Общие принципы финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Общие принципы финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Финансовый контроль

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой полити­ки на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

К задачам финансового контроля относятся:

— обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

— обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

— создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового финансового права;

— контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

— повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

— оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2) негосударственный финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов государственной власти, организаций и домашних хозяйств. Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, специализированные контролирующие органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях.

В ос­нове международных правил финансового контроля ле­жит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом:

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля вы­ражена в его праве самостоятельно определять: а) пред­мет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

Принцип гласности. Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступ­ность обеспечивается обычно двумя способами: 1) представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы; 2) публикацией резуль­татов ревизий и проверок в открытой печати.

Принцип законности. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать за­конам и иным нормативно-правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении кон­тролируемых субъектов.

Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред­взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обосно­ваны и подтверждены соответствующими данными, мате­риалами, содержащими качественную информацию.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как мини­мум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответ­ственность контролируемых и ответственность третьих лиц. Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансо­вого контроля, его работник) за ненадлежащее выполне­ние возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, адми­нистративную и дисциплинарную). Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных оши­бок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени вли­яния допущенных ими незаконных иди неадекватных дей­ствий на государственные финансы. Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт­роля, которые, в свою очередь, должны нести ответствен­ность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя пред­писывать контрольные функции, не обеспеченные сред­ствами для их выполнения. Иными словами, при определе­нии обязанностей субъекта контроля должен, быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансо­вого контроля. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, об­разуемых по линии ветвей власти.

Принципы финансового контроля

Финансовому контролю свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятельности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля .

Принципами финансового контроля являются:

1) принцип независимости.

Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера самостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен в законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов контроля;

2) принцип объективности.

Он подразумевает исключение предвзятости и предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов (политических, личных и др.) в ходе осуществления контрольной деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятий и их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по проверкам должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими объективную и качественную информацию. Существенной гарантией объективности финансового контроля является неукоснительное соблюдение контрольными органами действующего законодательства;

Читайте так же:  Налоговые проверки усн доходы

Этот принцип представляет собой наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов. Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность, безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться в сложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

4) принцип системности.

Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этом система как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;

5) принцип гласности.

Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Представление отчетов о работе контрольных органов в вышестоящие органы и публикация результатов проверок в открытой печати позволяют информировать общество о реальном положении дел в государстве. В то же время не все результаты финансовых проверок могут быть немедленно опубликованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление причин нарушений и наказание виновных.

В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8629 — | 8187 — или читать все.

Принципы финансового контроля

Финансовый контроль – это форма контроля за эффективностью и целесообразностью действий в сфере управления финансами предприятия.

Субъекты и объекты финансового контроля на предприятии

Субъектами финансового контроля в коммерческом предприятии являются:

  • Отдельные сотрудники;
  • Внутрикорпоративные структуры, которые были сформированы нанятыми сотрудниками;
  • Внутрикорпоративные структуры, сформированные владельцами бизнеса.

Главным объектом финансового контроля является система принятия решений в области управления корпоративным капиталом. Данная система включает:

  • Нормативную базу, закрепляющую алгоритмы соответствующей системы;
  • Технологическую инфраструктуру, позволяющую реализовать данные алгоритмы;
  • Концепцию принятия решений, согласно которой осуществляют свою деятельность сотрудники фирмы.

Также объектами корпоративного финансового контроля могут быть натуральные и стоимостные показатели производства, статистические данные, отражающие текущее положение дел, характеристики основных клиентов, поставщиков, партнеров, социального окружения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Корпоративный финансовый контроль проводится с целью:

  • Оценки качества ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета на предприятии;
  • Выявления недоработок в выполнении персоналом своих трудовых обязанностей;
  • Выявлении недостатков в инфраструктуре управления капиталом;
  • Оптимизации концептуальных подходов к управлению финансами предприятия;
  • Выявлении факторов, оказывающих воздействие на эффективность управления капиталом.

Основные принципы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется по тем же принципам, что и финансовая деятельность, т.к. является ее составляющей. Между тем, финансовый контроль обладает и специфическими принципами, которые изложены в Декларации Международной организации контрольных органов. Это обусловлено тем, что в современном мире формируется единая система стандартизации финансового контроля, цель которой состоит в разработке общих принципов деятельности контролирующих органов.

Перечислим основные принципы финансового контроля:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Наряду с вышеперечисленными принципами существуют и другие, например, сбалансированность, оптимизация, экономическая эффективность. При этом все принципы преследуют одну цель – обеспечение законности финансово-хозяйственной деятельности.

Проблемы финансового контроля

Появление острой необходимости в создании эффективной системы финансового контроля со стороны государства обусловлено развитием рыночных отношений. Однако, выделяются следующие основные проблемы проведения финансового контроля:

  • Отсутствие полного представления о понятии «финансовый контроль», поскольку в настоящее время отдельно существует контроль корректности ведения финансовой отчетности и контроль соблюдения законодательства при проведении финансовых операций;
  • Отсутствие классификации финансового контроля, утвержденной законодательно;
  • Отсутствие единой концепции государственного финансового контроля в России;
  • Несоразмерность установленных мер юридической ответственности нарушениям бюджетного законодательства;
  • Сложная структура государственных органов финансового контроля и т.п.

Можно выделить такие возможные способы решения вышеперечисленных проблем:

  1. Создание грамотной методологической основы проведения финансового контроля. При правильно разработанной методологии становится возможным получение четких ориентиров, определение конкретных целей и задач;
  2. Разработка концепции финансового контроля на государственном уровне, создание единой правовой базы, которая регламентировала бы взаимодействие всех контрольных органов;
  3. Повышение уровня ответственности должностных лиц за нарушение законодательства, неисполнение предписаний и т.п.;
  4. Совершенствование внутреннего финансового контроля.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Принципы финансового контроля

Понятие финансового контроля

Контроль — непременная составляющая управленческого процесса. Он обеспечивает обратную связь в этом процессе, дает информацию о его состоянии, позволяет устранять и предупреждать нарушения. Фи­нансовый контроль — это проверка специально уполномоченными ор­ганами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, ус­тановленных государством и собственниками.

Финансовый контроль возникает потому, что движение финансо­вых потоков имеет определенные общественные последствия и, таким образом, предполагает ответственность собственников доходов — го­сударства, корпораций, частных граждан — перед обществом и друг перед другом. Он помогает формировать полную и объективную кар­тину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельнос­ти экономических субъектов.

Порядок осуществления финансового контроля, его правовые ос­новы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномо­чия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их полно­мочиями, формы и методы контроля, взятые вместе, принято рас­сматривать как систему финансового контроля.

В системе финансового контроля на практике и в теории различа­ют внешний и внутренний контроль.

Внешним называют контроль, который осуществляют специаль­ные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или неза­висимые от него органы финансового контроля. Под внутренним кон­тролем понимают контроль в пределах одной организации или отрас­ли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.

Оба вида финансового контроля важны и необходимы. Но глав­ным средством обеспечения финансового порядка в стране следует считать внешний государственный финансовый контроль, независи-

Читайте так же:  Заплатить подоходный налог

мый от экономических субъектов и органов власти, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем обществом.

При формировании и в деятельности системы финансового кон­троля соблюдаются некоторые общие принципы, без следования ко­торым результативность финансового контроля невозможна. Эти принципы выработаны многолетней мировой практикой.

Эффективные системы финансового, в том числе государственно­го финансового, контроля существуют сейчас практически во всех экономически развитых странах. С 1953 г. действует Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ), объединяю­щая более 120 стран-членов. В ее состав входит и Счетная палата Рос­сийской Федерации. Существует принципиально важный методоло­гический документ, получивший по месту его принятия конгрессом ИНТОСАИ название Лимской декларации руководящих принципов контроля.

Декларация закрепила признанное в большинстве стран мирового сообщества мнение, что финансовый контроль — не самоцель, а не­отъемлемая часть системы регулирования, осуществляемого государ­ством в финансовой сфере рыночной экономики. Задача контроля — «вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принци­пов законности, эффективности и экономии расходования матери­альных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

К общим принципам финансового контроля, способствующим ре­шению его задач, относятся:

• разграничение функций и полномочий между различными орга­
нами финансового контроля;

1 подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;

Эти принципы являются выражением объективности происхожде­ния и действия финансового контроля, а в более широком смысле контроля как обязательной функции управления.

Законность — фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансо­вого контроля законность означает прежде всего, что содержание кон­троля определяется Конституцией страны, законодательными и дру­гими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отно­шений, банковской деятельности. В свою очередь, полномочия кон­трольных органов также устанавливаются законом и конкретизируются нормативно-правовыми актами, принимаемыми в развитие законов. Органы контроля не могут самостоятельно превышать или ограничи­вать свои полномочия.

Законность финансового контроля с точки зрения общества про­является и в том, что документы, создаваемые органами контроля по результатам проверок, имеют юридическое значение для всех участни­ков финансовых отношений, для организаций, властных структур, су­дебных органов. По ним судят о результатах использования тех или иных средств, правомерности действий юридических лиц, оценивают состоятельность собственников, возможность взаимодействия с ними.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценива­ет их всесторонне и беспристрастно. Проверяющим запрещается вме­шиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта. Их зада­ча — оценить эту деятельность с точки зрения закона и финансовых правил.

Принцип объективности определяет высокие требования к подго­товке и компетенции работников контрольных органов. Их квалифи­кация и опыт должны быть таковы, чтобы не давать повода усомнить­ся в способности контролеров выполнять свою работу на требуемом уровне. В целях объективности обязательным является привлечение к участию в контроле экспертов соответствующей компетентности в случаях, когда проверяющие не располагают необходимыми узкими специальными знаниями.

Важным условием объективности контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, направленная на то, чтобы мак­симально снизить риск возможной дорогостоящей ошибки. Этому же требованию отвечает принцип двух подписей под документом о ре­зультатах проверки — проверяющей и проверяемой стороны.

Независимость финансового контроля гарантируется Конститу­цией и соответствующими законами. Она состоит прежде всего в том, что органы контроля, их руководители и работники должны быть мак-

симально ограждены от возможного влияния на результаты их дея­тельности со стороны проверяемых. Органам финансового контроля в пределах их компетенции должны быть подконтрольны все органы власти, начиная с парламента и правительства. С другой стороны, сами органы контроля, в первую очередь их высшие инстанции, под­чиняются только закону и отвечают только перед законом.

Организационно независимость обеспечивается тем, что кон­трольный орган формируется и комплектуется на длительный срок таким образом, чтобы органы власти и контролируемые объекты не могли влиять на его состав и направления работы. Во многих странах полномочия руководителей и членов учреждений контроля продол­жительнее полномочий членов парламента и руководителей прави­тельства, их нельзя освободить от должности по чьему-либо желанию. Основные объекты контроля и периодичность проверок устанавлива­ются и могут изменяться только законом. В свою очередь, контроль­ный орган самостоятелен в определении объема и способов проверки, а также в выборе объектов, не зафиксированных в законе.

В обеспечении самостоятельности и независимости органов кон­троля важна финансовая составляющая. Они получают из государст­венного бюджета целевым назначением средства, необходимые и до­статочные для выполнения возложенных задач, и используют выде­ленные суммы без ограничений.

Принцип разграничения функций и полномочий связан с тем, что в развитых странах задачи финансового контроля решают обычно не­сколько органов. Поэтому важно, чтобы они не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты, обеспечивали возможно большую полноту контроля. Для этого органы финансового контроля координируют свои действия в установленном законом по­рядке или по согласованию между собой. Предусматриваются также возможности использования в интересах общества и государства од­ними органами результатов проверок других органов.

Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что госу­дарственная власть, как правило, делится на законодательную и ис­полнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть со­зданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчетность. Существуют ведомственные органы финансового кон­троля, которыми, естественно, руководят сами ведомства. Те органы финансового контроля, которые обслуживают интересы собственни­ков, отчитываются перед собственниками.

В большинстве развитых стран есть орган финансового контроля,

торый имеет статус высшего или фактически является таковым. Это

не значит, что он руководит всеми остальными органами контроля, а

предполагается, что он решает основную задачу финансового контро­ля, определяемую конституцией страны. Таким органом является обычно общегосударственная Счетная палата, в деятельности которой принципы контроля реализуются с наибольшей полнотой.

Может возникнуть впечатление, что принцип подотчетности противоречит принципам законности, объективности и независи­мости. Это не так. Каждый следующий принцип действует только в рамках, ограниченных предыдущим. Но тут, действительно, имеют­ся и сложности. Для их разрешения требуются продуманное и де­тальное законодательство, опыт и гибкость государственного управ­ления.

Читайте так же:  Проверка ооо налоговой службой

Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность, если речь идет о государственных средствах, обеспечивается обычно двумя способами: представлением докладов контрольных органов соответствующим структурам для обсуждения и принятия мер по устранению наруше­ний и публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печа­ти. В отношении частных средств, охраняемых коммерческой тайной, применяется публичное подтверждение законности их образования и использования, если такое подтверждение получено проверкой, пуб­ликуемое в средствах массовой информации.

Понятно, что здесь также возможны трудности, поскольку некото­рые результаты финансовых проверок в интересах принятия реальных мер по возмещению ущерба не могут быть преданы гласности неза­медлительно. Важно другое. Государство обязано исключить исполь­зование для сокрытия от общественности злоупотреблений, выявлен­ных контролерами, под разными благовидными предлогами типа ссы­лок на коммерческую и банковскую тайну.

Дата добавления: 2014-11-09 ; Просмотров: 2368 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие, принципы финансового контроля в РФ.

Финансовому контролю свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятельности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля.

Финансовый контроль — это контроль соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Принципами финансового контроля являются:

1) принцип независимости. Данный органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и др. самостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен в законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов контроля;

2) принцип объективности —исключение предвзятости и предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов (политических, личных и др.) в ходе осуществления контрольной деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятий и их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их полном отсутствии. Существенной гарантией объективности финансового контроля является неукоснительное соблюдение контрольными органами действующего законодательства;

3) принцип компетентности — Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность, безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться в сложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

4) принцип системности.Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этом система как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;

5) принцип гласностирезультаты финансового контроля должны быть общедоступны. Представление отчетов о работе контрольных органов, результаты проверок позволяют реформировать общество о реальном положении дел в государстве.

Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 689 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Принципы финансового контроля

Принципы финансового контроля традиционно делят на международно-признанные и национальные.

Международно-признанные принципы содержатся в Лимской декларации руководящих органов контроля:

Независимость

Объективность

Компетентность

Прозрачность (гласность)

Национальные принципы, как правило, закреплены в конституциях государств.

законность, принцип разделения властей, федерализм

Функциональная независимость предопалагает — принцип организационного разграничения правоприменительных и контрольных функций. Разные органы должны заниматься администрированием и контролем (в России это одни и те же органы).

Прозрачность (гласность) — решения в области финанс

Законность как первый национальный принцип ФК — верховенство закона. Данный принцип предполагает всеобщность и определенность права, верховенство Конституции с ее принципами, основными правами и обязанностями, кодифицированные законодательные акты. Принцип предполагает равенство всех перед законом. Эффективность механизма правового регулирования.

Акты официального толкования законодательных актов.

Принцип плановости финансового контроля обусловлен сутью бюджета как финансового плана доходов и расходов публичного образования РФ, ее субъектов и муниципальных образований на финансовый год и плановый период.

Принципы разделения властей и федерализма.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль за деятельностью исполнительных органов власти со стороны представительной власти, причем либо непосредственно, либо опосредованно (в области финансовой деятельности и денежного обращения — для этого создается контрольно-счетный орган (орган институционального контроля — состоит наполовину из членов парламента и исполнительного органа).

ЦБ РФ — на него одновременно возлагаются публично-властные функции денежного регулятора, а также как кредитная организация.

Публичные финансы и денежное обращение — споры между этими сферами рассматриваются судами, если это нельзя разрешить без суда.

Если эти дела связаны с экономическими спорами — в арбитражных судах.

Конституционный суд РФ либо конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

В ФП все решения готовятся к принятию, а также реализуются после их принятия и составляется отчет об их реализации в сфере деятельности исполнительной власти. А принимаются либо утверждаются решения в областях финансовой деятельности либо денежного обращения органами законодательной власти. Например, проект бюджета составляется органами исполнительнойвласти, затем он утверждается органом представительной власти.

В налоговой сфере. Традиционно, налоги связаны с такими понятиями, как капитализм, парламентаризм. Налоги появляются вместе с парламентом (так как налоги могут быть приняты именно им). В налоговой сфере также налоговые проекты составляются и вносятся в парламент органами исполнительной власти. После того, как закон о налоге официально опубликован, на орган исполнительной власти налагается обеспечение исполнения налогов.

В сфере реализации кредитно-денежной политики. Обеспечение реализации кредитно-денежной политики осуществляется ЦБ и парламентом. И ежегодно издается отчет о реализации кредитно-денежной политики.

Читайте так же:  Налог на имущество меньше 3 лет

Экономическая теория — речь идет о Великобритании и США. — Считается, что правительство строится на профессиональной основе, а парламент устанавливается на популистской основе. Поэтому полномочия правительства должны превалировать перед парламентом. То есть депутаты лишены права вносить поправки в бюджетный закон.

ФЕДЕРАЛИЗМ и самостоятельность местного самоуправления.

Эти принципы характеризуют

Разграничение предмета ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами гос власти субъектов РФ и органами МСУ по финансовому контролю, главным образом, в отношении бюджетов. Федерального уровня бюджетной системы, региональных уровней бюджетной системы и местных уровней бюджетной системы.

Сочетание централизации и децентрализации в организации системы органов либо должностных лиц публичного финансового контроля в стране.

Централизация в организации системы … — вертикально интегрированная на федеральном уровне, как правило, с разветвленной ветвью структурных подразделений центрального аппарата на федеральном уровне и территориальных органов на региональном и (или) местном уровне организаций — для реализации финансового контроля. Пример: речь идет о реализации федеральных полномочий.

Системы централизованных органов финансового контроля:

— система президентского финансового контроля, реализуемая через администрацию Президента РФ в деятельности контрольногоуправления Президента.

— На федеральном уровне созданы централизованные органы.

— система органов финансового бюджетного надзора, на которую возложен валютный контроль за субъектами валютных операций. Взаимодействие

— Если говорить о налогах и сборах, которые предусмотрены

— Контроль за наличным денежным обращением. Агенты валютного контроля

Система органов федерального казначейства, которые обеспечивают предварительный и текущий контроль за исполнением бюджетов всех уровней РФ. Есть исключения — заключается договор — фываждол

1.публичный финансовый контроль — на фед уровне, на уровне субъектов (региональный), на муниципальном уровне — в целях реализации компетенции РФ, компетенции субъектов РФ и компетенции ОМСУ создаются и функционируют: представительный и исполнительный органы общей компетенции (парламент и правительство). Финансовые органы специальной компетенции: Федеральный уровень — Министерство финансов (у него нет системы территориальных органов). На уровне субъектов РФ и ОМСУ — финансовые органы.

2.В части последующего бюджетного контроля — органы финансово-бюджетного контроля после завершения финансового года. Для последующего бюджетного контроля.

Принцип децентрализации изначально заложен в систему публичных финансов. Речь идет о контрольно-счетных органах, которые осуществляют независимый институциональный контроль казны соответствующего образования и контроль за использованием иного имущества казны.

А также последующий административный надзор —

На федеральную единую централизованную систему Федерального Казначейства РФ.

Налогоый контроль ведется централизованными органами налогового администрирования.

Последующий бюджетный контроль

Он проводится как в отношнеии бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы,

Всех нижестоящих уровней бюджетной системы на каждом из вышестоящих

Стадия нулевого чтения — проекты должны обязательно рассматриваться на заседании Правительства.

Нулевое чтение — происходит в Правительстве — туда приглашаются депутаты (ключевые лица, входящие в состав комитета о делах о бюджете).

Виды публичного финансового контроля в системе государственного управления (деятельность органов исполнительной власти). Структура и содержание правоотношений, которые складываются в рамках публичного финансового контроля

1.Административный финансовый надзор

2.Ведомственный финансовый контроль

АФН — сфера контроля определяется предметами ведения контролирующих субъектов.

ВФК — пределы контроля определяются предметами подконтрольных органов.

Предмет и сфера

Предмет АФН — проверяется только законность.

Сфера АФН — ограничена предметами ведения контролирующих субъектов

Предмет ВФК — как законность, так и целесообразность

Сфера ВФК — определяется предметами ведения подконтрольного субъекта.

ВФК — выстраивается вертикаль: Президент — через администрацию — осуществляет финансовый контроль в отношении Правительства — правительство — через аппарат — за Минфином — минфин — в отношении подведомственных ему служб — ФНС, федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), ведомственный финансовый контроль.

Реализуется принцип подведомственности.

Минфин — главный распорядитель в отношении подведомственных служб

В рамках системы осуществляется ведомственный контроль.

Дисциплинарное принуждение — применяется за нарушения в системе ВФК.

Главные администраторы — ФНС — в отношении налог

ФТС — в отношении таможенных платежей

Федеральный фонд социального страхования.

Все это — принцип подведомственности.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 626 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Принципы осуществления финансового контроля

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конститу­ции РФ и иных нормативно-правовых актах. Условно эти принципы можно разделить на две группы: общие и специальные.

К общим принципамотносятся: законность, гласность, федерализм, плановость и др.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами фи­нансового права, соблюдение которых обеспечивается возможно­стью применения к правонарушителям мер государственного при­нуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и ис­пользования фондов денежных средств может повлечь нестабиль­ность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельно­сти проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в веде­нии Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кре­дитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, феде­ральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному веде­нию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации от­несено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура ко­торых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляют­ся в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федераль­ный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда и иных государственных внебюджетных фондов; финансово-плановым актом бюджетной ор­ганизации — смета, баланс доходов и расходов — финансово-пла­новый акт производственных организаций.

Читайте так же:  Узнать сумму налога на землю

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на cooтветствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы орга­низации государственного финансового контроля, к реализации ко­торых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (меж­дународная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансо­вой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительны­ми по сравнению с парламентскими сроками полномочий руково­дителей органов контроля; в) закреплением в конституции их ста­туса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснитель­ное соблюдение контролерами действующего законодательства, вы­сокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информа­ции.

Из этих базовых принципов вытекают специальные принципы, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и ло­гичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информа­ции, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контроли­рующих органов и др.

2. Виды государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется системой органов, функционирующих на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и на уровне муници­пальных образований.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, правоо­хранительные органы;

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, та­моженные и иные правоохранительные органы;

3) банковский — контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;

4) валютный контроль — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Фе­деральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные ор­ганы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы;

5) контроль за страховой деятельностью — проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;

6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможен­ным комитетом.

Многообразие органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, обусловлено фи­нансовой деятельностью государства и муниципальных образова­ний, и разнообразием ее сфер. Выделяют раз­личные виды государственного и муниципального финансового контроля.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами мест­ного самоуправления в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный

финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им ор­ганизациям. Для такого рода контроля в министерствах, ведом­ствах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы.

Внутрихозяйственный

финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами) Государственный и финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является государствен­ной собственностью. Правовой базой такого контроля является Фе­деральный закон «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер предприятия обеспечи­вает соответствие хозяйственных операций законодательству Рос­сийской Федерации и контролирует движение имущества и вы­полнение обязательств. Это достигается, в частности, через обя­зательность подписи главного бухгалтера на денежных и расчет­ных документах, финансовых и кредитных обязательствах (ст. 7).

В зависимости от времени проведения финансовый кон­троль подразделяется на: предварительный, текущий, после­дующий.

Предварительный

государственный и муниципальный фи­нансовый контроль производится соответствующими государст­венными органами и органами местного самоуправления до со­вершения финансовых операций, непосредственно обеспечиваю­щих образование, распределение и использование государствен­ных и муниципальных фондов денежных средств. Этот вид кон­троля предотвращает нарушения финансовой дисциплины. Пред­варительный финансовый контроль осуществляется в процессе разработки финансовых планов и смет, обоснованности расчетов прибыли и т.д.

Текущий

(оперативный) государственный и муниципаль­ный финансовый контроль производится ежедневно финансовы­ми службами в момент совершения финансовых операций, а имен­но: в процессе расходования организациями бюджетных средству совершения иных операций бухгалтерами предприятий и т.д.

Предварительный и текущий финансовый контроль осущест­вляются исключительно путем визуальных проверок, т.е. главные бухгалтеры, начальники финансовых служб отдают распоряже­ния, приказы в устной или письменной форме о приостановлении финансовых операций, совершаемых с нарушением установлен­ного порядка. Актами и справками такой контроль не оформля­ется.

Последующий

финансовый контроль осуществляется после со­вершения финансовых операций и направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предваритель­ного и текущего контроля. В ходе этого вида контроля государство и муниципальные образования проверяют законность использо­вания управомоченными субъектами выделенных им из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств; со­блюдение правил при ведении организациями кассовых операций; правильность уплаты налогов и сборов и др. Результаты последу­ющего финансового контроля со стороны государства и муници­пальных образований могут служить в соответствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисцип­лины мер финансово-правовой, а также административной и даже уголовной ответственности.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется по форме проведения на обязательный и иници­ативный.

Обязательный

финансовый контроль производится компетент­ными органами в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязатель­ный финансовый контроль за налогообложением осуществляют органы Министерства по налогам и сборам РФ. Обязательный фи­нансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный финансовый контроль назна­чается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является го­сударственной и муниципальной собственностью (Росгосстрах, Военно-страховая компания и др.).

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на отдельные виды в зависимости от сферы финансовой деятельности:

= бюджетный,

= налоговый контроль;

= контроль за денежной массой,

= валютный,

= страховой контроль

.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на виды и в зависимости от органов, его осущест­вляющих. В этом случае выделяется финансовый контроль:

= пред­ставительных органов власти и местного самоуправления;

= Прези­дента РФ;

= исполнительных органов власти: общей и специальной компетенции;

= ве­домственный финансовый контроль;

= внутрихозяйственный фи­нансовый контроль

.

3. Органы финансового контроля

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1366 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Общие принципы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here