Процессуальные действия при выездной налоговой проверке

Предлагаем информационную поддержку в вопросе: "Процессуальные действия при выездной налоговой проверке". Уточнить актуальность данных на 2020 год или задать любой другой юридический вопрос вы можете связавшись с дежурным консультантом.

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа .

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года , предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода , посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев . Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

Читайте так же:  Налоговый кодекс срок камеральной проверки

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Ищем огрехи в решении о проведении выездной проверки

Какие ошибки допускают налоговики при назначении ВНП и как это можно использовать

Обычно при обжаловании решения по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) внимание юриста и бухгалтера компании сосредоточено на выявленных нарушениях, которые послужили основанием для доначислений. Также тщательно проверяется соблюдение инспекторами процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку в Налоговом кодексе прямо сказано, что нарушение этой процедуры может стать безусловной причиной для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судо

РАССКАЗЫВАЕМ ЮРИСТУ

В апелляционной жалобе в УФНС нужно приводить все доводы против решения налоговиков. Если приберегать аргументы для суда, то на компанию могут возложить судебные расходы независимо от исхода дел

Однако нужно внимательно изучить и решение о проведении ВНП. Ведь зачастую уже при назначении проверки налоговики допускают ляпы. И тогда вы можете оспорить само решение о проведении проверки. Если ВНП назначена в конце года, это даст возможность потянуть время: новое решение вынесут уже в следующем году и, значит, один год выпадет из поля зрения ревизоро Или можете приберечь ошибку налоговиков как аргумент для обжалования результатов ВНП. В этой статье мы расскажем, какие нарушения можно упомянуть в жалобе, подаваемой в налоговый орган, и в исковом заявлении в суд, а на какие не стоит даже обращать внимание.

Повторную ВНП проводит вышестоящий налоговый орган

Обычно это региональное УФНС. Оно может провести повторную проверку в целях контроля за тем, насколько качественно провела проверку инспекци При этом следует обратить внимание на следующие нюансы.

Период, который могут проверить повторно

Может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверк

Например, если в декабре 2011 г. была закончена ВНП за период с 2008 по 2010 гг., то при вынесении УФНС решения о повторной ВНП в 2012 г. проверить оно сможет только 2010 гг.

Предмет проверки

При повторной ВНП вышестоящий налоговый орган может заново и в полном объеме проверить деятельность налогоплательщика за тот налоговый период, который уже был предметом проверки. На основании повторного изучения тех же документов, исследования тех же обстоятельств возможна переоценка выводов, которые сделали инспекторы, проводившие первичную проверку, и принятие нового решени

При этом УФНС может выявить новые недоимки по налогам и начислить пени. А вот оштрафовать вас за нарушения, которые не были выявлены при проведении первоначальной ВНП, она уже не может. Исключение — если такое нарушение было скрыто в результате сговора организации с предыдущими проверяющим

Если результаты первоначальной проверки обжалованы в вышестоящий налоговый орган

И в такой ситуации повторная ВНП возможна. Причем независимо от того, отменило или нет УФНС решение нижестоящего органа по первоначальной проверке в результате рассмотрения жалобы. Суды с этим согласн Вместе с тем этот вопрос сейчас находится на рассмотрении Президиума ВАС, и каково будет его мнение, пока неизвестно.

Оспорить решение о проведении повторной проверки можно, если проведение первоначальной проверки признано незаконным. К примеру, проведение ВНП было признано незаконным из-за того, что на момент вынесения решения о проверке организация состояла на учете в другой инспекции. УФНС приняло решение о проведении повторной проверки. Однако ВАС решил, что она незаконна: раз первоначальной проверки не должно было быть, то и перепроверять нечег

Если результаты первоначальной проверки оспорены в суде

При повторной ВНП налоговики заново «перекопают» весь уже проверенный ранее период

Это тоже не помеха для повторной проверки. С этим согласен и Конституционный суд. Но при этом в принятом УФНС решении не должны переоцениваться обстоятельства, уже исследованные и оцененные судом при рассмотрении спора между налогоплательщиком и Но если будут выявлены новые обстоятельства, которые не были обнаружены ИФНС и не были исследованы судом, то повторная проверка будет вполне законн

В связи с этим ВАС указывает, что контролирующий орган при назначении повторной проверки должен в каждом конкретном случае выяснить, приведет ли она к вынесению решения, противоречащего решению суд Например, решение УФНС о доначислении налога на прибыль в той же сумме, в которой он был доначислен ИФНС, может быть признано законным, если основанием для отмены судом решения ИФНС по первоначальной проверке стали исключительно процессуальные нарушения. То есть суд при рассмотрении спора не давал оценки доказательствам и обстоятельствам, послужившим основанием для доначисления налогов, начисления штрафов и пене

Получается, решение суда по первоначальной проверке не спасет от повторной проверки, но может повлиять на ее результат.

Проведение повторной проверки поручено сотрудникам инспекции, проводившим первоначальную проверку

Цель повторной ВНП — контроль за налоговым органом, ранее проводившим проверк Если проверку проводят только те работники ИФНС, которые проводили первоначальную проверку, то смысл повторной проверки теряется. Получается, что это не контроль за налоговиками, а просто перепроверка самой организации. Что законом не предусмотрено. А вот участие в повторной проверке сотрудников инспекции, проводивших первоначальную проверку, наряду с сотрудниками УФНС законом не запрещен

Решение вынесли в одном году, а вручили в другом

Ограничение глубины проверки по правилу «год текущий + 3 предшествующи часто становится причиной того, что выездную назначают в последних числах декабря. Например, 30 декабря 2013 г. налоговики могли вынести решение о проведении выездной проверки компании за 2012 гг. Формально требования закона соблюдены, но налогоплательщиков такое поведение инспекторов иногда возмущает: вручают-то такие решения, как правило, после новогодних праздников, то есть уже в следующем году. И некоторые считают, что это влечет сокращение периода, который может быть охвачен ВНП. Так вот, это как раз тот случай, когда оспаривать правомерность проверки 2010 г. (если брать данные нашего примера) не стоит. Особенно если налоговики еще в декабре предпринимали попытки вручить вам решение, рассылали в другие инспекции запросы о проведении встречных проверок ваших контрагентов и т. д. То есть фактически начали проводить проверку раньше, чем вручили вам решени

Повторная ВНП при подаче уточненной декларации

Такая проверка возможна, если вы представили уточненную декларацию за период, в отношении которого уже проводилась ВНП, и при этом сумма налога указана в размере, меньшем ранее заявленного. Здесь важны следующие моменты.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка пример акта

Налоговики вправе провести повторную ВНП, даже если в уточненной декларации заявлено не только уменьшение сумм налога к уплате, но и увеличение суммы первоначально заявленного убытк

Период проведения проверки

В такой ситуации проверяется только период, за который представлена уточненная деклараци Даже если он находится за пределами 3 лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной

Кстати, не исключено, что трехлетний срок давности для начисления вам штрафов по результатам такой проверки уже истек к концу проверк Но в любом случае недоимку и пени заплатить придется.

Предмет проверки

По уточненной декларации проверены могут быть только те данные, которые вы изменяли или которые связаны с соответствующей корректировко Например, была ВНП за 2011 г. и у вас проверяли налог на прибыль. Вы подали уточненку по налогу на прибыль за 2011 г., заявив новый расход. Тогда проверить повторно у вас могут только налог на прибыль за 2011 г. и только вновь заявленный расход.

Внимание

Документы, которые вы представляли по требованию налоговиков уже после 01.01.2010, можно повторно не представлят

При этом налоговики наверняка запросят у вас все документы, подтверждающие расходы за 2011 г. Ведь они должны удостовериться в том, что расходы не задвоены. С этим согласился ФАС СЗО, указав, что без проверки всех документов невозможно установить, какие конкретно расходы и документы относятся к первоначально отраженным в декларации расходам и подтверждают их, а какие — к отраженным в уточненной деклараци

Даже если налоговый орган в ходе повторной проверки внимательнейшим образом исследует дополнительные документы, не связанные с корректировкой, и что-то в них найдет, в решении о повторной ВНП он не вправе предъявлять вам какие-либо претензии, не связанные с заявленным уточнением.

Результаты первоначальной проверки оспорены в суде

Повторная ВНП уточненного периода при наличии судебного решения по первоначальной проверке вполне законна. Но решение по ее результатам, так же как и в случае проведения повторной проверки вышестоящим налоговым органом, не должно переоценивать выводы суда и изменять налоговые последствия для организаци

Только найдя в ходе перепроверки что-то новенькое, что не было оспорено вами в суде по результатам первоначальной проверки, налоговики вправе доначислить налоги

Например, в ходе проверки первичной декларации налоговики выявили у вас недобросовестного контрагента и сняли расходы по нему, основываясь на том, что сделка нереальна. Суд решение инспекции отменил, признав сделку законной. Позже вы подали уточненную декларацию за этот период, заявив в еще большем размере расходы по этому контрагенту. Налоговики могут провести повторную проверку, но только вновь заявленных расходов, и ссылаться в решении на то, что сделка нереальна, они уже не могут, так как это будет противоречить решению суда.

Не спешите соглашаться с доначислениями, штрафами и пенями по результатам первичной выездной проверки, посчитав, что для вас выгоднее все уплатить. Это может стать для налоговиков сигналом, что у вас не все чисто, и поводом прийти к вам с повторной проверкой, в результате которой суммы доначислений могут увеличиться. Иногда выгоднее потратиться на услуги юристов и оспорить результаты первоначальной проверки. Ведь в случае повторной проверки возможности налоговиков будут ограничены судебным решением.

Чтобы избежать повторной проверки из-за подачи уточненной декларации, помните, что ошибки (искажения) в расчете налоговой базы, которые привели к излишней уплате некоторых налогов (к примеру, налога на прибыль, налога при УСНО), можно исправить в периоде их выявлени

Предоставление документов по налоговой проверке

В решении неверный ИНН? Такая ошибка ваши права не нарушает

Форма решения о проведении предусматривает указание ИНН проверяемого налогоплательщика. Однако если налоговики не укажут в решении ИНН или допустят в нем ошибку, это не означает, что проверка проводится незаконно. Обязательный реквизит решения о проведении ВНП — это полное и сокращенное наименования организации либо ф. и. о. предпринимател ИНН не является частью наименования организации и не заменяет его. Кроме того, инспекция вправе устранить технические ошибки, допущенные в принимаемых ею ненормативных актах, путем внесения изменений отдельным решение

Если налоговики пришли без предупреждения

В Налоговом кодексе не сказано, что инспекция должна заблаговременно предупреждать налогоплательщика о предстоящей Хотя в жизни бывает, что и предупреждают, например, чтобы не столкнуться с неприятностями типа отпуска у предпринимателя: срок-то на проведение ВНП исчисляется с даты вынесения решения о ее назначени А вот уже с решением вас должны ознакомит Это может быть сделано так:

  • ревизоры приедут к вам сами, предъявят решение о проведении ВНП, в котором распишется руководитель компании, вручат требование о представлении документов и т. д.;
  • руководителя организации вызову в ИФНС для ознакомления под роспись с решением о проверке;
  • решение направят почтой по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в

Если налоговики не ознакомили вас с решением, то суд может посчитать это существенным нарушением процедуры проведения проверки. И в совокупности с другими процедурными нарушениями это может послужить причиной для отмены решения, вынесенного по результатам Однако если вы знали о проводящейся проверке (например, писали в налоговую какие-либо заявления, касающиеся ее), то заявлять о том, что налоговики не ознакомили вас с решением о назначении проверки, не имеет смысл На наш взгляд, практическая польза от этого процедурного нарушения скорее в том, что вы вправе не пускать на свою территорию проверяющих и не показывать им документы, пока вас не ознакомят с решением.

Налоговики нередко вносят изменения в первоначальное решение. Обычно уточняется состав проверяющи Например, если кто-то из ревизоров заболел и нужна замена или если к проверке решили подключить полицию. Заявлять, что вас не ознакомили с такими решениями, вообще бессмысленн Но, опять-таки, вы можете не пускать на свою территорию проверяющих, об участии которых в проверке вас не известили законным образом.

Пришли проверять один налог, а начислили другой

В решении о проведении ВНП указываются проверяемые налоги и периоды, за которые проводится проверк

Ревизоры не вправе доначислять налоги за периоды, не обозначенные в решении о проведении или изменять проверяемый период после начала проверки. Решение, изменяющее период проверки, — это самостоятельный ненормативный правовой акт. И он должен соответствовать требованиям ст. 89 НК РФ, ограничивающим глубину проверки 3 годами, предшествующими году ее назначени Например, если налоговики в 2013 г. назначили проверку за 2012 гг., то они не могут в 2014 г. изменить проверяемый период, включив в него 2010 г. Это уже будет являться нарушением, и такую «корректировку» периода проверки не составит труда оспорить даже в вышестоящем налоговом органе.

Читайте так же:  Если не платить торговый сбор что грозит

Начало 2014 г. по сравнению с 2013 г. оказалось в 1,5 раза урожайнее на доначисления

Не могут проверяющие и доначислять не названные в решении налоги. Так, если в решении сказано, что проверяется правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС, инспекторы не могут насчитать налог на имущество, обнаружив «попутно» нарушения и по нем Но есть и исключения из этого правила. Если компания применяет упрощенку, а в ходе выездной проверки ревизоры доначислят НДС, например по причине обнаружения счетов-фактур с налогом, то ссылаться на отсутствие НДС в перечне проверяемых вопросов не стоит. В такой ситуации, считают суды, НДС и не может фигурировать в решении о проведении ВНП. И при этом доначисление НДС не приводит к принятию незаконного итогового решения по проверк

Кстати, на практике проверку обычно назначают с формулировкой «по всем налогам и сборам», или, как говорят налоговики, комплексну Отсутствие указания на конкретные налоги в такой ситуации не повод оспаривать правомерность проведения ВНП. Формулировка «по всем налогам и сборам» допускается формой решения. И суды согласны с тем, что налоговики не обязаны перечислять в решении конкретные налоги, подлежащие проверк

А вот формулировать предмет ВНП как проверку «отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах» инспекция не должна.

Не стоит оспаривать решение о назначении ВНП из-за неточностей, которые однозначно не нарушают ваши права. Например, суд вряд ли серьезно воспримет претензии к тому, что решением не установлено, кто из участвующих в ВНП инспекторов является руководителем проверяющей группы (бригады). Ведь наличие этой информации предусмотрено только формой решения, а в Налоговом кодексе такого требования нет.

Кстати, в число проверяющих могут включить и сотрудников УФНС: закон этого не запрещает. Такое обычно случается, если ваша инспекция консультировалась с вышестоящим налоговым органом по какому-либо сложному неоднозначному вопросу, связанному с вашей компанией.

Контрольные процессуальные действия в период проверки

Порядок оформления выезднй проверки.

Выездная налоговоая проверка

Камеральная налоговоая проверка порядок проведения

Нал проверки понятие и виды

Понятие налоговоого контроля. Формы методы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый контроль, налоговые правонарушения. Правовые основы

Понятие налогового контроля.

Глава 14 – налоговый контроль. Есть определение в стате 82 НК – деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налоговыми агентами плательщмиками зак-ва о налогах и сборах.

В теории – это один из видов финансового контроля.

Формы – это способы выражения контроля. Основные формы – это проверки налоговые, получение объяснений от налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий используемых для извлечения доходов.

Метод налогового контроля – включает специфические приемы. Виды: юридическая оценка документов, экономический анализ документов, метод встречной проверки документов – проверяемая операция может основываться на документах другой компании контрагента.

Классификация налогового контроля:

1) По времени проведения – предварительный, текущий, последующий.

2) В зависимости от субъектов – контроль налоговых органов, таможенных оранов, самостоятельно ОВД не осущ-ет контроль

3) В зависимости от места проведения – выездной и камеральный.

2. Налговые проверки.

Понятие и виды. Это основаня форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением налоового зак-ва, осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков и фактического состояноия деятельности. Делятся на выездные и камеральные. ФНС сегодня больше проводит выборочные налоговые проверки камеральным методом.

На сегодня камеральная налоговая проверка является одним из основныхх видов налоговых проверок, именно ей отдается приоритет. В структуре есть отделы камеральныхх проверок выездных проверок.

Камеральная проверка, статья 88 нк рф, проводится по месту нахождения налогового органа, на основе декларации, расчетов, и документов представленных налогоплательщиком а так же других документов имеющихся у налогового органа. Для камеральной проверки решения руководителя не требуется, для выездной требуется.

Срок каммеральной налоговой проверки – 3 месяца, это означает что 20 марта декларация и до 20 июня это проверка должна быть осущетсвлена, нет последствия несоблюдения этого срока

Порядок проведения определен регламентом проведения налоговоых проверок. Оформление и реализация их результатов, утв от 21.08.2003 года Приказом МНС. Помимо этого есть статья 88 и 100 НК РФ о камеральных проверках.

Есть такие нпа: ИП президума ВАС РФ от 17 марта 2003 года № 71. Здесь грится что авансовые расчеты – это не декларация, их непредставление не влечет ответственности для налогоплательщиков.

Если в рез-те камеральной проверки выявлены нарушения и ошибки в налоговой декларации, несоответствие сведений представленных налогоплательщиком, сведений содержащихся в налоговом органе, в этом случае налогоплательщику сообщается о необходимости пояснения.

В течение 5 дней налогоплательщик может представить пояснения. Если эти пояснения не обоснованы и не устранили несостыковку, и налоговый орган устанви факт совершения налогового правонарушения, ФНС обязаны составить акт камеральной проверки в соотвтествии со статьей 100 НК РФ. Требования к составлению акта имебтся в нк рф, составляется в течении 10 дней проверяющим лицом. И более детально эти требования изложены в приказе от 29 декабря 2006 года. САЭ – 3-06/[email protected] нормативный акт такой, где есть требования. Акт проверкив течении 5 дней с даты его составления должен быть вручен проверяемому лицу. То есть отправлен ему.

Выездная налоговая проверка.

Включает непосредственное соприкосновение с налогоплатеьщиком, здесь может ыть осмотр инвентаризация вплоть до выемки. Она проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Такие проверки осуществляются не более раз в год, могут быть внеплановые проверки на основании данных полиции. Налоговые проверки проводятся в соотв с планом выездных проверок (Приказ ФНС от 30 мая 2007 года, концепция системы планирования выездных налоговых проверок) Есть спец основания для выездных проверок. Как правило в 3 года хотя бы раз проверить. Срок самой проверки – не более 2 месяцев()может быть продлен до 4 месяцев, в исключительных случаях до 6 месяцев. Исчисляется с момента вынесения решения о выездной проверкой. Налговый орган не вправе осуществлять в отношеннии одного налогоплательщика более 2 х проверок в течении 1 года.

В рамках проверки может быть проверен период 3 летней предшествующий году проверки.

Налоговые органы проводить 2 и более выездные проверки по одним и тем же налогом за одним и тем плательщиом.(есть исключения – при реорганизции и ликвидации, вышестоящим налоговым органом в рамках перепроверки – пункт 10, статьи 109)

Любой терр налоговый орган 1 раз в три года провер-ся вышестоящим налоговым органом, и в рамках этих проверок могут быть проверены и налогоплатеьщики.

Выездная проверка может быть приостановлена на основании решения руководителя налогового органа в случаях указанных в пункте 9 статьи 89 – истребование док-ов, проведение экспертизы, перевод док-ов на русский язык – перечень закрытый.

Срок приостановления не может превышать 6 месяцев. Последствия приостановления – в период приостановления должен вернуть подлинники док-ов должен вернуть налогоплательщику, налоговый орган не вправе истребовать какие-либо новые документы и сведения о налогоплательщике, не вправе проводить на территории налогоплательщика мероприятия налогового контроля. Возобновление ранее приостановленной проверки осущ-ся решением руководителя налогового органа.

Читайте так же:  Судебная практика дубликат справки на возврат госпошлины

Оформление результатов проверки.

Этапы оформления по выездной проверки:

1. Справка обо окончании выездной налогвой проверки, фиксирует момент окончония проверки

2. Акт выездной налоговой проверки. Составляется в течении 2 месяцев со дня составления справки.(статья 100 НК РФ)

3. Возражения налогоплательщика на акт проверки (в течении 15 дней со дня получениия акта)

4. Решение о привлечении налоговой ответсвтенности, об отказе в привлечении к ответственности. Статья 101 НК РФ.

5. Требование об уплате налога, пени, штрафа в течении 10 дней с момента вынесения решения. Здесь дается срок для добровольной уплаты – 10 дней, но налогоплательщик вправе на апелляционное обжалование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9253 — | 7352 — или читать все.

Повторная выездная налоговая проверка: особенности проведения

Многие бухгалтеры согласятся с тем, что хуже выездной налоговой проверки (ВНП) может быть только повторная выездная проверка.

Повторная ВНП — это проверка, которая проводится по налогам и периодам, уже проверенным в рамках предыдущих выездных проверок. При назначении повторной ВНП не действуют ограничения в виде запрета проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного год Таким образом, повторная ВНП может проводиться независимо от того, сколько проверок уже проводилось в отношении налогоплательщика в течение года.

Но не все так страшно. Налоговым кодексом предусмотрены всего два основания проведения повторной ВНП.

Ваш переезд проверке не помеха

По общему правилу решение о проведении выездной проверки выносит инспекция по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимател И эта же инспекция проверку проводит. То есть при вашем «переезде» в другую инспекцию ИФНС по прежнему месту нахождения может назначать и проводить проверку до внесения изменений в Это правомерно, и проверку не отменят. Но если проверка назначена старой ИФНС хотя бы в тот же день, когда внесена запись в госреестр, у вас есть все шансы обжаловать результаты

Даже если при переезде вы сменили регион, повторную проверку в порядке контроля работы нижестоящего налогового органа все равно назначит УФНС по прежнему месту вашего нахождени И проверку сданной после переезда уточненки «на уменьшение» за период, который проверялся на ВНП инспекцией по прежнему месту учета, назначит старая

А был ли мальчик, или Проверку назначила «несуществующая» ИФНС

Слияние инспекций мало затрагивает налогоплательщиков. Неудобство только в изменении реквизитов ИФНС (как правило, инспекция сообщает свои новые реквизиты во избежание ошибок при оформлении платежных документов на уплату налого но может этого и не сделать). И нужно получить новое свидетельство о постановке на налоговый уче поскольку наименование инспекции, ее адрес, ИНН и КПП изменятся. Для этого можно подать в ИФНС заявление о замене свидетельства в произвольной форме.

А если уже после того, как в была внесена запись о прекращении деятельности налогового органа в связи с реорганизацией, присоединяемая инспекция назначит проверку? Насколько правомерно такое решение? И может ли инспекция-правопреемница проводить ВНП на его основании?

С такой ситуацией столкнулась одна из наших читательниц. При реорганизации налоговых органов инспекция, в которой состояла на учете компания, присоединилась к другой. И 21 декабря, в день, когда в госреестр была внесена запись о прекращении деятельности ИФНС, заместитель руководителя «исчезающей» инспекции вынес решение о проведении выездной проверки. Выяснилось, что приказ о реорганизации вступал в силу только с 1 января, поэтому налоговики не сомневались в правомерности своих действий.

Приказы, на основании которых происходит реорганизация инспекций, издает ФНС. Это открытые документы, на них не стоит гриф «ДСП», многие из них есть в разделе «Законодательство» системы (информационный банк «Версия Проф» Но если вы попросите такой документ в ФНС, вам, скорее всего, вежливо откажут, сославшись на то, что запрашиваемая информация предназначена для внутреннего пользования.

Мнение читателя

“ ИФНС вынесла решение о проведении выездной проверки датой своего исключения из То есть в этот день по закону госорган уже утратил правоспособность. Подняли этот вопрос на рассмотрении возражений по акту проверки, и нам сказали, что Приказ ФНС о реорганизации вступил в силу только с 1 января, значит, проверка была назначена правомерно. И в ФНС тоже так считают. Оспаривать итоговое решение по проверке на этом основании не будем, чтобы отношения не портить, хотя, конечно же, налоговики не пр

Ирина,
юрист, г. Краснодар

Однако закон говорит о другом: при присоединении реорганизация считается завершенной с момента, когда в внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лиц То есть именно 21 декабря присоединяемая ИФНС утратила правоспособность, а ее права и обязанности перешли к реорганизованной инспекци Получается, что с этой даты назначать и проводить проверку могла только реорганизованная ИФНС. При обжаловании решения, вынесенного по результатам проверки, можно привести доводы о том, что решение о проведении ВНП было вынесено неправоспособной инспекцией и подписано неуполномоченным должностным лицом. Но не исключено, что при отсутствии других огрехов судьи сочтут такое нарушение процедуры назначения ВНП несущественным и не повлиявшим на законность решения по проверке.

А вот если прежняя инспекция вынесла спорное решение до внесения в записи о прекращении деятельности, реорганизованная ИФНС, как правопреемник, может на законном основании проводить выездную проверк Тут уж придраться не к чему.

Ознакомление с материалами налоговой проверки. Нарушения при выездной налоговой проверке. Право на ознакомление с материалами проверки.

Всем известно, что в случае проведения выездной проверки, налогоплательщику предоставлена возможность получить материалы проверки, в том числе и те, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий контроля, а также снимать с них копии, делать выписки.

Налоговое законодательство устанавливает довольно жесткие требования к порядку осуществления налоговыми органами мероприятий проводимого контроля, однако НК РФ не содержит прямых указаний на объем и порядок ознакомления проверяемого со всеми материалами проверки, чем зачастую пользуются налоговые органы, доказывая, что несоблюдение обозначенного права само по себе не говорит о существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки.

Рассмотрим, какие нарушения порядка предоставления налогоплательщику материалов налоговой проверки могут быть расценены судами как существенные процессуальные нарушения, наличие которых может служить причиной признания принятого решения незаконным.

Фабула дела:

По итогам выездной проверки налоговый орган вручил представителю ООО экземпляр акта проверки с приложениями на 230 листах. Согласно описи к акту прилагались протоколы допросов, поручения об истребовании документов и сопроводительные письма инспекций в адрес контрагентов, ответы на требования части контрагентов, протоколы расчета пени, расчет штрафа по НДФЛ, расчет суммы задолженности по НДФЛ. Представителю был вручен протокол допроса свидетеля, полученный в ходе дополнительных мероприятий контроля, никакие иные документы с актом проверки не были представлены.

Читайте так же:  Начисление налога на имущество

Решением налогового органа Общество было привлечено к ответственности по причине недоказанности наличия хозяйственных операций с контрагентами. Решением арбитражного суда решение налогового органа было оставлено в силе, поскольку налогоплательщиком не была подтверждена реальность хозяйственных операций.

Общество еще в период обжалования решения проверяющих в судебном порядке обращалось в инспекцию с заявлением о предоставлении возможности ознакомления с банковскими выписками или предоставлении их в суд.

Сославшись на то, что выписки по расчетным счетам контрагентов содержат налоговую, коммерческую и банковскую тайну, налоговая отказала в предоставлении банковских выписок в электронном виде.

ООО в суде заявило ходатайство об истребовании доказательств (банковских выписок, документов по взаимоотношениями с контрагентами) у проверяющих, суд в удовлетворении ходатайства отказал, но обязал налоговую ознакомить заявителя с документами, установив для этого соответствующий срок.

Обществу были предоставлены материалы проверки в объеме более 5 тысяч документов, результаты ознакомления отражены в соответствующем протоколе, который подписан ООО с возражениями о том, что изучение документов проводилось визуально, вручную переписывались выписки по 3 банкам, по причине отказа в предоставлении копий указанных документов. На изучение документов заявителю было дано 2 дня.

В связи с ограничением времени на ознакомление с большим объемом документов, ООО обратилось в налоговую с заявлением о предоставлении материалов проверки, на что получило ответ с предложением самостоятельно сделать копии документов, дополнительно согласовав время ознакомления. Налогоплательщик обжаловал действия в Управление ФНС РФ, но жалоба не была удовлетворена.

Бездействие налоговой, выразившееся в непредставлении в полном объеме материалов проверки, подтверждающих факты налоговых нарушений, отказ в предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки, а также действия по ограничению выбора способа ознакомления с материалами проверки, выразившиеся в запрете делать копии документов послужили основанием для обращения налогоплательщика в суд.

Судебный акт: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2019 г. по делу №А60-28780/2019

Выводы суда:

1. Статья 102 НК РФ об информации, содержащей налоговую и иную тайну, не исключает сбор и использование налоговым органом в качестве доказательств документов, свидетельствующих о фактах нарушений законодательства. Данная норма не препятствует выполнению налоговым органом положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ.

2. Положения НК РФ не содержат ограничений по представлению налогоплательщику документов, собранных инспекцией при проверке, в том числе содержащих налоговую или банковскую тайну. Поскольку аргументы проверяющих основаны (в том числе) на анализе выписок по счетам контрагентов в банках, они в обязательном порядке должны быть приложены к акту проверки.

3. Не только полное отражение в акте проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него является обязательным условием осуществления процедуры привлечения к ответственности. Предоставление права на ознакомление с материалами проверки в период производства по делу о налоговом правонарушении является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

4. Непредоставление полного пакета документов налогоплательщику для ознакомления является нарушением права на участие проверяемого в рассмотрении материалов проверки, поскольку это лишает плательщика права обладать полной информацией о вменяемых ему нарушениях, не позволяет обеспечить возможность защиты своих прав и интересов. Последующие ознакомления с материалами проверки также не свидетельствуют о предоставлении полного пакета документов.

5. Налоговый орган отрицал факт ограничения налогоплательщика в выборе способа ознакомления с материалами проверки, однако это не было зафиксировано в протоколе ознакомления. Суд учел показания представителя ООО, подтверждающие запрет делать копии выписок банка даже на телефон (нотариально заверенный протокол допроса свидетеля, в присутствии представителя налоговой).

6. Суд удовлетворил заявленные требования, поскольку предоставление права на ознакомление с материалами проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

Комментарии:

1) Как видим, попытка налоговой сослаться на налоговую тайну не помогла отстоять законность решения налогового органа в суде. Суд еще раз обратил внимание на то, что законодательство не предусматривает обстоятельств, при которых налоговый орган может быть освобожден от обязанности вручить проверяемому материалы проверки в полном объеме.

2) Из сложившейся судебной практики следует однозначный вывод о том, что плательщик имеет право на ознакомление с материалами проверки с использованием технических средств для формирования схемы защиты своих прав. В случае запрета на использование таких средств важно зафиксировать данный факт в соответствующем протоколе. От того, насколько полно заполнен протокол и отражены все замечания проверяемого, зависит судебная перспектива при оспаривании действий проверяющих.

3) Ранее проверяющие могли откладывать момент ознакомления с материалами проверки вплоть до их рассмотрения. Но с недавних пор ситуация изменилась — материалы проверок, завершенных после 03.09.2019, надлежит предоставлять налогоплательщику строго до рассмотрения дела и не позднее двух дней с даты подачи заявления о желании ознакомиться с материалами. Новшества напрямую направлены на то, чтобы обеспечить полноценное участие компании в рассмотрении материалов проверки и предоставить ей возможность подготовить обоснованные возражения.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес [email protected]

Видео (кликните для воспроизведения).

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Источники

Процессуальные действия при выездной налоговой проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here