Недоимки по налоговым проверкам

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Недоимки по налоговым проверкам". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Недоимки по налоговым проверкам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-5 О сроках давности выявления недоимки по уплате налогов

Вопрос: В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, предусмотренный налоговым законодательством РФ, обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога, со смертью или ликвидацией налогоплательщика и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Такое основание прекращения обязанности по уплате налога и пеней, как пропуск налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания соответствующих сумм в принудительном порядке в соответствии со статьями 46-48 НК РФ, законодательством не предусмотрено. Поэтому вне зависимости от того, пропущен ли налоговым органом указанный срок, до наступления обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность налогоплательщика по уплате налога сохраняется.

На основании изложенного прошу разъяснить следующее (в отношении налогов, которые уплачивают физические лица, в том числе НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог):

1) существуют ли какие-либо сроки давности выявления недоимки по вышеуказанным налогам?

2) существует ли срок давности взыскания недоимки по налогам? Если да, то с какого момента он исчисляется — с момента образования недоимки (с момента наступления срока уплаты налога) или с момента ее выявления налоговым органом?

3) вправе ли налоговый орган взыскать выявленную недоимку по налогу, обязанность по уплате которого возникла более трех лет назад?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Минфином России представляются на основании статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организациям и физическим лицам в связи с выполнением ими обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329) и Регламентом Министерства финансов Российской Федерации (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н) в случае, если законодательством не установлено иное, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения граждан и организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (статья 26 Кодекса).

Вместе с тем сообщается, что Кодексом не установлен общий срок давности выявления недоимки.

Статьями 88, 89, 100 и 101 Кодекса установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок, вынесения и вручения решений по материалам налоговых проверок.

Статьей 70 Кодекса установлены сроки направления требования об уплате налога.

Статья 48 Кодекса регулирует порядок и сроки обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога с физического лица.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи налоговым органом заявления о взыскании налога может быть восстановлен судом.

В случае, если налоговым органом выявлена недоимка, эта недоимка подлежит взысканию в установленном порядке.

Пунктом 2 статьи 52 Кодекса предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Обязанность по уплате указанного налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Кодекса).

Согласно пункту 6 статьи 58 Кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

НК РФ не содержит общего срока давности выявления недоимки.

Здесь установлены сроки проведения камеральной, выездной налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены проверкой, сроки оформления результатов, вынесения и вручения решений по соответствующим материалам.

В НК РФ прописаны сроки направления требования об уплате налога, а также порядок и сроки обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога с физлица.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения названного уведомления.

Налогоплательщик должен уплатить налог в течение 1 месяца со дня получения налогового уведомления, если в последнем не указан более продолжительный период.

Недоимки по налоговым проверкам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Читайте так же:  Участники выездных налоговых проверок

В период с 15.11.2016 по 16.02.2017 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка деятельности ИП. По результатам проверки ИП доначислены (недоимка) суммы НДС, НДФЛ за IV квартал 2014 года, за 2015 год, начислены штрафы за несвоевременное перечисление в бюджет указанных налогов. НДС был доначислен не в связи с перемещением товаров через границу РФ.
Доначисленные суммы НДС, НДФЛ и штрафы за IV квартал 2014 года по указанным налогам считаются образовавшимися на 01.01.2015, или они считаются образовавшимися на момент вынесения решения о выездной налоговой проверке?
Подпадают ли суммы недоимок и штрафы под налоговую амнистию, предусмотренную Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возникшие в рассматриваемой ситуации недоимки по НДС за IV квартал 2014 года и НДФЛ за 2014 год и задолженности по штрафам за неполную уплату сумм данных налогов не могут считаться образовавшимися на 01.01.2015 и налоговая амнистия не распространяется на рассматриваемый случай.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

16 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

AvguR › Блог › Срок давности для выявления и взыскания налоговой недоимки

Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговиков об уплате недоимки по налогам за прошлые налоговые периоды, причем в требованиях может идти речь о задолженности пяти или десятилетней давности. Насколько такие требования соответствуют закону? И так ли уж «бессрочна» налоговая недоимка или все же существуют сроки, ограничивающие налоговиков? В данной статье попытаемся найти ответы на эти вопросы, которыми не редко задаются налогоплательщики.

Прежде всего, необходимо различать срок для выявления недоимки по налогам (т.е. период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно принудительное взыскание налога через суд).

С какого момента будут отсчитываться сроки судебного взыскания недоимки, выявленной инспекцией по итогам таких контрольных мероприятий? Прямого ответа на данный вопрос НК РФ в настоящее время не содержит.
Суды по этому вопросу в большинстве случаев ориентируется на позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 3147/11, где указано следующее.
Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки после наступления срока уплаты налога путем сравнения суммы налога, которую налогоплательщик указал в декларации либо начисленную инспекцией самостоятельно (по отдельным налогам) с данными о фактически уплаченных суммах, поступивших из Федерального казначейства.
Как указал ВАС РФ, в данном случае недоимка считается установленной:
1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога, если до истечения этого срока налогоплательщик представил в инспекцию сведения о начисленной сумме налога;
2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации в инспекцию, если налогоплательщик подал отчетность позже установленного срока платежа.
Следовательно, все процессуальные сроки на взыскание недоимки, выявленной в результате иных мероприятий налогового контроля, должны отсчитываться с указанных моментов.

Отвечая на вопрос о «бессрочности» налоговой недоимки, можно сделать следующий вывод. Согласно действующему законодательству обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке.
При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Отметим, что согласно Проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О применении Арбитражными судами РФ части первой налогового кодекса» инициировать судебное разбирательство с требованиями признать суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и внести на этом основании изменения в лицевую карточку налогоплательщика, может не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик.
С уважением, налоговый юрист Елькина Н.В. оригинал: tax-support-spb.ru/iz-pra…a-nalogovoy-nedoimki.html

Продолжаю.
Про момент извещения:
ст.165.1 Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На основании изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также учитывая, что ответчик неоднократно извещался о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в материалах дела адресам, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, об изменении адреса места жительства суду не сообщил, суд полагает, признать ответчика в силу положений ст.ст. 118, 167 ГПК РФ извещенным о времени и месте судебного заседания, и рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Читайте так же:  Наказание физ лица за неуплату налогов

Недоимка по налогам: что это такое

Согласно нормам действующего законодательства, компании и граждане обязаны вовремя и в полном объеме перечислять налоги и сборы в государственную казну. На практике исполнять это правило удается не всегда. Недоимка по налогам – это сумма недоплаты, задолженности, которую фискальный орган вправе истребовать у хозяйствующего субъекта.

Что такое недоимка?

Налоговой задолженностью или недоимкой называются обязательства бизнес-субъекта или физического лица, которые:

  • не были исполнены своевременно;
  • были излишне возмещены по решению ИФНС (например, акцизы, суммы НДС).

Недоимка – это сумма налога или сбора, на которую начисляются пени за каждый день просрочки. Это своеобразная компенсация, взимаемая бюджетом за промедление. Если хозяйствующий субъект не погасит свои обязательства в срок, суммы будут взысканы принудительно.

Как обнаруживаются недоимки?

Задолженность перед бюджетом может быть обнаружена самим налогоплательщиком или сотрудниками ИФНС. В первом случае бизнес-субъект замечает недоимку в момент:

  • контроля правильности заполнения платежных поручений;
  • проверки корректности исчисления сумм бюджетных обязательств;
  • сверок с бюджетом.

Недоимка – это сумма налога, которую следует выплатить в кратчайшие сроки, чтобы на нее не начислялись пени. Если задолженность возникла из-за ошибок в расчетах, подается уточненная декларация в ИФНС.

Налоговые органы обнаруживают недоимки граждан и организаций в моменты проведения проверок, сверок с налогоплательщиками, иных контрольных мероприятий.

Выявление задолженности у налогоплательщика фиксируется документально. Если недоимка обнаружена в ходе проверки, составляется решение, где указана точная сумма к погашению. Информация о неисполненных обязательствах вносится в карточку расчетов с бюджетом, которую в ИФНС ведут по каждому экономическому субъекту.

Порядок взыскания недоимки

Алгоритм взыскания недоимки по налогам с физических лиц и организаций одинаков. Вначале сотрудники ИФНС направляют им требование с указанием точной суммы и реквизитов для ее оплаты. Этот документ готовится в трехмесячный срок с даты обнаружения задолженности, а если размер обязательства составляет менее 500 руб. – в годовой.

Хозяйствующий субъект, получивший требование, вправе рассчитаться с бюджетом добровольно в обозначенные в нем сроки (если они не указаны, период признается равным восьми дням). Если налогоплательщик проигнорировал обращение ИФНС, фискалы выносят решение о взыскании долга с его банковских счетов, электронных кошельков. Если сумм на них оказывается недостаточно, обязательства гасятся за счет продажи имущества компании, ИП или гражданина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отражаем в учёте недоимку по налогам, пени и штрафы по результатам налоговой проверки

РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАНЫ

Расходы, произведённые организацией, должны отвечать следующим требованиям:

  • расходы должны быть обоснованы;
  • расходы должны быть документально подтверждены;
  • расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти требования являются обязательными для принятия произведённых расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается 1 .

Поэтому любые погрешности в оформлении первичных документов, малейшие сомнения в квалификации затрат – все это, по мнению налоговых органов, является веским основанием для того, чтобы убрать их (эти затраты) из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль либо не принять к вычету НДС.

И очень часто налогоплательщики не готовы отстаивать свои интересы в суде. Рассмотрим алгоритм действий налогоплательщика, когда он имеет на руках решение налогового органа по факту проведения выездной проверки о том, что он необоснованно получил налоговую выгоду в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, а также необоснованных вычетов по НДС и не намерен оспаривать выводы проверяющих.

ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ

Моделируем ситуацию

По итогам выездной налоговой проверки организации доначислены налог на прибыль в сумме 70 000 руб., НДС — 63 000 руб., а также соответствующие пени в сумме 5 000 руб. и штраф в сумме 80 000 руб. Причиной для доначисления налогов послужило мнение проверяющих о неправомерном включении в состав расходов стоимости маркетинговых услуг (из-за их документальной неподтверждённости) на сумму 350 000 руб., принятие к вычету «входного» НДС со стоимости данных услуг в сумме 63 000 руб. Организация не стала конфликтовать с проверяющими и согласилась, что данные расходы необоснованно уменьшили налогооблагаемую прибыль.

Видео (кликните для воспроизведения).

В проверяемом периоде (в 2013 г.) бухгалтерские записи выглядели так:

Дт 26 Кт 60 – 350 000 рублей – признаны расходы в виде стоимости оказанных маркетинговых услуг;
Дт 19 Кт 60 – 63 000 рублей – принят к учёту «входной» НДС;
Дт 68-НДС Кт 19 – 63 000 рублей – принят к вычету НДС со стоимости маркетинговых услуг;
Дт 60 Кт 51 – оплачены маркетинговые услуги.

В бухгалтерском учёте основанием для отражения суммы недоимки, пени и штрафа по результатам налоговой проверки является решение налогового органа. В нём уже указаны сведения о сумме задолженности по налогам, размер пеней и штрафных санкций. Пени, указанные в решении налогового органа, рассчитаны на момент его принятия. Решение налогового органа вступает в силу через один месяц с даты его вручения 2 .

Однако налогоплательщик вправе добровольно исполнить данное решение полностью или частично до вступления его в силу 3 . Если налогоплательщик не собирается обжаловать данное решение вообще или будет обжаловать его в какой-то части, то в целях снижения суммы пеней ему лучше уплатить недоимку (соответствующую часть недоимки) как можно раньше. Возникшая в этом случае на лицевом счёте налогоплательщика переплата по налогам закроется после вступления в силу решения налогового органа.

В нашем примере организация согласилась с выводами налоговиков, и поэтому она может отразить результаты проверки, не дожидаясь вступления в силу решения налоговой инспекции. Документальным основанием для исправительных бухгалтерских записей будет являться бухгалтерская справка.

Рассмотрим пошаговый алгоритм отражения недоимки по налогам и налоговых санкций за проверяемый период.

Шаг 1. Отражаем в бухгалтерском учёте суммы недоимки и штрафа на момент получения решения налогового органа.

Читайте так же:  Финансовый контроль в республике беларусь

Доначисленные суммы налога на прибыль организация отражает по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» 4 .

НДС не может быть принят к вычету, так как факт осуществления маркетинговых услуг не подтверждён и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль данная сумма не уменьшает 5 . В бухгалтерском учёте данная сумма будет отнесена к прочим расходам. Поэтому необходимо отразить постоянное налоговое обязательство 6 :

Дебет 99, субсчёт «ПНО», Кредит 68, субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль».

Шаг 2. Уплачиваем недоимку по налогам на основании решения налогового органа.

Шаг 3. Отражаем в бухгалтерском учёте сумму пеней на дату погашения недоимки. Так как в день перечисления недоимки в бюджет обязанность по уплате налога считается исполненной 7 , то «доначисляем» себе пени за период с даты решения по акту проверки по дату уплаты недоимки и прибавляем эту сумму к сумме пеней, указанной в решении. Пени рассчитываются с применением 1/300 ставки рефинансирования, установленной Банком России 8 . (В нашем случае эта сумма условно составит 350 рублей.)

Сумму причитающихся к уплате пеней по налогам учитываем по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» 9 . Пени рассматриваем в качестве «иных аналогичных обязательных платежей, причитающихся за счёт прибыли» 10 .

Шаг 4. После вступления в силу решения по акту проверки, в сроки, установленные в требовании, уплачиваем пени и штраф.

Сведём все перечисленные действия в таблицу.

Недоимку по налоговой проверке разрешат платить в рассрочку

Недоимку по налогам, страховым взносам, пени, штрафы, доначисленные по результатам налоговых проверок, можно будет платить в рассрочку. Соответствующий законопроект приняла Госдума во втором чтении.

Рассрочка будет предоставляться, если налогоплательщик не в состоянии единовременно уплатить начисленные налоги в сроки, указанные в требовании об уплате налога.

Невозможность уплаты налогов будет определяться инспекцией. Так, единовременная уплата налога может быть признана невозможной, если сумма поступлений денег на счета в банках за 3 месяца, меньше суммы краткосрочных обязательств налогоплательщика (с учетом доначислений по проверке), уменьшенной на величину доходов будущих периодов.

Естественно, рассрочка будет предоставляться не всем. Критерии ее получения предполагаются следующими:

Будем далее следить за судьбой законопроекта.

Налоговая недоимка: просто о сложном.

Государство — не беловоротничковый жулик, промышляющий на беспечности и неграмотности подданных. В Налоговом кодексе России в качестве основополагающих принципов налогового контроля закреплено, во-первых, безусловное обеспечение прав и законных интересов налогоплательщиков; во-вторых, побуждение сторон — налоговых органов и налогоплательщиков — к конструктивному сотрудничеству.
Выяснению вопроса, насколько трудно отдельному налогоплательщику «принудить» конкретный территориальный налоговый орган действовать в таком императиве — посвящён длящийся уже более года эксперимент. Но предваряя описание этой, поверьте — захватывающей бюрократической «одиссеи», несколько чисто просветительских статей по основам налогового права России. Уверен, что для многих будет буквально как «открытие Америки».

Перед тем, как погрузиться в «тему», предлагаю читателям — каждому для себя, зафиксировать свою позицию по такому вопросу.

Налогоплательщик в своей налоговой декларации ошибочно завысил сумму налога. Однако оплата им произведена в меньшем размере в соответствие с действительным налоговым обязательством. Налоговый орган на основании полученной от налогоплательщика декларации выставил налогоплательщику Требование об уплате налога в части «недоплаченной» суммы.
Вопрос: Возникла ли у налогоплательщика обязанность оплатить выставленное требование?

Сначала оценим ситуацию на основании «духа Закона» (более правильно — «исходя из основных положений и смысла законодательства о налогах и сборах»).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ «недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок».

При этом в соответствие с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги и сборы». Соответственно параметры «законно установленного налога» — в первую очередь его размер и срок уплаты — это самый что ни на есть объективный фактор. И субъективная ошибка налогоплательщика никак не может считаться правовым основанием для возникновения налоговой обязанности.

Дело в том, что государство — это не «беловоротничковый» жулик, промышляющий на ошибках беспечных и неграмотных граждан (и даже не «Робин Гуд», по беспределу карающий очевидных ловкачей и ворюг). Должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Соответственно ст. 32 НК РФ предписывает налоговым органам «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а ст. 33 НК РФ обязывает должностных лиц налоговых органов «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности. Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур. Прописанные законодателем в Налоговом кодексе России процедуры мероприятий налогового контроля устанавливают режим конструктивного сотрудничества между налоговым органом и налогоплательщиком. Поэтому описанная в предисловии ситуация невозможна в принципе. Оговоримся — при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах.

Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.
В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/[email protected]

Обращаю внимание: позиция Минфина России основывается на важном положении п. 2 ст. 69 НК РФ: «Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки».

Читайте так же:  Земли не облагаемые налогом

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики неминуемо придём к следующим двум выводам.

  • Во-первых, из первых двух абзацев (посылок), «железобетонно» следует вывод: недоимка – это нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • Во-вторых, согласно третьему абзацу — документальное оформление «факта наличия недоимки» (формирование налоговым органом доказательственной базы) производится одним из двух альтернативных способов:

1-й способ –выявление недоимки «вне проведения налоговой проверки». В подтверждение этого составляется документ по форме, утв. приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/[email protected]

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

Начнём с актуального для предпринимательских структур способа установления факта «наличия недоимки» в ходе проведения налоговых проверок. С учётом того, что подробно процедура камеральной налоговой проверки, а также как современные информационные технологии, внедрённые Федеральной Налоговой Службой России в налоговый контроль, обеспечивают защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, будет рассмотрена в одной из следующих статей. Здесь же остановимся только на ключевых моментах в разрезе темы статьи.

Итак, самое главное.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений п. 7 ст. 101 НК РФ):

  • при установлении факта налогового правонарушения – о привлечении к налоговой ответственности;
  • при отсутствии факта или состава налогового правонарушения – об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

4. Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ «требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (…) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». «Иного» Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Более того, данное правило продублировано (и уже без всяких «если») в п. 3 ст. 101.3 НК РФ: «На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение , направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней».

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 . Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса.

Внимательный читатель, надеюсь, обратил внимание, что законодатель оперирует похожими (близкими по смыслу) категориями «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах». Их соотношение раскрывается на таком примере.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения. Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом). Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Читайте так же:  Как заполнить нулевую декларацию 3 ндфл

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Исходя из того, что каждая полученная налоговым органом декларация в обязательном порядке подвергается камеральной налоговой проверке, ареал применения такого «одностороннего» (а значит — заведомо субъективного) способа ограничен случаями налогового контроля недекларируемых объектов налогообложения. А это в подавляющей своей части сфера отношений с гражданами, не являющимися предпринимателями. Например, имущественные налоги физических лиц. И этому есть логическое объяснение. В подобных случаях налоговый орган самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая о них налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежах. Что позволяет налоговикам единолично устанавливать факт наличия недоимки с оформлением соответствующего документа.

Правомерность же применение такого «одностороннего» (без участия налогоплательщика) способа установления факта «недоимки» в ходе других мероприятий налогового контроля весьма сомнительна. Хотя бы потому, что в Законе такие случаи прямо не оговорены. А налогоплательщики, руководствуясь ст. 21 НК РФ, «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков».

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Сообщества › Mercedes G- >› Блог › Срок давности для выявления и взыскания налоговой недоимки

Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговиков об уплате недоимки по налогам за прошлые налоговые периоды, причем в требованиях может идти речь о задолженности пяти или десятилетней давности. Насколько такие требования соответствуют закону? И так ли уж «бессрочна» налоговая недоимка или все же существуют сроки, ограничивающие налоговиков? В данной статье попытаемся найти ответы на эти вопросы, которыми не редко задаются налогоплательщики.

Прежде всего, необходимо различать срок для выявления недоимки по налогам (т.е. период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно принудительное взыскание налога через суд).

С какого момента будут отсчитываться сроки судебного взыскания недоимки, выявленной инспекцией по итогам таких контрольных мероприятий? Прямого ответа на данный вопрос НК РФ в настоящее время не содержит.
Суды по этому вопросу в большинстве случаев ориентируется на позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 3147/11, где указано следующее.
Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки после наступления срока уплаты налога путем сравнения суммы налога, которую налогоплательщик указал в декларации либо начисленную инспекцией самостоятельно (по отдельным налогам) с данными о фактически уплаченных суммах, поступивших из Федерального казначейства.
Как указал ВАС РФ, в данном случае недоимка считается установленной:
1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога, если до истечения этого срока налогоплательщик представил в инспекцию сведения о начисленной сумме налога;
2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации в инспекцию, если налогоплательщик подал отчетность позже установленного срока платежа.
Следовательно, все процессуальные сроки на взыскание недоимки, выявленной в результате иных мероприятий налогового контроля, должны отсчитываться с указанных моментов.

Отвечая на вопрос о «бессрочности» налоговой недоимки, можно сделать следующий вывод. Согласно действующему законодательству обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке.
При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Отметим, что согласно Проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О применении Арбитражными судами РФ части первой налогового кодекса» инициировать судебное разбирательство с требованиями признать суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и внести на этом основании изменения в лицевую карточку налогоплательщика, может не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик.
С уважением, налоговый юрист Елькина Н.В. оригинал: tax-support-spb.ru/iz-pra…a-nalogovoy-nedoimki.html

Продолжаю.
Про момент извещения:
ст.165.1 Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Видео (кликните для воспроизведения).

На основании изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также учитывая, что ответчик неоднократно извещался о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в материалах дела адресам, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, об изменении адреса места жительства суду не сообщил, суд полагает, признать ответчика в силу положений ст.ст. 118, 167 ГПК РФ извещенным о времени и месте судебного заседания, и рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Источники

Недоимки по налоговым проверкам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here