Организация проведения финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Организация проведения финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

9. Финансовый контроль в организации

9.1. Необходимость , сущность, принципы и задачи

финансового контроля в организации

Понятие “ контроль “ тесно связано с понятием “управление “. Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление особенно сложными системами , без контроля является вообще бессмысленным.

В связи с тем , что финансы организаций являются сложной системой , то управление ею немыслимо без эффективного контроля.

Целью финансового контроля в организации является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Финансовый контроль тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами . Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности . С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении организации.

Изменения форм и методов реализации финансовых отношений могут быть осуществлены в оперативном порядке при текущем планировании, оперативном управлении.

Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность субъектов контроля по обеспечению выполнения установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Любая система контроля состоит из следующих элементов : предмет ( что контролируют ) ; объект ( кого контролируют ) ; субъект ( кто контролирует); сфера деятельности; процесс ; методы контроля ; сбор и обработка информации ; результат ; принятие решения по результатам контроля.

В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.,

Объектами финансового контроля являются те конкретные структуры организации , хозяйственная деятельность которых сопряжена с движением финансов.

Осуществляют финансовый контроль в организации экономические, финансовые и бухгалтерские службы. Для этих целей могут также привлекаться независимые аудиторские организации, или аудиторы.

Сферой деятельности финансового контроля являются практически все операции , совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них ( бартерные сделки ) .

Процесс контроля — это осуществляемая путем применения соответствующих методов и методик деятельность субъектов контроля, направленная на достижение поставленных перед ними целей наиболее эффективными способами.

При проведении контроля важно использовать правильные методы контроля — совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля. Поскольку задачи финансового контроля отличаются разнообразием и многоплановостью , необходимо применять различные методы, основанные на практическом опыте , на знании бухгалтерского учета и финансов, на анализе хозяйственной деятельности.

Важным условием реализации финансового контроля выступают финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.

Результатом финансового контроля являются документальные материалы ( акты, отчеты, справки, заключения ), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.

Принятие решения по результатам контроля имеет целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Именно устранение выявленных нарушений и недостатков, а также проведение мероприятий по предотвращению и сокращению нарушений или недостатков в будущем являются конечной целью контроля.

Проведение финансового контроля должно осуществляться в соответствии с принципами. Основными , базовыми принципами являются : законность; ответственность ; объективность и компетентность; системность; независимость. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер : результативность ; четкость и логичность, предъявляемых контролерами требований ; неподкупность субъектов контроля ; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий ; презумпция невиновности ( до суда ) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц ; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Законность — один из ключевых принципов финансового контроля. Соблюдение данного принципа подразумевает точное соблюдение нормам и правилам, установленным финансовым законодательством .

Оценка законности действий подконтрольных организаций и лиц должна исключать произвольные, логические и тем более бытовые и поверхностные толкования и основываться строго на букве и духе закона. Вместе с тем , субъекты , проводящие финансовый контроль, должны руководствоваться требованиями законодательства и нормативно-правовых актов.

Субъекты контроля должны проводить контроль в пределах их компетенции, в рамках определенных им задач, функций и полномочий и в соответствии с правами и обязанностями, которыми они законодательно наделены.

Принцип ответственности субъектов , проводящих финансовый контроль, предполагает строгое соблюдение ими законов и правовых актов, регламентирующих их деятельность, а также ответственность за достоверность информации финансового контроля.

Принцип объективности и компетентности лежит в основе финансового контроля . Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений.

Принцип системности предусматривает необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля. Принцип системности также предполагает периодичность проведения контрольных мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях , в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.

Управляющие хозяйствующих субъектов, которым собственники доверили управление, заинтересованы в проведении финансового контроля для того, чтобы лица, доверившие им управление остались довольными их деятельностью.

В целях повышения эффективности управления руководители хозяйствующих структур нередко создают в своем подчинении специализированные подразделения для проведения финансового контроля на управляемых ими объектах. Это называется внутренним финансовым контролем .

Он независимым от внешнего влияния и проводит свою деятельность в собственных интересах организации и подчиняется создавшему его руководителю.

Цель внутреннего контроля помочь руководству хозяйствующего субъекта эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа , предложения и рекомендации, оценки и другую информацию, получаемую в результате проверок.

Используя представленный материал, руководство решает , какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков ( если такие обнаружены ) и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности.

Читайте так же:  Кассовая отчетность для ип

Финансовый контроль в организации может осуществляться внешними контролирующими органами. В таком виде он выступает как внешний контроль.

Внутренний и внешний контроль дополняют друг друга и в то же время они существенно различаются. Фактически эти формы контроля используют одну и ту же информацию, сходные приемы и методы проверки и анализа. В то же время внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации перед заказчиком.

Задачами финансового контроля в организациях являются следующие : обеспечение соблюдения организациями действующего законодательства в области налогообложения ; соблюдение финансовой дисциплины ; обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом ; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов ; содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и др.

Объектом контроля на данном уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность. Предметом контроля — финансовые показатели ( прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги и др.).

3.2. Организация финансового контроля.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. В нашей республике этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет государственного контроля, Государственный налоговый комитет, Государственный комитет финансовых расследований, Министерство финансов, Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из названных органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели.

Комитет государственного контроля – выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов. Министерство финансов проверяет правильность составления и исполнения бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования средств централизованного фонда государства. Государственный налоговый комитет и его территориальные звенья проверяет правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять финансовое состояние клиента с целью установления реальной возможности своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственно-финансовых операций; текущий контроль осуществляется в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций; последующий контроль осуществляется после совершения указанных операций и призван выявить те нарушения, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля.

Основным методом осуществления предварительного и текущего контроля являются визуальные проверки. Такие проверки актами, справками не оформляются. Все дело сводится к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о недопущении или приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой операции.

Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Проверка может быть счетной или тематической.

Счетная проверка – это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов.

Тематическая проверка – это изучение отдельных сторон участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и т.д.

Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля – банками, финансовыми, аудиторским фирмами.

Ревизия – это комплексный метод последующего контроля. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности.

Органы государственного финансового контроля свою работу проводят по планам. Планы составляются с учетом установленной по закону периодичности проверок и ревизий. В планах намечаются объекты контроля, тема проверки или ревизии, срок начала и окончания, количество исполнителей и их состав и т.д. Органы аудита свою работу проводят на основе договора.

В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций ревизии и проверки могут быть полными и частичными.

По методу изучения документов ревизии и проверки подразделяются на сплошные и выборочные.

По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, т.е. осуществляемые одним проверяющим; бригадными, т.е. осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является бригадиром; комплексными, т.е. бригадные ревизии с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров, и др.

Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит из нескольких этапов: предъявление полномочий; проведение организационного совещания с ответственными работниками подконтрольного объекта; личное ознакомление с подконтрольным объектам, технологией его деятельности; предварительный анализ его деятельности; непосредственная документальная ревизия или проверка; систематизация материалов ревизии или проверки; составление акта или справки; реализация материалов ревизии или проверки; проверка устранения выявленных недостатков.

Осуществляя ревизию или проверку, важно правильно выбрать метод изучения документов. Различают хронологический и систематизированный метод просмотра документов.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной группировки в той последовательности, в какой они совершались. Такой метод приемлем при изучении документов небольших объектов контроля и совершенно не пригоден на крупных объектах, так как не позволяет охватить вниманием все хозяйственно-финансовые операции. Поэтому, осуществляя ревизию или проверку на крупных объектах, документы изучают по определенной системе, т.е. по отдельным операциям: например проверяются все документы, связанные с получение денег в кассу и выплатой их, или проверяются все документы, связанные с получением и списанием каких либо материалов и т.п. Такой метод изучения документа называется систематизированным.

Читайте так же:  Организация учреждением внутреннего финансового контроля

Для того чтобы выявить нарушения в финансово-хозяйственной деятельности имеется несколько методов установления достоверности и правильности операций: формальный; фактической проверки; встречной проверки; корреспондирующий; аналитически-нормативный; метод изучения законности финансово-хозяйственных операций.

Формальный метод заключается в контроле за правильностью оформления документа (соблюдена ли установленная форма; наличие подписей и их достоверность; наличие печатей, штампов; заполнены все реквизиты; наличие исправлений, подчисток; правильность итогов и т.п.).

Метод фактической проверки состоит в проведении инвентаризации материальных ценностей и денежных средств с целью установления их сохранности.

Аналитически-информативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле выпускаемой продукции; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных форм и нормативов и т.д.

Метод встречной проверки представляет собой установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель такой проверки – убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место.

Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция, хищение, приписка и т.п.

Метод изучение законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законом, инструкциям, приказам, распоряжениям. Дело в том, что нередко финансово-хозяйственная операция после применения всех предыдущих методов проверки может выглядеть достоверной и правильной, в то время как она просто незаконная.

Результативность ревизии или проверки в значительной степени зависит от качества составленного акта.

Составление акта начинается задолго до написания самого текста. Обилие и разнообразие вопросов, с которыми проверяющий сталкивается в процессе своей работы, обязывает его с самого начала ревизии (проверки) подбирать и систематизировать материал в соответствии с разделами и вопросами программы и рабочего плана.

На основе систематизированного материала составляется акт. Акт ревизии (справка) – это не просто перечень допущенных нарушений финансово-хозяйственной деятельности, это документ, который должен послужить основанием для правильных выводов о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого для выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. В связи с этим к акту ревизии (справке) предъявляется ряд требований.

Прежде всего акт ревизии должен содержать системное изложение выявленных нарушений, основанное на конкретных фактах и документах. В обязательном порядке надо указывать полное наименование нормативного документа, положения которого были нарушены. В необходимых случаях записи в акте надо подкреплять копиями (или подлинниками) документов, на основании которых сделано нарушение или злоупотребление. Составляя акт, проверяющий должен заносить в него только те факты, которые послужат в последующем для выводов, предложений рекомендаций, указаний. Не следует загружать акт второстепенными деталями, описанием однотипных мелких нарушений. Все это лучше сосредоточить в промежуточном акте, справке, ведомости и приложить их к основному акту ревизии, изложив в нем основную суть и общие итоги.

В изложении фактов проверяющий должен соблюдать строгую объективность, не употреблять выражений, свойственных органам следствия или прокуратуры. Нарушения, установленные путем обследования или анализа, следует заносить в акт только после фактической и документальной проверки. Недопустимо, когда в акт заносятся недостаточно проверенные нарушения, которые в последующем могут быть опровергнуты, или видимые, а не действительные причины выявленных нарушений.

После написания акта его содержание необходимо согласовать с лицами, которые его будут подписывать. После согласования, уточнения, дополнительной проверки фактов, по которым имеются возражения, текст акта перепечатывается и подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером ревизируемого объекта. Один экземпляр акта выдается руководителю проверяемого объекта под расписку на первом экземпляре.

После подписания акта начинается реализация материалов ревизии и проверки. Она состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных недостатков. В тех случаях, когда ревизией (проверкой) выявлены серьезные нарушения, влекущие за собой судебную ответственность, материалы передаются следственным органам. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной только после того, когда все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

Читайте так же:  Налоговый вычет работающим пенсионерам

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Читайте так же:  Куда писать заявление на возврат госпошлины

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Отправить по почте

Нормативные правовые акты и методические рекомендации

Приказ Минфина России

от 18.12.2019 № 237н

Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»

Дата публикации: 14.01.2020

Приказ Минфина России

от 27.12.2019 № 1657

Приказ Минфина России от 27.12.2019 № 1657 «Об утверждении методики проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита»

Дата публикации: 31.12.2019

Приказ Минфина России

от 27.12.2019 № 1656

Приказ Минфина России от 27.12.2019 № 1656 «О совете по вопросам внутреннего финансового аудита и совершенствования качества финансового менеджмента организаций бюджетной сферы»

Дата публикации: 31.12.2019

Приказ Минфина России

от 21.11.2019 № 195н

Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должно.

Зарегистрирован в Минюсте России от 18.12.2019 № 56862

Дата публикации: 20.12.2019

от 21.11.2019 № 196н

Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и за.

Зарегистрирован в Минюсте России от 18.12.2019 № 56863

Дата публикации: 20.12.2019

Письмо Минфина России

от 17.12.2019 № 02-02-05/98727

Письмо Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98727 «По ВФК и ВФА финансовым органам субъектов РФ»

Дата публикации: 19.12.2019

Письмо Минфина России

от 17.12.2019 № 02-02-05/98728

Письмо Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98728 «По вопросам ВФК и ВФА главным администраторам средств федерального бюджета»

Дата публикации: 19.12.2019

Приказ Минфина России

от 18.12.2019 № 237н

Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок органи.

Направлен на государственную регистрацию в Минюст России

Дата публикации: 19.12.2019

Приказ Минфина России

от 30.11.2018 № 3179

Приказ Минфина России от 30.11.2018 № 3179 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 356»

Дата публикации: 20.02.2019

Приказ Минфина России

от 27.07.2018 № 1668

Приказ Минфина России от 27.07.2018 № 1668 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 № 822»

Организация финансового контроля (стр. 1 из 7)

Тема: Организация финансового контроля.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов……………………………………………………………………………….5

2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля……………….11

3. Государственный финансовый контроль РФ………………………………..15

4. Негосударственный финансовый контроль…………………………………34

Список используемой литературы……………………………………………. 38

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.

Читайте так же:  Возврат налога на ребенка какие документы

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.

Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, его цели, задачи, значение и классификация. Во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена государственному финансовому контролю. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю.

1. Финансовый контроль, его цели и задачи, значение и классификация видов.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля — объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

· правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

· соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

· эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

· выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

· успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

· улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс, денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Источники

Организация проведения финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here