Особенности государственного финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Особенности государственного финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Особенности финансового контроля

Законодательное регулирование финансового контроля

Формы и методы финансового контроля регулирует ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Он же производит осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля, который производится контрольно-счетными органами. Он включает контрольные и экспертно-аналитические мероприятия (10 статья).

Федеральный закон «О Счетной палате РФ» гласит, что контрольная и экспертно-аналитическая деятельность производится с помощью проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Для них предусмотрены несколько форм: предварительный аудит, оперативный анализ и контроль и последующий аудит (контроль). Они производятся в соответствии со стандартами, которые утверждает Счетная палата в области внешнего аудита (контроля) государства (14 статья).

Формы контроля финансов трактуются в науке по-разному, поэтому можно говорить о несогласованности этого вопроса в системе нормативно-правовых актов.

Самой оптимальной можно считать точку зрения, в соответствии с которой формы финансового контроля представлены отдельной стороной проявления содержания финансового контроля. Они зависят от времени, когда были совершены контрольные действия. Формы включают предварительный, текущий и последующий контроль.

Осуществление предварительного контроля происходит в процессе обсуждения и утверждения законодательных проектов (решений), которые касаются бюджета, а также других проектов законов (решений), касающихся бюджетно-финансовых вопросов. Проявление этой формы происходит на этапе, когда составляются, рассматриваются и утверждаются финансовые планы, сметы расходов и доходов, проекты бюджета, тексты договорных соглашений, учредительная документация и др. Такой контроль может способствовать предотвращению неправильной, нерациональной траты материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он предотвращает отрицательные финансовые результаты работы хозяйственных органов в целом.

Текущая форма финансового контроля осуществляется при исполнении финансовых планов. В этом процессе производятся проверка соблюдения норм и нормативов расходования товарных и материальных ценностей и денежных средств. Такой контроль в бюджетном процессе производят заседания комитетов, комиссий, рабочих групп законодательные (представительные) органы в ходе парламентских слушаний в связи с депутатскими запросами. Они рассматривают некоторые вопросы исполнения бюджетов.

Осуществление последующего финансового контроля происходит после того, как завершен отчетный период и финансовый год в целом. Происходит проверка целесообразного расходования денежных средств государства при исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов организаций, смет бюджетных учреждений. В рамках бюджетного процесса проявление такого контроля осуществляется при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

Методы финансового контроля представляют собой приемы и способы, с помощью которых происходит его осуществление.

В соответствии с компетенцией контрольных органов, направлениями контрольных мероприятий разной может быть методология финансового контроля. Классификация методов включает ревизию, проверку, обследование, анализ, наблюдение, мониторинг, экспертизу и др.

Особенности и виды ревизий

Ревизия может являться одним из основных методов финансового контроля. Она характеризуется тем, что в ходе ее проведения происходит разносторонняя проверка, которая концентрируется на установлении соблюдения финансовой дисциплины конкретным объектом экономической деятельности.

Ревизия — это совокупность обязательных контрольных действий, направленных на проверку законности, целесообразности и эффективности финансовых операций, которые совершены в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций. Также проверяется законность и правильность действий должностных лиц.

БК РФ рассматривает ревизию в качестве комплексной проверки работы объекта контроля. Она выражается проведением контрольных действий в сфере документального и фактического исследования законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, включая достоверность и правильность их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В основе ревизии лежит проверка первичных документов, учетных регистров, фактического наличия материальных средств и ценностей, бухгалтерской и статистической отчетности. В ходе плановой или внеплановой ревизии специалисты применяют приемы, включая встречную проверку, восстановление количественного учета, контроль и сличение.

Проведение ревизии происходит в соответствии с поручением государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Наряду с этим ревизию может проводить Счетная палата (14 статья ФЗ «О Счетной палате РФ»), Росфиннадзор (7.3 пункт постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора») и др.

В число задач ревизии входит проверка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности законодательства в области экономических отношений, законности их операций, сохранности имущества и др.

Принято выделять несколько видов ревизий:

Все результаты проведенных ревизий должны оформляться посредством акта. Его подписывают должностные лица, ревизующие и уполномоченные на это. Далее необходимо доложить результаты ревизии органу государственного финансового контроля, который назначил ее. На основе такого акта должны быть предприняты меры, устраняющие выявленное нарушение финансовой дисциплины. При этом виновных важно привлечь к ответственности и разработать предложения, которые в будущем способны исключить подобные нарушения.

Особенности проведения проверки и экспертизы

Проверка — это контрольное действие, осуществляемое по определенному кругу вопросов, эпизоду или участку финансово-хозяйственной деятельности субъекта, который подлежит ревизии.

Проверка производится в виде единичного контрольного действия (исследования) состояния дел по определенному участку работы проверяемой организации.

БК РФ рассматривает проверку в качестве осуществления контрольных действий в области документального и фактического изучения законности некоторых или всех хозяйственных и финансовых операций, достоверности бух учета, бюджетного учета и соответствующей отчетности в отношении работы контролируемого объекта за некоторый промежуток времени.

Проверка может быть камеральной и выездной. Выделяют и встречные проверки.

Камеральная проверка в целях БК РФ представлена проверкой, которая проводится по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля. В ее основе лежит бюджетная (бухгалтерская) отчетность и другие документы, которые предоставляются по запросу.

Выездные проверки проводятся на месте нахождения объекта контроля. В их процессе может определяться фактическое соответствие совершенной операции показателям бухгалтерской (бюджетной) отчетности и первичной документации.

Встречная проверка представляет собой проверку, которая проводится в рамках выездной и (или) камеральной проверки. Их производят для установления (подтверждения) фактов по новым обстоятельствам, которые связаны с работой объекта контрольной проверки.

Читайте так же:  Возврат госпошлины внж

Проверку производят несколькими способами:

Экспертиза — это метод предварительной оценки принятых финансовых решений. Проводится для выявления их экономической эффективности и юридических последствий.

В качестве примера использования этого метода можно считать экспертизу проекта федерального бюджета, проводимую Счетной палатой. Она включает последующее составление заключения, которое в обязательном порядке рассматривает Госдума. Счетная палата организует собственные действия, основываясь на годовые и текущие планы и программы, сформированные исходя из потребности обеспечения всестороннего системного контроля исполнения федерального бюджета. Здесь важно учитывать все виды и направления работы Счетной палаты (13 статья, Фз «О Счетной палате РФ»).

Наблюдение концентрируется на знакомстве с состоянием финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Проведение обследования характерно для исследования некоторых сторон финансовой деятельности. В его процессе используются анкетирование и опрос.

В целях БК РФ обследование представлено анализом и оценкой состояния некоторой области деятельности объекта контроля. Результат этого метода должен быть оформлен в виде заключения.

Анализ концентрируется на выявления нарушений финансовой дисциплины посредством использования аналитических приемов и способов.

Санкционирование операций представляет собой совершение разрешительной надписи после проверки документации, представленной для проведения финансовых операций. Здесь проверяется их наличие и соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ, которое регулирует бюджетные правоотношения (267.1 статья БК РФ).

В ходе практической деятельности обычно используются и прочие приемы и методы (например, инвентаризация, инспектирование, пересчет, выборка и др.).

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов, закрепленными в конституции государства. Как правило, функции государственного финансового контроля распределяются между высшими органами государственной власти одновременно с функциями управления финансовой и кредитно-денежной системой. Конкретное распределение зависит от особенностей политической системы государства.

На высшем уровне государственного финансового контроля основные функции возлагаются на парламенты или соответствующие им органы. Здесь, как правило, создаются специальные комитеты или комиссии по вопросам финансов, бюджета, налогам и другим вопросам финансовой политики, на которые возлагаются обязанности контроля над соблюдением норм финансового законодательства, за реализацией финансовой политики органами исполнительной власти и за главным инструментом ее реализации – государственным бюджетом. В федеративных государствах парламент осуществляет контроль и за соблюдением норм финансового законодательства всеми членами федерации.

Финансовый контроль парламента осуществляется в процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год и отчета правительства о его исполнении.

Оперативный государственный финансовый контроль проводят министерства финансов и другие государственные финансовые органы, наделенные функциями управления финансами, и специальные ведомства государственного финансового контроля. Объем контрольных функций министерства финансов государства определяется конкретным разграничением функций государственного управления между центральным и местными органами государственной власти.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета. Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета.

Функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит Федеральной налоговой службе и ее органам на местах. Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению. Инспекции наделены широкими правами. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей; могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.

127. Органы государственного финансового контроля: Счетная палата, Президентский контроль, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Государственный таможенный контроль, Центральный банк РФ.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой,находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях – налогового и валютного контроля.

Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты:
1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных / доходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.

2. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) государственная дума даёт заключение.

3. Оценка обоснованности доходных / расходных статей федерального бюджета и в федеральных внебюджетных фондов.

4. Финансовая экспертиза НПА — все законы направляются в счетную палату и счетная палата готовит о постановление о целесообразности по прибывшим законам.
5. Анализ выполнения плановой деятельности. Контроль за законностью движения федеральных средств в ЦБ и других кредитно-финансовые учреждениях .
6. Регулярное предоставление Госдуме информации о ходе контроля.

Читайте так же:  Декларация 3 ндфл инвестиционный вычет

Счетная палата состоит из коллегий (представитель, его заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы – должностные лица, занимающиеся финансовым контролем. Председатель назначается Государственной думой.

Счетная палата осуществляет:

1. Контрольно-ревизионная деятельность

2.Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза).

3. Информационная деятельность.

Счетная палата может:

1.Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы.
2. Имеет право давать администрациям предприятий предписания (требования).

3.Полномочия в представление финансирования денежных средств.

Президентский финансовый контроль — реализуется через контрольное управление президента — призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.
Финансовый бюджет управления президента — для сбора и анализа финансовой деятельности.
Правительство РФ — осуществляет контроль через систему специальных органов.
Министерство финансов (Минфин) — обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.
Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:
1. Контроль за соблюдением финансового законодательства.

2. Контроль за качеством использования всех бюджетов.

3. Контроль за качеством финансовой документации и отчётности.

4. Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.

Федеральное казначейство — полномочия (права):

1. Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.

2. Получать от финансово-кредитных учреждений — справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов — установление, выявление, нарушений в порядке исполнения бюджета.
4. Санкции — приостанавливать операции по счетам контрольных предприятий и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства финансовой документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
5. Изъятие — на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины.
6. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства используемые не по целевому назначению с наложение штрафа в размере действующей учредительной ставки ЦБ.
Банковский контроль — Центробанк. Виды:

1.Выдача лицензий на право осуществлений, банковских операций.
2. Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ).

3.Соблюдение экономических нормативов.

4. Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции).
5. Санкции — замена руководителя банка.

6. Ввод внешнего управляющего в банк.

7. Штрафные санкции.

8. Приостановление лицензии.

9. Отзыв лицензии

128. Негосударственные виды финансового контроля: внутрифирменный (корпоративный) контроль, контроль со стороны коммерческих банков, аудиторский (независимый) контроль.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

1) внутрифирменный (корпоративный);

2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;

3) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.

Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации (стр. 1 из 17)

Глава I. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля

1.1 Сущность и виды финансового контроля

1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля

1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля

1.4 Формы государственного финансового контроля

1.5 Принципы государственного финансового контроля

Глава II. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации

2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ

2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ

2.4 Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля

Глава III. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации

Список использованных источников и литературы

Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.

Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы научного исследования.

Тот огромный человеческий и природный потенциал, которым обладает Россия, требует не только правильного использования государством национального богатства, но и хорошо организованного и налаженного контроля. Государственный финансовый контроль — это особая функция государственного управления, которая осуществляется в интересах как государства, так и всего общества.

Читайте так же:  Государственный финансовый контроль темы

Практика свидетельствует, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле — это не назовешь системой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате как бы имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение.[1]

Создание его стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех пор, пока бюджетная сфера деятельности государства не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.

О необходимости построения эффективного государственного финансового контроля речь идет давно. Однако до сих пор не выработана единая политика в области государственного финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация деятельности в этой сфере. При этом органы исполнительной власти всех уровней, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными ресурсами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно — счетных органов, образованных законодательной (представительной) властью.

В связи с вышеизложенным научно и практически востребованной является разработка сущности государственного финансового контроля, исследование проблем формирования эффективного государственного финансового контроля, системообразующей роли и места конституционного органа государственного финансового контроля — Счетной палаты РФ в организации действенного финансового контроля.

Актуальность темы. Избранная автором тема является теоретически недостаточно разработанной, хотя проблемы государственного финансового контроля находятся в фокусе внимания ряда научных исследований. Особо следует отметить работы И.А. Белобжецкого, Н.Т. Белухи, Э.А. Вознесенского, Ю.М. Воронина, В.Г. Видяпина, Н.Г. Гаджиева, Ю.А. Данилевского, Н.П. Ефимовой, В.А. Жукова, Ю.М. Иткина, Ю.А. Крохина, А.Н. Козырина, Л.Н. Овсянникова, В.Г. Панскова, Н.Д. Погосяна, В.М. Родионовой, Г.А. Соловьева, СВ. Степашина, М.С. Студеникиной, И.В. Фирулина, СИ. Фленова, П.В. Черноморда, А.Д. Шеремета, С.О.Шохина, В.И. Шлейникова, А.А. Шпига.

Исследователи раскрывают отдельные составляющие содержания, виды финансового контроля, механизм его функционирования.

Однако имеющиеся научные наработки в данной области весьма противоречивы и не дают должной аргументации для принятия обоснованных государственных решений в форме законов, создания современных стратегий и технологий в практической деятельности. Это касается, прежде всего, основополагающих проблем сущности государственного финансового контроля, его роли и места в системе рыночных отношений, путей повышения эффективности.

Анализ научной литературы и практики позволяет сделать вывод о том, что складываются противоречия между государственной политикой в отношении финансового контроля и реальными условиями его осуществления, объективной потребностью общества в более полной реализации государственным финансовым контролем своих сущностных функций, повышении его роли в новых экономических преобразованиях.

Разрешению указанных противоречий призвана способствовать научная разработка концепции единого государственного финансового контроля в рыночных условиях как основы для его законодательного закрепления, правового обеспечения ряда основополагающих принципов, конкретных форм и методов деятельности, механизма координации высших органов государственного финансового контроля в его целостной системе.

Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

— уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;

— исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;

— дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

— определить место и роль, а также пути совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля в единой системе;

— выработать предложения и рекомендации по повышению эффективности государственного финансового контроля на основе отечественного и зарубежного опыта.

Объект исследования — контрольная деятельность, осуществляемая органами государственного финансового контроля, в частности, Счетной палатой РФ, Минфином РФ.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в системе государственного финансового контроля в процессе проверок и ревизий, а также при реализации его результатов в социальной сфере.

Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составляют научные изыскания, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах известных отечественных и зарубежных авторов в области макро- и микроэкономики. В гносеологических целях автор опирался на такие категории и понятия, как контроль, финансовый аудит, эффективность. В качестве материала для исследования использованы статистические материалы, данные министерств и ведомств, материалы научных конференций, различные периодические издания, специальная научная литература по раскрываемой тематике. Определенный объем информационного материала обобщен по результатам проверок, проведенных Счетной палатой РФ, а также итогам изучения автором проблемы государственного финансового контроля в Канаде и Германии.

Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили четыре группы источников.

К первой отнесены нормативно-правовые акты государственных и управленческих структур по исследуемой проблематике.

Ко второй отнесены научная и учебная литература (монографии, учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству).

Читайте так же:  Контроль финансовой информации

К третьей отнесены научные статьи в периодической печати по исследуемой проблематике.

К четвертой отнесены специализированные ресурсы интернет.

Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на 23 апреля 2009 года.

В чем особенности государственного финансового контроля?

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рас-смотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития национального хозяйства, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.

Органы государственного финансового контроля:

Парламент Республики Казахстан осуществляет контроль за:

источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием, как правительством, так и законодательными органами; пресечение расточительства денежных средств;

эффективностью использования государственной собственности, работы государственных предприятий, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности;

использованием средств специальных фондов;

источниками денежных доходов общественных организаций, включая различные партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям.

Специальные ведомства государственного финансового контроля.

Комитет финансового контроля, подчиненный непосредственно Минфину. Органы КФК есть во всех субъектах РК. Весь этот аппарат содержится за счет средств республиканского бюджета. КФК — это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности:

* документирование ревизии на государственных предприятиях, организациях и учреждениях;

* проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.

Главная проблема в работе этой структуры — законодательная база для финансового контроля.

Органы финансового контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль, как правило, менее эффективен).

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называется бюджетным.

Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики. Контрольные органы проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности государственных хозяйствующих субъектов.

Налоговые комитеты — это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Министерство финансов. Налоговые комитеты на местах подчиняются только своему вышестоящему органу.

Задачами налоговых служб являются:

а) контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.

б) проверка финансового состояния хозяйствующих субъектов независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы;

в) контроль за правильностью определения налогооблагаемого дохода с целью недопущения его занижения;

г) регистрация всех субъектов, а также реальных и потенциальных объек-тов налогообложения;

д) учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего государству.

Налоговые комитеты имеют право: получать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые комитеты обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд жалобы на действия государственных налоговых комитетов. Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового контроля.

37. Особенности финансового контроля, проводимого Счетной палатой.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией РФ (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:

-организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

-определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

-оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

-финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;

-анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;

-контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;

-регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач в соответствии она обладает организационной и функциональной независимостью. Она обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя:

— оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году;

— проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета;

— экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам;

— анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе;

— подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства;

Читайте так же:  Проверка ограничений по инн на сайте налоговой

— подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание;

— подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

38.Особенности проведения финансового контроля, проводимого Минфином России.

Государственный финансовый контроль (ГФК) — одна из важнейших функций государственного управления. В широком смысле — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:· ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;· нарушений финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства; · недостатков в организации системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, предприятий, организаций (в том числе внутреннего контроля) с полным или частичным государственным участием или особо связанных с государством.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

39. Понятие и задачи экспертизы. Экспертиза – это исследование и решение опытными специалистами, учеными вопросов, которые требуют специальных знаний в области науки, техники, экономики, искусства или ремесла. Экспертизу назначает следователь, суд и арбитраж.

Криминалистическая экспертиза документов может быть назначена следственными органами и судом. Она осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств с целью установления преступлений и предотвращения их в будущем. С помощью этого способа можно обнаружить подделанный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваниях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеивания, в подделке почерков лиц.

Задачи судебно-бухгалтерской экспертизы:

1) проверка и установление факта и размера недостачи или излишков товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также времени и места возникновения недостачи; 2) проверка и определение размера материального ущерба, причиненного должностными и иными лицами в результате совершенных нарушений и злоупотреблений; 3) исследование документов, содержащих обоснование списания сырья, материалов, готовой продукции и товаров; 4) определение случаев нарушения финансовой дисциплины; 5) проверка и определение факта совершения хозяйственной операции, не получившей должного отражения в данных бухгалтерского учета; 6) определение и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности.

Также эта экспертиза решает, правильно ли была применена методика проведения документальной ревизии, и выявляет недостатки при осуществлении предварительного, текущего и последующего финансового контроля.

40. Элементы системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля – это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.

Система внутреннего контроля состоит из следующих элементов: – система бухгалтерского учета; – контрольная среда; – средства контроля.

Система бухгалтерского учета – это совокупность форм и методов, регламентированных нормативными актами и обеспечивающих учет активов и обязательств, который, в свою очередь, позволяет формировать достоверную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Важным элементом контроля системы бухгалтерского учета в отношении всей структуры предприятия является график документооборота. Различают статические и динамические графики документооборота.

Контрольная среда – это предмет оценки действий системы контроля экономической системы в целом, через оценку действий руководства по поддержанию внутреннего контроля на предприятии.

Контрольная среда экономического субъекта включает, в частности:– основные принципы и методы управления;– организационную структуру;– кадровую политику;– функциональные обязанности всех участников системы контроля;– распределение функциональных обязанностей, ответственности и полномочий;– внутреннюю отчетность для целей финансового учета и управления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Средства контроля – это процедуры оценки системы по направлениям: контроль в сфере планирования и контроль за исполнением. Контрольные процедуры должны обеспечивать:– определение реальных финансовых планов и нормативов и своевременное доведение их до исполнителей;– определение меры ответственности за нарушение финансовых планов;– определение меры ответственности за нарушение финансовой дисциплины;– определение меры ответственности за нарушение исполнительской дисциплины;– совершение только целесообразных хозяйственных операций;– должное (в соответствии с принципами учета: полнота, достоверность, своевременность, непротиворечивость) отражение хозяйственных операций в учете и в соответствии с требованиями учетной политики организации;– ограничение доступа к активам предприятия;– выявление нерационального использования активов;– выявление необоснованных обязательств;– своевременную инвентаризацию активов и обязательств и принятие мер по результатам инвентаризации.

Источники

Особенности государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here