Перспективы развития налога на прибыль организаций

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Перспективы развития налога на прибыль организаций". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Рубрика: Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 26.01.2018

Статья просмотрена: 916 раз

Библиографическое описание:

Ткач Е. В. Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №2. — С. 9-12. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/83/3086/ (дата обращения: 19.02.2020).

В статье рассматриваются перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Отмечается, что основные направления» предполагают, что основополагающим принципом любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности — то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Делается вывод, что устанавливаемые принципы формирования соответствующих направлений государственной политики, а также подходы к налогообложению организаций, безусловно, существенно повлияют на деловой климат в нашей стране, а работа по совершенствованию доктринальных подходов к формированию государственной политики в части налогообложения коммерческих организаций должна быть продолжена.

Ключевые слова: налоговая политика, фискальная политика, налогообложение организаций, налоговые расходы, налоговые льготы, налоговое бремя, фискальная консолидация.

Российская налоговая система, как известно, развивается в русле тех доктринальных направлений, которые закрепляются ежегодно в документах, ранее именованных «Основными направлениями налоговой политики». Эти документы принимаются Министерством финансов РФ по результатам широкого межведомственного диалога, с привлечением Федеральной налоговой службы РФ. Публикация проекта документа, которая происходит ежегодно в 3–4 кварталах, вызывает широкий общественный и исследовательский резонанс; на основе системного анализа положений документа делаются попытки уточнить перспективы налогообложения по направлениям и секторам, в частности, развития налогообложения коммерческих организаций.

Конец 2017 года был ознаменован публикацией Проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также «Основные направления. » [1] (как показывает опыт, данный документ будет утвержден без существенных изменений). Кардинальным отличием документа от его предшественников стала попытка объединить все направления фискальной политики нашего государства в единый документ. Однако, данный аспект вовсе не исчерпывает новации, предлагаемые «Основными направлениями. », которые, помимо прочего, затрагивают фундаментальные основы фискального управления на государственном уровне.

Как отмечается в документе, «формирование федерального бюджета на 2017–2019 гг. осуществлялось на основе программы фискальной консолидации, предусматривающей постепенное сокращение ненефтегазового дефицита (на 2,8пп до 6,6 % ВВП в 2019 году). При этом, в соответствии с лучшей мировой практикой, причем меры по мобилизации доходов не предусматривают роста налоговой нагрузки, а сосредоточены на повышении собираемости и отдачи от государственных активов. Такая структура программы консолидации минимизирует возможные отрицательные последствия в краткосрочной перспективе и способствует ускорению потенциальных темпов роста на среднесрочном горизонте» [1].

При этом, в качестве одного из принципов фискальной консолидации, который обеспечил успешное преодоление кризисных явлений в финансовой системе отдельных государств выступило положение о том, что оптимизация расходов всегда менее болезненна и наносит меньший ущерб социально-экономической системе страны, нежели чем повышение налоговой нагрузки. Как отмечается, «увеличение налоговой нагрузки обычно более значительно искажает функционирование отдельных отраслей и рынков. Кроме того, повышенная нагрузка имеет тенденцию сдерживать рост наиболее эффективных секторов, перераспределяя средства в пользу текущего потребления и субсидий менее самостоятельным производствам. Предпочтения правительства в пользу повышения налогов повышают неопределенность относительно будущей конфигурации налоговой системы, приводят к росту реальных процентных ставок и сжатию инвестиционной активности» [1].

Помимо сокращения бюджетных расходов, обеспечить фискальную консолидацию применительно к налогообложению коммерческого сектора экономики также призвана оптимизация налогового администрирования. Работа по совершенствованию налогового администрирования ведется также и в отношении администрирования налогов и сборов с физических лиц, однако именно в сфере администрирования налогов и сборов с коммерческих организаций, оптимизация позволит обеспечить приток дополнительных средств в бюджет.

В данной части уже сделано множество перспективных шагов, включая введение института контролируемых иностранных компаний, внедрение автоматизированного комплекса «НДС-2», развертывание системы ЕГАИС, обустройство и функционирование не имевших прежде аналогов центров обработки данных. Следует отметить, что на текущий период намечена полная синхронизация процедур и процессов налогового администрирования, осуществляемого Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ) и Федеральной таможенной службой РФ (ФТС РФ) [5]. Речь идет о сфере, где пересечение контрольных функций двух ведомств, несовершенство законодательство и другие негативные процессы приводили к недополучению колоссальных сумм налогов и сборов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ [6].

Параллельно осуществляется, и подлежит совершенствованию, работа по снижению уровня коррумпированности среди налоговых служащих.

Что же касается собственно налогообложения коммерческих организаций, то «Основные направления» предполагают, что основополагающим принципом любых возможных реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности — то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.

Принципиально важными в контексте налогообложения коммерческих организаций представляются положения документа, связанные с пересмотром системы налоговых льгот. «Основные направления…» содержат достаточно объемное приложение, в котором детально проанализированы налоговые расходы бюджета РФ, их влияние как на развитие экономики, так и на бюджетную устойчивость, и сделаны многочисленные рекомендации по поводу политики государства по установлению налоговых льгот и преференций (налоговых расходов бюджета), реализация которых, безусловно, приведет к значительной трансформации фискальных условий ведения бизнеса в России.

При этом, как отмечается в «Основных направлениях. », для бизнес-сообщества «помимо налоговых условий, также важна и предсказуемость таких элементов фискальной системы как неналоговые платежи и налоговые льготы» [1].

В этой связи, в части неналоговых платежей совместно с деловым сообществом будет завершена работа по систематизации и законодательному закреплению единых правил их установления и взимания — своего рода кодекс неналоговых платежей (разработан проект федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [2]). Это должно, с одной стороны, сделать условия ведения бизнеса более прозрачными и предсказуемым, а с другой — повысить эффективность администрирования таких платежей. По результатам создания нормативной базы, регулирующей такие платежи, планируется, по возможности, сократить количество неналоговых платежей и упростить процедуры их администрирования.

Читайте так же:  Проверка юрлица по инн налоговая

В «Основных направлениях» также отмечается, что оптимизация налоговых льгот также представляет особую важность, учитывая тот факт, что в отличие от прямых бюджетных расходов контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы, что создает предпосылки для уменьшения прозрачности бюджетной и налоговой политики, и снижения эффективности государственной экономической политики в целом. В этом году уже проделана работа по инвентаризации и систематизации в едином документе всех льгот и освобождений, выделение в их структуре налоговых и неналоговых расходов, оценке их объема за исторический и прогнозный периоды и разнесению таких налоговых расходов по отдельным госпрограммам. Следующая задача — внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы [1].

Обсуждая предлагаемые новации в части пересмотра системы налоговых льгот для организаций, представляется целесообразным присоединиться к мнению ряда исследователей о том, что декларируемые в предыдущих «Основных направлениях налоговой политики» мероприятия по «упорядочению налоговых льгот» неизменно вели к скрытому росту налогового бремени, поскольку настоящие «уклонисты» от налогов и сборов под такие сокращения не подпадали [4].

В самом документе отмечается, что в 2016 году внесены изменения в Налоговый кодекс, устанавливающие ограничения переноса убытков по налогу на прибыль организаций, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 50 % налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода, в том числе для налогоплательщиков консолидированной группы налогоплательщиков. Кроме того, введен мораторий на увеличение количества действующих консолидированных групп налогоплательщиков, что обеспечивает большую стабильность доходной базы субъектов Российской Федерации.

Отменена льгота по налогу на имущество организаций в части движимого имущества, установленная на федеральном уровне. Ее применение с 1 января 2018 года на территории субъекта Российской Федерации возможно только по решению этого субъекта Российской Федерации (так называемое «правило 2 ключей»). Этот же подход применен в отношении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в части имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море.

Что же из конкретных мер по упорядочению льгот по налогам и сборам, взимаемым с коммерческих организаций предлагается в новых «Основных направлениях…»? В частности, предлагается распределить действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их передачи на региональный уровень: льготы, отменяемые на федеральном уровне с 1 января 2018 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года. Кроме того, предлагается установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, а также разработать общую методологию оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к «налоговым (неналоговым) расходам» [1].

Важно отметить, что оценка параметра налоговой нагрузки на бизнес в результате реализации приведенных мероприятий в «Основных направлениях» не приводится, что выглядит особо странным на фоне масштабного исследования других вопросов, связанных с функционированием существующей системы налоговых расходов бюджета. Необходимость пересмотра данной системы представляется нам безусловной, о ней говорилось многими специалистами [3]. Однако, хотелось бы верить, что установление мораториев на налоговые льготы, их масштабная отмена, не приведут к скрытому повышению налоговой нагрузки на бизнес. Как известно, отсутствие единой методологии определения налоговой нагрузки (налогового бремени), дает возможности манипулировать данным показателем в любых целях; не хотелось бы, чтобы ужесточение налоговой среды функционирования бизнеса было оправдано ложными утверждениями о сохранении налогового бремени на прежнем уровне.

Среди мероприятий, предусмотренных в «Основных направлениях», которые следует оценить положительно в контексте создания фискальных условий для развития российского бизнеса, особо отметим предложения по налоговому стимулированию инвестиционной активности бизнеса.

Как отмечается в документе, сейчас в российской экономике наблюдается скромное начало восстановительной фазы инвестиционного цикла, что делает особенно актуальными меры и стимулы, направленные на ускорение инвестиционных программ (отложенных в период кризиса). В этой связи предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет — то есть право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. Такой налоговый вычет будет предоставляться по решению субъекта Российской Федерации по принципу «двух ключей» [1].

Хотелось бы, опять же, верить, что соответствующие мероприятия удастся реализовать, и поддержку получат именно те бизнес-субъекты, которые в ней нуждаются.

Таким образом, «Основные направления» предусматривают ряд кардинальных перемен, прежде всего, в философии бюджетной и налоговой политики. Устанавливаемые принципы формирования соответствующих направлений государственной политики, а также подходы к налогообложению организаций, безусловно, существенно повлияют на деловой климат в нашей стране. Положительно оценивая ряд рекомендаций, изложенных в документе, представляется целесообразным высказать умеренную настороженность по поводу влияния практической их реализации на налоговый климат в нашей стране и ведение бизнеса в целом. Так, имеются сомнения в том, что кардинальный пересмотр системы налоговых льгот не будет сопровождаться ростом налоговой нагрузки на бизнес, а бенефициарами соответствующих мероприятий выступят предприятия, которым действительно отведена роль драйверов российской экономики. В связи с этим, как думается, работа по совершенствованию доктринальных подходов к формированию государственной политики в части налогообложения коммерческих организаций должна быть продолжена.

http://moluch.ru/th/5/archive/83/3086/

Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития

Дата публикации: 20.06.2019 2019-06-20

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Егоров Е. В. Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития // Молодой ученый. — 2019. — №25. — С. 280-283. — URL https://moluch.ru/archive/263/60880/ (дата обращения: 19.02.2020).

В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения.

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Имущественные налоги зависят от финансового состояния организаций и от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье значительно в минимальной степени, чем налоги на прибыль или ресурсные платежи и НДС, поэтому и являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета, это особенно ярко проявилось в условиях экономического кризиса, динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов [6].

Читайте так же:  Как найти налог на землю

Доля доходов от имущественных налогов незначительна, что показано на рис. 1:

Рис. 1. Доля доходов от имущественных налогов в бюджетной системе РФ, %

Около 71 % всех поступлений имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог — 18 %, транспортный налог с организаций и физических лиц — более 12 %. А доля налога на имущество физических лиц не превышает 4 %.

В качестве основных способов совершенствования имущественного налогообложения и увеличения собираемости имущественных налогов целесообразно перечислить следующие.

Во-первых, привлечь в налоговый оборот по возможности максимальное количество субъектов и объектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между службой государственной регистрации, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

Во-вторых, ввести единое сводное налоговое уведомление по уплате налогов по всему недвижимому имуществу и указывать сумму задолженности (налоги и пени по расчетам за предыдущие налоговые периоды), по состоянию на дату формирование уведомления, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

В-третьих, нужно предусмотреть освобождение от обложения налогом на имущество организаций высокотехнологичного оборудования, в целях стимулирования инновационного развития организаций, всех отраслей экономики.

Итогом реформы имущественного налогообложения будет создание условий для более качественного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

Для реализации работы подразделений Федеральной налоговой службы разработана и функционирует многоуровневая система автоматизированная информационная система (АИС «Налог» — 3, обеспечивающий решения задач обработки и накопления информации в инспекциях. Конечная цель АИС Налог –3 налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, казначейства, банков, регистрационных центров, таможни, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др. [3].

Одним из востребованных направлений работы должны стать меры по повышению роли имущественных налогов в доходах бюджета как стабильного ресурса поступлений. Соответственно, порядок работы с регистрирующими органами должен полностью измениться. Сегодняшняя ситуация недопустима, когда из-за некорректных сведений информационных баз под налогообложение подпадает только 56 % объектов недвижимости. Для этого, следует постоянно анализировать динамику формирования и обработки сведений, получаемых из службы государственной регистрации [4].

Также стоит обратить внимание к упрощению налоговых процедур и повышению открытости Федеральной налоговой службы, включая взаимодействие с налогоплательщиками. Это может быть осуществимо за счет развития информационных технологий, развития действующих электронных сервисов, создания новых.

В связи с вышеизложенным, необходимо создать систему управления электронными архивами, а также специализированные центры обработки и хранения документов. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами [7].

Центры обработки данных в настоящее время работают в определённых направлениях и будут поэтапно модернизироваться в межрегиональные аналитические центры обработки и генерации информации при проведении контрольных мероприятий [7].

По состоянию на сегодняшний день даже в непростых экономических условиях не утрачивается темп поступления налогов и сборов. К примеру, в консолидированный бюджет Российской Федерации за девять месяцев 2017 года поступило 10,5 триллиона рублей, что на 1 % выше соответствующего периода 2016 года. Естественно, не положительное воздействие на динамику поступлений оказывает налог на добычу полезных ископаемых и его сокращение на 15,7 % вследствие снижения цены на нефть. Без учета нефтегазовых доходов поступления в консолидированный бюджет выросли на 6,3 %. Причем это происходит в условиях, когда основные макроэкономические показатели уменьшаются. Вспомним, что объем ВВП в начале, полугодии сократился на 0,8 %, оборот розничной торговли — на 5,6 %, инвестиции — на 4,2 %.

Если посмотреть на доходную часть имущественного налогообложения в целом за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении (с учетом инфляции) выросли на 18 % [1].

Необходимо так же отметить, что налоговая служба не обладает инструментами прямого влияния на налоговую политику, занимаясь в первую очередь администрированием. Основным функционалом налоговой службы является контроль за соблюдением налогового законодательства, именно поэтому необходимо рассматривать контрольную работу как один из основных влияний повышения эффективности администрирования доходов [2].

Для увеличения плодотворности налогового администрирования не только, в общем, по стране, но и субъектов Российской Федерации необходимо решить некоторые проблемы, существующие в области налогообложения.

В последнее время проблемы экономической безопасности чаще оказываются в центре общественного внимания, становятся предметом обсуждения, как представителей различных областей научного знания, так и властных структур [9]. Основную экономическую базу для функционирования государства создают налоги, поэтому налоговая безопасность — это неотделимая часть экономической безопасности в обществе.

С целью обеспечения налоговой безопасности региона уполномоченными органами всех уровней власти непрерывно осуществляется проведение налоговой политики, подразумевающей комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на достижение каких — либо целей, в основе которых лежат налоговые льготы, объекты и ставки налогов, как непосредственное проявление налоговой политики [5].

Проведение налоговой политики в целях обеспечения налоговой безопасности на макроуровне должна быть направлена не только на борьбу с уклонением от уплаты налогов и теневой экономики, но и на повышение качества налогового администрирования с использованием современного математического аппарата и новейших информационных технологий [8]. При этом следует учитывать специфику отдельных регионов, их географическое положение, отраслевую специфику, налоговый потенциал, осуществлять применение методов налогового планирования и прогнозирования, обеспечивать взаимодействие государственных и региональных стратегических целей развития и использования эффективного налогового механизма для их достижения.

http://moluch.ru/archive/263/60880/

Проблемы и перспективы налогообложения прибыли организаций в РФ

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, так как напрямую уменьшает именно то, что является целью предпринимательской деятельности, поэтому его можно назвать инструментом, влияющим на экономическое развитие, и каждый его элемент должен быть просчитан и обоснован.

Читайте так же:  3 ндфл сайт налоговые вычеты

С экономической точки зрения, налог на прибыль — это регулярные денежные отношения в связи с безвозмездным изъятием государством ВВП в части доли прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. С юридической точки зрения налог на прибыль представляет собой отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства .

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером получаемого налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций .

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранными предприятий и организаций.

Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Таким образом, имеется насущная необходимость в разработке теоретических и развитии методологических вопросов, связанных с функционированием налогового контроля, исходя из его принципов, выработанных финансовой наукой и особенностей развития национальной экономики страны.

В трехлетней перспективе 2012-2014 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения .

В соответствии с принятыми решениями были внесены следующие изменения в части порядка исчисления и уплаты налога на прибыль орга- низаций :

В два раза (с 20 000 до 40 000 р.) увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом.

С 2011 г. организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн р. за каждый квартал (ранее — 3 млн р.).

Видео (кликните для воспроизведения).

С 1 января 2011 г. убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (статья 275.1 НК РФ). Ограничение указанных расходов нормативами, утверждаемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отменено.

Упрощен порядок учета расходов на освоение природных ресурсов. Согласно новой редакции статьи 261 Кодекса затраты по безрезультатным работам признаются в общем порядке, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем их завершения.

Сокращен с пяти до двух лет срок учета затрат на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затрат на возмещение комплексного ущерба, наносимого налогоплательщиками природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе разработки месторождений.

Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющих предусмотренным Кодексом критериям, ставка налога на прибыль установлена в размере 0%.

Указанные положения применяются с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г.

Данная мера должна способствовать поддержке организаций, осуществляющих деятельность в областях образования и здравоохранения, за счет направления средств, сэкономленных в результате применения нулевой налоговой ставки, на развитие собственной деятельности.

Можно сделать вывод, что важное место в системе налогового администрирования отведено организации налогового контроля по налогу на прибыль организаций. Несмотря на меняющийся удельный вес налога на прибыль в формировании доходной части бюджета на различных этапах развития национального хозяйства России, он является одним из основных инструментов налоговой политики государства. Налог на прибыль выполняет не только фискальную функцию по аккумулированию денежных средств в соответствующих бюджетах, но и регулирующую, позволяющую государству активно влиять на темпы развития экономики.

Необходимость усиления контроля над правильностью исчисления налога на прибыль связана с тем, что произошли качественные изменения в порядке взимания налога на прибыль организаций в условиях ведения самостоятельной системы налогового учета. То есть возникает насущная потребность своевременно отслеживать и правильно применять изменяющиеся и обновляющиеся нормы налогового контроля над правильностью исчисления налога на прибыль. Исследование этих преобразований, безусловно, позволит качественно организовать систему государственного налогового контроля, повысить его результативность.

А. О. Калашников, А. П. Анкудинова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

http://arbir.ru/articles/a_3498.htm

Налогообложение прибыли предприятий: актуальные проблемы и перспективы развития

Рубрика: Региональная экономика

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 1661 раз

Библиографическое описание:

Мамиёк Л. А. Налогообложение прибыли предприятий: актуальные проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 114-117. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1799/ (дата обращения: 19.02.2020).

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Применение налогов является одним из экономических способов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Читайте так же:  Проверка задолженности по налогам и сборам

Переход нашего государства на новые уровни развития экономики, приумножается многоаспектное значение прибыли акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе присуждать, для каких мер и в каких размерах направлять полученную прибыль.

Прибыль как экономическая категория — это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и совокупностью затрат для этой деятельности.

Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы приобретаем один из видов налога, через которые налоговая система государства может исполнять принадлежащие ей функции — это налог на прибыль организаций.

Однако постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом числе издаваемых изменений и дополнений неоднократно не позволяет предприятиям регулярно осваиваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, которое приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами. В условиях перехода от административно — директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, с помощью налогов государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких действий и ликвидации убыточных предприятий.

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит аппаратом перераспределения национального дохода. Данный налог является прямым, т. е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В положении рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятия. Впрочем, государство может влиять на этот процесс с помощью разных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы исполняется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, разделения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет многозначительную ценность ради обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических задач.

Налог на прибыль предприятий и организаций — главный вид налога юридических лиц. Основная ставка налога на прибыль -20 %. Из них 2 % уплачивается в федеральный бюджет, 18 % — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5 %. [1].

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем случаем, что налог на прибыль является некоторым из главных прибыльных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Проблема исследования состоит в повышении качества налогового контроля за исчислением налога на прибыль организации.

Рассмотрим деятельность Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Адыгея, которая является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в подчинении Управления ФНС России по Республике Адыгея и ФНС России и Управления. Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей в пределах компетенции налоговых органов.

По итогам 2015 года от налогоплательщиков республики в доход консолидированного бюджета Российской Федерации поступило налоговых платежей в сумме 10800,0 млн. руб., что на 13 % (или 1200,0 млн. руб.) больше, чем в 2014 году (см. табл. 1).

Исполнение консолидированного бюджета Республики Адыгея (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

http://moluch.ru/th/5/archive/51/1799/

Налог на прибыль и перспективы его развития в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны — граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

Введение
Теоретические основы налогообложения прибыли организаций………..6
Экономическая сущность налога на прибыль организаций…………. 6
Роль налога на прибыль организаций в бюджетной системе РФ……. 11
Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций……………………………………………………………….15
Анализ действующего механизма взимания налога на прибыль организаций на примере ООО «Р-Стиль»………………………………. 19
Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ООО «Р-Стиль»…..19
Анализ осуществления контроля налоговыми органами за налогообложением прибыли организаций в РФ……………………….22
Направления совершенствования взимания налога на прибыль организаций в РФ…………………………………………………………..27
Пути совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций……………………………………………………..27
Оптимизация налогообложения прибыли ООО «Р-Стиль»………….34
Выводы и предложения………………………………………………………. 37
Список используемой литературы……………………………………………..40

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа по налогам.docx

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный аграрный университет»

Кафедра «Экономика природопользования»

по дисциплине «Основы налогообложения

и налогового законодательства» на тему:

«Налог на прибыль и перспективы его развития в России»

Выполнил: студент группы ЭМФ-52

Проверил: кандидат экономических

наук, доцент Васильев А.К.

  1. Теоретические основы налогообложения прибыли организаций………..6
    1. Экономическая сущность налога на прибыль организаций…………. 6
    2. Роль налога на прибыль организаций в бюджетной системе РФ……. 11
    3. Нормативно-правовая база исчисления и уплаты налога на прибыль организаций………………………………………………… …………….15
  2. Анализ действующего механизма взимания налога на прибыль организаций на примере ООО «Р-Стиль»………………………………. 19
    1. Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ООО «Р-Стиль»…..19
    2. Анализ осуществления контроля налоговыми органами за налогообложением прибыли организаций в РФ……………………….22
  3. Направления совершенствования взимания налога на прибыль организаций в РФ…………………………………………………………..27
    1. Пути совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций………………………………………………… …..27
    2. Оптимизация налогообложения прибыли ООО «Р-Стиль»………….34

Список используемой литературы…………………………………………….. 40

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны — граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно влияет на рынок, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и «угнетению» других.

Читайте так же:  Пропала задолженность по налогам на госуслугах

Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Исторически сложилось так, что во все времена государство требовало от своих граждан определенные выплаты за ту или иную деятельность. В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.

В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Государство, лишенное собственности, не может управлять производственным процессом административными методами. Спущенные сверху директивные указания, не подкрепленные экономическими стимулами, вряд ли будут выполняться частными предприятиями, акционерными обществами, деятельность которых определяется в первую очередь требованиям рынка и законом стоимости. В связи с этим управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими методами, и, прежде всего, набором элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя обложение прибыли юридических лиц этими методами, государство способно оказать серьезное давление на динамику производства: стимулировать его развитие либо сдерживать движение вперед. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций в России регулирующую роль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации в стране, а также существования слабой налогооблагаемой базы. Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории страны.

Как известно, налог на прибыль является одним из самых существенных налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы курсовой работы.

Тема моей курсовой работы — «Налог на прибыль и перспективы его развития в России».

Целью данной работы является комплексное исследование системы налогообложения по вопросу взимания налога на прибыль организаций на примере ООО «Р-Стиль». Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

  1. рассмотреть теоретические основы взимания налога на прибыль в России, в частности историю возникновения и характеристику элементов данного налога;
  2. проанализировать действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджеты различных уровней, рассмотреть механизм исчисления налога предприятием;
  3. определить возможные направления совершенствования налога на прибыль в России.

Объектом исследования является ООО «Р-Стиль», на примере которого будет показано формирование доходов и расходов по налогу на прибыль, а также представлен и сам расчет данного налога.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    1. — Экономическая сущность налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организации является одним из видов прямых налогов. Он относится к числу федеральных налогов. Так как этот налог относится к федеральным, то его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Но отдельные вопросы налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.

После определения себестоимости и корректировки затрат для целей налогообложения определяется прибыль, являющаяся объектом налогообложения. Это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики. С ним законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены статьей 284 Налогового Кодекса РФ.

«Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации». [3] В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки.

Налоговый период — это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для всех налогоплательщиков налоговый период по налогу на прибыль организаций устанавливается как календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца календарного года. Режим уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли определяется налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике на очередной налоговый период.

Налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.referat911.ru/Nalogovoe-pravo/nalog-na-pribyl-i-perspektivy/300014-2657193-place1.html

Перспективы развития налога на прибыль организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here