Правовые основы осуществления валютного контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Правовые основы осуществления валютного контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Раздел 3 ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Глава 9 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования

Применение государством валютных ограничений в качестве инструмента валютного регулирования вызывает необходимость совершения им определенных контролирующих действий над тем, как эти ограничения «работают», в какой мере они соблюдаются, каково их влияние на экономику страны, способствуют они ее стабильному развитию или, напротив, являются ему препятствием. Такие действия предусмотрены в структуре механизма валютного регулирования. Они имеют форму валютного контроля, который наряду с валютными ограничениями является инструментом административного метода в составе данного механизма.

Валютные ограничения и валютный контроль как инструменты административного метода валютного регулирования неразрывно связаны друг с другом. Причем эта связь имеет причинно-следственный характер. В качестве причины здесь выступает применение в экономике страны валютных ограничений, как следствие – валютный контроль. Это значит, что содержание валютного контроля, направления его осуществления обусловлены применяемыми валютными ограничениями. Чем они жестче и чем шире их круг, тем более многообразны формы валютного контроля и более значима его роль в качестве элемента механизма валютного регулирования. В то же время валютный контроль оказывает существенное обратное воздействие на применение валютных ограничений. Он придает ему реальную силу, обеспечивает обратную связь между объектной и субъектной стороной валютного регулирования.

Валютные ограничения, а с ними и валютный контроль применяются в различных сферах экономики, в которых производятся валютные операции. Однако особое место здесь принадлежит внешнеэкономической сфере и ее главной составляющей – внешней торговле, которая невозможна без функционирования валютного рынка. Это дает основание различать широкий и узкий смысл валютного контроля. Валютный контроль в широком смысле применим к соответствующей деятельности государства, направленной на совокупность отраслей и сфер экономики страны, функционирование которых связано с валютными операциями и применением валютных ограничений. В узком смысле валютный контроль ограничивается его осуществлением применительно к внешней торговле. В этой сфере раскрываются его главные характеристики, поэтому в дальнейшем рассмотрению валютного контроля внешней торговли будет уделено особое внимание.

Итак, валютный контроль представляет собой элемент механизма валютного регулирования – инструмент его административного метода, который обеспечивает действие валютных ограничений при осуществлении валютных операций в различных сферах экономики страны, прежде всего, во внешней торговле.

Поскольку в России валютный контроль является элементом единого механизма валютного регулирования, он не может иметь принципы, цели и задачи, отличные от тех, которые реализуются, преследуются и решаются благодаря действию данного механизма. Вместе с тем валютный контроль обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъектной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.

Нормативно-правовые и информационные основы валютного контроля

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.

В силу того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.

Прежде всего это касается иерархической организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Состав нормативной базы валютного регулирования
и валютного контроля

Главный принцип, лежащий в ее основе, – строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования, а значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высший

уровень организации нормативной базы валютного регулирования воплощается в Конституции РФ. В ней нашли закрепление принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформлении (ст. 76).

Средний

уровень рассматриваемой иерархии – законодательный. Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень представлен:

· Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 № 51-Ф3;

· Таможенным кодексом РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ;

· Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

· Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

· Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

· Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

· Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

· Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного контроля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это – законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля (глава 4). Данный Закон вместе с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ – основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Нижний

уровень иерархической организации нормативно-правовой базы валютного контроля, на котором ее специфика проявляется наиболее полно, составляет совокупность различного вида подзаконных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемые при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т.д.

Читайте так же:  Сколько возврат налога с процентов по ипотеке

Состав рассматриваемого уровня нормативно-правовых основ валютного контроля неоднороден. В него входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:

· Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;

· Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

· Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля – справки о валютных операциях, паспорта сделки);

· Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

· Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

· Письмо Федеральной таможенной службы РФ 12.07.2007 № 01-06/25927 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок».

Важным отличительным признаком уровня подзаконных актов нормативно-правовой базы валютного контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно-правовой базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положениям федеральных законов.

Информационную основу валютного контроля составляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касающихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютного контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций – участников контрольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником информации при осуществлении валютного контроля, определен Законом (ст. 23) и представляет собой закрытый список. Это сделано в целях недопущения произвола в отношении участников валютных операций со стороны должностных лиц контролирующих органов при выполнении ими своих функций. Причем, как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих информацию, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки (ПС);

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являются контракты, прежде всего внешнеторговые, банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций, таможенные декларации, паспорта сделок. Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контракта, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 2707 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/5-52663.html

Правовые основы валютного контроля.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах. В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях. В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

Читайте так же:  Штраф за неуплату налога ндс

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах.

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого- или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль представляет собой систему мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля), направленных на сбор и систематизацию информации о валютных операциях, предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений. Система мероприятий валютного контроля состоит из следующих основных процедур (мер):

1) сбор информации о валютных операциях;

2) систематизация информации о валютных операциях;

3) предупреждение валютных правонарушений;

4) выявление и пресечение валютных правонарушений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9074 — | 7690 — или читать все.

http://studopedia.ru/20_16797_pravovie-osnovi-valyutnogo-kontrolya.html

Вопрос 2

Валютный контроль, как вид государственной деятельности, имеет соответствующие основы. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают эффективность указанной деятельности. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информацион­ной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроляпредставляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должност­ные лица при выполнении своих функций.

Нормативно-правовая основа валютного регулирования включает в себя три уровня различных видов нормативных актов:

— подзаконные нормативно-правовые акты.

Основной принцип, лежащий в основе нормативно-правовой базы валютного контроля — это строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уров­ня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высшийуровень организации нормативной базы валютного регу­лирования воплощается в КонституцииРФ. В ней закрепле­ны принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, тамо­женным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформле­нии (ст. 76).

Среднийуровень рассматриваемой иерархии — законодательный.Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень можно представить следующими основными нормативными актами:

• Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;

• Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ;

• Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

• Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• Федеральным законом РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

• Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

• Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

• Федеральным законом от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного кон­троля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валют­ном регулировании и валютном контроле». Это — законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздей­ствия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный Закон вме­сте с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ и основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Нижнийуровень составляет совокупность различного вида подзаконных нормативных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемых при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т. д.

Состав рассматриваемого уровня входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению, в частности: указы и распоряжения Пре­зидента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного контро­ля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:

Читайте так же:  Налог на дарение прямой или косвенный

• Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (устанав­ливает порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками с использованием технологии валютного контроля внешней торговли);

• Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

• Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами упол­номоченным банкам документов и информации при осущест­влении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов ва­лютного контроля — справки о валютных операциях, паспорта сделки);

• Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным бан­кам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банка­ми контроля за проведением валютных операций»;

• Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов ва­лютного регулирования при осуществлении внешнеэкономиче­ской деятельности».

· Приказом ФТС РФ от 03.03.2011 г. №478 «Об утверждении Типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов».

Информационную основу валютного контролясоставляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касаю­щихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютно­го контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций — участников кон­трольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником инфор­мации при осуществлении валютного контроля, определен Законом о валютном регулировании (ст. 23). Как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно от­носятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих инфор­мацию основу, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

Видео (кликните для воспроизведения).

• документы, удостоверяющие личность физического лица;

• документ о государственной регистрации физического лица в ка­честве индивидуального предпринимателя;

• документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юриди­ческого лица, — для резидентов;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имуще­ство;

• документы, удостоверяющие права нерезидентов на осущест­вление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформ­ляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного госу­дарства;

• уведомление налогового органа по месту учета резидента об от­крытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

• регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

• документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглаше­ния, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

• до­кументы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

• документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и ре­зультатов интеллектуальной деятельности, в том числе исклю­чительных прав на них, акты государственных органов;

• документы, оформляемые и выдаваемые кредитными органи­зациями, включая банковские выписки; документы, подтверж­дающие совершение валютных операций;

• таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и вну­тренних бумаг в документарной форме; паспорт сделки (ПС);

• документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая докумен­ты, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи о паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являют­ся:

— контракты, прежде всего внешнеторговые;

— банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций;

Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контрак­та, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7581 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_1099_vopros-.html

Правовые основы валютного контроля в РФ.

Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с федеральным законодательством.

Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Читайте так же:  Торговый сбор куда подавать уведомление

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В свою очередь органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

При осуществлении валютных операций на территории РФ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Дата добавления: 2016-12-17 ; просмотров: 446 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/13-3596.html

19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в рф

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными функциями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:

— органами валютного контроля;

— агентами валютного контроля.

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

— формирование и развитие национального валютного рынка;

— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

— регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

— определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

— определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

— требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

Читайте так же:  Налог на недвижимость как рассчитывается

— лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

— требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

— введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

— ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

— требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

— установление лимитов открытой валютной позиции банков;

— введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

— определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

— надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

— контроль экспортных операций;

— контроль импортных операций;

— контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

— определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

— осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

— проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

— взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

— приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

— других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

— проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

— приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

— приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/2042244/page:19/

Правовые основы осуществления валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here