Приостановление камеральной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Приостановление камеральной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Что такое камеральная проверка

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной.

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки уполномоченными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ. Данный акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания проверки, однако, нередко налоговые органы нарушают установленный срок. Причем, как показывает практика, данное нарушение не признается арбитражными судами существенным и не влечет безусловной отмены оспариваемого решения. Рассматривая подобные споры, суды указывают на нарушение сроков составления акта только в совокупности с иными обстоятельствами, которые влекут за собой отмену решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (постановления ФАС Московского округа от 11.06.2009 г. № КА-А40/4759-09, от 22.07.2008 г. № КА-А40/6627-08, ФАС Уральского округа от 22.06.2010 г. № Ф09-4601/10-С2). Таким образом, для успешного разрешения спора очень важно выявить все допущенные налоговым органом процессуальные нарушения, а также грамотно подготовить документы для оспаривания ненормативных актов налогового органа. Успешным опытом оспаривания актов ИФНС по процессуальным основаниям обладают эксперты КСК групп.

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Особенности приостановления выездной налоговой проверки

Приостановление проверки налоговой – действие, возможное только при проведении выездных проверок. Камеральные мероприятия ставиться «на паузу» не могут. Однако и проведение выездных проверок просто так приостановить нельзя. Для этого нужны основания.

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки

В соответствии с положениями п. 5 ст. 100 НК РФ акт камеральной налоговой проверки не позднее пяти рабочих дней с даты его составления должен быть вручен налогоплательщику. На практике довольно часто встречаются ситуации, в которых уполномоченные лица налоговых органов пропускают сроки вручения акта, но при этом суды часто не считают данное нарушение достаточным основанием для отмены спорного решения и становятся на сторону государственного органа. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, в постановлении от 01.07.2015 г. № 09АП-23354/2015 по делу № А40-66417/14 указал, что при осведомленности в проведении инспекцией камеральной налоговой проверки заявитель не предпринял мер по выяснению ее результатов.

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка код 126

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

Камеральная проверка не выявила оснований для дальнейшей углубленной проверки

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Процессуальные нарушения при проведении камеральных проверок как основание для отмены решения налогового органа

Налоговое законодательство устанавливает жесткие требования к порядку проведения камеральных проверок. Несоблюдение этих требований сотрудниками налоговых органов может привести к нарушению прав налогоплательщика. От того, насколько значительным является нарушение, будет зависеть перспектива обжалования ненормативного акта налогового органа. В данной статье рассмотрим, какие существенные и несущественные процессуальные нарушения могут быть допущены инспекторами налоговых органов при проведении камеральных проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки (далее – проверка) закреплены в Налоговом кодексе РФ. Отклонение от норм, регулирующих данный порядок, влечет нарушение законодательства о налогах и сборах и может привести к нарушению прав налогоплательщика. Поэтому несоблюдение порядка проведения проверки не раз становилось предметом разбирательства в арбитражных судах. Но, как показывает практика, далеко не все нарушения суды считают достаточным основанием для отмены решения налогового органа. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся процессуальные нарушения, допускаемые инспекторами налоговых органов при проведении камеральных проверок.

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

В соответствии с п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Читайте так же:  Ветеран подоходного налога

Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

— налог на прибыль;

— налог на имущество;

— транспортный налог и прочие.

Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае — по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

В п. 1.5 Рекомендаций регулируется порядок работы с налогоплательщиками, которые не предоставили отчетность. Достаточно четко урегулированы сроки — через 10 рабочих дней после окончания срока составляется список лиц, которые не представили декларацию. Проходит 5 дней, и в рамках обеспечительных мер (п. 3 ст. 76 НК РФ) выносят решение о приостановлении операций по счетам. У организаций и предпринимателей есть серьезный стимул подать отчетность в кратчайшие сроки.

При этом к налогоплательщику за несвоевременную подачу отчетности применяется штраф по п.1 ст.119 НК РФ, но только после проведения камеральной проверки, так как штраф установлен не в фиксированном размере, а в зависимости от суммы налога.

Кроме того, несвоевременное представление налоговых расчетов повлечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, а для должностных лиц — ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ .

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Камеральная налоговая проверка – это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Читайте так же:  Налоговая декларация по индивидуальному подоходному налогу

Последствия приостановки

Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:

  • Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
  • Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
  • Инспектор больше не может требовать документы у компании.
  • Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
  • Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
  • Не выполняется осмотр площади и документов.
  • Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.

На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.

Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:

  • Неопределенность статуса.
  • Угроза стабильности финансового положения фирмы.
  • Затруднения при планировании операций.
  • Нарушение кредитоспособности.
  • Проблемы в отношениях с контрагентами.

То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.

Камеральная налоговая проверка

Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки – 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки – не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Пропуск срока принятия решения по итогам камеральной проверки

Решение по итогам налоговой проверки должно быть принято инспекцией в течение 10 дней с момента истечения месячного срока, который, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, отведен на подачу возражений. Однако в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что неисполнение указанной нормы может повлечь отмену вынесенного решения. Отчасти поэтому налоговые органы не всегда исполняют предписание закона и нередко выносят решение по итогам камеральной налоговой проверки с опозданием. Более того, арбитры при разрешении споров, вытекающих из-за нарушения указанной нормы, как правило, становятся на сторону налогового органа. Так, например, Арбитражный суд Уральского округа (постановление от 20.05.2015 г. № Ф09-1745/15 по делу № А50-19374/2014) отказал в удовлетворении требования налогоплательщика, указав, что нарушение сроков при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе месячного срока, установленного п. 1 ст. 101 НК РФ, не является безусловным основанием для признания недействительными решений налогового органа.

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.). При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю. Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

С 2017 года обязательной стала подача пояснений по НДС в электронном формате. Подробнее об этом – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Ответственность налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

Приостановление камеральной налоговой проверки

Российский бухгалтер, N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

Итог камеральной проверки

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ, подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение – если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2018

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Что собой представляет приостановка проверки

Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

Нарушение сроков проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев на основании налоговой декларации, поданной налогоплательщиком в ИФНС (пп. 1 и 2 ст. 88 НК РФ). Независимо от того, когда инспекторы фактически приступят к проведению проверки, срок ее проведения начинает течь со дня, следующего за днем представления декларации (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Крайней датой окончания камеральной налоговой проверки следует считать последний день трехмесячного срока, установленного ст. 88 НК РФ (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 г. № 04АП-2560/2015). Причем законодательство не предусматривает возможность приостановления или продления сроков камеральной проверки (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 г. по делу № А40-85281/11-20-359, письмо Минфина России от 18.02.2009 г. № 03-02-07/1-75).

Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения проверки и увеличивают его. По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г. по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 указано, что пропуск срока в 2–3 месяца не является основанием для отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и НК РФ не предусматривает последствий его пропуска.

Диаметрально противоположную позицию занимают арбитры в случае длительного пропуска срока проведения проверки. Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2014 г. по делу № А53-33611/2012 указано, что пропуск установленного срока проведения камеральной проверки более чем на 10 месяцев является существенным нарушением порядка проведения налоговой проверки и в силу п. 14 ст. 101 НК РФ служит основанием для отмены решения, вынесенного по результатам данной проверки.

Как видно из содержания судебных актов, нарушение в виде пропуска срока проведения камеральной проверки признается судами существенным в зависимости от того, сколько времени прошло с момента истечения срока. При этом важно помнить, что в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ суд оценивает имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Поэтому участие в процессе профессионального представителя увеличивает шансы налогоплательщика убедить суд в том, что пропуск срока проведения проверки привел к существенному нарушению прав налогоплательщика и что данное обстоятельство может служить основанием для отмены решения. Именно такими профессионалами являются налоговые юристы КСК групп, имеющие большой опыт оспаривания решений налоговых органов.

Читайте так же:  Налог за квартиру декларация

Исправил ошибку раньше, чем ее нашли?

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Первичная камеральная проверка

В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений. Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода. Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.76 Налогового кодекса РФ, в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

Нарушение процедур рассмотрения материалов камеральной проверки

В силу абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение инспекторами налоговой службы процедур рассмотрения материалов камеральной проверки является существенным нарушением и в соответствии с указанной нормой является безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Такими процедурами являются:

  1. обеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;
  2. предоставление налогоплательщику возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

Нарушение права на участие в рассмотрении материалов часто выражается в неуведомлении проверяемого лица о проводимых в отношении него мероприятий налогового контроля. Так, если налогоплательщик не был извещен о месте и времени проведения процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это может стать основанием для отмены решения налогового органа (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 г. № Ф05-15735/2014 по делу № А40-19971/2014).

Кроме того, в случае непредставления налогоплательщику возможности в полной мере реализовать право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой, при рассмотрении материалов проверки может повлечь нарушение нормы, закрепленной в п. 3.1 ст. 100 НК РФ, согласно которой налоговый орган обязан формировать приложения к акту налоговой проверки, а именно – прикладывать документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Между тем налоговые органы нередко пренебрегают этой нормой. Арбитражная практика свидетельствует о том, что данное нарушение может стать основанием для признания решения недействительным.

Так, например, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал существенными допущенные инспекцией нарушения положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ (постановление от 22.09.2015 г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014). Суд указал, что уполномоченные лица налоговых органов не предоставили налогоплательщику результаты почерковедческой экспертизы, хотя именно они легли в основу правовой позиции инспекции по вопросу отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентом. Нарушив указанную норму, налоговый орган лишил налогоплательщика возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

Более того, налоговое законодательство не предусматривает обстоятельств, при которых налоговый орган освобождается от указанной обязанности, с этим соглашаются и суды. Так, например, в постановлении от 28.10.2015 г. № 16АП-3415/2015 по делу № А15-783/2015 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что не может быть таким обстоятельством указание в акте проверки на возможность налогоплательщика самостоятельно снять копии с документов с использованием технических средств.

Таким образом, отсутствие у налогоплательщика копий документов (выписок из документов), подтверждающих факты допущенных им нарушений, не позволяет ему в полной мере реализовать свое право на представление объяснений (возражений) по сведениям, содержащимся в этих документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов акта.

Из вышеприведенных норм следует, что уполномоченные лица налоговой службы должны предоставить проверяемому лицу возможность в полной мере воспользоваться правом на защиту своих интересов при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. В противном случае нельзя говорить о соблюдении процедуры рассмотрения итоговых материалов налоговой проверки и соответственно о вынесении законного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дать объективную оценку действиям сотрудников налоговой службы и добиться отмены акта налогового органа, в том числе по процессуальным основаниям, могут только профессиональные налоговые юристы. Необходимым опытом решения таких задач обладают специалисты КСК групп.

Источники

Приостановление камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here