Перерасчет налога на имущество за 3 года

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Перерасчет налога на имущество за 3 года". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2019 года)

При изменении количественных и качественных характеристик объекта

В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.

При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

  • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
  • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно

По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

Нужно ли сразу платить?

Если для вас сумма значительная, то не спешите платить. Бывает, что налоговая инспекция ошибается в расчётах. Например, в прошлом году мы провели эксперимент: взяли налоговые уведомления 8 людей и пересчитали сумму налога по указанным формулам. Оказалось, что в 5 случаях из 8 инспекция ошиблась, начислив больше положенного.

Если налоговая ошиблась, то нужно написать заявление на перерасчёт налога. Сделать это можно через личный кабинет на сайте nalog.ru или отправив заявление заказным письмом в адрес инспекции по месту жительства.

Другие новшества по налогу на имущество физлиц

С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

Читайте так же:  Уклонение от уплаты налога на прибыль

В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Перерасчет налога на имущество за 3 года

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Что за налог на имущество?

Налог на имущество — это сбор, который взимается ежегодно за то, что вы владеете:

домом (даже недостроенным);

квартирой или комнатой;

гаражом или машиноместом;

иными помещениями или строениями.

Это местный налог. Его размер устанавливает муниципалитет (например, городской округ или район). Исключения — города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — там размер налога определяется законами субъекта. Сбором занимается налоговая инспекция, деньги перечисляются в местный бюджет.

Письмо Федеральной налоговой службы от 18 сентября 2012 г. № БС-3-11/[email protected] “О перерасчете налога на имущество физических лиц”

Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваше обращение от 16.08.2012, по вопросу правомерности перерасчета налога на имущество физических лиц и с учетом информации Управления ФНС России по Курской области (далее — Управление) сообщает следующее.

Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон).

Согласно положениям статьи 1 Закона плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 2 Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение, сооружение, доля в праве общей собственности на вышеуказанное имущество.

В соответствии со статьей 5 Закона исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года и иных сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами технической инвентаризации.

В соответствии с полученными налоговым органом сведениям Вы владеете на праве собственности следующими объектами недвижимости:

— квартирой № 43, расположенной по адресу: ул. Чернышевского, д. 10, г. Курск с 06.10.1997 по 15.05.2006 (далее — Квартира № 43);

— квартирой № 114, расположенной по адресу: ул. Ломоносова, д. 30 А с 24.05.2006 по настоящее время (далее — Квартира № 114).

Инспекцией ФНС России по г. Курску (далее — Инспекция) в 2006 году в отношении Квартиры № 43 был исчислен налог в сумме 264,13 руб., который был Вами оплачен в полном объеме.

Налог на имущество физических лиц за 2006 год в отношении Квартиры № 114 Инспекцией не исчислялся по причине отсутствия в налоговом органе достаточных для исчисления налога сведений.

Пунктом 11 статьи 5 Закона установлено, что лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

После получения сведений об инвентаризационной стоимости Квартиры № 114 Инспекцией в 2009 году произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2006 год в отношении принадлежащего Вам имущества с учетом ранее уплаченных Вами сумм налога. Налоговым органом было сформировано и направлено в Ваш адрес налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за 2006 год от 24.01.2009 № 239037.

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно статье 57 Кодекса обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает с момента получения физическим лицом налогового уведомления на уплату налога на имущество физических лиц.

В ходе рассмотрения Вашего обращения выявлено отсутствие в налоговом органе документов, подтверждающих факт вручения Вам данного налогового уведомления.

С учетом вышеизложенного, сумма налога за 2006 год в размере 6113,73 руб. и пени в размере 1927,89 руб., начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, подлежат сторнированию.

Читайте так же:  Плательщиками налога на прибыль организаций признаются

Управлению необходимо обеспечить перерасчет сумм налога и пени в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральная налоговая служба приносит извинения за причиненные Вам неудобства.

По вопросу увеличения инвентаризационной стоимости Квартиры № 114 ФНС России сообщает.

Инвентаризационная стоимость определяется в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87, местными бюро технической инвентаризации по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

В соответствии с Порядком восстановительная стоимость определяется по сборникам укрупненных показателей последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 № 94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 № 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 № 15-148/6 и № 15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем полученный результат переводится в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для расчета указанных коэффициентов Порядком рекомендуется использовать соотношение показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
С.Л. Бондарчук

Письмо Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/[email protected] “О перерасчетах налогов на имущество физических лиц”

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками — физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее — налоги) предлагаем учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы налогового уведомления» при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел «Перерасчет налога» по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию — по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации — по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее — регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания её значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия / отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При этом следует понимать, что Кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кроме того, положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected] и от 26.05.2016 № ММВ-7-12/[email protected] «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных» не исключено направление налоговых уведомлений с перерасчетом налогов как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов, так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

С учетом изложенного налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения, информация, позволяющая определить наличие / отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных Кодексом. Дальнейшее выполнение соответствующих действий мониториться структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств по налогам.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней*:

— проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);

— определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении, при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении;

— информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России;

— после завершения процесса формирования налогового уведомления информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию (за исключением пользователей Личного кабинета налогоплательщика), а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении — принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящие разъяснения до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов, а также обеспечить наличие на информационных стендах по месту приёма налогоплательщиков прилагаемого типового листа информирования.

Читайте так же:  Сколько стоит отчетность ип без работников

Приложение: типовой лист информирования (на 1 л. в 1 экз. в каждый адрес).

Заместитель
руководителя ФНС России
С.Л. Бондарчук
Заместитель
руководителя ФНС России
А.Л. Оверчук

* В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/[email protected]
(1)(рекомендуемое)

Типовой лист информирования

налогоплательщиков-физических лиц по вопросу

перерасчета налогов на имущество(1)

Уважаемые налогоплательщики — физические лица!

Если в вашем налоговом уведомлении:

— содержатся неточные (неактуальные) сведения;

— не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты —

Вы можете направить соответствующее обращение в налоговую инспекцию

с использованием сервисов «Личный кабинет налогоплательщика» или

«Обратиться в ФНС России», размещенных на официальном интернет-сайте

ФНС России (www.nalog.ru).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и

формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не

позднее 30 дней*(2):

Видео (кликните для воспроизведения).

1) обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней;

2) сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока

уплаты налога и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

3) в случае если вы не являетесь пользователем Личного кабинета

налогоплательщика, направит вам новое налоговое уведомление в

4) направит вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете

налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой

(указать наименование инспекции)

номер телефона: _____________________________________ либо по бесплатному

телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

(1) Для размещения на информационных стендах инспекций ФНС России по

месту приёма налогоплательщиков-физических лиц.

(2) В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не

более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа

необходимых документов и материалов.

Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

Обзор документа

Обязанность по уплате налога на имущество физлиц возникает с момента получения гражданином налогового уведомления.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, вносят его не более чем за 3 года, предшествующих календарному году направления уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Разъяснено, что уведомление может быть передано физлицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Инвентаризационная стоимость недвижимости определяется местными БТИ по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Разъяснено, что восстановительная стоимость определяется по сборникам укрупненных показателей последующим пересчетом в уровень цен 1991 г. по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983, письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 (по отрасли «Жилищное хозяйство»). Затем полученный результат переводится в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти регионов.

Для расчета коэффициентов рекомендуется использовать соотношение показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

Налог на имущество физлиц пересчитают, даже если за льготой обратились несвоевременно

Специалисты ФНС России разъяснили, в каком порядке будет осуществляться перерасчет налога на имущество физлиц в случае, когда налогоплательщик, имеющий право на льготу, обратился за ней несвоевременно (письма ФНС России от 18 февраля 2016 г. № БС-19-11/18 “О налоге на имущество физических лиц” и от 18 февраля 2016 г. № БС-17-11/18 “О рассмотрении обращения”). Речь идет о такой льготной категории плательщиков налога как пенсионеры.

Как сообщили налоговики, перерасчет налога за прошлые налоговые периоды, в случае, когда пенсионер предоставил копию пенсионного удостоверения с опозданием, возможен. Но пересчитают налог не более чем за три года, предшествующих обращению, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Это возможно как за налоговые периоды до 1 января 2015 года, когда порядок налогообложения регулировался Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 ”О налогах на имущество физических лиц”. Так и за периоды, начиная с 1 января 2015 года. Напомним, с этой даты действует гл. 32 НК РФ.

Выявленная переплата подлежит зачету (в счет будущих платежей, пеней или штрафов) или возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 78 НК РФ). Вернут переплату по письменному заявлению в налоговый орган в течение одного месяца (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Также ФНС России напомнила, что льгота, в том числе пенсионеру, в виде полного освобождения от уплаты налога предоставляется с 1 января 2015 года в отношении одного объекта недвижимости каждого вида. Льгота может быть предоставлена по следующим видам объектов:

  • квартира или комната;
  • жилой дом;
  • помещение или сооружение, используемое для профессиональной творческой деятельности (в том числе мастерские, ателье, студии);
  • хозяйственное строение или сооружение площадью менее 50 кв. м, расположенное на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • гараж или машино-место.

Таким образом, гражданин, имеющий право на применение льготы, с 2015 года имеет право на освобождение от уплаты налога в полном объеме только, например, в отношении одного жилого дома, по своему выбору, вне зависимости от количества жилых домов, принадлежащих ему на праве собственности.

О выбранном объекте нужно уведомить налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Такое уведомление составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-11/[email protected]

Если такое уведомление не будет подано, то налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога, сообщают специалисты ФНС России.

Перерасчет налога на имущество за 3 года

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Как подать декларацию без справки 2 ндфл

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Необходимые действия

По общему правилу в вышеперечисленных случаях налоговая инспекция должна:

  • провести проверку на предмет подтверждения наличия (отсутствия) установленных законодательством оснований для перерасчета налогов:
    • направить запрос в регистрирующие органы;
    • проверить информацию о наличии налоговой льготы;
    • определить дату начала применения актуальной налоговой базы и т.п.;
  • обработать полученные сведения и внести необходимые изменения в информационные ресурсы:
    • базы данных;
    • карточки расчетов с бюджетом и т.п.

Напомним, что статья 85 НК РФ обязывает органы, осуществляющие:

  • кадастровый учет, ведущие государственный кадастр недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • регистрацию транспортных средств, —

сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Предоставление государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) урегулировано административным регламентом (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н).

Если на вопросы, содержащиеся в письменном запросе, требуется получение информации от органа (организации, должностного лица), указанного в статье 85 НК РФ, должностное лицо должно руководствоваться пунктом 101 регламента. В нем сказано, что сотрудник ИФНС должен не позднее 7 рабочих дней со дня регистрации письменного заявления направить запрос в соответствующий орган (организацию, должностному лицу), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, включая региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.

Указанный запрос, направляемый с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также полученный ответ на этот запрос не позднее следующего рабочего дня фиксируются в информационном ресурсе инспекции ФНС России с указанием номера соответствующего документа и даты его отправки (даты получения ответа на запрос).

НК РФ при этом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления. Исключение составляет общая норма о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

И здесь для налоговиков возникает ограничение в виде 31 декабря года, в котором осуществляется перерасчет налога, если такой перерасчет затрагивает третий по счету предыдущий налоговый период. Ведь в случае направления уведомления в следующем году указанный предыдущий налоговый период становится четвертым по счету, а по нему в силу упомянутого пункта 2 статьи 52 НК РФ отсутствует возможность осуществления начисления налогов.

В начале же комментируемого письма ФНС России обратилась к пункту 6 статьи 58 НК РФ. Согласно этой норме в случае перерасчета налоговой инспекцией ранее исчисленного налога налогоплательщик должен уплатить налог по налоговому уведомлению в указанный в нем срок. При этом, как и первоначальное уведомление, «корректировочное» налоговое уведомление должно быть направлено налогоплательщику не позднее 30 рабочих дней до наступления указанного в нем срока.

То есть налоговики на местах должны определить срок уплаты перерассчитанной суммы налога, исходя из даты оформления уведомления.

Пункт 2.4 Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных (утв. Приказом ФНС России от 26.05.2016 N ММВ-7-12/[email protected]) предписывает обеспечить передачу оператору почтовой связи налоговых уведомлений не позднее чем за 30 рабочих дней до срока уплаты налогов.

С учетом вышеизложенного руководство ФНС России настойчиво рекомендовало подчиненным налоговым инспекциям в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принять исчерпывающие меры, направленные:

  • на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении;
  • либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), —

с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

Направить налоговые уведомления с перерасчетом налогов налоговики вправе:

  • как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов;
  • так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

Обзор документа

Разработан типовой лист информирования физлиц по вопросу перерасчета имущественных налогов. В нем указано следующее.

Если в налоговом уведомлении содержатся неточные (неактуальные) сведения либо не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты, то гражданин может направить в инспекцию соответствующее обращение. Для этого используются сервисы «Личный кабинет налогоплательщика» или «Обратиться в ФНС России», размещенные на официальном сайте Службы.

Если имеются основания для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления, то инспекция не позднее 30 дней совершает следующие действия. Она должна обнулить ранее начисленную сумму налога и пеней, сформировать новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и разместить его в Личном кабинете налогоплательщика. Если гражданин не является пользователем данного сервиса, уведомление направляется в установленном порядке. Ответ на обращение поступит в т. ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога. 30-дневный срок может быть продлен не более чем на аналогичный период при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции либо по бесплатному телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

Налог на имущество: как посчитать и когда не платить

В сентябре Налоговая инспекция начала рассылать уведомления о начислении налога на имущество за 2017 год. Заплатить, возможно, придётся больше, чем в прошлом году. Вот почему.

Налоговые уведомления поступают двумя способами. По умолчанию — письмом по адресу регистрации налогоплательщика. Тем, кто в личном кабинете nalog.ru отказался от бумажных писем, придёт электронное уведомление. В нём будут указаны объекты налогообложения, расчёт налога, сумма к уплате и квитанция для оплаты через банк. Налог нужно уплатить не позднее 3 декабря 2018 года.

Сколько начисляют?

Для расчёта налога берётся налоговая база — кадастровая стоимость недвижимости. В ряде регионов России до 2020 года расчёт происходит по инвентаризационной стоимости объектов, которая учитывает износ — она ниже кадастровой.

Стоимость недвижимости перемножают на долю в праве (то есть процент в объекте недвижимости, который принадлежит налогоплательщику), ставку налога, количество месяцев владения в году, коэффициент к налоговому периоду (призван постепенно наращивать долю, выплачиваемую от полной суммы налога) и вычитают налоговую льготу. Расчёт каждого налога указан в квитанции.

Например, если кадастровая стоимость квартиры составляет 3,9 миллиона ₽, доля в праве — ½, ставка по налогу — 0,1, а коэффициент — 0,6, то заплатить придётся 1 170 ₽.

Читайте так же:  Возврат налога через мфц документы

В некоторых регионах в этом году сумма налога повысится в третий раз подряд. «Так, в 28 регионах, где третий год в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость, значение коэффициента стало 0,6 (было 0,4), в 21 регионе второго года применения кадастровой стоимости коэффициент возрос до 0,4 (был 0,2)», — поясняется на сайте налоговой инспекции.

Ситуации, приводящие к перерасчету

Несколько отступим от последовательности, изложенной в рассматриваемом письме N БС-4-21/[email protected], и начнем комментарий с тезиса, изложенного в его второй части. Здесь приведены возможные ситуации, обусловливающие необходимость осуществления перерасчета налогов. По мнению руководства налоговой службы, обстоятельствами для перерасчета налогов могут быть:

Льготы по уплате налога

Из площади вашей недвижимости при расчёте налога должны автоматически вычесть (согласно статье 403 Налогового кодекса):

50 м, если это дом;

20 м, если квартира или часть жилого дома;

10 м, если это комната.

Если у вас несколько объектов недвижимости, то нужно выбрать один, по которому будет применяться этот вычет.

Существует большой список льготных категорий, которые могут не платить этот налог или платить меньше, чем остальные. Например, это инвалиды I или II группы, военнослужащие, пенсионеры. Даже обычные граждане, если они владеют единственной квартирой площадью меньше 20 кв. м, комнатой меньше 10 кв. м или домом меньше 50 кв. м, не должны платить налог.

Для получения льготы нужно написать заявление. Без него налог продолжат начислять и требовать.

Пересчет налогов, уплачиваемых физическими лицами

Комментарий к письму ФНС России от 01.12.2016 N БС-4-21/[email protected] «О перерасчетах налогов на имущество физических лиц»

Граждане — плательщики транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц уплачивают указанные налоги на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговыми инспекциями (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны:

  • сумма налога, подлежащая уплате;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • а также срок его уплаты.

Если гражданин является плательщиком двух или трех названных налогов, то в налоговом уведомлении указываются данные по всем этим налогам.

Налоговики должны направить уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). Данные дни считаются рабочими, поскольку срок, определенный в НК РФ днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Следовательно, период направления уведомлений приходится на середину октября, ведь физическим лицам надлежит уплатить сумму налога, приведенную (суммы налогов, приведенные) в уведомлении, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

Налоговики в настоящее время используют форму налогового уведомления, утвержденную Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected] А с 1 апреля 2017 года будет применяться обновленная форма, утвержденная Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/[email protected]

В обеих формах имеется рекомендация налогоплательщику относительно порядка направления сообщения в налоговую инспекцию при возникновении вопросов, связанных с исчислением налога по конкретному объекту, а также на случай обнаружения в уведомлении недостоверной информации. При этом указывается номер контактного телефона.

И довольно часто у физических лиц возникают вопросы по исчисленным суммам налогов. Последовав же рекомендациям, они обращаются в соответствующую налоговую инспекцию. И налоговики не столь уж редко вынуждены осуществлять перерасчет подлежащей уплате суммы налога (сумм налогов).

У налоговиков на местах в связи с этим возник вопрос: как же им взаимодействовать с налогоплательщиками — физическими лицами в случае перерасчета ими транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога? С этим вопросом они обратились в ФНС России.

Руководство налоговой службы в комментируемом письме от 01.12.2016 N БС-4-21/[email protected] подготовило разъяснения. И хотя они предназначены непосредственно для работников первичного звена, содержание разъяснений будет интересно и гражданам — плательщикам рассматриваемых налогов.

Связь с налогоплательщиком

Может случиться так, что до истечения предельного срока рассмотрения обращения налоговая инспекция не получит информацию, позволяющую определить наличие (отсутствие) оснований для перерасчета налогов. В этом случае в итоговом ответе на обращение налоговая инспекция должна проинформировать налогоплательщика о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений. При этом ему сообщается о том, что:

  • новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо
  • будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных НК РФ.

А дальше структурное подразделение налоговой инспекции, ответственное за формирование налоговых обязательств по налогам, осуществляет мониторинг выполнения соответствующих действий.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов) работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней:

  • проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);
  • определяет новый срок уплаты налога. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления указанного в нем срока;
  • информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России.

При неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов приведенный 30-дневный срок в исключительных случаях может быть продлен не более чем на 30 дней.

После завершения процесса формирования налогового уведомления упомянутый ответственный работник ИФНС информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию за исключением пользователей личного кабинета налогоплательщика.

Напомним, что налогоплательщики — физические лица, получившие доступ к личному кабинету, получают от налоговой инспекции в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такие документы налогоплательщикам — физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету, на бумажном носителе по почте не направляются. Чтобы получить бумажное уведомление, пользователь личного кабинета должен направить в любую налоговую инспекцию по своему выбору уведомление о необходимости его получения на бумажном носителе (п. 2 ст. 11.2 НК РФ).

В случае же неполучения налогового уведомления при личном обращении им принимаются меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Руководство ФНС России поручило управлениям ФНС России по субъектам РФ довести разъяснения, изложенные в комментируемом письме, до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов. Налоговики также должны обеспечить наличие на информационных стендах по месту приема налогоплательщиков типового листа информирования (форма типового листа информирования приведена в приложении к комментируемому письму).

Источники

Перерасчет налога на имущество за 3 года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here