Ответственность органов финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Ответственность органов финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Статья 13. Ответственность органов финансового контроля и их должностных лиц

Статья 13 . Ответственность органов финансового контроля и их должностных лиц

Органы финансового контроля и их должностные лица обязаны компетентно и добросовестно исполнять свой служебный долг, защищать права и интересы граждан, общества, государства. В соответствии с действующим законодательством они несут ответственность за ущерб, причиненный органам государственной власти Российской Федерации и Волгоградской области, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам в результате незаконных решений, действий (бездействия); за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий, а также за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) органов финансового контроля и их должностных лиц, возмещаются на общих основаниях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

>
Признание утратившими силу нормативных правовых актов
Содержание
Закон Волгоградской области от 4 декабря 2008 г. N 1800-ОД «О финансовом контроле на территории Волгоградской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/24702707/4d6cc5b8235f826b2c67847b967f8695/

Статья 17. Ответственность органов финансового контроля и их должностных лиц

Статья 17. Ответственность органов финансового контроля и их должностных лиц

1. Органы финансового контроля и их должностные лица обязаны компетентно и добросовестно исполнять свой служебный долг, защищать права и интересы граждан, общества, государства. В соответствии с действующим законодательством они несут ответственность за ущерб, причиненный органам государственной власти Российской Федерации и Волгоградской области, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам в результате незаконных решений, действий или бездействия; за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий; а также за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) органов финансового контроля и их должностных лиц, возмещаются на общих основаниях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и Волгоградской области и их должностные лица, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, граждане вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов финансового контроля в установленном законом порядке.

3. Ответственность должностных лиц органов финансового контроля устанавливается законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

>
Гарантии правового статуса должностных лиц органов финансового контроля
Содержание
Закон Волгоградской области от 6 декабря 2002 г. N 763-ОД «О финансовом контроле на территории Волгоградской области».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/20117476/1b29e13e0ab0b78b9099def314664680/

Статья 17. Ответственность органов финансового контроля и их должностных лиц

Статья 17. Ответственность органов финансового контроля и их должностных лиц

1. Органы финансового контроля и их должностные лица обязаны компетентно и добросовестно исполнять свой служебный долг, защищать права и интересы граждан, общества, государства. В соответствии с действующим законодательством они несут ответственность за ущерб, причиненный органам государственной власти Российской Федерации и Волгоградской области, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, гражданам в результате незаконных решений, действий или бездействия; за достоверность результатов проводимых контрольных мероприятий; а также за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) органов финансового контроля и их должностных лиц, возмещаются на общих основаниях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и Волгоградской области и их должностные лица, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, граждане вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов финансового контроля в установленном законом порядке.

3. Ответственность должностных лиц органов финансового контроля устанавливается законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

>
Гарантии правового статуса должностных лиц органов финансового контроля
Содержание
Закон Волгоградской области от 6 декабря 2002 г. N 763-ОД «О финансовом контроле на территории Волгоградской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/20100722/1b29e13e0ab0b78b9099def314664680/

Понятие и виды финансового контроля. Функции органов, осуществляющих финансовый контроль. Ответственность за нарушение ведения бухгалтерского учета

Важной частью судебной бухгалтерии являются ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза, как средства осуществления хозяйственного контроля. В юридической практике эти средства контроля применяются с привлечением ревизоров, аудиторов, а также часто ревизионные методы проверки хозяйственной деятельности организаций используются сотрудниками следственного аппарата.

В целом система хозяйственного контроля представляет собой структурно-функциональное единство объектов и субъектов, средств, способов и методов контроля. Функция, как получение информации с внутренней и внешней среды, для жизнеобеспечения системы играет определяющую роль. В судебной бухгалтерии внутренней средой для контроля является бухгалтерский учет, а внешней средой — событие преступления.

Читайте так же:  Учет возврата госпошлины

Финансовый контроль

это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

По характеру субъектов контроля различают внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль в свою очередь подразделяется на государственный, муниципальный, ведомственный и независимый хозяйственный контроль. Внешний контроль проводится государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными инстанциями, аудиторскими службами, банками.

Внутренний контроль осуществляется самим предприятием (ревизионные комиссии, бухгалтерия, аудиторы).

Государственный финансовый контроль

осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются:

Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств как в федеральных органах исполнительной власти, так и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный финансовый контроль

осуществляют органы местного самоуправления, которые-в^собтветствии со ст.2 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

• утверждении местного бюджета,

• исполнении местного бюджета;

• утверждении отчета об исполнении местного бюджета;

• установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством России.

Основными задачами внутриведомственного финансового контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Независимый финансовый контроль

осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами. Аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Аудиторы могут оказывать также услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ.

Особенно это важно для предприятий, не имеющих бухгалтерской службы, которые могут поручать на основе договора ведение бухгалтерского учета и отчетности аудиторской организации или соответствующим специалистам.

Внутрихозяйственный контроль

(внутренний аудит) — осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

По временному признаку контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных операций и призван предупредить всякого рода нарушения, незаконные действия должностных лиц на стадии предварительного согласования, утверждения планов, прогнозов, смет, договоров.

Текущий контроль осуществляется в момент совершения хозяйственных операций непосредственно на предприятии или в подразделении. В пределах своей компетенции его осуществляют экономико-бухгалтерская служба и весь управленческий персонал предприятия.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций путем проверки учетной и отчетной информации предприятия органами внутреннего и внешнего контроля при проведении ревизий, обследований и проверок.

В соответствии с действующим законодательством за нарушение правил ведения бухгалтерского учета существует административная и уголовная ответственность должностных лиц. Налоговым кодексом РФ установлена ответственность для организаций за нарушение правил учета доходов и расходов. Ответственность организации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по ст. 120 НК РФ не освобождает от административной или уголовной ответственности должностное лицо.

Уголовная ответственность наступает для должностных лиц в случаях уклонения от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере. Действия, за которые установлено уголовное наказание,определены в новой редакции Уголовного кодекса РФ. Это «неиспол­нение в личных интересах обязанностей нало­гового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов» в крупном или особо крупном размере (ст. 199 УК РФ). Крупным размеромпри этом счи­тается сумма более 500 тыс. руб. за три любых финансовых года подряд. Крупным размером также считается недоимка 1,5 млн руб.

Читайте так же:  Контроль финансовой отчетности субъектов

Если бюджет за три финансовых года подряд недосчитался 2,5 млн руб. или не меньше 20% подлежащих перечислению налогов или сум­ма недоимки составила больше 7,5 млн руб., то преступление считается совершенным в особо крупном размере.

По смыслу новой редакции ст. 198 УК РФ не важно, кто уклонился от уплаты налогов и сбо­ров с физических лиц: сам гражданин или его налоговый агент. Важно, что долг бюджету со­ставил более 10% причитающегося ему налога (но не меньше 100 тыс. руб.) за три года подряд или сумма недоимки составила 300 тыс. руб. Обернуться это может штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 1 года. Если же недоимка превысит 500 тыс. руб. и составит более 20% или 1 млн руб., то штраф мо­жет дойти до 500 тыс. руб., а срок — до трех лет.

В соответствии со ст. 199.2 УК РФ за «сокрытие денежных средств либо имущества, за счет ко­торых должно производиться взыскание нало­гов и сборов» ответственность несет не только директор, но и собственник, и «иные лица, вы­полняющие управленческие функции в орга­низации», а также предприниматели.

За невыплату заработной платы или пособий в соответствии со ст. 145.1ответственность несет руководитель предприятитя.За незаконное получение индивидуальным предпринимателем или руководителем орга­низации банковского кредита (ст. 176 УК РФ). За злостное уклонение от погашения кредитор­ской задолженности (ст. 177 УК РФ).

Актуальным остается вопрос о субъекте ответственности: в каких случаях к ответственности привлекается директор, а в каких главный бухгалтер или иной работник, как разграничить ответственность этих субъектов.

Так, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несут руководители организаций.


Пункт 2 ст. 7 данного Закона устанавливает ответственность главного бухгалтера за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. При этом главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций ( п. 4 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете»).

Помимо этого необходимо учитывать, что в ряде случаев к ответственности должны привлекаться не главные бухгалтеры, а иные специально уполномоченные должностные лица предприятия. Так, в соответствии с п. 4 ст. 9 указанного выше Закона своевременное оформление первичных документов, достоверность содержащихся в них данных, а также своевременное и правильное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписания, согласовываются с главным бухгалтером.

Вывод: таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, не входящих в компетенцию главного бухгалтера, последний не может быть привлечен к ответственности. К главному бухгалтеру не могут быть применены меры действующим законодательством к ответственности должен быть привлечен руководитель предприятия.

| следующая лекция ==>
Предмет и задачи судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета. Междисциплинарные связи судебной бухгалтерии | Виды учета в экономике. Метод бухгалтерского учета

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 576 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_21144_ponyatie-i-vidi-finansovogo-kontrolya-funktsii-organov-osushchestvlyayushchih-finansoviy-kontrol-otvetstvennost-za-narushenie-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta.html

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

Видео (кликните для воспроизведения).

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

Читайте так же:  Ип патентная система налогообложения отчетность

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Читайте так же:  Налог на нежилую недвижимость физических лиц

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/936855.html

Вопрос 2. Понятие и виды финансового контроля. Функции органов, осуществляющих финансовый контроль. Ответственность за нарушение ведения бухгалтерского учета

Важной частью судебной бухгалтерии являются ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза, как средства осуществления хозяйственного контроля. В юридической практике эти средства контроля применяются с привлечением ревизоров, аудиторов, а также часто ревизионные методы проверки хозяйственной деятельности организаций используются сотрудниками следственного аппарата.

В целом система хозяйственного контроля представляет собой структурно-функциональное единство объектов и субъектов, средств, способов и методов контроля. Функция, как получение информации с внутренней и внешней среды, для жизнеобеспечения системы играет определяющую роль. В судебной бухгалтерии внутренней средой для контроля является бухгалтерский учет, а внешней средой — событие преступления.

Финансовый контроль

это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

По характеру субъектов контроля различают внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль в свою очередь подразделяется на государственный, муниципальный, ведомственный и независимый хозяйственный контроль. Внешний контроль проводится государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными инстанциями, аудиторскими службами, банками.

Внутренний контроль осуществляется самим предприятием (ревизионные комиссии, бухгалтерия, аудиторы).

Государственный финансовый контроль

осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются:

Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств как в федеральных органах исполнительной власти, так и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный финансовый контроль

осуществляют органы местного самоуправления, которые-в^собтветствии со ст.2 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

• утверждении местного бюджета,

• исполнении местного бюджета;

• утверждении отчета об исполнении местного бюджета;

• установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством России.

Основными задачами внутриведомственного финансового контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Независимый финансовый контроль

осуществляется аудиторами, аудиторскими фирмами. Аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Аудиторы могут оказывать также услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ.

Особенно это важно для предприятий, не имеющих бухгалтерской службы, которые могут поручать на основе договора ведение бухгалтерского учета и отчетности аудиторской организации или соответствующим специалистам.

Внутрихозяйственный контроль

(внутренний аудит) — осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

Читайте так же:  Сбербанк вернуть налоговый вычет за ипотеку

По временному признаку контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных операций и призван предупредить всякого рода нарушения, незаконные действия должностных лиц на стадии предварительного согласования, утверждения планов, прогнозов, смет, договоров.

Текущий контроль осуществляется в момент совершения хозяйственных операций непосредственно на предприятии или в подразделении. В пределах своей компетенции его осуществляют экономико-бухгалтерская служба и весь управленческий персонал предприятия.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций путем проверки учетной и отчетной информации предприятия органами внутреннего и внешнего контроля при проведении ревизий, обследований и проверок.

В соответствии с действующим законодательством за нарушение правил ведения бухгалтерского учета существует административная и уголовная ответственность должностных лиц. Налоговым кодексом РФ установлена ответственность для организаций за нарушение правил учета доходов и расходов. Ответственность организации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по ст. 120 НК РФ не освобождает от административной или уголовной ответственности должностное лицо.

Уголовная ответственность наступает для должностных лиц в случаях уклонения от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере. Действия, за которые установлено уголовное наказание,определены в новой редакции Уголовного кодекса РФ. Это «неиспол­нение в личных интересах обязанностей нало­гового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов» в крупном или особо крупном размере (ст. 199 УК РФ). Крупным размеромпри этом счи­тается сумма более 500 тыс. руб. за три любых финансовых года подряд. Крупным размером также считается недоимка 1,5 млн руб.

Если бюджет за три финансовых года подряд недосчитался 2,5 млн руб. или не меньше 20% подлежащих перечислению налогов или сум­ма недоимки составила больше 7,5 млн руб., то преступление считается совершенным в особо крупном размере.

По смыслу новой редакции ст. 198 УК РФ не важно, кто уклонился от уплаты налогов и сбо­ров с физических лиц: сам гражданин или его налоговый агент. Важно, что долг бюджету со­ставил более 10% причитающегося ему налога (но не меньше 100 тыс. руб.) за три года подряд или сумма недоимки составила 300 тыс. руб. Обернуться это может штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 1 года. Если же недоимка превысит 500 тыс. руб. и составит более 20% или 1 млн руб., то штраф мо­жет дойти до 500 тыс. руб., а срок — до трех лет.

В соответствии со ст. 199.2 УК РФ за «сокрытие денежных средств либо имущества, за счет ко­торых должно производиться взыскание нало­гов и сборов» ответственность несет не только директор, но и собственник, и «иные лица, вы­полняющие управленческие функции в орга­низации», а также предприниматели.

За невыплату заработной платы или пособий в соответствии со ст. 145.1ответственность несет руководитель предприятитя.За незаконное получение индивидуальным предпринимателем или руководителем орга­низации банковского кредита (ст. 176 УК РФ). За злостное уклонение от погашения кредитор­ской задолженности (ст. 177 УК РФ).

Актуальным остается вопрос о субъекте ответственности: в каких случаях к ответственности привлекается директор, а в каких главный бухгалтер или иной работник, как разграничить ответственность этих субъектов.
Вывод:Так, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несут руководители организаций.
Пункт 2 ст. 7 данного Закона устанавливает ответственность главного бухгалтера за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. При этом главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций ( п. 4 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете»).

Помимо этого необходимо учитывать, что в ряде случаев к ответственности должны привлекаться не главные бухгалтеры, а иные специально уполномоченные должностные лица предприятия. Так, в соответствии с п. 4 ст. 9 указанного выше Закона своевременное оформление первичных документов, достоверность содержащихся в них данных, а также своевременное и правильное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписания, согласовываются с главным бухгалтером.
Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, не входящих в компетенцию главного бухгалтера, последний не может быть привлечен к ответственности. К главному бухгалтеру не могут быть применены меры действующим законодательством к ответственности должен быть привлечен руководитель предприятия.

| следующая лекция ==>
Вопрос 1. Предмет и задачи судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета. Междисциплинарные связи судебной бухгалтерии | Вопрос 3. Виды учета в экономике. Метод бухгалтерского учета

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 329 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/8_29782_vopros—ponyatie-i-vidi-finansovogo-kontrolya-funktsii-organov-osushchestvlyayushchih-finansoviy-kontrol-otvetstvennost-za-narushenie-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta.html

Ответственность органов финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here