Организация коммерческого финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Организация коммерческого финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Организация финансового контроля в коммерческом банке

Важным направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского контроля. Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру.

Внутренний контроль — постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности процесс, который должен осуществляться в банке советом директоров, старшими должностными лицами, руководящими должностными работниками и сотрудниками всех уровней управления. Внутрибанковский контроль позволяет формировать систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках. Ответственность за формирование системы внутреннего контроля возлагается на руководящий состав работников банка, однако в этом процессе должен быть задействован каждый банковский служащий.

Основное назначение системы внутреннего контроля в банке заключается в проверке:

  • соблюдения действующего законодательства;
  • соответствия деятельности кредитной организации плану ее развития;
  • достоверности, оперативности и полноты финансовой и управленческой информации;
  • рациональности проводимых мероприятий по поддержанию ликвидности, рентабельности и устойчивости банка.

Система внутреннего контроля включает проведение собственно контроля банковской деятельности, а также организацию мониторинга на всех участках работы банка, который заключается в проведении постоянного наблюдения за работой всех подразделений коммерческого банка с целью оценки результативности их работы и разработки стратегических планов по дальнейшему совершенствованию и развитию банковского бизнеса. На основании полученных в процессе проведения мониторинга результатов руководство банка принимает решения, реализация которых должна привести к устранению имеющихся в деятельности банка недостатков и нормализации финансового положения коммерческого банка.

Эффективность организации системы внутрибанковского контроля зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести, прежде всего, наличие необходимой нормативной базы организации системы внутреннего контроля. К внутренним факторам относится наличие специалистов, способных качественно и оперативно оценить сложившуюся в банке ситуацию и дать квалифицированные рекомендации по минимизации рисков банковской деятельности. Для проведения внутрибанковского контроля в банке должно быть создано специальное подразделением Важным фактором обеспечения эффективной системы внутреннего контроля является создание в банке системы выявления и оценив банковских рисков. И, наконец, предпосылкой проведения качественного внутреннего контроля является наличие полной и достоверной информации о состоянии дел как в самом банке, так и в банках-конкурентах.

Действующая система внутрибанковского контроля включает текущий, последующий контроль в банках и организацию внутреннего аудита. Остановимся более подробно на характеристике каждого из видов.

Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата. Так, при организации документооборота основное предназначение текущего контроля 1 состоит в проверке законности операций, соблюдении установленных правил их совершения и правильности оформления документов. Значительное внимание при организации текущего контроля отводится проведению проверки регистров аналитического и синтетического учета при закрытии операционного дня. Этим занимаются ответственные исполнители, бухгалтеры операционного отдела, работники, контролирующие их работу, а также начальники подразделений банка, В процессе осуществления текущего внутрибанковского контроля они руководствуются действующими нормативными документами и правилами проведения тех или иных банковских операций.

Отдельные виды банковских операций подвергаются двойному текущему контролю. Так, заявления на выдачу чеков и чековых книжек, акцепт платежных поручений помимо ответственного исполнителя заверяются подписью контролера. Проверяются и подписываются контролирующими работниками все денежно-расчетные документы и записи в аналитическом учете по счетам военнослужащих и граждан, основным средствам банка, прочим материальным ценностям, взысканию штрафов с клиентов за нарушение правил проведения расчетных операций, по расчетам с хозрасчетными предприятиями банка, по формированию операционных доходов и расходов банка и т.д. Двойного контроля требуют и операции по транзитам и текущим субсчетам, по лицевым пенсионным счетам, по счетам государственного бюджета, по ссудным счетам индивидуальных заемщиков. В отдельных случаях по решению банка контролируются в аналогичном порядке и другие операции.

Особое внимание обращается на организацию текущего контроля в процессе проведения операций с наличностью. Значительное месте здесь отводится предварительному контролю при совершении расходных кассовых операций. В этом случае проведение контроля возлагается на трех работников кредитной организации, участвующих в этой операции: ответственного исполнителя, контролера и кассира. Задача организации контроля на этом участке сводится к тому, чтобы предупредить оплату неправильно оформленных документов без предварительной проверки их ответственным исполнителем. Задача контролера заключается в проведении проверки правильности оформления каждого расходного кассового документа.

В процессе проведения внутрибанковского контроля в банке важное место отводится правильной организации последующего контроля, целью которого является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:

  • проверка постановки учета и документооборота;
  • подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей
  • проверка законности и правильности оформления выполненных операций.

В ходе осуществления последующего контроля в выборочном порядке изучаются документы, которые не подвергались контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В процессе проверки устанавливается законность операции, правильность их оформления и отражения в учете. После установления законности операции проверяется правильность оформления документов: соблюдение формы бланка, наличие всех необходимых реквизитов, бухгалтерские проводки, а также соответствие имеющимся образцам подписей и оттиска печати на документе. Обращается пристальное внимание на наличие в платежных поручениях, платежных требованиях расчетных чеках ссылки на номера и даты отгрузочных документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом в выборочном порядке может быть проведено сличение первых экземпляров платежных документов с копиями, на основании которых делались записи по корреспондентским счетам.

Помимо текущего и последующего контроля в каждом коммерческом банке согласно действующим нормативным документам должна быть создана и эффективно функционировать система внутреннего аудита. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

Основной целью внутреннего банковского аудита является защита интересов банка, его акционеров и клиентов путем контроля за соблюдением отдельными службами и конкретными сотрудниками законодательства, иных нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности и устойчивости банка. Отсюда вытекают и основные задачи внутреннего аудита. К наиболее значимым из них можно отнести:

  • проверку выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
  • определение и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;
  • принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
  • выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
  • проверку сохранности активов банка;
  • проверку правильности отражения операций банка в учете;
  • контроль за состоянием отчетности, позволяющей получать, необходимую информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;
  • эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора.
Читайте так же:  Повышающий коэффициент на земельный налог

Банковская деятельность сопряжена с высокой степенью риска, что предполагает необходимость осуществления самим банком постоянного контроля за проведением всех банковских операций.

1. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/А.С. Селищев. — СПб.:ПИТЕР, 2007. — 432с.

2. С.Т. Миржакипова. Банковский учет в РК. Часть 1. Учебник –А.: Экономика, 2002г.

3. Бровкина Н. Д.Контроль и ревизия: учеб. пособие.— Москва: ИНФРА-М, 2007.— С.11 — 32.— 346с.

4. Контроль и ревизия: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Мельник.— Москва: Экономистъ, 2007.— С.15 — 62.— 254с.

5. Соколов Б. Н., Рукин В. В.Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика).— Москва: Экономика, 2007.— С.5 — 9.— 442с.

Организация финансового контроля (стр. 1 из 7)

Тема: Организация финансового контроля.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов……………………………………………………………………………….5

2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля……………….11

3. Государственный финансовый контроль РФ………………………………..15

4. Негосударственный финансовый контроль…………………………………34

Список используемой литературы……………………………………………. 38

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.

Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, его цели, задачи, значение и классификация. Во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена государственному финансовому контролю. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля — объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

· правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

· соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

· эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

· выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

· успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

· улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Читайте так же:  Валютный контроль армения

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс, денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Карелина Е.Ю. Финансовый контроль организации / Е.Ю. Карелина, А.А. Малеваник // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №6. – С. 58-59

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Ю. Карелина , студент

А.А. Малеваник , студент

Дальневосточный федеральный университет

( Россия, г . Владивосток )

Аннотация. В статье поднимае тся вопрос необходимости постоянного финансового контроля организации, в частности внутреннего финансового контроля. Авторы предл а гают ряд контрольных вопросов, ответив на которые руководств о организации сможет определить сильные и слабые стороны компании, на основании чего поставить цели и задачи для эффективной деятельности компании. Также рассмотрены основные коэ ф фициенты ликвидности, позволяющие определить способность компании погашать т е кущие обязательства.

Ключевые слова: финансовый контроль, экономический анализ, ликвидность, доходы, расходы.

Прибыль является самой важной, мо ж но сказать, единственной целью бизнеса. Прибыль измеряет успех компании. Чтобы повысить эффективность коммерческой де я тельности , руководству следует знать, что действительно происходит в финанс о вом о т ношении компании . Необходимо следит ь за каждым финансовым событием, происход я щим в ней.

Данная статья представляет собой с е рию вопросов с комментариями, которые п о могут руководителю или собственнику бизнеса проанализировать прибыль ко м пании , её достаточность и дальнейшее движение прибыл и .

Достаточную ли прибыль получает ваша организация?

Финансовый анализ доходов и расх о дов .

Поскольку прибыль представляет собой доходы за вычетом расходов, для её опр е деления компании следует сначала опр е делить все доходы и расходы за исследу е мый п е риод.

П одходящий ли период для определения прибыли был выбра н ?

Для целей бухгалтерского учета фирмы обычно используют двенадцатимесячный период, например, с 1 января по 31 дека б ря или с 1 июля по 30 июня. Выбранный отчетный год не должен быть календа р ным годом (с января по декабрь). Сезо н ный бизнес, н а пример, может закрыть свой год после окончания сезона. Выбор зав и сит от характера бизнеса, личных пре д почтений руководства и собственников, или возможных налоговых соображений.

Определ ены ли общие доходы фирмы за отчетный период?

Для ответ а на этот вопрос, следует ра с смотреть следующие вопросы :

– Какова сумма валового дохода от продажи ваших товаров или услуг? (Вал о вые прод а жи)

– Каково количество товаров, возвр а щенных к лиентами и зачисленных на счет?

– Какая сумма скидок предоставляется клиентам и сотрудникам? (Скидки)

– Каков объем чистых продаж товаров и услуг?

– Какова сумма доходов от других и с точников, таких как проценты по банко в ским депозитам, дивиденды от ценных бумаг, арендная плата за имущество, пер е данное в аренду другим лицам ? (Внере а лизационные доходы)

– Каков общий доход ?

Знаете ли вы, каковы общие расходы фирмы ?

Расходы – это стоимость проданных т о варов и услуг, используемых в процессе продажи товаров или услуг. Некоторые общи е расходы для всех предприятий:

– коммунальные услуги (электричество, телефонная связь, вода и т. д.);

– техническое обслуживание и ремонт;

– налоги и лицензии;

– профессиональная п омощь (бухга л тер, адвокат и т. д .)

Есть, конечно, и многие другие виды расходов, но дело в том, что каждый счет должен быть записан и вычтен из доходов фирмы , прежде чем руководитель узнает ра з мер прибыл и . Понимание расходов – это первый шаг к их контролю и увелич е нию пр и были.

Финансовое отношение – это выраж е ние отношения двух предметов, выбра н ных из отчета о прибылях и убытках или баланса. Данное с оотношение позволит вам оценить слабые и сильные стороны в финансовой и управленческой деятельн о сти.

Каков уровень текущий коэффициент ликвидности фирмы ?

Коэффициент текущей ликвидности (текущие активы, деленные на текущие долги) является одним из самых важных показателей. Данный показатель инфо р мирует руководителя , о достаточно сти д е нежных средств у предприятия для осущ е ствления расчётов с кредиторам и фирмы. Чем выше коэффициент, тем более ли к видны позиции фирмы и, сл е довательно, тем выше доверие к ней . Денежные сре д ства, дебиторская задолженность, рыно ч ные ценные бумаги и инвентарные запасы являются текущими активами. Естестве н но, необходимо реалистично оценивать дебиторскую задолженность и активы для представления объективной картины ли к видности, поскольку некоторые долги м о гут не подлежать взысканию . Текущие обязательства – это обязательства, которые должны быть выплачены в течение одного года.

Читайте так же:  Налоговый орган в декларации 3 ндфл

Каков уровень « быстрых активов» имеется у фирмы?

Быстрые активы – это оборотные акт и вы за вычетом запасов. Быстрое соотн о шение определяется путем деления быс т рых активов на текущие обязательства. Целью, опять же, является проверка сп о собности фирмы выполнять свои текущие обязательства. Эта пр о верка информирует руководство о возможности компании в ы полнить свои текущие обязательства с б ы стро конвертируемыми активами, если д о ходы от продаж внезапно пр е кратятся.

1. Хвостик Т.В. Практикум по бухгалтерскому (финансовому) учету . – М.; Изд-во: И н фра-М , 2009.

2. Швецкая В.М. Практикум по бухгалтерскому учету. – М.; Изд-во: Дашков и К , 2007.

FINANCIAL CONTROL OF THE ORGANIZATION

E.Yu . Karelina , student

Видео (кликните для воспроизведения).

A.A. Malevanyk , student

Far Eastern federal university

Abstract. The article raises the issue of the need for constant financial control of the organ i zation, in particular, internal financial control. The authors propose a number of control que s tions, answering to which the management of the organization will be able to determine the strengths and weaknesses of the company, on the basis of which to set goals and objectives for the effective operation of the company. Also considered are the basic liquidity ratios, which a l low to d e termine the ability of the company to repay current liabilities.

Keywords: financial control, economic analysis, liquidity, income, expenses.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

Объекты финансового контроля организаций

Самым главным объектом финансового контроля является финансовый план (бюджет) организации. Финансовый план (бюджет)– это совокупность принятых решений в компании по управлению ее финансами. Для этого в организации создают ряд документов, в которых прописаны действия по реализации финансового плана (бюджета), определяют наличие необходимых инструментов для реализации запланированных действий, назначают сотрудников для реализации запланированного.

Методы финансового контроля внутри организации

Традиционного сложилось несколько методов проведения финансового контроля внутри организации. К методам финансового контроля можно отнести:

Метод «Анализ» подразумевает детальный анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, для того чтобы оценить итоги деятельности организации, обеспеченность организации активами и эффективность их использования.

Метод «Проверки» подразумевает проверку отчетной и расходной документации. Проводится для обнаружения недочетов и недостатков в деятельности компании.

Метод «Обследование» состоит в большом охвате финансовых, экономических, бухгалтерских показателей. При данном методе оценивается общее финансовое состояние организации, ее потенциал и резервы для ее роста.

Метод «Наблюдение» применяется для оценки текущего анализа финансовой ситуации в компании. Он проводится для обнаружения расхождения между фактическими и плановыми показателями финансового плана (бюджета). Метод «Наблюдение» может состоять из:

  • Анализа текущей деятельности организации;
  • Выявления основных условий для роста, условий для финансовой стабильности, а также неблагоприятных показателей, которые могут привести к банкротству или ликвидации компании;
  • Выяснения причин несоответствия текущих и плановых показателей;
  • Анализа оперативной финансовой отчетности организации.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как организовать финансовый контроль в организации

Для эффективной организации финансового контроля в компании, прежде всего, необходимо выбрать вид финансового контроля (предварительный, текущий, последующий); далее подготовить план проведения этого процесса; определить какие инструменты будут задействованы для достижения запланированных целей; назначить компетентных сотрудников, которые будут проводить этот контроль. После этого проводится анализ финансового состояния организации. Для этого:

  • изучаются финансовые, бухгалтерские, внутренние, юридические и другие документы организации;
  • анализируются финансово-экономические показатели компании;
  • определяется эффективность рабочих процессов внутри организации;
  • определяется компетентность работающих сотрудников;
  • оценивается деятельность компании в целом – ее конкурентноспособность, платежеспособность, рентабельность, закредитованность и прочие показатели.

На основании изучения всех этих аспектов деятельности компании, делаются выводы, которые должны быть задокументированы должным образом, результаты сопоставляются с предыдущими периодами и соответственно будущие финансовые планы организации корректируются в соответствии с полученными результатами проверки.

Этапы финансового контроля в организации

Существует несколько этапов финансового контроля в организации:

Предварительный контроль проводится в момент формирования финансового плана, бюджета организации. Он помогает уже при планировании бюджета предотвратить потенциальные проблемы нецелевого или нерационального использования финансов, а также обнаружить дополнительные финансовые ресурсы.

Предварительный анализ может состоять из следующих этапов:

  • подготовка (при необходимости) и инструктаж специалистов, проводящих предварительный контроль;
  • выработка плана действий для проверяющих сотрудников;
  • сбор и анализ финансовых документов;
  • обработка полученной информации;
  • документальное оформление результатов предварительного контроля.

Текущий контроль осуществляется совместно с осуществлением утвержденного финансового плана, реализации бюджетов. Он направлен на то, чтобы оперативно выявить нецелевое использование финансовых средств, неэффективное использование ресурсов компании,

Текущий контроль может состоять из следующих этапов:

  • подготовка (при необходимости) и инструктаж специалистов, проводящих текущий контроль;
  • выработка плана действий для проверяющих сотрудников;
  • сбор и анализ финансовых документов, экономических показателей;
  • обработка полученной информации;
  • документальное оформление результатов текущего контроля.

Последующий контроль предназначен для окончательной оценки эффективности проведенных этапов финансового плана, оценки плюсов и минусов, работу с недостатками финансового плана или бюджета и выработку в будущем более эффективного финансового плана или бюджета.

международный ежемесячный научный журнал

Гонтарева А.А. Особенности организации внешнего финансового контроля в коммерческих банках // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 23-29

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КО М МЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

ПАО СКБ Приморья « Примсоцбанк »

(Россия, г . Владивосток)

Аннотация. Исследование направлено на изучение теоретических основ и анализ ф и нансового контроля в коммерческих банках, проиллюстрированы общие темы финансов о го контроля в кредитных организациях, которые достаточно активно применяются представителями коммерческих банков. Приведены конкретные примеры, применяемые в отечественной практике, в том числе на основе возможностей предупредительных и прин у дительных мер контроля.

Читайте так же:  Налог на квартиру расчет

В результате исследования стала известна реальная картина состояния кредитных организаций в России, основанная на организации финансового ко н троля и надзора.

Ключевые слова: финансовый контроль, коммерческий банк, кредит, финансы, ба н ковский надзор, Центральный банк Российской Федерации, кредитная организация, ба н ковская система.

Одним из наиболее важных рычагов управления банковской системы яв ляется ф и нансовый контроль.

Под контролем в целом понимаются действия, помогающие организации в до с тижении целей путём сравнения фактич е ских показателей работы с плановыми п о казателями, вертикального и горизонтал ь ного анализа. Контролю подлежат все процессы и р е зультаты работы компании.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью дейс т вий в области образования, распреде ления и использования денежных фондов гос у дарства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее р е гионов.

Государственный финансовый контроль осуществляется с целью обеспечения в ы полнения бюджетного законодательства РФ и других нормативных документов, регулирующих бюджетные правоотнош е ния. Финансовый контроль классифицир у ется на внешний и внутренний, предвар и тельный и посл е дующий:

1. Внешний финансовый контроль – контрольная деятельность соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципал ь ных образований.

2. Внутренний государственный фина н совый контроль в сфере бюджетных пр а воотнош е ний – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов гос у дарственного финансового контроля, к о торые являются соответственно органами (должностными л и цами) исполнительной власти субъектов РФ, местных админис т раций, финансовых орг а нов субъектов РФ.

3. Предварительный контроль осущес т вляется в целях предупреждения и прес е чения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной сист е мы РФ.

4. Последующий контроль осуществл я ется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях устано в ления законности их исполнения, дост о верности уч е та и от четности [1] .

Финансовый контроль – важная часть финансовой деятельности, а значит ему пр и сущи те же принципы, закрепленные законодательно в Конституции Росси й ской Федер а ции и др угих нормативно-правовых актах.

Принцип законности является осно в ным общеправовым принципом росси й ского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой сист е мы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового пр а ва, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонар у шителям мер государственного принужд е ния.

Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разгран и чения компетенции РФ и ее субъектов в области финансового, валютного, креди т ного рег у лирования.

Принцип гласности заключается в том, что любые нормативные акты, затраг и вающие права, свободы и обязанности ч е ловека и гражданина, не могут применят ь ся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип плановости объясняется тем, что деятельность государства по образов а нию, распределению и использованию ф и нансовых ресурсов осуществляется на о с нове финансовых планов, разрабатыва е мых в соответствии с гос у дарственными и местными планами и программами, а та к же планами предпр и ятий, организаций и учреждений.

Обеспечение независимости контроля сосредоточено на финансовой самосто я тельности контрольного органа, более длительными сроками полномочий рук о водителей органов контроля (по сравн е нию с парламентскими сроками), закре п лении статуса Конст и туцией.

Принцип объективности предполагает отсутствие предвзятости, а также каких-либо особых мотивов в ходе осуществл е ния контрольной деятельности, т.е. уже на стадии планирования должны быть и с ключены предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их о т сутствии.

Принцип компетентности представл я ет собой наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов, об я занных действовать исключительно в ра м ках своих полномочий.

Финансовый контроль условно можно классифицировать по нескольким крит е риям:

– п о сфере финансовой деятельности (бюджетный, налоговый, валютный, кр е дитный, страховой, инвестиционный, ко н троль за денежной массой);

– по времени проведения ( предвар и тельный , оперативный, последу ю щий);

– по субъектам проведения ( государс т венный и негосударственный).

П омимо этого, существуют различные методы проведения финансового контр о ля:

– документальные и камеральные пр о верки (на базе отчетной документации рассматриваются отдельные вопросы ф и нансовой деятельности и устраняются м е ры выя в ленных наруше ний);

– надзор (осуществляется контрол и рующими органами за экономическими субъе к тами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельн о сти, и предполагает выполнение ими уст а новленных правил и нормативов, где нес о блюдение влечет за собой отзыв лице н зии);

– анализ финансового состояния (пре д полагает детальное изучение ф и нансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятел ь ности и ликвидности, обеспеченности со б ственным капиталом и эффективности его исполь зов а ния);

– мониторинг (постоянный контроль со стороны кредитора за использованием в ы данной ссуды и финансовым состоянием клиента);

– ревизии (обследование финансово-хозяйственной деятельности в целях пр о верки ее законности, целесообразности, эффективности).

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый констит у ционно-правовой статус Централь ного банка Российской Федерации [2] . В соо т ветствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Фед е рации (Банке России)» целями деятельн о сти ЦБ РФ является ра з витие и у крепление банковской системы РФ [3] .

Банковская система – совокупность коммерческих и национальных банков всех видов, которые придерживаются о д ного денежно-кредитного механизма. В Российской Федерации банковская сист е ма – двухуровневая и включает в себя Центральный банк, являющийся ее гла в ным регулятором и другие кредитные о р ганизации (коммерческие банки и другие небанковские кредитно-расчетные учре ж дения).

Читайте так же:  Оплата ндс как налоговый агент платежное поручение

Коммерческие банки наладили дост а точно развитые стабильные партнерские отношения с государственными, коопер а тивными и общественными организаци я ми. Налаживаются контакты с арендат о рами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этой сфере должно принадл е жать приоритетное право малым банкам, которых среди коммерческих сейчас большинство. В области кредитования практически не существует ограничений в использовании заемных средств. С пом о щью банковского кредита могут быть у с пешно проведены приватизация и разгос у дарс т вление собственности, операции с ценными бумагами. Коммерческие банки имеют право финансировать затраты, св я занные с инвестированием, покупкой и продажей иностра н ную валюты, выдавать гарантии, оказывать консалтинговые, эк с пертные услуги, зан и маться лизинговыми.

Центральный банк фактически выпо л няет часть государственных функций по р е гулированию экономики, что позволяет очень существенно влиять на всю экон о мическую жизнь страны, и прежде всего на уровень инфляции. Ключевым элеме н том правового ст а туса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который выражается пр е жде всего в том, что Банк России выступ а ет как особый публично-правовой инст и тут, обладающий особым правом дене ж ной эмиссии и организации денежного о б ращения.

Необходимость регулирования банко в ской деятельности выделяется особой эк о номической и социальной природой ба н ков, их значимости для развития эконом и ки стр а ны.

Банковский надзор – установление о п ределенных рамок функционирования кредитных организаций, сопровожда ю щихся системой мер по обеспечению с о блюдения этих рамок, включающей в себя совокупность мер по установлению и пр о ведению требований к кредитным орган и зациям, направленных на обеспечение ст а бильного функционирования всей банко в ской системы.

Субъектами надзора являются: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация. Объектами – пр о цессы выхода кредитных организаций в банко в скую среду, текущая деятельность и ее управление, состояние учета и отчетн о сти креди т ных организаций.

Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение с о стояния кредитной организации непосре д ственно на месте, и надзора, осуществля е мого методом внешн е го наблюдения.

По данным Годового отчета Банка Ро с сии за 2015 год:

1. На 01.01.2015 – 834 кредитных орг а низаций, имеющих право на осуществл е ние банко в ских операций из них 783 банка и 51 небанковская кредитная орг а низация; на 01.01.2016 – 733 кредитных организ а ций, из них 681 банк и 52 н е банковские кредитные организации.

2. Кредитных организаций с иностра н ным участием в уставном капитале на 01.01.2015 – 225; на 01.01.2016 – 199.

3. Филиалов действующих кредитных организаций на территории РФ на 01.01.2015 – 1708; на 01.01.2016 – 1398.

4. Представительств действующих ро с сийских кредитных организаций на 01.01.2015 – 318; на 01.01.2016 – 308 [4] .

Таблица 1. Динамика единиц Институтов финансового рынка

Финансовый контроль на предприятии: организация, методы проведения

Внутренний финансовый контроль является важной составляющей финансового управления компанией. Он необходим чтобы проконтролировать:

  • выполнение финансового плана;
  • его отклонение от запланированного;
  • эффективность принятых решений по итогам запланированного периода.

Внутренний финансовый контроль обычно проводится организацией личными силами и проводится исключительно в интересах собственной компании.

Задачи финансового контроля в организации:

  1. осуществляет контроль последовательности выполнения финансового плана;
  2. осуществляет анализ эффективности проводимых методов финансового плана;
  3. осуществляет контроль своевременности реализации финансового плана;
  4. осуществляет контроль отклонения реализованного плана от запланированного.

Цели финансового контроля компаний

К целям финансового контроля организации можно отнести:

  • оценка эффективности ведения учета в организации, повышение эффективности учета в случае выявления неудовлетворительного ведения учета;
  • оценка компетентности и квалификации сотрудников, повышение их компетенции в случае выявления их неудовлетворительной компетентности;
  • оценка эффективности финансового управления в организации, повышение эффективности в случае выявления неудовлетворительного финансового управления;
  • оптимизация финансового управления в организации;
  • выявление причин эффективного или неэффективного финансового управления организации;
  • разработка более совершенного финансового плана на будущие периоды времени с учетом результатов проведенного финансового контроля.

Показатели финансовой устойчивости компании

Существует ряд показателей, определяющих финансовую устойчивость компании:

Коэффициенты Формула
Коэффициент автономии (КА) КА = ССК/ОСК; КА = СЧА/ОСА
Коэффициент финансирования (КФ) КФ = СПЗК/ССК
Коэффициент задолженности (КЗ) КЗ = СПЗК/ОСК
Коэффициент текущей задолженности (КТЗ) КТЗ = СПКЗК/ОСК
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДФН) КДФН = (ССК + СПДЗК)/ОСА

ССК – сумма собственного капитала компании

СЧА – стоимость чистых активов

ОСА – общая стоимость активов

ОСК – общая сумма капитала

СПЗК – сумма привлеченных заемных капиталов организации

СПКЗК – сумма привлеченных краткосрочных заемных капиталов компании

СПДЗК – сумма привлеченных долгосрочных заемных капиталов компании

Показатели ликвидности (платежеспособности) компании

Коэффициенты Формула
Коэффициент абсолютной платежеспособности (КАП) (СДА + СКФИ)/СТФО
Коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП) (СДА – СКФИ + СДЗ)/СТФО
Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) СОА/СТФО

СДА – сумма денежных активов организации

СКФИ – сумма краткосрочных финансовых инвестиций организации

СТФО – сумма текущих финансовых обязательств

СДЗ – сумма дебиторской задолженности

СОА – сумма оборотных активов организации

СТФО – сумма текущих финансовых обязательств компании

Показатели оборачиваемости активов

Коэффициенты Формула
Коэффициент оборачиваемости всех активов в заданном периоде (КОАзп) КОАзп = ООРП/ОСА
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов компании в заданном периоде (КООАзп) КООАзп = ООРП/ССОА
Период оборота всех активов, дни (ПОА) ПОА = ОСА/ ООРП; ПОА = Д/КООАзп

ООРП – общий объем реализации продукции в заданном периоде

ССОА – средняя стоимость оборотных активов в заданном периоде

ООРП – однодневный объем реализации продукции в заданном периоде

Д – число дней в заданном периоде

Показатели рентабельности организации

Коэффициенты Формула
Коэффициент экономической рентабельности (КЭР) КЭР = СЧП/ОСА
Коэффициент финансовой рентабельности (КФР) ЕФР = СЧП/ССК
Коэффициент коммерческой рентабельности (ККР) ККР = СЧПрп/ООРП

СЧП – сумма чистой прибыли компании, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в заданном периоде

Видео (кликните для воспроизведения).

СЧПрп сумма чистой прибыли компании, полученная от всех видов реализованной продукции в заданном периоде

Источники

Организация коммерческого финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here