Налоговая приостановила выездную проверку но направила требование

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Налоговая приостановила выездную проверку но направила требование". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Содержание

  • Налоговая приостановила выездную проверку но направила требование

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    В организации более года проходит налоговая проверка. Проверяющие неоднократно представляли решения о приостановлении проверки. Какие этапы есть у налоговой проверки? Есть ли какие-то основания для ее продления? Когда и чем она заканчивается?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
    Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
    Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
    Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
    В результате с учетом продления и периодов приостановления проведение выездной налоговой проверки максимально может продолжаться до 15 месяцев.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

    Ответ прошел контроль качества

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Энциклопедия решений. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

    Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

    В отдельных случаях руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Перечень оснований для таких действий приведен в п. 9 ст. 89 НК РФ. Данный перечень является закрытым. В соответствии с ним проверка может быть приостановлена для:

    1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого (порядок такого истребования определен ст. 93.1 НК РФ). Так называемая «встречная» проверка. Приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

    2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

    3) проведения экспертиз. Порядок проведения экспертиз установлен ст. 95 НК РФ;

    4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

    Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы таких решений приведены в приложениях N 5 и N 6 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] В решении о приостановлении проведения выездной проверки подлежит отражению информация об основании, по которому приостанавливается проверка.

    Внимание

    НК РФ не предусматривает порядка и сроков вручения налогоплательщику решений о приостановлении и возобновлении проверки. Исчисление сроков проведения проверки связано только с датами вынесения решений и не зависит от даты ознакомления проверяемого лица с этими документами. Вместе с тем Минфин России обращает внимание, что рассматриваемые решения должны доводиться до проверяемых налогоплательщиков (письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249).

    Налоговое законодательство не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку более одного раза. Исключение составляет приостановление проведения выездной налоговой проверки с целью истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц. По такому основанию проверка может быть приостановлена не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).

    Общий срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). В случае, если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных государственных органов, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

    Таким образом, максимальный срок, на который может быть приостановлена выездная налоговая проверка, составляет 9 месяцев.

    Поскольку НК РФ не предусмотрен порядок исчисления рабочих и календарных дней, содержащихся в календарном месяце при исчислении сроков, на которые может быть приостановлено проведение проверки, налоговые органы обычно исходят из того, что месяц содержит 30 календарных дней.

    Внимание

    Необоснованное затягивание сроков приостановления выездной проверки может привести к отмене решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 30.05.2008 N А68-4529/07-231/18 указал, что приостановление выездной налоговой проверки было необоснованно затянуто, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика, который в течение длительного периода времени был лишен первичных документов. Однако такое решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела. Например, в постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2012 N Ф08-6200/12 суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган в период приостановления выездной налоговой проверки направил лишь один запрос о проверке деятельности поставщиков общества, на который был получен ответ 04.08.2010, а в период с 05.08.2010 по 30.11.2010 не проводил действий по проведению встречных проверок и не предпринимал действий по возобновлению налоговой проверки, тем самым затягивал проведение проверки. Судьи указали, что установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ срок приостановления проведения проверки, который не может превышать шесть месяцев, инспекция не нарушила и не препятствовала обществу в осуществлении обычной хозяйственной деятельности.

    Читайте так же:  Фнс торговый сбор

    Факты нарушения сроков приостановления выездной проверки, хотя и устанавливаются судами, но, как правило, не рассматриваются в качестве достаточных оснований для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).

    На период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, а также действия по истребованию документов у проверяемого. Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, истребованные у него при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки — ст. 94 НК РФ).

    Периоды приостановления проверки не включаются в общий срок, установленный для проведения проверки (максимально 6 месяцев — п. 6 ст. 89 НК РФ) (определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12 постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, от 22.06.2012 N Ф07-658/12).

    Особенности приостановления выездной налоговой проверки

    Приостановление проверки налоговой – действие, возможное только при проведении выездных проверок. Камеральные мероприятия ставиться «на паузу» не могут. Однако и проведение выездных проверок просто так приостановить нельзя. Для этого нужны основания.

    Что собой представляет приостановка проверки

    Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

    Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

    Продолжительность приостановки

    Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

    Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

    К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

    Как оформляется приостановление проверки

    Приостановление и возобновление проверки оформляются отдельными решениями. И подписывает их руководитель (заместитель) ИФНС, которая проводит проверк

    На какой срок можно прервать проверку

    В Налоговом кодексе прописан только максимальный срок приостановки налоговой проверки – 6 месяцев. Кодекс не устанавливает ни минимальный срок приостановления выездной налоговой проверки, ни количество перерывов, допустимых для одной проверки. Из этого следует, что налоговики могут брать паузу любой продолжительности сколько угодно раз, главное не превысить общий лимит в 6 месяцев.

    К этим шести месяцам налоговые органы могут прибавить еще три, но только в одном случае: если основанием для паузы была необходимость запросить документы в иностранных госорганах, но в положенный срок их получить не удалось.

    Приостанавливать проверочные мероприятия можно и во время продления.

    Сроки осуществления выездных мероприятий

    Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

    • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
    • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

    Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

    Основания приостановки

    Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

    • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
    • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
    • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
    • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

    То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

    ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

    Основания для приостановления проверки

    Перечень оснований для приостановления проверки, в отличие от продления, достаточно четкий и прямо поименован в НК. К тому же этот перечень еще и закрытый. Итак, приостановить проверку налоговики могут только в четырех случая

    СЛУЧАЙ 1. Для истребования документов и информации у контрагентов проверяемой организации (предпринимателя), а также у иных лиц, располагающих сведениями о ее (его) деятельности. Проще говоря, для проведения встречной проверки. Этот случай самый распространенный для приостановления проверки.

    Здесь действует четкое правило: приостанавливать проверку для истребования документов у одного контрагента проверяемой организации (предпринимателя) инспекция может только один раз (проще говоря, один контрагент — одна «приостановка», два контрагента — две «приостановки» и

    Читайте так же:  Возврат налогов бюджетному учреждению

    Если проверка была приостановлена для истребования документов у контрагента А, то приостановить проверку еще раз для получения документов от него же инспекторы не имеют права.

    Они могут приостановить проверку только для получения документов от контрагента Б.

    СЛУЧАЙ 2. Для проведения экспертизы.

    Инспекция может привлечь эксперта для оценки рыночной стоимости имущества организации или же для проведения почерковедческой экспертизы.

    СЛУЧАЙ 3. Для перевода на русский язык документов, которые организация (предприниматель) представила на иностранном языке.

    В случаях 2 и 3 приостанавливать проверку налоговики могут столько раз, сколько им будет угодно.

    ИФНС приостановила проверку для проведения почерковедческой экспертизы по документам контрагента проверяемой компании. А уже после возобновления проверки инспекторам понадобилось провести еще одну экспертизу по другим документам того же контрагента. ИФНС вправе еще раз приостановить проверку.

    СЛУЧАЙ 4. Для получения информации от иностранных госорганов. В основном это касается организаций, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Так вот, если налоговики запросили сведения о ней у зарубежных коллег, но не получили их в течение 6 месяцев, на которые была приостановлена проверка, тогда общий срок проверки может увеличиться еще на 3 месяца.

    Период приостановления выездной проверки

    По мнению ФНС, проверяющие могут приостанавливать проверку на любой необходимый им срок. И считают этот срок в календарных днях исходя из того, что в месяце в среднем 30 дней. Но главное, чтобы не был превышен предельный срок приостановлени

    Проверка может быть приостановлена сначала на 15 дней, потом на 20 дней, затем на месяц и еще на 2. В целом проверка приостановлена на 4 месяца и 5 дней, что не более 6 месяцев.

    Решение о возобновлении проверки ИФНС должна принять сразу после того, как были исчерпаны основания для ее приостановки. В частности, когда получены запрошенные документы, заключение эксперта или же истекает общий срок для приостановлени

    Приостановление выездной налоговой проверки

    Автор: Елена Желенкова
    главный бухгалтер-консультант

    Стандартный срок для выездной налоговой проверки – два месяца. Если этого срока недостаточно, налоговики имеют право вынести решение о продлении или приостановлении налоговой проверки, и активно этим правом пользуются. Но для этого у них должны быть основания. В этой статье мы расскажем, на каких основаниях могут приостановить выездную проверку, на какой срок, и какие при этом есть права у налогоплательщика и проверяющих.

    Основания для приостановления выездной налоговой проверки

    Все основания для приостановления выездной проверки прописаны в п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

    Налоговики могут поставить проверку на паузу, если нужно:

    1. Запросить документы у контрагентов или других третьих лиц.
    2. Запросить информацию в иностранных госорганах.
    3. Провести экспертизу.
    4. Перевести полученную от налогоплательщика документацию, если она на иностранном языке.

    Только эти основания могут стать поводом приостановить проверку. По другим причинам этого делать нельзя!

    Причем по первому пункту есть и дополнительное ограничение: приостанавливать проверку для получения документов от контрагента можно только один раз по каждому контрагенту.

    Что значит «приостановление проверки»

    Вопреки названию, проверочные мероприятия на время паузы совсем не прекращаются. Они прекращаются лишь на территории налогоплательщика.

    В это время проверяющие сотрудники налоговой инспекции не могут:

    • работать на территории налогоплательщика;
    • осматривать помещения организации и проводить выемку;
    • запрашивать документы у проверяемой компании;
    • опрашивать сотрудников на ее территории.

    С того дня, как начинает действовать решение о приостановлении, проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и вернуть все оригиналы документов, которые запрашивали до этого. Но документы, которые получены в ходе выемки, не возвращают.

    Если сотрудники налоговой инспекции успели запросить документы до приостановления, вы должны в положенные 10 дней подготовить и предоставить эти документы, даже если 10 дней истекут в то время, когда проверка будет уже «на паузе». Это прямо не прописано в Налоговом кодексе, но такие разъяснения дает Письмо ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4-2/[email protected] Таким образом, если за день до приостановления вам выдадут требование, формально проверка прекратится, а по факту для вас продолжится, пока не подготовите нужные документы. Это не будет считаться нарушением со стороны ФНС.

    1C-WiseAdvice использует уникальную запатентованную технологию обработки первичных документов («Процессинг»). Это позволяет обеспечить оперативный контроль за состоянием «первички» и в максимально сжатые сроки подготовить документы, которые требует ИФНС в рамках выездной налоговой проверки.

    На своей территории продолжать проверочную работу налоговикам никто не запрещает. Они могут анализировать уже имеющуюся информацию, запрашивать документы у третьих лиц, опрашивать третьих лиц и бывших сотрудников организации, проводить экспертизы и т.д. К тому же, в законах нет запрета и на опрос сотрудников налогоплательщика вне его территории. Поэтому налоговики могут вызывать вас и ваших сотрудников к себе для дачи пояснений даже во время паузы.

    По сути приостановить проверку – это значит просто не беспокоить налогоплательщика на его территории определенное время.

    Последствия приостановки

    Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:

    • Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
    • Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
    • Инспектор больше не может требовать документы у компании.
    • Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
    • Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
    • Не выполняется осмотр площади и документов.
    • Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.

    На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:

    • Неопределенность статуса.
    • Угроза стабильности финансового положения фирмы.
    • Затруднения при планировании операций.
    • Нарушение кредитоспособности.
    • Проблемы в отношениях с контрагентами.

    То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.

    Приостановление выездной проверки

    Приостановление проверки означает, что срок выездной проверки прекращает течь. То есть периоды приостановления проверки в ее общий срок не засчитываютс

    Решение о проведении проверки вынесено 18 января 2016 г. Если предположить, что она будет длиться обычные 2 месяца, тогда последним днем проверки будет 18 марта 2016 г. Но если налоговики примут решение о приостановлении проверки на 1 месяц, тогда последним днем проверки будет уже 18 апреля 2016 г.

    Причем в период проведения проверки налоговики могут ее приостанавливать несколько раз. Однако максимальный срок приостановления не должен превышат

    Читайте так же:  Декларация по торговому сбору сроки сдачи

    Как оформляется приостановление проверки

    Руководитель или заместитель проверяющей инспекции должны оформить решение о приостановлении по форме КНД 1160071, утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

    Выглядит она так:

    В решение ИФНС вписывает причину приостановления проверки. Если нужно запросить документы у контрагента, указывает этого контрагента. Но это не значит, что во время паузы налоговики не могут параллельно запрашивать документы и у других контрагентов. В нормативных документах нет таких ограничений, и суды не признают это нарушением со стороны налоговых органов. Более того, по мнению судей, нет нарушения даже в том, что в решении о приостановлении совсем не указаны контрагенты, у которых будут запрашивать документы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2010 № А05-4432/2010).

    Налогоплательщики имеют право получать копии решений налоговых органов (пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ), поэтому налоговики должны сообщить ему о решении приостановить проверку. Но в какой срок – это в Кодексе не указано. Минфин России в письме от 07.07.2008 № 03-02-07/1-249 тоже говорит, что о приостановлении и возобновлении проверки нужно сообщать налогоплательщику, но сроков нет и в этом письме. Поэтому если налоговики вам вручат уведомление позже, чем начнётся перерыв в проверке, – это не будет нарушением с их стороны. Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговых органов.

    Когда налоговики решат возобновить проверку, они заполняют форму КНД 1160073.

    Выглядит она так:

    Со дня возобновления снова начинается отсчет времени, отведенного на выездную налоговую проверку.

    Чем грозит приостановление проверки для налогоплательщика

    На практике право приостановить проверку налоговые органы используют для того, чтобы затянуть проверку, выиграть время, копнуть глубже и «нарыть» побольше.

    Например, сотрудники ИФНС получают от контрагента запрашиваемые документы, но проверку не возобновляют, а продолжают работать на своей территории, проводить опросы и т.д. В нормативных документах нет обязанности возобновить проверку сразу после того, как будут получены документы, и проверяющие этим пользуются. Суды в этом вопросе чаще встают на сторону ИФНС, мотивируя тем, что общий срок приостановления в шесть месяцев не нарушен.

    Другими словами, для налоговиков приостановление – это еще один способ продлить выездную налоговую проверку. Это ставит налогоплательщика в невыгодное положение и дает налоговикам больше шансов найти повод для доначислений и штрафов.

    Компании, которые находятся у нас на обслуживании, могут быть уверены в том, что мы не оставим их один на один с проверяющими. Мы подготовим ответы на запросы и требования, если нужно привлечем налогового адвоката и поможем пройти проверку с минимальными доначислениями.

    Мы говорим «минимальными», потому что почти все выездные проверки заканчиваются доначислениями. По отчету ФНС за 9 месяцев 2018 года проверили 9 676 организаций, нарушения были выявлены в 9 524 организациях, т.е. у 98% проверенных.

    Но можно свести к минимуму вероятность самой проверки.

    Что для этого делаем мы:

    1. Ведем налоговый учет и формируем отчетность осознанно, с пониманием возможных рисков.
    2. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.
    3. Анализируем и выдерживаем в отчетах сотни контрольных соотношений, на которые опирается ИФНС, когда принимает решение о более тщательной проверке налогоплательщика.

    Приостановка налоговой проверки порой длится незаконно долго. Как узнать об этом? Как бороться за свои права?

    Налоговики очень часто приостанавливают проведение выездных налоговых проверок с целью запроса у третьих лиц (контрагентов налогоплательщика) документов, необходимых для проведения проверки. За процессом приостановки при проведении проверки необходимо тщательно следить, поскольку бывают ситуации, когда приостановка длится (незаконно долго) даже уже после того, как Инспекция реально получила все документы, запрошенные ею у третьих лиц. Как отстоять свои интересы в этой ситуации? Ответ на эти вопросы даст генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

    Приведем реальный пример. Налоговая проверка налогоплательщика была начата 18.09.2014 г. и фактически окончена 15.05.2015 г. При этом, проверка была приостановлена с 15.10.2014 г. на основании Решения руководителя налогового органа в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ у трех конкретных контрагентов (условно назовем их №1, №2 и №3) и возобновлена лишь через полгода — 14.04.2015 г. Необходимость столь длительной приостановки в проведении налоговой проверки Инспекция мотивировала тем, что документы от контрагентов №1 и №2 были получены Инспекцией вскоре, а вот документы от контрагента №3 в налоговый орган, мол, так и не поступили.

    Напоминаем, что положения пункта 9 статьи 89 НК РФ недвусмысленно говорят, что приостановка выездной налоговой проверки допускается лишь для четырех целей:

    1. истребование документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ;
    2. получение информации от иностранных государств;
    3. проведение экспертиз;
    4. перевод на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

    Иных оснований для приостановления налоговых проверок НК РФ не предусматривает, а так же заметим, что проведение допросов свидетелей вообще не входит в состав причин для приостановки проведения налоговой проверки. Именно так говорит закон. Но фактически в периоде объявленной приостановки проведения налоговой проверки Инспекция активно проводила допросы многочисленных свидетелей. Есть протоколы допросов.

    В рассматриваемом случае налогоплательщик оказался очень дотошным, что, в принципе, правильно. Он связался с контрагентом №3 и получил от него информацию, что документы на запрос Инспекции тот представил еще в ноябре 2014 года. Возник вопрос: почему после получения ответа от контрагента №3 еще в ноябре 2014 года Инспекция не возобновила налоговую проверку, а «протянула» ее приостановку до 14.04.2015 года (ровно на полгода)? Ведь основанием для приостановки налоговой проверки было именно истребование документов у трех конкретных лиц. Получили запрошенные документы – продолжайте проверку. Иных оснований для приостановления налоговой проверки, предусмотренных НК РФ, налоговым органом не было заявлено.

    Таким образом, Инспекция после получения ответа от контрагента №3 должна была (обязана) возобновить налоговую проверку, так как у нее отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 89 НК РФ для приостановления в проведении проверки. При данных обстоятельствах срок приостановления проверки автоматически заканчивается в момент прекращения оснований для ее приостановления, а он совпадает с датой получения Инспекцией запрашиваемых документов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дальнейшее приостановление проверки (после получения всех запрошенных документов) было лишь имитацией приостановки в проведении налоговой проверки, что привело к фактическому продолжению течения срока проведения налоговой проверки. А в итоге привело к нарушению предельных сроков проведения проверки, ограниченных пунктом 6 ст. 89 НК РФ (не более 2 месяцев).

    Из вышеизложенного очевидно, что столь длительное приостановление проведения проверки (уже без необходимости запроса документов) является просто дезинформацией налогоплательщика, направленной на получение Инспекцией максимально возможного промежутка времени для проведения допросов нескольких десятков свидетелей. Очевидно, что в данном случае речь идет о факте прямого обмана налогоплательщика путем неоправданного длительного продления режима приостановки проведения налоговой проверки.

    Читайте так же:  Налог на имущество какой расход

    Но, для чего же тогда законодатель вводил 2-х месячный ограничительный срок по продолжительности проведение выездной налоговой проверки? И для чего тогда законодатель вводил четко регламентированные условия, при которых ИФНС имеет право приостанавливать ход проведения проверки только по причинам, описанным в законе? Истинный срок приостановки проверки, который требовался для получения информации от контрагента №3 был гораздо короче (об этом говорит письменный ответ контрагента №3), то это приводит к выводу, что общий ограничительный 2-х месячный срок проведения выездной налоговой проверки проверяющими был значительно превышен и фактически составил почти 8 месяцев с 18.09.2014 г. по 15.05.2015 г.

    Согласно п.14 ст.101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. И налогоплательщику однозначно следует выявлять такие ситуации и заявлять о них, добиваясь защиты своих прав перед вышестоящим налоговым органом или судом.

    Банк экспертных заключений

    Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

    Особенности приостановления мероприятия

    Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

    В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

    • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
    • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

    В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

    Формирование решения

    В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

    В организации проходит выездная налоговая проверка. Проверяющие из ИФНС запросили пакет документов. Однако, после вручения требования о представлении пакета документов, проверка была приостановлена. Обязана ли организация представлять документы, запрошенные проверяющими до приостановления налоговой проверки?

    Ответ:

    Налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, при этом приостановление проверки на исчисление срока представления документов, по уже выставленному требованию не влияет.

    Обоснование:

    В соответствии с п. 1 ст. 30 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

    Согласно п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить в порядке, установленном НК РФ, налоговые проверки. Также, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика и налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

    В пп. 6 п. 1 ст. 23 определено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

    Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

    Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).

    Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

    В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

    В п. 9 ст. 89 НК РФ определено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ.

    При этом абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ установлено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

    Вместе с тем, Пленум ВАС РФ в п. 26 Постановления от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указал, что налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

    Таким образом, налоговое законодательство не содержит положений, освобождающих налогоплательщика в случае приостановления выездной налоговой проверки от обязанности представления ранее запрошенных и не представленных к моменту приостановления проведения выездной налоговой проверки документов.

    Данный вывод подтверждается судебной практикой.

    В постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2018 г. № А10-3056/2014 рассматривался спор, суть которого следующая.

    В ходе выездной проверки, ИФНС запросила у организации пакет документов. Через несколько дней проверка была приостановлена. Срок, отведенный на представление документов, истек в периоде приостановления проверки. Организация решила, что в сложившейся ситуации не должна направлять документы в указанный в требовании срок, и представила запрошенные документы только после возобновления проверки.

    Проверяющие из ИФНС заявили, что в случае приостановления выездной проверки налогоплательщик не освобождается от обязанности представить ранее запрошенные документы. Так как документы были представлены с опозданием, ИФНС привлекла организацию к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.

    Читайте так же:  Налоги ип в конце года

    В рассматриваемом споре суд встал на сторону налоговиков, сославшись на положения п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, в котором указано, что налогоплательщик обязан представить проверяющим те документы, которые были запрошены у него до момента приостановления проверки. В связи с те, что требование налоговиков было исполнено с опозданием, ИФНС оштрафовало организацию правомерно.

    Учитывая изложенное, полагаем, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, при этом приостановление проверки на исчисление срока представления документов, установленного статьей 93 НК РФ, по уже выставленному требованию не влияет.

    Автор: Чернышева Л.Б.
    ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

    Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

    Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении документов. На следующий день налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки. Обязан ли налогоплательщик представить запрошенные документы до возобновления проверки? (Управление ФНС России по Краснодарскому краю, 18 августа 2011 г.)

    Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении документов. На следующий день налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки. Обязан ли налогоплательщик представить запрошенные документы до возобновления проверки?

    ГАРАНТ:

    См. также бизнес-справку «Проверки субъектов предпринимательства»

    Если в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении документов, а на следующий день налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, то приостановление выездной налоговой проверки не освобождает налогоплательщика от обязанности представить документы по требованию налогового органа.

    В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

    Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

    Соблюдение указанных в п. 6 ст. 89 НК РФ предельных сроков проведения выездных налоговых проверок обязательно для налоговых органов, наделенных правом проводить такие проверки и определять их продолжительность в установленных данной нормой рамках, в том числе при решении вопроса об их приостановлении в необходимых случаях.

    В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.

    Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

    Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена в связи с получением информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

    На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

    В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

    Согласно пп. 1, 4 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. В случае отказа от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

    Следовательно, истребование документов, являясь одним из мероприятий налогового контроля, может быть осуществлено налоговым органом в рамках налоговой проверки.

    В силу п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

    В соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

    При этом налоговое законодательство не предусматривает освобождение от налоговой ответственности при представлении документов в период приостановления проведения выездной налоговой проверки.

    Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено приостановление течения установленного ст. 93 НК РФ срока для исполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов, полученного до приостановления выездной налоговой проверки.

    Таким образом, приостановление выездной налоговой проверки не освобождает налогоплательщика от обязанности представить документы по требованию налогового органа. Противоположную точку зрения налогоплательщику придется отстаивать в судебном порядке.

    Заместитель начальника контрольного отдела N 1

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении документов. На следующий день налоговым органом вынесено решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки. Обязан ли налогоплательщик представить запрошенные документы до возобновления проверки?

    Источники

    Налоговая приостановила выездную проверку но направила требование
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here