Основания для продления выездной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Основания для продления выездной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Особенности повторной выездной налоговой проверки

В пункте 5 статьи 89 НК РФ прописан запрет на проведение повторных выездных проверок. Однако она может организовываться в исключительных случаях, оговоренных в законе.

В каких случаях проводится повторная проверка

Выездная повторная проверка осуществляется этими органами:

  • Вышестоящий налоговый орган. Повторная проверка выполняется с целью проверки работы налогового органа, проводившего первое мероприятие.
  • Налоговый орган, осуществляющий первую проверку. Мероприятие проводится только по решению органа. Назначается оно тогда, когда плательщик направляет уточненную налоговую декларацию с уменьшенной суммой налога. Предметом проверки являются исключительно обстоятельства, которые повлекли за собой сокращение суммы начисленного налога.
  • Основной налоговый орган. Он также может организовать мероприятие при ликвидации или реорганизации компании.

Как правило, контрольные мероприятия проводятся вышестоящим органом.

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Что именно может проверяться

При повторном мероприятии специалисты должны соблюдать эти условия:

  • Не следует переоценивать выводы судебных органов, касающиеся актуальной налоговой декларации.
  • Проверяются только те обстоятельства, которые привели к уточнению налоговой декларации. В частности, к уменьшению начисленных налогов.

При осуществлении повторной проверки могут быть обнаружены нарушения, не выявленные при первом мероприятии. В этом случае санкции к компании применяться не будут. Исключение составляют правонарушения, возникшие вследствие сговора плательщика и должностного лица, представляющего налоговую (основание – пункт 10 статьи 89 НК).

Дополнительные вопросы

Актуально ли право на мероприятие в отношении филиалов фирмы, если до этого была проведена общая проверка? Все зависит от того, какие именно налоги выступали предметом при предыдущей процедуре. Если был назначен комплексный анализ всех федеральных, региональных и местных налогов, выездная проверка будет незаконной. Основание – абзац 4 пункта 10 и пункта 5 статьи 89 НК РФ.

Если предметом выступали отдельные налоги, возможна организация дополнительного мероприятия выездного характера. Предметом его являются непроверенные налоги. Подобное мероприятие не считается повторным (основание – пункт 10 статьи 89 НК РФ).

ВАЖНО!
Выездные проверки могут касаться только региональных и местных платежей в казну.

Может ли инспектор по результатам проверки одного налога запросить уточненную декларацию по другому платежу? Да. В процессе повторной процедуры могут быть обнаружены неотраженные данные и ошибки, занижающие налог. В этом случае нужно выполнить перерасчет последнего. Сдать уточненную декларацию должна сама фирма. В обратном случае за дело возьмется инспекция. Соответствующие правила содержатся в пункте 1 статьи 31 НК РФ и письме Минфина №03-02-07/2-209 от 21 декабря 2009 года.

Возможное число повторных проверок

Даже если в году было проведено два мероприятия по разным налогам и периодам, при наличии достаточных оснований может проводиться неограниченное количество проверок.

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Читайте так же:  Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Что делать, если результатов прошлой проверки еще нет

По результатам проверки составляется акт. На его составление требуется определенное время. Проводится ли повторное мероприятие, если результатов прошедшего еще нет? В пункте 10 статьи 89 НК РФ указано, что повторная проверка осуществляется с целью анализа продуктивности, законности и обоснованности решений нижестоящей структуры. Подход этот подтверждается, в том числе, пунктом 5 Постановления №5-П Постановления КС.

То есть вышестоящий орган проверяет не результаты, а процесс контрольного мероприятия. Следовательно, наличие или отсутствие акта значения не имеет. Даже если результаты проверки не готовы, предмет повторного мероприятия присутствует. Кроме того, в статье НК РФ не указано, что вторая проверка должна осуществляться по итогам первой.

Что собой представляет приостановка проверки

Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?

Во время «паузы» в аудите налоговая прекращает изымать документы у проверяемого субъекта. Ему возвращают все подлинные бумаги, кроме документации, полученной при выемке. Также в данный период сотрудники налоговой не проводят никаких контрольных мероприятий на территории налогоплательщика.

Четкая регламентация сроков приостановления выездной налоговой проверки дает налогоплательщику определенные гарантии. После возобновления аудита у него должна быть возможность вести деятельность в том же режиме и взаимодействовать с партнерами на тех же условиях.

Если бы сроки не были регламентированы, и налоговая инспекция вмешивалась в работу предприятия на протяжении длительного времени своей проверкой и продолжительной паузой в ней, правовое положение бизнеса непременно бы пошатнулось, и создалась серьезная угроза для успешной финансовой деятельности.

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Последствия приостановки

Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:

  • Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
  • Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
  • Инспектор больше не может требовать документы у компании.
  • Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
  • Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
  • Не выполняется осмотр площади и документов.
  • Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.

На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.

Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:

  • Неопределенность статуса.
  • Угроза стабильности финансового положения фирмы.
  • Затруднения при планировании операций.
  • Нарушение кредитоспособности.
  • Проблемы в отношениях с контрагентами.

То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.

Правомерность повторного продления выездной налоговой проверки по одним и тем же основаниям

ФНС России пришла к выводу о правомерности продления выездной проверки по тем же основаниям, что и ранее при рассмотрении спора.

У налогоплательщика проводилась ВНП. Срок проверки был дважды продлен на основании запроса инспекции сначала до четырех, а затем и до шести месяцев в связи с большим объемом проверяемых документов и проводимыми контрольными мероприятиями. Основания продления проверки и ее срок проведения указаны в п.6 ст.89 НК РФ.

Налогоплательщик был против второго продления и обратился с жалобой в ФНС РФ. Он утверждал, что увеличение срока проверки до шести месяцев незаконно, так как основанием продления указаны те же обстоятельства, что и ранее.

ФНС России жалобу налогоплательщика не удовлетворила, так как отметила, что соблюдены все основания для продления проверки. Необходимость и сроки продления ВНП определяются в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела, а принятие такого решения находится под контролем вышестоящего налогового органа. Такое же мнение содержится в одном из Определений Конституционного суда РФ. Поэтому Решение о продлении проверки до шести месяцев является и обоснованным и законным, так как обеспечивает наиболее полный и глубокий контроль при определении правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком платежей в бюджет. Кроме того, данное продление не препятствует ведению предпринимательской деятельности.

Приложение N 6. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Приложение N 6
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

1. Настоящие Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены на основании абзаца второго пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

2. В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Читайте так же:  Бланк декларации по упрощенной системе налогообложения

Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев, являются:

1) проведение выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков;

2) получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;

3) проведение выездной налоговой проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

до четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на такие обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

4) непредставление лицом, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения такой проверки;

5) активное противодействие лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, ее проведению (пункт 1.1 статьи 113 Кодекса);

6) составление акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Кодекса;

7) непредставление кредитной организацией информации в установленный пунктом 2 статьи 86 Кодекс срок, непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (статья 128 Кодекса), непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения (пункт 1 статьи 95 Кодекса), неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода (пункт 3 статьи 97 Кодекса);

8) возникновение чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка и (или) налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку.

3. Для продления срока проведения выездной налоговой проверки мотивированный запрос о продлении срока ее проведения направляется налоговым органом, проводящим такую проверку, в вышестоящий налоговый орган.

4. Для продления срока выездной налоговой проверки, проводимой ФНС России, запрос о продлении срока ее проведения, представляется руководителем проверяющей группы (бригады) руководителю (заместителю руководителя) ФНС России.

5. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, которому направлен запрос, принимает решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.

Приложение N 4. Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки

Приложение N 4
к приказу Федеральной налоговой службы
от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Основания и порядок
продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки

1. Сроки проведения выездной налоговой проверки, повторной выездной налоговой проверки определены пунктами 6 и 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс).

2. Основаниями продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;

3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Читайте так же:  Заявление на льготный подоходный налог
>
N 5. Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приложение 2. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/[email protected] приложение изложено в новой редакции

Приложение N 2
утв. приказом Федеральной налоговой службы
от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected]

Основания и порядок
продления срока проведения выездной налоговой проверки

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected]

1. Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в соответствии с пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

3. Согласно пункту 5 статьи 89.1 Кодекса выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.

4. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

5. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

ФНС: инспекция вправе продлевать срок выездной проверки по одним и тем же основаниям

Продление сроков выездной налоговой проверки дважды (сначала до четырех, а затем до шести месяцев) по одним и тем же основаниям не свидетельствует о неправомерности действий инспекции. К такому выводу пришла ФНС России при рассмотрении жалобы налогоплательщика.

По общему правилу, срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Этот срок может продлеваться до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Об этом сказано в пункте 6 статьи 89 Налогового кодекса.

Руководствуясь указанной нормой, налоговики продлили выездную проверку сначала до четырех, а позднее до шести месяцев в связи с большим объемом проверяемых документов и проведением контрольными мероприятиями.

Налогоплательщик не согласился с повторным продлением проверки и обратился с жалобой в ФНС. По его мнению, увеличение срока проверки до шести месяцев незаконно, так как в качестве основания для продления ревизии указаны те же обстоятельства, что и ранее (при первом продлении), а это не является «исключительным случаем».

Однако в главном налоговом ведомстве отказались поддержать налогоплательщика. Специалисты ФНС отметили, что перечень оснований для продления выездной проверки является открытым. Необходимость в увеличении срока выездной проверки зависит от фактических обстоятельств конкретного дела, а принятие такого решения находится под контролем вышестоящего налогового органа. При отсутствии достаточных оснований запрос инспекции о продлении выездной проверки может быть отклонен. В рассматриваемой ситуации решение о продлении проверки до шести месяцев является законным, так как направлено на обеспечение проведения наиболее полного и всестороннего налогового контроля, заявили в главном налоговом ведомстве.

Читайте так же:  Инвентаризационный налог на имущество

В подкрепление свой позиции специалисты ФНС сослались на определение Конституционного суда от 09.11.10 № 1434-О-О. Высокий суд отметил, что содержащееся в пункте 6 статьи 89 НК РФ понятие «исключительный случай» относится к категории оценочных понятий и применяется в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дело. При этом данное понятие не является настолько неопределенным, чтобы препятствовать единообразному пониманию и применению соответствующих законоположений. Законодатель оправданно отказался от определения закрытого перечня оснований для продления проверки, учитывая многообразие возможных ситуаций, при которых налоговым органам требуется дополнительное время для завершения процедуры выездной налоговой проверки. В противном случае это могло бы воспрепятствовать полному и всестороннему налоговому контролю, сделать налоговую проверку формальной и неэффективной.

Разъясняем порядок продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки.

В настоящем материале я раскрою тему порядка продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки.

Мы попросили выразить мнение о процедуре приостановления налогового адвоката Павла Тылика. Вот, что думает Тылик П.Ю. о приостановлении налоговых проверок:

Но все сказанное не означает, что надо сидеть и ждать милости от налоговиков. Существуют способы противостоять произволу, а время приостановки налоговой проверки использовать для своей пользы.

Спасибо за ваши вопросы. Удачи всем».

Выездная налоговая проверка — одна из самых серьезных процедур налогового контроля. Именно поэтому законодательство РФ четко определяет правила ее проведения. Тема нашей сегодняшней статьи — продление и приостановление выездной налоговой проверки (нормы, основания, регламентация).

По НК РФ, срок ВНП не может составлять больше 2 месяцев. Но есть ситуации, когда его продлевают до 4 месяцев и даже полугода. По каким причинам инспекторы могут продлить срок?

  • Проверяется крупнейшая организация, и времени, отведенного законом на аудит, недостаточно.
  • Из органов правоохранения, контроля или других источников поступила информация о нарушениях НК РФ проверяемой фирмой, и эти данные нужно дополнительно проверить.
  • На предприятии произошел форс-мажор (например, подтопление или пожар).
  • Проверяется компания, включающая в себя обособленные подразделения. Если у предприятия 4 и больше таких подразделений, ВНП могут продлить на 4 месяца. Если же отдельных подразделений меньше, аудит разрешено продлить на 4 месяца, но только если данные подразделения уплачивают не меньше 50% общей суммы налогов предприятия и (или) владеют имуществом, стоимость которого не меньше 50% имущества компании.

Если у предприятия — 10 и больше отдельных подразделений, то инспекторы могут продлить аудит до полугода. Здесь стоит учитывать, что сроки разрешено продлевать, если хозяйствующий субъект проверяется целиком, а отдельные подразделения — в комплексе. Если ИФНС отдельно проверяет каждое подразделение, будь то филиал или представительство, на все контрольные мероприятия дается не больше 1 месяца, и этот срок продлить нельзя.

  • Налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент в назначенный срок не предоставляет документацию, требуемую для ВНП. Закон РФ обязывает проверяемые субъекты предъявлять инспекторам необходимые бумаги в течение 10 дней с момента соответствующего уведомления. Если компания не может их предъявить, то оповещает об этом инспекцию. Получив уведомление, начальник ИФНС, который проводит аудит, вправе продлить период предъявления документации или дать отказ.
  • Есть другие обстоятельства: сложность производственных процессов на предприятии, большое количество направлений его деятельности, огромный объем документации, которую нужно проанализировать. В каждом конкретном случае ИФНС, учитывая все нюансы, решает или продлить сроки, или отказать в этом.

Важный момент: если решение о ВНП выносит проверяющее отделение ИФНС, то решение о продлении сроков принимает вышестоящая налоговая инспекция, на основании соответствующего запроса из проверяющего отделения. Таким образом, продлевать сроки ВНП вправе может лишь начальник управления ИНФС в конкретном регионе РФ.

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Повторные мероприятия при ликвидации или реорганизации

Повторные проверки при ликвидации и реорганизации регулируются пунктом 11 статьи 89 НК РФ. Процедура практически полностью аналогична стандартным повторным мероприятиям. Решение о ее проведении принимается руководителем инспекции, в которой состоит фирма.

Можно ли назначать повторную камеральную проверку? Нет, так как предметом ее является налоговая отчетность. Два раза, без наличия достаточных на то оснований, проверять одни и те же бумаги нельзя. Соответствующая позиция изложена в постановлении ФАС Северно-Западного округа №А66-594/2008 от 26 сентября 2008 года. Исключения составляют случаи, когда фирма сдала уточненную отчетность с уменьшенной суммой налога. Правильность расчетов организации перепроверяется инспекторами.

К СВЕДЕНИЮ! По итогам повторного мероприятия, как и при стандартной процедуре, составляется акт с его результатами. В нем указываются найденные недочеты или их отсутствие.

Особенности приостановления выездной налоговой проверки

Приостановление проверки налоговой – действие, возможное только при проведении выездных проверок. Камеральные мероприятия ставиться «на паузу» не могут. Однако и проведение выездных проверок просто так приостановить нельзя. Для этого нужны основания.

Срок приостановки выездной налоговой проверки.

Перейдем к основному вопросу статьи — приостановлению аудита. По каким причинам налоговая может сделать это? Сразу оговоримся, перечень обстоятельств — закрытый, и расширить его нельзя.

Вот основания для «паузы»:

  • Необходимо узнать информацию (истребовать документацию) у контрагента или иных лиц, владеющих сведениями (документами) по хозяйственным операциям проверяемой компании.
  • Получить сведения у зарубежных госорганов в соответствии с международными соглашениями РФ.
  • Провести экспертизы.
  • Перевести на русский иностранную документацию налогоплательщика.
    Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Но есть и исключение, касающееся последнего пункта перечня. Если за полгода ИФНС не смогла получить нужные данные, то период приостановки ВНП можно продлить еще на 3 месяца.
Читайте так же:  Плата за выполнение функций агента валютного контроля

На какой именно период необходимо приостановить ВНП, руководитель ИФНС определяет в каждой конкретной ситуации индивидуально.

Как проводится проверка

Повторное мероприятие отличается рядом ограничений. В частности, проверяются только бумаги, связанные с исчислением и выплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ). Специалисты могут запрашивать документы за период, не превышающий 3 года. Повторный характер мероприятия не влияет на порядок его проведения.

Результаты повторной проверки могут не совпадать с результатами первой. К примеру, вышестоящий орган может обнаружить другие нарушения. Однако санкции за них назначаться не будут. Исключение – обнаружение факта фальсификации результатов первого контрольного мероприятия, возникшее вследствие сговора фирмы с представителями налоговой. В этом случае организации могут назначить пени, недоимки, штрафные санкции. Соответствующее положение содержится в пункте 10 статьи 89 НК РФ.

Могут ли специалисты в рамках повторного мероприятия запрашивать бумаги, которые ранее уже предоставлялись инспекторам? В пункте 5 статьи 93 указано, что фирма может не передавать те документы, которые ранее уже предоставлялись в рамках камеральных и выездных проверок. Однако это положение актуально только для бумаг, которые передавались в инспекцию после 1 января 2010 года (основание – пункт 15 статьи 7 ФЗ №137 от 27 июля 2006 года).

Инспектор имеет право повторно запросить эти бумаги:

  • Документы, ранее представленные в форме подлинников, которые фирма забрала в дальнейшем.
  • Предоставленные в инспекцию бумаги, утраченные из-за форс-мажора.

Соответствующие положения оговорены в пункте 5 статьи 93 НК РФ. Они актуальны как для обычной, так и для повторной проверки.

Может ли вышестоящий орган проверять фирму при наличии решения

Рассмотрим ситуацию. Проведено первичное мероприятие, по результатам которого вынесено решение. Оно было оценено судом и вступило в юридическую силу. Может ли осуществляться повторное мероприятие вышестоящим органом в этом случае? Может, однако инспектор не имеет права принимать решения, меняющие выводы судебного акта.

В НК РФ нет прямого запрета на повторную проверку тогда, когда результаты предыдущей были оценены в суде. Однако иногда контрольные мероприятия противоречат Конституции. В частности, это происходит тогда, когда новое решение вступает в разногласия с судебным актом. Соответствующее положение содержится в постановлении Конституционного суда №5-П от 17 марта 2009 года.

Каким образом производится приостановление проверки?

Решение о приостановке налогового аудита оформляет начальник (или замруководителя) ИФНС. Контрольные мероприятия считаются приостановленными со дня, обозначенного в данном документе.
Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки должно включать в себя ФИО начальника или уполномоченного представителя фирмы, на которой проводят аудит. Это лицо непременно нужно ознакомить с решением, а также оповестить о дате возобновления аудита.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: приостановление выездной налоговой проверки.

Давайте остановимся на самых частых вопросах, связанных с паузами в налоговом аудите, и прокомментируем их.

  • Сколько раз ИФНС может приостанавливать проверку? До нескольких раз, главное, чтобы период приостановки в целом не превысил полугода.
  • Что налоговики вправе делать во время «пауз»? Как уже было отмечено, никаких мероприятий на проверяемом субъекте они вести не вправе: например, осматривать территорию, требовать бумаги у налогоплательщика, опрашивать его работников и требовать пояснений у него самого. Но при этом инспекторам разрешено анализировать документацию предприятия, делать запросы, получать ответы на возникающие вопросы и т. д. — словом, выполнять контрольные действия, но на своей территории.
  • Могут ли инспекторы допрашивать свидетелей в это время? Нет, это противоречит нормам законодательства. Если же в период «пауз» налоговики опрашивают персонал проверяемой компании, налогоплательщику следует выявлять и направлять протоколы таких допросов вышестоящей налоговой инспекции, а также в суд. При этом нужно требовать, чтобы эти доказательства были признаны недействительными, поскольку получены незаконным путем.
    Зачастую инспекторы в России действуют неправомерно, нарушая установленные нормы.

Например, в некоторых случаях они намеренно затягивают приостановленные сроки, аргументируя это тем, что нужно истребовать документы у контрагентов. На деле это делается для того, чтобы выкроить время для получения исчерпывающей информации о проверяемой компании и опросе большего числа свидетелей.

Вам, как налогоплательщику, нужно следить за тем, чтобы ИФНС проводила контрольные мероприятия законно. Известен случай, когда налоговая приостановила аудит, якобы чтобы получить документы у контрагента предприятия. Проверку инспекторы очень долго не возобновляли, сообщая, что контрагент еще не предоставил бумаги. Налогоплательщик решил проверить эту информацию и поступил следующим образом: связался с контрагентом и узнал, что документацию, на основании запроса ИФНС, тот передал еще несколько месяцев назад.

Помните: подобные ситуации необходимо выявлять и пресекать. Защищать свои права вы можете в суде или вышестоящей инспекции. Ведь по мнению Высшего Арбитража РФ, процесс приостановки аудита был введен для того, чтобы уравновесить интересы сторон — ИФНС и налогоплательщика.

Для налоговиков «пауза» — это возможность получить необходимые сведения для дальнейшего аудита без нарушения прав проверяемого субъекта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но, доказывая свою правоту в суде, налогоплательщики должны предъявлять доказательства в пользу того, что их права и интересы были нарушены. Суды принимают сторону инспекций, если этих доказательств недостаточно, или они отсутствуют, не соглашаясь с тем, что приостановление выездной налоговой проверки явилось неправомерным.

Источники

Основания для продления выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here