Нарушения выявляемые налоговой при проверке

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Нарушения выявляемые налоговой при проверке". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Нарушения выявляемые налоговой при проверке

ФНС России выпустила письмо от 07.06.2018 № СА-4-7/[email protected], в котором с учетом сложившейся судебной практики пояснила некоторые вопросы, связанные с доначислением налогов в результате проведения выездных налоговых проверок.

Налоговое ведомство обратило внимание, что выездная проверка является самостоятельной формой налогового контроля. Она проводится в дополнение к камеральным проверкам, но в отличие от этих проверок инспектор имеет более широкие полномочия и проверяет значительно большее количество документов. Поэтому необнаружение налоговым органом нарушений по тому или иному налогу по результатам камеральной проверки не исключает выявление соответствующих нарушений в результате выездной налоговой проверки. При этом доначисление налогов в таком случае является правомерным, так как проведение выездной проверки не может расцениваться как дублирование камеральной проверки.

По действующим правилам плательщики налога на прибыль учитывают в составе прочих расходов для целей налогообложения суммы налогов, сборов (в частности, налог на имущество, земельный налог), страховых взносов, начисленные в установленном порядке.

В письме ФНС России указала следующее: если в результате выездной проверки доначислены указанные платежи (следовательно, они должны быть учтены в расходах в большем размере), то одновременно инспектор должен пересчитать (уменьшить) налоговую базу по налогу на прибыль при условии, что этот налог также является предметом выездной проверки.

ФНС России признала право налогоплательщиков представлять уточненные налоговые декларации после завершения выездной налоговой проверки и составления акта, но до вынесения решения по ее результатам. В отношении таких деклараций налоговый орган может поступить следующим образом:

  • провести дополнительные мероприятия налогового контроля и учесть его результаты при принятии решения по выездной проверке;
  • провести повторную выездную проверку;
  • проверить декларации в рамках камеральной проверки.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).
Читайте так же:  Проверка ведения бухгалтерского и налогового учета

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Процессуальные нарушения должностных лиц при проведении налоговых проверок

Вновь возвращаемся к актуальной на сегодняшней теме, посвященной налоговым проверкам. Ранее мы уже рассматривали такие вопросы, как: «Порядок оформления результатов налоговой проверки», «Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля». Однако, это всего лишь небольшое вступление, которое во взаимосвязи поможет Вам разобраться в теме налоговых проверок. В данной статье мы рассмотрим, какие процессуальные нарушения должностных лиц налоговых органов при проведении налоговых проверок допускают налоговые органы.

Процессуальные нарушения налоговых органов, которые не влекут отмену решения по результатам налоговой проверки

Все процессуальные ошибки, допускаемые налоговыми инспекциями при проведении налоговых проверок, условно можно разделить на две большие группы:

  • Существенные нарушения (грубые нарушения), влекущие отмену решения, принятого налоговой инспекцией по результатам проведения налоговой проверки.
  • Нарушения, не влекущие 100% отмены решения, принятого по результатам проведения налоговой проверки, но позволяющие признавать решения, вынесенные с такими нарушениями незаконными.

Остановимся на нарушениях, не влекущих безусловной отмены решения, однако, при наличии которых велика вероятность все же признать такое решение незаконным и отменить его. В первую очередь приведем ситуацию, когда налоговые инспекторы по итогам налоговой проверки основывают свои выводы на доказательствах, полученных ими с нарушением налогового законодательства и делают на них ссылки в решении о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности. К данному нарушению можно отнести:

  • проведение допросов, опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого,
  • проведение осмотров, выемок и т п. без понятых.
Читайте так же:  Муниципальный финансовый контроль в российской федерации

В таких случаях налогоплательщику стоит обратить внимания суда при обжаловании решения, основанного на подобных доказательствах, и тогда будет очень большая вероятность того, что суд встанет на сторону налогоплательщика и признает решение, основанное на таких доказательствах, незаконным. Конечно, если решение налогового органа помимо незаконных доказательств содержит еще и другие доказательства совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которые были получены инспекторами без нарушений законодательства, такое решение останется в силе.

К еще одной разновидности нарушений налоговых инспекторов можно отнести ошибки, допущенные ими при составлении акта или решения по результатам налоговой проверки. Довольно часто инспекторы указывают в актах или решениях по результатам налоговой проверки общие ссылки на документы, которые, по мнению налоговых инспекторов, подтверждают факт совершения проверяемым лицом нарушения налогового законодательства.

Значительность процессуального нарушения, допущенного налоговым органом при проведении налоговой проверки

Здесь мы приведем всего пару значительных процессуальных нарушений, допущение (наличие) которых повлечет признание решения налогового органа по результатам проверки незаконным, это:

  • нарушение проверяющими инспекторами права проверяемой организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • не обеспечение налоговыми инспекторами проверяемой организации возможностью предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Право проверяемого налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки может быть нарушено не извещением инспекторами налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или же таким извещением с нарушением установленного законом срока. Зачастую это происходит тогда, когда налоговики отправляют уведомление о вызове проверяемого лица для рассмотрения материалов налоговой проверки на его юридический адрес и иным образом не извещают его. Но ведь организация может и не находиться по своему юридическому адресу. В данной ситуации уведомление получат лишь те налогоплательщики, которые используют для взаимодействия с налоговым органом специальные системы, например такую как «Контур-Экстерн». Таким налогоплательщикам налоговые органы обязаны отправлять уведомление через данную систему.

Часто инспекторы обобщают ссылки на Налоговый кодекс РФ, указывая лишь номер статьи не конкретизируя по пункту и подпункту, что крайне важно делать при указании статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих налоговую ответственность. Ведь известно, что многие статьи Налогового кодекса РФ содержат большое количество пунктов, каждый из которых содержит самостоятельный состав нарушения, а равно ответственность. Именно поэтому, указывая в решении или акте лишь номера статьи, налоговая инспекция нарушает положения пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение. Что касается позиции судов, то такое нарушение является существенным для отмены принятого решения.

Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие. В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты.

Штрафы при проверке налоговой за нарушения

Нарушение сроков сдачи налоговой отчетности

Предпринимателю, который опоздал со сдачей налоговой декларации, грозит штраф в размере 5 процентов от неуплаченной в срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ). Если декларация в срок не сдана, но налог уплачен, то штраф составит только 1 000 рублей (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 57, письмо Минфина России от 14.08.15 № 03-02-08/47033).

Кроме того при опоздании более, чем на 10 дней, налоговая инспекция может заблокировать все операции по банковским счетам предпринимателя (кроме обязательных платежей — алименты, выдача зарплаты работникам и др.) Блокировка со счета снимается на следующий день после подачи декларации.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

За грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ) налоговая инспекция оштрафует на сумму:

  • 10 000 рублей за нарушения в течение одного налогового периода (квартала или года);
  • 30 000 рублей, если правила нарушались дольше — два и более налоговых периода;
  • 20% суммы неоплаченного налога, но не меньше 40 000 рублей, если из-за этого налог был занижен.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается, например, отсутствие первичных документов, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций и денежных средств (см также «Кассовая дисциплина у ИП: как предпринимателю работать с наличными деньгами»).

Неуплата налогов

Видео (кликните для воспроизведения).

За неуплату или неполную уплату налога предпринимателю грозит штраф в размере от 20 до 40 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ). К этому добавятся пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования. В настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке и составляет 7,25 процента (см. «С 26 марта ключевая ставка понижена до 7,25%»).

Непредставление документов по требованию

Налоговая инспекция в ходе камеральных и выездных проверок может потребовать предоставить сведения о контрагенте предпринимателя. Например, первичные документы по сделкам. За невыполнение требования в названный срок предпринимателю грозит штраф в размере 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Нарушение правил работы с кассовой техникой

По закону ИП должен использовать кассу, если принимает оплату от клиентов наличными или банковской картой. За нарушение правил предусмотрен штраф от 25% до 50% от непробитой по кассе суммы, но не меньше 10 000 рублей (ст. 14.5 КоАП РФ).

Читайте так же:  Является ли возврат налога доходом

Полный комплект для онлайн-ККТ «четыре по цене одного»: по цене кассы вы получите кассу, ОФД, настройку ККТ с регистрацией в ФНС и товароучетную систему Отправить заявку

Невыполнение обязанностей налогового агента

В некоторых случаях индивидуальный предприниматель должен платить налог не за себя, а за другое лицо. Например, предприниматель, который нанял сотрудники, должен платить НДФЛ с их зарплаты, а ИП, арендующий государственное имущество, должен платить НДС со стоимости аренды. За невыполнение этих обязанностей предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неперечисленного налога (ст. 123 НК РФ).

За предоставление недостоверных сведений налогового агента могут оштрафовать на 500 рублей за каждый документ с искаженной информацией (ст. 126.1 НК РФ).

Обратите внимание: недавно зарегистрированные предприниматели (или их бухгалтеры) могут в течение года бесплатно пользоваться специальной бухгалтерской программой для ИП. Это веб-сервис «Контур.Эльба», который позволяет вести учет доходов и расходов, рассчитывать сумму фиксированных взносов и налоги при УСН и ЕНВД, готовить отчетность и сдавать ее через интернет. Бесплатно работать в программе могут те ИП, с даты регистрации которых в качестве предпринимателя до регистрации в «Контур.Эльбе» прошло менее трех месяцев.

Нарушения выявляемые налоговой при проверке

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Информация Федеральной налоговой службы от 20 июля 2017 г. «Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проведения налоговых проверок”

Тенденция влияния процессуальных нарушений на отмену решения

Безусловно, допущение налоговыми инспекторами нарушений и ошибок при проведении мероприятий налогового контроля влияет на отмену принятых по результатам таких мероприятий решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Самыми распространенными на практике процессуальными нарушениями налоговых инспекторов при проведении налоговых проверок и оформлении их результатов являются:

  • нарушение сроков проведения камеральных налоговых проверок (ч.2 ст.88 Налогового кодекса РФ);
  • проведение налоговых проверок за период, превышающий три календарных года, предшествующих году ее проведения (ч.1 ст.87 Налогового кодекса РФ);
  • нарушение порядка ознакомления или не ознакомления вовсе проверяемого налогоплательщика с актом выездной налоговой проверки (п.4 ст.100 Налогового кодекса РФ);
  • рассмотрение письменных возражений по акту налоговой проверки без должностного лица компании налогоплательщика, в том числе его не извещение в установленном порядке о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ);
  • производство выемки документов у проверяемого налогоплательщика без предъявления мотивированного постановления (п.1 ст.94 Налогового кодекса РФ);
  • выемка документов у проверяемого налогоплательщика в отсутствие понятых, без разъяснения присутствующим при выемке их прав и обязанностей (п.п.1,3 ст.94 Налогового кодекса РФ);
  • протокол выемки документов не соответствует требованиям статьи 99 Налогового кодекса РФ.

На сегодняшний день уже сложилась судебная практика по каждому из выше описанных процессуальных нарушений. Рассмотрим по каждому примеру в отдельности. Так, налоговые инспекторы не дали компании налогоплательщику возможность дать объяснения по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом организацию не извести своевременно о рассмотрении новых обстоятельств, и не ознакомили с новыми выводами, сделанными налоговиками. Если компанию не ознакомили с дополнительными материалами проверки, это может стать причиной неверных выводов налогового органа. Суд признал существенным нарушением процедуры проведения проверки и основанием для отмены решения по проверке (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ) (см. Постановление АС Московского округа от 09.02.2015 № Ф05-16883/2014).

В другом случае, налоговая инспекция не вручила проверяемой организации акт камеральной проверки и уведомление о рассмотрении ее материалов. При этом Налоговики не представили доказательств того, что почтовое отделение доставляло компании документы по проверке. То есть проверяющие нарушили пункт 5 статьи 100 НК РФ, согласно которому акт налоговой проверки в течение пяти дней нужно вручить представителю компании под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения. У контролеров не было ни уведомления о вручении почтовой корреспонденции, ни самого конверта заказного письма (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2014г. № А45-20696/2013, Постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014г. № Ф05-16692/2013).

Еще один пример, когда налоговый орган не допустил представителя ИП к участию в рассмотрении материалов налоговой проверки. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2014г. № А19-10260/2013 суд указал, что контролеры обязаны обеспечить возможность лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Это необходимо для того, чтобы у налогоплательщика была возможность дать пояснения. Если налоговики этого не сделают, то решение по проверке можно отменить (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Еще один из случаев, когда налоговые инспекторы могли сфальсифицировать доказательство того, что уведомление подписывало должностное лицо проверяемой организации (ее руководитель). По мнению суда, сотрудник налоговой службы должен был принять меры для установления лица, получившего уведомление о рассмотрении материалов проверки, однако он этого не сделал. Кроме того, налоговый орган обязан установить факт явки лиц, приглашенных для рассмотрения материалов проверки. Если они не явились, то инспекторы должны выяснить, были ли извещены участники по делу в установленном законом порядке (подп. 2 п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Если проверяющими этого сделано не было, то процедура проведения проверки считается нарушенной и решение по ней суд отменит (см. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 29.04.2015г. № Ф08-2284/2015).

Читайте так же:  Осуществление внутреннего финансового контроля и аудита

Пример из практики, когда проверяющими инспекторами ни в акте налоговой проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности проверяемого лица не содержится систематизированного изложения документально подтвержденных фактов нарушений налогового законодательства. В акте проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства. Или запись об отсутствии таковых. Кроме того, в документе должны содержаться выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, а также ссылки на нормы Налогового кодекса РФ об ответственности за совершенное правонарушение (п. 3 ст. 100 Налогового кодекса РФ). В этом деле в обоснование своих выводов о занижении обществом выручки от реализации инспекция ссылалась на счета-фактуры, декларации по НДС, выписки банка, акты о приемке выполненных работ. При этом конкретные реквизиты документов были не указаны. Причем из акта по проверке не видно, что инспекторы исследовали и оценивали документы, подтверждающие факт занижения выручки. То есть налоговики допустили грубые нарушения в содержании акта и, соответственно, в решении о привлечении к ответственности, что влечет отмену последнего (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2013г. № А78-4025/2012).

Акт налоговой проверки должен подписываться должностными лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (см. п. 2 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Помимо этого акт налоговой проверки не должен содержать исправлений и помарок, только в случаях, когда такие подчистки и иные исправления заверены подписью проверяющего лица и проверяемого налогоплательщика. По мнению судов акт налоговой проверки – это основной документ, подтверждающий факт совершения налогового нарушения. Поэтому в случаях, когда акт камеральной налоговой проверки подписывается не проверяющим инспектором, иными словами фальсифицируется подпись проверяющего должностного лица налогового органа, это является основанием для отмены решения налоговой инспекции вышестоящим налоговым органом или судом (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.15 № Ф06-23225/2015, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 № Ф10-4996/2014).

Все рассмотренные в настоящей статье примеры процессуальных нарушений, допускаемых налоговыми инспекциями при проведении мероприятий налогового контроля, налоговых проверок, оформления актов и вынесения решений по их результатам, к сожалению не являются исчерпывающими. И в заключении хотелось бы еще раз отметить, что согласно статьи 137 Налогового кодекса РФ абсолютно каждый налогоплательщик наделен правом обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и инспекторов, если были нарушены права налогоплательщика, поскольку налоговые органы обязаны соблюдать требования налогового законодательства РФ, предъявляемые к порядку осуществления налоговыми органами их прав и исполнения обязанностей.

Налоговые проверки у ИП: за что могут оштрафовать предпринимателя?

Проверка налоговой инспекции — это то, с чем может столкнуться каждый индивидуальный предприниматель. Какие проверки существуют? Что проверяют налоговики? За какие нарушения они штрафуют? На эти и другие вопросы в сегодняшней статье отвечают специалисты веб-сервиса «Контур.Эльба».

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки разделяются на два типа: камеральные и выездные. Разница заключается в способе проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть к предпринимателю налоговики не выезжают. Это регулярная проверка, которая осуществляется каждый раз, как только предприниматель сдал налоговую отчетность. Она может длиться до 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Во время проведения «камералки» инспекторы проверяют сам факт сдачи или несдачи отчетности, правильность ее заполнения, точность расчетов и достоверность представленных сведений. Если вы правильно заполняете отчетность и своевременно ее представляете, то налоговики никаких претензий не предъявят.

Поэтому о проведении камеральной налоговой проверки вы можете никогда не узнать — о ее начале и завершении налоговики не информируют.

Однако при необходимости налоговики могут запросить пояснения по исчислению налога или дополнительные документы, подтверждающие ваши расходы. Такие сведения нужно будет предоставить проверяющим в пятидневный срок. Это случится, если ваши ошибки привели к недоплате налогов. Если вы не сможете внятно ответить налоговикам на требование пояснений или представить документы по расходам, то в течение 10 дней после окончания «камералки» инспекторы вынесут постановление о привлечении вас к ответственности. А впоследствии вышлют вам требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.
Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) предпринимателя на основании решения руководителя ил заместителя руководителя налогового органа. Выездная проверка может охватывать только последние три года деятельности предпринимателя. Повторные проверки по одному и тому же налогу в течение года не допускаются. Длится проверка должна не более двух месяцев, за исключением нескольких случаев:

  • когда у индивидуального предпринимателя есть обособленное подразделение;
  • когда в ходе проверки выясняются другие нарушения, требующие дополнительной проверки;
  • когда налогоплательщик затягивает сроки представления документов, необходимых для проведения выездной проверки;
  • при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Во время выездной проверки инспекторы проверяют правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов. При этом предприниматель обязан обеспечить доступ к учетным документам по этим налогам. Кроме того, в ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности (см. «Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить»).

По завершении проверки инспектор должен составить специальную справку, где указывается предмет проверки и ее сроки. На основании справки инспекция составит в двух экземплярах акт проверки, где укажет все выявленные нарушения и предложения по их устранению. Дальше в течение двух недель вы можете обжаловать результаты проверки.

Обзор документа

На основе анализа контрольной работы ФНС России подготовила перечень наиболее распространенных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Читайте так же:  Код налога на недвижимость

Так, при налогообложении прибыли часто выявляется завышение расходов на убыток, полученный от реализации основного средства, на сумму приобретенных продуктов для питания работников при отсутствии заключения коллективного договора, на амортизационные отчисления по основным средствам на объекты, непосредственно не участвующие для производства и реализации товаров, работ услуг. В состав внереализационных расходов необоснованно включаются стоимость ликвидируемых и недостроенных объектов, резерв по сомнительным долгам, затраты по аренде нежилого помещения, спонсорская помощь.

Что касается НДС, то здесь имеет место неправомерное применение пониженной налоговой ставки 10%, в частности, при реализации изделий медназначения, не входящих в перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Также нарушением является невключение в налоговую базу строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления.

Кроме того, приводятся характерные нарушения при исчислении акцизов, НДФЛ, НДПИ, УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, налогов на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортного и земельного налогов, торгового сбора.

98% компаний получают штрафы после выездной проверки

За пос­ледние пять лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

Статистику налоговых проверок проанализировала ауди­торско-консалтинговая группа «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ». Эксперты напомнили, что прошлый год продемонстрировал рекордный прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 г. За 12 месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., что на 23% выше показателей 2017 г.

Давление на бизнес остается высоким

Налоговая нагрузка на российский бизнес растет — ее текущий уровень составляет 19,9% к ­ВВП. При этом чиновники заявляют о снижении административного давления на налогоплательщиков. В качестве подтверждения ­ФНС приводит динамику выездных налоговых проверок. За по­с­ледние 10 лет налоговики сократили количество конт­рольных визитов на предприятия почти в четыре раза.

Выездной налоговой проверкой по результатам 2018 г. охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. То есть лишь двум из тысячи налогоплательщиков пришлось принимать на своей территории инспекторов. Для сравнения: в 2010 г. 11,5 предприятий из тысячи становились объектом выездного конт­роля.

Однако говорить о снижении административного давления на бизнес, по мнению экспертов, неверно. Во-первых, у предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и оправдать проводимую выездную проверку. Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов.

Во-вторых, помимо выездных проверок налоговая инспекция широко применяет камеральные проверки. Число камеральных проверок, которых в 5,8 тыс. раз больше, чем выездных, уменьшалось лишь до 2015 г. Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 г. непрерывно увеличивается. В 2018 г. 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекались для проведения камеральной налоговой проверки.

Растущее число вызовов бухгалтеров в инспекцию на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 г. было проведено 67,9 млн камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 г.

Если для решения о выездной проверке налоговики применяют риск-ориентированный подход, то в инспекцию приглашают всех подряд. В результате эффективность камеральных налоговых проверок составляет чуть более 5%. 95% ревизий проводятся безрезультатно, а значит, налогоплательщики зря тратят время на их прохо­ждение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются. К 2018 г. они упали до 600 руб. с одной камеральной налоговой проверки в среднем.

Всего за прошлый год по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд руб. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, так и другие платежи, с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ­ККТ. При этом 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (то есть 308 млрд руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

По данным группы «­ДЕЛОВОЙ ­ПРОФИЛЬ», в планах налоговых служб на 2019 г. — провести 15 тыс. проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн руб. Это означает дальнейшее ужесточение кон­троля за деятельностью крупных и средних предприятий.

Налоговики мечтают о непрерывном мониторинге предприятий

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточненных деклараций налогоплательщиками в 2018 г. было внесено всего 80 млрд руб., что составляет около трети всех доначислений налогов.

Некоторые крупные компании, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам. В таком случае налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обес­печивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

На очереди предприятия малого и среднего бизнеса. Например, с 2020 г. ­ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использую­щими ­УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового конт­роля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организация прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

Источники

Нарушения выявляемые налоговой при проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here