Проблемы двойного налогообложения

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Проблемы двойного налогообложения". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение (ДН) – специфический способ обложения активов налогами. При этом плательщику приходится платить налоги два раза. Этот вариант является крайне нежелательным. Для избегания двойного налогообложения были приняты различные международные соглашения.

Что собой представляет двойное налогообложение

Двойное налогообложение – это обложение активов налогом два раза. Удвоение возникает вследствие того, что налоги взыскиваются двумя государствами в одно и то же время. Такая ситуация бывает, как правило, если компания получает доходы как в одном, так и в другом государстве. В рассматриваемом случае очень сложно определить налогооблагаемую базу. Для избегания ДН организации делятся на резидентов и ЮЛ, не являвшихся резидентами.

Существует ФЗ «О налогообложении». Согласно его пунктам, доход, приобретенный в других государствах, входит в состав налогооблагаемой базы в родной стране. Зарубежные средства засчитываются в объеме, который используется при расчете налогов. При этом нужно придерживаться некоторых правил. В частности, суммы, которые учитываются при налогообложении, не должны превышать сумму обязательного налога, перечисляемого в РФ.

Почему ДН настолько нежелательно? По сути, оно дискриминирует плательщика. Компании приходится уплачивать налог в удвоенном размере. Это препятствует нормальному ведению деятельности.

Разновидности двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения:

  1. Внутреннее. Активы облагаются налогом внутри страны. Сбор налога осуществляется на различных административных уровнях. Подобная форма налогообложения может быть вертикальной. В данном случае сбор осуществляется на местном и государственном уровне. Вертикальная форма актуальная для Швеции. Существует также горизонтальная форма. При этом сбор налога осуществляется на одном уровне. Такая форма актуальна для США. В одних штатах облагаются только доходы, полученные там же, в других – доходы в других штатах.
  2. Внешнее. Внешнее двойное налогообложение возникает из-за сложности установления или налогоплательщика, или налогооблагаемой базы.

ВАЖНО! Внешняя форма предполагает налогообложение за пределами государства.

По каким причинам образуется двойное налогообложение?

Двойное налогообложение наблюдается в следующих случаях:

  1. Компания имеет двойное резидентство. То есть она признается резидентом в двух странах.
  2. Один и тот же доход является налогооблагаемой базой в двух государствах. К примеру, в одной стране доход признается налогооблагаемой базой из-за наличия резидентства у компании, а во второй – на основании нормы об источнике дохода.
  3. Траты фирмы по-разному засчитываются в разных государствах.
  4. Источник дохода находится в несколько государствах.

Основная причина образования двойного налогообложения – различные нормативные акты в разных государствах, различное регулирование налогооблагаемой базы. Кроме того, нормативный акт можно истолковывать несколькими путями.

Рассмотрим пример. В США неточности в декларации могут привести к штрафам в размере 10 000 долларов. В Швейцарии же к неверной информации в декларации, если нарушения незначительны, относятся более лояльно. Неточности нарушениями считаться не будут. В данном случае необходимо международное соглашение. Оно требуется для согласования интерпретаций нормативных актов.

В каких случаях возникает двойное налогообложение

ДН возникает в следующих случаях:

  1. Компания выплачивает налоги в двух государствах. Выходом из положения является или следование конвенциям, по которым налог взимается только в одном государстве, или следование национальным законам.
  2. Компании приходится выплачивать налог в различных местах. Рассматриваемый порядок является смешанным.
  3. Налогом облагается только часть прибыли компании. В данном случае также происходит двойное налогообложение: сначала при начислении налога на доход, а затем на начислении его на дивиденды. В рассматриваемом случае, как правило, используются различные ставки на распределяемый и нераспределяемый доход.

Методы предотвращения двойного налогообложения зафиксированы в нормативных актах.

Инструменты для устранения двойного налогообложения

Для устранения ДН пользуются двумя способами:

  1. Односторонним. Предполагает меры со стороны одного государства. При этом изменяются нормативные акты, касающиеся налогов, в одной стране. Первым методом одностороннего устранения ДН является налоговый кредит. Предполагает зачет налогов, выплаченных в другой стране, в счет обязательств плательщика внутри государства. Второй метод – налоговая скидка. Предполагает вычет из суммы налогов внутри государства сумму налогов, выплаченных в другой стране.
  2. Многосторонним. Предполагает заключение международных соглашений и конвенций. То есть для реализации этого способа нужны усилия двух государств. Наиболее актуальный метод – распределительный. При этом активы в одном государстве перестают облагаться налогом в пользу другой страны.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, для устранения двойного налогообложения применяются оба этих метода.

Межгосударственные соглашения

Первое межгосударственное соглашение было подписано между Францией и Бельгией в 1843 году. На данное время существует более 400 подобных соглашений. Однако практически все эти нормативные акты базируются на принципах оптимума Парето. Основной критерий: оптимальным вариантом является тот, который несет пользу одной стороне, но при этом не причиняет вред другой стороне. На основании этого можно сказать, что межгосударственные соглашения не должны ухудшать положение страны-участницы. Именно на основании соглашения устанавливается налоговая юрисдикция.

На основании различных международных конвенций выделяются эти методы устранения двойного налогообложения:

  • Формирование точных понятий, которые используются в рамках нормативных актов. Интерпретация терминов.
  • Разработка схемы ликвидации ДН, при котором каждая страна выбирает отдельную налогооблагаемую базу. Налог взимается с конкретного дохода.
  • Формирование механизма ликвидации ДН в случаях, когда оба государства облагают налогами все доходы.
  • Ликвидация обложения налогами, которое дискриминирует плательщика, в другой стране.
  • Обмен актуальными сведениями, для того чтобы не допустить уклонения от обязательных плат или злоупотребления законом.
  • Установление оптимальных способов ликвидации ДН в отношении доходов резидентов.

Государства должны содействовать друг другу при налогообложении.

Особенности определения максимальной суммы платежей

Максимальная сумма зачета рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется, подлежат ли налоги, которые уплачены в другой стране, зачету при выплате налога внутри страны.
  2. Устанавливается максимальная сумма зачета. При этом осуществляется расчет ограничения зачета.
  3. Находится меньший размер из суммы налогов, уплаченных в другом государстве и подлежащих зачету, и из максимальной суммы зачета. Если компания уплачивает налог в размере, большем установленного размера максимальной суммы, он не будет принят для иностранного зачета.

Двойное налогообложение – большая проблема, однако она решается за счет целого ряда инструментов. Использовать их может как отдельная страна, так и два государства. Взаимодействие государств друг с другом считается более эффективным.

Проблемы двойного налогообложения

Библиографическая ссылка на статью:
Серова С.Ю. Проблема двойного налогообложения на международном уровне // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/13594 (дата обращения: 26.03.2019).

Читайте так же:  Что облагается налогом на прибыль организаций

Определение категории «двойное налогообложение» на межгосударственном уровне сформулировано следующее – это обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период [1].

Такое повторяющееся дважды налогообложение доходов и имущества является негативным фактором не только для самых налогоплательщиков, но и для стран, которые ставят налогоплательщика в непростую ситуацию [2]. От успешного решения данной проблемы зависит увеличение внутреннего и внешнего товарооборота, повышения уровня привлекательности государства для иностранных инвестиций, а также возрастание конкурентоспособности экономики на международном уровне [3].

Случаи, при которых одно и то же лицо облагается одинаковым или сходным налогом в двух странах, можно выделить следующие:

  • такое лицо – резидент одного государства, получило доход или обладает капиталом в другой стране, и обе страны облагают этот доход или капитал;
  • несколько стран подвергают одно и тоже лицо налогообложению по всему объему получаемого дохода, в практике называемое полной одновременной налоговой обязанностью;
  • несколько государств подвергают одно и то же лицо, которое не является резидентом ни одной из этих стран, налогообложению по доходу, которое оно получило в данной стране, что фактически является одновременным ограниченным двойным налогообложением.

Для того чтобы исключить возможность одновременного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры, например, в виде отмены обложения доходов от иностранных источников, зачета уплаченных за рубежом налогов [4], либо заключаются международные договора или аналогичные соглашения, и в первую очередь соглашения об нивелировании двойного налогообложения доходов и имущества.

В первом случае страна, в которой находится основное местопребывания налогоплательщика, может учитывать налоги в случае выполнения им налоговых обязательств, уплаченных налогоплательщиками в другой стране. Но это может привести к потерям бюджета, так как в случае, если ставка налога в другой стране окажется ниже, налогоплательщики предпочтут уплачивать налоги за рубеж [5]. Что, в свою очередь, может привести к различным махинациям недобросовестных плательщиков. К тому же, в этом случае страна постоянного местопребывания будет выступать в роли донора для другой страны, в который её гражданин (предприятие) будет осуществлять экономическую деятельность [6].

Во втором случае между странами, которые облагают одно и то же лицо двумя одинаковыми налогами, заключаются соглашения. В них указывается, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждой стороны соглашения [7].

В ст. 311 Налогового кодекса РФ определены и представлены специальные правила, которые позволяют зачесть суммы уплаченных на территории иностранных государств налогов при уплате, прежде всего, налога на прибыль на территории России [8]. Однако такой зачет или вычет не должен превышать объемов и сумм по налогу на прибыль, рассчитанных в соответствии с отечественной налоговой законодательной базой.

В статье 15 Конституции России закреплено верховенство международных договоров, т.к. они должны являться составной частью правовой системы государства [9], а в случае, если в международном договоре установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то должны применяться положения актуального международного договора.

Цель заключения международного соглашения об избежании двойного налогообложения состоит в том, чтобы достичь компромисса между государствами или иными субъектами международного права [9]. Такое международное соглашение устанавливает взаимные права и обязанности в налоговых отношениях государств, определяют правила разграничения прав каждого из государств в отношении налогообложения компаний одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве [10]. В результате соглашения об избежании двойного налогообложения идут на пользу экономике тех стран, которые их заключили. Гарантии, которые прописаны в соглашении, привлекают в экономику иностранные инвестиции, что способствует развитию национальной экономики [11]. Международное соглашение об избежании двойного налогообложения заключается как минимум на 10-15 лет, что обеспечивает стабильность режима налогообложения, что также является одним из факторов привлечения инвестиций в экономику.

Соглашения об избежании двойного налогообложения распространяются на такие виды доходов, как:

  • доходы, получаемые физическими и юридическими лицами
  • доходы от использования и реализации имущества и имущественных прав
  • доходы от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности)
  • доходы и имущество в сфере международных перевозок

При разработке механизма международного налогообложения государства используют два подхода [12].

Первый подход базируется на концепции территориальной привязки, в соответствии с которой страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Недостаток этого подхода заключается в том, что в разных государствах существуют разные критерии для определения территориальной привязки отдельных субъектов международной экономической деятельности [13].

Второй подход основан на том, резидентом какой страны является налогоплательщик. Налогоплательщик, признаваемый законодательством страны резидентом, подлежит обложению налогами по всем видам доходов и по всем источникам, включая иностранные [14]. Статус резидента устанавливается в соответствии с законодательством страны по нормам, которые различаются в отношении юридических и физических лиц.

Пользуясь таким подходом, государства также не исключают возможности возникновения коллизий. Причиной этого становится тот факт, что различные государства пользуются собственными способами определения юридической принадлежности налогоплательщиков [15]. К тому же, государство непременно столкнется с интересами другого государства, когда будет проводить налогообложение резидентов, получающих доход на территории другой страны.

На практике государства стараются извлечь максимум выгоды из налогоплательщиков, и поэтому сочетают оба подхода в своей налоговой политике. То есть они облагают налогами своих резидентов, как физические, так и юридические лица, а также облагают налогами доходы иностранных физических и юридических лиц, при условии получения этих доходов на территории данного государства [16].

В международной практике применяются три метода устранения двойного налогообложения: налоговые освобождения, налоговые кредиты и налоговые вычеты.

Налоговое освобождение – это вид налоговой льготы, предполагающий полное исключение из налогооблагаемой базы доходов, полученных резидентом за рубежом. Существуют две разновидности налогового освобождения [17]. Первая – без прогрессии, то есть когда государство резидента позволяет вычесть из налогооблагаемой базы средства, уплаченные в качестве налога в другой стране. Вторая – с прогрессией, при которой уплаченные налоги разрешается учитывать при определении ставки налогообложения совокупного дохода [18].

Преимущество данного метода заключается в том, что он полностью исключает возможность двойного налогообложения. Но у этого метода есть и недостатки. Во-первых, те государства, которые осуществляют данную налоговую политику, будут нести бюджетные потери при ее осуществлении. Во-вторых, существует риск того, что компании будут переносить свою деятельность в страны с низкой ставкой налогообложения.

Читайте так же:  Налоговый вычет как часто

Налоговый кредит – метод, допускающий уменьшение налоговой обязанности на сумму уплаченных в другой стране налогов. Он бывает полным и обыкновенным. Полный налоговый кредит характеризуется уменьшением налоговой обязанности в отношении всех уплаченных налогов, а обыкновенный – уменьшением налоговой обязанности на ту сумму налогов, которые могут быть уплачены налогоплательщиком с объекта налогообложения в соответствии с национальным законодательством.

К плюсам данного метода можно отнести его удобство для национальных налоговых администраций, так как сумма налога и зачета рассчитывается на основе тех данных, которые предоставляет налогоплательщик. При этом право на зачет предоставляется после того, как государство, в котором был уплачен налог, подтвердит факт его получения. Слабой стороной метода является то, что не всегда страны в одинаковой мере пользуются ими, что приводит к различным затруднениям.

Налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база на сумму налогов, уплаченных в другой стране.

Среди недостатков данного подхода можно выделить два основных. Первый заключается в том, что государство вследствие одностороннего характера своих действий частично или полностью отказывается от своих налоговых претензий. Второй – в том, что некоторые причины возникновения двойного законодательства выходят за рамки ведения внутреннего законодательства.

Российская Федерация, как и многие другие развитые государства, применяет меры для устранения двойного налогообложения. С этой целью заключено 80 международных налоговых соглашений. Они позволяют достигнуть формирования условий для стабильного развития экономики в интересах повышения жизненного уровня населения, способствуют сбалансированному развитию и росту международной торговли, устранению барьеров на пути ее развития. Также они помогают упростить осуществление совместных экономических проектов, которые представляют общий интерес [19].

В статье 12 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» указано, что сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российским предприятием в другой стране в соответствии с национальным законодательством, засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. По такому же принципу устраняется двойное налогообложение в отношении физических лиц в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Двойное налогообложение – это одно из побочных действий налоговой системы. На современном уровне многие государства стараются его устранить с помощью немногих доступных ему средств и методов. Намечается определенный прогресс в достижении этой цели благодаря заключению международных налоговых соглашений. Возможно, спустя некоторое время эту проблему удастся свести к минимуму. Однако полное ее уничтожение возможно лишь при единовременном принятием всеми государствами одного и того же подхода к разработке механизма международного налогообложения.

Основные проблемы двойного налогообложения *

«Международный бухгалтерский учет», 2014, N 17

Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2014. N 2 (578).

В статье отмечается, что причиной возникновения международного двойного налогообложения является различие налоговых законодательств двух и более стран. Его наличие является серьезной проблемой для организаций, осуществляющих деятельность за рубежом. Предлагается развивать международное право, чтобы минимизировать негативное воздействие международного двойного налогообложения.

В условиях глобализации экономики обычным явлением стало ведение компаниями бизнеса на территориях двух и более государств. В результате последовательного налогообложения доходов предприятия в стране получения дохода и в стране регистрации (постоянного местопребывания) возникает двойное международное налогообложение.

Поэтому одной из важнейших проблем, стоящих перед налоговыми органами как Российской Федерации, так и других стран, является устранение двойного налогообложения. Особенно остро воспринимается наличие такого противоречия российскими организациями, которые вынуждены уплачивать налоги в РФ и за рубежом.

В настоящее время государства все чаще становятся участниками правоотношений, связанных с международным налогообложением, когда выясняется вопрос о правомерности взимания государством налогов с доходов/имущества (или объектов налогообложения) иностранных граждан (как нерезидентов с объектами налогообложения на территории государства, так и резидентов с объектами налогообложения за границей).

Еще в 1923 г. Э. Селигман подчеркивал: «. проблема двойного налогообложения может явиться на свет только с развитием капитализма, создавшего мировое хозяйство, которое перерастает пределы государства и делает членов современного капиталистического общения налогоплательщиками Вселенной».

Под эгидой Лиги Наций в 1928 г. были одобрены четыре модели конвенций:

  • об избежании двойного налогообложения прямыми налогами;
  • об избежании двойного обложения налогами на наследство;
  • об административной помощи по вопросам налогообложения;
  • о помощи в сборе налогов.

Именно эти документы и положили начало сотрудничеству государств в налоговой сфере. Начали заключаться различные налоговые соглашения, большое значение среди которых имели договоренности об избежании двойного налогообложения. Основной их целью стало разрешение возможных коллизий налоговых законодательств двух или более стран в отношении:

  • прав на налогообложение пересекающих национальные границы товаров и услуг;
  • доходов и капиталов;
  • отдельных юридических и физических лиц.

Подобные коллизии проистекают из фискального суверенитета государства, в соответствии с которым публичная власть самостоятельно и в полном объеме устанавливает объекты налогообложения, круг своих налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений и способы взимания налогов. Основные критерии для определения пределов национальной налоговой юрисдикции — резидентство и территориальность. Первый означает, что налогообложению подлежат все доходы резидента данной страны независимо от местонахождения их источников (неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты облагаются налогами только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность). Вторым критерием определено, что налогообложению в данной стране подлежат все доходы, извлекаемые в пределах ее территории, независимо от места проживания налогоплательщика.

Исследование проделанной государствами работы по формированию норм, касающихся урегулирования вопросов, связанных с международным налогообложением (т.е. таким налогообложением, которое затрагивает интересы нескольких стран), позволяет сделать следующие выводы.

Государства в силу наличия у них суверенитета стремятся обеспечить свои интересы, определяя в нормах внутреннего законодательства порядок налогообложения не только собственных граждан, но и иностранных лиц, получающих доход на их территории. Однако в современных условиях, когда деятельность юридических и физических лиц осуществляется по всему миру, только международное сотрудничество при разработке общих для всех стран подходов может способствовать разрешению проблем, связанных с их налогообложением (двойное налогообложение, уклонение от уплаты налогов и пр.). В рамках международного сотрудничества государства ставят своей целью обеспечение справедливого налогообложения, когда учитываются как интересы стран в пополнении бюджетов, так и интересы плательщиков налогов.

Для предотвращения уклонения от уплаты налогов и двойного налогообложения разрабатываются и включаются в налоговые соглашения нормы, обеспечивающие распределение прав по налогообложению между соответствующими заинтересованными государствами. Такие нормы содержат ограничения в отношении проявления юрисдикции государства в определенных ситуациях, например при налогообложении иностранных лиц или резидентов другого государства, а также имущества, находящегося за пределами территории страны. В международных налоговых соглашениях может прямо предусматриваться, что в конкретной ситуации будет применяться внутреннее законодательство определенной страны (государства — источника дохода или постоянного местонахождения лица), т.е. может иметь место отсылка к праву договаривающегося государства. При этом применение внутреннего законодательства должно соответствовать положениям, предусмотренным в международных налоговых документах. Иначе цель, ради которой заключаются такие соглашения, вряд ли может быть достигнута. Нередко государства идут на изменение своего законодательства для обеспечения выполнения взятых на себя в сфере налогообложения международных обязательств.

Читайте так же:  Налог 13 при ипотеке квартиры

Изучение практики различных стран по разрешению налоговых споров позволяет выделить следующие причины международного двойного налогообложения:

  1. признание одного и того же субъекта (юридического или физического лица) резидентом в двух или более странах;
  2. квалификация одного и того же дохода/имущества как имеющего источник происхождения в двух или более государствах;
  3. различия в дефинициях, классификации доходов между государствами;
  4. различия в порядке и размерах зачета понесенных расходов;
  5. обложение одного и того же дохода/имущества в одном государстве на основании критерия резидентства, а в другом — в соответствии с законодательством об источнике дохода;
  6. отсутствие во внутреннем законодательстве одной из заинтересованных стран положений о зачете определенных видов налогов, уплаченных в другой заинтересованной стране.

Двойное налогообложение лица может также иметь место, когда оно одним государством облагается налогом на основе гражданства, а другим — в силу признания резидентом. При этом оба государства (и государство гражданства, и государство резидентства) вправе облагать налогом совокупный доход лица независимо от места его получения. В международном налоговом праве подобное явление называется конфликтом (совпадением) неограниченной налоговой ответственности.

Самым распространенным является международное двойное налогообложение из-за конфликта (совпадения) неограниченной и ограниченной налоговой ответственности, когда одно государство взимает налог на основе гражданства (или на основе постоянного местопребывания, резидентства), а другое (так как является страной-источником) — на основе дохода.

Пока международным налоговым правом не выработано единых подходов по следующим важным вопросам:

  • определение терминов и квалификации доходов;
  • порядок и нормы зачета расходов, понесенных налогоплательщиком.

Хотя такие попытки предпринимались уже неоднократно. В результате из-за расхождений в определении различными странами одного и того же понятия или термина часто имеет место конфликт налоговых юрисдикций, когда несколько государств рассматривают физическое или юридическое лицо своим гражданином (случай двойного гражданства) или своим резидентом (случай двойного резидентства).

Различия в применяемых государствами подходах могут также возникать и при определении других терминов (например, «доходы от авторских прав и лицензий», «недвижимое имущество», «дивиденды», «проценты»), поскольку в типовых конвенциях, на основе которых заключаются налоговые соглашения, и в самих соглашениях отсутствуют их точные формулировки. Государствам предоставляются широкие возможности толковать то или иное понятие исходя из положений своего внутреннего законодательства. Ссылка на внутреннее законодательство впервые была сделана в налоговом соглашении между США и Швецией в 1939 г. Вместе с тем она предусматривала применение законодательства только одного государства — Соединенных Штатов Америки. Иногда оговорку о применении внутреннего законодательства в налоговых вопросах справедливо, по мнению автора, называют общей обратной отсылкой, используемой в международном частном праве. Получается, что устранение неточностей в таком случае может быть неполным, если во внутреннем законодательстве государства отсутствует определение того или иного вида дохода или договаривающиеся государства по-разному трактуют одни и те же понятия.

Расхождения в законах о налогах и сборах могут стать причиной не только международного двойного налогообложения, но и международного уклонения от уплаты налогов. Оно наряду с международным двойным налогообложением является предметом рассмотрения международного налогового права. В научной и практической литературе велись дискуссии относительно правомерности разграничения понятий «избежание» и «уклонение», а также использования категории «международное уклонение от уплаты налогов».

Специалисты ООН по вопросам международного налогообложения отмечают, что сложно определить терминами, принятыми в международном общении, что представляет собой понятие «избежание налогов», в то время как под понятием «уклонение от уплаты налогов» следует понимать отказ налогоплательщика в силу его неосторожности или небрежности, а также умысла вносить в бюджет государства налоги, которые он должен заплатить в соответствии с положениями закона.

Для РФ, а также ее налогоплательщиков вопрос о разграничении понятий «избежание налогов» и «уклонение от уплаты налогов» представляет значительный практический интерес, поскольку сложившаяся практика разрешения налоговых споров в России показывает, что любое уменьшение налоговых обязательств может рассматриваться налоговыми органами как нарушение закона. На взгляд автора, российским законодателям, а также налоговым органам РФ необходимо учесть опыт государств в определении таких понятий, что способствовало бы привлечению инвестиций и существенному пополнению бюджетов всех уровней.

Также необходимо отметить, что страны используют различные доктрины для установления факта уклонения от уплаты налогов и привлечения лица к ответственности. Например, получила распространение (главным образом в государствах континентального права) доктрина злоупотребления правом, согласно которой никто не может осуществлять права при наличии конфликта с функцией, для реализации которой были предусмотрены эти права. Если в цивилистике эта доктрина необходима для обеспечения прав и интересов частных лиц, то в налоговой сфере ее применение способствует защите интересов государства от свободы налогоплательщиков использовать любые незапрещенные правовые формы для осуществления своих операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

По мнению автора, развитие международного налогового права позволит странам совместными усилиями найти более действенные средства урегулирования различного рода ситуаций в сфере международного налогообложения, в том числе в направлении унификации налоговых законов в целях уменьшения возможностей международного двойного налогообложения и международного уклонения от налогообложения.

Итак, основная проблема применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения заключается в использовании непроработанных терминов. Некоторые понятия, употребляемые в соглашениях, по-разному толкуются в национальном законодательстве договаривающихся государств или вовсе отсутствуют. Чтобы решить эту (как может показаться — незначительную) терминологическую (понятийную) проблему, которая приводит к возникновению коллизий и невозможности регулирования выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, необходимо при ратификации международных соглашений адаптировать внутреннее законодательство государства, разрабатывать более совершенные механизмы реализации новых норм, вводимых международными соглашениями. А также обогащать национальное законодательство путем заимствования у иностранных государств всего того, что приемлемо для российских реалий и современной правовой системы.

Проблема двойного налогообложения продолжает оставаться весьма актуальной. Ее наличие создает серьезные трудности для российских организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, получающих доходы или имеющих имущество за рубежом.

Читайте так же:  Плательщики налога на имущество организаций

Проблемы двойного налогообложения

международный налогообложение двойной зачет

Развитие экономики сделало обычным явлением ведение компаниями бизнеса на территориях двух и более стран. В результате последовательного обложения доходов компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного местопребывания) возникает двойное международное налогообложение.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед налоговыми органами как Российской Федерации, так и зарубежных стран, является устранение двойного налогообложения. Особенно остро воспринимается наличие двойного налогообложения российскими организациями, которые вынуждены уплачивать налоги, как в России, так и за рубежом.

Двойное налогообложение, как известно, возникает в случаях, когда один и тот же доход или имущество подвергается обложению аналогичным налогом в двух или более странах.

Избежать двойного налогообложения юридического или физического лица можно двумя способами:

— путем одностороннего освобождения или налогового зачета (кредита), предоставляемого в стране постоянного местопребывания;

— путем заключения соглашений по устранению двойного налогообложения.

Международные налоговые соглашения, заключенные Российской Федерацией, имеют целью устранить возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникнуть в отношениях между странами — партнерами. С этой целью в соглашениях предусматривается последовательное применение ряда определенных правил и процедур.

Следуя, в основном, Типовой модели налоговой конвенции ОЭСР, Российская Федерация при заключении налоговых соглашений придерживается трехступенчатой системы устранения двойного налогообложения. Эта система заключается в следующем.

На первом этапе устраняется двойное налогообложение, проистекающее от различий в правилах определения страны резидентства и источника дохода, применяемых в странах — партнерах. Для этих целей в соглашения вводятся статьи об устранении двойного резидентства и статьи, устанавливающие исключительное право одной из сторон на обложение конкретного вида дохода.

На втором этапе устраняется двойное налогообложение, оставшееся после устранения коллизий между правилами определения резидентства и источника дохода. Такое устранение уже обеспечивается в какой-то степени внутренним законодательством каждой страны. Поэтому налоговые соглашения предусматривают приведение внутренних правил каждой страны в этой сфере в соответствие друг другу или, реже, установление нового режима устранения двойного налогообложения. С этой целью в налоговое соглашение обычно включается специальная статья, рассматривающая методы устранения двойного налогообложения: метод освобождения или метод налогового кредита. При согласовании соглашения стороны могут выбрать один из этих методов в альтернативном порядке или применить их различные комбинации.

В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сумма налога на прибыль (доход), уплаченная российским предприятием за границей в соответствии с законодательством других государств, засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. Аналогично осуществляется устранение двойного налогообложения в отношении физических лиц в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Следует иметь в виду, что проблема двойного налогообложения продолжает оставаться весьма актуальной. Ее наличие создает серьезные проблемы для российских организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, получающих доходы или имеющих имущество за рубежом.

Главной причиной является то обстоятельство, что в настоящее время действуют налоговые соглашения между Российской Федерацией и 44 странами. Поэтому, в отношениях с государствами, с которыми соглашений нет, может иметь место двойное налогообложение по отдельным видам налогов.

Так, российское предприятие, имеющее на балансе имущество, находящееся за границей, вынуждено уплачивать налог на имущество дважды, как в России, так и за рубежом, в соответствии с законодательством страны, где это имущество находится. При этом в соответствии с Законом РФ «О налоге на имущество предприятий» сумма налога на имущество, исчисленная в Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму налога, уплаченного за рубежом.

Частично эту проблему решает заключение новых соглашений об устранении двойного налогообложения, которые в соответствии с моделью конвенции ОЭСР предполагают обложение движимого имущества только в стране его постоянного местопребывания и зачет суммы налога на недвижимое имущество, уплаченного в стране его нахождения, при исчислении налога в стране резидентства владельца.

В то же время для устранения двойного налогообложения имущества, находящегося за рубежом, для всех российских резидентов независимо от того, действует ли с данной страной налоговое соглашение, на наш взгляд, было бы целесообразно внести в законодательство о налогообложении имущества положение о зачете налога, уплаченного за рубежом.

Заслуживают внимания аналогичные предложения по изменению законодательства о других видах налогов, не регулируемых налоговыми соглашениями. Например, требует решения ситуация, сложившаяся в отношении двойного обложения российских организаций, осуществляющих деятельность в Белоруссии, налогом на пользователей автодорог. С учетом того, что этот налог не подпадает под действие Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения, вопрос может быть решен путем изменения внутреннего налогового законодательства.

В заключение отметим, что соглашения об устранении двойного налогообложения имеют прямое действие, но следование им требует соблюдения определенных процедур, поскольку ни одно соглашение не может учесть всех особенностей практического применения.

Поэтому в России установлены некоторые внутригосударственные процедуры, позволяющие применять соглашения об устранении двойного налогообложения в соответствии с их смыслом и значением. Они заключаются в том, что существуют два способа практического применения соглашений об устранении двойного налогообложения, касающихся доходов из источника в Российской Федерации:

— освобождение доходов, имеющих регулярный и однотипный характер, путем подачи заявлений о предварительном освобождении;

— удержание налога с других видов доходов с последующим его возвратом на основании заявлений налогоплательщика о возврате налога.

Указанный порядок применения налоговых соглашений не только позволяет удостовериться в правомочности освобождения от налогообложения доходов нерезидентов, но и информировать налоговые органы стран — партнеров о доходах их резидентов, полученных на территории Российской Федерации.

Международное сотрудничество по вопросам устранения двойного налогообложения

На Генуэзской международной финансовой конференции в 1923 году впервые было заявлено о существовании проблемы двойного налогообложения, а также о невозможности государств в одностороннем порядке разрешить указанные проблемы.

Международное двойное налогообложение можно определить как обложение одного и того же субъекта или одного и того же объекта одним и тем же или схожим налогом в течение одного и того же периода двумя или более государствами. В данном случае происходит конфликт (или совпадение) юрисдикции нескольких государств, которые, защищая принцип налогового суверенитета, претендуют на применение их налоговых законодательств к одним и тем же лицам и/или их доходам.

Таким образом, двойное налогообложение возникает в случаях, когда:

а) одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране (двойное обложение всей суммы доходов);

Читайте так же:  Узнать сколько налогов заплатил ип

б) один и тот же доход рассматривается имеющим свой источник (происхождение) в двух (или более) странах (двойное обложение иностранного дохода);

в) один и тот же доход облагается в одной стране — на основе резидентства его получателя, а в другой — на основе правила об источнике дохода;

г) существуют различия между странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком (налогообложение двух лиц по одному и тому же доходу).

Принципы налоговых систем, обуславливающих отношение к международному двойному налогообложению:

1) принцип резидентства – обложение налогом лиц, имеющих в этих странах постоянное местопребывание, по всем доходам, включая полученные за рубежом.

2) принцип территориальности – взимание налогов с доходов, полученных на территории данных стран, независимо от постоянного местопребывания лиц, получающих доходы.

С 20-х годов началось широкое развитие международного сотрудничества по вопросам устранения двойного налогообложения и борьбы против уклонения от налогов. После Первой мировой войны вопросы стандартизации и нормализации международных налоговых соглашений стали предметом международного обсуждения. Первым международным форумом, на котором были поставлены на обсуждение эти вопросы, явилась Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 году.

История становления и заключения международных соглашений в основном базируется на рекомендациях Лиги наций.

Следует отметить, что с 1921 по 1945 год в Лиге наций работали несколько групп экспертов по налоговым вопросам. Они готовили доклады и представили их в Комитет по финансам Лиги наций. В докладах предлагалось решение вопросов правового регулирования налоговых проблем путем заключения двусторонних и многосторонних международных налоговых конвенций. На основании представленных экспертами докладов Лигой наций были разработаны два проекта примерных налоговых конвенций между заинтересованными государствами, положения которых были направлены на правовое урегулирование налоговых проблем, возникавших между государствами в тот период.

Впоследствии, Финансовый комитет ООН продолжил начатую Лигой наций работу по правовому регулированию налоговых проблем, возникающих между государствами, и проводил дальнейшие исследования в этом направлении. Кроме того, этими вопросами стали заниматься и другие международные организации, например, Международная торговая палата и Организация экономического сотрудничества и развития. Экономический и социальный советы ООН подытожили их работу и в принятой резолюции 486 (XVI) от 9 июля 1953 г. установили, что налоговые льготы для частных инвесторов, предоставляемые как высокоразвитыми, так и слабо развивающимися государствами, имеют большое практическое значение. В упомянутой резолюции 486 высокоразвитым странам было рекомендовано в одностороннем порядке при заключении налоговых соглашений предусматривать специальные положения, в соответствии с которыми доход от иностранных инвестиций облагался бы налогом только первоначально в той стране, где такой доход был получен. Эта рекомендация была также поддержана Международной торговой палатой.

С 1958 по 1961 год Налоговый комитет провел большую работу, в результате которой в 1963 году вместе с заключительным докладом был опубликован в качестве рекомендуемой модели текст типовой конвенции об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (далее — Типовая конвенция ОЭСР 1963 г.). Эта Типовая конвенция получила широкое признание как важная рекомендация в сфере урегулирования международных налоговых отношений, и практически все соглашения, заключенные до конца 1977 года, основывались на ней (всего около 500 соглашений).

С середины 60-х годов с появлением большого числа новых освободившихся государств вопросам международных налоговых соглашений стало уделяться все большее внимание и на глобальном уровне — в ООН и ее функциональных организациях. Объяснялось это тем, что типовые конвенции, ранее разработанные различными организациями, учитывали лишь интересы развитых капиталистических государств и ориентировались на отношения между ними. Это было признано и Налоговым комитетом ОЭСР, который в 1965 году указал, что «традиционные налоговые конвенции не предназначались для развивающихся стран». Развивающимся странам, оказывается, чрезвычайно трудно защищать свои интересы в рамках рекомендуемых типовых конвенций, поэтому к настоящему времени число соглашений между развитыми и развивающимися странами еще относительно невелико (примерно 250 соглашений).

Еще ранее ряд типовых конвенций был разработан на уровне региональных организаций. Наиболее известные из них это — проект многосторонней конвенции для франкоязычных стран Африки (подготовленный под эгидой Франции в 1964 г.), Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций (1964 г.), Конвенция об устранении двойного налогообложения между странами — членами Андской группы (Ассоциация свободной торговли латиноамериканских стран, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Венесуэла, Эквадор), типовой проект аналогичного соглашения для отношений стран, входящих в Андский пакт, с прочими странами (1971 г.).

Однако по вопросу об устранении двойного налогообложения первые многосторонние соглашения были заключены между странами — членами СЭВ: в 1977 году — в отношении физических лиц и в 1978 году — в отношении юридических лиц.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9069 — | 7690 — или читать все.

Источники

Проблемы двойного налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here