Проблемы совершенствования финансового контроля

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Проблемы совершенствования финансового контроля". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Толмачев О.М.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

В процессе перехода экономики России к рыночным механизмам хозяйствования, к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль служит одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации. Финансовый контроль должен быть направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение темпов модернизации промышленности, развитие научно-технического прогресса, повышение качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Финансовый контроль является составной частью единого механизма государственного контроля, без осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности, выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также под держания правопорядка в сфере финансов в целом.

Государственный финансовый контроль — феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Ни одно государство в мире не отказывается от рычагов управления, т.е. целенаправленного воздействия на рыночные отношения, необходимые для поддержания социальной стабильности.

Однако, как показывает опыт создания подобных систем в экономически развитых странах, на этом пути встречается много сложностей, в первую очередь связанных с обеспечением надежности государственных гарантий соблюдения свободы предпринимательской деятельности, а также обоснованности и необходимости вмешательства государственных органов в финансово- хозяйственную деятельность экономических субъектов. Именно на признании права собственника на эффективное распоряжение принадлежащим ему имуществом базируется отношение демократического правового государства к финансовому контролю вообще и к государственному финансовому контролю в частности.

Проблема развития и совершенствования государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений приобрела сегодня для российского государства одно из важнейших значений.

В последние время предпринимаются усилия, направленные на повышение роли государства в регулировании экономических отношений, создании современного рынка товаров, работ и услуг и его социальной направленности, построении системы государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, сборов, пошлин, формирования и исполнения реального государственного бюджета для создания в целом условий устойчивого развития экономики, ее финансово-кредитной сферы.

В настоящее время в стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной степени регулируется контрольная и надзорная деятельность. Контроль проникает, по существу, во все сферы правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.

Однако необходимо отметить, что эффективность конкретных направлений государственного регулирования экономических отношений, требует наличия адекватной современным реалиям нормативно-правовой базы и других эффективных механизмов правового регулирования системы государственного финансового контроля.

В первую очередь, обращает на себя внимание то, что в России до сих пор не создана четкая иерархическая структура органов финансового контроля, не образована построенная на принципе федерализма их единая система, не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, а также существуют пробелы в определении компетенции государственных органов финансового контроля. Например, в Конституции РФ есть лишь упоминание о Счетной палате (п. 5 ст. 101) как высшем органе парламентского финансового контроля и ничего не сказано о контрольных полномочиях органов исполнительной власти. В настоящее время из всех многочисленных органов государственного финансового контроля только Счетная палата РФ осуществляет контроль на основе Федерального закона «О Счетной палате РФ».

Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного финансового контроля порождает многочисленные коллизии в разграничении сфер деятельности между контрольными органами, ведет к нерациональному разделению обязанностей и перекладыванию ответственности.

Необходимо достичь единообразия в понятии правового статуса высших органов финансового контроля, которое должно быть отражено в акте общефедералыюго значения, регламентирующем основы образования и функционирования контрольно-счетных органов в Российской Федерации.

Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обусловливающих: нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; несогласованность нормативно-правовых актов; отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой. Для примера достаточно отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте не закреплено даже определение самого понятия государственного финансового контроля.

Следует отметить, что нормы действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие основы государственного и муниципального контроля, не справляются с этой задачей.

Необходимо отметить, что Уголовный кодекс РФ не уделяет должного внимания проблемам ответственности за преступления в финансовой сфере. Так, только незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности законодатели признали преступлениями по финансовой части в сфере экономической деятельности.

Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм.

Сегодня одним из проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности. Эффективность контроля — это соотношение достигнутого конкретного результата (возмещенного ущерба) к затратам на его проведение. Эффективность финансового контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности.

Под результативностью контроля понимают совокупность объективных последствий контроля, оказанных на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица. К числу основных показателей результативности работы органов финансового контроля, следует отнести: выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению или неэффективно использованных; количество средств, использованных с нарушениями законодательства; количество подготовленных представлений и предписаний.

К сожалению, до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствуют критерии оценки результативности, действенности и экономичности контрольных мероприятий, а в практической деятельности контрольных органов данные оценки сводятся к формуле: «количество средств, затраченных на содержание органа финансового контроля, к общей сумме финансовых нарушений, выявленных в результате проведенных контрольных мероприятий».

Читайте так же:  Финансовое планирование и контроль на предприятии

Поэтому существующую сейчас в стране систему органов государственного финансового контроля трудно назвать эффективной.

В целях решения этих проблем государству очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением и разбазариванием государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью.

В целом, для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием и развитием системы государственного финансового контроля, к числу которых можно отнести следующие направления:

В качестве принципов государственного финансового контроля следует выделять: принципы законности; независимости; гласности; объективности; ответственности; сбалансированности; системности.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

студент юридического факультета Северо-Западного института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

преподаватель кафедры административного и финансового права СЗИ (ф)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда

Одно из важнейших направлений современной российской экономической политики — организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью.

Со времён, как Россия перешла к механизму рыночного регулирования товарно-денежных потоков, отечественное производство и хозяйственная активность российского бизнеса достигли достойного уровня. Особое место и актуальность в государственном управлении занял вопрос создания эффективной системы государственного финансового контроля. В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.

Для того, чтобы осуществлять государственный финансовый контроль, соответствующий требованиям демократического общества и способствующий более эффективному развитию финансовой системы России, необходимо решение следующих проблем:

1. Отсутствие единого определения «финансовый контроль». В теории выделяют: 1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами [5].

2. Отсутствие законодательно установленной классификации видов финансового контроля. «Модельный закон о государственном финансовом контроле», который носит исключительно рекомендательный характер, упоминает следующие виды финансового контроля: «. последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу. » либо «. текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. » и т.д. [4].

3. Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля, решение которой носит значительный характер для усовершенствования данного института. Поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие ее концепции.

4. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны. Важное и принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна концептуальная проблема — нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Решение законного вопроса крайне необходимо для того, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на общих принципах.

Хотелось бы отметить, что данный вопрос затрагивался ещё 1 июля 2009 года, когда в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича. Руководителю был задан вопрос по поводу необходимости принятия ФЗ «О финансовом контроле в РФ» и о том, насколько сформирована сейчас (т.е. к 2010 году) единая система государственного контроля, на что он ответил: «…необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в новый Бюджетный кодекс был внесен раздел о финансовом контроле, законодательно регулирующий всю систему государственного аудита. в стране существует слишком много проверяющих органов. Необходимо разграничение внутреннего (это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах) и внешнего финансового контроля (это Счетная палата). И самое главное — необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты.»[2].

5. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля — отсутствие адекватных мер юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства[1], и Кодексом об административных правонарушениях РФ [3], предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ)[6].

6. Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих — достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая структура субъектов государственного финансового контроля. Распределение по уровням субъектов государственного финансового контроля вытекает из полномочий указанных органов по отношению к объектам контроля и друг к другу. В целом, уровневая система государственного финансового контроля получила за последнее десятилетие значительное развитие, что нельзя сказать о такой важнейшей ее составляющей как внутренний финансовый контроль, который в России традиционно был ориентирован на проверку соблюдения целевого и рационального использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

Читайте так же:  Оплатила налог а задолженность осталась куда обращаться

7. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. Необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных заведениях.

Обобщая вышесказанное, можно определить следующие пути решения проблем финансового контроля:

1. Создание методологических основ финансового контроля. Хорошая методология позволит получить четкие ориентиры, правильно определить цели и задачи контроля, сформулировать принципы и этические нормы контроля.

2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля и создание единой правовой основы, именно государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.

3. Повысить уровень ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.

4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).

Таким образом, построение единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и действенной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом зависит от своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенствования правового регулирования статуса органов и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований.

6.4. Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной совре­менным экономическим условиям системы управления финан­сами трудно переоценить. В связи с этим большое значение при­обретает необходимость совершенствования финансового конт­роля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуще­ствления контроля положительных результатов намеченным це­лям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осу­ществляться по следующим основным направлениям. Создание ме­тодологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить чет­кие ориентиры в процессе определения и реализации своих за­дач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Сле­дует также законодательно определить: виды финансового конт­роля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсут­ствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых по­нятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методи­ческих документов контролирующих органов и т.п.), способ­ствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в от­ношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необ­ходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля боль­шая роль принадлежит различным профессиональным ассоциа­циям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осущест­вления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государствен­ного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологи­ческие и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осу­ществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методичес­ких основ оценки эффективности деятельности органов государ­ственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодей­ствия органов государственного финансового контроля и законо­дательной (представительной) и исполнительной власти, разра­ботка которого является ключевым вопросом организации госу­дарственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко опре­делить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодатель­но закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разра­ботки основополагающих правовых актов, таких как Федераль­ный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о ста­тусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государ­ственных средств перспективным направлением совершенство­вания контроля является переход к аудиту эффективности госу­дарственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ ре­зультативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использова­ния государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев не­эффективного использования бюджетных средств, распоряже­ния государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Видео (кликните для воспроизведения).

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, явля­ется нецелевое использование бюджетных средств. При этом не­достаточно четко определены основания, по которым использо­вание бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и не­эффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведен­ных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комп­лекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности госу­дарственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоря­жении государственной собственностью; по повышению ответ­ственности должностных лиц за неисполнение предписаний

контрольных органов; по установлению правовых норм, закреп­ляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финан­сово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном по­рядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; опреде­лить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключа­ющееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной па­латы РФ, контрольных органов, созданных главными распоряди­телями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Читайте так же:  Как отправить отчетность ип через личный кабинет

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполни­тельной власти, прежде всего с органами федерального казначей­ства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффектив­ности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые ба­лансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальней­шее развитие налогового администрирования, и в первую оче­редь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятель­ность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обя­зательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершен­ствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встреч­ных проверок и др.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий откры­вает перспективы повышения эффективности использования го­сударственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить откры­тость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о фи­нансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджет­ного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информа­ционная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обес­печение обмена соответствующей информацией между конт­рольными органами и т.п.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказывае­мых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобрета­ет разработка дополнительных критериев, характеризующих де­ятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению ка­чества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осущест­вления некачественного аудита, упрощение существующей сис­темы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повы­шению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализа­ции этого направления должны также оказывать профессио­нальные аудиторские объединения (например, Аудиторская па­лата России).

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении не­обходимой информации ее пользователям о фактическом финан­совом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финан­сового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рациональ­ного и эффективного использования организациями государ­ственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участни­ков рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только админи­стративного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в ос­новном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законода­тельное обеспечение внутрихозяйственного финансового контро­ля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить ос­новы функционирования служб внутреннего контроля и устано­вить основы их взаимодействия с другими органами финансово­го контроля. Важным направлением совершенствования систе­мы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осущест­вления, способствующих снижению злоупотреблений должност­ных лиц, сохранности и рациональному использованию финан­совых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание ко­торых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности неком­мерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей дея­тельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких ор­ганизаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исклю­чая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую ос­нову осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспе­чение возможности участия общественности в проведении конк­ретных контрольных действий (например, инвентаризации то­варно-материальных ценностей и денежных средств).

1. Каково содержание финансового контроля, его цели и

2. Какие принципы лежат в основе организации финансового

3. Раскройте понятия «система финансового контроля» и «ме­ханизм финансового контроля».

4. Какая связь существует между финансовым контролем и

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Сафонова Е.А. Проблемы финансового контроля: практический и теоретический аспекты // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 90-95

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ И

ТЕОРЕТИЧ Е СКИЙ АСПЕКТЫ

Е.А. Сафонова , ст удент

Тюменск ий государственн ый университет

(Россия , г . Тюмень )

Аннотация . В статье о бозначены основные проблемы, возникающие при осуществл е нии государственного финансового контроля в Российской Федерации , в частности: ра с смотрен а проблема определения основны х теоретически х положени й финансового ко н троля, выявлен а проблема закрепления системы государственных органов, осущест в ляющих финансовый контроль в Российской Федерации. Также п роанализированы пр о блемы, возн и кающие в практической д еятельности контрольных органов.

Ключевые слова : финансы, государственный контроль, финансовый контроль, бю д жетные средства, эффективность бюджетных расходов.

Нормальное функционирование фина н сового контроля является непременным условием обеспечения непрерывного пр о цесса формирования и использования фондов д е нежных средств . Современные условия развития экономики и российск о го общества предъявляют жесткие треб о вания к эффективности решения вопросов управления сферой, связанной с реализ а цией задач контроля использования ф и нансовых средств и материальных ресу р сов государства и муниципальных образ о ваний. Эффективность финансового ко н троля является одним из важнейших фа к торов финансово-экономической устойч и вости и социальной стабильности госуда р ства, его экономической безопа сности и благоп о лучия граждан [2 , с. 20] .

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет через налоговую

В условиях современной экономики финансовый контроль должен быть н а правлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесх о зяйственности и хищений, проверку сво е временности выполнения обязательств п е ред бюджетом и внебюджетными фонд а ми, взаимных платежей между хозяйс т вующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рациональн о го использования всех ресурсов, сохранн о сти денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собс т венности, использования государственных финансовых ресурсов по целевому назн а чению [ 1 , с. 11].

В правовом регулировании государс т венного финансового контроля имеет м е сто целый ряд проблем и противоречий, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государс т венного финансового контроля .

Во-первых , отметим, что нормативная база финансового контроля на сегодня ш ний день далека от современных эконом и ческих и социальных реалий, не о т вечает тем целям и задачам, которые с тавит гос у дарство перед механиз мом фина н сового контроля .

Во — вторых, основной понятийно-категориальный аппарат финансового ко н троля по-прежнему законодательно не з а кре плен на федеральном уровне. В Бю д жетном кодексе РФ от 31 июля 1998 № 145-ФЗ отсутствует определение ф и нансового контроля: в нем з а крепляется лишь немногословная характеристика г о сударственного (муниципального) фина н сово го контроля в бюджетной сфере . Н а логовый кодекс РФ Федерации (часть пе р вая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ , регул и рующий такой вид финансового контроля как налоговый контроль, закрепляет о б щие положения о налоговом контроле, но характерист и ки фин ансового контроля не содержит . Прочие дефиниции, касающи е ся финансового ко н троля, рассредоточены по различным нормативно — правовым а к там, регулирующим различные виды ф и нансового контроля. Подобные недостатки говорят о том, что назрела н е обходимость внесения изменений в законодательную базу, касающуюся финансового ко н троля.

Что касается усовершенствования де й ствующего законодательства, то п редста в ляется, что внесение изменений в дейс т вующие нормативно-правовые акты м о жет оказаться недостаточно эффективной м е рой. В связи с этим думается , что реш е ние указанных правовых проблем должно на й ти свое отражение на уровне нового фед е рального закона «О государственном ф и нансовом контроле», в котором необход и мо отразить понятие, виды, цели, принц и пы и задачи финансового контроля, мет о ды и формы его проведения. Также в нем необходимо закрепить систему орг а нов финансового контроля, охарактериз о вать их компетенцию и полномочия.

Проблемы возникаю т и в практич е ской д еятельности контрольных органов. О тм е тим, что основной их задачей, кот о рая и обусл о вливает большинство проблем , св я занных с реализацией финансового ко н троля , является предупреждение правон а рушений в ф и нансово-бюджетной сфере.

В целом, оценивая масштабы и общес т венную опасность преступлений и прав о нарушений , совершаемых должнос т ными лицами в финансово й сфере, можно гов о рить об особом виде преступной деятел ь ности, ставящем под угрозу финанс о вую безопасность и бюджетную систему стр а ны [9 , с. 11 ] . В сложившейся ситуации о с новной задачей контрольно-счетных орг а нов видится принятие всевозможных мер, направленных на обеспечение общей и ч а стной превенции правонарушений т а кого рода. Однако меры, предпринима е мые для этого на сегодняшний день , представляю т ся недостаточными.

В связи с этим предлагается обозначить следующие основные направления вза и модействия контрольно-счетных и прав о охранительных органов: п овышение вза и модействия контрольных и правоохран и тельных органов в части организации с о вместных мер о приятий, направленных на борьбу с преступнос тью в финансово-бюджетной сфере; с истематизация ко н трольно-счетными органами выявляемых в финансово-бюджетной сфере нарушений и подготовка на этой основе предложений об изменении норм регулирования и о т ветственности за правонарушения, разр а ботка совместно с правоохранительными органами схем противодействия распр о странения преступности в указанной сф е ре; с овместная реализация мер, напра в ленных на установление и устранение причин и условий, способствующих с о вершению преступлений в финансово-бюджетной сфере.

Затрагивая вопрос сотрудничества пр а воохранительных и контрольно-счетных органов нельзя не отметить проблему об ъ ема правовой ответственности должнос т ных лиц в финансово-бюджетной сфере, ведь от этого зависит вопрос повышения результативности государственного ф и нансового контроля в целом . По мнению специалистов , достижение указанной р е зультативности возможно лишь при ус и лении действенности финансовых санкций за нарушение финансового законодател ь ства, что по способствует одновременно и укреплению финансовой дисциплины. Так, по мнению Х.Н. Замбаева , повышение р е зультативности государственного фина н сового контроля зависит от усиления де й ственности финансовых санкций. Очеви д ным представляется то, что санкции дол ж ны быть прямо пропорциональны тяжести нарушения бюджетного законодательства и должны тем самым не только возмещать причиненный ущерб государству и нак а зывать виновных, но и сде р живать других от соверш ения подобных правонарушений [7 , с. 133].

Разделяя данную точку зрения , отм е тим, что решение данной проблемы види т ся в том, что Счетной палатой РФ должен быть проведен всесторонний анализ п о добного п о ведения субъектов финансовых право отношений и должны быть разраб о таны предлож е ния по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы. Помимо проч е го, представляется, что Счётная палата должна дополнительно проанализировать разнообразные госуда р ственные программы, проекты, направл е ния расходования бюджетных средств, оценить , насколько их показатели отвеч а ют поставленным стратегическим целям, насколько точно расставлены приоритеты в этих программах, где есть резервы, кот о рые можно направить на дальнейшее ра з витие. В целом , по нашему мнению, сл е дует и дальше ужесточать контроль за расход ованием сре дств пр и гос ударстве н ных закупках, реализациях ФЦП и пр. , с о вершенствовать работу контрольно-надзорных органов на местах, обеспеч и вать внедрение современных технологий в их рабочий процесс.

Читайте так же:  Пенсионный фонд налоги енвд

Затрагивая вопрос работы контрольных органов в центре и на местах отметим , что н екоторые исследователи всерьез озабоч е ны проблемой подготовки кадров ко н трольных органов. Поскольку действу ю щая нормативно-правовая база подверг а ется постоянным изменениям, эта пробл е ма является наиболее актуальной сегодня. Появляется обусло в ленная необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия с о трудников контрольных органов в разли ч ных учебных мероприятиях и обмена оп ы том [ 6 , с. 67-69].

Специалистов в сфере финансового права также волнует коррупционный эл е мент в осуществлении финансового ко н троля. Так, О.Г. Геймур указывает, что, к сожалению, сложившаяся система фина н сового контроля в Российской Федерации недостаточно хорошо обеспечивает р а циональное и целевое использование бюджетных средств, что связано с относ и тельно высоким уровнем коррупции в стране. По ее мнению, необходимость с о вершенствования и развития системы г о сударственного финансового контроля в данной сфере назрела уже давно. В связи с этим она предлагает увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации (прежде всего на руководителей организ а ций и иных должностных лиц) за нецел е вое использование бюджетных средств; навсегда (а не на короткий срок) запретить лицам, ранее привлеченным к ответстве н ности за нецелевое использование бю д жетных средств, занимать руководящие посты в бюджетных у чреждениях и орг а низациях [ 4 , с. 99].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в вопросах ос у ществления финансового контроля гос у дарственными органами и должностными лицами имеется много «пробелов», кот о рые, несомненно, создают препятствия для эффективной ре а лизации его на практике. Законодательство Российской Федерации в области финансового контроля является во многом недоработанным и провоцирует сложности, с которыми сталкиваются уполномоченные лица при осуществлении своих полномочий по реализации фина н сового контроля . Представляется, что р е шение указанных проблем может быть найдено путем совершенствования норм а тивно-правовой базы в сфере финансового контр о ля, а также путем внедрения новых методик, систем и механизмов в работу системы ко н тр ольных органов РФ.

1. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Ф е дерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова , отв. ред. Е.Ю. Грач е ва. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. – 2013. – 384 с.

2. Бойко Н.Н. Проблемы организации финансового контроля в Российской Федерации //Финансовое право. – 2014. – № 3. – С. 19 — 22.

3. Владимир Колокольцев дал задания следствию в 2015 году [Электронный ресурс] // Московская правда [сайт]. – URL: http://mospravda.ru/crime/article/policeiskii_korpys/ (дата обращения: 13.03.2016).

4. Геймур О.Г. К оррупция как фактор, снижающий эффективно сть финансового ко н троля // Вестник Т юменского государственного университета . – 2010. – №2. – С. 98-104.

5. Геймур О.Г. П равовое регули рование финансового контроля в Российской Ф едер а ции на современном этапе // Вестник Т юменского государственного университета . – 2014. – №3. – С. 133-140.

6. Горбунова И.Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в Ро с сии и пути совершенст вования его организации / И.Е. Горбунова, С.А. Папоян // Актуал ь ные вопросы экономики и управления: Сб. материалов междунар . науч . конф . — Москва, 2011. – С. 67-69.

7. Замбаев Х. Н. Тенденции развития внешнего государственного финансового контроля в условиях модерниз ации государственных финансов // Актуальные вопросы экономики и и управления : Сб. материалов междунар . науч . конф . – Москва, 2011. – С. 130-133.

8. Заседание коллегии Счетной Палаты [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47532 (дата обращения: 13.03.2016).

9. Ильин А.Ю. Правовые механизмы реформирования внутреннего государственного финансового контроля /А.Ю. Ильин, М.А. Моисеенко // Финансовое право. – 2015. – № 4. – С. 8- 14.

10 . Итоги работы Счетной палаты РФ в 2013 году и основные направления деятельн о сти в 2014 году [Электронный ресурс] //Счетная Палата РФ [сайт]. – URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 15.03.2015).

11. Колесов Р.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография / Р.В. Колесов, А.В. Юрченко. – Ярославль: ЯФ МФЮА , 2013. – 99 с.

12. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осущ е ствляемого Казначейством России // Финансы и кредит. – 2015. – №10. – С. 2-11.

PROBLEMS OF FINANCIAL CONTROL: A PRACTICAL AND

THEORETICAL A S PECTS

E.A. Safonova , student

Tyumen state university

Abstract. The article outlines the main problems that arise in the implementation of state f i nancial control in the Russian Federation, in particular: has been examined the problem of d e termining the main theoretical provisions of financial control, problem of consolidating the sy s tem of state authoritys exercising financial control in the Russian Federation and problems ari s ing in practical activity of control authority.

Видео (кликните для воспроизведения).

Keywords: finance, state control, financial control, budgetary funds, efficiency of budget e x penditures.

Источники

Проблемы совершенствования финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here