Новое в налоговых проверках

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Новое в налоговых проверках". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Что изменится в налоговых проверках в сентябре?

AndreyPopov / Depositphotos.com

1. Срок камералки декларации по НДС сократится

Камеральные проверки в отношении налоговых деклараций по НДС, представленных с 4 сентября 2018 года, будут проводиться в течение двух месяцев вместо трех (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса). И только в случае, когда до окончания такой проверки налоговым органом будут установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства, руководитель налогового органа или его заместитель могут продлить срок проведения камеральной проверки декларации по НДС на один месяц.

2. Установлен предмет повторной налоговой проверки при представлении уточненной декларации

Если после выездной проверки вы представите уточненную налоговую декларацию, в которой уменьшите ранее заявленную сумму налога, то предметом повторной проверки после 3 сентября 2018 года могут быть только измененные сведения, которые обосновывают уменьшения налога. На сегодняшний день ограничен лишь период, который исследуют при повторной проверке в случае подачи уточненки с уменьшенным налогом (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Действуют ли ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ при проведении налоговых проверок? Узнайте ответ из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

3. Вместо повторно затребованных документов можно подать уведомление

В Кодексе уточнили норму про представление документов в ходе проверок и иных мероприятий налогового контроля (п. 5 ст. 93 НК РФ). Новой редакцией установлен порядок действий, если у вас затребовали документы, которые уже представлялись в налоговые органы. Чтобы повторно не отправлять документы, надо обязательно уведомить налоговый орган в течение 10 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), что истребуемые документы или информация были представлены ранее, и указать реквизиты документа, с которым они были представлены, а также наименования налогового органа, в который были представлены документы или информация. Но документы по-прежнему необходимо будет представить, если они ранее подавались в виде подлинников или были утрачены налоговиками вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Эти поправки действуют с 3 сентября 2018 года.

4. Увеличен срок представления документов по конкретной сделке

Законом предусмотрено, что налоговый орган вправе затребовать информацию или документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Для этого случая с 3 сентября 2018 года срок для предоставления документов, продлевается до 10 дней вместо прежних пяти. Если вы не располагаете документами, представляли их ранее или вам нужен больший срок для их подготовки, то об этом надо уведомить налоговый орган также в течение 10 дней.

5. Уточнена процедура рассмотрения материалов налоговых проверок и установлен порядок оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля

Теперь прямо предусмотрено, что проверяемое лицо, его представитель вправе знакомиться с материалами проверки до их рассмотрения, а ходе рассмотрения материалов проверки для доказательства используются материалы, с которыми у проверяемого лица была возможность ознакомиться.

Результаты, полученные налоговыми органами в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, будут фиксироваться в дополнении к акту налоговой проверки. Проверяемое лицо сможет подать письменные возражения на дополнение к акту в течение 15 дней со дня получения такого дополнения (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ).

Новый порядок применяется с 3 сентября 2018 года.

Новые правила налоговых проверок по ФЗ №302

Изменения частях 1 и 2 НК РФ, вступающие в действие согласно ФЗ №302 от 03-08-18 г., широко обсуждаются налогоплательщиками. Не удивительно: спектр поправок значителен, затронуты интересы различных категорий налоговых агентов.

Налоговые проверки – один из инструментов контроля фискальных органов. Порядок их проведения, согласно документу, меняется кардинально. По мнению законодателя, указанные меры призваны совершенствовать налоговое администрирование, снизить административную нагрузку при проверке. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе

Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.

Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.

  • отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
  • сокращается число контролируемых сделок;
  • ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
  • расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
  • отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.

В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.

Сроки проведения проверки

Федеральным законом № 302-ФЗ от 3 августа 2018 года были внесены изменения, в результате которых срок камеральной проверки декларации по НДС был уменьшен до двух месяцев. Ранее этот срок составлял три месяца. Закон вступил в силу в сентябре 2018 года. Но, имейте в виду, у налоговой инспекции есть право продлить проверку до трех месяцев. Минфин России в письме от 2 октября 2018 года № 03-02-07/1/70615 рассказал по каким причинам могут продлить камеральную налоговой проверку декларации по НДС. При этом инспекторы не обязаны сообщать о продлении срока.

Поэтому, ориентируйтесь на то, что камеральная проверка будет проходить 3 месяца со дня сдачи налоговой декларации. Или в течение 6 месяцев со дня сдачи налоговой декларации иностранной компанией. Кроме проверки НДС во всех остальных случаях камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев.

Читайте так же:  Возврат налога не пришел

Бухгалтер обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, предоставить все документы, которые запрашивает ИФНС для проведения камеральной проверки.

Ответственность за непредставление документов предусмотрена статьей 126 НК РФ. Штраф составит от 200 рублей за каждый не предоставленный документ до 100 000 рублей за отказ или уклонение предоставить документов с заведомо ложными сведениями.

В чем плюсы мониторинга для организации

Во-первых, режим мониторинга дает ИФНС возможность оперативно реагировать на нарушения, которые случаются даже у самых честных налогоплательщиков — по невнимательности или в силу неясности налоговых норм. Таким образом, компания может сразу исправить ошибку и избежать наказания.

Во-вторых, в отношении периода, за который проводится мониторинг, организация по общему правилу избавлена от налоговых проверок. Исключения вы можете видеть в таблиц

Основания для проведения налоговых проверок
камеральной выездной
Представление декларации за период мониторинга позднее 1 июля следующего года Проверка УФНС в порядке контроля за ИФНС, которая мониторит налогоплательщика
Представление декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению Невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа
Представление уточненки с уменьшением налога или с увеличением убытка Представление уточненки за период проведения налогового мониторинга с уменьшением суммы налога
Досрочное прекращение налогового мониторинга

И в-третьих, организация вправе делать запросы по спорным ситуациям и получать мотивированное мнение инспекции в письменном виде в течение месяца со дня запрос Следование такому мнению освободит организацию от штрафа, если впоследствии выяснится, что оно было ошибочны Однако и обычный налогоплательщик вправе делать запросы в ИФНС и получать в ­ный срок ответы, которые также помогут в случае спор Так что существенного преимущества в таких запросах нет.

Камеральная проверка по НДС

«Камералка» по НДС – частое явление для организаций, применяющих ОСНО. Такая процедура проводится в общем случае, если заявлена сумма НДС к возмещению либо у ФНС есть подозрения в том, что налогоплательщик недобросовестно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет. В качестве компенсации за повышение ставки налога законодатель сократил сроки проведения камеральных проверок.

Ранее они проводились в течение трехмесячного срока, теперь же налоговики должны уложиться в два месяца после получения декларации, иных документов о деятельности организации. При этом никакого специального распоряжения руководителя службы не требуется.

Двухмесячный срок применяется только к компаниям среднего или низкого уровня налогового риска (декларация не противоречит данным контрагентов, отсутствуют признаки необоснованной выгоды компании; если сумма предъявляется к возмещению, она сравнивается с общей суммой налогов за 3 года, и т.д.). Имеет место так называемый риск-ориентированный подход.

Если в ходе проверки обнаружены признаки, указывающие на нарушения, ИФНС, руководствуясь решением ее руководителя, вправе продлить «камералку» до трех месяцев с момента получения декларации. «Признаками» формально могут считаться и незначительные расхождения в расчетах НДС, образующиеся за счет арифметических недочетов.

На заметку. В общем случае камеральная проверка может проводиться в течение трех месяцев после получения декларации или расчета (ст. 88 п. 2). Если иностранная компания оказывает услуги по сети интернет, то срок ее проверки по НДС может достигать полугода (ст. 83 НК РФ, п. 4.6).

В чем суть налогового мониторинга

Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля, предполагающая полное доверие между налогоплательщиком и инспекцией. Инспектор, который мониторит организацию, находится на своем рабочем мест однако имеет возможности для постоянного виртуального контроля за документами (информацией) организации, на базе которых она считает налоги.

Детали такого сотрудничества закрепляются в регламенте информационного взаимодействия — специальном документе, форму которого должна утвердить В частности, организация может предоставить инспекторам доступ к своим информационным системам. При необходимости налоговики могут знакомиться и с подлинниками документов.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.

Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».

Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:

  • ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
  • теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.

Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.

Сроки проведения налоговой проверки

Во избежание злоупотреблений со стороны контролеров временные рамки проверок ограничены НК РФ. Общий срок камералки составляет 3 месяца, ВНП — 2 месяца. Причем момент начала течения срока для каждой проверки свой. И момент окончания фиксируется по-разному. Кроме того, в некоторых случаях проверочные сроки могут продляться или прерываться. Как это происходит, стоит знать любому налогоплательщику.

Специально для вас — наши статьи по данным вопросам:

Кто вправе применять мониторинг

Мониторинг не будет обязательным. Организация вправе перейти на него добровольно, подав заявку в инспекцию не позднее 1 июля года, предшествующего году мониторинг если соответствует следующим условия

  • общая сумма НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ, подлежащая уплате за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на мониторинг (далее — предшествующий год), составляет не менее 300 млн руб.;
  • общий объем доходов, полученных по данным бухотчетности за предшествующий год, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • общая стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 3 млрд руб.
Читайте так же:  Налог на имущество организаций водный налог

Руководитель может быть свидетелем

Руководитель компании может быть вызван в налоговую инспекцию как свидетель для дачи показаний в рамках камеральной проверки.

В письме от 9 августа 2019 г № ЕД-4-15/[email protected] ФНС России отмечает, что список лиц, которых нельзя допрашивать налоговикам, установлен п. 2 ст. 90 НК РФ. И руководитель организации-налогоплательщика в нем не упоминается.

Проведение налоговых проверок — это…

При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.

Для первой стороны налоговая проверка — это основной вид деятельности, выполнять которую ей поручило государство, чтобы финансово обеспечить свое существование и функционирование.

Для второй это, как правило, дополнительные трудовые, временные, нервные и в итоге часто финансовые затраты. Минимизировать их вам поможет подборка материалов данной рубрики нашего сайта.

А начать знакомиться с порядком проведения налоговой проверки мы предлагаем со статьи «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Кого ждут проверки в 2020 году

Традиционно камеральные проверки проводятся по всем налоговым декларациям по НДС, в которых заявлены вычеты. Компании, которые работают с НДС, хорошо знают процедуру проверки и требования налоговиков.

Потребуются документы подтверждающие и обосновывающие налоговый вычет: первичка и, возможно, документы по оплате. Тоже самое в отношении налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению. (ст. 88 НК РФ).

Вторая категория подпадающих под камеральные проверки – компании, которые получили налоговые льготы.

Если вы пользуетесь налоговыми льготами, будьте готовы к проверке. Вас попросят предоставить все документы, подтверждающие право на применение вашей компанией льгот.

Если вы пользуетесь налоговыми льготами в качестве участника регионального инвестиционного проекта, налоговики потребуют документы, которые подтверждают, что ваша деятельность соответствует условиям регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК).

Еще одна причина для проверки — представление уточненной налоговой декларации с уменьшением суммы налога к уплате в бюджет либо увеличение суммы полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией.

Что еще изменилось

Дополнительные доказательства налоговых нарушений могут быть получены (ст. 101-6, 93, 93.1 НК РФ) с санкции руководства ФНС путем предъявления требования о предоставлении документов, допроса свидетелей. Теперь в ст. 101 прописано, как оформляются результаты этих мероприятий – Дополнением к акту налоговой проверки. В нем указывается:

  • дата начала и дата окончания контрольной процедуры;
  • какие именно действия производились со стороны проверяющих лиц;
  • факты нарушений или их отсутствие;
  • рекомендации по устранению нарушений, если таковые были выявлены;
  • ссылки на нормативные документы, регламентирующие дополнительные контрольные процедуры.

Дополнение и подтверждающие его содержание документы вручаются представителю организации контролирующими лицами любым способом, подтверждающим его получение, не позднее 5-ти дней от даты документа. Подписать же документы они обязаны в течение 15 дней после окончания контрольных действий.

Участнику КГН такой документ вручается в десятидневный срок, а юридическому лицу – иностранцу направляется почтой, и на 20-й день после отправки документ считается полученным.

Возражения на факты, изложенные в документе, теперь можно отсылать не в десятидневный срок, а в течение 15-дневного срока, считая по рабочим дням.

На заметку. Согласно ст. 101, п. 2,4 налогоплательщик должен быть до начала проверки ознакомлен с доказательствами своих налоговых нарушений. Если представители ИФНС не сочли нужным провести процедуру ознакомления, то формально можно говорить о ничтожности доказательств.

Новое в налоговых проверках

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Комментарий

Комментируемым законом внесены значительные изменения в правила проведения налоговых проверок. Обновленные правила начнут применяться с 3 сентября 2018 года. Рассмотрим их подробнее.

Уточнены правила проведения повторной выездной проверки

Напомним, что повторная выездная проверка проводится налоговым органом, если плательщик представил уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога. Эти правила закреплены в п. 10 ст. 89 НК РФ. Если раньше в этой статье говорилось, что проверяется период, за который представлена уточненная декларация, то сейчас это положение убрали и оставили указание на то, что предметом проверки является только правильность уменьшения налога (увеличение убытка) с учетом изменений (п. 5 ст. 1 Закона № 302-ФЗ). Полагаем, что теперь будут проверять только те измененные показатели, которые привели к уменьшению налога или увеличению убытка. При этом сведения, которые не изменялись, налоговый орган проверять не вправе. Такой подход транслировала судебная практика и ранее (см. постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09).

Свидетелям будут вручать протоколы их допроса

Допрос свидетеля оформляется протоколом (ст. 90 НК РФ). Его форма утверждена в приложении 11 приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Действующие положения НК РФ не обязывают предоставлять копию протокола допроса самому свидетелю.

Новый п. 6 ст. 90 НК РФ обязывает налоговые органы вручать копии протокола под расписку свидетелю. Если он отказывается от его получения, этот факт отражается в протоколе (п. 6 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Уточнили, как избежать повторного представления документов налоговому органу

Согласно положениям ст. 93 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять документы (информацию), которые уже были поданы в налоговые органы. Теперь законодатель уточнил, что в таком случае необходимо уведомить налоговые органы, что истребуемые документы были представлены ранее. В уведомлении следует указать реквизиты документов, которым (приложением к которому) они были представлены, а также наименование налогового органа, куда они были поданы.

На направление такого уведомления отводится 10 рабочих дней со дня получения требования (20 рабочих дней – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 рабочих дней – при проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет по п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Такие правила вводятся п. 7 ст. 1 Закона № 302-ФЗ.

Читайте так же:  Льготы по налогу на землю физических лиц

Увеличен срок представления документов по конкретной сделке

Вне рамок налоговой проверки налоговый орган может истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих нужной информацией. Срок представления таких документов увеличен с 5 пяти до 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться актом

В указанном акте будут зафиксированы следующие факты: начало и окончание допмероприятий, сведения об их проведении, полученные доказательства, выводы о нарушениях со ссылками на нормы НК РФ и предложения проверяющих по их устранению. В настоящее время такой документ не предусмотрен НК РФ, на это указали и суды (см. определение ВС РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041, постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 № 7564/12).

Дополнение к акту проверки будет составляться в течение 15 рабочих дней со дня окончания допмероприятий. В течение 5 рабочих дней после этого дополнение к акту с приложением полученных материалов вручается проверяемому. Если проверяемый уклоняется от получения дополнения к акту проверки, этот факт отражается в нем. В этом случае дополнение к акту направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства гражданина и считается полученным на шестой день после отправки письма (п. 9 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверяемый может в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить письменные возражения.

Новые правила будут применяться при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года.

Теперь ознакомиться с материалами налоговой проверки можно до их рассмотрения налоговым органом

Такое положение закреплено в ст. 101 НК РФ. На ознакомление с материалами проверки дается тот же срок, что и для представления письменных возражений – месяц со дня получения акта или 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки.

В ходе рассмотрения материалов проверки будут исследоваться представленные до этого доказательства, с которыми проверяемому предложили ознакомиться (п. 9 ст 1 Закона № 302-ФЗ). Эта норма исключает возможность ознакомления с материалами налоговой проверки в ходе их рассмотрения налоговым органом. Ранее налоговые органы нередко предлагали проверяемым ознакомиться с материалами проверки именно в ходе их рассмотрения, что приводило к судебным спорам (см. определения ВС РФ от 09.03.2016 № 308-КГ16-735, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 № А19-12548/2011, ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/9677-10 и др.).

Новые правила будут применяться при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года.

При налоговых проверках нельзя проверять цену в контролируемой сделке

В ходе проведения выездной налоговой проверки предпринимателя инспекция выявила факт взаимозависимости между ИП и его контрагентом – организацией, в которой предприниматель был руководителем. ИФНС установила, что предприниматель реализовывал товар этому контрагенту по ценам от 11 до 52% ниже, чем другим своим контрагентам. Расценив это как действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды, инспекция доначислила предпринимателю НДФЛ, НДС, пени и штраф, определив полученный им по этим сделкам доход расчетным путем. Предприниматель с решением ИФНС не согласился и обратился в суд.

Суды трех инстанций пришли к выводу о получении предпринимателем необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения налоговой базы по НДФЛ и НДС и отказали заявителю в удовлетворении требований.

Однако Верховный суд (определение № 303-КГ17-19327 от 29.03.2018 по делу № А04-9989/2016 г.) с выводами нижестоящих судов не согласился. ВС указал, что в силу прямого запрета, установленного в абзаце 3 пункта 1 статьи 105.17 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок. На основании пункта 2 статьи 105.3 НК РФ он может осуществляться ФНС посредством проведения мероприятий налогового контроля в порядке, установленном главой 14.5 НК РФ.

Кроме того, Верховный суд указал, что отличие примененной налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным товарам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Осмотр налоговая будет проводить не только при проверках

С 01.04.2020 налоговики смогут с согласия организации производить осмотр ее территорий и помещений не только в ходе налоговых проверок, но и в рамках процедуры взыскания.

Приходить с осмотром (не более одного раза по одному решению) контролеры смогут, если сумма недоимки превышает 1 млн руб. и банк не списал эти деньги со счета компании в течение 10 дней.

А еще при наличии такой крупной и невзысканной в 10-дневный срок недоимки налоговики получат право вне рамок проверки истребовать документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах у должника — организации или ИП, а также у третьих лиц, если от самого налогоплательщика ответ не получит.

Соответствующие дополнения в ст. 92 и 93.1 НК РФ вносит закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Подробнее о проведении налоговыми органами осмотра читайте в этой статье.

Когда требования инспекции могут быть незаконными, узнайте здесь.

ФНС России разъяснила, в каких случаях счета физлиц подлежат налоговым проверкам

dedivan1923 / Depositphotos.com

На официальном сайте ФНС России опубликованы разъяснения о том, какая именно информация сможет послужить основанием для проведения налоговыми органами проверки счетов физического лица.

В частности, ФНС России напоминает 1 , что банки обязаны информировать налоговые органы по мотивированному запросу:

  • с 1 июля 2014 года – об открытии или закрытии счетов, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физлиц согласно п. 1 и п. 2 ст. 86 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ);
  • с 1 сентября 2016 года – в соответствии с п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 241-ФЗ;
  • с 1 июня 2018 г. – о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках и движении средств по счетам, открытым в драгоценных металлах (п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 343-ФЗ);
  • с 1 апреля текущего года в налоговую службу банки обязаны будут предоставлять сведения по счетам электронных кошельков (п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ).
Читайте так же:  Проверки налоговой снт

Как отмечается, запросить указанную информацию об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты (с 1 апреля также по электронным кошелькам физлица), налоговые органы могут только в рамках проведения налоговых проверок, согласованных с руководителем регионального Управления ФНС или руководителем ФНС России (его заместителем). Без проведения указанных проверок налоговые органы не имеют прямого доступа к счетам физлиц и не смогут контролировать движение средств по ним.

В качестве примера основания для проведения проверки указана любая информация о том, что физлицо нелегально осуществляет предпринимательскую деятельность. В этом случае такого «предпринимателя» могут пригласить в налоговую инспекцию для дачи пояснений на предмет наличия незадекларированного дохода. При этом ФНС России опровергает информацию, появившуюся в СМИ, о повсеместном вызове владельцев карт, применении санкций за все невыясненные поступления на карты граждан, связанных с поправками в законодательство, вступающими в силу с 1 июля 2020 года. Ведомство подчеркивает, что такие сведения не соответствуют действительности.

Что изменилось в проведении налоговых проверок

С 3 сентября 2018 года вступили в силу важные поправки в порядок проведения проверок налогоплательщиков — к примеру, увеличилось время подготовки документов по сделкам, а также изменились требования к налоговой инспекции. Чего еще коснулись нововведения, разбираемся вместе.

Увеличился срок подготовки документов

Предоставить ответ проверяющим по конкретной сделке необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Ранее на это отводилось только пять дней. Несмотря на увеличение срока, за налогоплательщиком сохранилось право просить об отсрочке в том случае, если он не успевает собрать документы к установленной дате.

Не нужно подавать документы повторно

Компании получили право не представлять проверяющим те документы, которые ранее уже подавались, независимо от основания и инспекции, в которую они подавались (п. 5 ст. 93 НК РФ). Во избежание штрафа налогоплательщику необходимо уведомить ИФНС о своем решении, а также указать реквизиты требования и налоговую инспекцию, куда документы направлялись ранее. В противном случае штраф составит 200 ₽ за каждый документ, который налоговая инспекция требовала, но не получила (ст. 126 НК РФ). Повторно документы отправляются в ИФНС только в двух случаях:

  • сотрудники инспекции утратили документы по причине обстоятельств непреодолимой силы;
  • ранее налогоплательщик отправлял подлинники, и проверяющие их вернули.

Копия протокола допроса свидетеля — без запроса

Свидетельские показания — весомый аргумент для признания сделки фиктивной, поэтому ИФНС вправе допрашивать свидетелей в рамках выездной или камеральной проверки (письмо Минфина России от 19.06.2015 № 03-02-07/1/35776).

Теперь ИФНС обязана выдать свидетелю копию протокола допроса без его официального запроса, а если свидетель откажется брать документ, то в протоколе будет сделана соответствующая отметка (п. 6 ст. 90 НК РФ). Раньше у ИФНС не было такой обязанности.

Новые преимущества налогоплательщиков

Теперь вместе с актом будет выдаваться еще один документ, содержащий выводы проверяющих после дополнительных контрольных мер, которые были проведены ИФНС в рамках проверки (п. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).

Кроме того, у налогоплательщика появится больше возможностей отстоять свою позицию. При вынесении решения по результатам проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, ИФНС не может учитывать те доказательства, с которыми налогоплательщик не смог ознакомиться до начала заседания (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Напомним, что до внесения изменений проверяющие могли ознакомить налогоплательщика с доказательствами не в его пользу прямо в день заседания, поэтому у налогоплательщика не было времени подготовить аргументы в свою защиту.

Ограничение полномочий ИФНС

С 3 сентября 2018 года полномочия инспекторов сократили. Если компания подала уточненную налоговую декларацию, где уменьшила сумму налога или увеличила убыток, ИФНС вправе повторно ее проверить в рамках выездной проверки (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Однако контролю отныне подлежат лишь те показатели, которые были скорректированы. Ранее ИФНС могла проверить весь период, за который была сдана уточненная декларация.

Сокращен срок камеральной проверки

После вступления в силу изменений у инспекторов есть только два месяца для проведения камеральной проверки декларации по НДС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Этот срок может быть увеличен до трех месяцев, если будут выявлены признаки нарушений, так как потребуется время для запроса документов у контрагентов налогоплательщика и др.

Оцените новые возможности Контур.Экстерна по работе с требованиями в рамках акции «Тест-драйв»

Будут запрашивать данные у аудиторов

Если в ходе выездной проверки налогоплательщик по каким-либо причинам не предоставит сотрудникам ИФНС информацию и документы, которые требуются для контроля правильности исчисления налогов, с 1 января 2019 года ИФНС сможет запросить необходимые сведения у аудиторов. Поправки в п. 4 ст. 82 НК РФ вносит Федеральный закон от 29.07.18 № 231-ФЗ.

В настоящее время п. 4 ст. 82 НК РФ запрещает налоговикам собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике, составляющую аудиторскую тайну.

Марина Соколова,
эксперт по бухучету и налогообложению

Порядок проведения налоговой проверки в 2019-2020 годах

Порядок проведения налоговой проверки 2019–2020 годов — в чем его особенности и какие возможны нюансы? Изучив материалы рубрики «Проведение налоговых проверок», вы узнаете об этом все. А значит, подготовитесь к любым, даже самым неожиданным поворотам в общении с проверяющими.

Как будут разрешаться споры

Предположим, у организации возникли разногласия с инспекцией по какому-либо вопросу. Порядок их разрешения будет тако

Вызов на рассмотрение материалов проверки

Директор компании, которую проверяли налоговики, вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки лично. ИФНС обязана предоставить материалы налоговой проверки не позднее двух дней со дня подачи директором проверяемой компании заявления.

При обнаружении неуплаты налогов ИФНС вызывает руководителя компании на рассмотрение материалов проверки.

Читайте так же:  График выплаты дивидендов macy

Неявка директора или представителя фирмы на рассмотрение материалов налоговой проверки, не будет препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Кроме случаев, когда участие представителя компании является обязательным для рассмотрения материалов.

Если директор проверяемой фирмы не согласен с актом налоговой проверки, он вправе представить в налоговую письменные возражения. Срок подачи письменных возражений на акт налоговой проверки составляет 1 месяц со дня получения акта.

Если директор согласен с актом проверки и теми фактами, которые в нем изложены, он может отказаться от визита в налоговую и участия в рассмотрении материалов проверки. И дальше, просто платить доначисленные налоги. За неявку на допрос предусмотрен штраф в размере 1 000 рублей. Но выписывают его редко.

Если акт составлен с нарушениями и изложенные в нем факты не подтверждены никакими документами, содержат только умозаключения налоговиков, игнорировать рассмотрение материалов проверки нельзя. Нужно писать письменные возражения и затем, после получения окончательного акта, писать жалобу в вышестоящий орган – УФНС. По процедуре досудебного урегулирования многим удается изменить либо совсем отменить ранее выписанный акт налоговой проверки. Причем в большинстве случаев, подготовить письменные возражения можно без привлечения юриста, с этим справится профессиональный бухгалтер и сам директор.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налоговый мониторинг вместо проверок

Изучаем поправки в часть первую Налогового кодекса РФ

С 2015 г. в НК введено новое понятие — налоговый мониторинг. В качестве пилотного проекта он уже практиковался с декабря 2012 г. в отношении крупнейших налогоплательщиков. И, как утверждают авторы поправок, имел положительный эффект.

Мониторинг и сейчас будет применяться только в отношении очень крупных компаний, малого и среднего бизнеса он пока не коснется. Но не исключено, что круг участников в будущем расширится, поэтому лучше уже сейчас разобраться в сути нововведения. Итак, рассмотрим основные моменты.

Встречная проверка

При проведении проверок контрагентов организации в рамках встречной проверки ФНС может требовать предоставления документов, касающихся определенной сделки (а не деятельности самой организации!).

Срок предоставления документов в рамках встречной проверки увеличен до 10 рабочих дней, вместо 5-дневного срока, по старому порядку. При этом в требовании должна фигурировать именно ст. 93.1 п. 2 НК, а не другие статьи или пункты. Срок отправки документов в налоговую при обычной проверке остался прежним – 5 дней. Нарушение его грозит организации штрафами.

Виды, методы и основания проведения налоговых проверок

Закон прямо предусматривает всего 2 вида налоговых проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ). Но есть еще 3-е контрольное мероприятие, которое непосредственно проверкой не названо, но фактически является ею.

О том, что это за проверка, а также о КНП и ВНП рассказывает данная статья.

Методы проведения проверок различны, а их набор напрямую зависит от вида проверки, ее субъекта, типа проверяемого налога и других обстоятельств.

Например, об особенностях проверки ИП читайте эту публикацию.

Основной метод, конечно, исследование документов, на основании которых вы исчисляли и платили налоги. Но налоговикам дозволяется также:

О нем читайте здесь.

О ваших правах при осмотре и допросе свидетелей узнайте из статьи «У вас осмотр? Можете поприсутствовать. А вот свидетелей допросят без вас».

  • инвентаризировать ваше имущество, причем вы обязаны содействовать контролерам в этом;
  • использовать иные формы контроля, указанные в гл. 14 НК РФ, разъяснения по которым тоже есть или вскоре появятся в данной рубрике сайта.

Что касается оснований для проверки, они также зависят от ситуации. Например, для КНП основанием является сам факт подачи декларации в ИФНС.

Подробнее о камералке читайте в статье, посвященной ст. 88 НК РФ, текст которой вы найдете там же.

Поводы и основания для выездной проверки — в полном ведении налоговиков.

Избежать проверки или заранее узнать о ней — возможно ли это?

Налогоплательщики бывают крупными и не очень. В отношении последних государство старается предусмотреть различные послабления, в том числе в части контроля со своей стороны. Так, в последнее время ведется много разговоров о необходимости сокращения проверочных мероприятий для субъектов малого бизнеса. А недавно активно обсуждался 3-летний мораторий на плановые проверки, введенный в отношении «малышей». Действует ли он при налоговом контроле, вы узнаете из этой статьи.

Предупрежден — значит вооружен. Это справедливо и в ситуации с проверкой ИФНС. Если знать о проверке заранее, можно лучше к ней подготовиться. Любой налогоплательщик многое отдал бы, чтобы узнать, есть ли он в проверочном списке. Возможно ли это в принципе? Ответ ищите в данной публикации.

Налоговые проверки 2020 от ФНС

Налоговая служба на своем сайте разъяснила, как будут проходить проверки. В общем-то ничего нового. Но есть моменты, на которые нужно обратить внимание.

Какой период мониторят

Как следует из текста поправок, периодом контроля является 1 календарный год. Но мониторинг этого периода 31 декабря не заканчивается, а длится еще 9 месяцев — до 1 октября следующего Это вполне понятно, учитывая, что расчеты и декларации за отчетный год представляются в ИФНС уже в следующем году.

При этом любые декларации (расчеты) за контролируемый период, поданные в инспекцию после 1 июля следующего года, уже подпадают под обычный режим камеральных проверо

Что касается порядка продления режима мониторинга, то он пока совсем не урегулирован.

Видео (кликните для воспроизведения).

Досрочно организация отказаться от мониторинга не может, а вот у налоговиков широкие полномочия. Неисполнение регламента, представление недостоверной информации либо систематическое непредставление информаци — все это основания для того, чтобы перевести организацию на обычный режим проверок.

Источники

Новое в налоговых проверках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here