Предварительный текущий и последующий финансовый контроль

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Предварительный текущий и последующий финансовый контроль". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Понятие и формы финансового контроля

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

http://www.aup.ru/books/m231/3_1.htm

Предварительные, текущие и последующие ревизии

Финансовый контроль имеет определенную организационно-правовую структуру. Он осуществляется в различных формах, выбор которых определяется задачами, целями контроля и состоянием контролируемых объектов. В зависимости от времени осуществления контроль подразделяется на следующие формы: предварительный, текущий и последующий. контроль ревизия проверка финансовый

Предварительный контроль. Данный вид контроля проводится до совершенствования хозяйственных и финансовых операций. Он предшествует операции с материальными и денежными средствами и имеет целью предупредить незаконные действия должностных лиц, неправильное хранение и нецелесообразное расходование денежных средств и материальных ценностей, предотвратить нарушение законов, постановлений и распоряжений государственных органов.

Предварительный контроль осуществляется всеми органами государственного контроля. Он играет большую роль и является наиболее эффективной формой финансового контроля, так как лучше предупредить нарушения или недостатки, чем затем, с опозданием, после совершения нарушений, вскрывать их. Предварительный контроль производится в процессе рассмотрения и утверждения планов, проектов смет и бюджетов, штатных нормативов, утверждения штатных расписаний и т.д.

Такой контроль осуществляют:

  • Ш финансовые органы посредством рассмотрения проектов бюджетов, финансовых планов и смет, при регистрации штатных расписаний и смет административно-управленческих расходов бюджетных учреждений;
  • Ш кредитные учреждения путем проверки платежных документов до их оплаты или исполнения (чеков, платежных требований, платежных поручений и т.п.);
  • Ш министерства и ведомства, управления, отделы путем анализа проектов производственно-финансовых планов предприятий, индивидуальных и сводных сметных бюджетных учреждений:
  • Ш ответственные должностные лица предприятий, организаций, учреждений в процессе принятия решений, разрешающих выполнять определенные работы, совершать хозяйственные операции, расходовать материальные и денежные средства. При этом рассматриваются законность, целесообразность, эффективность и реальность действий и хозяйственных операций.

Важную роль в предварительном контроле играют главные (старшие) бухгалтера. Указанные должностные лица осуществляют проверки правильности составления платежных документов, договоров, соглашений на приобретение и отпуск материальных ценностей, установления должностных окладов, соблюдения установленных норм расходов, тарифов и т.д.

Текущий контроль производится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций.

Эта форма контроля является неотъемлемым элементом оперативного управления хозяйственно-финансовой деятельностью.

Опираясь на данные первичных документов оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризации и визуального наблюдения, должностные лица, пользующиеся данными текущего контроля, при необходимости регулируют быстроменяющиеся хозяйственные ситуации, приостанавливают незаконные или ошибочные действия, предотвращают потери, убытки.

Таким образом, текущий контроль позволяет выявлять положительные и отрицательные явления в процессе финансово-хозяйственной деятельности и немедленно принимать решения, стимулирующие положительные хозяйственные процессы и явления и предотвращающие, пресекающие отрицательные явления и отклонения.

Повышению действенности текущего контроля способствует использование вычислительной техники, позволяющей автоматически собирать и обрабатывать экономическую информацию.

В связи с этим большое значение имеет создание компьютерных данных, что позволяет организовывать текущий контроль за ходом хозяйственно-финансовой деятельности на оперативных началах и тем самым значительно повысить эффективность управления деятельностью предприятий, организаций, учреждении и их вышестоящих органов.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственно-финансовых операций. Проводится он путем исследования данных учета, отчетности, плановой, нормативной и технологической документации, а также изучения первичных документов, фактического наличия материальных ценностей и денежных средств за определенный прошедший период.

Читайте так же:  Квитанция налоги ип на сайте налоговой

Последующий контроль позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. Он помогает более масштабно оценить положительные и отрицательные стороны в хозяйственной деятельности проверяемого объекта, выявить неправильные тенденции в его работе и их причины, объективно оценить наиболее неблагоприятные участки работы и пути их улучшения, всесторонне изучить положительные тенденции и их факторы, разработать эффективные меры по устранению недостатков и использованию положительных моментов в хозяйственно-финансовой деятельности.

Предварительный, текущий и последующий финансово-экономический контроль осуществляются различными методами. Основным методом предварительного и текущего контроля является визуальная проверка, направленная на немедленное пресечение незаконной операции или злоупотребления — до или во время их совершения. Как правило, такие проверки актами, справками не оформляются.

Все дело сводится к не подписанию ответственным контролирующим должностным лицом документа к отдаче распоряжения, приказа в письменной или устной форме о приостановлении или недопущении незаконной операции.

Последующий контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка; экономический анализ; ревизия. Материалы последующего контроля в обязательном порядке оформляются актом, справкой, докладной запиской или другим документом.

Проверка является существенным методом последующего контроля. Она в основном применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности.

Проверки, в свою очередь, подразделяются на несколько видов. Главными их них являются счетные проверки отчетности и тематические проверки (обследования).

Под счетной проверкой отчетности понимается изучение круга вопросов, связанных с достоверностью бухгалтерских отчетов и балансов. Она осуществляется финансовыми органами, как правило, один раз в год.

Кроме этого, достоверность отчетных данных проверяется статистическими, банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов хозяйственного управления при приемке отчетности, при ревизиях, тематических проверках, анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Основными вопросами при счетных проверках отчетности являются:

  • Ш достоверность отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции;
  • Ш прибыли;
  • Ш производительности труда;
  • Ш рентабельности и др.;
  • Ш уровень затрат на производство и себестоимость продукции;
  • Ш соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы;
  • Ш направление прибыли на образование фондов экономического стимулирования и на внутрихозяйственные нужды предприятия;
  • Ш расчеты с бюджетом по платежам из прибыли.

Счетная проверка распадается на несколько этапов. К ним относятся: проверка правильности оформления отчетов; проверка правильности арифметических подсчетов; проверка согласования показателей различных форм отчетности; проверка преемственности показателей смежных периодов; сличение отдельных отчетных показателей с записью о регистрах бухгалтерского учета; проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов; проверка по существу вопроса, т.е. в соответствии с действующим законодательством произведены распределение прибыли, начисление фондов экономического стимулирования, списание недостач, оформление инвентаризации, расчеты с бюджетом, определение затрат на производство и т.п.

Под тематической проверкой (обследованием) понимается изучение на месте отдельных сторон и участков работы подконтрольного объекта.

Тематические проверки (обследования) проводят все органы финансового контроля. Эти проверки проводятся в основном не регулярно и оформляются справками или докладными записками.

Круг вопросов, которые подвергаются тематической проверке, неограничен. Это может быть правильность начисления и выплаты заработной платы, сохранность товарно-материальных ценностей и денежных средств, использование и списание основных средств своевременная ликвидация дебиторской и кредиторская задолженности, эффективность применения тех или иных финансовых рычагов и стимулов.

Экономический анализ является важным методом последующего контроля. Основная цель экономического анализа — оценка на основе учетных и отчетных данных, материалов тематических проверок хозяйственной деятельности и финансового положения подконтрольных объектов и на этой основе выявление отстающих участков работы, причины такого положения, выявление и обоснование путей дальнейшего улучшения их деятельности.

Экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности применяется как в качестве самостоятельного метода последующего контроля, так и в качестве инструмента, сопряженного с другими методами последующего контроля, в частности во время тематических проверок, ревизий.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями (для этого на ряде предприятий создаются бюро экономического анализа), так и внешними органами контроля — финансовыми, банковскими органами, вышестоящими ведомственными органами — министерствами, управлениями, объединениями.

Таким образом, экономический анализ фактически состоит из двух видов: внутрихозяйственного анализа финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемого службами самого предприятия, организации, учреждения; внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемого государственным органом контроля.

Основным, комплексным методом последующего контроля является ревизия. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всей деятельности подконтрольного объекта и отдельных звеньев с целью установления эффективности, целесообразности и законности уже совершенных хозяйственных операций; проверки сохранности денежных средств и материальных ценностей; проверки правильности и достоверности учета и отчетности.

При ревизии широко используются первичные документы, данные первичного учета. Это даст возможность глубоко проанализировать качество всех участков работы подконтрольного объекта.

Современная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий и принимаемых решений.

Сегодня в ревизорской работе, которая никогда не была легкой, все более ощутимым становится такой критерий, как опасность для жизни, что обусловливает необходимость привлечения вооруженной охраны.

http://studwood.ru/2067244/buhgalterskiy_uchet_i_audit/predvaritelnye_tekuschie_posleduyuschie_revizii

Формы финансового контроля. Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль

Предварительный финансовый контроль предшествует движению денежных средств. Его задача — обеспечить законность и целесообразность использования денежных средств, предупредить нарушения финансовой дисциплины. Он осуществляется финансовыми органами путем проверки финансовых смет, бухгалтерских отчетов, балансов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету и других бухгалтерских документов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе формирования доходов бюджетов, отраслей хозяйственной деятельности, организаций и в процессе реального движения денежных средств. Его задача — обеспечить режим экономии при расходовании денежных средств, мобилизации внутренних резервов, поступлении платежей и т. д.

Читайте так же:  Купили квартиру налог на имущество

Последующий финансовый контроль совершается после производства организациями денежных операций и расходов их вышестоящими и финансовыми органами. Его задача — обеспечить проверку законности, правильности и эффективности расходов.

Методы финансового контроля. Проверка и ревизия как основные методы финансового контроля. Виды проверок (ревизий) и порядок их проведения

Финансовый контроль осуществляется определенными методами, т. е. при помощи определенных способов и приемов.

В зависимости от источников проверяемых данных различают контроль документальный и фактический.

Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.

Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.

Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличия средств в кассе и материальных ценностей в натуре. Ревизия — основной метод последующего финансового контроля.

В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.

Частичная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.

Тематическая документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.

Комплексная документальная ревизия — такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей.

Все ревизии могут осуществляться сплошным, выборочным и комбинированным способами.

При сплошном — осуществляется проверка всех документов на определенном участке деятельности.

При выборочном — проверке подвергаются документы за тот или иной период.

При комбинированном — на одних участках проверяются все документы, на других выборочно, по усмотрению ревизора.

При последующем контроле важное значение имеют встречные проверки, при которых сличаются документы бухгалтерского учета и отчетности в проверяемой организации с документами, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым переданы материальные ценности или денежные средства.

Виды проверок: формальная, фактическая, встречная, корреспондирующая, аналитико-нормативная.

http://studwood.ru/884448/pravo/formy_finansovogo_kontrolya_predvaritelnyy_tekuschiy_posleduyuschiy_finansovyy_kontrol

Предварительный, текущий, последующий финансовый контроль

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за своё финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и т.п.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчётов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами, для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов фин. органами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.п.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведённых мероприятий производиться в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершённых хозяйственно-финансовых операций на основе проверенных отчётных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.

Вывод: Под формами контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения, контрольных действий.

Формы финансового контроля подразделяются по видам в зависимости от различных оснований таких как: время проведения, субъекты контроля, объекты контроля.

Формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Критерий разграничения этих форм лежит в сопоставлении времени осуществления контрольных действий с процессами формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Контрольное действие, проведенное до начала указанных процессов (проверка проекта бюджета и т. п.), является предварительным финансовый контролем, а действие, осуществляемое после их совершения (проверка налоговых деклараций), выступает в качестве последующего контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://vuzlit.ru/674906/predvaritelnyy_tekuschiy_posleduyuschiy_finansovyy_kontrol

Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по Разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

1) Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

2) Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Читайте также:
  1. Агенты и институты социализации. Социальный контроль. Самовоспитание личности.
  2. Аудиторский (независимый) финансовый контроль. Права и обязанности аудиторов.
  3. Аудиторский контроль, внутрихозяйствен­ный финансовый контроль организаций и домашних хозяйств, обще­ственный финансовый контроль.
  4. Бюджетно-финансовый контроль в Германии
  5. В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль.
  6. Валютный контроль.
  7. Валютный р.. Валютное регул-ние и валютный контроль.
  8. Внутр контроль.
  9. Вопрос 1. Финансовый рынок и его функции
  10. Вопрос 31. Финансовый механизм.
Видео (кликните для воспроизведения).

Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).

3) Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Последующий контроль — проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

6)Аудиторский контроль в России: понятие, виды, субъекты, основы финансово-правового регулирования.

1) Понятие:

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача — установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдение финансового законодательства.

Аудиторский контроль наряду с ведомственным, внутрихозяйственным и общественным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

2) Виды:

В зависимости оттого, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов хозяйствующих субъектов. Конкретные задачи служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер.

Внешний аудит — это независимый финансовый контроль. Его осуществляют аудиторские организации (фирмы) или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудиторские проверки бывают обязательнымииинициативными.


Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).

Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.

3) Субъекты:

Субъектом внешнего аудита являются юридические лица (аудиторские фирмы) или физические лица (аудиторы).

Субъектом внутреннего аудита является служба внутреннего контроля или аудита предприятия, банка или другой организации.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 43 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.net/3-23940.html

Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль: характеристика.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Проводится до совершения финансовых операций — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий; прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при опенке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово- правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация государством или муниципальным образованием своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Результаты предварительного финансового контроля внешне могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных и муниципальных предприятий, по проектам нормативных правовых актов всех уровней, затрагивающих бюджетные расходы или иные вопросы публичной финансовой деятельности. Так, ст. 195 БК РФ устанавливает предварительный финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ относительно бюджетных документов: проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год направляется на заключение в Счетную палату РФ.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Проводится во время осуществления каких-либо финансовых операций — уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов и т. д. Текущий финансовый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с де путатс к и м и за п росам и.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называютоперативным финансовым контролем. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законодательства и предотвращать потери и убытки.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ или смет государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главной целью последующего финансового контроля является оценка результатов финансовой деятельности и эффективности проводимых операций. Основным критерием последующего финансового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всей финансовой деятельности контролируемого субъекта.

В ходе осуществления финансового контроля по окончании отчетного периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются правонарушения и закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности какого- либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

Финансовый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере, поэтомув зависимости от субъектов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, выделяют:

§ контроль законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления;

§ контроль Президента РФ;

§ контроль органов исполнительной власти обшей компетенции;

§ контроль со стороны специально образованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

§ внутренний (внутриведомственный и внутрихозяйственный) контроль;

§ аудиторский контроль; общественный контроль.

Согласно ст. 265 Б К РФ законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления реализуют контрольные полномочия в следующих формах:

§ предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

§ текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

§ последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для реализации контрольных полномочий в финансовой сфере законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления наделены законодательством соответствующими правами, важнейшими из которых являются: получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые для утверждения бюджетов; получать от соответствующих органов оперативную информацию об их исполнении и давать оценку деятельности этих органов; утверждать или отклонять отчет об исполнении бюджета; образовывать собственные контрольные органы для проведения внешнего аудита бюджета.

Важным инструментом контроля законодательных (представительных) органов за деятельностью исполнительной власти в бюджетной сфере являются специально образуемые органы парламентского контроля (аудита): Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные структуры законодательных (представительных) органов. Законодательные (представительные) органы формируют данные структуры и выступают их непосредственными заказчиками для проверки и оценки деятельности участников бюджетного процесса по законности и эффективности распоряжения бюджетными средствами, а также достоверности представляемых бюджетных отчетов.

Часть 5 ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Статус, состав и полномочия Счетной палаты РФ закреплены в Федеральном законе от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о Счетной палате). Следует отметить, что это единственный правовой акт федерального уровня, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля.

В соответствии с Законом о Счетной палате Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию РФ. Счетная палата РФ решает следующие задачи:

§ организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

§ определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

§ оценивает обоснованность доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ анализирует выявленные отклонения от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготавливает предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность.

Дата добавления: 2016-12-03 ; просмотров: 6488 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/12-11056.html

Виды финансового контроля

В теории финансового права финансовый контроль подразделяют на виды, используя различные основания для их классификации.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется:

  • • на предварительный;
  • • текущий [1] ;
  • • последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он осуществляется:

  • • в целях предупреждения и пресечения финансовых (бюджетных, налоговых, валютных и др.) нарушений;
  • • в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и других проектов законов (решений), затрагивающих бюджетные, финансовые и имущественные вопросы;
  • • при подготовке экспертных заключений по проектам законов (решений) о бюджете, проектам долгосрочных целевых программ;
  • • в других случаях, предусмотренных законом.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Например, текущий контроль, проводимый законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательного (представительного) органа, оценки ожидаемого исполнения бюджета в текущем финансовом году и прогнозируемых изменений на плановый период, и в связи с депутатскими запросами.

Текущий контроль осуществляется также:

  • • за поступлением налоговых и неналоговых доходов бюджета;
  • • расходованием средств бюджета, в том числе в ходе исполнения долгосрочных и ведомственных целевых программ;
  • • использованием привлеченных средств (кредитов, займов) и обслуживанием государственного и муниципального долга;
  • • соблюдением получателями государственных (муниципальных) гарантий условий предоставления государственных (муниципальных) гарантий.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Так, в бюджетной сфере последующий финансовый контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнение бюджета и включает:

  • • ревизии, проверки и анализ исполнения бюджета;
  • • проверки и анализ результатов исполнения долгосрочных и ведомственных целевых программ;
  • • проверки законности и эффективности использования государственной и муниципальной собственности;
  • • анализ исполнения предписаний органов финансового контроля;
  • • проведение повторных проверок с целью контроля за устранением выявленных нарушений.

Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» выделил сферы осуществления государственного финансового контроля — контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. В настоящее время эта классификация трансформировалась и в зависимости от сферы контролируемой финансовой деятельности можно выделить следующие виды контроля:

  • • бюджетный (финансово-бюджетный);
  • • налоговый;
  • • контроль за эмиссионной деятельностью (включающий в себя банковский контроль и надзор, валютный контроль);
  • • страховой.

Бюджетный контроль принято также подразделять на внешний и внутренний.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений финансовый контроль можно подразделить:

В основном финансовый контроль носит обязательный характер и проводится в силу требований законодательства, а также по решению компетентных государственных органов или органов местного самоуправления.

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля:

  • • государственный (на федеральном и на региональном уровнях);
  • • муниципальный;
  • • общественный;
  • • аудиторский;
  • • внутрихозяйственный.

Особое внимание в литературе уделяется государственному финансовому контролю, который, в свою очередь, предлагается подразделять: на общегосударственный, подведомственный и внутриведомственный [2] . При этом к субъектам общегосударственного контроля, как правило, относят Президента РФ, Правительство РФ, палаты Федерального Собрания РФ, аналогичные органы субъектов РФ. Отнесение этих лиц к субъектам общегосударственного финансового контроля возможно только в широком понимании термина «финансовый контроль». Представительные и исполнительные органы общей компетенции, реализуя полномочия по формированию информации о состоянии дел в области финансов, соблюдении финансового законодательства, как правило, не имеют специальных контрольных полномочий. Таким образом, субъектом финансового контроля выступают в первую очередь органы и должностные лица, специально и юридически позитивно наделенные контрольным статусом, т.е. осуществляющие вневедомственный финансовый контроль.

Выделение муниципального финансового контроля отдельно от государственного обусловлено самостоятельностью местного самоуправления, закрепленного Конституцией РФ. В то же время следует признать единство системы финансового (а именно бюджетного) контроля, осуществляемого как па государственном, так и на муниципальном уровнях, что вытекает из принципа единства бюджетной системы РФ, закрепленного ст. 29 БК РФ.

Муниципальный финансовый контроль можно определить как деятельность органов муниципального финансового контроля по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений при осуществлении операций с бюджетными средствами, кредитными ресурсами, муниципальной собственностью, включающая контроль за рациональностью и эффективностью их использования.

http://studme.org/35425/pravo/vidy_finansovogo_kontrolya

Читайте так же:  Подача декларации 3 ндфл в электронном виде
Предварительный текущий и последующий финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1