Общие правила проведения налоговых проверок

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Общие правила проведения налоговых проверок". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Порядок проведения налоговой проверки

Процесс проведения налоговых проверок – это регламентированная нормативными правовыми актами о налогах и сборах совокупность всех действий налоговых органов, имеющих целью проверку соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, а также возникающие в связи с этой деятельностью правоотношения между налоговыми органами и лицами, участвующими в проверке.[25]

Отметим, что обжалование результатов налоговой проверки в судебном порядке не является стадией собственно процесса налоговой проверки. Следует отметить положительный зарубежный опыт судебного рассмотрения налоговых споров, а также опыт создания специальных судебных инстанций по рассмотрению налоговых споров. Например, в составе Управления федеральной налоговой службы США есть специальное Бюро по рассмотрению жалоб (апелляций) налогоплательщиков на неправильное исчисление налогов и определение налогооблагаемой базы. Данное бюро имеет подразделения на местах и призвано урегулировать споры без судебной процедуры. Такая система позволяет решать вопросы непосредственно на местах, без обращения в вышестоящие инстанции. Кроме того, в США создан Налоговый суд.[26]

НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

— встречные. Имеют место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами. В этом случае налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ).

Место проведения: место нахождения налогового органа.

Проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Сроки проведения: в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

— в случае выявления: а) ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, б) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, — об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

— налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ. Так, например, п. 6 ст. 88 НК РФ предоставляет налоговым органам право истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;

— в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после ее окончания.

Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по результатам проводятся в соответствии со ст. 101 НК РФ. Подобные выводы отражены в практике ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5[27], Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71[28]), а также Конституционного Суда РФ (Определение от 18.01.2005 № 9-О[29]).

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Место проведения: территория (помещение) налогоплательщика; в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки — место нахождения налогового органа.

Основания проведения: решение руководителя (его заместителя) налогового органа, форма которого разработана и утверждена ФНС РФ.[30]

Кем проводится: уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

— по общему правилу не более двух месяцев;

— продлевается до четырех месяцев; в исключительных случаях – до шести месяцев руководителем (его заместителем) ФНС России[31];

— налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

— проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

— проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам;

— проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

— при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения в установленном порядке;

— при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в установленном порядке по акту, составленному этими должностными лицами.

Оформление результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ):

— по окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения;

Читайте так же:  Какая ответственность за неуплату налогов физическим лицом

— не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки[33], подписываемый этими лицами и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем). Об отказе подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае уклонения указанных лиц от получения акта налоговой проверки это отражают в акте и направляют его по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Действия налогового органа по результатам проверки:

— вынесение решения руководителем (его заместителем) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (например, истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы);

— предложение налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции;

— обращение в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции в случаях: а) отказа от добровольной уплаты суммы налоговой санкции; б) пропуска срока уплаты, указанного в требовании.

Исковое заявление о взыскании соответствующей санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Отметим, что налоговая проверка представляет собой наиболее конфликтную форму налогового контроля, зачастую сопровождаемую злоупотреблениями со стороны проверяющих. В связи с этим каждое процессуальное действие налоговых органов при проведении проверки должно быть четко, без двусмысленностей, урегулировано на законодательном уровне, что будет способствовать правовой защите налогоплательщиков.[34]

Несовершенство налогового законодательства, его абстрактность, противоречия положений ряда статей и повторы в части проведения налогового контроля оставляет широкие возможности для усмотрения налоговых органов. Ограничению усмотрения налоговых органов при осуществлении налогового контроля будет способствовать судебный контроль; материальная ответственность за ущерб, причиненный неправомерными действиями; совершенствование норм, регулирующих процедуры налогового контроля.[35]

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 3088 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_167994_poryadok-provedeniya-nalogovoy-proverki.html

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).
Читайте так же:  Как перейти на упрощенную систему налогообложения

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

http://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/726490/

Общие правила проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми органами на основе изучения и оценки первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета, а также иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, по месту нахождения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Помимо места проведения выездная проверка отличается сущностью вопросов проверки, объемом проверяемых документов, проверяемым периодом времени деятельности плательщика, порядком назначения выездной налоговой проверки, кругом участников данной проверки, порядком проведения отдельных мероприятий налогового контроля, документальным оформлением результатов выездной проверки.

Общие правила проведения выездной налоговой проверки состоят в следующем.

Читайте так же:  Закрытие ип отчетность пфр

quest7Во-первых, выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, физических лиц)

В соответствии со ст.87 НК РФ целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка должна проводиться в отношении организаций (их филиалов или представительств) или индивидуальных предпринимателей, включая лиц, имеющих лицензии на занятие частной практикой (нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет). В отношении физических лиц, которые уплачивают налоги, в основном на основании налоговых уведомлений, выездная налоговая проверка не может проводиться в связи с отсутствием обязанности ведения учета у таких физических лиц и исчислением суммы налогов непосредственно налоговыми органами, тем более что доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц не допускается (ст. 91 НК РФ).

Однако в практике деятельности налоговых органов могут возникать ситуации, связанные с необходимостью проведения выездных проверок в отношении тех физических лиц, которые в нарушение норм законодательства осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что выездная налоговая проверка проводится только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Тем не менее, в связи с необходимостью осуществления налогового контроля за исполнением обязанностей иными лицами (например, банками) налоговые органы осуществляют проверки этих лиц (например, ст. 333.42 НК РФ предусматривает проверки организаций, взимающих государственную пошлину), которые также должны признаваться налоговыми проверками, исходя из их задач, вопросов и предмета. Очевидно, что в этой части необходимо дополнительное урегулирование данного вопроса и более четкое установление круга проверяемых в ходе выездной налоговой проверки субъектов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выездные проверки могут проводиться в отношении филиалов и представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимоот проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Данное положение по сути означает проверку организации в части деятельности ее филиала или представительства. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Во-вторых, выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа

(Форма решения о назначении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected]). quest8Решение о проведении выездной налоговой проверки вправе принимать налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на учете по следующим основаниям:

1. по месту нахождения организации;

2. по месту жительства физического лица;

3. по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;

4. по месту нахождения филиала или представительства.

Налоговые органы, в которых налогоплательщики стоят на учете по иным основаниям не вправе принимать решения о назначении выездных налоговых проверок.

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать определение предмета проверки, то есть указание на налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки и др.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1138 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/17_89944_obshchie-pravila-provedeniya-viezdnoy-nalogovoy-proverki.html

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка — это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).

Цель ее — определить, соблюдение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который налогоплательщиком представлена отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ, Письма Минфина России от 25.03.2009 N 03-07-11/81, от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141). То есть налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика.

Вместе с тем это не означает, что они не могут обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

Общие правила проведения камеральных налоговых проверок состоят в следующем:

  1. проверки проводятся по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ);
  2. проверяются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог).

Далее идет сверка контрольных соотношений. В частности, сверяют данные представленной отчетности с показателями отчетности за предыдущий период, а также с данными отчетности за этот же период, но по другим налогам.

На этой стадии налоговики в обязательном порядке анализируют следующие моменты:

  • представили ли вы декларации в установленные сроки (пп. 4, 5 п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  • насколько показатели представленной вами отчетности и иных документов и сведений, которые есть у налоговой инспекции, соответствуют друг другу, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, налоговики смотрят, нет ли каких-либо еще оснований для углубленной камеральной проверки.

Дальнейшие действия налоговиков зависят от того, обнаружат они такие основания или нет.

  • при проведении проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков документы (с определенными ограничениями):
  1. если налогоплательщик использует налоговые льготы, то могут быть истребованы документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
  2. если налогоплательщик подал налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, то могут быть истребованы документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  3. если налогоплательщик уплачивает налоги, связанные с использованием природных ресурсов, то могут быть истребованы любые документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Читайте так же:  Декларация по налогу упрощенной системы налогообложения

На основании п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

  • в п. 2 ст. 88 НК РФ для налоговых органов установлено общее ограничение при проведении камеральной налоговой проверки: она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Она может идти как один день, так и все три месяца (Постановление ФАС Поволжского округа от 08.04.2010 N А55-14120/2009). Главное правило: налоговики должны завершить все процедуры по проверке в этот срок.

http://legalquest.ru/nalogovoe-pravo/kameralnaya-nalogovaya-proverka.html

Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

Поведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в хозяйственную деятельность проверяемых организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя государства, которым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, — с одной стороны, и должностных лиц организции-налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя) — с другой стороны. Поэтому для установления сбалансированности интересов обеих сторон в налоговом контрольном правоотношении необходимо было определить правовой статус сторон при проведении налоговых проверок, а также последовательность их действий, что и было установлено в Налоговом кодексе РФ. С правовой точки зрения установление в кодифицированном акте последовательности действий сторон с одновременным определением правового статуса участников этих действий может рассматриваться как придание процессуальной формы действиям сторон соответствующих контрольных правоотношений.

Качество и эффективность проводимых налоговых проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация контрольной деятельности и использование тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и программ поведения мероприятий налогового контроля. Планирование является одним из основных базовых принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, текущие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также исполнители.

После определения указанных выше вопросов необходимо правильно организовать проведение самой налоговой проверки. В организацию налоговой проверки входят, прежде всего, тщательная подготовка к ней, определение целей, составление программы, осуществление в установленном порядке мероприятий налогового контроля, оформление материалов налоговой проверки и принятие мер по выявлению и предупреждению нарушений порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

Результаты проведения налоговых проверок оформляются в виде итогового документа — акта налоговой проверки, за достоверность которого соответствующие должностные лица несут персональную ответственность. Органы налогового контроля систематически анализируют итоги проводимых контрольных мероприятий и обобщают практику своей работы. Кроме того, нижестоящие налоговые органы представляют соответствующим вышестоящим налоговым органам отчеты о проведении мероприятий налогового контроля, результатах проведенных проверок и т.п. Отчет сопровождается выводами, рекомендациями и предложениями.

В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок.

1. В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

2. В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты только прямых или только косвенных налогов, федеральных или региональных и т.д. Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов. Кроме того, могут осуществляться сквозные налоговые поверки, которые охватывают все филиалы, представительства, отделения и головную организацию, в состав которой они входят.

Читайте так же:  Сайт налоговой заполнение платежного поручения

3. По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

4. В зависимости от места проведения проверки и глубины налоговой проверки выделяют камеральные и выездные налоговые проверки. камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком документов, а выездные налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у указанных лиц.

5. В зависимости от включения в план проведения проверок бывают плановые и внеплановые налоговые проверки (проверки, которые проводятся при ликвидации или реорганизации организаций-налогоплательщиков; повторные налоговые проверки, проводимые вышестоящими налоговыми органами).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/14_133603_nalogovie-proverki-ponyatie-vidi-i-obshchie-pravila-provedeniya-nalogovih-proverok.html

Понятие и виды налоговых проверок

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.

В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.

Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93′ НК РФ).

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).

Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.

Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.

Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

По объему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:

1) сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;

2) выборочные, когда проверяется только часть документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).

Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8628 — | 8187 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/14_123117_ponyatie-i-vidi-nalogovih-proverok.html

Общие правила проведения налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here