полученные от налогоплательщиков согласно требованиям Налогового кодекса (декларации по налогам и другие документы). Такая проверка проводится сразу после поступления отчетных документов в ИФНС. Обнаруженные ошибки в декларациях и обосновании льгот по налогам послужат основой для доначисления платежей в бюджет.

Цели камеральной проверки:

  • контроль за исполнением фирмой или ИП законодательства о налогах, сборах и страховых взносах;
  • подтверждение права налогоплательщика на возврат налога (с оформлением по результатам проверки решения на возврат либо обоснованного отказа);
  • выявление нарушений и взыскание недоимок, пени и штрафов;
  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон.
Читайте так же:  Как проверить задолженность по налогу на имущество

При проведении камеральной проверки контролируется:

  • состав и сроки представления документов налогоплательщиком;
  • правильность их оформления;
  • правильность проведения расчетов по налогам;
  • наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;
  • правильность расчета налогооблагаемой базы;

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня поступления. О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу. Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений — 5 дней (ст. 88 НК РФ). Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки (ст. 100 НК РФ)..

Налоговая проверка — важен не столько процесс, сколько результат

Рано или поздно любая налоговая проверка завершается, и вы остаетесь один на один с ее результатом. Сначала это только акт проверки. О нем самом и о способе выразить несогласие с позицией контролеров мы уже говорили выше.

Еще несколько интересных вопросов, связанных с оформлением результатов налоговых проверок, рассмотрены здесь.

Но вот акт получен, возражения поданы. Что же дальше? А дальше следующий и тоже очень ответственный этап — рассмотрение материалов налоговой проверки.

Об отдельных спорных моментах процедуры мы рассказываем в этой статье.

На этом этапе повлиять на итоговый результат по существу уже практически невозможно. Все, что могли, вы уже должны были сделать до рассмотрения. Однако это не значит, что следует просто плыть по течению.

Участвуйте в рассмотрении. Кстати, известить вас о его месте и времени — прямая обязанность налоговиков, за неисполнение которой они могут поплатиться последующей отменой решения по налоговой проверке.

Один довольно показательный случай рассмотрен здесь.

Причем вы можете не просто присутствовать при рассмотрении, но и выражать свою позицию, давать пояснения.

О том, можно ли копировать материалы налоговой проверки при рассмотрении, узнайте из данной публикации.

В общем, здесь, как и при любом взаимодействии с контролирующими органами, главное — активная позиция и участие. Фиксируйте нарушения, которые контролеры допускают на всем протяжении налоговой проверки. Впоследствии они могут пригодиться вам при обжаловании. Это, к слову, уже завершающая, но не обязательная стадия налоговой проверки. Скажем и о ней пару слов.

Обжалование решений по итогам налоговых проверок происходит в 2 этапа. Сначала досудебный, посредством подачи:

  • жалобы — если решение вступило в силу;
  • апелляционной жалобы — если обжалуется не вступившее в силу решение по налоговой проверке.

Рассматривает обе жалобы вышестоящий налоговый орган. Но подаете вы их через свою ИФНС, а она уже двигает их далее по инстанциям.

Хотите оценить перспективу обжалования — загляните в этот материал.

Если результат по жалобе вас не удовлетворил — дорога в суд.

О порядке обжалования решений по налоговым проверкам в суде читайте здесь.

Аргументы для него в материалах данного раздела сайта тоже найдутся.

Почти все директора совершают эту ошибку во время выездной налоговой проверки. Её цена в среднем 56 млн руб

Проведение выездной проверки

Выездная проверка — это проведение налоговых проверок сотрудниками ИФНС, как правило, на территории проверяемой организации. При этом проверяют оригиналы первичных бухгалтерских и налоговых документов налогоплательщика, регистры бухучета, отчетность по бухгалтерии, договоры и другие бумаги.

Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проверки, она проводится в ИФНС. В этом случае запрашиваемые инспектором оригиналы документов, относящиеся к проверяемому налоговому периоду, он обязан доставить в налоговую инспекцию.

Перечень документов, которые может затребовать ФНС для проверки, приводится в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель ИФНС или его заместитель. Оформляемый при этом документ должен содержать:

  • название проверяемой фирмы или ИП,
  • перечень проверяемых налогов,
  • период деятельности фирмы или ИП;
  • должности и Ф. И. О. сотрудников ИФНС.

При выездной проверке устанавливают правильность начисления и своевременность уплаты налогов. При этом используют оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев. Увеличен этот срок может быть только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят (п. 6 ст. 89 НК РФ):

  • наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • налогоплательщик не представил нужные документы;
  • другие причины.

Срок проверки может быть продлен до 4, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (приложение 4 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]).

При проверке могут сопоставляться документы, составляемые в нескольких экземплярах (накладные и счета-фактуры). Это касается разных организаций (контрагентов) или подразделений одной фирмы. Осуществляется данное мероприятие истребованием документов (ст. 93.1 НК РФ), которые у сторон сделки должны быть идентично оформлены. Если же они отличаются, это может быть расценено как сокрытие доходов одной из сторон (например, в документах могут не совпадать количество или цена товара).

О документах, которые могут быть затребованы у контрагента для проверки, читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Проведение налоговых проверок — это работа инспектора с возможным опросом свидетелей, привлечением специалистов и участием понятых. Эти правовые действия закреплены в Налоговом кодексе (ст. 95–98 НК РФ).

В процессе проверки инспектор может:

  • осмотреть (в присутствии понятых) складские и производственные помещения с составлением протокола осмотра (приложение 14 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]);
  • провести инвентаризацию имущества.

О правилах проведения осмотра узнайте по ссылке.

Итоги

Налоговая проверка представляет собой контроль налоговиками за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов, взносов налогоплательщиком.

Видео (кликните для воспроизведения).

НК РФ предусматривает налоговые проверки 2 видов: выездные и камеральные. По результатам выездной проверки всегда оформляется акт, по результатам камеральной проверки акт составляется только при выявлении нарушений.

Источники

Местная налоговая проверка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here