Налоговый кодекс срок камеральной проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Налоговый кодекс срок камеральной проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Налоговый кодекс срок камеральной проверки

Российский бухгалтер, N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

В соответствии с п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

— налог на прибыль;

— налог на имущество;

— транспортный налог и прочие.

Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае — по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

Читайте так же:  Возврат госпошлины при отказе регистрации ооо

Как проводится налоговая проверка

Проанализировав положения ст.88 НК РФ, налоговики в Письме ФНС РФ N 06-1-04/648 пришли к выводу, что КНП должна проводиться в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган (см. также п.1.5 Регламента), причем независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления. Следовательно, КНП начинается непосредственно после получения налоговым органом налоговой декларации или расчета, причем дополнительно о начале КНП налогоплательщик не информируется.

Таким образом, первое, с чего начинается КНП, — проверка факта представления налоговой отчетности.

Когда отправляется требование о предоставлении объяснений либо внесения корректировок

Налоговый инспектор может при проведении камеральной проверки обнаружить ошибки, расхождения либо неточности. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьёй 88 НК РФ он должен направить плательщику налогов соответствующие требования.

Пояснения к декларации разрешается предоставлять в письменном виде по почте, личной доставке или с помощью телекоммуникационных каналов связи с применением электронной подписи. На их предоставление отводится пять рабочих дней с момента получения требования.

При необходимости внесения корректировок в декларации за счёт подачи уточнённой декларации. Во время проведения камеральной проверки налоговая инспекция может запросить у плательщика налогов дополнительные данные либо документы:

  • информация о льготах;
  • данные о сумме НДС для возмещения;
  • декларация по НДФЛ либо корпоративному налогу предоставлена участником товарищества либо инвестиционного договора;
  • отчётность предоставляется по налоговым обязательствам, которые связаны с применением природных ресурсов.
  • Срок решения по камеральной проверке

    Датой окончания камеральной проверки являетс

    Правда, если в ходе камералки никаких нарушений выявлено не будет, то не будет и А сообщать вам о досрочном завершении проверки налоговики не обязаны.

    Возмещение НДС: результат камеральной проверки

    Если в ходе камеральной проверки по НДС нарушения налогового законодательства РФ выявлены не будут, то в течение 7 рабочих дней после окончания проверки инспекция принимает решение о возмещении НДС, а также решение о зачете (возврате) суммы налога (п. 6 ст. 6.1, п. 2, п. 7 ст. 176 НК РФ).

    При выявлении в ходе камеральной проверки нарушений законодательства о налогах инспектором составляется акт в течение 10 рабочих дней после окончания налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 100 НК РФ). Далее, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки, экземпляр акта должен быть передан в организацию (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 100 НК РФ).

    Обжаловать результат камеральной проверки компания вправе, направив свои возражения проверяющим в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 100 НК РФ).

    Проверки: что надо знать про «камералку»

    С камеральной проверкой сталкивался каждый бухгалтер. Ведь она ожидает в налоговой инспекции каждую сданную декларацию. Поэтому знание правил, которым подчиняется камеральная проверка, пригодится любому учетному работнику.

    Какие документы могут потребовать

    Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).

    Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
    Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

    Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
    Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

    Сроки проверки

    Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

    Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

    Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

    Читайте так же:  Сумма налогового вычета на третьего ребенка

    Какие периоды могут проверить

    Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

    При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

    Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

    Обнаружены ошибки

    Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/[email protected]). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

    В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

    Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

    Оформление результатов

    Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

    Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

    Срок камеральной налоговой проверки

    На камералку налоговикам отводится максимум 3 месяца со дня, следующего за днем представления деклараци Этот срок не может быть продлен или приостановлен. Например, если декларация сдана 25 апреля, ее проверка должна закончиться Также в пределах ­сячного срока должны быть проведены и все контрольные мероприятия, связанные с камералкой, в частности истребование у налогоплательщика документов и сведени осмотр помещения или территории (при камеральной проверке НДС-деклараци

    Именно поэтому так важно правильно установить день представления отчетности. В зависимости от того, каким образом она была сдана, этот день определяется по-разном

    Первичная камеральная проверка

    В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений. Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода. Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

    Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

    Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.76 Налогового кодекса РФ, в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

    Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

    Читайте так же:  Как обанкротить ип с долгами по налогам

    Последствия отказа от предоставления декларации

    Статья 88 НК РФ камеральная налоговая проверка устанавливает, что при подаче декларации позже срока, это приравнивается к непредставлению декларации. Это может вызвать такие последствия:

  • Штраф 5% от величины налога, которая указана в декларации, за все месяцы после её предоставления (даже неполные). Минимальный размер – 1 тысяча рублей, максимальный – 30% от размера налога. КоАП РФ устанавливает штраф в 300-500 рублей для руководителя.
  • Через десять рабочих дней после завершения срока сдачи отчёта, но не позже трёх лет после них, прекращаются все операции по счетам. Это ограничение будет отменено сразу же после подачи декларации.
  • Декларация по НДС должна отправляться через ТКС, при нарушении этого требования накладывается штраф в 200 рублей. Руководителю придётся заплатить штраф от 300 до 500 рублей.
  • Проведение камеральной проверки без декларации по сведениям, которые есть у налоговой службы. Когда декларация будет подана, проверка закончится. Однако полученные в ходе её сведения будут применяться при анализе данного отчёта. При завершении подобной проверки до получения декларации, тогда принятое по ней решение, будет обязательным для плательщика налогов.
  • Законодательные нормы КНП

    К сожалению, ст.88 НК РФ, регулирующая порядок проведения КНП, не содержит конкретного определения камеральной проверки, а приводит лишь отличительные признаки КНП:

    — КНП проводится в здании (то есть по месту нахождения) налогового органа на основании отчетности, представленной налогоплательщиком;

    камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (абз. 2 ст.88 НК РФ).

    Что проверяют при камеральной налоговой проверке

    Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

    • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
    • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

    Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

    Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

    Процедура камеральной налоговой проверки при возмещении НДС

    Камеральная проверка проводится налоговым инспектором без какого-либо специального решения руководителя ИФНС на территории инспекции (п. 1, п. 2 ст. 88 НК РФ). При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговая инспекция вправе затребовать у организации счета-фактуры, договоры и другие первичные документы, подтверждающие заявленную сумму налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ). Также налоговики вправе произвести осмотр территорий, помещений и имущества проверяемой компании (п. 1 ст. 92 НК РФ).

    Представить затребованные документы проверяющим организация должна в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ). Документы можно представить в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью компании. Также можно направить документы в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).

    Если руководитель организации понимает, что представить затребованные документы в установленный срок компания не сможет, то необходимо направить проверяющим уведомление о невозможности представить документы в указанные сроки. В уведомление необходимо будет указать причины нарушения сроков представления документов и новый срок исполнения требования ИФНС. Подать такое уведомление нужно не позднее дня, следующего за днем получения требования, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.04.2019 N ММВ-7-2/[email protected] (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Ключевые особенности камеральной налоговой проверки

    В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка отличается:

    Кого затронет камеральная проверка

    Она затронет следующих экономических субъектов:

  • лица, которые работают по упрощённой системе;
  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики по тем фискальным сборам, которые им следует уплатить;
  • организации, которые могут не платить НДС, в случаях, когда они выставляют счёт-фактуру с налогом на добавленную стоимость;
  • лица, которые уплачивают НДС при сотрудничестве в Таможенном союзе.
  • Возмещение НДС: сроки камеральной проверки

    Срок проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС и документов, подтверждающих возмещение налога, составляет 2 месяца (а для иностранной компании, состоящей на учете в ИФНС согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ, – 6 месяцев). Срок проверки исчисляется начиная со дня получения налоговой инспекцией декларации по НДС (п. 2 ст. 88 НК РФ).

    Если до окончания проверки инспектором будут выявлены признаки возможного нарушения налогового законодательства РФ, срок камеральной проверки может быть увеличен до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

    Подача уточненки во время проверки

    Учтите, что если до завершения камеральной проверки декларации (расчета) вы подадите уточненку, то с даты ее представления начинается новая проверка, то есть ­сячный срок надо отсчитывать заново. А камеральная проверка предыдущей декларации прекращаетс

    Если после сдачи отчетности вы обнаружили там ошибки, не влияющие на исчисление налога, либо какие-нибудь опечатки, например в названии фирмы или в коде то подать уточненку вы можете, но не обязан

    Камеральная налоговая проверка: особенности, назначение, порядок и сроки проведения

    Статья 88 НК РФ определяет камеральную налоговую проверку в качестве проверки закона о налогах и сборах на основании декларации и документации, которую плательщик подал в налоговую службу. К тому же статья 88 НК РФ определяет порядок проведения камеральной налоговой проверки.

    Читайте так же:  Имущественный вычет 2 млн с какого года

    В начале камеральной проверки плательщик налогов подаёт в ФНС декларацию либо расчёт. Чтобы её выполнить, не нужно какое-то особое решение руководства налоговой службы либо разрешения плательщика налогов. Последнему не отправляется уведомление о том, что проверка началась. На неё отводится три месяца после того, как в налоговый орган будет представлена декларация. Если при проведении проверки были обнаружены расхождения, ошибки либо несоответствия данных, налоговая служба уведомит об этом проверяемую компанию и потребует объяснить либо внести корректировки в декларацию.

    Камеральная проверка не выявила оснований для дальнейшей углубленной проверки

    Доступ к полной версии этого документа ограничен

    Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

    Камеральная налоговая проверка

    Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

    Период и сроки проведения проверки

    Обратите внимание: составление акта по результатам КНП налоговым законодательством не предусмотрено.

    Вместе с тем, на практике должностные лица налоговых органов, осуществляющие КНП, пользуются внутреннем документом — Регламентом проведения камеральных налоговых проверок* (далее — Регламент). В соответствии с п.1.4 Регламента налоговики обязаны провести КНП в течение 75 календарных дней со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности. При этом руководитель налогового органа либо его заместитель на основании служебной записки отдела камеральных проверок могут принять решение о продлении срока проведения КНП до трех месяцев в случае:
    _________________
    * Приказ МНС РФ от 21.08.03 N БГ-4-06/24дсп «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов».

    — проведения КНП крупнейших и основных («бюджетообразующих») налогоплательщиков;

    — если при проведении КНП были выявлены противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;

    — необходимости проведения встречных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ.

    Следует отметить, что срок проведения КНП, установленный НК РФ, — в течение трех месяцев, не является пресекательным. Так, в соответствии с п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 71* истечение срока проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания (в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).
    ______________________
    * Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

    Полномочия налоговой инспекции при проведении камеральных мероприятий

    При проведении камеральной проверки сотрудники ИФНС могут:

  • запросить документацию и объяснения у проверяемого лица либо организации;
  • потребовать документы у других лиц (в числе которых иностранные банки и государства), они могут запрашиваться по всей цепочке сделки;
  • провести инвентаризацию имущества;
  • допросить свидетелей;
  • осмотреть предметы, документации, территории и помещения.
  • Запрос может быть отправлен почтой, по ТКС либо вручен лицу под роспись.

    Как передать документы по запросу?

    С появлением электронного оборота документов у проверяемых компаний возникли возможности отправки документов в налоговую службу несколькими методами:

  • Непосредственно доставить в виде письма, которое сопровождается заверенными копиями требуемых подтверждающих бумаг.
  • Направить копии документов письмом по почте, в нём находится опись вложения.
  • Отправить документацию по ТКС, но это можно сделать лишь по отношению к первичной документации, которая поступила от контрагента в электронной форме, и документации, для которой действует электронная форма: дополнительных листов к книге покупок-продаж, непосредственно эти книги, журналы счетов-фактур, другие документы до направления на проверку традиционным методом.
  • Налоговый кодекс срок камеральной проверки

    Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6-8, 2006 год
    Рубрика: Налоговый контроль
    С.Сафронов,
    эксперт журнала «Бюджетные организации:
    бухгалтерский учет и налогообложение»

    Рано или поздно любое бюджетное учреждение подвергается со стороны налоговых органов контролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах и сборах. Порядок налогового контроля, осуществляемого налоговиками посредством различных мероприятий, установлен отдельной главой Налогового кодекса. Речь идет о главе 14 «Налоговый контроль». Ею определены мероприятия, которые налоговые органы вправе проводить в рамках налогового контроля:

    встречная налоговая проверка (абз. 2 ст.87 НК РФ);

    — выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ);

    — доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст.91 НК РФ);

    — выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);

    — привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст.96 НК РФ);

    Следует отметить, что среди них основное место отводится налоговым проверкам — выездной и камеральной. Проведение встречных налоговых проверок, равно как и получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверок данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий являются, как правило, неотъемлемой частью мероприятий, проводимых при камеральной и выездной проверках.

    На практике КНП носит массовый характер. На долю выездной проверки с учетом специфики ее проведения (большая трудоемкость) приходится лишь 1/5 часть всех налогоплательщиков. К тому же именно благодаря результатам КНП многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговиков в целях осуществления налогового контроля посредством выездной налоговой проверки, так как объектом ее исследования являются «слабые места» и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе КНП.

    Поэтому сегодня речь пойдет о порядке проведения налоговыми органами КНП, а также о наиболее интересных моментах, с которыми может столкнуться бухгалтер бюджетного учреждения при КНП.

    Читайте так же:  Проверка налогов по инн без регистрации

    Если отчетность не представлена

    Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

    В п. 1.5 Рекомендаций регулируется порядок работы с налогоплательщиками, которые не предоставили отчетность. Достаточно четко урегулированы сроки — через 10 рабочих дней после окончания срока составляется список лиц, которые не представили декларацию. Проходит 5 дней, и в рамках обеспечительных мер (п. 3 ст. 76 НК РФ) выносят решение о приостановлении операций по счетам. У организаций и предпринимателей есть серьезный стимул подать отчетность в кратчайшие сроки.

    При этом к налогоплательщику за несвоевременную подачу отчетности применяется штраф по п.1 ст.119 НК РФ, но только после проведения камеральной проверки, так как штраф установлен не в фиксированном размере, а в зависимости от суммы налога.

    Кроме того, несвоевременное представление налоговых расчетов повлечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, а для должностных лиц — ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ .

    Если представлена уточненная декларация

    Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ, подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

    Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

    При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение – если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.

    Если НДС к возмещению — будет ли проверка

    Если по итогам квартала сумма налоговых вычетов по НДС превысит исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация вправе возместить из бюджета (п. 2 ст. 173 НК РФ). Если НДС к возмещению, будет ли проверка? Да. Проверка возмещения НДС прямо предусмотрена Налоговым кодексом РФ. При получении налоговым органом декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению, инспектор обязан провести камеральную проверку (подп. 2 п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

    Проверка факта представления налоговой отчетности

    Правила проведения проверки

    После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки – 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

    Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

    Функция камеральной проверки – не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (далее — Рекомендации).

    Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

    День представления отчетности

    Способ сдачи отчетности Что считается днем представления отчетности
    Доставлена в ИФНС лично или через представителя Дата фактической сдачи.
    Кстати, проследите, чтобы на титульном листе вашего экземпляра декларации инспектор проставил отметку о принятии и дату получени Также будет нелишним, если тот, кто будет ставить отметку, распишется и укажет свои фамилию и инициалы
    Отправлена по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении Дата получения письма инспекцией.
    Именно от этой даты налоговики будут считать сячный а не от даты отправки письма, как предписывает ФНС аргументирует это тем, что до получения отчетности инспекция не может начать ее проверк
    Узнать дату вручения почтового отправления адресату можно с помощью сервиса «Отследить» на главной странице сайта Почты России
    Передана по телекоммуникационным каналам связи Дата отправки отчетности, зафиксированная спецоператором связи в квитанции о прием

    Камеральная проверка отчетности (этапы ее проведения)

    Камеральную проверку отчетности, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган, можно разделить на несколько этапов.

    1. Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством.

    Данная проверка осуществляется сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками.

    2. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    На данном этапе сотрудниками отдела по работе с налогоплательщиками проверяется полнота заполнения всех необходимых реквизитов налоговой отчетности, четкость их заполнения и т.д. При этом инспектор не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, за исключением случаев, если налогоплательщик представил ее по неустановленной форме (п.2.1.4 Регламента работы с налогоплательщиками*). Также п.2.1.5 данного документа предусмотрено, что в случае представления налогоплательщиком по почте налоговой декларации по не установленной законодательством форме должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в 3-дневный срок подготавливается уведомление** о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме.
    _______________________
    * Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС РФ от 09.09.05 N САЭ-3-01/444.

    Источники

    Налоговый кодекс срок камеральной проверки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here