Признаки выездной налоговой проверки

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Признаки выездной налоговой проверки". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Если налоговая инспекция затягивает выездную проверку

Сколько может длиться выездная налоговая проверка? Казалось бы, простой вопрос. В ст. 89 Налогового кодекса говорится: два месяца на проверку с возможным продлением до полугода. Плюс еще шесть месяцев на все возможные приостановления. Получаем год. Если среди контрагентов или учредителей налогоплательщика есть иностранные компании, о которых проверяющие могут попытаться получить информацию от иностранных налоговых органов, к получившемуся году можно смело добавить три месяца. По закону получается максимум 15 месяцев. Но на практике часто выходит иначе.

После выездной налоговой проверки налогоплательщик получает акт проверки, в котором описываются все выявленные налоговиками нарушения. В установленный законом срок (месяц с момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщику) компания готовит возражения на акт проверки, а затем представители налогоплательщика приглашаются на обсуждение материалов проверки. В принципе, после этого налоговый орган должен вынести решение о привлечении к налоговой ответственности (либо об отказе от привлечения) или же о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Но тут налоговый орган вдруг откладывает рассмотрение материалов проверки (по нашей практике, на месяц). Через месяц представители налогоплательщика и инспекции собираются снова. Доводы налогоплательщика опять заслушиваются, и налоговый орган опять откладывает рассмотрение материалов проверки.

Почему так происходит? Причин несколько. Ресурсы налоговых инспекций ограничены, и порой уход в отпуск даже 2–3 специалистов становится непреодолимым препятствием для подготовки решения по итогам выездной налоговой проверки. Часто рассмотрение материалов проверки откладывается, потому что налоговая инспекция должна согласовать позицию, например, с позицией управления ФНС в регионе. Но основная причина все же в том, что, откладывая рассмотрение материалов проверки, налоговый орган выигрывает время, чтобы продолжить изучение деятельности компании. Формально никаких мер налогового контроля в период рассмотрения материалов проверки проводить нельзя (налоговый орган не направляет требований налогоплательщику, не приходит с выемкой и не допрашивает свидетелей), но ничто не мешает инспекции изучать уже полученные документы и обращаться с запросами информации в другие компании и государственные органы (в том числе иностранные).

В моей практике рассмотрение материалов проверки по крупной компании откладывалось восемь раз, из-за этого решения по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик ждал почти два года.

Налоговый кодекс никак не регламентирует процедуру отложения рассмотрения материалов проверок и не устанавливает никаких ограничений относительно количества таких отложений.

Что же делать налогоплательщику? Обжалование неоднократно отложенных рассмотрений в вышестоящий налоговый орган ничего не дает, как ничего не дает и их обжалование в суде. Суды исходят из того, что чем дольше проверяется налогоплательщик, тем качественнее будет принятое налоговым органом решение.

Так, в областном арбитражном суде розничная сеть пыталась оспорить в суде неоднократные продления рассмотрения материалов налоговой проверки. Рассмотрение продлевалось, потому что инспекция ожидала ответа от налоговых органов Швейцарии на запрос об операциях двух аффилированных с компанией офшорных фирм по счетам в Credit Suisse AG. Ответ получен не был, и ФНС даже обратилась в Федеральный административный суд Швейцарии. Изучив представленные документы, арбитражный суд указал, что соблюдение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки или дополнительных мер налогового контроля не является существенным условием процедуры рассмотрения. Иными словами, суд фактически дал налоговому органу возможность рассматривать материалы проверки сколь угодно долго.

Тем не менее в суд обращаться нужно. Если налогоплательщик добивается признания недействительными решений инспекций, принятых по итогам выездных проверок, в исковом заявлении в суд следует указать, сколько времени длились проверки и сколько раз откладывалось рассмотрение материалов. Аргумент о неоднократно отложенных проверках не станет в суде решающим, но может оказаться существенным в общей массе доказательств незаконности решения инспекции.

Восемь предвестников скорой налоговой проверки

В условиях кризиса сбор налогов имеет первоочередное значение для пополнения государственной казны. Следствием этого является ужесточение фискальной политики, в том числе проверок предприятий.

Сейчас налоговики стараются избегать холостых выстрелов и проводят серьезную аналитическую работу и сбор нужных доказательств. Поэтому бизнес должен быть готов к тому, что после ревизии последует доначисление налогов (сборов), пеней и штрафов. По оценкам экспертов, «цена проверки» для среднего бизнеса сейчас варьируется от 10 млн до 50 млн руб.

Критерии отбора организаций для контроля закреплены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ Федеральной налоговой службы (ФНС) России от 30.05.2007). В концепции указано 12 критериев. Например, если налоговая нагрузка или рентабельность компании ниже среднего уровня в отрасли, а в отчетности отражены убытки в течение долгого времени, то это предприятие на прицеле. Если в компании зарплаты ниже средних по отрасли в данном регионе, суммы налоговых вычетов значительны, а расходы растут быстрее доходов, она тоже, скорее всего, окажется в когорте избранных. Неоднократное приближение компании к максимальным показателям, дающим право на специальные налоговые режимы, тоже заставит проверяющих взять вас на заметку. Игнорирование запросов налоговой, работа с фирмами-однодневками, переход из одной инспекции в другую также чреваты неприятностями.

Ряд факторов обязательно приведут к проверке компании.

Сделки с фирмами-однодневками. В 2013 г. в Москве налоговая служба провела выездную проверку дистрибутора молочной продукции на предмет уплаты налогов с 2009 по 2011 г. В итоге были доначислены 423 млн руб. Компания обратилась в суд, но проиграла. Выяснилось, что за некоторое время до ревизии дистрибутор, уклоняясь от уплаты налогов, перевел всю свою деятельность (договоры, сотрудников, расчетные счета) на новую компанию, которая имела признаки однодневки. Он пытался убедить суд в том, что новая и старая компании не связаны друг с другом. Суд установил, что это не так.

Читайте так же:  Налог на недвижимость две квартиры

Значительные вычеты по налогу на добавленную стоимость (НДС). В 2014 г. в Геленджике налоговики проверили генерального подрядчика, строящего элитный жилой комплекс, и доначислили фирме НДС, пеней и штрафов на 209,9 млн руб. В суде оказалось, что генподрядчик пытался незаконно возместить НДС по счетам-фактурам своего контрагента-однодневки. Стоит отметить, что с 2015 г. налоговиками применяется Автоматизированная система контроля (АСК) НДС-2, аккумулирующая данные по выплатам НДС организациями. В системе видны противоречия в отчетности контрагентов, и именно они становятся поводом для контроля. После внедрения АСК НДС-2 выяснилось, что каждая десятая компания в России является однодневкой.

Низкая налоговая нагрузка. В 2014 г. в Москве выездная проверка иностранной компании, работающей в сфере недвижимости, закончилась доначислением налога, штрафа и пеней на 93 млн руб. Поводом для проверки стал факт занижения компанией выручки от продажи нежилых помещений с целью уменьшения налогооблагаемой базы.

Завышение расходов с вовлечением иностранных юрлиц. В 2013 г. в Москве крупная иностранная юридическая фирма попыталась уменьшить налогооблагаемую базу путем вычитания расходов головного офиса, находящегося за пределами России. Это привело к выездной налоговой проверке и, как следствие, доначислению миллионных налогов, штрафов и пеней.

Минимизация налогов при участии материнской иностранной компании. Известная косметическая фирма под видом лицензионных платежей перечисляла за рубеж материнской компании сотни миллионов рублей ежегодно. По мнению налоговой инспекции, таким образом компания необоснованно уменьшала налог на прибыль и получала возмещение НДС из бюджета, что закончилось выездной налоговой проверкой и доначислением миллионных налогов, штрафов и пеней.

Активные мероприятия налоговиков в отношении контрагентов. В 2015 г. в Ростове-на-Дону налоговая проверка одного из поставщиков крупной транспортной компании повлекла за собой проверку всех контрагентов последней.

Систематические запросы информации о счетах компании в банки от налоговых органов. По закону банки обязаны давать такие данные налоговым органам. Налоговиков интересуют как адресаты, так и суммы, и регулярность операций. По этим показателям можно понять, является ли компания однодневкой: например, если она не оплачивает аренду офисов, коммунальные услуги, а большинство операций производит на счета одной или нескольких организаций и т. п. В 2015 г. арбитражный суд согласился с выводом томских налоговиков об использовании компанией по производству мороженого схем уклонения от уплаты налогов, поскольку сведения об операциях по счетам ее поставщиков говорили о том, что последние не вели реальной деятельности.

Вызов генерального директора или главного бухгалтера в налоговую инспекцию для дачи объяснений. Это тоже косвенный признак скорой проверки.

И если ревизия неизбежна, нужно к ней хорошо подготовиться. Внутренние документы и отчетность компании должны соответствовать как документам, представленным ранее в инспекцию, так и имеющимся у контрагентов. Ведь при проверке налоговики обязательно будут искать противоречия. Также инспекторов будет интересовать, есть ли у предприятия контакты первых лиц контрагентов – и наоборот. Подтвердить должную осмотрительность могут собранные вами досье по каждому контрагенту: с копиями учредительных документов, доказательствами проверки контрагента с помощью онлайн-сервиса «Проверь себя и контрагента» на сайте ФНС, визитками генерального директора и доверенностями.

Автор – адвокат адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры»

Налоговые риски – признак грядущей выездной проверки

admin

С 1 января 2016 введены существенные нововведения в регулирование государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе на три года для представителей малого предпринимательства установлены «надзорные каникулы». Бытует ошибочное мнение, что они распространяются на все виды контрольных мероприятий. Соответствует ли это букве закона? Об этом мы говорили с заместителем начальника контрольного отдела УФНС России по Смоленской области Надеждой Дмитриевной Тимченковой.

— Надежда Дмитриевна, многие уверены, что объявленные для предпринимателей «надзорные каникулы» означают полное отсутствие государственного контроля?

— Конечно, это не соответствует действительности. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, оставив за рамками своей сферы влияния налоговый и таможенный контроль, контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды и прокурорский надзор, где указанные послабления не предусмотрены.

— То есть риск назначения выездной проверки у начинающегося бизнеса все-таки есть. Чем руководствуется налоговый орган при проведении таких мероприятий налогового контроля?

— Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регламентированы ст. 89, полномочия по проведению налоговых проверок и мероприятий налогового контроля установлены ст. 31, права налогоплательщика закреплены ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особо хочется отметить, что для любой выездной проверки есть веские причины. Современная система налогового контроля и администрирования не предполагает широкого охвата, а построена на основе скрупулезной аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Т.е. сделан упор не на количество, а на качество контрольных мероприятий. Причем службой в открытом доступе размещена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] А это значит, что любой налогоплательщик при желании может самостоятельно оценить свои риски совершения налогового правонарушения, а значит и возможного интереса к законности его деятельности со стороны службы. Системный подход в этом вопросе позволяет налогоплательщику своевременно уточнять налоговые обязательства, существенно минимизировать возможность назначения выездной налоговой проверки.

— Кто выносит решение о ее начале?

— Лично руководитель налогового органа или его заместитель. А дальше представители службы выезжают к налогоплательщику, чтобы оценить полноту и правильность исчисления и своевременность уплаты по одному или нескольким налогам. Проверен может быть период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

— Какие права налогоплательщика при проведении выездной проверки гарантирует закон?

— Прежде всего, право на ознакомление с решением о проведении выездной проверки, а также с другими документами, регламентирующими ход ее проведения. Кроме того, право на проверку в пределах ограничений по предмету и проверяемому периоду, по количеству проведения проверок и иные. Налогоплательщику также предоставлено право присутствовать лично, представлять пояснения по исчислению и уплате налогов.

Читайте так же:  Заявление стандартные налоговые вычеты на детей

В Налоговом кодексе закреплены и права налогоплательщика при приостановлении выездной проверки. Например, не исполнять в этот период требования о представлении документов, требовать возврата всех истребованных ранее подлинников документов, за исключением изъятых в ходе выемки. Отдельно оговорюсь, сделанные ранее копии не возвращаются.

— А рамки проведения выездной проверки ограничены?

— Она не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.

При этом закон не только вводит, но и четко различает понятия приостановления и продления выездной налоговой проверки. Продление возможно до четырех или шести месяцев, приостановка — на срок до шести (девяти) месяцев. Это следует учитывать.

Попутно отмечу, что в рамках аудиторских проверок за деятельностью подведомственных налоговых органов Управлением ФНС России не установлено ни одного случая нарушения срока проведения выездной налоговой проверки.

— Какие основания предусмотрены для приостановления срока проведения проверки? Может ли на это как-то повлиять проверяемый?

— Согласно ст. 89 Кодекса это прерогатива того, кто назначил проверку, то есть руководства налогового органа. Основанием может быть необходимость истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ или получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, проведения экспертиз, перевода на русский язык материалов, представленных налогоплательщиком.

Причем, если выездную проверку, которая продолжается уже один месяц, приостановят на 10 дней, то когда она будет возобновлена, у налогового органа останется месяц на ее проведение.

— Продлить проверку эти основания не могут?

— Основания для продления срока выездного контроля возникают тогда, когда речь идет о налогоплательщиках, отнесенных к категории крупнейших, если появилась информация о нарушении налогового законодательства, требующая дополнительной проверки, в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т.д.), если у организации имеется несколько обособленных подразделений.

Перечень этих оснований не является исчерпывающим. Законодатель оправданно отказался от определения закрытого списка, имея в виду многообразие возможных ситуаций, которые могут свести проверку к формальности, сделать неэффективной.

— Насколько к ним относится банальное непредставление документов налогоплательщиком? Как часто недисциплинированные налогоплательщики скрывают их?

— Относится в полной мере. Десятидневный срок для их представления установлен пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, а обязанность обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов закреплена за налогоплательщиком пунктом 12 статьи 89.

В последнее время, к сожалению, действительно участились случаи сокрытия документов. По большей части, это касается индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕНВД, обосновывающих свою позицию как отсутствие обязанности по ведению бухгалтерского учета. Однако ведение первичных документов (счета-фактуры, товарные накладные, путевые листы и т.д.) закон не отменял, как и обязанность по их сохранности и представлению к проверке контролирующему органу.

В такой ситуации налоговому органу приходится проводить огромный комплекс мероприятий налогового контроля, в том числе 100% охват контрагентов проверяемого лица в части истребования документов и информации по взаимоотношениям с налогоплательщиком в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, но и для проверяемого лица зачастую все это выливается в большие суммы доначисленных проверкой налоговых обязательств.

Дело в том, что в случае непредставления к проверке документов, налоговый орган вынужден проводить проверку в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, т.е. расчетным методом – на основании имеющейся информации о налогоплательщике. При этом в случае отсутствия документов, подтверждающих фактические расходы и вычеты проверяемого лица, соответствующие расходы и вычеты предоставляются в размере, установленном Налоговым кодексом.

Вообще хотелось бы отметить, что по итогам 2016 года 26,7 % от общей суммы доначислений по выездным налоговым проверкам составляют именно штрафные санкции. Это не только подтверждает качество предшествующей выездному контролю аналитической работы, но и еще раз служит напоминанием и новичкам в бизнесе, и предпринимателям со стажем, что единственный действенный способ избежать подобного рода трат – четкое соблюдение налогового законодательства Российской Федерации и минимизация риска выездной проверки. Налоговая дисциплина позволяет экономить время и не отвлекает от основной работы.

6 правил выживания во время налоговой проверки

Выездная налоговая проверка закончилась для руководства ООО «Вымпел-196» серьезными проблемами. Инспекторы проверяли компанию по единому социальному и транспортному налогу. Но в ходе проверки заметили несколько сделок с компанией-консультантом, которые уменьшали базу налогоплательщика на существенную сумму. Не обратив на это внимания, руководители фирмы предоставили инспектору документы в том числе и по этим сделкам. Более того, под натиском инспектора исполнительный директор признался, что они с гендиректором, родственником, являются учредителями фирмы-консультанта. В результате с компании взыскали дополнительные налоговые начисления. Если бы менеджеры продумали стратегию защиты, этого не случилось бы. Более того, они сами могли бы жаловаться на нарушения при проведении проверки: согласно ч. 5 ст. 94 НК не могут быть истребованы или изъяты документы или предметы, не имеющие отношения к проверке. А исполнительный директор мог попросту отказаться от дачи показаний против себя! Такое право прописано и в Конституции (ст. 51), и в Налоговом кодексе. Но он клюнул на угрозы про последствия за отказ от дачи показаний… Итог: доказательства получены, иски поданы, план по налогам выполнен.

Выездные проверки Федеральной налоговой службы (ФНС) более предсказуемы, чем милицейские. Обычно руководство компании оповещают о возможном приезде инспекторов заранее, устно или по почте. Как только вам принесли решение о проведении выездной проверки, начинайте готовиться. Позаботьтесь о резервном копировании важных данных на удаленный сервер, чтобы изъятие компьютеров не повлекло за собой невосполнимого вреда. Подготовьтесь к мысли, что проверка ФНС — продолжительное мероприятие, в результате которого вам могут подсчитать излишние недоимки и назначить дополнительные санкции. Вот пять правил, которые помогут руководителям избежать неприятностей на стадии проведения выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Коммерческая недвижимость налоги на физ лиц

Установите личности проверяющих

Предложением «Предъявите ваши документы» можно сразу задать нужный тон работе проверяющих. Подобный тон дает сигнал чиновнику, что он здесь не главный, он тоже должен отчитаться. Если же документов вам не предъявляют, можете смело отказать в проведении проверки. Состава правонарушения это не образует, поскольку у вас нет точного представления о правовом статусе пришедшего лица.

Решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также нужно потребовать у инспекторов, должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Нередко в решении о проведении проверки указаны одни должностные лица, которым поручено проведение мероприятий налогового контроля, а выполняют их совершенно другие. Это воистину подарок. Документ, оформленный не указанным в решении о проведении налоговой проверки лицом, не может быть положен в основу доказательств вины налогоплательщика.

Вполне возможно, что такого решения в природе и не существует, а инициированная проверка — попытка проведения рейдерской атаки на предприятие. Если у вас остались сомнения, что перед вами сотрудники налоговой, позвоните в инспекцию ФНС и спросите, работают ли там данные сотрудники.

Оградите сотрудников от лишней суеты

Проверка ФНС всегда тормозит работу компании. Проверяющие то и дело поручают бухгалтерам предоставить те или иные документы, проанализировать какие-либо показатели или дать необходимые пояснения. Это отвлекает бухгалтеров и юристов. Можно постараться сделать так, чтоб проверка проходила не в офисе, а в ИФНС.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении. Главное — хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях). Здесь можно изворачиваться настолько, насколько позволит фантазия: заболевания работников, дезинфекция, ремонт, отсутствие отдельного помещения и пр. Такая практика еще не устоялась, но отдельные успешные примеры уже есть.

Если повезет, проверка переедет в здание ИФНС, проверяющие потеряют уйму времени, нервных клеток и возможность оперативного истребования документов. А проверяемый получит стабильную работу предприятия.

Какими бывают ВНП

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

Полная классификация выездных налоговых проверок показана ниже:

Отмечайте ошибки сотрудников ФНС

Видео (кликните для воспроизведения).

Изучайте и сопоставляйте промежуточные акты налоговой проверки, записывайте упущения сотрудников ФНС. Например, если вас решили проверить только по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, работники инспекции не имеют права проверять правильность учета по единому социальному налогу. Незаконны также требования предоставления документов, дачи разъяснений, опросы и прочие мероприятия налогового контроля, которые явно не имеют отношения к цели проверки. Они могут быть обжалованы на более высоком уровне (руководитель, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ, Арбитражный суд) с большой вероятностью успеха.

Помните также, что сотрудники ФНС могут проверить только последние три календарных года деятельности налогоплательщика (согласно статье 87 НК РФ). Если проверяющие требуют документы по другим периодам (и это не указано в решении о проверке), их действия незаконны и подлежат обжалованию.

Проштудируйте Налоговый кодекс или позвоните специалисту

Работа инспекторов строго регламентирована десятками глав кодекса, сотнями внутренних приказов и иными нормативными актами. Чтобы вам было легче разбираться с их и вашими правами и обязанностями, изучите Налоговый кодекс (ст. 87–102), постановления Федеральных арбитражных судов (от 16.02.2006, 01.03.2006, 17.02.2006 и др.), ведомственные акты (приказ МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138; приказ Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999; приказ МВД РФ N 76, МНС РФ N АС-3-06/37 от 22.01.2004; письмо ФНС РФ от 18.12.2005, письмо Минфина РФ от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304) и другие внутренние приказы, касающиеся проведения проверок. Тщательно проштудировав эти материалы, вы сможете достичь уровня знаний, достаточного, чтобы говорить с инспекторами на одном языке и мотивированно указывать им на их ошибки.

Если вы не уверены в своих знаниях закона и бухучета, звоните специалисту в области бухгалтерского и налогового учета. Это может быть независимый аудитор, бухгалтер или юрист. Специалист имеет соответствующий опыт обнаружения недостатков в работе налоговых органов и эффективно использует любую ахиллесову пяту.

В общем и целом выездная налоговая проверка может быть и не такой страшной, если подходить к этому мероприятию с соответствующей серьезной подготовкой. Как показывает наша практика, существенное количество претензий налоговых инспекций может быть оспорено в арбитражных судах. Причина этому — серьезные нарушения и ошибки, допускаемые инспекторами при проверке. Избежать наказания, которое наложено на вас не по закону, — ваше право. И не бойтесь им пользоваться.

Автор — юрист компании «Налоговик»

12 признаков, что вам грозит выездная проверка

Не нужно строить иллюзий: выездная проверка рано или поздно, скорее всего, к вам придет. Однако соблюдение этих правил избавит от неожиданностей.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты разделяются на категории

Вам грозит внеплановая выездная проверка, если:

1️⃣Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: налоговики регулярно обновляют аналитику по отраслям: максимальный безопасный размер вычетов по НДС, оптимальная величина рентабельности бизнеса. Свод их представлений о среднем уровне налоговой нагрузке можно посмотреть в методических рекомендациях и письмах.

2️⃣Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: ваши расходы на протяжении нескольких налоговых периодов превышают доходы. То есть показываете в налоговую инспекцию убытки.

3️⃣Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: сумма вычетов по НДС за квартал превышает показатель, который устраивает налоговое ведомство (смотрите методические рекомендации ФНС). В Москве это 8️⃣8️⃣% от выставленного покупателям НДС. Сначала комиссия, потом требования, шантаж, угрозы, а потом на выход с выездной.

4️⃣Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: суммы расходов растут быстрее чем доходы. И эта тенденция просматривается в нескольких налоговых периодах. А если просматривается рост товарных остатков, который не «дружит» с фактическим состоянием склада, то это верный знак что скоро придут.

5️⃣Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: методические рекомендации ФНС указывают на средний доход на каждого сотрудника в зависимости от отрасли, в которой он занят. И этот доход значительно выше минимума, установленного законодательством (г. Москва — 1️⃣8️⃣4️⃣7️⃣2️⃣ руб.).

6️⃣Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: размер выручки по УСНО ежегодно приближается к 1️⃣5️⃣0️⃣ млн. рублей, общая сумма основных средств приближается к 1️⃣5️⃣0️⃣ млн.руб., общее количество сотрудников в компании приближается к 1️⃣0️⃣0️⃣ чел., совокупный доход по всем патентам приближается к 60 млн. руб. в год (приближение есть достижение 9️⃣5️⃣% от предельного значения).

7️⃣Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: это касается ИП, применяющих УСНО и ОСНО. При УСНО он в таком случае заплатит лишь 1% от выручки, а не 15% с разницы между доходами и расходами, а при ОСНО он не платит НДФЛ с такой же разницы. Невинный взгляд убитого горем предпринимателя не поможет : если бизнес убыточен , то закрывай.

8️⃣Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: налоговики не обнаружили экономической целесообразности в заключении той или иной сделки. Чем больше посредников в цепочке движения товаров, тем больше подозрений у фискалов, что сделка не имела деловой цели.

9️⃣Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: инспекторы в ходе камеральной проверки представленной декларации выявили расхождения в ее показателях , а компания/предприниматель не представил пояснения на требование налогового органа. Или пояснения не удовлетворили.

1️⃣0️⃣Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: вы часто меняете адрес места нахождения компании. Хотя этот признак был актуален до 2016 года, когда смена адреса не сулила никаких проблем со стороны налоговиков. Теперь в законе прописана процедура, позволяющая налоговикам процесс смены адреса приостановить, если обнаружится недоимка по налогам или иные нарушения налогоплательщика.

1️⃣1️⃣Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: налоговики ведут статистику уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета и сравнивают ее с данными статистики. Любое отрицательное отклонение является признаком, сулящим неприятности.

1️⃣2️⃣Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ПЕРЕВОД НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК: несоблюдение методических рекомендаций ФНС, работа с фирмами-однодневками, регулярный вывод средств через счета физических лиц, работа через банки с сомнительной репутацией, вывод жене через ИП с одновременной малой суммой НДС, уплачиваемого в бюджет, что свидетельствует о чёрном схематозе.

Выездная налоговая проверка

Любой бизнес подконтролен государственным органам. Налоговая проверка предусматривает контроль соблюдения налогового кодекса, то есть качественное выполнение предпринимателями функций налогоплательщика. Одной из форм такого контроля является выездная проверка.

Как это будет происходить?

Этапы выездной проверки не определены НК, однако, они вытекают из самой логики процесса. Рассмотрим все этапы ВНП подробнее.

Схематично:

1. Включение в план

ИНФС выбирает «счастливчиков», которым вскоре предстоит прием «гостей в галстуках». Выбираются они не случайным путем, а исходя из результатов их камеральных проверок: придут к тем, кого можно подозревать в неточностях соблюдения НК. Поводом для включения в план может быть и информация из внешних кругов: от других госорганов, жалоб юридических или физических лиц.

2. Разработка программы

Для каждого проверяемого налоговики разрабатывают индивидуальный «сценарий» ВНП, в соответствии с которым выбираются:

  • вид проверки (тематическая или комплексная);
  • ее предмет;
  • период, подлежащий изучению;
  • состав комиссии;
  • проверочные мероприятия и др.

На этом этапе определяется, какого рода информацию надо найти, чтобы она послужила подтверждением имеющихся подозрений, а также предварительно предполагается, нужно ли будет приглашать экспертов, правоохранителей, переводчиков и т.п.

3. Оформление назначения

Руководитель ИНФС или его заместитель подписывает назначение ВНП с обязательными пунктами:

  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации (или ФИО физлица);
  • сформулированный предмет проверки;
  • ограничение проверяемого периода;
  • полная информация о проверяющих (ФИО и должности).
Читайте так же:  Как правильно заполнить нулевую декларацию на автомобиль

ВАЖНО! Если хотя бы 1 пункта будет недоставать, это повод оспорить законность проверки и ее результаты.

4. Проведение непосредственно проверки

В ходе ВНП налоговики ищут подтверждение и доказательства правонарушения по НК, которое они предположили в ходе предпроверочной подготовки. Для этого они вправе производить следующие процедуры в любом комплексе:

5. Выписка справки

Окончание ВНП знаменуется составлением документа по форме 1165010 – справки о том, что проверка была проведена в указанные сроки. Дата выписки справки является той точкой, от которой идет отсчет двухмесячного срока, выделяемого законом для составления акта. Справка дается на руки проверяемому.

6. Оформление акта о результатах ВНП

Ст. 100 НК четко регламентирует этот этап проверки. В акте об окончании выездной проверки обязательны следующие данные:

  • реквизиты предприятия или ФИО ИП, адрес, по которому производилась проверка;
  • ФИО и должности ревизоров;
  • дата и № назначения проверки, выписанного налоговой;
  • предмет ВНП, проверяемый период;
  • перечень изученных документов (с датой их предоставления);
  • сроки проверки (дата старта и финала);
  • список проведенных мероприятий;
  • факты выявленных налоговых нарушений;
  • выводы и предписания по их устранению.

Приложением к акту будут документальные подтверждения обнаруженных фактов.

К СВЕДЕНИЮ! Если в доказательной документации содержится охраняемая законом тайна или персональные данные физлиц, то вместо таких документов прилагаются заверенные ИНФС выписки из них.

7. Возможность оспорить результаты

Налогоплательщик может не согласиться с выводами акта. Для этого он в письменном виде должен предоставить свои возражения в налоговую, для чего ему дается 15 дней. Возражения будут рассмотрены, а предприниматель приглашен для участия в их оценке и сверке с материалами проверки (это произойдет в течение 10 дней, возможно продление максиму на месяц).

8. Вынесение итогового решения

Если факты нарушения установлены и доказаны, руководитель налоговой выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В результате предприниматель получит штраф, не исключающий выплату недоимок по налогам.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Теоретически решение может быть и об отказе в привлечении к ответственности. Но практически выездная проверка всегда дает результат. Предпроверочная работа инспекторов гарантирует небеспочвенность возникших подозрений. К вам пришли – значит, что-то найдут.

Это решение набирает законную силу через декаду после вручения проверяемому.

9. Апелляция

Налогоплательщик может в течение 10 дней (до вступления решения в силу) опротестовать его в вышестоящих налоговых органах полностью или частично.

Давайте копии, а не оригиналы

Сотрудники ФНС наделены правом истребования документов. В первую очередь их интересуют подлинники. Но по закону, когда у вас просят бумаги, вы можете предоставить не оригиналы, а заверенные копии.

При истребовании документов инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов. После его получения в течение 10 дней налогоплательщик отдает заверенную печатью и подписью копию, а при необходимости представляет для ознакомления (то есть инспектор себе подлинник не забирает) оригинал.

В случае если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. Но процедура выемки сложнее и обычно назначается тогда, когда нужно получить подлинник документа или когда налогоплательщик не хочет отдавать даже копию этого документа (часто такие ситуации совпадают). Подлинники могут забрать и без выемки, если налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Признаки выездной налоговой проверки (ВНП)

НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:

  • проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
  • ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
  • проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
  • она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).

СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.

Собирайте козыри, но не спешите их выдавать

Некоторые действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов можно обжаловать сразу. Но часть из них придержите в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции. Идеальный вариант — замечать их, но не помогать чиновникам в устранении. Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите. Вполне вероятно, что в совокупности при достаточном обосновании (например, незаконное получение документов ненадлежащим должностным лицом — частый элемент «заказных» проверок) обжалование может помочь налогоплательщику достигнуть нужного результата. Например, можно будет обжаловать незаконное изъятие подлинника без постановления о выемке. Если выемка была проведена без понятых, опечатывания, шнурования, нумерования и т. д., то этот «сюрприз» лучше оставить до рассмотрения дела о налоговом правонарушении в инспекции или в суде.

Лимиты для проверяющих

НК запрещает налоговикам:

  • выезжать с проверкой по одинаковым поводам дважды и более за отчетный период;
  • беспокоить предпринимателей ВНП больше 2 раз за календарный год;
  • выискивать дополнительные нарушения, не относящиеся к зафиксированному в постановлении предмету проверки;
  • «копать» в прошлом, более глубоком, чем трехлетний период (за исключением особых случаев, отмеченных в НК).

Обязанности проверяемого

Попавший под ВНП предприниматель должен обеспечивать ревизорам возможность для ознакомления с документацией и не препятствовать в других мероприятиях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/[email protected] «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

Источники

Признаки выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here