Осмотр при камеральной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Осмотр при камеральной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Содержание

  • Осмотр при камеральной налоговой проверки

    Российский бухгалтер, N 3, 2016 год
    Рубрика: Особая тема
    Ольга Семенова,
    эксперт журнала

    Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

    Основание и сроки проведения камеральной проверки

    Основание и сроки проведения камеральной проверки

    Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

    В соответствии с п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

    Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

    Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

    В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

    Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

    Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

    — налог на прибыль;

    — налог на имущество;

    — транспортный налог и прочие.

    Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае — по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

    Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

    Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

    Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

    Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

    Как проводится налоговая проверка

    Проанализировав положения ст.88 НК РФ, налоговики в Письме ФНС РФ N 06-1-04/648 пришли к выводу, что КНП должна проводиться в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган (см. также п.1.5 Регламента), причем независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления. Следовательно, КНП начинается непосредственно после получения налоговым органом налоговой декларации или расчета, причем дополнительно о начале КНП налогоплательщик не информируется.

    Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл за квартиру

    Таким образом, первое, с чего начинается КНП, — проверка факта представления налоговой отчетности.

    Последствия проведения

    Рассмотренная процедура способна выявить следующие виды нарушений:

    • неточности в сданных отчетах;
    • различия в данных, предоставленных плательщиком налогов и в сведениях, полученных ФНС из других источников;
    • также камералка поможет выявить несовпадения в нескольких документах одного плательщика налогов.

    При выявлении нарушений, проверяющий орган за десять дней после того, как сверка будет окончена, подготовит акт. В течение 5 дней он должен быть вручен нарушителю.

    Плательщик налогов на протяжении месяца может подать возражение на акт проверки. Если нарушения отсутствуют, проверяющая организация не вправе требовать предоставления первичных документов, а также каких-либо дополнительных пояснений.

    Камеральная проверка не выявила оснований для дальнейшей углубленной проверки

    Доступ к полной версии этого документа ограничен

    Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

    Вопрос: Налоговыми органами проведен осмотр помещения (склад организации) в рамках камеральной налоговой проверки, срок которой на момент вынесения постановления о проведении осмотра и на дату проведения осмотра истек. В постановлении о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов указано, что постановление вынесено в связи с проведением камеральной налоговой проверки по НДС. Правомерны ли действия налогового органа? (журнал «Актуальная бухгалтерия», N 11, ноябрь 2016 г.)

    Налоговыми органами проведен осмотр помещения (склад организации) в рамках камеральной налоговой проверки, срок которой на момент вынесения постановления о проведении осмотра и на дату проведения осмотра истек. В постановлении о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов указано, что постановление вынесено в связи с проведением камеральной налоговой проверки по НДС.

    Правомерны ли действия налогового органа?

    эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Контроль качества ответа:

    рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Журнал «Актуальная бухгалтерия», N 11, ноябрь 2016 г., с. 92-94.

    Налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов и сборов*(1). Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом *(2). Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории*(3).

    С 1 января 2015 года налоговые инспекторы вправе проводить осмотр помещений (территорий) проверяемого лица в рамках камеральной проверки декларации по НДС в случаях*(4):

    — если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению*(5);

    — если выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению*(6).

    Осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, производят на основании мотивированного постановления должностного лица инспекции, осуществляющего эту проверку*(7). Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа*(8).

    В том случае, когда в постановлении о проведении осмотра территорий, помещений указано, что оно вынесено в связи с проведением камеральной проверки по НДС, но срок проверки на момент вынесения постановления о проведении осмотра и на дату проведения осмотра истек, можно говорить о том, что камеральная налоговая проверка проводится за пределами установленного срока.

    Само по себе данное обстоятельство не является основанием для безусловного признания незаконным решения, вынесенного по результатам такой проверки, или действия налогового органа по принудительному взысканию налога. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что установленный срок проведения камеральной проверки не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию*(12). То есть проведение налоговой проверки за пределами срока само по себе не является основанием для признания незаконным решения, вынесенного по результатам такой проверки, или действия налогового органа по принудительному взысканию налога. В то же время другие судьи указали, что нарушение срока камеральной проверки является существенным нарушением прав налогоплательщика и основанием для признания недействительным решения по ее итогам*(13).

    Однако в случае пропуска налоговым органом срока проведения камеральной проверки представляется возможным оспаривание действий должностных лиц налогового органа по проведению осмотра территорий и помещений, осуществляемых в рамках такой проверки. В случае если налогоплательщик считает, что действия должностных лиц налогового органа нарушают его права, он вправе обжаловать их в вышестоящий налоговый орган и (или) обратиться в суд*(14).

    Кроме того, суды, полагающие, что у налоговых органов в конкретной ситуации отсутствовали законные основания для производства осмотра помещений, как правило, не принимают протоколы осмотра в качестве допустимых доказательств*(15).

    1 ноября 2016 г.

    *(3) подп. 6 п. 1 ст. 31, ст. 92 НК РФ; п. 3.1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I

    Энциклопедия решений. Осмотр помещений и территорий при камеральной налоговой проверке

    Осмотр помещений и территорий при камеральной налоговой проверке

    Налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

    На основании п. 1 ст. 92 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, действующей с 1 января 2015 года) должностное лицо налогового органа, производящее выездную либо камеральную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Однако право на проведение осмотра предоставляется налоговым органам только при камеральной налоговой проверке на основе налоговой декларации по НДС в следующих случаях:

    1) при подаче налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

    2) при выявлении в налоговой декларации следующих противоречий или несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):. При этом в числе таких противоречий и несоответствий поименованы:

    — противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;

    Читайте так же:  Налоговые вычеты предприятия

    — несоответствии сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся:

    в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС),

    или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

    В этих случаях осмотр производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. При этом постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

    Доступ проверяющих на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении проверяющими служебных удостоверений и указанного мотивированного постановления (п. 1 ст. 91 и п.п. 1, 2 ст. 92 НК РФ).

    Обновленные нормы п. 8.1 ст. 88 и п. 1 ст. 92 НК РФ применяются при проведении камеральных налоговых проверок в отношении налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций) по НДС, представляемых после 31 декабря 2014 года (письмо Минфина России от 30.04.2015 N 03-07-11/25178).

    Внимание

    В иных случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 92 НК РФ, допускается осмотр лишь документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 93 НК РФ).

    Протоколы осмотров территорий и помещений, проведенных в рамках камеральных проверок на основе иных деклараций, кроме НДС, суды признают недопустимым доказательством (см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2016 N Ф02-4873/16).

    Вместе с тем необходимо учитывать, что при рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС N 57).

    Поэтому протокол осмотра помещений и территорий налогоплательщика, произведеного до начала соответствующей камеральной налоговой проверки, может быть использован налоговым органом в качестве доказательства нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

    До 2015 года норма п. 1 ст. 92 НК РФ предусмотривала право налогового органа производить осмотр территорий, помещений только в период проведения в отношении этого налогоплательщика выездной налоговой проверки. Вне рамок выездной налоговой проверки в силу п. 2 ст. 92 НК РФ допускался осмотр только документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

    В связи с этим в рамках камеральной проверки налоговые органы были не вправе осуществлять осмотр (см. письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411, письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (вопрос 5) и от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (п.п. 6.1-6.4)).

    Однако налоговые органы нередко проводят осмотр помещений налогоплательщиков не только в рамках выездных проверок, но и камеральных. Свои действия они обосновывают нормами п. 1 ст. 82 НК РФ, (в котором осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля) и п. 2 ст. 91 НК РФ (предоставляющим должностным лицам налоговых органов, непосредственно проводящим налоговую проверку, возможность производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

    При этом арбитражная практика по данному вопросу была достаточно противоречива. Нередко суды приходили к выводу, что действующее законодательство не запрещает налоговым органам проводить в ходе камеральной проверки осмотр (обследование) используемых налогоплательщиком помещений (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2012 N Ф07-7510/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 N Ф04-918/2011).

    В других случаях судьи считали, что у налоговых органов отсутствуют законные основания, установленные статьями 91 и 92 НК РФ, для производства осмотра помещений при проведении камеральной проверки, в связи с чем не принимали протоколы осмотра в качестве допустимых доказательств (постановления ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N Ф10-3761/12 и от 28.12.2011 N Ф10-4755/11, ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2012 N Ф07-2958/12, ФАС Поволжского округа от 02.12.2010 по делу N А55-7610/2010).

    В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров Пленум ВАС РФ в п. 24 постановления N 57 от 30.07.2013 разъяснил, что положения статей 91 и 92 НК РФ, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки. Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

    С учетом указанных разъяснений в последнее время суды признают недопустимым доказательством протоколы осмотров территории и помещений налогоплательщика, произведенных до 2015 года в рамках камеральных проверок (см. постановления АС Северо-Кавказского округа от 19.07.2016 N Ф08-4636/16, ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2014 N Ф07-7946/12, ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2013 N Ф01-11955/13, ФАС Центрального округа от 29.05.2014 N Ф10-1337/14, Девятнадцатого ААС от 20.08.2013 N 19АП-3400/13 (оставлено в силе постановлением ФАС Центрального округа от 19.12.2013 N Ф10-3696/13)).

    Осмотр при камеральной налоговой проверки

    Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6-8, 2006 год
    Рубрика: Налоговый контроль
    С.Сафронов,
    эксперт журнала «Бюджетные организации:
    бухгалтерский учет и налогообложение»

    Рано или поздно любое бюджетное учреждение подвергается со стороны налоговых органов контролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах и сборах. Порядок налогового контроля, осуществляемого налоговиками посредством различных мероприятий, установлен отдельной главой Налогового кодекса. Речь идет о главе 14 «Налоговый контроль». Ею определены мероприятия, которые налоговые органы вправе проводить в рамках налогового контроля:

    встречная налоговая проверка (абз. 2 ст.87 НК РФ);

    — выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ);

    — доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст.91 НК РФ);

    — выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);

    — привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст.96 НК РФ);

    Следует отметить, что среди них основное место отводится налоговым проверкам — выездной и камеральной. Проведение встречных налоговых проверок, равно как и получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверок данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий являются, как правило, неотъемлемой частью мероприятий, проводимых при камеральной и выездной проверках.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    На практике КНП носит массовый характер. На долю выездной проверки с учетом специфики ее проведения (большая трудоемкость) приходится лишь 1/5 часть всех налогоплательщиков. К тому же именно благодаря результатам КНП многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговиков в целях осуществления налогового контроля посредством выездной налоговой проверки, так как объектом ее исследования являются «слабые места» и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе КНП.

    Читайте так же:  Условия получения имущественного вычета

    Поэтому сегодня речь пойдет о порядке проведения налоговыми органами КНП, а также о наиболее интересных моментах, с которыми может столкнуться бухгалтер бюджетного учреждения при КНП.

    Порядок проведения

    Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:

    • проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
    • оценивается (визуально) правильность оформления;
    • проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
    • проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.

    Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:

    • настаивать на проведении экспертизы;
    • вызывать на допрос свидетелей;
    • осуществлять выемку деловых бумаг;
    • привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
    • осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
    • проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).

    Если субъект, в отношении которого проводится КНП, отказывается предоставлять запрошенную проверяющими документацию или другие данные, ему грозит ответственность в соответствии с российскими законами. Так, в Российском НК (в его статье 126) сказано, что на плательщика налогов может быть наложен штраф. Размер его – 200 рублей, которые нужно будет заплатить за каждый не предоставленный документ.

    Камеральная проверка отчетности (этапы ее проведения)

    Камеральную проверку отчетности, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган, можно разделить на несколько этапов.

    1. Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством.

    Данная проверка осуществляется сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками.

    2. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности.

    На данном этапе сотрудниками отдела по работе с налогоплательщиками проверяется полнота заполнения всех необходимых реквизитов налоговой отчетности, четкость их заполнения и т.д. При этом инспектор не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, за исключением случаев, если налогоплательщик представил ее по неустановленной форме (п.2.1.4 Регламента работы с налогоплательщиками*). Также п.2.1.5 данного документа предусмотрено, что в случае представления налогоплательщиком по почте налоговой декларации по не установленной законодательством форме должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в 3-дневный срок подготавливается уведомление** о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме.
    _______________________
    * Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. Приказом ФНС РФ от 09.09.05 N САЭ-3-01/444.

    Что такое камеральная проверка простыми словами: процедура проведения

    После сдачи отчетности ФНС проверяет предоставленные декларации, расчеты. Процедура камеральной проверки помогает налоговой отследить, соблюдает ли ИП либо юрлицо требования законов о сборах, налогах. Если вам интересно, зачем нужна камеральная проверка, что это такое – в налоговой могут предоставить подробную консультацию по данному вопросу. Разъяснить же главные моменты мы постараемся в нашей статье.

    Что это значит

    Камеральная налоговая проверка – это главная форма выполнения налогового контроля. Решение о проведении принимается на протяжении трех месяцев со дня подачи декларации (не иной документации, подтверждающей правильность выполненных расчетов). Основанием для выполнения могут стать возникшие у работника ФНС подозрения в отношении субъекта хозяйствования. Иначе говоря – когда уполномоченный сотрудник подозревает плательщика налогов в том, что тот совершил налоговое правонарушение. Постарались объяснить, что такое камеральная проверка простыми словами, идем дальше.

    Камеральная налоговая проверка проводится по месту расположения органа ФНС. Занимаются ею уполномоченные должностные лица, сверяющие логику формы, а также арифметику, соответствие декларации установленной форме. В обязательном порядке проверяется наличие необходимых подписей, приложений. Кроме того должностные лица оценивают, насколько правильно отображены показатели.

    Проверять плательщика налогов уполномоченные сотрудники могут двумя способами:

    • путем сравнения полученных из программных продуктов сведений с итогами проведенного при помощи средств автоматизации контроля, которому подвергается налоговая отчетность СПД.
    • в электронной форме.

    Согласно Российскому НК, уведомлять субъекта хозяйствования о том, что будет проводиться КНП, инспекторы ФНС не обязаны. Бывает, что предприниматель не в курсе, что декларации, расчеты проверены уполномоченными сотрудниками налоговой службы. Так происходит лишь при отсутствии ошибок, недочетов в сданной на проверку документации. Проверенная отчетность не должна проверяться дважды (даже сотрудниками другого налогового органа). Тем не менее, налоговикам в ряде случаев требуется изучить этот же отчетный период. Такая необходимость возникает, когда плательщик налогов направляет в ФНС уточненную декларацию.

    Период и сроки проведения проверки

    Обратите внимание: составление акта по результатам КНП налоговым законодательством не предусмотрено.

    Вместе с тем, на практике должностные лица налоговых органов, осуществляющие КНП, пользуются внутреннем документом — Регламентом проведения камеральных налоговых проверок* (далее — Регламент). В соответствии с п.1.4 Регламента налоговики обязаны провести КНП в течение 75 календарных дней со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности. При этом руководитель налогового органа либо его заместитель на основании служебной записки отдела камеральных проверок могут принять решение о продлении срока проведения КНП до трех месяцев в случае:
    _________________
    * Приказ МНС РФ от 21.08.03 N БГ-4-06/24дсп «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов».

    — проведения КНП крупнейших и основных («бюджетообразующих») налогоплательщиков;

    — если при проведении КНП были выявлены противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства;

    — необходимости проведения встречных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ.

    Следует отметить, что срок проведения КНП, установленный НК РФ, — в течение трех месяцев, не является пресекательным. Так, в соответствии с п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 71* истечение срока проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания (в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).
    ______________________
    * Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

    Проверка факта представления налоговой отчетности

    Углубленная проверка

    Камералка может быть углубленной, когда проводится не только сверка контрольных соотношений, но и выполняются одно или несколько из перечисленных ранее мероприятий. Пугаться ее не стоит – такое повышенное внимание со стороны проверяющих не значит, что с вашими документами что-либо не так.

    Ее проведение может понадобиться в нескольких случаях:

    • предприниматель пользуется налоговыми льготами;
    • декларация была составлена по налогам за использование природных запасов;
    • в декларации содержится заявление на возмещение налога на добавленную стоимость.
    Читайте так же:  Кадастровый налог на имущество физических лиц

    Часто случается так, что ИП стремятся избежать возмещения. С 2015 года, согласно российскому НК, можно переносить вычеты НДС в течение трех лет. Это позволяет избегать возмещения, а значит – не попадать под углубленную КНП:

    • по прошествии 24 месяцев с момента подачи отчетности СПД в проверяющие органы поступила уточненная декларация. Здесь имеется в виду такая, в которой отражена или сниженная сумма налога, или же увеличен убыток;
    • в заполненной по налогу на добавленную стоимость отчетности содержатся данные по проведенным операциям, не соответствующие другим данным из этой отчетности. Также в случае, если отображенные данные не соответствуют сведениям по этой операции, отраженным в документах контрагента.

    Если отсутствует хотя бы одно основание для осуществления углубленной проверки из всех перечисленных, субъект хозяйствования имеет право отказать проверяющей организации. Он вправе не предоставлять никаких дополнительных документов.

    Законодательные нормы КНП

    К сожалению, ст.88 НК РФ, регулирующая порядок проведения КНП, не содержит конкретного определения камеральной проверки, а приводит лишь отличительные признаки КНП:

    — КНП проводится в здании (то есть по месту нахождения) налогового органа на основании отчетности, представленной налогоплательщиком;

    камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (абз. 2 ст.88 НК РФ).

    Первичная камеральная проверка

    В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений. Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода. Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

    Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

    Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.76 Налогового кодекса РФ, в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

    Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

    Результат и возражения

    Субъект хозяйствования, в отношении которого проводилась КНП, при несогласии с фактами, указанными в акте и с решением проверяющего, вправе его обжаловать. Разрешается:

    • обратиться с жалобой в вышестоящий орган ФНС. Можно представить изложенные в письменном виде возражения по всему акту КНП в целом либо по отдельным его положениям. Кроме того плательщик налогов может вместе с данным возражением направить на рассмотрение в соответствующий налоговый орган также заверенные копии (либо оригиналы) документов. Они должны подтверждать, что возражения обоснованы;
    • обращаться в арбитражный суд в случае несогласия с решением вышестоящего органа.

    На подачу иска отводится не больше трех месяцев. Суд может отменить уже утвержденное органом ФНС решение о привлечении предпринимателя к ответственности за совершенное налоговое преступление. Это возможно, если будет доказано, что имели место нарушения процедуры проведения КНП.

    Стоит отметить, что для отмены принятого руководителем налогового органа решения о привлечении плательщика налогов к ответственности за содеянное налоговое преступление могут существовать различные основания. Нарушение процедуры проведения КНП – одно из них. Решение в пользу лица, в отношении которого проводилась проверка, может быть принято судом или вышестоящим органом ФНС. Так происходит, когда доказан факт нарушения, которое способствовало принятию руководителем налоговой организации неправомерного решения.

    На рассмотрение жалобы уходит 1.5 месяца. После утверждения решения плательщик налогов должен быть об этом уведомлен письменно, не позднее трехдневного срока со дня утверждения.

    Вопрос: Налоговыми органами проведен осмотр помещения (склад организации) в рамках камеральной налоговой проверки, срок которой на момент вынесения постановления о проведении осмотра и на дату проведения осмотра истек. В постановлении о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов указано, что постановление вынесено в связи с проведением камеральной налоговой проверки по НДС. Правомерны ли действия налогового органа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.)

    Налоговыми органами проведен осмотр помещения (склад организации) в рамках камеральной налоговой проверки, срок которой на момент вынесения постановления о проведении осмотра и на дату проведения осмотра истек. В постановлении о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов указано, что постановление вынесено в связи с проведением камеральной налоговой проверки по НДС.

    Правомерны ли действия налогового органа?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

    В случае пропуска налоговым органом сроков проведения камеральной проверки налогоплательщик вправе оспорить действия должностных лиц налогового органа по проведению осмотра территорий и помещений, осуществленных в рамках такой проверки.

    В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов и сборов. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ).

    Согласно пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории. Аналогичная норма содержится в п. 3.1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации»: в целях осуществления налогового контроля налоговые органы вправе производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном НК РФ.

    С 1 января 2015 г. согласно п. 1 ст. 92 НК РФ налоговые органы вправе проводить осмотр помещений (территорий) проверяемого лица в рамках камеральной проверки декларации по НДС в случаях:

    — если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);

    — если выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

    Читайте так же:  Декларация о доходах ип для банка

    Абзацем вторым п. 1 ст. 92 НК РФ установлено, что осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, указанная в абзаце первом п. 1 ст. 92 НК РФ, производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (смотрите также письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

    Вне рамок налоговых проверок допускается осмотр документов и предметов (при соблюдении определенных условий, смотрите п. 2 ст. 92 НК РФ), в отношении же осмотра территорий (помещений) налогоплательщика законодательство указаний на подобную возможность не содержит — данные действия должны проводиться исключительно в рамках соответствующей проверки. При этом ранее, применительно к норме п. 1 ст. 92 НК РФ, действовавшей до 01.01.2015, Пленум ВАС РФ в п. 24 постановления N 57 от 30.07.2013 разъяснял, что положения статей 91 и 92 НК РФ, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки. То есть в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не мог рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки*(1). Поэтому осуществление осмотра вне рамок проверки противоречит законодательству.

    На основании п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). С учётом этого дата вынесения постановления должностного лица налогового органа о проведении осмотра помещений и территорий при камеральной налоговой проверке деклараций по НДС должна находиться в пределах этого трехмесячного срока.

    В том случае, когда в постановлении о проведении осмотра территорий, помещений указано, что оно вынесено в связи с проведением камеральной проверки по НДС, но срок проверки на момент вынесения постановления о проведении осмотра и на дату проведения осмотра истек, можно говорить о том, что камеральная налоговая проверка проводится за пределами установленного срока.

    Само по себе данное обстоятельство не является основанием для безусловного признания незаконным решения, вынесенного по результатам такой проверки или действия налогового органа по принудительному взысканию налога*(2). Однако в случае пропуска налоговым органом срока проведения камеральной проверки представляется возможным оспаривание действий должностных лиц налогового органа по проведению осмотра территорий и помещений, осуществляемых в рамках такой проверки. В случае, если налогоплательщик считает, что действия должностных лиц налогового органа нарушают его права, он вправе обжаловать их в вышестоящий налоговый орган и (или) обратиться в суд (ст.ст. 137, 138 НК РФ).

    Кроме того, суды, полагающие, что у налоговых органов в конкретной ситуации отсутствовали законные основания, установленные статьями 91 и 92 НК РФ, для производства осмотра помещений, как правило, не принимают протоколы осмотра в качестве допустимых доказательств (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N Ф10-3761/12 и от 28.12.2011 N Ф10-4755/11, ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2012 N Ф07-2958/12, ФАС Поволжского округа от 02.12.2010 по делу N А55-7610/2010).

    Рекомендуем ознакомиться с материалами:

    — Энциклопедия решений. Как вести себя во время «дружественной» проверки;

    — Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;

    — Энциклопедия решений. Осмотр помещений и территорий при камеральной налоговой проверке;

    — Энциклопедия решений. Осмотр при проведении налоговой проверки;

    — Энциклопедия решений. Порядок проведения осмотра в ходе налоговой проверки;

    — Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    30 августа 2016 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

    *(1) Теперь это справедливо также и в отношении камеральной проверки.

    *(2) В п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 говорится о том, что установленный срок проведения камеральной проверки не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию (смотрите также постановления Арбитражного суда Московского округа от 18.03.2015 N Ф05-1773/15 по делу N А40-57212/2014, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.02.2014 N Ф07-9669/13 по делу N А05-16543/2012). То есть проведение налоговой проверки за пределами срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ, само по себе не является основанием для признания незаконным решения, вынесенного по результатам такой проверки или действия налогового органа по принудительному взысканию налога. В то же время из постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2010 по делу N А70-1902/2010 следует, что нарушение срока камеральной проверки является существенным нарушением прав налогоплательщика и основанием для признания недействительным решения по ее итогам.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

    Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

    Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

    Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

    Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

    Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

    Источники

    Осмотр при камеральной налоговой проверки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here