Налог на землю приватизированного участка

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Налог на землю приватизированного участка". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Как рассчитать налог на аренду земли, как оплатить и для кого возможны льготы при сдаче муниципальных участков?

Принцип платности при использовании земельных участков определен статьей 1 Земельного Кодекса Российской Федерации. Возможными формами оплаты при этом могут являться земельный налог и арендные платежи. Плата устанавливается на основании правоустанавливающих документов, в том числе и арендного договора, либо на основании фактического использования земли.

О том, кто несет обязанность по оплате земельного налога на арендованный участок, а также как содержание соглашения влияет на налоговое бремя, мы расскажем в этой статье.

Нужно ли платить, если участком пользуется не собственник?

Каждый владелец участка земли ежегодно обязан выплачивать в счет государственного бюджета земельный налог. Его ставка определяется на законодательном уровне, в соответствии с положениями статьи 387 НК РФ. Земельный налог обязателен в силу закона, и на его выплату не влияет то, передана ли земля в аренду третьим лицам или участком пользуется непосредственно собственник.

Отвечает руководитель проекта «Истринская долина» Михаил Африканов:

— Все юридические и физические лица, владеющие земельными участками на основании вещных прав (право собственности, право постоянного пользования, право пожизненного владения), должны платить налог на землю, даже если она не приватизирована. Исключением являются только земли, полностью изъятые из оборота или ограниченные в нем на законодательном уровне, земли лесного и водного фондов.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Обязаны ли мы платить земельный налог, если участок неприватизированный?

С приватизацией возникли проблемы, пока это сделать невозможно. Соответственно участок не введен в эксплуатацию, и просто простаивает. А председатель СНТ требует оплатить налог. (Участок Садоводческого Некоммерческого Товарищества)

Здравствуйте!Обязаны ,как постоянные пользователи.

Ваш ответ мне очень помог, спасибо!

Земельный участок, ранее предоставленный в постоянное (бессрочное) полльзование, считается стоящим на кадастровом учете, как РАНЕЕ УЧТЕННЫЙ. объект недвижимости (ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (БЕССРОЧНОГО) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. (п. 1 ст. 388 НК РФ) .

В 2008 и 2009 г. г. повсеместно по РФ была произведена переоценка кадастровой стоимости земель (повышена

в 5 — 15 раз) , а ставка этого галога устанавливыается в процентах от кадастровой стоимости.

Так что Вам относительно «повезло» — в других регионах такое увеличение земельного налога применяется уже с 2009г.

Если в свое время Постановление местной администрации о предоставлении земли в постоянное (бессрочное) пользованием принималось НЕ в отношении конкретныхфиз. лиц, а в целом, на Ваше СНТ, то налогоплательщиком выступает именно оно, раскидывая сумму налога на всех своих членов.

Кстати, имеет смысл проверить (у Председателя или в Правлении) насколько правильно они это делают — бывает, что обнаруживаются разнообразные хитрости, а то и прямые обманы.

Об уплате земельного налога за приватизированный, но не незарегистрированный за лицом земельный участок

В связи с реорганизацией ФГУП в ОАО, в рамках приватизации органом исполнительной власти были переданы объекты недвижимого имущества в соответствии с передаточным актом, в том числе земельные участки. Сами участки были предоставлены ФГУП на праве постоянного (бессрочного) пользования в целях использования расположенных на них зданий. Право хозяйственного ведения, а также право собственности на данные земельные участки до настоящего времени зарегистрировано не было. Обязано ли открытое акционерное общество уплачивать земельный налог?

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также, в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами, иные права на земельный участок, являющийся недвижимым имуществом (п. 1 ст. 130 ГК РФ) подлежат государственной регистрации на основании п. 1 ст. 131 ГК РФ.

Такие права возникают с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 8 ГК РФ), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Таким образом, по общему правилу юридическое лицо становится плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации его права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования. Аналогичный вывод содержится в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее — Постановление N 54).

Отметим, что ранее в судебной практике существовал противоположный подход, основанный на постановлениях Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 N 11991/05 и N 11403/05. Признавалось, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не могло служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего (см. постановления ФАС Поволжского округа от 05.04.2007 N А49-5080/06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.08.2007 N А19-17027/06-30-41, ФАС Северо-Западного округа от 07.08.2009 N А05-9951/2008).

Однако в настоящее время судебная практика идет по пути, обозначенному в Постановлении N 54 (см. определение ВАС РФ от 12.08.2010 N ВАС-10032/10, постановления ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-4671/10-С3, ФАС Поволжского округа от 18.06.2010 N А55-19901/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.07.2010 N А46-20332/2009 и от 22.06.2010 N А46-18610/2009, ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2010 N А13-17236/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.2010 N А32-23753/2009-3/473).

Читайте так же:  Обнулить декларацию 3 ндфл

Разъяснения о том, что основанием для уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок, также содержатся в письмах Минфина России от 27.10.2010 N 03-05-05-02/78, от 12.10.2010 N 03-05-05-02/75, от 13.08.2010 N 03-05-05-02/65, от 07.04.2010 N 03-05-05-02/22 и ФНС России от 03.06.2010 N ШС-37-3/3231, от 27.04.2010 N ШС-37-3/754.

Однако, в Постановлении N 54 указаны и исключения. В частности, п. 5 Постановления N 54 установлено, что при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

В связи с этим необходимо учесть следующее.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-Ф) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно п. 1 ст. 27 Закона N 178-ФЗ имущественный комплекс унитарного предприятия может быть передан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке и способами, которые предусмотрены Закона N 178-ФЗ, с учетом особенностей, установленных ст. 27 Закона N 178-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 28 Закона N 178-ФЗ приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

— находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

— занимаемых объектами недвижимости, указанными в п. 1 указанной статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия (п. 1 ст. 11 Закона N 178-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

В силу п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном ст. 11 N 178-ФЗ, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

Согласно п. 11 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится — как правопреемник — собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Как было отмечено ранее при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (п. 5 Постановления N 54).

Исполнение обязанности по уплате налогов при реорганизации юридического лица установлено ст. 50 НК РФ, на основании которой обязанность по уплате земельного налога реорганизованного юридического лица должна исполняться его правопреемником (правопреемниками).

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. При этом юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки до 1 июля 2012 года (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).

Таким образом, в случае реорганизации за правопреемником сохраняется право пользования земельным участком (то есть передается право пользования земельным участком на тех же условиях) с последующим правом выкупа в собственность или оформлением права пользования на условиях аренды земельных участков, предоставленных реорганизованным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В рассматриваемой ситуации земельные участки были включены в перечень имущества, подлежащего приватизации и фактически были переданы в порядке приватизации. Поэтому ОАО, созданное в результате преобразования государственного предприятия, как его универсальный правопреемник сохранило право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и приобрело обязанность, предусмотренную ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Следовательно, с момента своей регистрации организация в силу ст. 388 НК РФ, а также п. 5 Постановления N 54 стало плательщиком земельного налога. Подтверждает данный вывод и ряд судебных решений (см. постановления ФАС Центрального округа от 11.08.2011 N Ф10-1747/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2011 N Ф04-6867/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2011 N Ф02-5210/11, от 11.04.2011 N Ф02-1056/11 и др.).

Входят ли не приватизированные участки в земли общего пользования, с которых СНТ платит налог?

Алла, не в свои сани не садитесь… И, посейчас, имеются т.н. Титульные владельцы неприватизированных личных участков на праве постоянного бессрочного пользования ( ПБП ) так вот они САМИ за свой участок платят зем.налог по извещениям налоговой, и ещё — \. Если ЗОП приобретена на целевые взносы членов СНТ и считается по документам их совместной собственностью, базу определяют для каждого владельца в равных долях. Это правило прописано в п.2 ст.392 НК.

С 2019 г. ЗОП можно приобретать в долевую собственность владельцев участков в СНТ. Тогда плательщиками налога будут физ. лица-собственники пропорционально их долям. Подробнее см. информацию Минфина от 20.08.2018 № 03-05-05-01/58720. \.

Как приватизировать землю платно и безвозмездно? Все о том, сколько стоит процедура

Согласно Российскому законодательству приватизация – процедура бесплатная. Тем не менее придется вложиться в само оформление. Поэтому необходимо заранее выяснить, за что придется заплатить в процессе приватизации земельного участка.

Читайте так же:  Возврат госпошлины через госуслуги за права

Разница процедур для новостроек и жилых строений на вторичном рынке

Все дома на вторичном рынке недвижимости, построенные до момента принятия Жилищного кодекса РФ (то есть до 1 марта 2005 года), располагаются на земельных участках, принадлежащих муниципалитету. Территорию под такими домами собственники имеют право приватизировать, обратившись с соответствующим заявлением в местные органы власти.

Для приватизации старых жилых домов потребуется кадастровый паспорт. Если данный документ отсутствует, процедура оформления происходит в общем порядке.

После того, как был принят ЖК РФ, дольщикам, приобретающим квартиры в новостройках, было предоставлено право на часть земли под многоквартирным домом. Приобретая квартиру в строящемся или недавно сданном жилом доме, владелец недвижимости автоматически становится собственником части земельного участка, на который изначально оформлен кадастровый паспорт.

Условия оформления в собственность придомовой территории

Существует несколько важных условий, соблюдение которых является обязательным для успешной приватизации земельного участка под многоквартирным домом. Переоформить землю в совместную собственность жильцов возможно, если:

  • территория имеет строго определенные границы;
  • земля под застройку использовалась исключительно на законных основаниях;
  • сам дом построен и введен в эксплуатацию в пределах норм, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством;
  • каждый собственник, желающий принять участие в приватизации, обладает таким правом.

Как действовать собственникам квартир: пошаговая инструкция

Переоформление участка под МКД в собственность жильцов происходит по стандартной схеме состоящей из нескольких этапов.

Проведение общего собрания

Проведение общего собрания жильцов дома является первостепенной задачей в процессе приватизации земли.

Для того чтобы собрание можно было считать состоявшимся, на нем должны присутствовать как минимум половина собственников недвижимости или их законных представителей.

Если по каким-либо причинам собрать необходимый кворум не получается, также допустимо провести голосование жильцов в заочной форме, раздав собственникам распечатанные бланки.

Инициатором собрания может стать любой из жильцов, готовый взять на себя все дальнейшие организационные вопросы. О проведении собрания и его повестке собственников необходимо проинформировать как минимум за 10 дней до запланированной даты.

На самом собрании организатор должен:

  1. рассказать жильцам о возможности приватизации земли, а также о плюсах и минусах данной процедуры;
  2. провести голосование, которое определит отношение собственников к предлагаемому переоформлению участка;
  3. зафиксировать результаты в протоколе собрания и собрать подписи со всех его участников;
  4. если жильцы поддерживают инициативу, сразу же определяется ответственное лицо, которое будет заниматься подготовкой документов и контролировать процесс приватизации.

Ответственность за подделку протокола

На сегодняшний день протокол собрания жильцов МКД является юридическим документом, подлинность которого могут проверить должностные лица. Если выяснится, что протокол подделали с тем, чтобы и приватизировать участок под МКД, его составителя ждет уголовная ответственность по статье №327 УК РФ — «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов».

За подделку бумаг может быть назначено наказание в виде:

  • лишения или ограничения свободы на срок до двух лет;
  • принудительных работ сроком до двух лет;
  • ареста на срок до шести месяцев.

Подача заявления

Следующим шагом должно стать обращение к представителям муниципальной власти. Но предварительно потребуется составить заявление, в котором обязательно указать:

  • ФИО и контакты лица, представляющего интересы жильцов;
  • точный адрес, по которому находится земельный участок;
  • категорию, к которой относится земля;
  • наличие или отсутствие обременений;
  • список строений, находящихся на придомовой территории;
  • реквизиты прав собственности на все перечисленные сооружения.

Пакет документов

Вместе с заявлением следует предоставить стандартный набор документов, в который входят:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия ИНН;
  • копия протокола, составленного по результатам собрания жильцов;
  • техпаспорт на дом, кадастровые документы;
  • документы, подтверждающие право владения квартирой или землей;
  • поэтажный план многоквартирного дома.

Формирование и схема ЗУ

Если перед приватизацией участка его формирование еще не было произведено, для продолжения процедуры необходимо провести межевание, а после этого – постановку на кадастровый учет.

В ходе межевания будет определена площадь участка, установлены его точные границы, которые должны соответствовать регламенту градостоительства и не нарушать прав соседей.

Постановка на учет в государственном кадастре

После завершения процедуры межевания земельного объекта, он будет поставлен на региональный кадастровый учет. Территорию, имеющую точную площадь и границы, занесут в кадастровый паспорт. Для проведения данной процедуры нужно обратиться в Кадастровую палату, предоставив:

  1. технический паспорт жилого здания;
  2. план многоквартирного дома;
  3. составленный межевой план;
  4. протокол собрания жильцов.

Государственная регистрация

Завершающим этапом приватизации станет государственная регистрация, которая официально подтвердит право жильцов на владение землей под МКД. Для регистрации можно обратиться непосредственно в Росреестр или же оформить ее через многофункциональный центр (МФЦ). На этом процесс передачи земли в совместную собственность жильцов будет считаться завершенным.

Плюсы и минусы

Видео (кликните для воспроизведения).

Приватизация территории под многоквартирным жилым домом имеет свои плюсы и минусы, которые следует проанализировать заранее, чтобы решить, нужно ли приватизировать участок или оставить его в государственном ведении. К преимуществам переоформления земли в совместную собственность можно отнести:

  • Возможность использования территории по собственному усмотрению. В то время как на неприватизированной земле могут беспрепятственно построить любые здания (например, магазины, бары, автомойки и т.д.), территорию, переданную собственникам, можно благоустраивать самостоятельно. Например, оборудовать детскую или спортивную площадку, удобную парковку для автомобилей.
  • Защита земли. До тех пор, пока придомовые территории находятся в муниципальной собственности, государство имеет полное право изъять землю для использования в собственных целях. Свободно распоряжаться приватизированным участком органы местного самоуправления уже не могут. Если же изъятия участка избежать не получается, государство должно выплатить денежные компенсации каждому собственнику земли.
  • Коммерческое использование. Жильцы, приватизировавшие участок, имеют право получать выгоду от сдачи земли в аренду. Например, если предприниматели заинтересуются участком, владельцы долевого имущества будут получать стабильную прибыль, предоставляя землю в коммерческую аренду (о том, как приватизировать землю, взятую в аренду, узнайте в этой статье).

Однако, несмотря на явные плюсы, процесс переоформления земли в совместную собственность имеет и свои недостатки:

  • Обязанность самостоятельно содержать и благоустраивать территорию. Любые работы по благоустройству земельного участка (например, установка детских игровых комплексов или озеленение территории) и связанные с этим расходы будут ложиться на плечи собственников.
  • За ремонт объектов, находящихся на территории приватизированной земли, также придется отвечать владельцам участка.
  • Штрафные санкции. Если придомовая территория эксплуатируется ненадлежащим образом, это может стать причиной для наложения штрафов. Например, за организацию несогласованной автопарковки, несвоевременную уборку снега или вывоз мусора.
Читайте так же:  Квартира в собственности менее года налог

Получая землю в собственность, жильцы получают больше прав и свобод по ее использованию. Но в то же время им приходится выполнять определенные требования по содержанию участка, чтобы избежать штрафных санкций.

Отвечает волонтер Виктория Астахова:

— Налоговая имеет право взимать налог за землю, если земля является Вашей собственностью. Собственностью недвижимое имущество становится не только в результате приватизации. Это может быть дарение, получение по наследству, мена, купля-продажа, рента. Перечисленные сделки нужно обязательно зарегистрировать в Росреестре. В 90-е годы, когда Росреестр еще не был создан, регистрация собственности проводилась в БТИ. Если в результате процедуры регистрации не был дан отказ, объект недвижимости становится собственностью и подлежит налогообложению.

Кто может это сделать?

Участвовать в приватизации участка под многоквартирным домом не обязательно должны все владельцы квартир. С инициативной о переоформлении земли под МКД могут выступать:

  1. компания-застройщик;
  2. единое собрание всех собственников квартир в МКД;
  3. управляющая компания или доверенное лицо (по поручению собрания владельцев недвижимости);
  4. отдельный собственник;
  5. группа владельцев недвижимости.

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

— В настоящее время не представляется возможным однозначно сформулировать ответ, так как его содержание будет зависеть от ряда обстоятельств.

Предположим, что если земля не приватизирована, то она находится в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, право собственности на землю у гражданина отсутствует. Однако действующее законодательство предусматривает взимание налогов за обладание земельными участками не только на праве собственности, но и на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Сведя к минимуму подробные объяснения, можно ответить на поставленный вопрос в следующей форме: налоговая служба имеет право взимать налог на неприватизированную землю только при обладании земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Указанное право может возникать на основании специальных актов и последующей регистрации.

Отдельного внимания заслуживают земельные участки садоводческих товариществ. В данном случае если земельные участки не приватизированы и принадлежат садоводческому товариществу, то уплачивать налог граждане не должны, а соответствующая обязанность возлагается на садоводческое товарищество как юридическое лицо.

Сроки и расходы

Инициаторам проведения приватизации земли стоит быть готовым к тому, что данный процесс займет немало времени:

  • около двух недель уйдет на предварительное информирование жильцов и проведение самого собрания (при условии, что с первого раза на него придет не менее половины всех собственников квартир в МКД);
  • подготовка акта о передаче земли в собственность жильцов обычно занимает от 15 до 30 рабочих дней;
  • срок изготовления кадастрового паспорта – до двух месяцев;
  • получение техпаспорта дома – до 14 дней;
  • внесение изменений в госреестр – до 14 дней.

Говоря о стоимости, следует помнить, что земля передается в руки владельцев квартир на безвозмездной основе. Однако собственникам придется столкнуться с расходами, предусмотренными при оформлении техпаспорта, кадастрового паспорта и иных документов. В результате сумма денежных затрат может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Внесение суммы через банк, почту или сайт Госуслуг

Физические лица, в собственности которых находится земельный участок, не должны самостоятельно рассчитывать сумму налога на землю. Федеральная Налоговая Служба рассылает уведомления, в которых указываются необходимые для оплаты реквизиты и точная сумма, подлежащая уплате.

Организации и ИП должны самостоятельно исчислять налог и перечислять его на счет Федеральной Налоговой Службы в установленные законом сроки по истечению отчетного периода, составляющего один год.

Оплатить счет можно как лично, посетив отделения банка или почты РФ, так и удаленно, воспользовавшись онлайн-сервисами. Для этого подходят:

Для того чтобы оплатить через сайт Госуслуг, потребуется:

  1. Авторизоваться на сайте, введя уникальный логин и пароль в соответствующую форму.
  2. Открыть раздел «Услуги».
  3. Найти и открыть вкладку «Налоги и финансы».
  4. В другом окне браузера необходимо открыть сайт налог.ру.
  5. Для авторизации потребуется нажать на кнопку «Вход с помощью учетной записи портала Госуслуг».
  6. После этого откроется страница личного кабинета со сведениями о всех имеющихся на настоящий момент начислениях и задолженностей, в том числе и по налогу на землю. Возле каждой из них расположена кнопка «Оплатить».
  7. После нажатия на кнопку оплаты откроется окно, в котором пользователь сможет выбрать желаемый способ внесения средств. Если необходимо оплатить налог с помощью Госуслуг – выбираем соответствующую кнопку.
  8. После этого система автоматически перенаправит пользователя на портал Госуслуг в раздел «Оплата счетов».
  9. После сверки внесённых в форму данных нужно нажать кнопку «Оплатить» и ввести данные карты, в том случае, если это первый платеж в системе.

Функционал портала Госуслуг позволяет оплатить налог также и юридическим лицам. Для этого на стартовой странице потребуется изменить категорию «Для граждан» на «Для юр. лиц». Дальнейший алгоритм оплаты налога на землю идентичен оплате налога физическими лицами.

Для того, чтобы оплатить налог можно также воспользоваться сайтом ФНС. Для этого на странице службы потребуется также ввести свои логин и пароль, открывающие доступ к персональным сведениям.

  1. После авторизации необходимо выбрать нужную категорию – для физических или юридических лиц.
  2. В открывшейся форме потребуется ввести ИНН и пароль налогоплательщика.
  3. После этого появится возможность сформировать квитанцию для оплаты налогов в банке или оплатить счет онлайн.

Можно ли вовсе не тратиться?

Если по всем критериям земельный надел подходит под бесплатную приватизацию, то это не означает, что на процедуру не уйдет ни рубля. Необходимо будет потратиться на оформление необходимых документов и оплатить государственную пошлину (какие документы нужны для оформления приватизации?).

— Имеет ли право налоговая взимать налог на землю, если земля не приватизирована?

Облагается НДС или нет?

Если договор об аренде земли заключается с муниципалитетом – налог на добавленную стоимость не начисляется. Если собственником земельного надела в арендном договоре будет указано частное лицо (как физическое так и юридическое), НДС будет начисляться наравне с налогом на землю и арендными платежами.

В соответствии с нормами российского законодательства, в частности с пп.17 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, налог на добавленную стоимость должен быть начислен на договоры субаренды. О субаренде земельного участка подробнее можно узнать тут, о том, когда плата за аренду земельного участка не облагается НДС и наоборот, читайте здесь.

Читайте так же:  Учет налога на имущество в бухгалтерском учете

Налог на землю – это регулярный платеж, который должен совершаться как физическими, так и юридическими лицами, в собственности которых имеются земельные участки, независимо от того, пользуются ли они ими сами или передают в аренду. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ обязанность по оплате налога лежит на собственнике земли, арендатор при этом является лишь пользователем, который вносит плату за использование земельного надела в виде арендной платы.

Правила и пошаговый алгоритм приватизации земли под многоквартирным домом

Практика приватизации земельных участков под частными домами распространена среди собственников недвижимости. Однако далеко не все жильцы многоквартирных домов знают о том, что они также имеют полное право переоформить в совместную собственность землю, находящуюся под зданием, в котором они живут. Между тем, приватизация земли под МКД производится на основании действующего законодательства и может быть полезной для собственников.

Стоимость выкупа надела

Выкупная стоимость земельного надела – это цена, по которой участок переходит в собственность. Знать ее необходимо при выкупе земель у администрации. Определение выкупной цены определяется региональными или федеральными властями, а также органами местной администрации. То есть выкупную стоимость определяет владелец земельного участка.

Чтобы выяснить размер выкупной цены нужно подать в муниципалитет заявление на оформление земли в собственность, приложив документы, подтверждающие статус владельца. К ним относятся:

  • Постановление о выделении участка земли.
  • Договор имущественной сделки на недвижимость, расположенной на участке.
  • Договор между гражданином и администрацией на аренду земли.

Заявление рассматривается комиссией на открытых слушаниях. Если принимается положительное решение, то оформляется разрешение на выкуп, где также указывается стоимость выкупа земли.

Согласно статье 281 ГК РФ процентная ставка выкупной стоимости участка от кадастровой суммы составляет:

  • 50% для пожилых людей и инвалидов (процент действует в отдельных регионах Российской Федерации);
  • 20-60%, если участок арендуется у государства (как приватизировать ЗУ, взятый в аренду?);
  • 80% при изменении категории земли или при целевом использовании.

Платная и бесплатная процедура

Законодательством предусмотрено 2 варианта приватизации:

Платно предстоит приватизировать участок земли, если он был получен после 2001 года, получатель – юридическое лицо, а вид разрешения использования не относится к тем, по которым земля приватизируется бесплатно. Фактически платная приватизация – это купля-продажа земли у государства.

Для того, чтобы приватизировать землю платно нужно:

  1. Подать заявление о предоставлении надела в соответствующий орган.
  2. В течение 2 недель дождаться положительного решения о предоставлении участка земли.
  3. Составить проект определяющий границы участка.
  4. Заключить договор купли-продажи земли.

Бесплатно могут быть приватизированы участки, которые были получены физическим лицом до 2001 года.

В частную собственность нельзя перевести некоторые категории земель. Например, это касается участки, изъятые из оборота, используемые или зарезервированные для общественно значимых нужд (парки, трассы и прочее).

Для бесплатной приватизации достаточно иметь небольшой пакет документов, в который входят:

  • кадастровый паспорт;
  • документ на основании которого была получена земля;
  • паспорт гражданина, желающего приватизировать участок.

Согласно закону о приватизации № 1541-1 от 4 июля 1991 г. бесплатная приватизация доступна для граждан России всего один раз в жизни. В дальнейшем земля может быть только выкуплена у государства по кадастровой стоимости.

Больше нюансов о формах и видах приватизации ЗУ можно прочесть тут.

Отвечает генеральный директор-аудитор ООО «Форос Аудит» Елена Васильева:

— Если земельный участок не приватизирован, но находится у Вас на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненно наследуемого владения, то налоговая имеет право взимать с Вас налог на землю. Права бессрочного использования и наследуемого владения должны подтверждаться соответствующими правоустанавливающими документами.

Если же у Вас никаких правоустанавливающих документов нет, то и платить налог на землю необязательно. Однако в этом случае придется платить за фактическое использование земельного участка органам местного самоуправления, которые наделены полномочиями распоряжаться данным земельным участком.

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

— Владеть землей можно на основании права собственности (если Ваш земельный участок приватизирован, то это именно Ваш случай) либо на основании права аренды, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Если земля в собственности, то Вы должны платить налог на землю; он рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

Если же говорить про остальные права, которые я перечислила, то в этих случаях также необходимо вносить плату за пользование-владение земельным участком. Стоимость аренды рассчитывается на основании законодательства Вашего муниципалитета, также исходя из кадастровой (рыночной) стоимости земли. Этот платеж уплачивается в казну муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.

Формулы вычисления налогообложения

Для того чтобы узнать точную сумму, нужно воспользоваться соответствующей формулой, указанной в Налоговом Кодексе РФ.

Для физлица

Физические лица для расчета земельного налога должны воспользоваться следующим алгоритмом:

При этом, размер доли всегда будет соответствовать числу собственников земли, кадастровую стоимость участка можно узнать на сайте Росреестра или в соответствующем документе, а величина ставки фиксированная и определяется на законодательном уровне в каждом из регионов РФ отдельно.

К примеру, если кадастровая стоимость участка, принадлежащего 1 собственнику составляет 30000 рублей, а ставка налога на землю в этом регионе РФ – 0,9%, то расчет будет выглядеть так: 30000*0,9%=270 рублей.

Для юрлица

Алгоритм расчета земельного налога для юридических лиц аналогичен тому, что применяется для граждан, и для его расчета также потребуется кадастровую стоимость умножить на ставку налога и размер доли в праве.

При этом ставка, в соответствии с которой будет рассчитываться земельный налог, не должна быть выше 0,3% для земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, жилого фонда и земель обороны, и 1,5% для всех остальных категорий. О порядке заключения и расторжения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения можно узнать здесь.

Сколько стоит приватизировать землю?

Госпошлина

Обращаясь в Росреестр, заявитель должен подать квитанцию об оплате государственной пошлины. При отсутствии оплаты последует отказ в регистрации прав на земельный участок.

Размер госпошлины зависит от характера процедуры:

  1. Если приватизируются земли для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или под гараж, то необходимо заплатить 350 рублей с человека (как приватизировать земли в садовом товариществе?).
  2. Приватизация прочих земельных наделов обойдется в 2000 рублей с человека.
Читайте так же:  Соглашение об избежании двойного налогообложения россия сша

Не нужно платить госпошлину:

  • Ветеранам ВОВ.
  • Кавалерам орденов Славы.
  • Инвалидам.
  • Малоимущим.
  • Героям Советского Союза и РФ.

Цены на изготовление документов

Кроме оплаты госпошлины необходимо подготовиться к следующим расходам:

  1. Согласие от супруга/супруги, заверенное у нотариуса – от 1000 рублей.
  2. Получение выписки из ЕГРП – 200 рублей.
  3. Оплата услуг кадастрового инженера (в случае если не определены границы участка) – от 10 000 рублей.

Кто оплачивает при сдаче в наем: арендатор или собственник?

Понятие аренды предполагает предоставление владельцем (являющимся арендодателем) на возмездной основе принадлежащего ему имущества другому лицу (арендатору) для дальнейшего владения и использования на определенный договором срок.

Отношения между сторонами такой сделки регулируются положениями Гражданского Кодекса РФ, а основным правоустанавливающим документом является арендный договор, в который вносятся все существенные условия, закреплённые в российском законодательстве, и дополнительные – в соответствии с достигнутыми договорённостями между арендатором и собственником земли в том случае, если они не противоречат законам РФ и не нарушают права сторон.

Налог на аренду земли, в соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса РФ, должен быть уплачен арендодателем (владельцем земельного участка), так как статус налогоплательщика получают лишь собственники имущества. Арендатор в этом случае лишь пользователь, поэтому обязательства, установленные Налоговым Кодексом РФ на него не распространяются.

Владелец участка может настоять на том, чтобы земельный налог оплачивался арендатором. В этом случае в договор аренды должен быть внесен пункт, в соответствии с которым оплата налога на землю будет включена в арендную плату.

Но даже в том случае, если арендный договор включает в себя пункт о том, что налог на землю оплачивается арендатором – это будет касаться лишь отношений между сторонами сделки. С точки зрения ИФНС плательщиком в любом случае остается собственник земли. Соглашение об аренде устанавливает реального плательщика, номинальным всегда будет оставаться тот гражданин, на которого зарегистрировано право собственности на землю.

Есть ли льготы для пенсионеров по арендной плате за государственные или муниципальные земельные участки?

В 2017 году Президентом РФ был подписан Федеральный Закон №436, в соответствии с положениями которого были введены налоговые вычеты на величину кадастровой стоимости участка в 600 квадратных метров для:

  • пенсионеров;
  • героев Советского союза и РФ;
  • инвалидов 1 и 2 групп;
  • граждан, имеющих инвалидность с детства;
  • ветеранов ВОВ и прочих боевых действий и др.

Налоговый вычет может быть предоставлен только на 6 соток земли. Если размер участка превышает указанную площадь – земельный налог будет начислен на оставшуюся часть участка. Таким образом, если пенсионеру принадлежит участок, площадь которого составляет 18 соток, налог будет начислен на 12 из них.

Налоговый вычет, регламентированный ФЗ №436, может быть применен только к одному земельному участку по выбору гражданина. Если в собственности льготника имеется несколько наделов – он должен предоставить в органы ФНС уведомление о том, к какому из них необходимо применить вычет. Если уведомление от налогоплательщика не поступит – вычет будет автоматически применен к тому участку земли, на который будет исчислена максимальная сумма земельного налога.

Можно ли приватизировать земельный участок под МКД?

Согласно статье №36 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, находящийся рядом с многоквартирным домом, относится к его имуществу. На данном основании жильцы дома имеют полное право приватизировать в совместную собственность:

  • землю под самим зданием;
  • благоустроенные зоны, находящиеся в непосредственной близости;
  • детские и спортивные площадки;
  • автомобильные стоянки;
  • места, используемые для сушки белья;
  • прочие территории.

О том, какие категории земель не подлежат приватизации, рассказано тут.

Налоги на приватизированный участок

Еще не так давно собственники, приватизировавшие землю под многоквартирными домами, были вынуждены платить ежегодный налог в государственный бюджет. Однако 4 октября 2014 года был принят Федеральный закон №284-ФЗ, который внес изменения в статью №389 Налогового кодекса Российской Федерации. После этого все участки земли, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, были добавлены в список объектов, не облагаемых налогами.

Приватизация земельного участка под МКД имеет свои плюсы и минусы. Однако решаться на переоформление земли в совместную собственность стоит только в том случае, если жильцы смогут самостоятельно справляться со всеми обязательствами, которые лягут на их плечи после приватизации. Также следует помнить и о расходах, связанных с регулярным содержанием и благоустройством участка.

Должен ли я платить налог на землю, если она не приватизирована?

Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

— Налог начисляется не только на землю в собственности, но и на землю в аренде. Если Вы взяли у государства земельный участок в долгосрочную аренду, предназначенный для какой-то деятельности, например ведения сельского хозяйства или строительства индивидуального жилого дома, то Вы обязаны оплачивать за него налог. Если речь идет о сельскохозяйственных землях, то налог составляет 0,3% от кадастровой стоимости, на остальные земли — 1,5%. Льготная процентная ставка сделана для поддержания подсобных хозяйств. И как Вы, видимо, уже заметили, налоговая инспекция сама начисляет налог в соответствии с законодательством и присылает квитанции.

Налог на приватизированную землю

С момента оформления земельного участка в собственность гражданин будет обязан ежегодно оплачивать земельный налог.

Все средства от земельного налога поступают в местный бюджет. Поэтому администрация субъекта РФ может предоставлять гражданам некоторые льготы, а также самостоятельно устанавливать ставки земельного налога. В налоговом кодексе прописаны только верхние границы ставки налога. Так верхний порог:

  • для сельскохозяйственных земель и личных подсобных хозяйств – 0,3% от кадастровой стоимости (как приватизировать сельскохозяйственные земли?);
  • для остальных категорий наделов – 1,5%.

Льготы могут предоставляться, на пример, малообеспеченным гражданам или лицам под особой социальной защитой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вне зависимости от того, проходит процедура приватизации земельного участка платно или бесплатно нужно быть готовым к тому, что придется понести некоторые денежные затраты. Причем, как в процессе получения земли в собственность, так и после – при уплате земельного налога.

Источники

Налог на землю приватизированного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here