Ответственность предпринимателей за налоговые правонарушения

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Ответственность предпринимателей за налоговые правонарушения". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Ответственность за налоговые правонарушения. Ответственность по НК РФ

Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Ответственность за налоговые правонарушения. Ответственность по НК РФ

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

http://base.garant.ru/5521372/

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.

В настоящей статье читатель найдет краткий обзор налоговых правонарушений, а также изложение некоторых основных понятий, связанных с налоговой ответственностью.

Статья 106 Налогового кодекса РФ определяет налоговое правонарушение как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.

  • Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах. Какие бы то ни было действия, не связанные с нарушением законодательства, не могут квалифицироваться как правонарушения.
  • Второй признак — виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность. Отсутствие вины исключает применение санкций.
  • Следующий обязательный признак правонарушения — наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.
  • Наконец, четвертое — это признак наказуемости деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности абсолютно исключается.

В соответствии с Налоговым кодексом к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет. Ответственность по Налоговому кодексу для физических лиц наступает в том случае, если их деяния не содержат признаков состава преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.

Основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.

Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) соответствующих сумм налога и пени.

Следует сказать о принципе презумпции невиновности налогоплательщика (налогового агента). Согласно этому принципу он считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока обратное не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлено вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возложена законом на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Таковы, очень коротко, положения законодательства, определяющие общие правила и порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Теперь перейдем к обзору составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения (по месту жительства) налогоплательщика в течение 10 дней после его государственной регистрации. 30-дневный срок установлен для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок начинает течь с момента создания такого подразделения) и по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок исчисляется с момента регистрации имущества).

Несоблюдение вышеуказанных сроков является налоговым правонарушением, за которое статьей 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а в случае нарушения срока подачи заявления более, чем на 90 дней, размер штрафа удваивается.

Факт осуществления деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе расценивается уже не просто как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а как уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ). За такое правонарушение с виновного взыщут 10 процентов всех доходов, которые были получены им за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, причем независимо от размера этих доходов взыскиваемая сумма не может быть меньше 20000 рублей. Если деятельность без постановки на налоговый учет продолжается более трех месяцев, с правонарушителя взыщут не 10, а 20 процентов тех доходов, которые были получены им в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов в банках. Несоблюдение этого правила в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет для налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя ответственность в размере 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

Срок уплаты налога является обязательным элементом налогообложения и устанавливается для всех налогов. Также по отношению ко всем налогам установлены сроки представления соответствующих налоговых деклараций. Нарушение этих сроков (ст. 119 НК РФ) наказывается взысканием пяти процентов от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. Взыскиваемая санкция не может быть менее 100 рублей и более 30 процентов от подлежащей уплате в соответствии с декларацией суммы налога.

Читайте так же:  Ответственность налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений

Если декларация не представлена в течение более 180 дней со дня окончания срока, установленного для ее представления, размер санкций существенно увеличивается. С налогоплательщика будет дополнительно взыскано не только 30 процентов от суммы декларированного налога, но и по 10 процентов от этой суммы за каждый (в том числе и неполный) месяц, начиная с 181 дня непредставления декларации.

Действующим законодательством установлены правила ведения организаций учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, а также несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (при условии, если такое нарушение допущено более одного раза в течение календарного года). Наказывается подобное правонарушение (ст. 120 НК РФ) штрафом в размере 5000 рублей, штрафом в размере 15000 рублей (при условии совершения указанного правонарушения в течение более одного налогового периода) либо штрафом в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (если следствием грубого нарушения правил учета явилось занижение налоговой базы).

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. В случае совершения указанных действий умышленно размер штрафа удваивается. Такие санкции установлены статьей 122 НК РФ.

Следует заметить, что совсем недавно Конституционным Судом РФ было вынесено Определение, фактически запретившее одновременное привлечение к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 3 ст. 120, а также п. 1 ст. 122 НК РФ. Сделано это в связи с недостаточной разграниченностью между собой составов установленных указанными нормами правонарушений. При этом не исключается возможность самостоятельного применения этих составов на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Для налоговых агентов, неправомерно не перечисляющих (или перечисляющих не в полном объеме) суммы подлежащего удержанию и перечислению налога, статьей 123 Налогового кодекса установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от подлежащей перечислению суммы.

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов (а также — в пределах своей компетенции — органов внебюджетных фондов и таможенных органов) в соответствии со ст. 91 при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента). Воспрепятствование такому доступу, в случае проведения должностным лицом налоговой проверки, является согласно статье 124 НК РФ правонарушением и наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Еще одним правонарушением, направленным на воспрепятствование осуществления налогового контроля, является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (статья 126 НК РФ). Данное правонарушение может быть совершено как субъектом налоговой проверки, так и любой другой организацией, располагающей сведениями о проверяемом. Штраф за каждый непредставленный документ составляет 50 рублей, а в случае отказа представить истребованные сведения или предоставления заведомо недостоверных данных — 5000 рублей (для физических лиц . 500 рублей). Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно обязано в соответствии с НК РФ сообщить налоговому органу, является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии со ст. 129-1 НК РФ наказывается штрафом в размере 1000 либо 5000 (при совершении правонарушения повторно в течение года) рублей.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и не явившееся по вызову без уважительных причин либо уклоняющееся от явки, наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В три раза больший штраф предусмотрен за ложные показания свидетеля или неправомерный отказ от дачи показаний. Наказуемым являются также ложное заключение эксперта или ложный перевод переводчиком (штрафа за такие правонарушения составляет 1000 рублей). При отказе от участии в проведении налоговой проверки лицо, привлеченное в качестве эксперта, специалиста или переводчика будет подвергнуто штрафу в 500 рублей. Составы указанных правонарушений определены в статьях 128 и 129 Налогового кодекса.

Наконец, вероятно, наименее распространенным является налоговое правонарушение, связанное с несоблюдением правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и предусмотренное статьей 125 НК РФ. Растрата, сокрытие или отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) имущества, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Итак, мы привели полный перечень налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом. Тем не менее приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

http://www.garant.ru/article/6779/

2.2. Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства и за совершение налоговых правонарушений

В соответствии с действующим законодательством организации или их руководители, а также индивидуальные предприниматели, виновные за противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность. Так, в случае нарушения антимонопольного законодательства предприятия (организации) в соответствии с предписанием антимонопольного органа обязаны прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, перечислить прибыль, полученную в результате нарушения, в федеральный бюджет, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

Ответственность в виде штрафа несут организации за следующие нарушения антимонопольного законодательства:

неисполнение в срок предписаний федерального антимонопольного органа (территориального органа);

совершение действий (бездействие) в нарушение порядка, предусмотренного ст. 17 и 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии со ст. 17 и 18 указанного Закона;

нарушение установленного порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на основании ходатайств и уведомлений, предусмотренных ст. 17 и 18 указанного Закона;

представление федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) недостоверных сведений;

неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа) в соответствии п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Индивидуальные предприниматели, виновные:

в непредставлении в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, в случаях, предусмотренных Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», несут административную ответственность в виде предупреждений или штрафа;

в совершении действий (бездействий), нарушающих порядок, установленный ст. 17 и 18 указанного Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в течение 2 месяцев со дня обнаружения данного правонарушения;

в неисполнении законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа), предъявляемых в соответствии с п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 указанного Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.

Читайте так же:  Стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля

Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на коммерческую или некоммерческую организацию, за исключением индивидуальных предпринимателей взыскивается в федеральный бюджет в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня внесения решения о его взыскании. Штраф, наложенный на руководителя коммерческой или некоммерческой организации, индивидуальных предпринимателей, должен быть уплачен ими в 30-дневный срок со дня получения решения о наложении штрафа. При уклонении от уплаты штрафа или неуплаты штрафа в полном размере он взыскивается по решению суда в установленном порядке, а также взыскивается пеня в размере 1% от суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, а также Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установлена ответственность.

К налоговым правонарушениям относятся следующие:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

непредставление налоговой декларации;

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

неуплата или неполная уплата сумм налога;

незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение;

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

неправомерное несообщение сведений налоговому органу;

несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

За вышеперечисленные налоговые правонарушения первой частью Налогового кодекса РФ предусмотрены налоговые санкции, о сущности которых будет рассказано ниже.

В Налоговом кодексе РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение налогового законодательства иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, однако Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрена административная ответственность за отдельные налоговые правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного правонарушения.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Смягчающими ответственность признаются следующие обстоятельства:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.

Обстоятельством, отягощающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Это положение не действует при совершении следующих налоговых правонарушений: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объемов налогообложения и недоплата или неполная уплата сумм налога.

http://studfile.net/preview/5715452/page:5/

Особенности ответственности за совершение налоговых правонарушений

Дата публикации: 07.11.2019 2019-11-07

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Рузметов С. А., Просвирина М. В. Особенности ответственности за совершение налоговых правонарушений // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 193-195. — URL https://moluch.ru/archive/283/63713/ (дата обращения: 19.02.2020).

В последнее время вопросам своевременности и полноты уплаты налогов и сборов стало все больше и больше уделяться внимания. Усиление контроля над налогообложением предполагает также совершенствование, как законодательного регулирования, так и решение практических вопросов, которые увеличат объема поступления налогов в бюджет. Для этих целей важным являются действия по повышению уровня ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Определение «ответственность» закреплено в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК). Речь идет о невыполнении обязательств, возложенных на налогоплательщиков. За это предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ [1, ст. 23].

Налоговая ответственность за правонарушения предусмотрена для организаций и гражданам с 16 лет (ст. 107 НК).

Лица, совершившие налоговые правонарушения могут быть освобождены от ответственности, при таких обстоятельствах, как:

– отсутствие состава налогового нарушения;

– истечение срока давности для налоговых преступлений;

– не виновное поведение нарушителя налоговых обязательств (ст. 109 НК).

Новинкой Налогового кодекса стало введение двух форм вины за нарушение налогового законодательства: преднамеренная вина и небрежность.

Преднамеренная вина или умышленная рассматривается как нарушение, при котором нарушитель понимал незаконность своих действий или хотел опасных последствий. Ответственность за такие деяния наступает в соответствии с налоговым законодательством (ст. 122 НК).

Если гражданин не знал о незаконности своих действий, нарушение считается совершенным по небрежности, даже если он мог его осознавать. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 122 НК. В то же время не указано, какие именно действия (бездействие) имели негативные последствия. Это выражается в занижении налогооблагаемой базы и простом ошибочном определении налога.

Важным моментом для правосудия является не нарушение срока исковой давности, который не должен превышать трех лет (ст. 113 НК). Срок давности восстановлению не подлежит [4].

На данный момент уклонение от уплаты налогов является наиболее распространенным правонарушением в экономической деятельности. За него предусмотрена серьезная ответственность:

1) уголовная (по статьям Уголовного кодекса РФ (УК), в отношении граждан и представителей организаций);

2) администрация (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) в отношении должностных лиц и, в некоторых случаях, граждан);

3) налоговая (то есть финансовая, применяемая ко всем налогоплательщикам) [5, с. 43].

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане привлекаются к ней по результатам проведения проверки инспекцией Федеральной налоговой службы (ИФНС) [6, с. 33].

Независимо от характера ответственности, примененной к нарушителям, с них может быть принудительно взысканы так же долги за неуплату налога на доходы государства. В то же время сотрудники ФНС обязаны подтвердить вину за неуплату налогов. Рассмотрим особенности некоторых видов ответственности.

  1. Уголовная ответственность субъекта налогообложения.

Содержание общественной опасности преступлений в сфере уплаты налогов, является налоговое правонарушение. Однако, налоговое преступление имеет характеристики такого налогового правонарушения, по которому сумма неуплаченных налогов превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда [3].

Уголовную ответственность за неуплату налогов, возникает по решению ИФНС, которое служит основанием для возбуждения уголовного дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения определяется на основании статей 198, 199 и 199.1 УК.

А) По статье 198 УК за уклонение от уплаты налогов с физических лиц не преследует должностные лица, а лишь бизнесмены, нотариусы, адвокаты и других лиц.

Главной особенностью состава этого преступления является размер невыплат, за что предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или задержание до 6 месяцев или лишение свободы до одного года.

Б) В соответствии со статьей 199 УК, об уклонении от уплаты налогов представители юридического лица, они будут привлечены к ответственности за неуплату налогов. Это обычные менеджеры, бухгалтеры и рядовые оформители документов бухгалтерского учета.

На основании судебной практики, по этой статьи часто привлекаются граждане к ответственности за неуплату НДС или налога на прибыль.

Читайте так же:  Ндс не принимаемый к возмещению

В) По статье 199.1 УК, за не перечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом, к ответственности привлекается лицо, занимающийся финансовыми ресурсами налогоплательщика, поскольку он перечислял их себе для своего обогащения. Форма наказания и сумма неуплаты аналогичны закрепленных в ст. 199 УК.

  1. Административная ответственность налогоплательщика.

К данной ответственности привлекаются налогоплательщики на основе протокола о нарушении. По нему начинается производство в соответствии с КоАП [1, стр. 101].

Согласно КоАП, только должностные лица несут ответственность, а не граждане (по главе 15). Налоговыми правонарушениями чаще всего являются следующими:

A) В соответствии со статьей 15.3 КоАП, фирмы обязаны стать на налоговый учет в течение десяти дней с момента регистрации; несоблюдение данного требования влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей. Применение этих санкций не исключается ответственность и для самой компании в соответствии со ст. 116 НК.

Б) В соответствии со статьей 15.5 КоАП, если не соблюдены сроки представления отчетов и деклараций в ИФНС, то наступает ответственность в виде предупреждения или штрафа от 300 до 500 рублей. Граждане подлежат ответственности за действия аналогичного характера в соответствии со ст. 119 НК.

В) На основании статьи 15.6 КоАП, за отказ в представлении документов в ИФНС для проверки правильности производства расчета платежей, как должностные лица, так и предпринимателей и граждане привлекаются к ответственности. При этом налогоплательщику вручается требование о предоставлении отчетных документов в течение 10 дней. После этого периода налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей в случае отсутствия информации. Для граждан размер штрафа составляет от 100 до 300 рублей.

Г) В статье 15.11 КоАП, за нарушение ведения бухгалтерского учета, регулируемого ФЗ «О бухгалтерском учете» [5, ст. 517], а также за нарушения экономических показателей учета, выраженных в искажении информации более чем на 10 процентов, к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей привлекаются бухгалтера. Если это происходит повторно, штраф будет удвоен.

В результате налогового контроля выявляются различные нарушения налогового законодательства, которые приводят к ответственности в виде штрафных санкций (ст. 114 НК), налагаемых компетентным налоговым органом в принудительном порядке.

Для основных видов налоговых правонарушений по НК предусматриваются меры ответственности. В основе их лежит недополучение финансовых средств в бюджет. Это следующие противоправные нарушения:

A) Статья 116 НК предусматривает обязательство по ведению предпринимательской деятельности с обязательной постановкой на налоговый учет. За нарушения этой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 % от дохода за неучтенный период.

Б) Статья 120 НК, за несоблюдение условий расчета налоговых поступлений, предусматривает штраф от 10 до 30 тыс. рублей.

B) В статье 119 НК, за не предоставление декларации в ФНС для налогового контроля, предусмотрен штраф в размере 5 % от не задекларированной суммы.

Г) В соответствии со статьей 123 НК, за несоблюдение налоговыми агентами своих обязанностей, на них за это налагаются штрафы в размере 20 % от суммы налога.

Д) Статья 122 НК, предусматривает за не полную уплаты налога из-за занижения налоговой базы, наложение штрафа в размере до 20 % от суммы налога.

Все вышеупомянутые нарушения налогового законодательства связаны с неуплатой налогов и, следовательно, являются основанием для применения финансовых ограничений к неплательщикам.

Таким образом, как юридические лица, так и граждане обязаны своевременно платить налоги, так как это их конституционная обязанность. Это правило также определяется в налоговом законодательстве. Если гражданин намеренно или ошибочно игнорирует уплату налогов, он является преступником и несет за это ответственность в соответствии с НК, КоАП и УК. Размер наказания зависит от тяжести преступления или правонарушения.

В современных экономических условиях усиливается соблюдение требований налогового законодательства относительно полноты и своевременности взимания налогов и сборов. Для этого необходимо дополнительно улучшить налоговое законодательство и решить практические налоговые проблемы.

  1. Налоговый кодекс РФ. // ФЗ от 31.07.1998. № 146 с изменениями ФЗ от 29.09.2019 № 325.
  2. ФЗ РФ от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете».
  3. Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 г. № 7473/13.
  5. Пашков К. Ю. Привлечение к налоговой ответственности за неуплату налогов: процессуальные аспекты // Налоговые споры: теория и практика, № 1. 2017.
  6. Сивакова М. Я. Рассмотрение материалов налоговой проверки: нарушение существенных условий.// Налоговые споры: теория и практика № 4. 2016.

http://moluch.ru/archive/283/63713/

73. Формы и виды ответственности предпринимателей за совершение налоговых правонарушений.

Формы отв-сти: административная и уголовная.

Мерой отв-ти я-я налоговые санкции, которые устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). При смягчающих обстоятельствах штраф сниж.не менее чем в 2 раза, при отягчающих увелич.на 100%. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика (н/п) в судебном порядке.

— наруш-е установленного срока подачи н/п заявления о постановке на учет в нал.органе (штраф – 5 тыс.руб);

— ведение предприним.деят-ти без постановки на учет в нал. органе (штраф – 10% от доходов, получен.в течение указанного времени в рез-те такой деят-сти);

— наруш-е н/п установленного НК РФ срока представления в нал.орган информации об открытии или закрытии им счета в к-л банке (штраф – 5 тыс.руб);

— непредставление н/п в устан.срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета;

— грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (отсутствие первичных документов либо отсутствие счетов-фактур; систематическое (2 раза и более в теч.года) неправильное отражение на счетах бухг.учета и отчетности хоз.операций, денежных средств, материальных ценностей и др.) (штраф – от 5 тыс.руб и выше);

— незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового, таможенного или органа гос.внебюджетного фонда , проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение н/п (штраф – 5 тыс.руб);

— несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (штраф – 10 тыс.руб).

66. Механизм управления предпринимательским риском (упр).

УПР включает разработку и реализацию экономически обоснованных для данной организации рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение исходного уровня риска до приемлемого.

Упр-е Р позволяет предпринимательской фирме:

— выявить потенциально возможные ситуации, связанные с риском;

— получать количественные хар-ки возможного ущерба, связанного с нежелат.развитием событий (риском);

— заблаговременно при подготовке решения планировать и при необходимости осущ-ть меры по снижению риска;

— учитывать при принятии решений расходы, связанные с предварительной оценкой и управлением риском.

Пока риск для отдельной фирмы не определен, невозможно принять к-л меры по его минимизации, поэтому первой стадией в УПР я-я идентификация вероятных рисков. Выяв-е рисков может осущ-ся различн.способами: от интуитивных догадок до сложного вероятностного анализа в моделях исслед-я операций.

Наиболее сложным этапом в процессе УПР я-я этап выявления и классификации рисков, т.к. именно на результатах этого этапа основывается вся дальнейшая работа в области УПР. Значительное место в процессе УПР занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осущ-ии предприн.деят-ти. След.этап УПР – контроль или мониторинг рез-тов внедрения стратегии управления рисками, что в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке нередко играет решающую роль, помогая своевременно корректировать программу минимизации рисков и избежать возник-я дополнительных рисков.

http://studfile.net/preview/519005/page:17/

Ответственность за нарушение налогового законодательства

А теперь пора поговорить о том, что же будет, если Вы в срок не уплатите налоги или пренебрежете такой обязанностью вообще, то есть совершите налоговое правонарушение или преступление.

Что же закон понимает под правонарушением?

Читайте так же:  Контроль и надзор в финансово бюджетной сфере

Итак, правонарушение – это виновно совершенное противоправное, то есть противоречащее закону, деяние (действие или бездействие) налогоплательщика.

Ответственность предусмотрена за следующие деяния (гл. 16 НК):

За любое из перечисленных нарушений предусмотрена санкция в виде штрафа (от 5 тыс. руб.). Штраф — однократное взыскание денежных средств в пользу государства. При этом выплата штрафа не освобождает Вас от обязанности уплатить налог, предоставить декларацию, встать на учет и т.д., то есть устранить основание для ответственности.

К ответственности привлекается как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, при этом сумма штрафа не зависит от формы.

В законе предусмотрены некоторые обстоятельства, которые исключают привлечение к налоговой ответственности:

1) отсутствие события налогового правонарушения, то есть деяния, за которые НК РФ установлена ответственность, не имели места быть;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения, то есть если у Вас не было умысла на совершение данного деяния (не хотели совершать какие-либо действия и не хотели наступления определенных последствий);
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста, так как достижение 16 — ти летнего возраста является обязательным условием привлечения к ответственности;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (3 года).

Как и для любого вида правонарушения, для налогового правонарушения действуют сроки давности, то есть срок, по истечении которого Вас не могут привлечь к налоговой ответственности и, следовательно, взыскать штраф. Вот что по этому поводу говорит Налоговый Кодекс (статья 113): лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. Такой срок давности применяется ко всем правонарушениям за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 («Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).

Также правонарушениям в области финансов, налогов и сборов посвящена глава 14 Кодекса об Административных правонарушениях. Вот некоторые из них:

  • нарушение срока (10 дней) постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока (10 дней) представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
  • непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);
  • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности и др.

Некоторые действия в области налогообложения квалифицируются как преступления.

Преступление — общественно опасное, противоправное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), нарушающее принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности и конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Налоговым преступлениям посвящены статьи 198 и 199 Уголовного Кодекса. Согласно этим статьям преступными считаются деяния в виде:
1) Уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;
2) Уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации

При этом, необходимо, чтобы в бюджет не поступили денежные средства в крупном или особо крупном размере.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 100 тысяч рублей для физических лиц и 500 тысяч рублей для организаций , при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей для физических лиц и один миллион пятьсот тысяч рублей для организаций.

Особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей для физических лиц и двух миллионов пятисот тысяч рублей для организаций, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей для физических лиц и семь миллионов пятьсот тысяч рублей для организаций.

Именно размер таких «недоплат» в бюджет и является тем критерием, который разграничивает налоговые правонарушения и налоговые преступления. То есть +1 рубль – и это преступление, — 1 рубль – и это уже правонарушение.

В виде санкций за налоговые преступления предусмотрено помимо штрафа еще и лишение свободы и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. Поэтому настоятельно советуем тщательно следить за своей налоговой и бухгалтерской отчетностью и сроками ее сдачи, чтобы не в дальнейшем не терпеть негативных последствий в виде санкций со стороны налоговых органов и государства.

http://smallbusiness.ru/library/otvetstvennost_za_narushenie_nalogovogo_zakonodatelstva.html

1.3 Налоговые правонарушения и налоговая ответственность индивидуальных предпринимателей

В ходе осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями могут совершаться правонарушения в области налогообложения, ответственность за которые предусмотрена не только налоговым законодательством, но и административным и уголовным законодательством. Применение налоговой, административной или уголовной ответственности ставиться в зависимость от тяжести совершенного правонарушения 42 .

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста. Напомним, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Кроме того, привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени 43 .

Виды налоговых правонарушений и ответственности за их совершение установлены в главе 16 НК РФ. Санкциями статей данной главы предусмотрена ответственность правонарушителей в виде штрафов, размер которых варьируется в зависимости от тяжести правонарушения. Размер штрафов может быть фиксированным (ст.126 НК РФ) или исчисляемым в процентном отношении от неуплаченной суммы налога или сбора (ст.122 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения определяются большинством правоведов как презумпция невиновности (или принцип презумпции невиновности) в налоговых правоотношениях.

По мнению А.В. Брызгалина, положение НК РФ о том, что налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность, значительно ограничено. НК РФ обязывает налогоплательщика представлять необходимые сведения, которые могут в дальнейшем выступить доказательством его виновности.

Некоторые авторы подчеркивают, что противостояние налогообложения общей системе права выражается, в частности, в неприятии налоговым правом принципа презумпции невиновности. Во всех других сферах право запрещает гражданину свидетельствовать против себя и своих близких и исключает осуждение или возложение наказания без доказательства вины. Налоговые законы, наоборот, исходят из того, что налогоплательщик обязан сам собирать и сообщать налоговый «компромат» на себя. Если он этого не делает или делает не в полном соответствии с установленными правилами, то он признается виновным в налоговых правонарушениях и несет соответствующее наказание.

Читайте так же:  Неуплата налога на имущество организаций

Однако по нашему мнению следует согласиться с Тютиным Д.В., который высказал точку зрения о том, что возложение на субъектов налоговых правоотношений обязанностей по представлению информации налоговым органам не может расцениваться как отсутствие или ограничение презумпции невиновности в налоговых правоотношениях, что позволяет сделать следующие выводы:

1. применительно к ответственности налогоплательщика принцип презумпции невиновности можно сформулировать следующим образом: в отношении налогоплательщика, обвиняемого в совершении правонарушения, меры ответственности и иные отрицательные последствия правонарушения могут применяться только тогда, когда его вина будет доказана уполномоченным государственным органом в порядке, предусмотренном федеральным законом, и установлена вступившим в законную силу актом соответствующего государственного органа или должностного лица, рассмотревшего дело;

2. основная цель исполнения обязанностей по представлению информации налоговым органам — не ограничение презумпции невиновности, а предоставление государственным органам возможности принудительного исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей, в основном принудительного взыскания налога 44 .

В то же время исходя из проведенного автором анализа судебной практики окружных арбитражных судов можно сделать вывод, что наиболее распространенным налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия). Состав данного правонарушения установлен в статье 122 НК РФ.

Так суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса и привлек последнего к налоговой ответственности за неполную уплату единого налога, уплачиваемого при применении УСН 45 .

Однако далеко не всегда индивидуальные предприниматели привлекаются к налоговой ответственности. Например суд, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования о признании недействительным решения налогового органа, исходил из того, что основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности у налоговой инспекции отсутствовали ввиду наличия в предыдущем налоговом периоде переплаты в размере, перекрывающем суммы налога, подлежащего доплате в бюджет по уточненной налоговой декларации за октябрь 2007 года 46 .

НК РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ установлено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются и иные обстоятельства (помимо указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 112 Кодекса), которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

На основании пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса 47 . Но указанной нормой установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Поэтому при наличии соответствующих смягчающих обстоятельств суд может уменьшить размер взыскания и более чем в два раза 48 .

На основании п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ при установлении отягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа, установленный НК РФ, увеличивается на 100%, т.е. ровно в 2 раза (увеличение штрафа в пределах 100%, например на 20, 30% в зависимости от степени вины, тяжести правонарушения и иных обстоятельств, не предусмотрено).

НК РФ предусматривает единственное отягчающее налоговую ответственность обстоятельство — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ).

Никакие иные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве отягчающих ответственность 49 .

Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ право учитывать и применять смягчающие ответственность обстоятельства предоставлено как суду, так и налоговому органу, рассматривающим дело.

В связи с изложенным правомерен вопрос о том, может ли размер взыскиваемого с организации штрафа за совершение налогового правонарушения снижаться арбитражным судом, если те же или иные смягчающие обстоятельства уже были учтены налоговым органом при вынесении решения о привлечении к ответственности. На практике суды в подавляющем большинстве случаев считают, что независимо от того, учел ли налоговый орган положения ст. 112 и 114 НК РФ при принятии оспариваемого в суде решения, у суда также есть право снизить размер штрафа на основании указанных статей 50 .

В то же время на практике нередко возникает ситуация, когда налогоплательщик направил банку поручение о перечислении налога, а банк отказался его исполнять по тем либо иным основаниям.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации банк подлежит привлечению к ответственности по ст. 133 НК РФ за нарушение срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога.

Административная ответственность налогоплательщика — индивидуального предпринимателя предусмотрена главой 15 КоАП РФ № «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» 51 .

В частности, индивидуальный предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций 52 .

Наиболее суровые санкции за нарушение налогового законодательства предусмотрены в УК РФ.

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие составы преступлений, совершаемых индивидуальными предпринимателями в области налогообложения:

1) Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица(ст.198 УК РФ)

2) Неисполнение обязанностей налогового агента(ст. 199.1 УК РФ)

3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ) 53 .

Максимальный срок лишения свободы по данным статьям составляет пять лет лишения свободы. Отягчающим обстоятельством признается деяние, совершенное в особо крупном размере. С вступлением в силу Федерального закона N 383-ФЗ для уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) планка, после которой деяние считается преступлением, а также переходит в иную по тяжести категорию преступлений, увеличена в 6 раз. Что касается неисполнения обязанностей налогового агента (ст.199.1), то соответствующие пороги были увеличены в 4 раза. Кроме указанных изменений в примечания к налоговым статьям был добавлен пункт 2, который позволяет лицу, впервые совершившему преступление, предусмотренное статьями 198, 199.1 УК РФ, освободиться от уголовной ответственности при условии, что это лицо полностью уплатило недоимки, пени и штрафы в размере, определяемом НК РФ 54 .

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» обращает внимание на то, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Следует также отметить, что привлечение индивидуального предпринимателя к уголовной ответственности по пункту 1 статьи 198 Уголовного кодекса РФ исключает привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за одно и то же деяние 55 .

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/4597251/page:4/

Ответственность предпринимателей за налоговые правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here