Проблема неуплаты налогов

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Проблема неуплаты налогов". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Проблемы уклонения от налогов

Основные модели теории налогообложения, обсуждавшиеся выше в этой и предыдущей главах, как и любые другие модели, основываются на определенных предпосылках и абстракциях. В частности, анализ искажающего действия налогов, перемещения налогового бремени, избыточного налогового бремени и т.п. неявным образом подразумевает, что все экономические агенты законопослушны и полностью выплачивают установленные государством налоги. На практике, однако, государства во всем мире и во все времена сталкиваются с фактами неуплаты налогов – в том или ином объеме, в тех или других формах.

Уклонение от налогов имеет давнюю историю. Еще в III в. н.э. богатые римляне закапывали в землю драгоценные украшения и золотые монеты, опасаясь налога на предметы роскоши. В XVIII в. английские домовладельцы замуровывали камины перед приходом сборщика налогов, чтобы не платить специальный налог на отопление. В современных экономиках феномен уклонения от налогообложения, ввиду его повсеместной распространенности, стал объектом научного исследования и эмпирических оценок. Однако прежде чем обсуждать статистические данные и теоретические модели, необходимо определить, что же понимается под уклонением от налогов.

Определения. Под уклонением от налогов (англ. – tax evasion) понимают намеренное сокращение суммы выплачиваемых налогов за счет укрытия части дохода, имущества или других составляющих налогооблагаемой базы. Уклонение от налогов по определению незаконно и потому наказывается, как любое преступление, штрафами и (или) тюремным заключением.

В отличие от этого, легальное уменьшение суммы выплачиваемых налогов, в том числе с использованием налоговых льгот, означает фактически минимизацию налоговых обязательств (англ. – tax avoidance [1] ) в рамках действующего закона. Отдельные положения налогового законодательства, позволяющие официально сократить суммы налогов, иногда называют налоговыми лазейками (англ. – loopholes).

Нетрудно понять, что любые налоговые льготы, устанавливаемые государством с целью поощрения определенных видов экономической активности (например, в отношении инвестиций) или для достижения социальной справедливости (например, в отношении расходов на образование или лечение) могут использоваться экономическими агентами именно с целью снижения налогов. Фактически, разница между уклонением от налогов и минимизацией налоговых обязательств в значительной степени определяется моральными нормами, принятыми в обществе. Более операциональным критерием различия, с точки зрения экономического анализа, может служить степень определенности. Действительно, в случае уклонения от налогов индивид неминуемо сталкивается с риском быть пойманным на преступлении, а значит, его ожидаемый чистый доход не определен. И наоборот, тот, кто снизил свои налоговые обязательства на законных основаниях, может быть уверен в размере своего конечного дохода.

http://studme.org/65875/ekonomika/problemy_ukloneniya_nalogov

Проблема неуплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов и сборов — явление, объективно существующее в любой стране мира при любых, даже самых льготных, экономических условиях.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Однако их высокая латентность (скрытая форма) и низкая раскрываемость приводят к тому, что далеко не все лица, совершившие такие правонарушения, несут ответственность.

Можно выделить несколько общих принципов уклонения от налогов:

· принцип «двойной» бухгалтерии: специальное занижение в одних документах результатов деятельности для представления государственным органам, а в других отражение фактического состояния дел;

· принцип разделения активов и пассивов фирмы: передача активов подставным фирмам и перекладывание пассивов на государство и кредиторов через неплатежи;

· принцип непрозрачности: создание множества сложных схем уклонения от налогов для затруднения возможности отслеживать движение объекта налогообложения;

· принцип коррумпированности: использование должностных лиц налоговых органов и органов государственной власти в собственных целях;

· принцип общей согласованности действий: наличие неформальных правил уклонения от налогов, на основании которых действуют уклоняющиеся от налогов налогоплательщики.

Для уклонения от уплаты налогов используются три основные стратегии, которые можно представить в виде схемы (рисунок 1)

Рисунок 1. Стратегии ухода от налогов

Но, как известно, ничего не возникает ни откуда, на то должны быть объективно существующие причины. Так, в соответствии с теорией идеологии норма уклонения от налогов объясняется исторически сложившимися ассиметричными, неэквивалентными отношениями между государством и его гражданами. Теория общественного выбора видит причину существования уклонения от налогов в «проблеме безбилетника», а теория игр — в сопротивлении остающихся в рамках закона налогоплательщиков усилению налогового бремени из-за снижения количества фактических налогоплательщиков. Известный специалист в области финансового права П.М. Годме выделял среди причин налоговых правонарушений экономические (сравнение последствий уплаты и неуплаты налогов), политические (несовершенство налогового законодательства), технические (несовершенство контроля со стороны налоговых и других государственных органов) и моральные (реакция налогоплательщика на рост налогового бремени и на понимание необходимости уплаты налогов).

Как показывают опросы общественного мнения, в России наблюдается полный набор выявленных причин уклонения от налогов. По мнению опрошенных в конце 2007 г. россиян, есть ряд случаев, когда налоги можно не платить:

1) когда налогоплательщику «нечем кормить семью» и у него низкий уровень жизни — 13% — причины фискального характера;

2) «когда законы о налогах плохие», т.е., если некто считает налог несправедливым, незаконным или завышенным, уклониться от него не грех — 9% — правовые причины;

3) если предприятие находится в стадии становления или испытывает финансовые проблемы — 3% — причины регуляторного характера;

Читайте так же:  Задолженность по земельному налогу физических лиц

4) с «халтуры», разового заработка — 1% — моральные причины;

5) если есть основания полагать, что «налоги идут не на дело, не туда, куда нужно» — 4% — моральные причины;

6) если знать, что не будешь наказан за неуплату — 1% — организационные причины и другие.

В России, как и в большинстве стран мира, уклонение от налогов является негативным явлением и преследуется по закону. За время существования российской налоговой системы наблюдается рост правонарушений и преступлений в области налогообложения. Динамика налоговой преступности характеризуется ростом преступлений, связанных с полным сокрытием финансово-хозяйственной деятельности от налогового контроля, что составляет четверть всех способов уклонения от уплаты налогов, выявляемых налоговыми органами. Второе место занимают специфические способы уклонения от уплаты подоходного налога. Они составляют примерно пятую часть от общего числа налоговых правонарушений. На третьем месте (13%) — занижение выручки.

Таблица 1. Динамика показателей налоговых преступлений и правонарушений в РФ

Как видно из таблицы 1, на протяжении всего развития рыночной экономики России неуклонно увеличивается число выявленных нарушений налогового законодательства, при этом доля возбужденных уголовных дел по результатам расследований повысилась в последние годы, но все равно остается низкой. В настоящее время существует множество способов уклонения от налогов. Еще в 1995 г. специалистами Федеральной службы налоговой полиции выявлено 150 способов сокрытия доходов от налогообложения, а в 2006 г. их насчитывалось более 500. От налогов, по мнению специалистов, уводится от 70 до 120 млрд долл., что в два раза превышает доходную часть всего федерального бюджета России.

По данным следственного комитета при МВД РФ, масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают экономическую угрозу для безопасности государства. Из сведений, полученных в ФНС РФ, на 1 июля текущего года, из 3,4 млн зарегистрированных в РФ юридических лиц более 0,5 млн не предоставили налоговую отчетность, либо предоставили «нулевой» баланс. Сложилась 5 ситуация, когда рост НДС, заявленный к возмещению из бюджета, превысил темпы роста экспорта. Размеры предъявленных к возмещению сумм приобретают катастрофический характер. Существует механизм, и это ни для кого не секрет, по возмещению средств из бюджета, которые туда никогда не поступали. По различным оценкам, государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся платежей. Только в текущем году по расследуемым уголовным делам сумма ущерба составила более 1,5 млрд. руб. по преступлениям, связанным с возмещением налога на добавленную стоимость.

Учитывая все негативные факторы такого явления, как уклонение от уплаты налогов, необходимо разрабатывать и применять на практике меры по предотвращению совершения налоговых правонарушений и преступлений. Большинство принимаемых мер по борьбе с неуплатой налогов характеризуются тем, что они направлены не на причины, порождающие неуплату, а на воздействие и наказание тех налогоплательщиков, которые уже совершили правонарушение.

В связи с этим особое внимание следует уделить методам борьбы с неуплатой налогов, носящих общий характер, которые должны быть направлены на устранение причин, порождающих неуплату налогов. К таким методам можно отнести средства политического характера, заключающиеся в использовании налогов только в финансовых, а не в политических целях; средства экономического характера, направленные на избежание установления слишком тяжелого налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и др. Но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды, которая направлена на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е. восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением.

Исходя из этого, считаем необходимым, определить несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

· совершенствование законодательной и нормативной базы, дающее возможность закрыть «лазейки», используемые для уклонения от уплаты налогов;

· ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;

· формирование современного комплекса организационных и правовых мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения.

Исходя из мировой практики, в число указанных мер следует также включить ужесточение требований к установлению личности клиента, регистрации клиентуры и операций с денежными средствами или иным имуществом, ограничение режима коммерческой и банковской тайны, установление ответственности за сокрытие информации об операциях, имеющих незаконный или подозрительный характер.

К числу общих методов, направленных на ограничение возможности уклоняться от уплаты налогов, относят специальные юридические доктрины:

· «существо над формой», которая сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой, т.е. имеет значение характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора;

· «деловая цель», заключающаяся в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, недействительна, если она не достигает своей цели.

На современном этапе развития международных отношений появилась потребность в правовом сотрудничестве России и европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Формирование надежной системы противодействия уклонению от уплаты налогов предполагает осуществление ряда мер:

· обмен информацией между странами (наряду с передачей информации по запросу возможна передача информации без запроса, чтобы помочь компетентным органам другого государства начать расследование или сформулировать запрос);

· обязанность идентификации (идентификация партнеров, клиентов и иных участников сделки);

· установление истины (дополнительная проверка операций, вызывающих подозрение, силами служб внутреннего контроля);

· создание системы внутреннего контроля и подготовки сотрудников кредитных организаций;

· детализированное правовое регулирование деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями;

· свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.

Таким образом, уклонение от налогов в любом государстве считается отрицательным явлением. На макроуровне оно приводит к недополучению средств в бюджет для финансирования расходов, в связи, с чем приходится вводить новые налоги либо увеличивать ставки действующих налогов и сборов. На микроуровне неплательщики налогов оказываются в более выгодном положении по сравнению с законопослушными плательщиками, а поэтому могут провоцировать других субъектов экономической активности на аналогичные действия. Поэтому необходимо вырабатывать, предпринимать и постоянно совершенствовать меры по борьбе с незаконной неуплатой налогов, что позволит увеличить доходную часть бюджета, а, следовательно, и реализацию всех функций государства в полном объеме.

Читайте так же:  Налоги индивидуального предпринимателя енвд

http://studbooks.net/1567431/finansy/problemy_ukloneniya_uplaty_nalogov_sovershenstvovanie_sistemy_borby_nimi

Верховный суд о налоговых преступлениях: что считается уклонением от налогов и кому грозит за это уголовное наказание

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Юрист

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

http://www.eg-online.ru/article/412276/

Основные пути решения проблемы уклонения от уплаты налогов

В статье рассматривается одна из существенных слагаемых экономической преступности, коей является налоговая преступность, включающая, прежде всего, уклонение от налогообложения, которое в последние годы приобретает массовый характер и наиболее изощренные формы. уход от уплаты налогов в современной России достигает таких масштабов, которые наносят серьезный ущерб экономической безопасности государства. внимание, уделяемое налоговой преступности, обусловлено не столько ее масштабами, сколько тесной связью с другими преступлениями в экономической сфере. в условиях экономического кризиса отчетливо проявляется тенденция роста сокрытия налогоплательщиками прибыли (доходов), а также усиление воздействия криминального фактора на экономические отношения.

В любые времена государство всегда было заинтересовано в создании и соблюдении правомерности налоговых отноше­ний между налогоплательщиками и налоговыми органами. Эта заинтересованность позволяла пополнять доходную часть бюджета во всех уровнях власти. За нарушение правил пове­дения при возникновении налоговых отношений государство установило определенные санкции.

В любом государстве финансовый механизм закрепляет определенные права и обязанности за субъектами налогового права, устанавливая требования по уплате установленных на­логовым законодательством налогов и сборов. Следовательно, налогоплательщик обязан следовать этим предписаниям и четко соблюдать законодательство о налогах и сборах. Уклоне­ние от уплаты налогов является тяжким экономическим пре­ступлением. Ответственность за уклонение от уплаты налогов имеет социальное основание, которое состоит в необходимо­сти охраны общественных отношений в налоговой сфере.

Нарушение налоговой дисциплины затрагивает публич­ные интересы государства. Механизм сокрытия и неуплаты налогов напрямую связан с психологическими особенностями человеческого разума: налогоплательщик подсознательно го­тов сокрыть доход, т.к. не считает нужным уплачивать государ­ству законно установленные платежи.

Однако многие причины уклонения от уплаты налогов имеют внешний характер. Так, нарушения налогового зако­нодательства зачастую возникают из-за высоких налоговых ставок и низкого уровня жизни населения Российской Федера­ции. Несение ответственности за правонарушения в сфере на­логовых выплат, кроме статей Налогового кодекса Российской Федерации, при определенных обстоятельствах также пред­усматривается административным или уголовным законода­тельством РФ.

Очень важно при квалификации налогового нарушения установление причинной связи между совершенным право­нарушением и негативными опасными для общества послед­ствиями, которые возникли в результате правонарушения. Если причинную связь установить не удается, тогда становится невозможным привлечение к налоговой ответственности.

В объективной стороне налогового правонарушения определяют противоправные действия, если в них присутству­ют действия или бездействие, содеянные в результате:

Видео (кликните для воспроизведения).

— действий налогового агента, плательщика налогов или других лиц;

— бездеятельности налогового агента, плательщика нало­гов или других лиц;

— наличия действий и бездействия — это противоправные действия со смешанной объективной стороной. К примеру, смешанным составом можно считать уплату не полностью или неуплату налога вследствие занижения налоговой базы, а также неверное начисление сумм налога, который нужно уплатить, когда перемещают товары через таможенную гра­ницу Российской Федерации; а также если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, не зарегистри­ровавшись в налоговом органе.

1 января 2012 г. была дополнена глава 16 Налогового ко­декса РФ, которой определяются виды налоговых правона­рушений, а также ответственность за эти правонарушения; дополнения были внесены ст. 122.1, которая введена п. 35 ст. 1 Федерального закона № 321-Ф3 от 16 ноября 2011 г. «О внесе­нии изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидирован­ной группы налогоплательщиков». Эта статья в качестве соста­ва налогового правонарушения вводит факт сообщения уча­ствующим в консолидированной группе налогоплательщиков неверных данных или несообщения данных ответственному налогоплательщику, что привело к неполной уплате или не­уплате налога на прибыль предприятия ответственным участ­ником. Подобные действия караются взысканием в виде штра­фа в виде 20% от неуплаченной суммы налога.

В случае если подобные действия совершались лицом осознанно, то они квалифицируются как умышленные и ка­раются штрафом в размере 40% от неуплаченной суммы на­лога. Для того чтобы наступила ответственность, нужно чтобы состав этого правонарушения был материальным, значение также имеют наступившие после этого последствия и объ­ективная сторона этого правонарушения, выражающаяся в бездействии или действиях. Противоправные действия могут быть совершены как осознанно, так и по неосторожности, что касается субъективной стороны. А субъектом налогового пра­вонарушения является участник консолидированной группы плательщиков налогов.

В последние годы на фоне общей тенденции по гумани­зации уголовного законодательства в сфере экономики про­исходила и либерализация уголовной политики в области налогообложения. Наиболее существенным шагом в этом направлении стало принятие в 2009 г. Федерального закона 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового ко­декса РФ и отдельные законодательные акты Российской Феде­рации». В числе его новелл, прежде всего, нужно отметить то, что обязательным условием для отправки материалов налого­вой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за соверше­ние налогового правонарушения (п. 3 ст. 32 НК РФ), при этом основанием для привлечения является установление факта на­рушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение сроки выплаты

На сегодняшний день уклонение от уплаты налогов явля­ется одним из самых распространенных и массовых правона­рушений в Российской Федерации, так как оно сопряжено с построением отлично проработанных, высокоинтеллектуаль­ных и законспирированных налоговых схем. В противовес тем, кто уклоняется от исполнения своего гражданского долга, со­временное российское государство повышает роль налоговых органов в правоотношениях с физическими лицами и органи­зациями.

Кроме того, постоянно совершенствуются методики Фе­деральной налоговой службы по выявлению схем уклонения от уплаты налогов. Те налоговые инициативы, которые в по­следнее время проявляет Федеральная налоговая служба Рос­сии, явно свидетельствуют об активизации борьбы налоговых органов с криминальными налоговыми схемами.

В связи с этим особую значимость приобретают меры, предпринимаемые государством для предотвращения налого­вого законодательства. Существует несколько способов борь­бы с уклонением от уплаты налогов:

— совершенствование нормативно-правовой базы, даю­щее возможность закрыть вполне законные пути, используе­мые для уклонения от уплаты налогов;

— ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;

— формирование современного комплекса организацион­ных и правовых мер по предупреждению, контролю и пресе­чению ухода от налогообложения.

Финансовую безопасность можно обеспечить, создав определенные условия для работы финансовой системы, бла­годаря которым не будет возможности для незаконного ис­пользования финансовых средств, направления их и исполь­зования в незаконных областях. Организация экономических отношений должна обеспечивать накопление финансовых средств государства в таких размерах, которые позволят го­сударству исполнять должным образом возложенные на него обязательства и стоящие перед ним задачи. Такие явления, как нестабильная финансовая система, плохо развитая инфра­структура рынка ценных бумаг, большой внутренний и внеш­ний долг, неэффективная бюджетная и налоговая системы, упадок в сфере инвестиций, разбалансированное развитие ма­кроэкономики и ее низкие показатели, являются большими рисками и угрожают финансовой безопасности страны.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015

http://eurasiafinace.ru/novosti-v-mire/754-osnovnye-puti-resheniya-problemy-ukloneniya-ot-uplaty-nalogov.html

Причины возникновения уклонения от уплаты налогов

Дата публикации: 23.05.2019 2019-05-23

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Сидоров А. А. Причины возникновения уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 409-412. — URL https://moluch.ru/archive/259/59453/ (дата обращения: 19.02.2020).

Одной из основных проблем, с которой в современных реалиях сталкиваются многие государства, в том числе Российская Федерация, является уклонение или неуплата налогов и сборов. Возникающая в связи с этим ситуация пагубно сказывается не только на аппарате власти, но и на населении страны в целом. В связи с тем, что государственная казна недополучает определенных денежных средств, на которые она рассчитывает и, в соответствии с этими расчетами, планирует дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Как отмечает Тищенко А. Н., при исследовании данного вопроса, на макроуровне данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней и, как следствие, недостаточному финансированию расходов, направленных на развитие социальной сферы. Другими словами, недофинансированными остаются такие жизненно необходимые составляющие общественной жизни, как образование, медицина, защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности, культура, охрана окружающей среды, поддержка малообеспеченных слоёв населения и людей с физическими недостатками и многие другие [1, 119–125].

Но прежде чем переходить непосредственно к причинам уклонения от уплаты налогов, целесообразно будет определиться с тем, что же из себя представляет данное явления, или иными словами, дать определение термину. По моему мнению, следует обратиться к работе Ермаковой Е. А. Согласно ей, уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний [6, 147–151].

Теперь, когда мы раскрыли данный термин можно переходить непосредственно к теме данного исследования — причины возникновения уклонения от уплаты налогов. Сразу хотелось бы оговориться, что исчерпывающего перечня не существует. Во-первых, учёные по-разному классифицируют обстоятельства или факты, способствующие совершению данного правонарушения или даже преступления. Во-вторых, при разработке данной проблемы, носящей массовый характер, нередко исследователи перестают видеть в цифрах людей. То есть, «человеческий фактор» перестаёт учитываться, что, по моему мнению, недопустимо. В начале любой проблемы лежит её социальная особенность, обладающая огромным значением, она может, как подтолкнуть к совершению противоправных деяний, так и воспрепятствовать совершению таковых. В данной работе указанному критерию будет уделено особое внимание.

Предлагаю к рассмотрению следующую классификацию указанных причин: экономические, политические, психологические, социальные.

Подводя итог проведённого мною исследования, хотелось бы ещё раз отметить основные его положения. Как мы видим, существует множество причин уклонения от уплаты налогов, носящих самый разных характер, от экономических и политических, вплоть до психологических. Однако первопричиной служит невыполнение государством своих функций, результатом которого служит потеря доверия у населения, что находит своё выражение в стремлении последнего так же избежать исполнения своих обязанностей. Итогом служит существующая ныне ситуация: когда государство уже не в состоянии выполнять стоящие перед ним цели и задачи, и в первую очередь социальные, ввиду недофинансирования бюджета. Получается замкнутый круг, когда уклонение от уплаты налогов, вызванное не способностью правительства выполнять свои обязанности, привело к ситуации, когда правительство уже не в состоянии их исполнить, в виду недостаточных денежных средств, вызванных неуплатой законно установленных налогов и сборов.

  1. Тищенко А. Н. Основные причины уклонения от уплаты налогов — Вестник УрФУ, Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 4.
  2. Пескова Д. Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы всерос. науч. конф. — М., 2007.
  3. Сивцева В. И., Ноева Е. Е. Проблемы массового уклонения от уплаты налогов // Молодой учёный № 10 (144)/2017.
  4. Буров В. Ю., Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Монография. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011.
  5. Карцева М. С. Суть причин уклонения от налогов / М. С. Карцева // Молодёжь и наука. — 2015.
  6. Ермакова Е. А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодневками» / Е. А. Ермакова // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9.
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Читайте так же:  Избежании двойного налогообложения мальта

http://moluch.ru/archive/259/59453/

Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ

Дата публикации: 11.06.2015 2015-06-11

Статья просмотрена: 14767 раз

Библиографическое описание:

Глущенко Я. С., Егорова М. С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 72-74. — URL https://moluch.ru/archive/91/20119/ (дата обращения: 19.02.2020).

На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций. Система налогообложения должна выполнять стимулирующую роль, положительно влияя на экономическую деятельность предприятий, на развитие производства в стране. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога.

Создание устойчивой налоговой системы есть главная задача, стоящая перед государством. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

В налоговой сфере, к сожалению, существует ряд проблем, которые необходимо решать. Так все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия. Неудивительно, что Правительство в качестве одного из приоритетов видит борьбу с налоговыми злоупотреблениями и формирование экономического поведения, основанного на культуре уплаты налогов.

Во многих случаях не только физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, но и налоговые специалисты, а также лица, занимающиеся адвокатской практикой, не могут конкретно обосновать положения статей Налогового Кодекса РФ. Арбитражные суды, суды общей юрисдикции зачастую выносят уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. В России культура налогов всегда была и остается крайне низкой.

Данная проблема складывается из сочетания следующих факторов:

— экономическая безграмотность налогоплательщиков;

— менталитет российского налогоплательщика, направленный в первую очередь, на сокрытие доходов и имущества от налоговых органов, минимизацию налогов;

— недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, зачастую вследствие некорректного поведения последних.

В действующей налоговой системе к одной из проблем налогообложения можно выделить незаконное возмещение сумм НДС.

Так, в получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ — счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов — фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок. Однако эти проверки оказываются малоэффективными, так как счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.

Другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Суть состоит в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу. Налог на добавленную стоимость в бюджет при этом не перечисляется.

При начислении и уплате налога на прибыль предприятия также соприкасаются с некоторыми проблемами, которые необходимо решать для более качественного и правильного налогообложения прибыли. Одной из таких распространенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при исчислении данного налога. Это предприятие, которое открыло филиал, сталкивается с немалым количеством вопросов, которые связаны с налогообложением такого филиала. Связано это с тем, что для предприятия, имеющего филиалы, действуют два совершенно различных способа налогового учета. При первом — головное предприятие и филиал уплачивают налог консолидировано, т. е. налоговые обязательства рассчитываются для организации в целом. После нахождения общей суммы налоговых обязательств, производится расчет налога, уплачиваемого по местонахождению каждого филиала. При втором- головное предприятие и филиал рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики и каждый из них ведет свой независимый налоговый учет: определяет валовой доход, валовые затраты, амортизацию, рассчитывает налогооблагаемую прибыль и сам налог на прибыль.

Другой проблемой при исчислении налога на прибыль является не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например, обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1 % от выручки).

Также существуют трудности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков. Объединение вертикально-интегрированных структур в консолидированной группы позволяет данным налогоплательщикам уплачивать налог на прибыль организаций с совокупного финансового результата по итогам деятельности всех компаний-участников этой группы. В этой связи, прибыль для целей налогообложения, рассчитанная по консолидированной группе налогоплательщиков, будет учитывать убытки, понесенные участниками в текущем налоговом периоде, а не в будущих налоговых периодах. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая перечислению участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для последующей уплаты в бюджеты РФ, определяется условиями договора о создании группы. Эта сумма может быть равна сумме налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из совокупной прибыли консолидированной группы, и доли, приходящейся на этого участника. Однако договором может быть предусмотрен другой порядок расчетов между участниками группы.

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц прямой

Можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы:

1. Данная система носит преимущественно фискальный характер, это затрудняет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.

4. Растет неэффективность существующих льгот.

5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.

6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.

7. В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы.

В ближайшее время российская налоговая система столкнется с масштабными трудностями, обусловленными несколькими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер. К первой группе относятся существенная зависимость российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры, истощение богатых и благоприятно расположенных месторождений полезных ископаемых и соответствующее удорожанием их добычи на новых месторождениях, старение населения.

Ко второй группе относится ряд принятых решений в области бюджетной и налоговой политики: рост расходных обязательств бюджета за счет национальной обороны и правоохранительной деятельности, бессистемное предоставление налоговых льгот и освобождений, конструкция отдельных налогов, не обеспечивающих достаточную прогрессивность и эффективность налогообложения. Рассмотрим каждый из данных факторов. Так, высокая степень зависимости от внешнеторговой конъюнктуры находит свое выражение, прежде всего в том, что в российской экономике обозначилась тенденция роста обусловленности доходной части бюджета поставками сырья на экспорт, а именно, нефти и газа. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1 %, а в январе — апреле текущего года она составила уже 52,9 %. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2015 году составят 7,717 триллиона рублей, что на 5,8 процента превысит прогнозную оценку нефтегазовых доходов бюджета на 2014 год, а в 2016 году, согласно ожиданиям Минфина, нефтегазовые поступления в бюджет составят уже 8,032 триллиона рублей.

При этом планируется, что доля нефтегазовых доходов в общей структуре поступлений в федеральный бюджет будет снижаться с 51 процента в 2015 году до 50,8 процента в 2016 году и до 49,6 процента в 2017 году.

При этом от цен на нефть зависят не только нефтегазовые доходы (налог на добычу полезных ископаемых от углеводородного сырья и соответствующие экспортные пошлины), но и поступления других, прежде всего прямых, налогов. В связи с удорожанием добычи нефти и газа на новых месторождениях, падение доходов бюджета составит около 2,5 % ВВП в период до 2020 г. Другим фактором, влияющим на развитие российской налоговой системы, являются демографические тенденции, обусловливающие необходимость адаптации политики к старению населения. По данным ООН, доля населения России старше 60 лет к 2020 году увеличится с нынешних 17,8 % до 21,6–22,7 %, а к 2050 году число лиц старше 60 лет может составить треть населения страны. Это приведет к росту расходов на здравоохранение, на социальное и пенсионное обеспечение. Другой проблемой российской налоговой системы является то, что налоговая база и налоговые доходы неравномерно распределены по регионам, что делает невозможным обеспечить практическую реализацию фискального федерализма через децентрализацию налоговой системы.

Анализ российской налоговой системы и налоговых систем развитых стран иллюстрирует наше отставание от лучшей мировой практики в части качественных характеристик, в том числе недостаточные прогрессивность и эффективность налогообложения. Так, в налоговом законодательстве существуют льготы и освобождения, имеющие практически индивидуальный характер, так например, льготы по налогу на прибыль организаций, предоставляемые Банку развития (государственной корпорации), Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере финансового лизинга.

Также следует отметить льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества естественных монополий: железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и др. Вышеперечисленные проблемы налоговой системы РФ доказывают необходимость ее реформирования, основными целями которого должны быть сбалансированность бюджета, повышение справедливости и эффективности налогообложения; развитие фискального федерализма.

Хотелось отметить, что на современном этапе осуществляется ряд идей и законопроектов, призванных обновить и сделать налоговую систему более рациональной и логичной, отвечающей современным реалиям. При этом принимаются во внимание и международная налоговая конкуренция, и финансово-экономическая ситуация, и опыт — как положительный, так и отрицательный — отдельных государств. Существует целый пакет предложений, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, технического перевооружения и модернизации экономики, развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал.

1. Абрамов А. П. Совершенствование налогообложения [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета.- 2006.- Т. 309, № 5. — С. 175–180.

2. Горюнова Н. Н. Налоги и налогообложение. -Томск: Изд-во ТПУ, 2013.- 314 с.

3. Косарева Е. Ю. Основные направления оптимизации налоговой системы России [Электронный ресурс] // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых.- 2014.- Ч. 4. — С. 93–98.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/91/20119/

Проблема неуплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here